Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Настоящее Положение о Совете директоров (далее - Положение) Закрытого акционерного общества «Сибирская Аграрная Группа» (далее - общество) разработан...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » декабря 2010 года в часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.04 по социологическим наукам в Московском государственн...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Э Этнология [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.В. Маликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М....полностью>>
'Документ'
Почтовый адрес, по которому могут, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах", - должны направляться запол...полностью>>

Курс по выбору для учащихся 9,10

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Но за годы «перестройки» было сделано удивительно ма­ло для реального реформирования хозяйственного меха­низма. Принятые союзным руководством законы расши­ряли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагива­ли принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следст­вие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производствен­ных связей между предприятиями разных союзных рес­публик, возросшее самовластье директоров, недально­видная политика искусственного, за счет дополнитель­ной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это при­вело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономи­ческого, кризиса в стране. Разрушение старой экономи­ческой системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР.

Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

Политика «перестройки», начатая частью руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. Началась реорганизация экономической и политической систем. В системе актов, регламентирующих систему высших органов власти, наиболее важным новшеством стал закон (март 1990 г.) об учреждении поста Президента СССР. Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считался избранным. Президент представляет Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда, по согласованию с Правительством освобождает и назначает его членов. Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие должностные лица союзных республик. При Президенте действует совещательный Президентский Совет.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме.

12 июня 1990 г. Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитет РСФСР», где говорилось о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. При этом некоторые положения противоречили Конституции СССР и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще: провозглашались верховенство Конституции РСФСР и возможность приостанавливать действие актов Союза ССР.

Реализации положений Декларации были изложены в Постановлении Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР» от 22 июня 1990 г.

В декабре 1990 г. принимается Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», предусматривающий новую форму непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти. Предметами референдума могли быть: принятие новых или изменение законов СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и в учреждениях.

19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение на 6 месяцев, вводилась цензура. Но сохранить власть в своих руках ГКЧП не сумел и 22 августа 1991 г. все его члены были арестованы.

Т.о. В результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении «перестройки» глубокий кризис советской системы закончился ее крахом и распадом СССР в декабре 1991 г.

8 декабря 1991 г. высшие руководители РСФСР, Украины и Белоруссии подписали соглашение о прекращении действия союзного договора 1922 г. и о роспуске всех государственных структур СССР. Между Россией, Украиной и Белоруссией было образовано Содружество независимых государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. 21 декабря 1991 г. в СНГ вступили еще 8 республик (кроме прибалтийских и Грузии). 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев, являвшийся к тому времени президентом несуществующего государства, сложил свои полномочия.

3.10.. Управленческая модель, сложившаяся после 1991 года.

12 декабря 1993 г. Всенародным референдумом была принята Конституция РФ.

Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Конституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области. Конституция определила структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган – двухпалатное Федеральное Собрание, высший исполнительный орган – Правительство РФ, высший судебный орган – Верховный Суд. Предусмотрено создание органа конституционного надзора – Конституционного Суда.

Конституция установила законодательные основы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления отделены от государственных органов власти, они самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции.

В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-экономических консультаций, а в августе 1994 г. – управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания.

На преодоление кризиса власти был направлен Указ 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в России»

Российский менеджмент сегодня

Принципы формирования российского менеджмента

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям4.

1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”5.

В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.

В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.

3.Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины” 3. На наш взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

Подходы к проект -менеджменту в России

Проект-менеджмент в России на сегодняшний день уже является частью обязательной учебной программы для студентов экономических вузов. В печати хватает публикаций на эту тему, а на рынке появились фирмы, специализирующиеся на оказании услуг в области проект -менеджмента.

Но можно ли говорить о том, что сложилось однозначное «российское» понимание проект -менеджмента? У меня создается такое впечатление, что подходы к определению и использованию проект -менеджмента очень расплывчаты, и уж точно не складываются в какое-то единое представление о проект -менеджменте как о практическом подходе к реализации проекта в рамках имеющейся организационной структуры компании.

Прежде всего, мне хотелось бы внести ясность в определение и возникновение проект -менеджмента как такового. Проект-менеджмент — область знаний, применяемая при управлении отдельно взятым проектом. Проект может быть любым — от разработки нового продукта до строительства небоскреба. Объединяет эти проекты одно определение — это однократное, ограниченное во времени целенаправленное мероприятие, требующее задействия специалистов различных квалификаций и ресурсов6.

На сегодняшний день существует множество определений проект-менеджмента как за рубежом, так и в России. Так как целью данной статьи не является анализ всех определений проект -менеджмента, остановимся лишь на тех из них, которые помогут нам лучше понять его сущность.

Зачем вообще нужен проект-менеджмент? Чем он отличается от просто менеджмента? На этот вопрос отвечает определение, данное Институтом проект -менеджмента (PMIФ):

Проект-менеджмент — это применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для того, чтобы выполнить требования конкретного проекта.

Так же, как уникальный единовременный проект отличается по своей сути от ежедневных стандартизированных операций организации, так и управление им имеет свою специфику. Проекты, как правило, имеют четко поставленную цель, определенные ресурсы, бюджет и сроки исполнения. В большинстве случаев специфика их заключается в том, что работа над проектом должна вестись, не мешая остальным видам деятельности организации.

Внести дальнейшую ясность в это призвано другое определение.

Проект-менеджмент — это активный процесс использования соответствующих ресурсов организации в структурированной и контролируемой манере, направленный на совершение четко поставленных стратегическими целями изменений.

Таким образом, если суммировать все приведенные выше определения, можно упрощенно сказать, что проект-менеджмент — это процесс, направленный на достижение четко поставленных целей проекта в определенные сроки и использующий знания и ресурсы фирмы.

Возникновение проект -менеджмента связывается с необходимостью управления крупными уникальными проектами, осуществлявшимися в 1950-е годы в аэрокосмической и оборонной отраслях США. Тогда впервые стал разрабатываться инструментарий для управления отдельными проектами в существующих организационных рамках.

Дальнейшее развитие проект-менеджмент получил через контрагентов и подрядчиков американских правительственных структур. Впоследствии разработанные методики стали публиковаться и использоваться остальными коммерческими и некоммерческими организациями по мере необходимости.

Тем не менее, хотелось бы отметить, что новый инструмент не будет использоваться до тех пор, пока он не станет необходимым. Поэтому можно говорить о том, что лишь соответствующий уровень развития экономики западных стран обусловил такую востребованность проект -менеджмента, что эта теория выделилась в самостоятельную область знаний. В США даже появилась профессиональная квалификация «Проект-менеджер», которую можно получить в Институте проект -менеджмента.

В России отдельные организации как крупные промышленные или финансовые холдинги, так и небольшие фирмы, вынужденные выживать в «эпоху перемен», уже успешно перенимают и используют эти технологии. Тем не менее, пока рано говорить о повсеместном опыте успешного использования проект -менеджмента.

Хотелось бы подробнее остановиться на так называемом «Проект-менеджмент консалтинге», который предлагается разного рода фирмами — как собственно консалтинговыми, так и разработчиками и продавцами программного обеспечения.

Во многих случаях бросаются в глаза предложения «готовых решений» для проектов. Вероятно, такая реклама действительно заинтересовывает потенциальных клиентов. Однако, если задуматься о базовом определении проект -менеджмента — «применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для того, чтобы выполнить требования конкретного проекта», — то становится очевидным, что никакого «готового решения» здесь в принципе быть не может7.

Проект-менеджмент является неконкретным алгоритмом действий. Он рассчитан на необычность поставленных задач для каждой отдельно взятой организации. И если для одной (например, торговой) фирмы уникальным проектом будет организация гастролей поп-звезды, то для другой (продюсерской) фирмы это — повседневная работа, а уникальным проектом может стать открытие новой студии.

Аналогичная ситуация складывалась вокруг ERP (Enterprise Resource Planning — Планирование ресурсов предприятия) — систем, которые одно время, особенно в 1998-2000 годах, воспринимались как некая панацея от всех рыночных проблем, простое и универсальное решение. Эти системы были необычайно популярны, особенно если учесть, что многие организации стремились заменить свое программное обеспечение до наступления 2000 года. То есть, покупая подобный пакет программ за приличные деньги (от 2 до 8 тысяч долларов), участники рынка рассчитывали «убить сразу двух зайцев»: и подготовиться к 2000 году, и внедрить ERP.

Сейчас, по прошествии нескольких лет с начала ERP-бума, можно сказать, что эти ожидания себя не оправдали. Безусловно, эти системы представляют из себя хороший инструмент для планирования, логистики, составления модели бизнеса. Но они ни в коей мере не являются решением всех проблем предприятия. Не бывает легких универсальных моделей для всех.

Проект-менеджмент изначально не был коммерческим продуктом. Это область знаний, возникшая и развивавшаяся в соответствии с потребностями экономических субъектов. То, что он преподносится как таковой сейчас — это вполне естественное следствие развития теории до определенного практического уровня. Отрицательным моментом является то, что в России под его видом пытаются продавать нечто, совершенно не имеющее отношения к проект -менеджменту.

Помимо ситуации, рассмотренной выше в данной статье, широко распространены другие неправильные или неполные толкования сути проект-менеджмента. Очень часто он связывается лишь с развитием «электронных» проектов, таких как, например, создание интернет-сайта или установка нового оборудования или программного обеспечения.

Конечно, это тоже относится и к проектам, но проект-менеджмент не ограничивается только этими проектами.

Как правило, при реализации проектов организация временно адаптирует матричную структуру, для которой типично двойное подчинение некоторых сотрудников — своему непосредственному линейному руководителю и менеджеру проекта. Для классических проектных организаций, например, строительных, матричная структура является основной. В большинстве случаев все это не рассматривается при так называемом проект -менеджменте в реализации «электронных» проектов.

Другое явление, также имеющее мало общего с проект -менеджментом — это скрытая реклама программных продуктов под видом статей о проект-менеджменте и необходимости его внедрения. Так, например, А.В. Цветков в статье «Настало время управлять проектами» начинает свою статью со слов об отставании России в области управления проектами с применением автоматизированных средств, которое «давно стало неотъемлемой частью культуры ведения всего бизнеса на Западе».

Для исправления сложившейся ситуации автор предлагает использовать некий зарекомендовавший себя программный продукт и посвящает большую часть статьи описанию его функций и разновидностей. Не вызывает никакого сомнения, что описываемая программа действительно может быть полезна организациям, как при реализации отдельно взятых проектов, так и в повседневной работе. Однако, понять из этой статьи, причем здесь проект-менеджмент, и что это такое, — затруднительно.

Ефремов В.С. в своей статье «Проектное управление: модели и методы принятия решений» говорит о том, что хотя тиражируемое программное обеспечение помогает менеджеру организовать комплекс работ и снимает заботу о топологии проекта, всё равно остаются вопросы, требующие «человеческого» решения. Хотя мы согласны с точкой зрения Ефремова В.С., его трактовка проект -менеджмента также вызывает нарекания. В этой же статье он рассматривает инструментарий проект -менеджмента, делая упор на методы математического анализа8.

Безусловно, математический анализ предоставляет богатый инструментарий для оценки проектов, но не является единственным возможным средством. По-нашему мнению, метод «критического пути» и другие инструменты, рассматриваемые в статье, являются скорее способами математического анализа, чем инструментами проект -менеджмента как такового.

В статье «Возможности применения методов управления проектами при подготовке и реализации программы реструктуризации предприятия» авторы Чернецов Г., Ушаков А. и Коротин Е. высказывают необычную точку зрения на проект-менеджмент. В их статье любая реструктуризация — это проект, к которому может быть применим инструментарий проект -менеджмента. На наш взгляд, такая теория имеет право на существование, но и она не безупречна. При реструктуризации более уместно было бы говорить об антикризисном менеджменте и/или управлении изменениями.

Несмотря на то, что проект может быть любым, для отдельно взятой организации — это единовременное мероприятие, выполняемое одновременно с основной деятельностью. При этом руководитель проекта несет полную ответственность и регулярно отчитывается перед руководителем фирмы. Реструктуризация же подразумевает ее осуществление и контроль самим руководителем. Таким образом, было бы неправильно говорить о ней, как о проекте. Скорее реструктуризация становится на какое-то время приоритетной задачей для всей фирмы.

В то же время, возможна ситуация, при которой реструктурируется лишь какое-то направление деятельности фирмы. Такой процесс может рассматриваться как оптимизация деятельности (повышение качества, эффективности, снижение издержек) и подпадать под понятие проекта.

В целом, можно констатировать, что несмотря на имеющиеся примеры эффективного использования проект -менеджмента в России и на работающих профессиональных консультантов, способных действительно содействовать развитию и управлению проектом, в России достаточно далеко от того, что под этим термином понимается на Западе.

В этом году были приняты поправки в Конституции РФ об изменениях сроков президентского правления- с 4 лет до 6 лет и парламентского с 4 до 5 лет. Такая необходимость была очевидной.

Примечания.

1..История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.,с.5.

2..Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека, 1997., с.6.

3 .История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002., с.7.

4..Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.,с.16.

5..Менеджмент в России на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд "Лучшие менеджеры", 2000 г.,с.26.

6 .Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.,с.39.

7.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2001.

8.Менеджмент в России на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд "Лучшие менеджеры", 2000 г.,с.39.

9.Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство// Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 3.,с.40.

10.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. - М.: Дело, 1999.,с.42.

11.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2001.,с.43.

Вопросы для рассмотрения на занятиях по элективному курсу «История государственного управления в России»

1.Основные понятия, предмет и задачи курса.

2.Власть и управление Киевской Руси.

3.Государственное устройство русских княжеств периода феодальной раздробленности и монголо-татарского ига.

4.Органы власти и управления московского княжества Х1У-ХУ вв.

5.Система управления Новгородской республики ХШ-ХУ вв.

6.Особенности формирования централизованного государства и управления на Руси.

7.Высшие органы власти и особенности управления при Иване 1У (Грозном).

8.Зарождение приказной системы управления в ХУ1в.

9.Реформа местного управления И.Грозного в ХУ1в.

10.Высшие органы государственной власти России в ХУП в.

11.Органы центрального управления (приказы) ХУП в.

12.Организация местного управления ХУП в.

13.Сельская община в системе государственного управления ХУП - начале Х1Х вв.

14.Особенности управления Малороссией (Украина) в составе России в ХУП – ХУШ вв.

15.Реформа высших органов государственной власти России в первой четверти ХУШ в.

16.Коллегиальная система управления первой четверти ХУШ в.

17.Реформа местного управления Петра 1 (губернская, городская).

18.Формирование бюрократического аппарата. Табель о рангах.

19.Органы государственного надзора и судопроизводства первой четверти ХУШ в.

20.Высший и центральный государственный аппарат империи в эпоху «дворцовых переворотов» 1726-1762 гг.

21.Местное управление с 1726-1762 гг.

22.Высшие и центральные органы империи времен Екатерины П.

23.Реформа местного государственного управления и суда Екатерины П.

24.Городские и дворянские сословные органы «самоуправления» по реформе 1785 г.

25.Казачье самоуправление в России ХУШ - начале ХХ вв.

26.Государственный аппарат России первой четверти Х1Х вв.

27.Проекты государственного устройства и управления М.М. Сперанского.

28.Проекты государственного устройства и управления декабристов.

29.Централизация и бюрократизация государственного аппарата при Николае 1. Высшие и центральные органы.

30.Бюрократические реорганизации местного управления при Николае 1 во второй четверти Х1Х в.

31.Отмена крепостного права и его влияние на развитие системы управления в России. 32.Реорганизация общинного самоуправления.

33.Земское и городское самоуправление 60-70-х гг. Х1Х в.

34.Судебная реформа 1864 г. и ее влияние на систему власти и управления в России.

35.Военная реформа 60-70-х гг. Х1Х в.

36.Высшие и центральные органы управления второй половины Х1Х в.

37.Государственный аппарат Российской империи 1905-1914 гг. Зарождение парламентаризма.

38.Органы власти и управления Российской империи в период первой мировой войны (1914-1917 гг.)

39.Высшие и центральные учреждения Временных правительств 1917 г.

40.Реформа местного самоуправления и суда Временных правительств 1917 г.

41.Формирование органов власти и управления большевистской диктатуры.

42.Чрезвычайные органы большевистской власти периода гражданской войны 1918-1922 гг.

43.Образование унитарного Союза ССР и его управленческих структур.

44.Государственное управление сталинского террористического режима. Победа номенклатурного способа управления.

45.Военные и полицейские органы сталинского режима.

46.Реорганизация органов управления сталинского режима в военный и послевоенный период (1941-1953 гг.).

47.Попытки административной реорганизации управления в СССР в 50-начале 60-х гг. ХХ в.

48.Реальные и мнимые органы власти и управления СССР периода «застоя» и бюрократических контрреформ (1964-1982 гг.)

49.Изменения в органах власти и управления в период «перестройки» и распада СССР (1985-1991 гг.)

50.Начало складывания новой российской государственности в конце ХХ века.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 1992. Кн. 1.

2.Александров В.А. Сельская община в России (XVII - начало XIX в.). М., 1976.

3.Бугай И.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы. М., 1990.

4.Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск; М., 1997.

5.Виленский Б.В.. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

6.Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

7.Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967): Справочник. М., 1971.

8.Герасименко Г.А.. Земство в России // Народный депутат. 1991. № 3.

9.Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России//Государство и право. 1996. № 2.

10.Голикова Н.Е., Кислягина Л.Г. Система государственного управления // Очерки русской культуры XVII в. М., 1987. Ч. 2.

11.Государственные учреждения России ХVI-ХVIII вв. М., 1991.

12.Государственные учреждения России. Документы. Н.-Новгород, 1994.

13.Графский В.Г., Ефремова Н.Н., Карпец В.И. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.

14.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.

15.Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России XIX в. М., 1978.

16.История государственного управления в России / Отв. Ред. В.Г.Игнатов. Ростов-на-Дону, 2002.

17.История местного самоуправления в России. Обнинск, 1996.

18.История политических и правовых учений /Под ред. В.С. Нересянца. М., 1997.

19.Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

20.Коржихина Т.П., Сенин А.С.. История российской государственности. М., 1995.

21.Куликов В.И. История государственного управления в России. М., 2001.

22.Кутафин О.Е. Высшие органы государственной власти страны. 1988-1992 гг. М., 1992.

23.Лазарев Б.М. Органы государственного управления в СССР. М., 1987.

24.Левандовский А. Самоуправление в контексте самовластья // Знание-сила. 1992 . № 2.

25.Леонтьев А.К. Государственный строй // Очерки русской культуры XVII в. М., 1979. Ч. 1.

26.Леонтъев А.К. Образование приказной системы управления в русском государстве. М., 1961.

27.Медушевский А.Н. Развитие государственного аппарата управления России в первой четверти XVIII в. // История СССР. 1983. № 6.

28.Мельников В.П. Государственные органы и госслужба в России: опыт организации и функционирования. Н-Новгород, 1995.

29.Мизь А.Б. Исторические особенности формирования государственного управления и самоуправления в России // Социодинамика культуры управления. Саратов, 1994. Вып. 1.

30.Мизь А.Б.. Краткий очерк истории власти и управления «советского» коммунистического государства (1917-1991). Саратов, 1996.

31.Мизь А.Б., Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: История и современность. Саратов, 2000.

32.Нардов В.А.. Городское самоуправление в России в 60-х — начале 90-х годов XIX века: правительственная политика. Л., 1984.,

33.Носов Н Е Очерки по истории местного управления русского государства первой половины XVI в. М., Л., 1957.

34.Носов Н.Е Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969.

35.Очерки истории государственного управления в России IХ-ХIХ вв. Ростов-на-Дону, 1997.

36.Российский парламент начала ХХ века //Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2.

37.Свобода В., Старовойтова Г. Последняя империя: рождение и распад//Родина. 1991. № 2.

38.Советы народных депутатов и органы государственного управления. М., 1987.

39.Торке Х.Й.. Так называемые земские соборы в России // Вопросы истории. 1991, № 11.

40.Федоров К.Г Союзные органы власти (1922-1962). М., 1963.

41.Фроянов И.Я., Дворниченко А Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

42.Черепнин А. В. Земские соборы русского государства в ХVI-ХVII вв. М., 1978.

43.Черняк В.З. История государственного и муниципального управления в России. М., 2001 г.

1 Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2 Менеджмент в России на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд "Лучшие менеджеры", 2000 г.

3 Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2001.

5 Менеджмент в России на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд "Лучшие менеджеры", 2000 г.

6 Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство// Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 3.

7 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. - М.: Дело, 1999.

8 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2-10 классов общеобразовательных учреждений Минск 2007

    Документ
    Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений (программы представлены в авторской редакции).
  2. Программа курса по выбору для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений (2)

    Программа курса
    Программа факультативных занятий «Иммунная система человека» знакомит учащихся с перспективной наукой иммунологией. Можно не сомневаться, что большинство из ныне живущих на планете Земля людей знают об инфекционных болезнях как о
  3. Программа курса по выбору для учащихся ХІІ класса общеобразовательных учреждений (2)

    Программа курса
    Преобладающим содержанием курса по выбору «Географическое прогнозирование» выступает представление возможностей географического прогнозирования на основе имеющихся закономерностей развития географических объектов, процессов и явлений,
  4. Программа курса по выбору для учащихся 9 класса Автоматизированная система

    Программа курса
    Любое промышленное изделие (например, автомобиль, подшипник, рельс и т. д.) имеет два вида существования: внутри предприятия (от проектирования до изготовления) и вне его (с момента реализации и до истечения срока его эксплуатации
  5. Программа курса по выбору для учащихся 12 класса общеобразовательных учреждений

    Программа курса
    Данный  курс  по выбору позволяет расширить представления учащихся о применении математики, ее роли в экономике и современной жизни, а также закрепить, углубить и обобщить имеющиеся знания и умения по математике с помощью решения

Другие похожие документы..