Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.2. Задачи курса: Изучение особенностей обучения в высшем учебном заведении, прав и обязанностей бакалаврантов, работы в библиотеке, учебного плана ...полностью>>
'Документ'
«Гупта видья (тайная наука) – это притягательное, но бурное море, полное подводных скал. Мореплаватель, рискнувший путешествовать в нем, если только о...полностью>>
'Документ'
8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Акаде...полностью>>
'Документ'
В 2010 закончился трехлетний цикл работ Отделения химико-технологических наук по Государственной научно-технической программе «Химические технологии ...полностью>>

Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет социологии

Программа дисциплины

«Социальная и экономическая антропология»

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра

Автор: доцент, к.и.н. А.А. Сусоколов

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Социология» экономической социологии

Председатель Зав. кафедрой

Девятко И.Ф. Радаев В.В.

«_____» __________________ 2006 г. «31» октября 2006 г

Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Иванченко Г.В.

« ____» ___________________2006 г.

Москва, 2006

Автор программы: Сусоколов Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент.

Требования к студентам: Знания в объеме университетского курса «Общая социология» и «Экономическая социология», умение работать с тестами и самостоятельно писать эссе и рефераты.

Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

1. Знать, каким образом влияли особенности культуры на развитие экономических отношений в различных обществах в исторической ретроспективе и как влияют в настоящее время.

2. Иметь представление об историческом происхождении элементов культуры различных народов, влияющих на поведение их представителей в сфере экономики.

3. Ознакомиться с историей развития идей в социальной и экономической антропологии, а также в смежных дисциплинах, имеющих непосредственное отношение к данной дисциплине.

4. Иметь навыки рациональной оценки культурных процессов, влияющих на экономические и другие деловые отношения в различных обществах (прежде всего в Российском обществе).

5. Знать основные подходы к учету культурных особенностей различных народов в практике делового межкультурного общения.

Тематический план учебной дисциплины.

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

Тема 1

Основные понятия

12

2

-

10

Тема 2

Хозяйств. Системы преполитарных обществ

14

3

2

9

Тема 3 Многообразие

Аграрных обществ

14

4

2

8

Тема 4

Особенности культуры города

14

4

2

8

Тема 5. Процессы глобализации

12

2

2

8

Тема 6. Типология культур

14

4

2

8

Тема 7.

Экономика и религия

14

4

2

8

Тема 8. История идей

14

4

2

8

Итого:

108

27

14

67

Базовый учебник

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006.

Формы контроля знаний студентов:

  1. Формализованное и полуформализованное текущее тестирование по каждой теме, включающих как формальные тесты, так и мини-эссе.

  2. Промежуточная контрольная работа.

  3. Дополнительное эссе и доклады.

  4. Письменный экзамен (тесты и эссе)

Система контроля знаний

Итоговая оценка складывается из 4 составляющих:

  1. Оценка по текущим тестам, которые проводятся

на каждом семинаре по теме семинара. 40%

2. Оценка за промежуточную контрольную работу 20%

3. Оценка за итоговый экзамен 40%

  1. Бонусы за доклады и эссе.

Эссе, а тем более доклады, не являются обязательными.

Бонусы могут иметь положительное и отрицательное

значение и достигать ±10% от итога по пп. 1-3.

Кроме того, в распоряжении руководителя семинаров имеется еще 5 бонусных баллов, которые выставляются в конце за активность в работе семинаров.

Максимальная сумма по итогам:

текущих тестов – 80 баллов.

промежуточной контрольной - 40 баллов

итогового экзамена - 80 баллов

Итого: 200

Оценка выставляется как сумма баллов, набранных в ходе всех форм контроля, деленная на 200. Например, 56+32+47 = 135, что соответствует 67% от 200 и позволяет получить оценку 6 («хорошо»).

За каждое эссе или каждый доклад студент дополнительно может получить до 10 баллов, но при этом к знаменателю прибавляется 5 баллов. Допустим, тот же студент сделал отличный доклад и написал такое же эссе, получив за них по 9 баллов. При этом числитель его увеличился на 18 баллов, а знаменатель – на 10. Его итоговая оценка составит 153: 210 = 0,73, или 7 («хорошо»).

Неудачный доклад или плагиат в эссе понижает общую оценку. Неявка на доклад, либо доказанный плагиат в эссе ведут к потере 10 баллов из общей суммы.

В пограничных случаях (например, если студенту не хватает 1-2 баллов для получения более высокой оценки) по желанию студента проводится устное собеседование.

Шкала соотнесения рейтинга и десятибалльной оценки

Десятибалльная оценка

Пятибалльная система

Рейтинг

10

отлично

95-100%

9

отлично

90-94%

8

отлично

85-89%

7

хорошо

75-84%

6

хорошо

65-74%

5

удовлетворительно

55-64%

4

удовлетворительно

45-54%

3

неудовлетворительно

30-44%

2

неудовлетворительно

20-29%

1

неудовлетворительно

менее 20%

Оценка качества освоения курса осуществляется с помощью системы тестов по всем темам курса (всего около 500 тестов), которые периодически обновляются и дополняются.

Критерии оценки эссе и докладов.

Эссе представляет собой самостоятельно подготовленный текст аналитического характера, раскрывающий одну из тем курса, объемом 8-15 страниц. Оценка не зависит от объема текста. Продолжительность доклада должна составлять 15-20 минут, что соответствует примерно 7-10 страницам текста.

При оценке эссе и докладов учитываются следующие критерии:

  1. Соответствие содержанию курса.

  2. Проблемный характер.

  3. Адекватная структура.

  4. Разнообразие использованной литературы.

  5. Характер презентации.

Соответствие содержанию курса.

По первому критерию положительно оценивается соответствие доклада (эссе) проблемам, рассматриваемым в курсе. При этом не обязательно выражать согласие с позицией преподавателя. Критика даже приветствуется. Противоположный полюс выражается тем, что докладчик (автор) излагает положения, не имеющие прямого отношения к основным темам курса, в основном пересказывает вспомогательные тексты. Баллы за такое эссе (доклад) не начисляются.

Проблемный характер.

Предлагаемые темы докладов и эссе сформулированы так, чтобы ориентировать студентов не на изложение какого-либо источника, а на анализ проблемы. Для раскрытия любой проблемы (научной или практической) необходимо сформулировать четкий вопрос. Допускается (и даже приветствуется) самостоятельная формулировка темы доклада (эссе), если она соответствует теме курса.

Адекватная структура.

Проблемный характер сообщения поддерживается соответствующей его структурой. Доклад (эссе) должно содержать следующие элементы:

  1. Постановка проблемы (вопроса)

  2. Различные точки зрения, встречающиеся в литературе (если таковые имеются).

  3. Характеристика объекта, на примере которого рассматривается проблема: где проживает данный народ или расположена субкультура; к какому периоду относится представленный материал, основные занятия населения и общая характеристика культуры.

  4. Изложение результатов.

  5. Основные выводы – ответ на вопрос, поставленный в п.1

Использованная литература.

Доклад, представляющий собой пересказ одного источника или реферат, поданный в качестве эссе, не могут получить положительную оценку. Заимствование чужого текста приводит к санкциям (уменьшению суммарного балла студента). Для высокой положительной оценки, как по докладу, так и по эссе, необходимо максимально использовать литературу, предложенную преподавателем, причем не только к данному разделу, но и к другим разделам, в частности, сочетать теоретическую и фактологическую литературу. Большим плюсом является привлечение дополнительных источников.

Характер презентации.

Для оценки доклада большое значение имеет качество презентации. В частности, обязательным требованием является подготовка и распространение тезисов (объем 1-2 страницы), которые должны быть вывешены на ящике за 1-2 дня до семинара и розданы во время семинара в количестве из расчета как минимум 1 экземпляр на 2 человек.

Кроме того, оценивается эмоциональная окраска и визуальное оформление доклада (графики, иллюстрации).

Кроме того, дополнительными бонусами поощряется активность на семинарах, прежде всего, участие в дискуссии.

Содержание программы

Тема 1. Введение. Предмет и объект социальной и экономической антропологии. Основные понятия. Важность учета культурных особенностей для понимания специфики экономического развития общества. Соотношение между социальной и экономической антропологией и другими дисциплинами: экономической наукой, социологией, психологией. Определение культуры. Основные свойства культуры. Типология форм распределения и обмена.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. Введение, 1.Основные понятия.

Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб., «Петербургское Востоковедение», 1999. С. 10-15

Дополнительная литература

  1. Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М..1997. с. 7-12

  2. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию: Пер. с англ. СПб.1998 с.38-67

  3. Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры: Пер. с англ...// Антология исследований культуры. Т.1.,СПб.1997 с. 49-56

  4. Малиновский Б. Функциональный анализ. : Пер. с англ...// Антология исследований культуры. Т.1.,СПб.1997 с.681-702

  5. Triandis H.(1994) Culture and social behavior. N.Y. p.149-151

Тема 2. Хозяйственные системы и социальная организация преполитарных обществ. Принципы типологии доиндустриальных обществ. Антропогеоценоз. Расселение, демографический рост и дефицит ресурсов как факторы развития общества. Экстенсивные и интенсивные культуры. Дуальная организация. Формы обмена и распределения, их связь с социальной структурой. Инерция культуры (традиция) как фактор развития в доиндустриальных обществах.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. 2. Хозяйственные системы преполитарных обществ.

Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени Пер. с англ. – СПб.: «Алетейа», 2002.Глава 4. Общества и экономические системы, с.55-68.

Дополнительная литература

  1. Малиновский Б. Преступление и обычай в обществе дикарей. Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии //Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры / Пер. с англ. – М., Российская политическая энциклопедия. 2004

  2. Мендра А. Основы социологии: учебное пособие для вузов: Пер. с фр. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1998., с.191-214

  3. Мердок Дж.П. Социальная структура / Пер. с англ. А.В.Коротаева. – М., ОГИ, 2003

  4. Серошевский Вл. Якуты. М.1994 с. 91

  5. Эванс- Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М. Наука. 1985.

  6. Семенов Ю.И. Экономическая этнология. М.1994 с. 541-571



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Маргинальность: основания социологической теории для направления 040200. 62 "Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201. 65 "Социология" подготовки специалиста

    Программа дисциплины
    Требования к студентам. Курс предназначен для студентов 3-го курса подготовки бакалавров и специалистов по направлению «Социология». Оптимальное усвоение курса предполагает наличие у студентов знаний, полученных в учебных дисциплинах
  2. Программа дисциплины «неформальная экономика» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста Автор: профессор, д c. н. С. Ю. Барсукова svbars@mail ru

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем».
  3. Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра 1 курс, модули 1-4 (3)

    Программа дисциплины
    Программа курса «Введение в социологию и история социологии» рассчитана на студентов первого курса отделения социологии. Исходный уровень знаний: студенты должны иметь общую гуманитарную подготовку на уровне 11 летней программы средней
  4. Программа дисциплины «Социология культуры» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Курс «Социология культуры» посвящен анализу культурного содержания форм социальной жизни и рассмотрению проблематики современной культурологии с точки зрения социологической теории.
  5. Программа дисциплины Профориентационный семинар (нис) для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра Автор программы: доктор социологических наук

    Программа дисциплины
    Социология – относительно молодая (по меркам многих других наук) дисциплина. Тем не менее, даже за «короткую» историю социологии в ее рамках уже накоплено большое количество материала самой различной направленности – от обсуждения

Другие похожие документы..