Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тезисы'
Становление и раз­ви­тие ремесленного профессионального образования в Рос­сии: Тез. докл. 1-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 16 – 18 дек...полностью>>
'Решение'
Руководствуясь Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федера...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «22» декабря 2010 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидат...полностью>>
'Документ'
Вступ України у третє тисячоліття супроводжується рядом складних та неоднозначних процесів: подальшою демократизацією українського суспільства, погли...полностью>>

Курс по выбору для учащихся 9,10

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

« ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

Элективный курс по выбору для учащихся 9,10, 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих историю на профильном уровне.

Автор – ИВАНОВСКАЯ ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА, учитель истории и обществознания МОУ СОШ село Урицкое Лысогорский район Саратовская область

Пояснительная записка

Программа элективного курса по выбору «История государственного управления в России» » для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов , изучающих историю в общеобразовательных школах гуманитарного, социально – экономического и философского профиля, а также в гимназиях, лицеях, колледжах. рассчитана на 16 часов, ориентирована на привлечение внимания к изучению вопросов государственного управления, перспективу профильного изучения истории государственного управления в старшем звене, возможности получения по окончанию школы юридического образования.

В процессе работы по изучению данного курса школьники ознакомятся не только с основами знаний об истории государственного управления, но и получат практические умения и навыки, необходимые каждому человеку в современном обществе, ценностные ориентиры, позволяющие сформировать осознанное отношение к правовым и политическим реалиям.

Актуальность изучения истории государственного управления в России предопределена следующими факторами: огромной ролью, которую всегда играло государственное управление в российском обществе путем целенаправленного организационно регулирующие воздействия на общественные процессы и отношения, различные сферы общественной жизни, - тем самым, определявшее во многом сознания, поведения и деятельность людей; уникальностью отечественного исторического опыта в сфере государственного управления без глубокого изучения и учета которого (всех его позитивных и негативных сторон) невозможен путей становления современной российской государственности.

Курс «История государственного управления в России» позволит воспитать у юношества чувство патриотизма и гордости за Отечество, воспитать гражданственность, способствует воспитанию законопослушного гражданина, способствует преодолению правового нигилизма.

Кроме того, эти знания, умения и ценности раскрываются также через следующие аспекты:

обсуждение актуальных общественных проблем;

формирование умения выявлять конфликт ценностей, который, как правило, присутствует в каждой жизненной ситуации, и обучение работе с ним;

приобретение навыков разрешения конфликтов.

Предлагаемый пропедевтический курс истории государственного управления направлен на преодоление правового нигилизма школьников, формирование правовой культуры и правомерного поведения учащихся.

В значительной степени этому способствуют предлагаемые методы обучения. Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить:

ролевые игры и имитации;

деловые игры и моделирование (упрощенные судебные разбирательства);

семинарские занятия

Это обусловлено целями, задачами и содержанием курса, его практической направленностью. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем ,что способствует не только усвоению знаний, но и овладению умениями и навыками, формированию жизненной позиции, создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия

Ожидаемые учебные результаты

Знания

В результате изучения элективного курса предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объекта;

- использование элементов причинно – следственного и структурно – функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства ( в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

Формами промежуточной аттестации учащихся являются : участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Владеть компетенциями:

- информационно – поисковой,

- учебно – познавательной,

- коммуникативной,

- рефлексивной

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

умения и навыки

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфик, адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- владение навыками редактирования текста;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач

Умения и навыки творческого и поискового характера,

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно – исследовательской работы, выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос «Что произойдёт , если..»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, , использование разнообразных ( в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки , передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

отношения, качества, ценности

задуматься и выразить свое отношение к различным подходам в разрешении проблем;

задуматься и выразить свое отношение к проблемам устройства и деятельности государства и общества;

задуматься о своих месте и роли в жизни общества и государства.

Формы оценивания – возможна зачётная система.

Или форма оценивания коммуникативных навыков.

Эта форма позволяет оценить навыки учащихся выражать свои мысли в письменной или устной форме. Эти навыки являются частью коммуникативных навыков (навыков общения). Прежде чем использовать данную форму, педагог должен определить нормы проведения презентации (или форму представления результатов работы). Настоящая форма адаптирована под пятибалльную систему оценок. Примером использования этой формы может служить оценка заданного на дом эссе-размышления (а в принципе для оценки такого эссе можно использовать 1-3, оценивая, таким образом, знания, навыки мышления, навыки презентации мыслей).

«5»

все идеи презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и о способностях мыслить логически;

тема презентации четко определена и хорошо разработана;

презентация имеет структуру (разделы), отлично организована;

соблюдаются принятые нормы проведения презентации.

«4»

большинство идей презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и о способностях мыслить логически;

тема презентации четко определена и хорошо разработана, но встречаются нестыковки в повествовании;

презентация имеет структуру (разделы), хорошо организована;

соблюдается большинство принятых норм проведения презентации.

«3»

около половины идей презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и способностях мыслить логически;

тема презентации определена нечетко и недостаточно хорошо разработана;

презентация имеет нечеткую структуру (разделы) и недостаточно хорошо организована;

не уделяется достаточно внимания соблюдению принятых норм проведения презентации.

«2»

большинство идей в презентации выражено нечетко;

тема презентации определена нечетко и плохо разработана;

презентация имеет очень неясную структуру;

встречается много нарушений принятых норм проведения презентации.

«1»

все идеи в презентации выражены нечетко;

тема презентации определена нечетко и не разработана;

презентация имеет очень неясную структуру или вообще ее не имеет;

не соблюдаются принятые нормы проведения презентации.

Структура курса «История государственного управления в России»

1. Введение. – 1 час

2.Власть и управление Киевской Руси.

3..Государственный аппарат в период становления и развития русского централизованного государства (конец ХУ-ХУ1 вв.). – 1 час

4..Высшие, централизованные местные органы власти и управления России ХУ11 вв.- 1 час

5..Приказная система управления ХУ11 века. – 1 час

6.Реформы государственного аппарата Петра 1. – 1 час

7.Высшие, центральные, местные органы и сословные учреждения периода реформ Екатерины П. – 1 час

8.Государственный аппарат России первой четверти Х1Х века. Проекты М. Сперанского.

бюрократизация и милитаризация государственного аппарата при Николае 1. – 1 час

9.. Реформа местного самоуправления 60-70 годов Х1Х века (земская и городская).

Судебная и военная реформы 60-70 годов Х1Х века. – 1 час

10.Государственный аппарат и парламентская система России (1905-1917 гг.).

Государственные учреждения и местное самоуправление Временных правительств 1917 года. – 1 час

11.Формирование органов власти и управления большевистской диктатуры. – 1 час

12.Образование унитарного Союза ССР и его управленческих структур. – 1 час

органы власти и управления сталинского террористического режима. – 1 час

13.Советский «парламентаризм» послесталинского периода (1953-1982 гг.) и реальные органы власти и управления. – 1 час

14.Изменения в органах власти и управления в период «перестройки» и распада СССР (1985-1991 гг.) Становление новой российской государственности. – 1 час

15.-16 Итоговое занятие - 2 час

СОДЕРЖАНИЕ курса – рабочие ресурсы:

Введение.

Данная курс содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации. Развитие как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Мир становится ареной быстрых перемен. Все более частыми и значительными становились научно – технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

Россия имеет свою тысячелетнюю историю управленческой мысли.

Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.

На мой взгляд, данная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам

1.Эволюция управленческой мысли.

С содержательной точки зрения эволюция управленческой мысли представляет собой процесс формирования и трансформации совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики в течение исторически длительного периода времени. Управление как практическая деятельность зародилось сразу же как только далёкий предок нынешнего человека стал осознавать себя социальным существом, что было естественной реакцией на потребность в координировании совместных действий людей для достижения общих целей, связанных, прежде всего, с жизнеобеспечением. В своем развитии управленческая мысль претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. По мнению А.И.Кравченко, на этих этапах управление изменялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях. Первую из них он называет религиозно-коммерческой и связывает с шумерской и египетской цивилизацией (примерно 3000 г. до н.э.), когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров. Вторая управленческая революция носит светско - административный характер и связывается с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 - 1750гг. до н.э.). При нем был создан знаменитый кодекс Хаммурапи, содержавший 285 законов . Третья управленческая революция носит производственно-строительный характер и связывается с именем царя Навуходоноссора II (605 - 562гг. до н.э.), который бы автором проектов Вавилонской башни и висячих садов. По мнению А.И.Кравченко, третью революцию в менеджменте характеризует применение методов управления в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля качества продукции. Четвертая управленческая революция по времени совпала с промышленной революцией XVII-XIX веков и по существу стала её результатом. Переход от мануфактуры (ручного производства) к фабричному производству ознаменовал резкое разделение труда с закреплением за работниками и производственными подразделениями частных функций. Пятая управленческая революция называется менеджерской и по временному интервалу ложится почти целиком на двадцатое столетие. Сущность качественного изменения состоит в том, что менеджеры, заняв ключевые позиции в управлении производством, принципиальным образом потеснили собственников предприятий и акционеров. Чтобы лучше понять эволюцию управленческой мысли и её внутренние пружины, следует различать государственное управление (макроуправление) и управление корпорацией или предприятием (микроуправление). До XIX-XX веков управленческая мысль в основном развивалась и совершенствовалась вокруг государственного управления. Любое государство зарождалось, развивалось и крепло, имея стройную систему управления, основанную на вполне определенных управленческих установках, приоритетах, методах. И чем крупнее было государство, тем сложнее была система управления им. Многие правители и лучшие умы своего времени вкладывали свою мысль в развитие и повышение эффективности государственного управления

Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности.

2. История управления в России. Власть и управление Киевской Руси.

2.1.. Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси (IX -начало ХП вв.). Система государственного и местного управления в русских княжествах в удельный период ХП - XV вв.

Образование древнерусского государства - одна из наиболее важных и сложных научных проблем отечественной истории.

В самостоятельную этническую общность восточные славяне выделяются в середине I тыс. н.э. К VI в. у восточных славян складываются первые предгосударственные объединения -союзы племен. Союзы возглавлялись военными вождями - князьями и родовой знатью. Высшим органом управления было народное собрание - вече, на котором решались все важнейшие вопросы. Наследование княжения шло по линии рода.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв.. можно определить как «военную демократию».

К VIII в. складываются государственно-политические образования славян, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами (Славия), вторым - южный во главе с полянами и центром в Киеве (Куявия).

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась т.н. десятичная, или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Из дружинников формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) - в городах и волостелям - сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения - т.н. корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица -кормленщиками.

Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя

В условиях усиливающейся феодальной раздробленности постепенно складывались два центра власти княжеский дворец и боярская вотчина.

«Русская Правда» Ярослава Мудрого – первый на Руси писаный свод законов, который ввёл в действие князь в начале своего правления, стремясь установить законность и порядок в русских землях. . Собственно название «Русская Правда» носят три памятника – «Краткая Правда», «Пространная Правда», «Сокращённая Правда». «Краткая Правда» - содержит перечень статей за те или иные проступки, за уголовные преступления – не кровную месть, а систему штрафов.»Пространная правда» - памятник 12 века, в который входят постановления о взимании процентов, порядке наследования, торговле, защите имущества. Целый ряд статей свидетельствует о довольно высоком уровне развития товарно – денежного хозяйства Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка. Защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было много в те времена. Русская Правда строго наказывала за умышленное убийство. Причём допускалась ещё кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже убить его, но это могли сделать только близкие родственники (отец, брат, сын, дядя), а дальним родственникам месть запрещалась. Так ограничивалась кровная вражда.

В раннефеодальной монархии важную государственную функцию выполняло народное собрание вече (от «вещать» - говорить). Народное вече соответствует франц. слову «парламент», т.е. то место где говорит народ о государственных делах. В компетенцию веча первоначально входили все вопросы государственного правления, законодательство, суд. Постепенно этот круг сузился, и у веча остались только функции контроля за управлением, выборы и смещение представителей администрации, вопросы войны и мира и т.д. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор («ряд»).

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Текущее управление осуществляли городовые и местные общины, сотни и верви, а также княжеская администрация.

Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды.

. К моменту распада Древнерусского государства насчитывалось три формы правления: Княжеская, Боярская и Вече.

Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125), внук Ярослава Мудрого, был крупным государственным деятелем, образованнейшим человеком своего времени. «Поучение Владимира Мономаха» является не только литературным памятником , но и руководством по управлению государством, одним из источников формирования управленческой мысли .Законодательная деятельность Мономаха диктовалась сложностью социально – политической ситуации в Киеве. Поэтому в «Уставе Мономаха» князь облегчил положение различного рода должников и позволил закупам уходить от своего господина. Сильный князь был инициатором Любечского съезда князей, с одной стороны призвавшего князей к единению в борьбе с внешней опасностью, а с другой – закрепивший ситуацию раздробленности на Руси.

Социальная дифференциация закреплялась принимавшимися властью законами, основным источником государственного законодательства была Русская Правда.

Удельный период в истории Руси принято делить на два этапа: домонгольский и монгольский.

В первой половине ХШ в. русские княжества после разгрома монголами попали в положение данников Золотой Орды. Княжества сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одном}' из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского «ярлыка». Получение этого символа давало право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Русские князья были обязаны поставлять в Монголию и Орду дань и рекрутов для ханского войска. Хан Золотой Орды был вассалом великого хана, столица которого в середине XIII в. была перенесена из Монголии в Китай. Сбор налогов и мобилизация русских в монгольское войско осуществлялись по приказам великого хана, скрепленным подписью хана Золотой Орды.

Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

В конце XIII в. изменилась система налогообложения, осуществляемая монголами. Русская церковь была освобождена от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великому Новгороду были гарантированы автономия и право на свободную торговлю. Русским князьям было предоставлено право самостоятельно собирать налоги.

Трижды (с 1245 по 1274 гг.) монголы проводили перепись населения. Число мобилизованных русских зависело от размеров населенной территории, была установлена десятичная система В основном князья периода монгольского владычества всю свою управленческую энергию сосредоточивали на внутренней административной и судебной деятельности. Княжеский двор становился центром государства. Главой органа управления его имениями становился наиболее влиятельный придворный.

3. Государственный аппарат в период становления и развития русского централизованного государства (конец ХУ-ХУ1 вв.).

.Становление российской государственности (конец XV - XVI вв.). Кризис российской государственности в период Смутного времени. Преодоление последствий Смуты и развитие государственного управления в XVII в.

Во 2 пол. XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

Говоря о централизации, следует иметь в виду 2 процесса: объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы; и создание централизованного государственного аппарата. .В 1497 году был принят Судебник Ивана 3 – новый закон государства. Он отразил экономические , политические и социальные изменения в государстве.

Великие князья оказались во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот.

Боярство было верхним слоем формировавшейся правящей элиты Московского государства. В конце XV в. реальную социальную опору власти великого князя составили также новые общественные группы, складывающиеся в этот период: дворянство, ратные люди (профессиональные военные), казачество и др.

Формируется сословие дворян, имеющее давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже выросло дворянство, были «отроки» (младшие дружинники князя). Потом появляются княжьи «дворные» слуги, в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединялись в группу «детей боярских», так и не доросших до бояр, но составивших социальную базу дворянства. Необходимость предоставления земель и крестьян на ней новым землевладельцам – помещикам привело к необходимости закрепить крестьян за определённой территорией и запретить им переход. Царь установил единую неделю для перехода в году и плату крестьянина – пожилое, которая была очень большой. В это же время появляется государственный герб – утверждённый при Иване 3 двуглавый орёл.

При назначении служилых людей на должности учитывались как служебное значение фамилий, к которым она принадлежали, т.е. служебная знатность данного рода, так и генеалогическое положение претендента внутри своей фамилии.

Местничество выделяло бояр в особую группу, назначением которой было участие в верховном управлении государством. Олицетворением этого аристократического порядка властвования стала Боярская Дума.

Боярская Дума - высший орган власти в Русском государстве, состоявший из светских и духовных феодалов, действовавший постоянно на основе принципа местничества и опиравшийся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. В XV - начале XVI вв. Дума существовала как совещательное и законодательное учреждение.

Реформы Ивана 4 многое изменили. Целью реформ было формирование централизованного государства – с сильной вертикальной властью, с чётким управлением. Этого требовали и резко выросшие территории государства. Реформы вначале проводились при поддержке широких слоёв населения, так как царь объявил борьбу боярским злоупотреблениям. Земский Собор 1549 года - собрание представителей всех земель, но не выбранных, а назначенных властью. В 1550 году – Новый судебник. Он наделял Боярскую Думу правом законодательного органа, увеличивал плату за пожилое. Тогда же были созданы приказы, каждый из которых ведал определёнными делами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2-10 классов общеобразовательных учреждений Минск 2007

    Документ
    Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений (программы представлены в авторской редакции).
  2. Программа курса по выбору для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений (2)

    Программа курса
    Программа факультативных занятий «Иммунная система человека» знакомит учащихся с перспективной наукой иммунологией. Можно не сомневаться, что большинство из ныне живущих на планете Земля людей знают об инфекционных болезнях как о
  3. Программа курса по выбору для учащихся ХІІ класса общеобразовательных учреждений (2)

    Программа курса
    Преобладающим содержанием курса по выбору «Географическое прогнозирование» выступает представление возможностей географического прогнозирования на основе имеющихся закономерностей развития географических объектов, процессов и явлений,
  4. Программа курса по выбору для учащихся 9 класса Автоматизированная система

    Программа курса
    Любое промышленное изделие (например, автомобиль, подшипник, рельс и т. д.) имеет два вида существования: внутри предприятия (от проектирования до изготовления) и вне его (с момента реализации и до истечения срока его эксплуатации
  5. Программа курса по выбору для учащихся 12 класса общеобразовательных учреждений

    Программа курса
    Данный  курс  по выбору позволяет расширить представления учащихся о применении математики, ее роли в экономике и современной жизни, а также закрепить, углубить и обобщить имеющиеся знания и умения по математике с помощью решения

Другие похожие документы..