Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Як уже відомо, електронні таблиці (англ Spreadsheets)— це програми, що призначені для швидкого і надійного виконання розрахунків у різних галузях людс...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумага...полностью>>
'Реферат'
Реферат повинен бути написаний на державній мові з використанням комп’ютера. Обсяг реферату складає 30-35 сторінок набраних шрифтом “Times New Roman”...полностью>>
'Книга'
Г99 Новое индустриальное общество: Пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига»; СПб.: Terra Fantastica, 2004. — 602...полностью>>

Интеграция ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ШАЙДУЛЛИНА Альбина Рафисовна

ИНТЕГРАЦИЯ ССУЗА, ВУЗА И ПРОИЗВОДСТВА

В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Казань 2010

Работа выполнена в лаборатории специальной и практической

подготовки учреждения Российской академии образования

«Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор,

действительный член РАО

Мухаметзянова Гузел Валеевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Панина Татьяна Семеновна

доктор педагогических наук, профессор

Сафин Раис Семигуллович

доктор технических наук, профессор

Гумеров Фарид Мухамедович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский автомобильно-

дорожный институт (Государственный

технический университет)

Защита состоится «29» июня 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, д.12

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ «29» марта 2010 г.: /

Автореферат разослан «20» мая 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Масалимова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества, связанный с интенсивными взаимопроникающими и взаимозависимыми изменениями в политико-экономической и социокультурной жизни, происходящими под воздействием неблагоприятных экономических, политических и экологических факторов, определили приоритеты в развитии системы образования.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования: формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов; развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ; формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований.

Вышеуказанные ориентиры актуализировали необходимость решения таких проблем профессионального образования, как: несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг; дефицит квалифицированных кадров, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях; отсутствие эффективных партнёрских отношений между системой профессионального образования и бизнес-сообществом; неоправданно растянутые сроки подготовки рабочих; непрестижность рабочих профессий; несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства; неразработанность нормативно-правового обеспечения взаимоотношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг и др. В решении вышеперечисленных проблем важную роль играет интеграция образования и производства, направленная на совместную жизнедеятельность субъектов интегрированной системы «ссуз – вуз – производство», на сохранение основных ресурсов ее группового потенциала при внезапно возникших неблагоприятных условиях ее функционирования (изменения конъюнктуры рынка труда, следствием которых является невостребованность ведущих специальностей и направлений подготовки специалистов; прекращение или значительное сокращение бюджетного финансирования; уход наиболее квалифицированных специалистов в другую сферу, предлагающую более высокую заработную плату; появление более сильных конкурентов и др.).

Рассматриваемая в рамках данного исследования интеграция средних, высших учебных заведений профессионального образования и производства способствует эффективной подготовке квалифицированных кадров для нефтяной отрасли региона в условиях единого интегрированного образовательно-производственного комплекса «ссуз – вуз – производство», в котором совместные скоординированные усилия всех субъектов интегрированной системы должны быть направлены на получение синергетического эффекта от их совместных действий.

Разрабатываемая «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года» учитывает увеличение объемов внутреннего потребления первичных ресурсов и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, которые требуют строительства новых перерабатывающих предприятий. В связи с этим государство возлагает большие надежды на комплекс мероприятий по развитию химической и нефтехимической промышленности, сферы которых, как и другие секторы экономики, претерпевают переход на новый технологический уклад на основе формирования эффективного инновационного партнерства государства, бизнеса, а также российской науки и образования. Однако данный производственно-технологический уровень может быть достигнут только на основе новых технологий и инноваций, разработка которых требует от современных специалистов технического профиля не только умения профессионально выстраи­вать свою деятельность на содержательном и технологическом (механизмы, пути, средства) уровнях, но и осмысление на методологическом уровне (принципы, подходы), встраивание в концептуальный контекст, предвидение эффектов профессиональной деятельности. Такая многогранная подготовка специалистов технического профиля требует многоканального взаимопроникновения образовательных, научно-исследовательских и производственных процессов, интеграции учебных заведений, уровней профессионального образования, содержания образовательных программ, технологий обучения и воспитания, организационно-управленческих форм, финансово-экономических ресурсов и производственных процессов.

Состояние разработанности проблемы исследования. В современной научно-педагогической литературе накоплена необходимая совокупность знаний, которая может явиться предпосылкой для разрешения проблемы исследования: выделены особенности подготовки специалистов на разных ступенях непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, Г.А. Бордовский, З.И. Васильева, С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, В.В. Горшкова, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин и др.); обозначены концептуальные подходы к проектированию содержания образования в условиях многоуровневой, вариативной системы образования (В.С. Безрукова, З.И. Васильева, Е.С. Заир-Бек, Г.И. Ибрагимов, О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына, Н.А. Читалин и др.); определены основные направления развития учреждений профессионального образования в современных социально-экономических условиях (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.А. Кальней, Э.А. Манушин, Г.У. Матушанский, A.M. Новиков и др.); исследована взаимосвязь уровней профессионального образования и развития личности на основе единства компонентов содержания профессионального образования (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Т. Глазунов и др.); исследованы различные пути развития образовательных систем в регионе (О.Т. Лебедев, А.В. Леонтьев, З.Г. Нигматов, И.И. Проданов, Н.Б. Пугачева, В.Н. Скворцов и др.); определены методологические основы интеграции содержания образования (Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, B.C. Безрукова, А.А. Греков, Л.В. Левчук и др.); исследованы общие методологические и теоретические проблемы интегра­ции (М.А. Берулава, B.C. Готт, Б.М. Кедров, Г. Павельциг, О.М. Сичивица, А.Д. Урсул, М.Г. Чепиков, В.А. Энгельгардт и др.); раскрыты проблемы интеграции различных дисциплин (Н.Т. Абрамова, Б.Г. Ананьев, Г.Д. Гачев, Ф.М. Гумеров, Б.И. Иванов, Б.М. Кедров, З.Г. Нигматов, Б.М. Суханов, И.Т. Фролов, Н.К. Чапаев, В.В. Чешев, Г.С. Шеменев, Ю.А. Шрейдер и др.); исследованы различные аспекты интеграции образования, науки и производства (В.М. Жураковский, Г.Е. Зборовский, Е.А. Корчагин, Г.В. Мухаметзянова, В.Б. Миронов, В.Г. Осипов, З.С. Сазонова, В.Н. Турченко, И.П. Яковлев и др.).

В диссертационных исследованиях рассматриваются различные проблемы интеграции в образовании, в частности: теоретико-методологические и методические основы педагогической интеграции (Н.Ю. Борисова, Т.В. Живокоренцева, В.Н. Максимова, В.Н. Никитенко, Е.В. Ткаченко, Л.Д. Федотова, Н.К. Чапаев и др.); интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера (М.Н. Вражнова, З.С. Сазонова и др.); вопросы управления интеграцией образовательных учреждений (В.В. Гаврилюк, Н.Ф. Григорьев, В.Ф. Кузнецов, В.В. Нестеров, Н.И. Роговцева, В.Д. Семенов, В.М. Сохабеев и др.); теоретико-методологические и методические основы подготовки специалистов технического профиля в условиях непрерывного профессионального образования (В.Н. Бобриков, Е.Э. Захаржевская, Ю.В. Кустов, В.Л. Чудов, З.М. Шакурова и др.).

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы по теме исследования и соответствующего опыта практической деятельности, позволяют констатировать, что не разработаны концептуальные основы интеграции среднего профессионального образования, высшей школы и производства в условиях региона; недостаточно разработаны организационно-педагогические условия обеспечения продуктивной их интеграции.

Состояние разработанности проблемы и анализ практики позволили выявить противоречие между необходимостью взаимодействия учреждений среднего, высшего профессионального образования с производством и недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований данного процесса в региональной системе профессионального образования.

Данное противоречие конкретизируется в частных противоречиях и имеет несколько аспектов:

- методологический: недостаточная разработанность теоретико-методологических подходов к исследованию проблем интеграции учреждений среднего, высшего профессионального образования и предприятий в региональной системе профессионального образования;

- теоретический: отсутствие теоретических основ интеграции средней, высшей технической школы и предприятий в региональной системе профессионального образования;

- технологический: неразработанность технологий и механизмов интеграции учреждений среднего, высшего профессионального образования и предприятий на организационно-структурном, содержательном и технологическом уровнях;

- методический: отсутствие специального комплекса учебно-методических средств, обеспечивающих переподготовку и повышение квалификации преподавателей учебных заведений профессионального образования и представителей базовых предприятий, с целью оптимизации процесса интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования.

Данные противоречия обусловили постановку проблемы исследования: каковы теоретические основания и научно-методическое обеспечение интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования.

Цель исследования: теоретическое обоснование интеграции ссуза, вуза и производства как системной целостности профессионального образования в регионе и ее научно-методическое обеспечение, способствующее конкурентоспособности будущих специалистов технического профиля.

Объект исследования: региональная система непрерывного профессионального образования.

Предмет исследования: теоретические основания и научно-методическое обеспечение интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования.

Гипотеза исследования: интеграция образования и производства в региональной системе профессионального образования будет эффективной, если:

- разработана и реализована Концепция интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования, основанная на идее реализации интегративного подхода;

- выявлены особенности кластерной модели организации профессионального образования в регионе и обоснована необходимость учета ее преимуществ в интегрированной системе «ссуз – вуз – производство»;

- спроектирована и реализована структурно-функциональная модель интеграции ссуза, вуза и производства, отвечающая требованиям к качеству образовательных услуг и обеспечивающая опережающую профессиональную подготовку специалистов;

- разработана и внедрена в образовательный процесс технология обучения, построенная на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов;

- разработаны и внедрены содержание и технологии партнерства учебных заведений профессионального образования с базовыми предприятиями в подготовке будущих специалистов технического профиля;

- разработано и апробировано научно-методическое обеспечение переподготовки и повышения квалификации преподавателей средних и высших профессиональных учебных заведений, представителей базовых нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний и предприятий.

Задачи исследования:

  1. Разработать концепцию интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования.

  2. Спроектировать структурно-функциональную модель интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования.

  3. Выявить преимущества и риски реализации кластерного подхода в управлении интегрированной системой «ссуз – вуз – производство» в профессиональном образовании.

  4. Спроектировать и апробировать технологию обучения, построенную на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов.

  5. Разработать и внедрить содержание и технологии партнерства учебных заведений профессионального образования с базовыми предприятиями в подготовке будущих специалистов технического профиля.

  6. Разработать и апробировать научно-методическое обеспечение переподготовки и повышения квалификации преподавателей средних и высших профессиональных учебных заведений, представителей базовых нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний и предприятий.

  7. Осуществить экспериментальную проверку эффективности комплекса организационно-педагогических условий процесса интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Философский уровень методологии исследования опирается на принцип взаимосвязи гно­сеологического, логического и аксиологического начал человеческой деятель­ности, принцип творческого начала в познании и преобразовании действительности, взаимосвязь исторического и логического, принцип взаимосвязи природосообразности и культуросообразности (A.M. Арсеньев, Г.С. Ба­тищев, Г.В. Гегель, Э. Кант, С.А. Лебедев, B.C. Степин, Б.М. Теплов, Ф.В. Шеллинг и др.); положения отечественной философии XIX–XX веков о всеобщей связи явлений окружающего мира, о деятельностной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя, о соотношении общего, частного и единичного (С.Н. Булгаков, И.А.Ильин, Е.М. Николаева, В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, Г.П.Федотов и др.).

Общенаучный уровень методологии исследования опирается на положения современной психологии о деятельности и личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Алишев, А.Н. Леонтьев, Ф.Г. Мухаметзянова, Г.С. Прыгин, С.Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров, В.Д. Шадриков, И.М. Юсупов и др.); исследования в области логики и методологии науки (А.А. Ивин, В.И. Свинцов, В.В. Сильвестров и др.), логико-методологические особенности моделирования педагогических систем (В.П. Беспалько, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, Ю.С. Тюников и др.); положения о ведущей роли образования в развитии общества и личности (Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, Т.С. Панина, А.И. Субетто и др.).

Конкретно-научный уровень методологии исследования представляет совокупность теоретико-методологических положений и концепций, составляющих основу решения проблемы исследования:

- методологические основы преемственности (Э.А. Баллер, С.Я. Батышев, А.В. Батаршев, Н.В. Бордовская, Ш.И. Ганелин, Г.Н. Исаенко, З.Л. Мукашев и др.); положения о системно-кластерном, компетентностном, полипарадигмальном подходах к исследованию проблем профессиональной подготовки и оптимизации учебного процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, Р.Х. Гильмеева, Ф.Э. Зеер, Е.А. Корчагин, А.В. Леонтьев, Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева, Р.С. Сафин и др.); теории развития профессионализма (А.А. Дергач, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.); теоретико-методологические основы подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования (В.Н. Бобриков, Г.Е. Зборовский, Г.У. Матушанский, В.Ф. Мануйлов, Ю.П. Похолков и др.); основные положения концепции современного инженерного образования как отражения экономических, социальных, политических и культурных реалий (С.П. Тимошенко, В.М. Приходько, В.М. Жураковский, А.А. Кирсанов, В.В. Краевский и др.).

- концепции непрерывного профессионального образования (А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.Г. Онушкин и др.); концепции интеграции школы, вуза и производства (В.Л. Чудов и др.); концепции интеграции образования, науки и производства (Г.В. Мухаметзянова, З.С. Сазонова и др.); концепция интеграции академической науки и высшего гуманитарного образования (Е.В. Алексеев, В.А. Антропов, М.Н. Денисевич и др.), концепции интеграции образования и производства (А.Я. Найн, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.) региональные концепции интеграции науки, образования и производства в Сибири (В.П. Фофанов, В.В. Целищев); концепция внутрипредметной интеграции педагогического знания (В.С. Безрукова, В.И. Загвязинский); концепция синтеза дидактических систем (В.В. Гаврилюк, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И. Махмутов); концепция интеграции общего и профессионального обра­зования (М.А. Берулава, Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов, Ю.С. Тюников, Л.Д. Федотова); концепция интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки (Л.А. Волович, Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова и др.) и др.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; конкретизация и обобщение, универсализация и унификация, трансформация и преобразование, идеализация и экстраполя­ция; анализ программных и нормативных документов Министер­ства образования и науки РФ и РТ, раскрывающие основные аспекты проблемы; метод аналогий, моделирования, проектирования; метод мыс­ленного эксперимента и др.;

- эмпирические: изучение опыта работы учебных заведений технического профиля среднего и высшего профессионального образования, отраслевых предприятий; психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, интервьюирование, анкетирование, изучение опыта преподавания, анализ ре­зультатов деятельности студентов, анализ результатов экзаменов, в том числе выпускных, курсовых и дипломных работ, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент;

- статистические: статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка и др.

Экспериментальная база исследования. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась в группах студентов факультета нефти и газа ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт», ГОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум». Кроме того, апробация результатов исследования осуществлялась в Альметьевском зональном центре межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан при ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» и в ОАО «Татнефть».

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2004 – 2006 гг.) – подготовительный этап – проводилось изучение проблемы в педагогической теории и практике, ее теоретическое осмысление; определялся выбор методов теоретико-методологического анализа к научной литературе, конкретизировались научные идеи исследуемой проблемы, формулировалась гипотеза исследования, определялись цель, задачи, предмет, объект исследования; разрабатывались концептуальные основы интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования, программа методики исследования.

На втором этапе (2006 – 2008 гг.) – основной этап – выявлялись особенности интеграции ссуза, вуза и производства в условиях образовательного кластера в регионе; разрабатывались структурно-функциональная модель интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования; технология обучения, построенная на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов; содержание и технологии партнерства учебных заведений профессионального образования с базовыми предприятиями в профессиональной подготовке будущих специалистов для предприятий нефтяной отрасли; научно-методическое обеспечение переподготовки и повышения квалификации преподавателей средних и высших профессиональных учебных заведений, представителей базовых предприятий, способствующее эффективности процесса интеграции ссуза, вуза и производства; проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации организационно-педагогических условий; выявлялись критерии и показатели продуктивной интеграции.

На третьем этапе (2008 – 2010 гг.) – заключительный этап – осуществлялись систематизация, обобщение и педагогическая интерпретация эмпирических результатов исследования; разрабатывались соответствующие методические рекомендации; осуществлялись оформление диссертации, подготовка и издание монографий и статей; определялись перспективные направления, требующие дальнейшего изучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Разработана Концепция интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования на основе интегративного подхода, предполагающего рассмотрение организационно-структурных, содержательных и процессуальных составляющих системы в единстве и взаимодействии, придающих ей целостность и структурно-функциональную устойчивость.

2. Выявлены и обоснованы принципы интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования: общенаучные принципы (синергетизма, симбиоза, релевантности, кластерности, системности); педагогические принципы (непрерывности и дискретности, традиционности и инновационности, фундаментализации и практикоориентированности, транспарентности и соразмерности, гуманистической и экоцентрической направленности).

3. Обоснован и апробирован комплекс организационно-педагогических условий интеграции ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования, включающий в себя:

- разработку структурно-функциональной модели интеграции ссуза, вуза и производства, предполагающей создание единого образовательно-производственного комплекса как целостной совокупности структур, совместно реализующих подготовку специалистов технического профиля, отвечающих требованиям рынка труда;

- разработку технологии обучения, построенную на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов на организационно-структурном, содержательном и методическом уровнях: согласованность требований к качеству подготовки специалистов СПО и ВПО с производством; согласованность законодательной и нормативно-правовой баз СПО, ВПО и предприятия; согласованность образовательных программ СПО и ВПО по родственным специальностям; согласованность содержания учебных дисциплин СПО и ВПО; согласованность содержания учебно-методического обеспечения; согласованность практического обучения в учреждениях СПО и ВПО с производством; согласованность форм и методов обучения в СПО и ВПО; общность видов учебной деятельности и видов контроля знаний;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже XX-XXI столетий 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  2. Формирование инновационного потенциала студентов технического колледжа 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» июня 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности: 13.
  3. Краткий отчет по комплексной программе за 2009 год научное обеспечение модернизации профессионального образования

    Публичный отчет
    Осуществлен психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях экономики, основанной на знаниях.
  4. Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

    Документ
    Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - одно из крупнейших учреждений дополнительного профессионального образования в России.
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ

Другие похожие документы..