Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тесты'
В учебном пособии рассматриваются природа аудита и необходимость его международной стандартизации, содержание основных Международ­ных стандартов ауди...полностью>>
'Доклад'
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Удмуртской Республике является Управ...полностью>>
'Документ'
ООО "Ведущая Утилизирующая Компания", именуемый в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Аксенова Юрия Михайловича, действ...полностью>>
'Курсовая'
Для решения большого количества проблем необходимо иметь каталог по крайней мере 100 звёзд в оптическом диапазоне волн. В течение 20 лет Европейским к...полностью>>

Наименование проекта

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Инновационные методы эффективного управления городом (IMUG)

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ (IMUG)

  1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Наименование проекта

Инновационные Методы Управления Эффективного Городом

Целевая территория

Новосибирск и другие города Сибирского региона, РФ

Предмет

Совершенствование знаний и умений эффективного городского и местного управления в г.Новосибирске в переходный период

Секторы

Образование, Городская администрация, Управление

Целевые группы

Городские менеджеры, плановики и консультанты; неправительственные и гражданские организации; сотрудники Академии, студенты и участники программ управления

Заявитель проекта

Институт Социальных Исследований (ISS), Гаага,

Нидерланды

Исполнители проекта

ISS и Новосибирская Государственная Академия

Экономики и Управления (НГАЭиУ)

Длительность

27 месяцев (октябрь 2001 - декабрь 2003)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

В рамках данного проекта предполагается расширить возможности администрации по эффективному управлению городом через комплексное внедрение новых методов городского самоуправления. Предлагается пересмотреть роль городской администрации, а также обеспечить активное участие частного сектора, гражданских организаций и средств массовой информации в процессах городского управления. Проект предполагает разработку и внедрение соответствующей учебной программы и курсов на тему «Инновационные методы эффективного управления городом» в Новосибирской Государственной Академии Экономики и Управления и других вузах сибирского региона. Планируется подготовить ключевую группу тренеров (ТоТ), организовать курсы для практиков-профессионалов, а также, через взаимодействие вузов, органов государственного самоуправления и гражданских организаций разработать новые учебные материалы и методы обучения. Главной целью разработки такой учебной программы является ознакомление всех участников проекта с новыми задачами, обязанностями, стилями управления и инновационными формами взаимодействия и сотрудничества.

2. ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА В ЗОНЕ ПРОЕКТА.

2.1 Целевая территория.

Новосибирск - столица Сибирского федерального округа, объединяющего 16 краев и областей РФ. Город является важным транспортным и торговым центром России. При этом город испытывает ряд затруднений в развитии инфраструктуры и сферы услуг, проблемы в производстве присутствуют наряду с социальными и культурными, что отрицательно влияет на качество жизни горожан. Комплекс проблем города Новосибирска в целом характерен для переходного периода, когда старые методы городского управления утратили жизнеспособность и эффективность, а новых методов еще попросту нет. Ситуация усугубляется удаленностью и разреженностью города, высокой степенью износа объектов инфраструктуры, несогласованностью планов и действий.

Финансовый кризис.

Новосибирск практически лишен федеральных трансфертов в промышленной и научной сферах, при этом городу не удалось обеспечить себя собственным надежным источником дохода на основе налогов и сборов. Как следствие – серьезный дефицит бюджета. Крайне необходимо определить новые источники доходов и направления развития города, и, следовательно, новые методы управления.

Отсталость законодательства.

Россия все еще далека от последовательного осуществления процесса децентрализации. В то время как федеральная власть успешно избавила себя от проблем и ответственности на местном уровне, городским администрациям зачастую не хватает законных прав взять бразды правления в свои руки. Федеральное и местное законодательства не составляют единого целого. В то же время, неопределенность и отсутствие соответствующего опыта не позволяют городу развить собственную законодательную инициативу.

Идеологические оковы процесса урбанизации.

В России урбанизационный процесс долгое время блокировался. С целью ограничения роста городов, перемещение граждан контролировалось паспортным режимом. Недостаток свободы выбора в организации собственной повседневной жизни до сих пор сказывается на качестве жизни новосибирцев.

Преобладание старых методов городского управления.

Городская администрация до сих пор организована в виде ведомств и функционирует по принципу управления «сверху - вниз». Такого рода процесс принятия решений не способен гибко и адекватно реагировать на изменения в социальной жизни, кроме того, он традиционно не сохраняет баланс интересов различных социальных групп.

Монополизм и коррупция в существующей системе городского управления.

Наряду с вертикальным управлением имеет место процесс монополизации и концентрации власти и информации в конкретных руках: например, Департамент Госимущества владеет всей информацией и распоряжается муниципальным (областным) имуществом, Департамент по сохранению культурного наследия контролирует памятники, т.д. Логическими следствиями такого типа управления являются взяточничество и коррупция.

Изолированность негосударственного сектора от процесса принятия решений.

В вышеупомянутых условиях у частного сектора отсутствуют стимулы и гарантии для инвестирования, нет заинтересованности в долгосрочных проектах. Частный сектор преимущественно занимается сдачей основных средств в аренду и краткосрочными проектами, что отнюдь не способствует устойчивому экономическому росту. Горожане не имеют опыта в управлении сообществом и оказании самопомощи, они ждут решения всех своих проблем от администрации. В результате, негосударственный сектор не принимает никакого участия в процессах управления города и его развития.

2.2 Проблемы, на решение которых нацелен проект.

По историческим причинам городская инфраструктура и сфера услуг слабо развиты, а местная администрация недостаточно эффективно реагирует на ситуацию. Ключевой проблемой является недостаток умений и навыков эффективного управления городом. Традиционное централизованное планирование задействует давно устаревшие инструменты решения проблем. Отсутствие надлежащих знаний по управлению городом является проблемой для всех участников этого процесса.

Низкий уровень подготовки участников городского управления проявляется в следующем:

  • В Новосибирске отсутствует открытая и адекватно реагирующая система управления. В этой системе нет места мнению профессионалов, предпринимателей и простых горожан, они не играют никакой роли в процессе развития города. Поэтому процент нововведений в сфере городского управления крайне низок.

  • Существующая система не обеспечивает городских управленцев возможностями подготовки и повышения квалификации, не имеет условий для разработки новых методов управления городом, включая новые стандарты и ценности рыночной экономики и демократии в Новосибирске. Город продолжает следовать принципам «соц-города», порожденным советской идеологией.

Местная администрация разрывается между задачей поддержания города в рабочем состоянии и очевидной необходимостью структурных реформ. Проект направлен на информационное обеспечение, подготовку и переподготовку кадров с целью преобразования роли администрации из «снабженца» в «созидателя», а также для замены системы планирования «сверху - вниз» на методы совместного участия и привлечение к процессу управления всех заинтересованных сторон. Такие виды деятельности как жилищное строительство и предоставление услуг в особенности не должны обходиться без участия представителей частного сектора, общественных и гражданских организаций. Это отнюдь не означает игнорирования администрации, напротив, выступая в качестве координатора и регулятора, она играет решающую роль.

В то же время, такую модель нельзя механически копировать и вводить повсеместно. Она должна разрабатываться на месте, т.е. непосредственно там, где она будет внедряться, причем делать это будут совместно международные специалисты

и местные профессионалы, обладающие глубоким пониманием специфики Новосибирска. В связи с этим, в регионе необходимо создать экспериментальную организацию, в рамках которой носители знаний об эффективном городском развитии могли бы встретиться с представителями всех заинтересованных сторон, чтобы определить их роли и отношения в процессе управления городом.

Потенциально, именно высшие учебные заведения могли бы обеспечить необходимые условия для формирования профессиональных городских управленцев нового типа. Однако на сегодня образовательный сектор отражает все негативные тенденции в обществе, и его настоящее положение едва ли позволит в ближайшее время содействовать поставленной задаче. Существующей системе подготовки специалистов в области управления не удается идти в ногу с потребностями общества и способствовать динамичному городскому развитию по следующим причинам:

  • Образовательная система организована в традициях вертикально-административного и ведомственного подходов, игнорирующих принципы совместной работы над проектами в области образования.

  • В государственных вузах Сибири (Россия) преобладают традиционные (анонимные, обезличивающие, жесткие) образовательные модели, а также существует дефицит альтернативных программ подготовки управленцев, разбирающихся в проблемах городского развития. В таких обстоятельствах учебная программа инновационного характера возникнуть не могла.

  • Имеется недостаток квалифицированных управленцев, гибких в принятии решений и применении новых подходов и стратегий в меняющихся социально-экономических условиях, и способных принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях. Опыт таких людей был бы крайне полезен в процессе обучения.

  • Образовательные программы все еще ориентированы на представителей городской администрации и игнорируют негосударственный сектор.

2.3. Национальная политика в области управленческих инициатив.

Законодательный уровень

Обособление регионов в Российской Федерации является важным процессом, благодаря которому субъекты федерации де-факто и де-юре приобрели значительную степень самостоятельности за первые десять лет реформ. В целях обеспечения процесса децентрализации региональное законодательство претерпело значительные изменения. Федеральное правительство РФ поддерживает законотворческую инициативу в регионе, главным образом, чтобы заполнить пробелы законодательства. Областные администрации Сибирского региона занимаются активным реформированием законодательной базы.

Институциональный уровень

Федеральное правительство положительно относится к взаимодействию местных администраций, поэтому был создан ряд соответствующих межрегиональных организаций. В сибирском регионе это Ассоциация Городов Сибири. В её рамках местные власти разработали несколько программ городского развития, организовав под эгидой общественной акции открытые конкурсы проектов, таких как «Дети и город», «Молодое поколение» и «Развитие туризма». Сейчас функционирует электронная информационная система, объединяющая несколько городов.

2.4 Целевая группа.

Проект предназначается для:

  • Представителей вузов и других специалистов по подготовке и обучению, интересующихся новыми программами и методами обучения (основная целевая группа, Тренинг Тренеров (ТоТ));

  • Профессионалы государственного и негосударственного секторов, заинтересованные в разработке: 1) практических инструментов городского управления в условиях недостаточного финансирования; 2) индивидуальных нестандартных подходов (вторичная целевая группа);

  • Студенты, обучающиеся управлению и желающие стать профессионалами нового образца.

2.5. Квалификация организаций, осуществляющих проект.

ISS – ведущий Центр Обучения и Развития. Проблемы городского управления и обеспечения его эффективности являются специализацией отдела «Человеческие ресурсы и городское развитие» ISS. Его сотрудники, которые консультировали Всемирный банк, UNCHS, различные правительства, донорские организации и т.д. по вопросам децентрализации и восстановления работоспособности городских администраций, будут участвовать в проекте. Другие участники проекта обладают огромным опытом разработки социальной политики в переходные периоды (см. приложенные биографии). В 1999 при ISS был создан Центр Изучения Переходных Состояний и Развития (CESTRAD), специализированное подразделение, занимающееся научными исследованиями, обучением и анализом экономической политики в странах с переходной экономикой. Дополнительная квалифицированная поддержка будет предоставлена Институтом Жилищного Строительства и Городского Развития (IHS), находящемся в Роттердаме и выразившим свое желание участвовать в проекте. Две биографии сотрудников IHS также приложены.

Обладая более чем 30-летним опытом подготовки экономистов и управленцев, НГАЭиУ является региональным лидером в своей области. Не так давно в вузе открылся новый факультет Международных отношений и юриспруденции, готовящий менеджеров в социальной сфере. Также был организован Центр подготовки антикризисных управляющих. Академия осведомлена о крайней необходимости переподготовки кадров в области городского развития, но не обладает достаточным опытом и квалификацией в этой области. По этой причине вуз и пытается разработать и реализовать специализированный учебный план с помощью ISS.

2.6 История возникновения и развития отношений между голландской и новосибирской организациями.

За первое полугодие 2000г. НГАЭиУ и ISS наладили контакты на институциональном уровне, начавшиеся с конкретного предложения со стороны НГАЭиУ организовать непродолжительные совместные курсы. Последовавшие далее корреспондентские отношения между Ректорами обеих сторон (см. Приложение), выявили обоюдное желание приступить к совместным подготовке и обучению в рамках программы институционального строительства. Центр Изучения Переходных Состояний и Развития (CESTRAD) при ISS также выразил заинтересованность в поддержке данной программы. Недавно (в январе 2001г) в Новосибирске сотрудником ISS доктором Эрхардом Бернером была осуществлена идентификация проекта, финансируемая совместно обоими институтами. Ответственным лицом со стороны НГАЭиУ была профессор Валентина Фигуровская. Результаты встречи получили отражение в данном обосновании проекта. В процессе формулировки положений проекта IMUG также сыграли положительную роль уже существующие связи между НГАЭиУ и IHS (см. также ниже).

2.7 Предшествующее финансирование.

Один из предложенных участников IMUG-проекта получил при IHS степень магистра в области городского управления (Вероника Гусаченко). В январе 2001г. два преподавателя от НГАЭиУ прослушали в IHS курсы по сохранению культурного наследия (спонсор - MATRA). До этого никаких грантов непосредственно из данной области НГАЭиУ не получала.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Главная цель: Разработка, апробация и распространение инновационных методов городского управления с целью повышения эффективности работы местной администрации.

Подцель 1: Разработка соответствующих модулей учебного плана, учебных материалов и методов обучения, учитывающих как международный опыт, так и специфику ситуации в Сибири/Новосибирске.

Подцель 2: Формирование группы тренеров («эффект мультипликатора») из сотрудников и преподавателей вузов, представителей государственных и гражданских организаций, которая бы занималась подготовкой пилотной группы профессионалов-практиков, применяя и совершенствуя при этом новую образовательную модель.

Подцель 3: Применение и тестирование инновационных методов городского управления в ряде организаций Новосибирска.

3.2 Задачи

Задачи к подцели 1: Разработка учебной программы

  • Подготовка обзора существующих методов и технологий городского управления, анализа потребностей в соответствующих организациях, создание электронной библиотеки;

  • Четкое постановка соответствующих учебных задач как для тренеров, так и для обучающихся профессионалов-практиков;

  • Формирование модульного набора курсов в рамках основного учебного плана (например, по городской культуре, социологии и психологии, физическому планированию, экологическому менеджменту, сохранению культурного наследия, городским государственным финансам, многостороннему партнерству, экономическому развитию города);

  • Направления развития (например, жилищное строительство, водоснабжение и очистные сооружения, здоровье, образование);

  • Создание ряда проблемно-ориентированных учебных материалов на русском языке, включая статьи, «case studies» и мультимедиа-презентации;

  • Разработка соответствующих инструментов контроля, оценки и наблюдения за слушателями, включая задания, тесты, экзаменационные вопросы и анкеты.

Задачи к подцели 2: Подготовка тренеров и обучение практиков

  • Определение критериев отбора, включая анализ потребностей организаций, личные и профессиональные качества потенциальных участников;

  • Введение процессно- и проблемно-ориентированного обучения через разработку индивидуальных планов обучения, процессы самоопределения и самоорганизации;

  • Разработка практических проектов и инноваций с целью применения в организациях-участниках;

  • Совершенствование в соответствии с результатами контроля обучающихся учебного плана и методов обучения;

  • Распространение модели обучения в других городах сибирского региона посредством публикаций, дистанционного обучения и средств Интернет.

Задачи к подцели 3: Практическое применение в пилотных организациях

  • Создание механизма обратной связи, с помощью которого прошедшие обучение смогли бы сообщать результаты проектов и инноваций, разработанных в процессе обучения;

  • Оценка воздействия на организации участников посредством интервью и опросов;

  • Организация регулярных семинаров и круглых столов для тренеров-мультипликаторов, практиков-слушателей и участвующих организаций;

  • Создание сообществ и организаций специалистов по проблемам города.

Цели и задачи проекта, как краткосрочные, так и долгосрочные, поставлены в духе программы MATRA, ориентированной на содействие демократическим преобразованиям общества в переходный период и, в особенности, «на вовлечение общественности в процесс формирование общества». Содержательная часть проекта тесно связана с тремя основными «китами» MATRA, такими как «образование», «эффективное управление» и «жилищное строительство и городское развитие». Ожидается, что продолжительный эффект проекта будет обеспечен не только повышением осведомленности и углублением знаний управленцев, ответственных за принятие решений, но и соответствующей корректировкой курса городских реформ.

4. Подход.

4.1 План реализации проекта.

Проект поделен на четыре стадии, различающиеся по видам деятельности, подготовительным мероприятиям и результатам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект №7 Наименование проекта

    Документ
    Федеральное Государственное унитарное предприятие «Государственный научный центр Российской Федерации – НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ»,
  2. Проект №15 Наименование проекта

    Документ
    Оснащение комплексом контрольно-измерительных приборов всех скважин артезианских водозаборов, магистральных водоводов, основных потребителей воды, комплекса очистных сооружений.
  3. Наименование проекта: Дата проведения

    Документ
    Примечание: в смете необходимо отразить все статьи расходов по проекту, поскольку она является основанием для отчета за израсходованные средства гранта.
  4. Финансовый план >10. Приложения. Резюме наименование проекта: Создание мини-комплекса по регенерации отработанных минеральных масел

    Бизнес-план
    Миссия: Предотвращение загрязнения почвы и воды отработанными минеральными маслами, а так же воздуха – продуктами их сгорания, возврат в оборот ценного минерального сырья.
  5. Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указывают: наименование проекта, например, "бизнес-план создания ателье по ремонту одежды" и название будущей организации

    Бизнес-план
    Описание местонахождения организации, форма собственности, площадь и необходимость дооборудования данного помещения под нужды фирмы, организационно правовая форма предприятия (ИП,

Другие похожие документы..