Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Человек в космосе – это всегда привлекает повышенное внимание. И это понятно. Ещё совсем недавно каждый полёт в космос – неординарное событие, и всё,...полностью>>
'Лекция'
На основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира. Земля – одна из планет, движущи...полностью>>
'Документ'
Утром начинается захватывающая экскурсия в древний город Набатейцев – Петру, настоящую сказку Ближнего Востока. Уникальный город расположен в горах, ...полностью>>
'Программа'
Труд во все времена являлся основой существования человека, но его содержание и принципы менялись с развитием общества и общественных отношений. На но...полностью>>

Программа «Введение в этнотолерантность» Учебный курс предпрофильной подготовки

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

ПРОГРАММА

«Введение в этнотолерантность»

Учебный курс предпрофильной подготовки

Для учащихся 9-х, 8 часов

Программу подготовил учитель

истории и обществознания

Курицына М.Г.

г. Нефтеюганск

2007г.

Пояснительная записка

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются: возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального самосознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этнической и религиозной почве.

Российская Федерация, являясь государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.

Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе. При этом особое значение придается и сфере образования.

Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного

просвещения и образования.

Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что Север является крупным центром миграционного притяжения, особенно в последние годы. Этот процесс обусловлен политической, социально-экономической напряженностью в постсоветском пространстве. В соответствии с Федеральными законами «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», лица, отнесенные к данным категориям, имеют возможность устройства детей в общеобразовательные учреждения наравне с гражданами Российской Федерации. Это создает определенную напряженность со стороны нефтеюганцев - учащихся и их родителей, а также некоторых учителей, которые оказываются психологически и профессионально не готовы к нормальному контакту с этими детьми. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного понимания и межэтнических отношений в школе. Важно указать и на другую сторону проблемы: люди, приехавшие в Нефтеюганск из республик СНГ в поисках лучшей жизни (зарплата, жилье, работа), также ощущают интолерантные чувства по отношению к жителям города. Это неизбежно проявляется во взаимоотношениях детей. Поэтому методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно- психологическую основу.

Способы организации учебного материала с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности. В дальнейшем уже более логичным будет применение и продуктивных методов с прогнозируемыми результатами самостоятельной деятельности учащихся.

При разработке средств обучения и воспитания этнотолерантности должно учитываться требование раскрывать основы данного направления в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Учебные пособия, наглядные средства обучения должны заключать в себе информационную, систематизирующую, обучающую, воспитательную функции и быть взаимосвязанными.

Также важен и вопрос о тексте, внетекстовых компонентах, методическом аппарате учебных пособий. Сущность вопроса заключается в проблеме недостаточной базы для работы над содержанием пособий (небольшое количество произведений современной художественной, научно-популярной литературы, в сюжетах и темах которой присутствует нужный уровень этнотолерантности, и т.п.). При такой ситуации целесообразным будет обращение к опыту, накопленному в нашей многонациональной стране в период существования СССР, в наследии которого есть огромный пласт культуры межнационального общения и интернационального воспитания.

Данная программа курса «Введение в этнотолерантность» рассчитана на 8 часов.

Цели программы:

  • Подготовка девятиклассника к ситуации выбора профиля.

  • Формирование целостного представления о культуре межнационального общения.

  • Воспитание эстетических и нравственных качеств личности, культурного и грамотного человека, понимающего свое единство с окружающим миром, чувство ответственности за его сохранность.

  • Подготовка обучающихся к решению проблем межнационального общения в условиях современного города.

Задачи:

  • Привить интерес к проблемам по этнологии И культуре

межнациональных отношений родного края;

• Ознакомить с историей и культурным наследием народов Ханты­Мансийского национального округа;

  • ознакомить с полиэтническими особенностями округа, города.

  • развить такие качества, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание;

  • сформировать творческие навыки в определении, анализе и поиске решений поликультурных и межнациональных проблем родного края;

  • развивать творческий потенциал детей, их познавательную активность.

  • приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать бережное отношение к памятникам многонациональной культуры своей Родины;

  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям других национальностей.

Содержание программы

Что такое этническая толерантность.

Понятие «толерантность», «этническая толерантность».

Фундаментальное и прикладное значение науки «этнология», актуальность ее принципов и положений в современном окружающем мире.

Понятие «интолерантность». Межнациональная рознь.

Межнациональные конфликты.

Этика межнациональных отношений.

Национальность. Основные понятия.

Национальная принадлежность человека. Национальное (этническое) самосознание.

Понятия: национальная культура, национальная психология,

национальное согласие, национальное единство, национальное общение, национальные предрассудки, национальные традиции.

Обряды, обычаи моего народа.

XМAO и югорцы, город Нефтеюганск и нефтеюганцы.

История формирования ХМАО. Из истории формирования этносов, составляющих население Югры и Нефтеюганска. Информация о поликультурном пространстве.

Веротерпимость

Что такое религия. Основные группы религиозных конфессий. Общая для всех вероисповеданий идея толерантности в отношении к окружающему человека миру.

Основные понятия: веротерпимость, человеколюбие, миролюбие,

сострадание.

Раздел, кол-во часов

ур.

Тема урока

Дата провед.

Учащиеся должны знать

Общеучеб. умения

Специальные умения

Формы занятия

Домашнее задание

Что такое этническая толерантность (3 ч)

1

Введение в этнотолерантность как учебный предмет.

Этнотолерантность.

Толерантность.

Этнос.

Фундаментальные и прикладные значения науки.

Этнология и ее принципы и положения в современном мире.

Конспектирование.

Работа со словарем, составление понятийного словаря.

Объяснять различие и близость культур многонационального населения РФ.

Объяснять значение науки.

Лекция с элементами беседы.

Входное тестирование.

Составление понятийного словаря.

2

Интолерантность и межнациональные конфликты.

Что такое интолерантность.

Межнациональные конфликты.

Межнациональная рознь.

Межнациональная напряженность.

Объяснять причины возникновения и пути решения межнациональных конфликтов.

Лекция с элементами беседы.

Разбор проблемных ситуаций.

Составление понятийного словаря.

Сообщение из СМИ.

3

Этика межнациональных отношений.

Межнациональные отношения.

Культура межнациональных отношений.

Люди, которые меня окружают…

Составление развернутого письменного ответа на поставленный вопрос.

Осознание причастности к межнациональной культуре, образовавшейся в округе, городе.

Работа в малых группах.

Творческая работа «Люди, которые меня окружают».

Национальность (1 час)

4

Национальное самосознание.

Национальная культура.

Национальные предрассудки.

Национальное самосознание .Национальная группа. Национальная гордость. Национальное согласие. Национальная культура. Национальное общение Национальная психология.

Национальные предрассудки.

Национальные традиции.

Обряды, обычаи моего народа.

Работа со словарем.

Конспектирование.

Защищать свою исследовательскую деятельность.

Проводить мини-исследования по теме «Обряды, обычаи моего народа».

Лекция с элементами беседы.

Разбор проблемных ситуаций.

Творческая работа «Обряды, обычаи моего народа».

Югра и югорцы (2 ч)

5

Этнический и национальный состав ХМАО.

История заселения ХМАО.

Этнический и национальный состав ХМАО, г.Нефтеюганска.

Финно-угорские народы.

Работа с учебным пособием История ХМАО, конспектирование, подготовка сообщений

Характеризовать этапы заселения ХМАО

Объяснять сложившийся национальный состав, работать со статистическим материалом по теме.

Лекция,

Работа в малых группах.

Сообщения.

6

Русские, украинцы, белорусы.

Народы средней Азии и Кавказа.

Татары.

Будни межнациональной Югры и Нефтеюганска.

Расселение по территории. Национальные традиции. Быт, культура, язык, нравы, костюмы.

Современная национальная политика в городе, Югре.

Работа с дополнительной литературой, СМИ, подготовка сообщений

Характеризовать по типовому плану народность.

Объяснять причины проблемы национальной политики в городе, искать пути их решения.

Представление и защита творческих работ.

Оформление стенгазеты.

Сообщения.

Веротерпимость

(1 час.)

7

Христианство.

Ислам.

Буддизм.

Местные верования.

Атеизм.

Что такое религия.

Краткая история возникновения.

Особенности данной религии.

Основные группы конфессий.

Основные догматы. Общее в разных религиях.

Атеизм.

Работа с дополнительной литературой, СМИ, составление сравнительной таблицы.

Дать определение понятиям.

Уметь находить общее в разных религиях.

Представление и защита творческих работ.

Работа в малых группах.

Итоговое занятие

8

Мы такие разные и так похожи.

Урок обобщения и закрепления знаний, полученных в ходе изучения курса.

Умение аргументировано показать, насколько актуально утверждение о том, что планета Земля - наш общий дом, долг каждого- прилагать все свои силы для сохранения мира между людьми.

Ролевая игра.

Представление сочинений на тему: «Мы такие разные и так похожи».

Итоговая защита рефератов.

Как написать и оформить реферат.

В настоящее время одной из распространенных форм познавательной деятельности учащихся можно считать написание реферативной работы и ее защита на уроке. Данная работа должна носить творческий характер, быть итогом серьезного интеллектуального труда школьника, а по своему оформлению приближаться к требованиям, предъявляемым к любой научной работе: статье, монографии, научному отчету.

Требования к написанию и оформлению реферата:

  1. Тема реферата должна быть определена учителем и учеником совместно.

  1. Совместно намечается план деятельности школьника, определяется порядок работы с литературой.

  1. Ученик самостоятельно работает с научной литературой- конспектирует нужный материал, указывая ФИО автора, название книг, журналов и т.д.

  1. Полученный теоретический материал обсуждается учителем и учеником. На этой основе составляется оглавление реферата и список использованной литературы.

МОУ «ООШ «12»

Культура народов

Выполнил:

ФИО

ученик 7 «_» кл

Руководитель:

Курицына М.Г.,

учитель истории

2005-2006 уч.год


  1. На титульном листе указывается:

  • Наименование учебного заведения.

  • ФИО исполнителя.

  • ФИО руководителя, его должность.

  • Год написания реферата.

  • Тема.

  1. В оглавлении должны быть:

    • Введение.

    • Главы (2-3).

    • В каждой главе должны быть параграфы.

    • Заключение.

    • Список использованной литературы.

(Главам, разделам и параграфам даются названия. Напротив них указывается страница).

  1. Весь наработанный учащимися материал должен быть логично распределен по главам (разделам) и параграфам.

  2. При изложении материала в реферате необходимо правильно делать ссылки на литературные источники.

  3. В процессе изложения материала следует избегать «ухода в сторону» от темы, нарушения логической последовательности, искажения мыслей ученых.

  4. Не рекомендуется наклеивать на страницы реферата вырезанных из различных книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Это считается признаком «дурного тона», и не допускается в научной работе любого рода.

  5. Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, то под рисунком должен быть указан настоящий автор.

  6. В конце каждой главы желательно формулировать краткие выводы, выделять основные идеи. В Заключении необходимо подвести общий итог, сформулировать основные выводы, проанализировать степень успешности поставленных автором целей и задач, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы.

  7. При составлении списка использованной литературы печатные работы располагаются в алфавитном порядке (по фамилии автора).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. «История Сибири с древнейших времен», 1 ч. Новосибирск, 1999 г.

  2. «История мировых религий» Ю.Б.Пушкова, М: 2005 г.

  3. «История религий в России» Н.А.Трофимцук, М: 2002 г.

  4. «Религия. История и современность», Ш.М.Мунчаев, М: 1998 г.

  5. «Религия в истории и культуре», М.Г.Писманика, М: 1998 г.

  6. Журнал «Классный руководитель» № 4, 2006 г.

  7. Большая российская энциклопедия.

  8. Энциклопедия иностранных слов.

  9. «Я познаю мир».

Сайты Interneta:

  1. http:

  1. http:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Посольства Королевства Нидерландов программа

    Программа
    «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»
  2. Целевая программа развития системы образования Курортного района Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы с перспективой до 2020 года Приложение к распоряжению

    Программа
    Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Курортного района Санкт-Петербурга «Научно-методический центр»
  3. «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімі» мемлекеттік мекемесі государственное учреждение

    Программа
    Тема: «Задачи системы физико-математического образования Республики Казахстан по расширению представления качественных услуг образования (в рамках реализации Послания Президента Н.
  4. Публичный доклад исполняющей обязанности директора

    Доклад
    Основная цель лицея – формирование интеллектуального потенциала общества. Лицей представляет возможность наиболее способным учащимся оптимальные возможности для реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора
  5. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

Другие похожие документы..