Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В статье даётся анализ современных научных и философских представлений о сознании человека с целью их сопоставления с аналогичными представлениями у ...полностью>>
'Документ'
Театр представляет учебную комнату, по правую руку рядом несколько скамеек для учеников, напротив стол и стул для учителя, в углу доска. Утро, бьет се...полностью>>
'Анализ'
Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит ещё желанье,Под гнётом власти роков...полностью>>
'Документ'
"Дон Жуан" в постановке Питера Брука стал одной из сенсаций театрального фестиваля в Экс ан Провансе, вызвав самые разноречивые отклики - от...полностью>>

Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет истории, политологии и права

Кафедра отечественной истории нового времени

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Методические указания и программа курса для студентов, обучающихся по специальности «История»

Москва 2008

История отечественной культуры:

Программа курса для студентов.

Специальности «История», «историко-архивоведение»

Авторы: докт. ист. наук, проф. Л.Г. Березовая,

К.и.н., доц. Е.Ю. Наумов

К.и.н., ст. преп. И.А. Гордеева

Ответственный редактор д.и.н., проф. Логунов А.П.

М., 2007

Программа утверждена на заседании кафедры Отечественной истории нового времени, протокол № 3 от декабря 2006 г.

© Российский государственный гуманитарный университет

© Л.Г. Березовая, Е.Ю. Наумов, И.А. Гордеева

СОДЕРЖАНИЕ

Вводная записка к изучению курса

Пояснительная записка ………………………..

Программа.

Информационные и исследовательские ресурсы

Учебно-методический комплекс по курсу. Часть 1.

Тематический план занятий. Часть 1………………………………………………….

Планы семинарских занятий и методические указания к ним. Часть 1

Программа аттестаций. Часть 1.

Программа дополнительной работы

Учебно-методический комплекс по курсу. Часть 2.

Тематический план занятий. Часть 2.

Планы семинарских занятий и методические указания к ним

Программа аттестаций

Программа дополнительной работы

Вводная записка

Курс «История русской культуры» предназначен для студентов всех факультетов, которые реализуют образовательную программу по направлению «История». Курс предназначен прежде всего для студентов факультетов истории, политологии и права, историко-архивного и факультета технотронных архивов и документоведения., но может быть использован полностью или частично и другими образовательными программами в формате курсов по выбору или факультативных курсов.

Общий объем курса составляет 194 часов, в т.ч. 72 аудиторно, и распределен на два семестра. Учебно-методический комплекс включает в себя как программу аудиторной работы (лекции, семинары, тренинги, коллоквиумы, аттестации), так и методические рекомендации для самостоятельной работы. Семинарские и аттестационные занятия имеют вариативный характер, что позволяет конкретному преподавателю выстраивать структуру и методику обучения в пределах общей концептуальной установки и педагогической стратегии.

Принципиальной согласованной позицией авторов-составителей является понимание динамики культуры как ключевой характеристики российской цивилизации. Курс должен помочь студентам-историкам понять истоки и проявления специфики всех сфер российской истории, смысл исторических событий и явлений в их культурном выражении. Концептуальной основой курса являются ценностные характеристики времени как в масштабе общества, так и в формате личности. В ходе изучения курса важнейшее значение приобретает стратегия диалога с иными ценностно-смысловыми культурными полями, выделение ценностной основы различных культурно-исторических эпох, внутренней логики их формирования. Курс имеет выраженную антропологическую направленность, поскольку человек является творцом, носителем и потребителем создаваемых культурных артефактов.

Необходимо отметить, что такой подход не предполагает подробного описания всего диапазона культурных явлений той или иной эпохи в истории России. Анализ отечественного историко-культурного процесса ведется на основе выделения культурных систем. Каждая из них имеет свою доминирующую систему ценностей, которая рассматривается как смысловая основа культурной динамики. Соотношение и диалог доминанты и периферических явлений составляют культурную целостность, что и служит принципом отбора и представления фактического материала.

Оригинальность курса состоит в сопряжении последовательно проводимого интегративного подхода к отечественной культуре (что позволяет показать ее в информационном, системном, семиотическом и других аспектах) и исторической детализации, насыщающей "ткань культуры" как известными студенту, так и новыми для него именами и памятниками, художественными явлениями, интеллектуальными открытиями и др.

В ходе изучения курса предполагается приобщить студентов как к «золотому фонду» исследований по отечественной культуре, так и к новейшим разработкам в данной области.

Структурно и хронологически курс делится на две части. В первую входят проблемы становления национальной культуры в России от древних времен до эпохи Просвещения. Вторая часть курса посвящена культуре императорского периода российской истории, а также советского и постсоветского времени.

Часть I настоящей Программы написана Е.Ю.Наумовым, часть II - Л.Г.Березовой. Семинарские занятия и практикумы составлены И.А. Гордеевой. Программа аттестации является результатом интеграции лекционных, семинарских, практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Пояснительная записка к изучению курса

Основной курс "История отечественной культуры" по специальности “История” предназначен для студентов дневной формы обучения на факультете истории, политологии и права, факультетах историко-архивоведения и технотронных архивов ИАИ РГГУ.

Предметом курса является отечественная культура со времени ее зарождения и до наших дней.

Главная цель курса – актуализировать у студентов познавательную и духовную потребность понимать человека иной (и, конечно же, своей) ментальности, “вживаясь” в его социальный и культурный опыт и понимая смысловое поле повседневной жизни разных эпох, а также "вооружить" эту потребность необходимым для ее реализации гуманитарным инструментарием.

Основные задачи курса вытекают из целевой установки. Образовательная задача состоит в формировании у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени. Познавательно-исследовательская задача состоит в овладении навыками работы с ценностно-смысловыми структурами, создании представления о разнообразии методологических подходов к культурным явлениям, раскрытии многоуровневых культурных рефлексий, а также расширение интеллектуального и духовного багажа студентов. Педагогическая стратегия состоит в преодолении поверхностных представлений о культуре и осознании современных установок «главенства культуры», «опасной культуры», «глобализации культуры», «конфликта культур», овладении языком «культурной истории».

Хронологические рамки 1-й части курса охватывают культурную модель Древней Руси, Московского царства и переходные структуры XVII века. 2-я часть курса включает такие культурно-исторические системы, как Просвещение, классическую русскую культуру XIX века, Серебряный век и культуру русской эмиграции, советскую культуру и современный культурный процесс.

Общие проблемы теории и истории культуры представлены в курсе в минимальном объеме, поскольку в соответствии с учебным планом студенты ранее слушают отдельный курс по культурологии. Содержание курса соответствует государственному стандарту по направлению «История».

Основными методами изучения содержания курса являются: работа с источниками различного типа, в т.ч. аудио и визуальными, медийными; работа с исследовательской литературой; анализ конкретных памятников культуры, в том числе во время экскурсий, посещения выставок и др.

Во время прохождения курса студенты выполняют несколько устных и письменных аттестационных заданий. Курс завершается экзаменом по всему материалу. По желанию студента возможно написание курсовой работы по истории отечественной культуры.

Представленный в конце программы Список информационных и исследовательских ресурсов включает лишь основные документальные публикации, научные труды, учебники, справочно-энциклопедические и медийные материалы, отражающие современное состояние истории отечественной культуры как области научных знаний.

Курс носит авторский характер, что обеспечено опубликованными учебниками и практическими пособиями («История русской культуры»), получившими гриф Министерства образования Российской Федерации.

Учебно-методический комплекс

Программа

Учебно-методический комплекс. Часть 1

Древнерусская культура (IX- XVII вв.)

Введение

«История отечественной культуры» как учебный курс, научная дисциплина и область гуманитарного знания.

Предмет, цель и задачи курса, его источниковая и историографическая база, теоретико- методологические основания и структура.

Содержание и соотношение понятий «отечественная культура», «русская культура», «древнерусская культура», «русская средневековая культура» в свете современных научных дискуссий.

Раздел 1. Общая характеристика древнерусской культуры

Тема 1. Структура культурного наследия

Синкретичность древнерусской культуры, ее ценностно- смысловое ядро.

Древнерусская духовная культура: ее основные элементы: естественный язык; недокументированные смыслы и самосознание; социальные нормы и обычаи; технологические умения.

Древнерусская материальная культура, ее основные элементы: документы (специальные коммуникационные сообщения); артефакты (искусственно созданные изделия); освоенная обществом природа.

Бинарные и тернарные оппозиции в культуре Древней Руси. Язычество, православие и «третья культура». Церковнославянско- русская диглоссия. Культура «книжников» и культура «простецов». «Своя и «чужая» культура.

Этноконфессиональная структура древнерусской культуры. Главные историко-культурные регионы.

Тема 2. Динамика историко- культурного процесса

Периодизация древнерусской культуры, ее основные критерии: изменение картины мира и ценностных ориентаций; соотношение традиций и новаций; роль власти; характер внешних культурных коммуникаций.

Историческая обусловленность развития древнерусской культуры и ее собственная внутренняя логика.

Дискуссии о «моментах выбора» и альтернативах развития древнерусской культуры. Феномены «наложения эпох» и «параллизма» в древнерусской культуре.

Раздел II. Истоки и становление древнерусской культуры

Тема 3. Культура восточных славян

Индоевропейские корни древнейшей культуры восточных славян. Картина мира. Представления о неоднородности пространства и цикличности времени как "духовная составляющая" земледельческого труда. Община, ее базовые ценности.

Жанры фольклора. "Устная" социальная память и проблема зарождения письменности. Научные дискуссии о восточнославянском языческом пантеоне, его структуре и исторической динамике. Быт и образ жизни.

Общее и особенное в культуре западных, южных и восточных славян во второй половине I - начале II тыс. н.э. Формирование древнерусской народности в свете новейших научных исследований.

Тема 4. «Выбор веры» и христианизация древнерусской культуры

Социокультурный аспект процессов политогенеза у восточных славян, хазар и волжских булгар в конце I - начале II тыс. н.э. "Выбор веры" как возможность социальной интеграции на новой основе, способ вхождения в пространство цивилизации.

Религиозно-политические процессы в эпоху первых киевских князей. Христианство на Руси: пути проникновения и первые носители. Попытка реформирования язычества при Владимире. "Крещение Руси" в свете современных исследований. Взаимовлияние языческой и христианской картин мира. "Обрядоверие". Трудности реальной христианизации. Обособление двух ветвей христианства и их борьба за влияние на политику киевских князей. Русская митрополия, ее отношения с Константинополем. Попытки обоснования самостоятельности русской церкви как форма самоопределения культуры. Митрополит Иларион. Культ Св. Софии. Начало канонизации. Св. Борис и Глеб. Состав древнерусского пантеона. Научные дискуссии о типе русской святости и его связи с ментальными процессами.

Культурное "ускорение" времени Владимира I и Ярослава Мудрого. Начало школьного учения. Развертывание переводческой деятельности. Переход от обычного права к письменному законодательству. Становление отечественной рукописной книжной традиции. Монастыри - очаги культуры.

Тема 5. Материальная и духовная культура Киевской Руси

"Свое" и "чужое". Библейские символы и сюжеты. «Русская античность». Варяжское и византийское влияние. Русский тип духовности. Церковнославянско- русская диглоссия.

Языческие и христианские элементы в ремесле и декоративно-прикладном искусстве. Эффект культурной компенсации: запрет скульптуры и расцвет художественной резьбы.

Смысловые доминанты духовной культуры. Формирование способов самоопределения в мировой христианской истории. Интеллектуальная культура «книжника»: провиденциализм, мышление по образцу, язык аналогий, повествование от «начала».

Летописание в культурном контексте эпохи. «Повесть Временных лет» как объект референции русской культуры XIII -XVI вв.

Литература, ее основные черты (этикетность, дидактичность, «монументальный историзм») и ведущие жанры.

Архитектура и живопись как отражение «сущего», образ мира. «Богоданность» творческих способностей и мастерства. Роль канона. Семиотика и семантика иконы. Фреска, мозаика, миниатюра. Смысловое пространство крестово- купольного храма. Культура градостроительства и облик города.

Раздел III. Культура Руси второй трети XII- конца XV вв.

Тема 6. Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода»

Формирование локальных культур русских земель в условиях их политического обособления от Киева; проблема "общего-особенного". Падение культурной роли Киева и усиление полицентризма культурной жизни. Культурная рефлексия наследия Киевской Руси, ее характер и формы. Перестройка системы внешних культурных связей.

Начало формирования местных пантеонов. Временное усиление язычества.

Летописание: соотношение общерусских и региональных мотивов.

Подъем культуры в Северо-Восточной Руси при Мономашичах. Формирование архитектурного облика Владимира как столицы княжества. А.Боголюбский и проблема поиска новых духовно-политических сюжетов и символов. Попытка создания второй митрополии. Начало превращения "Богоматери Владимирской" в палладиум Руси. Научные дискуссии о генезисе и сущности богородичного культа.

Основные черты новгородской архитектуры; практика градостроительства и ее связь с особенностями общественной жизни Новгородской республике. Социально-экономические факторы распространения грамотности в Северо-Западной Руси. Географические представления новгородцев. Древнерусские берестяные грамоты: культура повседневности.

Особенности храмового зодчества западных княжеств и Юго-Западной Руси.

Тема 7. Культура русских земель в эпоху борьбы за независимость и единство

Влияние батыева нашествия и политического господства Золотой Орды на развитие культуры.

Интегрирующие и дифференцирующие факторы историко-культурного процесса. Духовное единство Руси. Патриотически-объединительная тема в русской словесности. Общерусские летописные своды. Культурное размежевание Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. Складывание русской, украинской и белорусской народностей; особенности и исторические судьбы их культур.

Политика Золотой Орды по отношению к православному духовенству, проповедь "непротивления" батыевщине.

Взаимоотношения церкви и князей в Северо-Восточной Руси в первой половине XIY в. Позиция митрополии в борьбе Москвы и Твери. Перенос митрополичьей кафедры во Владимир, а затем в Москву. Начало тверской и московской канонизации. Митрополит Петр. Религиозная и политическая деятельность митрополита Алексия.

Культурный подъем конца XIY - начала XY вв. "Второе южнос- лавянское влияние". Исихазм на Руси. Сергий Радонежский и проблема эволюции русской святости. Монастырская колонизация. Культ св.Троицы. Епифаний Премудрый и новый тип житийной литературы. Проблема содержательной интерпретации наследия Феофана Грека и Андрея Рублева. Москва и Флорентийская уния: фактическая независимость русской церкви. Научные дискуссии о русском "Предвозрождении".

Раздел IV. Русская культура конца XV- XVI вв.

Тема 8. Становление единой общерусской культуры

Культурное "одиночество" Руси после падения Константинополя, поиск ею своего места в мировой истории с позиций христианского исторического мышления. Использование "тексто-образцов" как источника сакрализованных событийных подобий. Актуализация культурной миссии "книжников". Складывание ансамбля сюжетов и символов "Московского царства", его рождение как духовно-политической реальности. Дальнейшее формирование культа Богородицы-Покрова, представлений о "богоизбранности" Руси. Тезис "Москва - Третий Рим", научные дискуссии о его содержании. "Дарование" регалий как санкция великокняжеской власти ("Сказание о Мономаховом венце"). "Централизация" летописания, усиление его официального характера. Изменение статуса и функций церкви. И.Волоцкий, Н.Сорский, М.Грек. Характер и последствия формирующегося союза "священства" и "царства".

Ведущая тенденция историко-культурного процесса: от культур отдельных земель Руси к единой российской культуре. Факторы превращения Москвы в культурный центр. Итоги эволюции местных архитектурных и живописных школ к концу XIY - началу XY вв., их "представление" в московском зодчестве и религиозной живописи. Московский Кремль как "центр" державы, обобщенный образ небесного Града-Царства. Творчество Дионисия.

Усиление культурных контактов с Западом и Востоком. Элементы синтеза древнерусских традиций и достижений Ренессанса. А.Фиорованти, А.Новый. Европейцы о русской культуре второй половины XV - начала XVI вв. "Восточные мотивы" в ремесле и декоративно-прикладном искусстве. "Хожения" А.Никитина и проблема эволюции образа Востока в древнерусской культуре.

Тема 9. «Московское царство»: апогей официальной древнерусской культуры

Научные дискуссии об историческом месте и особенностях русской культуры XVI в. "Огосударствление" как ведущая культурная тенденция, его направления и формы. "Чины венчания" XVI-XVII вв., культурные символы и ритуалы власти в "Московской Руси". Тезис о "самодержавстве" в контексте эволюции исторического сознания, способы его обоснования и имплантации в культуру.

"Избранная Рада": завершение духовно-политического созидания "Московского царства". Попытки полного контроля культурных процессов, унификации и регламентации общественной жизни. "Великие Четьи-Минеи" и "Домострой" как варианты нормативного обобщения социального опыта. Установка на избирательность внешних культурных контактов. Апофеоз культа Богородицы. Окончательное оформление представлений о богоизбранности страны и ее ответственности за судьбы христианства. Официальная концепция российской истории в памятниках словесности, ее архитектурно-живописные "аналогии".

Церковные соборы середины XVI в., их общекультурное значение. Научные дискуссии об основных этапах и формах "огосударствления" церкви. Митрополит Макарий, Сильвестр, их окружение: интеллектуализация и рационализация религиозного мышления. Введение новой догматики и иконографии, отход от традиционных канонических образцов. Внутренняя противоречивость духовных оснований "Московского царства", начало процесса его "самоотрицания". Кризис средневекового сознания как научная проблема, его предпосылки и этапы.

Еретичество, борьба с ним официальной церкви. Понятие о культурном "двойничестве". Святость и юродство в России, их функции и "оборачиваемость". Факторы возрастания роли юродивых и блаженных в эпоху Ивана Грозного.

Начало отечественного книгопечатания, его роль в формировании новой текстовой культуры.

Культурная политика Бориса Годунова. Расширение связей с Европой. Церковь после учреждения патриаршества.

Частичная деритуализация и десакрализация культуры в годы Смуты. "Сбрасывание" традиционных поведенческих и речевых образцов. Активизация межсословной коммуникации; возрастание роли индивидуального опыта. "Принудительный" политико-культурный контакт с Западом. Национальное самосознание как фактор сохранения целостности и суверенитета страны. Публицистичность словесности начала XVII в. Морально-политическое поражение "верхов" общества, уменьшение их влияния на общекультурные процессы.

Раздел V. Русская культура XVII в. : вступая в Новое время

Тема 10. Структурно- динамическая перестройка культуры

Факторы, сущность и направления трансформации культуры, ее «переходность» и противоречивость. Рациональные элементы в картине мира. Кризис провиденциализма, усиление "линейного" исторического мышления. Установка на непосредственное представление личности в культуре. Движение от культурного синкретизма к специализированным сферам культуры. Возрастание культурной роли города. Активизация диалога между "высокой" и "низкой" культурой. Новая культурно-языковая ситуация: переход к церковнославянско-русскому двуязычию. "Преднаучный" этап накопления знаний.

Активизация внешних культурных коммуникаций. «Третье южнославянское влияние». Славяно-греко-латинский культурный синтез. Панславистские мотивы в политической культуре середины XVII в. "Полонизация" быта и нравов верхних слоев общества. Приобщение к западноевропейскому научному опыту. Элементы иностранно-русского двуязычия. Характер культурной "европеизации" России.

Эволюция религиозно-политического сознания в условиях усиления "государственничества", движения страны к абсолютизму. Опыт "наложения" церковной и политической деятельности при Филарете и Никоне. Научные дискуссии о сущности церковной реформы середины XVII в. Раскол: "обнаружение" фундаментальных социокультурных оппозиций. Протопоп Аввакум, особенности старообрядческой культуры. Торжество "царства" над "священством", его историко-культурные истоки. Дезинтеграция "Московского царства" как духовно-политического феномена. Отношение церкви к культурным новообразованиям.

Тема 11. Новые тенденции в духовной культуре

Расширение образованного слоя общества. Элементы утилитарного подхода к образованию. Дальнейшее увеличение роли письменных текстов в функционировании социальной памяти. Структурная перестройка словесности: закат летописания, рост значения сюжетных жанров. Проблема обособления литературы как самостоятельной области культуры. Значение появления вымышленного литературного героя.

"Декоративизм" как начальный этап и форма "обмирщения" русской культуры. Расцвет ремесла и декоративно-прикладного искусства, их особая роль в культуре XVII в. Стилевые поиски и влияния в архитектуре. "Нарышкинское барокко" и проблема нереализованных альтернатив развития "московского" зодчества. Новый образ мира в религиозной живописи. Парсуна, эклектизм ее художественных принципов. Проблема генезиса светских изобразительных жанров. Ведущие темы и сюжеты художественной культуры. Первый русский театр и его судьба.

Программа курса Часть 2

Введение

Условия формирования русской культуры в новое время. Перманентные проблемы формирования культуры в России: евразийский этногенез, дисбаланс традиционности и инноваций, разная типология культуры образованного меньшинства и культуры народа, несовпадение ренессансных взлетов культуры и цивилизационного уровня нации. Формирование особенностей русской культуры нового времени: бинарное строение культурного пространства, импульсный, дискретный способ развития, вариативность содержания. Задача формирования единой национальной культуры и проблема русского Ренессанса.

Образ русской культуры в отечественной культурологической мысли (А.А.Блок, Н.А.Бердяев, Г.Д.Гачев, М.А.Гефтер, Ю.М.Лотман, В.В.Розанов, Ф.И.Тютчев, С.Л.Франк, Г.П.Федотов, и др.) Модели русской культуры.

Раздел 1. Эпоха Просвещения в России. XVIII начало XIX века



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно методический комплекс по курсу «Методика преподавания информатики в начальной школе» для специальности 03120000 «педагогика и методика начального образования»

    Самостоятельная работа
    Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы определены количеством часов, отведенных в разделе «Дисциплины предметной подготовки» (ДПП) на национально-региональный (вузовский) компонент и составляет 200 часов.
  2. Учебно-методический комплекс по курсу психология театра по направлению: 030300. 62- "Психология"

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Психология театра" предназначен для студентов-психологов. Количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, составляет 64 ч (из них 28 аудиторных, 11 – практические
  3. Учебно-методический комплекс по курсу «финансовое право» Самара. 2009

    Учебно-методический комплекс
    В работе даны методические указания к изучению курса, программа курса, тематика и планы семинарских занятий с приложением перечня рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к зачету (экзамену), методические указания по выполнению
  4. Учебно-методический комплекс по курсу: «римское право»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины «Римское проаво» предназначена для студентов I курса дневной, заочной и вечерней форм обучения, по специальности: 021100 – «юриспруденция»
  5. Учебно-методическии комплекс по курсу «экономическая теория» Рейтинг-контроль знаний студентов

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Экономическая теория»: Рейтинг-контроль знаний студентов / Владим. гос. ун-т; Сост. З.Т. Нови­кова. Владимир, 2003.

Другие похожие документы..