Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования МОУ Гимназия № 86 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа реализуе...полностью>>
'Документ'
Согласно Закону Украины "Об охране труда", Положением о Государственном комитете Украины по промышленной безопасности, охране труда и горном...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия Ф...полностью>>
'Семинар'
Я бы хотел посвятить эту книгу всем тем добрым людям, с которыми я встретился в Обнинске на семинаре по эриксонианскому гипнозу, людям, разделившим со...полностью>>

Курс по выбору для учащихся 9,10

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственные учреждения и местное самоуправление Временных правительств 1917 года.

В конце XIX - начале XX в. весь капиталистический мир, включая Россию, вступил в новую эпоху развития - эпоху империализма. Ее отличали участившиеся международные конфликты, нередко войны, рост внутренней социальной и политической напряженности.

Российская империя выделялась на общем фоне особой глубиной и масштабностью социально-экономических конфликтов. За период с 1895 по 1904 г. центр международного революционно-освободительного движения из стран Западной Европы переместился в Россию, поскольку именно здесь сложились объективные и субъективные предпосылки буржуазно-демократической революции.

В начале XX в. революционный кризис парализовал все сферы внутренней политики государства. В его основе лежали противоречия между развивавшимся российским капитализмом и постфеодальной политической надстройкой. Совершенствованию буржуазных отношений самодержавие могло противопоставить лишь карательные меры и весьма ограниченные, не радикальные реформы.

Непоследовательность в реформировании страны, нерешенность внешнеполитических задач привели к первой русской революции 1905-1907 гг. В ней приняли участие три общественных движения: либеральное, рабочее и крестьянское. Каждое движение выдвигало свои политические требования.

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» положил начало российскому парламентаризму. Создание представительного органа (Государственной Думы) и многопартийной политической системы было закреплено в «Основных государственных законах Российской империи» (23 апреля 1906 г.), конституционном документе государства. Закреплялся принцип разделения властей, ограничивалась самодержавная власть императора.

Дума – первый опыт представительного ( т. е. путём избрания представителей различных слоёв общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя.. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан.

Война 1914 г. потребовала милитаризации отечественной экономики. Вместе с тем стало усиливаться политическое влияние буржуазии, проникавшей в структуры государственного управления и сформировавшей сильный политический блок в парламенте страны.

Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина

Революция вызвала необходимость в проведении реформ по основным вопросам экономической и политической жизни. С.Ю.Витте ещё в 1893-1899 гг. выдвинул программу реорганизации сельского хозяйства на путях фермерства, которую затем в 1907-1911 гг. начал осуществлять П.А.Столыпин. При С.Ю.Витте началось поощряемое правительством переселение безземельных крестьян Центральной России в Сибирь и их расселение вокруг Турксиба. Столыпинский курс сочетал в себе жестокую борьбу против революционного движения с постепенными шагами по обновлению старого строя.

П.А.Столыпин предлагал осуществить ряд реформ: аграрно-крестьянскую, местного самоуправления, судебную, просвещения, введение страхования рабочих. Цель курса - укрепление государственности, модернизация общества, создание условий для новой социальной опоры существовавшей власти. Поддерживая местное дворянство, он, разрушая крестьянскую общину и раскалывая крестьянство, стремился создать условия для расширения социальной опоры строя за счёт крупной буржуазии и зажиточного крестьянства2.

Важное звено аграрной реформы - переселение крестьян на казённые земли в малообжитые азиатские районы России. Реформа включала также содействие формированию отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, активизацию деятельности крестьянского банка. Тем не менее, Столыпинская аграрная реформа не затрагивала помещичье землевладение. Крах столыпинской аграрной политики выразился в том, что реформа усилила процесс классовой дифференциации, не обеспечила экономические условия для дальнейшего укрепления хозяйств, новых земельных собственников. Главные задачи не были выполнены. Самодержавие по-прежнему опиралось на консервативные слои помещиков. Это не могло не сказаться на позиции буржуазии, которая объективно должна была войти в стан противников существующего строя. Столыпинские реформы оказались половинчатыми и незавершёнными. Но столыпинская аграрная реформа положила начало юридическому оформлению прав собственности на землю многочисленного класса мелких земельных собственников. Право собственности , обеспечивающее экономическую свободу производителю, является важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества и правового государства.

Управленческие реформы в годы российской революции.

В ходе Первой мировой войны обострились все проблемы самодержавия, к 1917 году самодержавие продолжало существовать, хотя и находилось у последней черты. Внутренняя политика правительства переживала глубокий кризис. В ходе февральских событий 1917 года возникают два центра по руководству событиями : Временный комитет Государственной Думы (11 членов во главе с Родзянко) и Петроградский Совет рабочих депутатов. 2 марта 1917 года временный Комитет государственной думы объявил о создании Временного правительства для восстановления порядка. Временное правительство, оттягивавшее решение основных вопросов до созыва Учредительного собрания , рассматривалось массами как сборище реакционеров – соглашателей, не желавших удовлетворить чаяния народа.

В ночь на 25 октября состоялся государственный переворот, осуществлённый большевиками. 2 съезд Советов принял власть от Временного революционного комитета, созданного ещё 12 октября , и провозгласил переход всей власти в стране в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На 2 съезде Советов было сформировано первое советское правительство Членов правительства Троцкий предложил назвать народными комиссарами, название же всего правительства – Совет Народных комиссаров – было предложено Каменевым , Сам он стал председателем ВЦИК, СНК возглавил Ленин. Совнарком официально считался временным рабочим и крестьянским правительством и должен был осуществлять свои функции до созыва учредительного собрания.

За идею Учредительного собрания сложило голову не одно поколение революционеров. Она пользовалась популярностью у различных слоёв населения. Учредительное собрание предполагает сосредоточение в своих руках всей полноты законодательной власти в стране. С Учредительным собранием связывались надежды на демократию, правовые основы формирования государства, на наличие у граждан гарантий гражданских и политических прав, на согласие в обществе. 5 января 1918 года в Таврическом дворце было открыто Учредительное собрание. 6 января ВЦИК принимает декрет о роспуске Учредительного собрания. Разгон Учредительного собрания упрочил режим диктатуры большевиков.

11. Формирование органов власти и управления большевистской диктатуры

Военный коммунизм и НЭП

Термин “военный коммунизм” ввел в оборот марксистский теоретик А. А. Богданов еще до октября 1917 года.

Фактическим же толчком для его проведения в жизнь стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возможность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.

В результате был притворен в жизнь комплекс мер, которые должны были привести к разгрому сил контрреволюции, поднять экономику и создать благоприятные условия для перехода к социализму.

В сфере экономической - повсеместная национализация экономики (то есть законодательное оформление перехода предприятий и отраслей в собственность государства, что, однако, не означает превращения его в собственность всего общества), чего требовала и гражданская война

Следующая сторона, обуславливающая сущность экономической политики "военного коммунизма" - продразверстка. Простыми словами, "продразверстка" - это есть принудительное наложение обязанности сдачи "излишков" производства на производителей продуктов питания. Наряду с продразверсткой, Советская власть вводит целый ряд повинностей, как то: дровяную, подводную и гужевую, а также трудовую. Потребность государства учесть и закрепить рабочую силу на одном месте заставляет правительство ввести "трудовые книжки", а Кодекс законов о труде распространяет трудовую повинность на все население в возрасте от 16 до 50 лет.

Милитаризация труда превращает рабочих в бойцов трудового фронта, которых можно перебрасывать куда угодно, которыми можно командовать и которые подлежат уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

Результаты оказались удручающими: солдаты крестьяне были неквалифицированной рабочей силой, они спешили домой и вовсе не горели желанием работать. Ещё одна немаловажная сторона политики "военного коммунизма" – уничтожение рынка и товарно - денежных отношений.

Одновременно происходит национализация банковского дела, на их месте создается в 1918 году Народный банк, который, по сути, являлся отделом Комиссариата финансов.

К зиме 1921 всеобщее недовольство "военным коммунизмом" достигло предела.

Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедленных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.

Нэп по своему экономическому содержанию выявился как система серьёзных реформ по отношению к предшествующей политике “военного коммунизма”.

С осени 1921 сделки обычной купли-продажи, вместо затеянного “продуктообмена”, распространились по всей стране. все виды натурального налогообложения в деревне были заменены единым сельскохозяйственным налогом в денежной форме. Хотя земля оставалась национализированной, партийно-государственное руководство гарантировало в определённой мере права крестьянина на владение землёй; c некоторыми ограничениями, но санкционировалось также использование аренды дополнительной земли и применение наёмного труда. Нэп в области промышленности мыслилось развивать в двух основных направлениях. Во-первых сохранить мощный государственный фактор, изменив методы его работы на основе использования элементов капиталистической организации труда. Во-вторых, допустить в умеренных приделах частный капитал к работе в промышленности и торговле. Появление рынка потребовало допущения частного капитала и в сферу торговли. В 1922 г. Нэп был назван “политикой отступления”. Отступление от “военного коммунизма”, фактически незавершённой политики. Весь свод реформ новой экономической политики не был продуман до конца, и медленно, но верно шёл к тенденции “военного коммунизма” и был обречён.

Управление экономикой в 20-е и 30-е гг.

В 20-е годы большие изменения происходили в системе управления экономикой. Это касалась в первую очередь ослабления централизации, характерной для периода «военного коммунизма». Были упразднены главки в ВСНХ, их функции на местах перешли к крупным районным управлениям и губернским совнархозам.

Основной формой управления производством в государственном секторе стали тресты, то есть объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий.

В связи с этим преобразованием ВСНХ, потерявший большинство своих полномочий, и прежде всего право вмешиваться в оперативную деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр.

Тресты наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это получило название «хозяйственный расчет» (хозрасчет), в соответствии с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов.

Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты, то есть добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынке.

В 1930-е гг., когда формировалась командно-административная система управления экономикой, произошло сращивание государственных и партийных властных структур. Коллективизация сельского хозяйства и индустриализация прошли на фоне дальнейшей бюрократизации управления, усиления личной власти и политических репрессий. Для сталинского политического режима были характерны существование однопартийной системы, жесткое администрирование, централизация, подавление любой оппозиции, репрессии, культ личности вождя.

Политический режим, установившийся на рубеже 1920-30-х гг. в СССР, многими современными исследователями характеризуется как тоталитарный.

12. Образование унитарного Союза ССР и его управленческих структур,

органы власти и управления сталинского террористического режима.

Конституция СССР 1936 г. декларировала построение социалистического общества в стране. Изменился состав субъектов, составляющих федерацию.

Начало Великой Отечественной войны потребовало перестройки системы органов власти и управления. Появились новые чрезвычайные органы. По окончании войны изменение системы государственного управления сопровождалось демократизацией и децентрализацией. Расширились конституционные, экономические и иные права союзных республик. Были отменены чрезвычайные положения военного времени.

Центральный исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
Республик издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению Союза Советских Социалистических Республик и определяет круг деятельности Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
Съезд Советов СССР верховный орган власти -созывается раз в 4 года.
Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик в период между сессиями Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. В систему власти входили : НК ОГПУ, 10 народных комиссариатов, Верховный суд СССР, Совет народных комиссаров(исполнительный орган ЦИК), Президиум ЦИК(21 чел. в т.ч. Президиум СС + Президиум СН), Совет Национальностей, Союзный Совет 414 человек,

Центральный исполнительный комитет.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статьи 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Народных Комиссариатов СССР
Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета СССР, одиннадцати его заместителей, секретаря Президиума и 24 членов Президиума. Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.

Совет народных комиссаров (исполнительный орган ВС), Верховный Совет СССР - высший орган гос.власти, Верховный суд СССР, Президиум Верховного Совета, Совет Национальностей, Совет Союза. Совет Народных Комиссаров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета -перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.
Совет Народных Комиссаров СССР:

а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзнореспубликанских
Народных Комиссариатов СССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; б) принимает меры по осуществлению народно -хозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитноденежной системы; в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан; г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами; д) определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны; е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства..
Верховный Суд СССР и специальные суды СССР избираются Верховным Советом СССР сроком на пять лет.
Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.
Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.
Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Прокурора СССР.

Народные Комиссары СССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Народных
Комиссаров СССР и проверяют их исполнение.
Совет Министров СССР - Правительство СССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР. Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а. в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.
Совет Министров СССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом СССР.
Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не, входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.
Министерства

Общесоюзные министерства и государственные комитеты СССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление на всей территории СССР непосредственно либо через создаваемые ими органы.
Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты СССР руководят порученными им отраслями и управления или осуществляют межотраслевое управление, как правило, через соответствующие министерства, государственные комитеты, другие органы союзных республик и управляют непосредственно отдельными предприятиями и объединениями, находящимися в союзном подчинении. Порядок передачи предприятий и объединении нз республиканского и местного подчинения в союзное определяется Президиумом Верховного Совета СССР.
Министерства и государственные комитеты СССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлении и распоряжений Совета Министров СССР; организуют и проверяют их исполнение.

13. Советский «парламентаризм» послесталинского периода (1953-1982 гг.) и реальные органы власти и управления

Роль кибернетики в развитии науки управления

В 60-х гг. XX в. кибернетика, предметом которой стали процессы управления в различных областях, сформировалась как новое научное направление. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, кибернетика объединила важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему. Понятие управления определялось представителями кибернетики как "целенаправленное воздействие субъекта управления — управляющей системы — на объект управления — сложную динамическую систему"3.

Термин "система" означает организованные определенным образом взаимозависимые структурные соединения (элементы), имеющие специальные управленческие функции. Система управления включает в качестве самых крупных структурных соединений (элементов) субъект и объект управления. Однако превращение многочисленных разнообразных и разрозненных элементов в систему достигается только тогда, когда между ними устанавливаются взаимозависимые связи и непрерывные отношения, а также достигается такой уровень саморегуляции и организованности, который позволяет решать поставленные задачи и цели, качественно осуществлять управленческие функции.

В "системе", являющейся цельным и законченным образованием, каждый ее структурный элемент, имеющий относительную самостоятельность и независимость, решает отдельную задачу и осуществляет конкретную функцию; этот процесс в конечном итоге направлен на обеспечение функционирования системы в целом.

Реформа системы управления 1965 г.

Первой попыткой уравновесить права и ответственность хозяйствующих субъектов в двух, а в некоторых случаях трех и даже четырехуровневой системе управления была хозяйственная реформа 1965 г. Цель реформы была обозначена как совершенствование важнейшей составляющей хозяйственного механизма — экономических рычагов управления. Идея заключалась в том, чтобы полнее учитывать экономические интересы предприятий в получении доходов, источником которых служит произведенный продукт. В отсутствие нормальной системы налогообложения предприятий заинтересованность в результатах производства определялась порядком их распределения.

Экономические рычаги и призваны были служить механизмом регулирования доходов предприятий, стимулирующим повышение эффективности производства. Таким образом, центральная идея реформы сводилась к активизации экономических рычагов управления промышленностью через расширение самостоятельности предприятий. Для активизации экономических рычагов и методов управления предусматривалось: расширить самостоятельность предприятий в выборе хозяйственных решений (сократить круг обязательных плановых заданий); усилить ответственность предприятий-поставщиков за доведение продукции до потребителя, ее качество и вообще соответствие нуждам народного хозяйства (перейти от показателя валовой продукции к показателю объема реализации); стимулировать эффективную работу предприятий в целом (повысить роль показателя прибыли и уровень рентабельности). Попытка изменить роль и место предприятия в системе управления народным хозяйством не привела к ожидаемым результатам.

Более того, на долгие годы — до середины 1983 г. — были “законсервированы” урезанные права предприятий и их сугубо подчиненное положение в иерархической системе управления советской экономикой. Укрепившийся за этот период хозяйственный механизм не только ориентировал управление на принятие неэффективных экономических решений, но вел к накоплению перекосов и проблем, систематический характер которых позволял говорить о закономерности негативных явлений, следовавших именно из условий хозяйствования. Наиболее острой проблемой советской экономики в этот период стало отсутствие прямой зависимости между доходами предприятий и результатами его деятельности — оборотная сторона проблемы рассогласования прав и ответственности.

Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е годы

Основным доводом противников «затратной» политики управления экономикой были основаны на том, что практически во всех сферах производства реальные объемы и заявленные в отчетностях зачастую не только не соответствовали друг другу, но и являлись заведомой фальсификацией. В печати было опубликовано немало критических отзывов о принципе «планирования от достигнутого» (чем лучше коллек­тив работает, тем выше дается ему очередное задание), в ре­зультате использования которого опытный хозяйственник всег­да стремился иметь резервы «про запас» — в противном случае он нередко попадал в весьма затруднительное положение.

Все чаще стали появляться различные ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета. Так, были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которых даже высокорентабельные предприятия не могли увеличивать эти фонды. Всю дополнительную прибыль в виде "свободного остатка" приходилось перечислять в государственный бюджет.

Таким образом, хорошо работающие предприятия не поощрялись, а фактически наказывались за высокие результаты. Впрочем, на следующий плановый период задания для них устанавливались с учетом этих высоких достижений.

Особенности экономической реформы 1979 г.

В целях интенсификации экономики в 1979 году была предпринята вторая экономическая реформа.

Во-первых, в ней было предложено измерять экономический рост не по валовой, а по чистой (нормативной) продукции, которая исключает повторный счет прошлого труда и заинтере­сованность производителей в повышении материалоемкости продукции.

Во-вторых, рост производительности труда рекомендовалось исчислять по чистой (нормативной) продукции или другому показателю, более точно отражающему в отдельных отраслях изменения в затратах труда.

В-третьих, фонд зарплаты предполагалось определять по нор­мативам на рубль продукции по показателю применяемому для измерения производительности труда.

В-четвертых, при оценке выполнения предприятиями зада­ния по выпуску продукции в натуральном выражении предлага­лось учитывать только изделия, поставляемые, по договорам и нарядам-заказам.

В-пятых, реформа предусматривала конкретные изменения в системе управления на макро- и микроуровнях, и распростра­нялась на все отрасли хозяйства.

Принятие постановления о новой реформе в 1979 г. не было случайным. После подготовительной работы, на которую отво­дилось 2 года, с 11-й пятилетки (1981—1985 гг.) все народное хозяйство должно было работать по-новому. Но эта реформа осталась нереализованной.

14.Изменения в органах власти и управления в период «перестройки» и распада СССР (1985-1991 гг.) Становление новой российской государственности.

Перестройка М.С.Горбачева. Программа «500 дней»

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи­ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2-10 классов общеобразовательных учреждений Минск 2007

    Документ
    Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений (программы представлены в авторской редакции).
  2. Программа курса по выбору для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений (2)

    Программа курса
    Программа факультативных занятий «Иммунная система человека» знакомит учащихся с перспективной наукой иммунологией. Можно не сомневаться, что большинство из ныне живущих на планете Земля людей знают об инфекционных болезнях как о
  3. Программа курса по выбору для учащихся ХІІ класса общеобразовательных учреждений (2)

    Программа курса
    Преобладающим содержанием курса по выбору «Географическое прогнозирование» выступает представление возможностей географического прогнозирования на основе имеющихся закономерностей развития географических объектов, процессов и явлений,
  4. Программа курса по выбору для учащихся 9 класса Автоматизированная система

    Программа курса
    Любое промышленное изделие (например, автомобиль, подшипник, рельс и т. д.) имеет два вида существования: внутри предприятия (от проектирования до изготовления) и вне его (с момента реализации и до истечения срока его эксплуатации
  5. Программа курса по выбору для учащихся 12 класса общеобразовательных учреждений

    Программа курса
    Данный  курс  по выбору позволяет расширить представления учащихся о применении математики, ее роли в экономике и современной жизни, а также закрепить, углубить и обобщить имеющиеся знания и умения по математике с помощью решения

Другие похожие документы..