Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местног...полностью>>
'Документ'
Важнейшую роль в современной агрономической науке игра­ют статистические методы планирования исследований и обработки полученных данных. Современные ...полностью>>
'Документ'
Обучающая цель: заинтересовать ребят новой для них наукой – физикой; рассказать о ее возникновении и развитии; в общих чертах ознакомить учащихся с т...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная ...полностью>>

Рабочая программа дисциплины ф тпу 1-21/01 министерство образования и науки РФ

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа дисциплины

Ф ТПУ 7.1-21/01

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Томский политехнический университет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ЭНИН

___________________Боровиков Ю.С.

«___»________________2010 г.

Рабочая программа дисциплины

Релейная защита и автоматизация

электроэнергетических систем

Направление – 140200 «Электроэнергетика»

Профиль подготовки – 140211 «Электроснабжение промышленных предприятий»

Квалификация – Бакалавр

Базовый учебный план приема – 2007 г.

Курс – 4; семестр – 7

Количество кредитов – 5

Пререквизиты«Электрические машины»

Кореквизиты «Электрические станции и подстанции»

Виды учебной деятельности и временной ресурс

Лекции

40 час.

Лабораторные занятия

16 час.

Практические занятия

16 час.

Всего аудиторных занятий

72 час.

Самостоятельная работа

96 час.

Общая трудоемкость

168 час.

Форма обучения – очная

Вид промежуточной аттестации – экзамен

Обеспечивающее подразделение – кафедра электроэнергетических сетей и систем

Заведующий кафедрой ЭСС – к.т.н., доц. Боровиков Ю.С.

Руководитель ООП – нач-к УМО ЭНИН; к.т.н., доц. Глазачев А.В.

Преподаватель – к.т.н., доцент каф. ЭСС Шестакова В.В.

2010 г.

1. Цели освоения дисциплины

Основной целью дисциплины является подготовка выпускников к деятельности, связанной с задачами эксплуатации и проектирования электроэнергетических систем при выполнении требований по защите окружающей среды и правил безопасности производства электрической энергии.

В результате освоения данной дисциплины обеспечивается достижение целей Ц1, Ц3 и Ц5 основной образовательной программы «Электроэнергетика»; приобретенные знания, умения и навыки позволят подготовить выпускника:

– к проектно-конструкторской деятельности, способного к расчету, анализу и проектированию электроэнергетических элементов, объектов и систем с использованием современных средств автоматизации проектных разработок (Ц1);

– к научно-исследовательской деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, связанной с математическим моделированием процессов в электроэнергетических системах и объектах, проведением экспериментальных исследований и анализом их результатов (Ц3);

– к самостоятельному обучению и освоению новых знаний и умений для реализации своей профессиональной карьеры (Ц5).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части модуля «Электроэнергетика»; профиль – «Электроснабжение промышленных предприятий».

Указанная дисциплина является одной из профилирующих; имеет как самостоятельное значение, так и является базой для ряда специальных дисциплин.

Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:

знать:

законы электротехники, методы расчета электрических цепей; конструктивное исполнение электрических машин и принципы их работы;

уметь:

составлять схемы замещения элементов энергосистемы; применять метод симметричных составляющих для расчета токов КЗ.

иметь опыт:

расчета токов и напряжений для простейших схем в установившемся и переходном режимах.

Пререквизитом данной дисциплины является: «Электрические машины».

Кореквизиты – «Электрические станции и подстанции».

3. Результаты освоения дисциплины

Обучающиеся должны освоить дисциплину на уровне, позволяющем им рассчитывать схемы и элементы основного оборудования, вторичных цепей, устройств защиты и автоматики электроэнергетических объектов.

В соответствии с поставленными целями после изучения дисциплины бакалавры приобретают знания, умения и опыт, которые определяют результаты обучения согласно основной образовательной программы: Р2, Р3, Р6, Р7, Р8, Р12, Р13*. Соответствие знаний, умений и опыта указанным результатам представлено в таблице № 1.

Таблице № 1

Декомпозиция результатов обучения

Код результатов обучения в соответствии с ООП*

Составляющие результатов освоения дисциплины

Код

Перечень знаний, умений, владение опытом

Р3

Р7

Р8

Р13

З.3.2;

З.7.4;

З.8.4;

З.13.1

В результате освоения дисциплины бакалавр должен

знать:

– современные тенденции развития технического прогресса;

– методы математического и физического моделирования режимов, процессов, состояний объектов электроэнергетики и электротехники;

назначение, принципы действия, области применения элементов устройств релейной защиты и автоматики ЭЭС;

основные принципы выполнения устройств релейной защиты;

принципы выполнения релейной защиты линий электропередачи, синхронных генераторов, трансформаторов, двигателей;

назначение, виды, принципы выполнения, области применения и требования к устройствам автоматического повторного включения (АПВ), автоматического включения резерва (АВР), автоматического регулирования возбуждения (АРВ).

назначение и принципы выполнения противоаварийной автоматики;

Р2

Р7

Р8

Р12

Р12

У.2.1;

У.7.1;

У.8.3;

У.12.1;

У.12.2.

В результате освоения дисциплины бакалавр должен

уметь:

– применять компьютерную технику и информационные технологии в своей профессиональной деятельности;

– применять методы математического анализа при проведении научных исследований и решении прикладных задач в профессиональной сфере;

– использовать методы анализа, моделирования и расчетов режимов сложных систем, изделий, устройств и установок электроэнергетического и электротехнического назначения с использованием современных компьютерных технологий и специализированных программ;

– проводить эксперименты по заданным методикам с последующей обработкой и анализом результатов в области электроэнергетики;

– планировать эксперименты для решения определенной задачи профессиональной деятельности;

выбрать состав устройств релейной защиты и автоматики для заданного объекта ЭЭС в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;

подготовить исходные данные в соответствии с формальными правилами профессиональных программных комплексов, выбрать расчетные условия и рассчитать токи КЗ и неполнофазных режимов в заданном районе ЭЭС;

Р3

Р3

Р6

Р8

Р8

Р8

Р8

В.3.1;

В.3.2;

В.6.1;

В.8.1;

В.8.3;

В.8.4;

В.8.5.

В результате освоения дисциплины бакалавр должен владеть опытом:

– использования основных методов организации самостоятельного обучения и самоконтроля;

– приобретения необходимой информации с целью повышения квалификации и расширения профессионального кругозора;

– аргументированного письменного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа, логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации;

– применения методов расчета переходных и установившихся процессов в линейных и нелинейных электрических цепях;

– анализа режимов работы электроэнергетического и электротехнического оборудования и систем;

– работы с промышленными энергетическими программами;

владеть:

  • навыками работы со справочной литературой и нормативно–техническими материа­лами;

методами расчета уставок релейной защиты и автоматики

*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»

Курсивом отмечены уникальные знания, умения и опыт, соответствующие данной дисциплине

Уровень подготовки бакалавров определяется общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, которые сформулированы в основной образовательной программы на основе ФГОС ВПО и в соответствии с задачами профессиональной деятельности выпускников.

Компетенции, формируемые в рамках данной дисциплины в соответствии с планируемыми результатами обучения согласно основной образовательной программы: Р4, Р6, Р8, Р12*, представлены в табл. №2.

Таблице № 2

Планируемые результаты обучения

Код

результатов обучения в соответствии с ООП*

Результаты обучения ( компетенции)

Р4

Р6

В результате освоения дисциплины бакалавр должен сформировать

общекультурные компетенции:

– способность эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, демонстрируя навыки руководства коллективом исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами; уметь проявлять личную ответственность, приверженность профессиональной этике и нормам ведения профессиональной деятельности;

– способность осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке; анализировать существующую и разрабатывать самостоятельно техническую документацию; четко излагать и защищать результаты профессиональной деятельности;

Р8

Р12

В результате освоения дисциплины бакалавр должен сформировать

профессиональные компетенции:

– способность применять стандартные методы расчета и средства автоматизации проектирования; принимать участие в выборе и проектировании элементов, систем и объектов электроэнергетики и электротехники в соответствии с техническими заданиями;

– способность проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов; планировать экспериментальные исследования; применять методы стандартных испытаний электрооборудования, объектов и систем электроэнергетики и электротехники.

Р8

В результате освоения дисциплины бакалавр должен сформировать

профильно – специализированные компетенции:

способность формулировать технические задания, разрабатывать и использовать средства автоматизации при проектировании и технологической подготовке производства электроэнергии;

готовность применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений;

способность применять методы создания и анализа моделей, позволяющих прогнозировать свойства и поведение объектов профессиональной деятельности.

*Курсивом отмечены уникальные компетенции, соответствующие данной дисциплине.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения

Таблица №3

Название разделов лекций

Аудиторная работа (час.)

СРС

Итого

Формы текущего контроля и аттестации

Лекц.

Прак. занятия

Лаб. занятия

1. Введение. Структурная схема защиты

1

7

8

Устный опрос,

Отчет по ЛБ

2. Измерительные преобразователи

1

ЛБ 1, 2 час.

7

10

Устный опрос,

Отчет по ЛБ

3. Токовые ступенчатые защиты линий

2

Тема 1,

2 час.

ЛБ 2, 2 час.

7

13

Устный опрос,

Отчет по ЛБ

4. Максимальная токовая направленная защита

2

Тема 2, 2 час.

ЛБ 3, 4, 4 час.

7

15

Устный опрос,

Отчет по ЛБ

5. Дистанционная защита линий

4

Тема 3, 2 час.

7

13

Контрольная работа№1

6. Дифференциальные защиты линий

2

ЛБ 5, 2 час.

7

4

Устный опрос,

Отчет по ЛБ

7. Защита синхронных генераторов, двигателей

6

Тема 4,5 6 час.

7

19

Устный опрос,

8. Защита трансформаторов и блоков.

6

Тема 6, 2 час.

ЛБ 6, 2 час.

7

12

Контрольная работа№2

9. Защита сборных шин станций и подстанций

2

Тема 7, 2 час.

7

11

Устный опрос

10.Автоматическое повторное включение (АПВ)

2

ЛБ 7, 2 час.

7

11

Устный опрос,

Отчет по ЛБ

11. Автоматическое включение резервного питания и оборудования (АВР)

2

ЛБ 8, 2 час.

7

17

Устный опрос,

Отчет по ЛБ

12. Автоматическое включение синхронных генераторов на параллельную работу

2

7

9

Контрольная работа№3

13. Автоматическое регулирование возбуждения (АРВ)

2

7

9

Устный опрос

14. Автоматическая частотная разгрузка (АЧР)

2

7

15

Устный опрос

15. Промежуточная аттестация

Экзамен

Всего по формам обучения

40

16

16

96

168

4.2. Аннотированное содержание разделов дисциплины (40 час.).

  1. Введение. Структурная схема защиты, реле и их разновидности – 1 час. Электромагнитные, индукционные и полупроводниковые реле, их назначение и принцип действия. Изображение реле на принципиальных схемах защиты

  2. Измерительные преобразователи – 1 час. Трансформаторы напряжения, их назначение и принцип действия. Схемы соединения и погрешности трансформаторов напряжения, используемых в релейной защите. Трансформаторы тока, их назначение и принцип действия. Схемы соединения и погрешности трансформаторов тока, используемых в релейной защите.

  3. Токовые ступенчатые защиты линий – 2 часа. Максимальная токовая защита и токовая отсечка, принцип их действия. Измерительные органы защит. Схемы включения трансформаторов тока и реле: схема полной звезды, схема неполной звезды, схема включения на разность токов двух фаз, схема треугольника, фильтр токов нулевой последовательности. Примеры выполнения схем токовых защит на постоянном и переменном оперативном токах. Расчет параметров, область применения, достоинства и недостатки. Токовые ступенчатые защиты, расчет параметров, область применения. Максимальная токовая защита с блокировкой по напряжению. Расчет параметров, область применения.

  4. Максимальная токовая направленная защита – 2 часа. Назначение, принцип действия, область применения. Реле направления мощности. Недостатки защиты и способы их устранения.

  5. Дистанционная защита линий – 4 часа. Принцип действия, характеристики измерительных органов защиты. Структурная схема защиты. Расчет параметров срабатывания защиты. Область применения, достоинства и недостатки, блокировки защиты.

  6. Дифференциальные защиты линий– 2 часа. Продольная и поперечная дифференциальные токовые защиты. Принцип действия, расчет параметров срабатывания, достоинства и недостатки, область применения защит.

  7. Защита синхронных генераторов и двигателей – 6 часа. Повреждения и ненормальные режимы работы генераторов. Основные защиты генераторов: продольная дифференциальная защита, поперечная дифференциальная защита, защита от замыканий на землю обмотки статора. Защиты от внешних КЗ и ненормальных режимов работы: МТЗ с комбинированным пуском напряжения; МТЗ от перегрузки; токовая защита обратной последовательности; защита от повышения напряжения. Защита цепи возбуждения от замыканий на землю.

  8. Защита трансформаторов и блоков – 6 час. Особенности выполнения защиты в зависимости от схемы включения и мощности трансформаторов.

  9. Защита сборных шин станций и подстанций – 2 часа. Повреждения. Защита от замыканий на землю в сетях напряжением до 35 кВ, работающих с изолированными нейтралями или заземленными через дугогасящие реакторы. Схемы неселективной сигнализации. Защита, реагирующая на емкостной ток. Схемы защит. Расчет параметров срабатывания, область применения защит.

  10. Автоматическое повторное включение (АПВ) – 2 час. Назначение, классификация и способы пуска устройств АПВ. Основные требования к АПВ. Согласование действия устройств релейной защиты и АПВ. Схема устройства АПВ радиальной линии. АПВ линий с двусторонним питанием. АПВ трансформаторов и АПВ шин. АПВ электродвигателей.

  11. Автоматическое включение резервного питания и оборудования (АВР) – 2 часа. Технико-экономическое обоснование применения АВР. Классификация устройств АВР. Основные требования к АВР. Пусковые органы напряжения в схемах АВР. Схема АВР радиальной линии, расчет параметров настройки. Согласование действия схемы АВР с релейной защитой и другими устройствами автоматики. Особенности схемы АВР трансформаторов, АВР электродвигателей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1- 21/01 министерство образования и науки российской федерации

    Рабочая программа
    Цель изучения данной дисциплины – ознакомить студентов с основными закономерностями развития экономики, особенностями развития российского предпринимательства, экономическими законами и категориями рынка, особенностями функционирования
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Министерство образования и науки Российской Федерации

    Рабочая программа
    Содержание: инвестиции и инвестиционная деятельность в рыночной экономике, инвестиционный проект, капитальные вложения и капитальное строительство, оценка эффективности реальных инвестиций, финансовые инвестиции и оценка эффективности
  3. Рабочая программа учебной дисциплины Ф тпу 1-21/01 министерство

    Рабочая программа
    Основными целями дисциплины являются: формирование нормативно – правовых знаний в области энергосбережения и энергоэффективности, знаний, навыков и умений по рациональному использованию энергетических ресурсов, проведению энергетических
  4. Рабочая программа учебной дисциплины Ф тпу 1-21/01 Ф тпу 1 21/02 (3)

    Рабочая программа
    Основными целями дисциплины являются: формирование у студентов прочной теоретической базы по анализу электромагнитных переходных процессов в электроэнергетических системах; изучения влияния этих процессов на режимы  работы электротехнического
  5. Рабочая программа учебной дисциплины Ф тпу 1-21/01 Ф тпу 1 21/02 (1)

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и овладение организационными и техническими вопросами рациональной эксплуатации и передовыми индустриальными методами монтажа электрооборудования.

Другие похожие документы..