Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Данный проект конституционного закона является детальным описанием порядка формирования Верховной Власти, каким его вижу я, автор проекта закона. Это...полностью>>
'Программа'
чтобы понять, как устроен объект (или как протекает процесс, происходит явление), какова его структура, каковы его свойства, законы развития и функцио...полностью>>
'Документ'
В СПбГУ пройдет церемония награждения званием «Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета» профессора Городского университета...полностью>>
'Документ'
Вопрос о сооружении памятника Николаю Михайловичу Карамзину(1766-1826 гг.) на его родине возник после смерти знаменитого историографа и писателя. 15 ...полностью>>

Образовательная программа для повышения квалификации (для студентов) 72 часа

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

А.А. Батаев

_______________________

«_____» _____________2011 г.

Эффективная БИзнес-коммуникация:

коммуникативно-речевой тренинг

Образовательная программа для повышения квалификации (для студентов)

72 часа

Согласовано

Декан ФПКП НГТУ

Никитина Н.Ш.

Авторы программы

Голышкина Л.А., к. филол. н.,

доцент

Сологуб О.П., д. филол. н.,

доцент

_______________________

_______________________

«_____» _____________2011 г.

«_____» _____________2011 г.

Новосибирск 2011

Цель:.подготовка специалиста, обладающего комплексными знаниями технологий и принципов эффективной деловой коммуникации и уверенно владеющего навыками устной и письменной речи, актуальными для типичных ситуаций и видов делового общения.

Категория слушателей: студенты старших курсов, планирующие в будущем работу в сфере бизнеса, стремящиеся овладеть навыками эффективного делового общения и сформировать положительный коммуникативный имидж.

Срок обучения: 10 дней.

Режим занятий: 4 академических часа в день.

Аудиторные занятия: 40 часов

Самостоятельная работа: 32 часа.

Концептуальная записка

Бизнес-коммуникация – неотъемлемый компонент современной социальной реальности, предъявляющий достаточно высокие требования к деловому человеку. Сегодня недостаточно обладать знаниями только в определенной профессиональной области. Залогом успешной карьеры современной личности является профессионализм, помноженный на знание основ деловой коммуникации. Для управляющего персонала, менеджеров, помощников руководителей знание теоретических основ делового общения и владение практическими навыками в этой области является важнейшей составляющей их профессиональной компетенции. Кроме того, комплексное знание основ бизнес-коммуникации и владение практическими навыками в этой области способствует формированию позитивного имиджа делового человека, для которого, как правило, всегда имеет значение соответствие личностных характеристик пропагандируемым принципам.

Особенности курса. Курс в форме тренинга знакомит слушателей с риторическими технологиями, направленными на совершенствование устной речи, а также с принципами и особенностями создания документов разных типов. Широкое проблемное поле курса позволяет адаптировать его к интересам любой профессиональной аудитории.

Принципы построения курса. Обучение рассчитано на 72 часа аудиторных занятий, а также на активную самостоятельную работу обучающегося. Базовый материал курса усваивается в активной форме на занятиях, основанных на методах и приемах инновационного коммуникативно-ориентированного обучения (проведение деловых и ролевых игр, презентаций, экспериментов и т.п.). Такой подход к проведению занятий позволяет задействовать весь коллектив обучающихся и реализовать принцип обучения в сотрудничестве. Особое внимание в курсе сосредоточивается на овладении основами речевого мастерства в актуальных ситуациях делового общения. Неотъемлемым компонентом деятельности обучающихся становится ведение портфолио, содержащего информационно-справочные материалы курса, практические рекомендации по составлению деловых текстов, советы по риторической подготовке, материалы итогового презентационного проекта и т.п.

Объекты изучения: технологии эффективной коммуникации, виды и жанры делового (устного и письменного) общения.

Входные квалификационные требования: студенты старших курсов, планирующие в будущем работу в сфере бизнеса, стремящиеся овладеть навыками эффективного делового общения.

Цель курса заключается в подготовке специалиста, обладающего комплексными знаниями технологий и принципов эффективной деловой коммуникации и уверенно владеющего навыками устной и письменной речи, актуальными для типичных ситуаций и видов делового общения.

Цели курса определяют решение следующих задач: 1) обучение технологиям эффективной деловой коммуникации; 2) оптимизация имеющихся и приобретение новых коммуникативно-речевых навыков и умений в процессе моделирования типичных ситуаций делового общения; 3) овладение наиболее популярными жанрами и видами устного и письменного делового общения; 4) формирование у слушателей курса умения критически оценивать процессы и явления современной деловой коммуникации.

Таким образом, после изучения курса обучающиеся должны

иметь представление: 1) о предмете, целях и задачах курса; 2) о специфике текста документа и правилах его создания; 3) о технологиях организации документной коммуникации; 4) о риторических, психологических и этических основах деловой коммуникации; 5) об образе современного делового человека;

знать: 1) основные понятия курса; 2) виды управленческих документов, правила их составления; 3) общие требования к составлению текста документа; 4) правила использования вербальных и паравербальных единиц в тексте документа; 5) основные принципы организации документооборота; 6) общие закономерности вербального и невербального воздействия, основные принципы управления вниманием аудитории; 7) основы делового этикета; 8) особенности актуализации основных видов публичной речи в деловой коммуникации;
9) основы ведения деловой беседы, совещания, делового телефонного разговора;
10) структуру переговоров, тактические приемы ведения деловых переговоров; 11) специфику имиджевого интервью;

уметь: 1) составлять и редактировать различные виды управленческих документов; 2) осуществлять различные технологические операции в процессе документной коммуникации (регистрацию, контроль исполнения, хранение, сдачу в архив); 3) ориентироваться в ситуации делового общения, компетентно используя модели аргументирующей, информационной и протокольно-этикетной речи; 4) проводить деловые беседы и совещания; 5) правильно вести деловой телефонный разговор; 6) готовиться к переговорам, презентациям и имиджевым интервью, проводить их; 7) выходить из сложившихся в ходе делового общения конфликтных ситуаций; 8) критически оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение собеседника в различных коммуникативных ситуациях.

УЧЕБНо-тематический ПЛАН

Аудиторные занятия

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

часов

В том числе

Виды выполняемой учебной деятельности

Лекции

Практические, лабораторные,

семинары

1.

Введение. Деловая коммуникация и современное общество

2

1

1

1.1.

Структура современной деловой коммуникации в свете потребностей современного общества

1

1

0

Входной тест.

Дискуссия «Деловая коммуникация и современное общество».

Использование приемов активного письма для обобщения обсуждаемого

1.2.

Проблемы эффективности делового общения. Принципы эффективной коммуникации. Деловой этикет.

1

0

1

МОДУЛЬ 1. Письменная речь в бизнес-коммуникации

2.

Официально-деловой текст (документ), его специфика. Структура официально-делового текста

2

1

1

2.1.

Понятие документа, его признаки, функции.

2

1

1

Лекция-беседа; решение ситуационных задач

2.2.

Структура документа: состав реквизитов, особенности их оформления

3.

Типы документов. Распорядительные документы

2

1

1

3.1.

Классификации документов

2

1

1

Лекция-беседа; решение ситуационных задач; ведение портфолио

3.2.

Распорядительные документы, порядок их оформления

4.

Информационно-справочные документы

6

3

3

4.1.

Акт как документ, его оформление. Оформление протокола

2

1

1

Решение ситуационных задач; составление и редактирование официально-деловых текстов; ведение портфолио

4.2.

Справка, ее оформление. Докладная, объяснительная, служебная записки, их оформление

2

1

1

4.3.

Служебная переписка. Виды деловых писем. Особенности оформления деловых писем

2

1

1

5.

Документная лингвистика. Языковые каноны оформления документов

7

2

5

5.1.

Структура основного текста документа

2

1

1

Составление и редактирование официально-деловых текстов; ведение портфолио

5.2.

Средства достижения связности официально-делового текста

1

1

5.3.

Особенности использования языковых единиц разных уровней в официально-деловом тексте

2

1

1

6.

Документная грамотность: актуально ли данное понятие?

2

2

Круглый стол, дискуссия

МОДУЛЬ 2. Устная речь как инструмент бизнес-коммуникации

7.

Риторические основы деловой коммуникации

6

2

4

7.1.

Образ делового человека и его составляющие

2

1

1

Презентация-эксперимент. Лекция-беседа. Культуроречевой тренинг. Ролевые и деловые игры. Оформление выходной карты. Формирование портфолио

7.2.

Виды публичной речи, актуальные для деловой коммуникации. Убеждающая речь. Спор в деловом общении. Информационная речь. Протокольно-этикетная речь

4

1

3

8.

Виды делового общения

11

4

7

8.1.

Деловая беседа

2

1

1

Лекция-беседа.

Ролевые и деловые игры. Видеотренинг. Оформление выходной карты. Формирование портфолио

8.2.

Совещание

3

1

2

8.3.

Деловые переговоры

3

1

2

8.4.

Деловой телефонный разговор

3

1

2

Итоговая квалификационная работа

4

4

Проект-презентация «Моделирование рабочего дня специалиста: коммуникативно-речевой аспект»

ИТОГО

40

Самостоятельная работа

п/п

Виды самостоятельной работы

Трудозатраты

(часы)

1.

Самостоятельное изучение дополнительного теоретического материала по модулю 1 «Письменная речь в бизнес-коммуникации»

10

2.

Самостоятельное изучение дополнительного теоретического материала по модулю 2 « Устная речь как инструмент бизнес-коммуникации»

10

3.

Подготовка к итоговому квалификационному проекту-презентации «Моделирование рабочего дня специалиста: коммуникативно-речевой аспект»

12

ИТОГО

32

Программа курса

Тема 1. Введение. Деловая коммуникация и современное общество.

1.1. Структура современной деловой коммуникации в свете потребностей современного общества. Понятие деловой коммуникации, ее структура. Деловая коммуникация в современном коммуникативном пространстве.

1.2. Проблема эффективности деловой коммуникации. Понятие «эффективная коммуникация». Эффективная официально-деловая письменная и публичная речь как критерий успешности делового общения. Понятие коммуникативной компетенции. Невербальные и вербальные способы воздействия. Документный дизайн, документная грамотность как необходимые условия успешной деловой письменной коммуникации. Типы аудитории и эффективность выступления. Типичные искажения представлений о человеке.

МОДУЛЬ 1. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ В БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ

Тема 2. Понятие текста. Официально-деловой текст, его специфика

2.1. Официально-деловой текст, его специфика. Текст, основные свойства текста. Официально-деловой текст, его специфика. Регламентированность, стандартизованность, официальность как отличительные качества текста документа.

2.2. Структура официально-делового текста. Реквизит как составной текстовый элемент документа. Состав реквизитов, правила их оформления. Основной текст документа, особенности его структуры.

Тема 3. Типы документов. Распорядительные документы

3.1. Типы документов. Классификация управленческих документов. Основные типы управленческих документов. Организационно-распорядительные и информационно-справочные документы.

3.2. Распорядительные документы. Распорядительные документы: постановление, решение, приказ, распоряжение и др. Правила оформления распорядительных документов

Тема 4. Информационно-справочные документы

Состав информационно-справочных документов: акт, протокол, справка, объяснительная, докладная записки и др. Особенности оформления документов. Деловая переписка, виды деловых писем, правила их оформления. Этикет делового письма.

Тема 5. Документная лингвистика. Языковые каноны оформления документов

5.1. Структура основного текста документа. Разбиение текста на структурно-смысловые блоки, способы их оформления. Правила рубрицирования текста. Основные недочеты в оформлении рубрик. Аргументационная схема построения официально-делового текста, ее наполнение в конкретных видах документов.

5.2. Средства достижения связности официально-делового текста. Понятие связности. Виды связности: лексическая, грамматическая, синтаксическая. Связующие элементы официально-деловой письменной речи. Основные недочеты в реализации связности текста.

5.3. Особенности использования языковых единиц разных уровней в официально-деловом тексте. Официонимы (названия официальных органов и должностных лиц), особенности их функционирования в официально-деловой речи. Особенности использования имен собственных в документе. Правила сокращения. Особенности использования числительных в тексте документа.

МОДУЛЬ 2. УСТНАЯ РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ

5. Риторические основы деловой коммуникации

5. 1. Образ делового человека и его составляющие. Невербальный и вербальный компоненты образа делового человека. Образ делового человека / образ оратора. Факторы, формирующие невербальный компонент образа оратора. Факторы, составляющие вербальный компонент образа оратора. Общие приемы поддержания внимания аудитории. Предмет и функции речевого этикета в деловом общении. Этикет и социальный статус адресата. Этикетные формулы Ты- и Вы- общения. Система обращений.

5.2. Виды публичной речи, актуальные для деловой коммуникации. Убеждающая речь в деловом общении. Убеждающая речь и виды речевого воздействия в сфере управления. Основные жанры убеждающей речи, наиболее востребованные в деловом общении. Спор как разновидность убеждающей речи и значимый компонент делового общения. Речевое поведение при аргументации: корректные и некорректные тактические приемы ведения спора. Закономерности паравербального общения в ситуации эмоциональной напряженности, способы контроля собственного поведения и воздействия на поведение партнера. Информационная речь, ее место и роль в деловой коммуникации. Жанры информационных выступлений, наиболее распространенные в деловом общении. Протокольно-этикетная речь в деловом общении. Жанры протокольно-этикетного выступления.

Тема 6. Виды делового общения

6.1. Деловая беседа. Понятие деловой беседы. Этапы деловой беседы. Принципы подготовки к деловой беседе. Типы деловых бесед. Тактические приемы убеждения в деловой беседе. Вопросы в деловой беседе, их типы и функции. Особенности речевого поведения коммуникантов в деловой беседе.

6.2. Совещание. Совещание как вид делового общения. Структура совещания. Факторы, определяющие эффективность делового совещания. Типы деловых совещаний. Дискуссия в ходе проведения совещания. «Мозговой штурм» как способ работы в процессе совещания. Особенности речевого поведения участников делового совещания.

6.3. Деловые переговоры. Понятие деловых переговоров. Классификации переговоров. Этапы переговорного процесса. Стратегии, тактики и приемы ведения переговоров, применяемые на разных этапах переговорного процесса. Взаимодействия тактик. Перехват инициативы во время переговоров. Виды слушания. Принципы эффективного слушания. Типы совместных решений. Оценка деловых контактов. Тактические ошибки в ходе ведения переговоров.

6.4. Деловой телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации. Структура и логика телефонного разговора. Фактор голоса в телефонном общении. Приемы убеждения; приемы активного слушания. «Аудиальные якоря». Телефонный этикет.

6.5. Имиджевое интервью (тема изучается по желанию слушателей). Специфика интервью как вида делового общения. Типы интервью. Фазы интервью. Стратегии и тактики речевого поведения интервьюируемого.

Итоговое задание по курсу

Выполнение проекта-презентации «Моделирование рабочего дня специалиста: коммуникативно-речевой аспект».

Список литературы

  1. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. – М., 2006.

  2. ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

  3. Бардаев Э.А. Документоведение: учебник / Э.А. Бардаев, В.Б. Кравченко. – М.: Академия, 2010. – 300 с.

  4. Введенская Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 488 с.

  5. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации / Р. Бландел. – СПб.: Питер, 2000. – 384 с.

  6. Голышкина Л.А. Риторика. Основы теории. Практикум: учебное пособие / Л.А. Голышкина. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 232 с.

  7. Дональдсон М.К. Умение вести переговоры / М.К. Дональдсон, М. Дональдсон [Электронный ресурс] / - Режим доступа: /file/133709/

  8. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В. Колтунова. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: /koltunova_m/

  9. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления) /
    Т.В. Кузнецова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2007. – 528 с.

  10. Сологуб О.П. Практикум по документационному обеспечению управления: учеб. пособие / О.П. Сологуб. – М.: Омега-Л, 2010. – 128 с.

  11. Фишер Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри [Электронный ресурс] / - Режим доступа: /file/91641/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса повышения квалификации педагогических работников      образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по направлению «Современные педагогические технологии в образовании»

    Программа курса
    курса повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по направлению «Современные педагогические технологии в образовании»
  2. Образовательная программа для повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений

    Образовательная программа
    Динамичность общества, открытость и неопределенность будущего обусловливают сложность и масштабность задач, которые встают сегодня перед специалистами любой профессиональной сферы, требуют способностей к проблемному видению, конструированию
  3. Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «практическая психология в вузе»

    Программа курса
    ЦЕЛЬ КУРСА: формирование у слушателей представлений о современной психологии и ее практическом использовании в работе со студентами в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении.
  4. Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза»

    Программа курса
    Влияние Болонской декларации на реформу образования в Российской федерации. Требования к учебно-методическому обеспечению, предъявляемые в соответствии с реформой.
  5. Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «история и философия науки»

    Программа курса
    2.1.3. Социокультурная динамика науки (основные этапы исторического развития науки: возникновение математики, естествознания, технических и социально-гуманитарных наук; проблемы научных революций, исторических типов научной рациональности,

Другие похожие документы..