Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Программа «Введение в этнотолерантность» Учебный курс предпрофильной подготовки
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
ПРОГРАММА
«Введение в этнотолерантность»
Учебный курс предпрофильной подготовки
Для учащихся 9-х, 8 часов
Программу подготовил учитель
истории и обществознания
Курицына М.Г.
г. Нефтеюганск
2007г.
Пояснительная записка
Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются: возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального самосознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этнической и религиозной почве.
Российская Федерация, являясь государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.
Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе. При этом особое значение придается и сфере образования.
Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного
просвещения и образования.
Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что Север является крупным центром миграционного притяжения, особенно в последние годы. Этот процесс обусловлен политической, социально-экономической напряженностью в постсоветском пространстве. В соответствии с Федеральными законами «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», лица, отнесенные к данным категориям, имеют возможность устройства детей в общеобразовательные учреждения наравне с гражданами Российской Федерации. Это создает определенную напряженность со стороны нефтеюганцев - учащихся и их родителей, а также некоторых учителей, которые оказываются психологически и профессионально не готовы к нормальному контакту с этими детьми. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного понимания и межэтнических отношений в школе. Важно указать и на другую сторону проблемы: люди, приехавшие в Нефтеюганск из республик СНГ в поисках лучшей жизни (зарплата, жилье, работа), также ощущают интолерантные чувства по отношению к жителям города. Это неизбежно проявляется во взаимоотношениях детей. Поэтому методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно- психологическую основу.
Способы организации учебного материала с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности. В дальнейшем уже более логичным будет применение и продуктивных методов с прогнозируемыми результатами самостоятельной деятельности учащихся.
При разработке средств обучения и воспитания этнотолерантности должно учитываться требование раскрывать основы данного направления в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Учебные пособия, наглядные средства обучения должны заключать в себе информационную, систематизирующую, обучающую, воспитательную функции и быть взаимосвязанными.
Также важен и вопрос о тексте, внетекстовых компонентах, методическом аппарате учебных пособий. Сущность вопроса заключается в проблеме недостаточной базы для работы над содержанием пособий (небольшое количество произведений современной художественной, научно-популярной литературы, в сюжетах и темах которой присутствует нужный уровень этнотолерантности, и т.п.). При такой ситуации целесообразным будет обращение к опыту, накопленному в нашей многонациональной стране в период существования СССР, в наследии которого есть огромный пласт культуры межнационального общения и интернационального воспитания.
Данная программа курса «Введение в этнотолерантность» рассчитана на 8 часов.
Цели программы:
Подготовка девятиклассника к ситуации выбора профиля.
Формирование целостного представления о культуре межнационального общения.
Воспитание эстетических и нравственных качеств личности, культурного и грамотного человека, понимающего свое единство с окружающим миром, чувство ответственности за его сохранность.
Подготовка обучающихся к решению проблем межнационального общения в условиях современного города.
Задачи:
Привить интерес к проблемам по этнологии И культуре
межнациональных отношений родного края;
• Ознакомить с историей и культурным наследием народов ХантыМансийского национального округа;
ознакомить с полиэтническими особенностями округа, города.
развить такие качества, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание;
сформировать творческие навыки в определении, анализе и поиске решений поликультурных и межнациональных проблем родного края;
развивать творческий потенциал детей, их познавательную активность.
приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать бережное отношение к памятникам многонациональной культуры своей Родины;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям других национальностей.
Содержание программы
Что такое этническая толерантность.
Понятие «толерантность», «этническая толерантность».
Фундаментальное и прикладное значение науки «этнология», актуальность ее принципов и положений в современном окружающем мире.
Понятие «интолерантность». Межнациональная рознь.
Межнациональные конфликты.
Этика межнациональных отношений.
Национальность. Основные понятия.
Национальная принадлежность человека. Национальное (этническое) самосознание.
Понятия: национальная культура, национальная психология,
национальное согласие, национальное единство, национальное общение, национальные предрассудки, национальные традиции.
Обряды, обычаи моего народа.
XМAO и югорцы, город Нефтеюганск и нефтеюганцы.
История формирования ХМАО. Из истории формирования этносов, составляющих население Югры и Нефтеюганска. Информация о поликультурном пространстве.
Веротерпимость
Что такое религия. Основные группы религиозных конфессий. Общая для всех вероисповеданий идея толерантности в отношении к окружающему человека миру.
Основные понятия: веротерпимость, человеколюбие, миролюбие,
сострадание.
Раздел, кол-во часов | № ур. | Тема урока | Дата провед. | Учащиеся должны знать | Общеучеб. умения | Специальные умения | Формы занятия | Домашнее задание |
Что такое этническая толерантность (3 ч) | 1 | Введение в этнотолерантность как учебный предмет. | Этнотолерантность. Толерантность. Этнос. Фундаментальные и прикладные значения науки. Этнология и ее принципы и положения в современном мире. | Конспектирование. Работа со словарем, составление понятийного словаря. | Объяснять различие и близость культур многонационального населения РФ. Объяснять значение науки. | Лекция с элементами беседы. Входное тестирование. | Составление понятийного словаря. | |
2 | Интолерантность и межнациональные конфликты. | Что такое интолерантность. Межнациональные конфликты. Межнациональная рознь. Межнациональная напряженность. | Объяснять причины возникновения и пути решения межнациональных конфликтов. | Лекция с элементами беседы. Разбор проблемных ситуаций. | Составление понятийного словаря. Сообщение из СМИ. | |||
3 | Этика межнациональных отношений. | Межнациональные отношения. Культура межнациональных отношений. Люди, которые меня окружают… | Составление развернутого письменного ответа на поставленный вопрос. | Осознание причастности к межнациональной культуре, образовавшейся в округе, городе. | Работа в малых группах. | Творческая работа «Люди, которые меня окружают». | ||
Национальность (1 час) | 4 | Национальное самосознание. Национальная культура. Национальные предрассудки. | Национальное самосознание .Национальная группа. Национальная гордость. Национальное согласие. Национальная культура. Национальное общение Национальная психология. Национальные предрассудки. Национальные традиции. Обряды, обычаи моего народа. | Работа со словарем. Конспектирование. Защищать свою исследовательскую деятельность. | Проводить мини-исследования по теме «Обряды, обычаи моего народа». | Лекция с элементами беседы. Разбор проблемных ситуаций. | Творческая работа «Обряды, обычаи моего народа». | |
Югра и югорцы (2 ч) | 5 | Этнический и национальный состав ХМАО. | История заселения ХМАО. Этнический и национальный состав ХМАО, г.Нефтеюганска. Финно-угорские народы. | Работа с учебным пособием История ХМАО, конспектирование, подготовка сообщений | Характеризовать этапы заселения ХМАО Объяснять сложившийся национальный состав, работать со статистическим материалом по теме. | Лекция, Работа в малых группах. | Сообщения. | |
6 | Русские, украинцы, белорусы. Народы средней Азии и Кавказа. Татары. Будни межнациональной Югры и Нефтеюганска. | Расселение по территории. Национальные традиции. Быт, культура, язык, нравы, костюмы. Современная национальная политика в городе, Югре. | Работа с дополнительной литературой, СМИ, подготовка сообщений | Характеризовать по типовому плану народность. Объяснять причины проблемы национальной политики в городе, искать пути их решения. | Представление и защита творческих работ. Оформление стенгазеты. | Сообщения. | ||
Веротерпимость (1 час.) | 7 | Христианство. Ислам. Буддизм. Местные верования. Атеизм. | Что такое религия. Краткая история возникновения. Особенности данной религии. Основные группы конфессий. Основные догматы. Общее в разных религиях. Атеизм. | Работа с дополнительной литературой, СМИ, составление сравнительной таблицы. | Дать определение понятиям. Уметь находить общее в разных религиях. | Представление и защита творческих работ. Работа в малых группах. | ||
Итоговое занятие | 8 | Мы такие разные и так похожи. | Урок обобщения и закрепления знаний, полученных в ходе изучения курса. | Умение аргументировано показать, насколько актуально утверждение о том, что планета Земля - наш общий дом, долг каждого- прилагать все свои силы для сохранения мира между людьми. | Ролевая игра. Представление сочинений на тему: «Мы такие разные и так похожи». Итоговая защита рефератов. |
Как написать и оформить реферат.
В настоящее время одной из распространенных форм познавательной деятельности учащихся можно считать написание реферативной работы и ее защита на уроке. Данная работа должна носить творческий характер, быть итогом серьезного интеллектуального труда школьника, а по своему оформлению приближаться к требованиям, предъявляемым к любой научной работе: статье, монографии, научному отчету.
Требования к написанию и оформлению реферата:
Тема реферата должна быть определена учителем и учеником совместно.
Совместно намечается план деятельности школьника, определяется порядок работы с литературой.
Ученик самостоятельно работает с научной литературой- конспектирует нужный материал, указывая ФИО автора, название книг, журналов и т.д.
Полученный теоретический материал обсуждается учителем и учеником. На этой основе составляется оглавление реферата и список использованной литературы.
МОУ «ООШ «12»
Культура народов
Выполнил:
ФИО
ученик 7 «_» кл
Руководитель:
Курицына М.Г.,
учитель истории
2005-2006 уч.год
Н
а титульном листе указывается:
Наименование учебного заведения.
ФИО исполнителя.
ФИО руководителя, его должность.
Год написания реферата.
Тема.
В оглавлении должны быть:
Введение.
Главы (2-3).
В каждой главе должны быть параграфы.
Заключение.
Список использованной литературы.
(Главам, разделам и параграфам даются названия. Напротив них указывается страница).
Весь наработанный учащимися материал должен быть логично распределен по главам (разделам) и параграфам.
При изложении материала в реферате необходимо правильно делать ссылки на литературные источники.
В процессе изложения материала следует избегать «ухода в сторону» от темы, нарушения логической последовательности, искажения мыслей ученых.
Не рекомендуется наклеивать на страницы реферата вырезанных из различных книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Это считается признаком «дурного тона», и не допускается в научной работе любого рода.
Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, то под рисунком должен быть указан настоящий автор.
В конце каждой главы желательно формулировать краткие выводы, выделять основные идеи. В Заключении необходимо подвести общий итог, сформулировать основные выводы, проанализировать степень успешности поставленных автором целей и задач, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы.
При составлении списка использованной литературы печатные работы располагаются в алфавитном порядке (по фамилии автора).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ:
«История Сибири с древнейших времен», 1 ч. Новосибирск, 1999 г.
«История мировых религий» Ю.Б.Пушкова, М: 2005 г.
«История религий в России» Н.А.Трофимцук, М: 2002 г.
«Религия. История и современность», Ш.М.Мунчаев, М: 1998 г.
«Религия в истории и культуре», М.Г.Писманика, М: 1998 г.
Журнал «Классный руководитель» № 4, 2006 г.
Большая российская энциклопедия.
Энциклопедия иностранных слов.
«Я познаю мир».
Сайты Interneta:
http:
http:
Похожие документы:
Посольства Королевства Нидерландов программа
Программа«Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»Целевая программа развития системы образования Курортного района Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы с перспективой до 2020 года Приложение к распоряжению
ПрограммаГосударственное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Курортного района Санкт-Петербурга «Научно-методический центр»«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімі» мемлекеттік мекемесі государственное учреждение
ПрограммаТема: «Задачи системы физико-математического образования Республики Казахстан по расширению представления качественных услуг образования (в рамках реализации Послания Президента Н.Публичный доклад исполняющей обязанности директора
ДокладОсновная цель лицея – формирование интеллектуального потенциала общества. Лицей представляет возможность наиболее способным учащимся оптимальные возможности для реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбораАссоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
ДокументМатериалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга