Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита диссертации состоится «27» октября 2011 г. в 15 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 209.002.05 по юридическим наукам при Моск...полностью>>
'Закон'
Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объ­еме дисциплин «Общая психология (для профильных факультетов)», «Экспери...полностью>>
'Документ'
Осенью 1612 года войско Литовского гетмана Ходкевича было разбито в жестоких боях и отброшено от русской столицы. 26 октября сдался в Москве и польск...полностью>>
'Программа дисциплины'
Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления...полностью>>

Психологические защиты у младших школьников с различным социометрическим статусом

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Королева Алина Петровна


Психологические защиты у младших школьников

с различным социометрическим статусом

Специальности: 19.00.01 - общая психология, психология личности,

история психологии

19.00.13 – психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва - 2007

Диссертация выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии

Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения

«Московский гуманитарный университет»


Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент

Линде Николай Дмитриевич


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Филиппова Галина Григорьевна

кандидат психологических наук

Ижванова Елена Михайловна


Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет


Защита состоится 13 ноября в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при Московском гуманитарном университете (ННОУ) по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д.5/1, корпус 3, ауд. № 511.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке
ННОУ «Московский гуманитарный университет»


Автореферат разослан ……октября 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е. В. Гурова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социометрический статус ребенка в классном коллективе является важнейшим показателем его школьной адаптации или дезадаптации, проявляющихся в сфере межличностных отношений. Проблема детей с низким социометрическим статусом в школе до сих пор остается актуальной для психологической науки и практики. К исследованию проблемы школьной адаптации и дезадаптации обращаются многие ученые и психологи-практики. Существуют три научных подхода к изучению школьной адаптации и дезадаптации: медицинский, педагогический и психологический. Проявления школьной адаптации и дезадаптации наблюдаются в сферах: когнитивной, межличностной, психического и физического здоровья.

Значимость школьной адаптации трудно переоценить (Беличева С.А., 1985, Захаров А.И., 1988, Каган В.Е., 1984, Новикова Е.В., 1977, Сорокина В.В., 2005, Спиваковская А.С., 1988 и др.), школьная адаптация закладывает фундамент для успешного обучения, прохождения подросткового кризиса и дальнейшей социальной адаптации в других малых группах, трудовых коллективах. Школьная дезадаптация в сфере межличностных отношений изучалась многими авторами (Абраменкова В.В., 1986, Беличева С.А., 1985, Кравцова М.М., 2005 и др.) с различных позиций, однако, остается актуальной проблемой для школьников в течение всего периода обучения (с 1-го по 11-ый классы). Именно поэтому, важно исследовать причины школьной дезадаптации в начальной школе, и на основе выявленных особенностей составить психокоррекционные программы. В своей работе остановимся на проблеме школьной дезадаптации, проявляющейся в сфере межличностных отношений, как наименее исследованной, на наш взгляд, с точки зрения глубинных психологических причин, в частности взаимосвязях видов психологических защит и успешности межличностных отношений у младших школьников.

Наиболее исследованы психологические защиты периода взрослости (Барлас Т.В., 2001, Гребенников Л.Р., 1994, Киршбаум Э.И. и Еремеева А.И., 2000, Лазарус Р., 1970, Плутчик Р., 1979, Романова Е.С., 2001, Фрейд З., 1897 и др.). В последние годы появляются исследования психологических защит у детей различных возрастов (Барсукова О.В., 2000, Захаров А.И., 1986, 2005, Никольская И.М. и Грановская Р.М., 1997-2005, и др.). Однако психологические защиты, являясь неосознаваемым механизмом, влияющим на поведение, мотивацию, эмоциональную сферу и межличностные отношения младших школьников, остаются еще недостаточно изученными.

В психологических защитах младших школьников проявляются особенности их личности, проблемы и трудности социализации. Низкий социометрический статус ребенка в школьном коллективе, с одной стороны основан на психологическом неблагополучии ребенка, прежде всего в семье, с другой стороны он порождает новые аспекты неблагополучия. Ребенок вынужден приспосабливаться к сложной ситуации, он может пытаться ее преодолеть, а может психологически от нее защищаться, закрывать, так сказать, на нее глаза. В этом случае ком проблем только растет, и неблагополучие приобретает хронический характер. Педагоги начинают считать такого ребенка безнадежным, и это усугубляет положение вещей.

Знание психологических защит, используемых ребенком для того, чтобы не осознавать истинных причин своего неблагополучия, а может быть и самого факта неблагополучия, дает надежду на оказание помощи ребенку в коррекции его проблем. Оно раскрывает перед психологом и педагогом основные внутрипсихологические, бессознательные способы, применяемые ребенком для приспособления к этой неприятной ситуации. Предположительно дети с низким социометрическим статусом используют достаточно типичные для такой ситуации защиты, что диктуется особенностями их положения. Зная эти защиты, можно найти способы преодоления, что может помочь школьному психологу и педагогам в работе с подобными детьми.

Эти знания могут продвинуть наши теоретические представления о том, как происходит успешная и недостаточно успешная школьная адаптация в сфере межличностных отношений ребенка в младшем школьном возрасте, которая может породить многие дальнейшие успехи и неудачи личности. Эта проблема не является до конца решенной и имеет большое научное и практическое значение. Она весьма актуальна в контексте задач развития и воспитания будущих жизнеспособных и благополучных поколений.

Цель работы: исследование видов психологических защит и особенностей личности младших школьников с различным социометрическим статусом, как важным показателем школьной адаптации или дезадаптации, проявляющейся в межличностной сфере.

Задачи исследования:

1) теоретически раскрыть понятие психологических защит личности и их функций, а также рассмотреть особенности формирования психологических защит в детском возрасте;

2) проанализировать роль психологической защиты в процессе школьной адаптации у детей младшего школьного возраста;

3) выявить виды психологической защиты у младших школьников с высоким и низким социометрическим статусом;

4) выделить личностные особенности младших школьников с высоким и низким социометрическим статусом;

5) исследовать взаимосвязь проявлений психологической защиты и социометрического статуса, видов психологической защиты и качеств личности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста;

6) разработать и проверить эффективность психокоррекционной программы для младших школьников с низким социометрическим статусом, направленную на коррекцию их трудностей межличностного общения, приводящую к позитивному изменению их психологических защит и повышению их социометрического статуса.

Объект исследования: младшие школьники - учащиеся общеобразовательной школы (2-3 класс).

Предмет исследования: психологические защиты у младших школьников с различным социометрическим статусом.

Гипотезы исследования:

  1. Для младших школьников с низким и высоким социометрическим статусом характерны различные виды психологической защиты.

  2. Сравниваемые группы младших школьников могут отличаться особенностями личности. Младшие школьники нефрустрированные, с высоким интеллектом имеют социометрический статус выше, чем младшие школьники фрустрированные, с низким интеллектом.

  3. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими низкий социометрический статус, приводит к повышению их социометрического статуса и изменению выявляемых у них видов психологической защиты.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный, междисциплинарный психосоциальный и субъектный подходы (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Беличева С.А., Брушлинский А.В., Ломов Б.Ф. и другие); концепции развития личности (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие); психологические теории, посвященные проблемам генезиса, функционирования и диагностики защитных механизмов личности (Бассин Ф.В., Василюк Ф.Е., Грановская Р.М., Киршбаум Э.И., Романова Е.С., Тулупьева Т.В., Фрейд А., Фрейд З. и другие); исследования школьной адаптации и дезадаптации, их причин (Алмазов Б.Н., Беличева С.А., Захаров А.И. и другие).

Важное значение ранних отношений ребенка с матерью для психосоциального развития отмечали в своих исследованиях Архиреева Т.В., Аугис Р.Б., Выготский Л.С., Данилова Е.Е., Дорожевец Т.В., Зеленова М.Е., Конончук И.Б., Корчак Я., Кравцова М.М., Соколова Е.Т., Сорокина В.В., Спиваковская А.С., Адлер А., Боулби Дж., Хоментаускас Г.Т., Хорни К., Фрейд З., Фромм Э., Эриксон Э., Юнг К.Г. и другие.

В последнее время все больше исследователей обращает свое внимание к теме психологических защит, как важного неосознаваемого механизма регуляции поведения. Разработкой проблемы психологической защиты занимались как отечественные, так и зарубежные психологи Барсукова О.В., Бассин Ф.В., Власова О.Г., Воробьев В.М., Грановская Р.М., Гребенников Л.Р., Журбин В.И., Зацепицкий Р.А., Захаров А.И., Зейгарник Б.В., Еремеева А.И., Киршбаум Э.И., Клубова Е.Б., Костанадов Э.А., Лазарус Р., Михаилов А.Н., Никольская И.М., Рыбалко Е.Ф., Тулупьева Т.В., Ташлыков В.А., Чумакова Е.В., Штроо В.А., Адлер А., Браун Д., Келлерман Х., Конте Х., Маслоу А.Г., Педдер Дж., Плутчик Р., Фрейд А., Фрейд З. и другие.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез диссертационного исследования Королева А.П. использовала следующие методы: анализ научной литературы, социометрический опрос, процедура выявления видов психологической защиты у детей И.М.Никольской и Р.М.Грановской, с элементами авторской модификации, тестирование личностных особенностей детей, с применением методики многофакторного личностного опросника Кеттелла (детский вариант). Для статистической обработки полученных данных применялись программы STATISTICA 6.0 (корреляционный анализ) и SPSS (критерий Вилкоксона, критерий Фишера).

Научная новизна результатов исследования:

  1. Систематизированы и уточнены критерии дифференциации видов психологической защиты у младших школьников.

  2. Впервые установлено, что младшие школьники с высоким и низким социометрическим статусом проявляют различные виды психологической защиты, дано теоретическое объяснение этому факту.

  3. Установлена специфика проявляющихся видов психологической защиты у мальчиков и девочек с высоким и низким социометрическим статусом.

  4. Выявлены особенности личности мальчиков и девочек, имеющих высокий и низкий социометрический статус.

  5. Показано, что коррекция психологических проблем младших школьников с низким статусом методом эмоционально-образной терапии приводит к повышению их социометрического статуса и к позитивным тенденциям изменения проявляющихся видов психологической защиты.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Внесен вклад в развитие научного понимания взаимосвязи социометрического статуса с особенностями личности детей и проявляющимися у них видами психологических защит.

  2. Выявленная взаимосвязь социометрического статуса и видов психологической защиты открывает новые возможности в теоретическом исследовании социометрического статуса.

  3. Показаны особенности видов психологической защиты у младших школьников с учетом пола, качеств личности и социометрического статуса.

4. Результаты диссертационного исследования позволяют глубже понять природу психологических защит в младшем школьном возрасте. Внесен вклад в понимание изменчивости психологических защит у ребенка при косвенном воздействии на эмоционально-образную сферу ребенка. Тогда как до сих пор психологи ограничивались констатацией психологических защит и формированием сознательных стратегий совладающего поведения.

Практическая значимость:

Предложенная психокоррекционная программа позволяет изменять проявляемые виды психологических защит и социометрический статус младших школьников. Полученные данные могут быть использованы при проведении психокоррекционной работы в младшей школе, в психологическом консультировании, а также для разработки учебных курсов по возрастной психологии и психологии личности.

Достоверность и надежность полученных результатов диссертационной работы обеспечены их опорой на фундаментальные методолого-теоретические подходы и принципы современной психологической науки; репрезентативностью выборки (289 детей); использованием апробированных методик, соответствующих целям и задачам исследования и применением адекватных методов математической статистики для обработки и оценки полученных данных.

Апробация результатов работы: основные положения работы были представлены на: Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества», г. Москва, апрель 2004 г.; Международном конгрессе «Профессиональная психотерапия и профессиональное консультирование: прошлое, настоящее, будущее», г. Москва, июнь 2005 г.; Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной Российской семьи», г. Москва, октябрь 2005 г.; Международном конгрессе «Психотерапия, консультирование, коучинг: традиции и современность», г. Москва, июнь 2006 г.; Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России» 2006 г.

Разработанная в ходе диссертационного исследования коррекционная программа применяется в школе №825 г. Москвы, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Остров Добра» Московской области г. Лосино-Петровский и в практике диссертанта.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Для младших школьников с различным социометрическим статусом характерны различные виды психологических защит. Основными видами психологической защиты, проявляющимися у младших школьников с низким социометрическим статусом, являются отрицание и вытеснение. Основным видом психологической защиты, проявляющимся у младших школьников с высоким социометрическим статусом, является рационализация, а также для них характерно отсутствие психологической защиты.

  2. Основными видами психологической защиты, проявляющимися у мальчиков с низким социометрическим статусом, являются отрицание и вытеснение, а основным видом психологической защиты, проявляющимся у девочек с низким социометрическим статусом - вытеснение. У мальчиков с высоким социометрическим статусом преобладают рационализация и замещение, а также отсутствие психологической защиты, у девочек с высоким социометрическим статусом преобладает - рационализация.

  3. Робкие девочки имеют более высокий социометрический статус, чем девочки смелые. Таким образом, предпочитаемые детским коллективом девочки соответствуют существующему возрастному гендерному стереотипу.

  4. Мальчики нефрустрированные, с высоким интеллектом, доминантные, ответственные и с высоким самоконтролем имеют социометрический статус выше, чем мальчики фрустрированные, с низким интеллектом, конформные, легкомысленные и импульсивные. Таким образом, предпочитаемые детским коллективом мальчики соответствуют существующему возрастному гендерному стереотипу.

  5. Психокоррекционная программа для младших школьников с низким социометрическим статусом, позволяет изменять в позитивном направлении психологические защиты у детей-изолянтов и повышать их социометрический статус в классном коллективе.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 208 страниц. Список литературы включает 207 позиции, из них 13 на английском языке. Текст диссертации иллюстрирован 25 таблицами и 34 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется цель, задачи и гипотезы исследования, определены предмет и объект исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Феномен психологических защит личности в работах отечественных и зарубежных исследователей» рассматриваются различные подходы к проблеме возникновения и проявления психологических механизмов защиты, хронология, особенности их возникновения и усложнения у детей, а также отмечается их взаимосвязь с разнообразными личностными особенностями и межличностными отношениями. Рассматривается понятие психологических защит и их функции.

Заслуга открытия видов психологических защит принадлежит Фрейду З.. На современном этапе развития психологической науки психологическая защита определяется как специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Однако отмечается, что психологические защиты помогают справляться с внутренним дискомфортом, искажая при этом восприятие реальности.

Детально виды психологической защиты ребенка были описаны Фрейд А. в книге «Психология Я и защитные механизмы». В работе приводится описание различных подходов к проблеме возникновения и значения защитных механизмов личности, а также дается описание основных видов психологической защиты, встречающихся у детей младшего школьного возраста по исследованиям Грановской Р.М. и Никольской И.М.: отрицание, подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение, сублимация.

Всеми авторами подчеркивается ведущая роль ранних отношений с родителями для формирования структуры психологических защит. В работе описаны девиации поведения и другие последствия, к которым приводит неадекватное функционирование психологических защит.

Вторая глава «Проблемы школьной адаптации и дезадаптации в отечественных и зарубежных психологических исследованиях» посвящена описанию различных подходов к проблеме школьной адаптации и дезадаптации. Выделены определения школьной адаптации и дезадаптации, на которые мы опираемся в своем исследовании. Адаптация к школе это – сложный процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в условиях новой социальной ситуации в школе. Школьная дезадаптация - это образование у ребенка неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии (Новикова Е.В.).

В результате анализа проявлений школьной дезадаптации нами выделены сферы, в которых она проявляется: когнитивная, сфера физического и психического здоровья, сфера межличностных отношений.

Описаны причины и проявления школьной дезадаптации. Анализируется влияние ранних отношений ребенка с родителями на возникновение и проявления школьной дезадаптации в сфере межличностных отношений.

Описано понятие социометрического статуса. Детей с низким социометрическим статусом называем детьми-изолянтами, так как они полностью или частично изолированы от общения в классном коллективе. На основе анализа литературы по данному вопросу выделяется фактор личностных особенностей детей-изолянтов, как ключевой в данной проблеме. Отмечается недостаточная исследованность выделенного фактора и отсутствие программ, направленных на коррекцию личностных проблем младшего школьника с низким социометрическим статусом.

Третья глава «Результаты эмпирического исследования психологических защит младших школьников с различным социометрическим статусом» посвящена проведенному исследованию.

На первом этапе исследования были выявлены: социометрический статус, с помощью методики социометрического опроса; особенности личности младших школьников, с использованием теста Кеттелла (детский вариант) и виды психологической защиты у младших школьников, при помощи авторской технологии, предлагаемой Грановской и Никольской И.М..

По результатам социометрического опроса социометрический индекс у 93% учащихся оказался в интервале значений от 0 до 0,20; по существующей традиции данный интервал был поделен на квартили, нижний квартиль – значения социометрического индекса от 0 до 0,05 - низкий социометрический статус; два средних квартиля – значения социометрического индекса от 0,06 до 0,15 - нормальный социометрический статус и верхний квартиль – значения социометрического индекса от 0,16 до 0,20 –высокий социометрический статус. Опираясь на эти данные все исследуемые младшие школьники были разделены нами на три группы детей: с низким социометрическим статусом – значения социометрического индекса от 0 до 0,05, с нормальным социометрическим статусом – значения социометрического индекса от 0,06 до 0,15 и с высоким социометрическим статусом – значения социометрического индекса от 0,16 до 1.

По описанной процедуре в группу младших школьников с высоким социометрическим статусом попали всего 49 детей из них 22 мальчика и 27 девочек; в группу младших школьников с нормальным социометрическим статусом попали всего 177 детей из них 80 мальчиков и 97 девочек; в группу младших школьников с низким социометрическим статусом попали всего 63 ребенка из них 35 мальчиков и 28 девочек (рис. 1).

Рис. 1. Количество детей по группам с высоким, низким и нормальным социометрическим статусом среди всех учеников, а также мальчиков и девочек.

В этих трех группах были проанализированы выявленные виды психологической защиты. В группе младших школьников с низким социометрическим статусом 35% детей проявили тип психологической защиты вытеснение, из них 19% мальчиков и 16% девочек; 17% детей проявили вид психологической защиты подавление, из них 10 % мальчиков и 7% девочек; 12% детей проявили механизм психологической защиты отрицание, из них 10% мальчиков и 2% девочек; 11% детей проявили вид психологической защиты рационализация, из них 7% мальчиков и 4% девочек; 5% детей проявили вид психологической защиты замещение, из них 2% мальчиков и 3% девочек; 9% детей проявили вид психологической защиты проекция, из них 5% мальчиков и 4% девочек; отсутствие психологической защиты было отмечено у 11% детей, из них 5% мальчиков и 6% девочек (рис. 2).

Рис. 2. Количество детей, проявивших различные виды психологической защиты в группе с низким социометрическим статусом в %.

В группе младших школьников с нормальным социометрическим статусом 22% детей проявили вид психологической защиты вытеснение, из них 9% мальчиков и 13% девочек; 21% детей проявили вид психологической защиты рационализация, из них 8% мальчиков и 13% девочек; 16% детей проявили вид психологической защиты подавление, из них 7% мальчиков и 9% девочек; 13% детей проявили вид психологической защиты отрицание, из них 10% мальчиков и 3% девочек; 8% детей проявили вид психологической защиты замещение, из них 3% мальчиков и 5% девочек; 3% детей проявили вид психологической защиты проекция, из них 2% мальчиков и 1% девочек; отсутствие психологической защиты было отмечено у 17% детей, из них 5% мальчиков и 12% девочек (рис. 3).

Рис. 3. Количество детей, проявивших различные виды психологической защиты в группе с нормальным социометрическим статусом в %.

В группе младших школьников с высоким социометрическим статусом 28% детей проявили вид психологической защиты рационализация, из них 11% мальчиков и 17% девочек; 19% детей проявили вид психологической защиты вытеснение, из них 10 % мальчиков и 9% девочек; 17% детей проявили вид психологической защиты подавление, из них 7% мальчиков и 10% девочек; 7% детей проявили вид психологической защиты замещение, из них 3% мальчиков и 4% девочек; 4% детей проявили вид психологической защиты проекция, из них 2% мальчиков и 2% девочек; 2% детей проявили вид психологической защиты отрицание, из них 1% мальчиков и 1% девочек; у 23% детей было отмечено отсутствие психологической защиты, из них 10% мальчиков и 13% девочек (рис. 4).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: «Влияние группы сверстников на самооценку детей младшего школьника»

    Реферат
    Знания личности о себе сопряжено с переживанием собственных психологических особенностей. Они опосредуются бытием личности и возникают как результат её конкретной жизнедеятельности в потоке постоянного соотношения ценностей, стремлений,
  2. Особенности символических представлений младших школьников об одноклассниках 19. 00. 05 социальная психология

    Автореферат
    Защита состоится «23» сентября 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: г.
  3. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  4. Девиантного поведения современного школьника

    Монография
    Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Система работы общеобразовательного учреждения по профилактике и кор­рекции девиантного поведения современного школьника /
  5. Психологические основы профилактики наркомании в семье Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого Самара

    Реферат
    Лисецкий К.С. – кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета Самарского Государственного Университета, действительный член Международной Педагогической Академии - Введение, Гл.

Другие похожие документы..