Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Формування інформаційної культури сучасної людини у великій мірі залежить від вивчення інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій у загаль...полностью>>
'Документ'
Настоящая книга представляет собой фундаментальный труд по основам нелинейной динамики хаотических и стохастических систем. Книга содержит исчерпывающ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании иноязычной и коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осущес...полностью>>
'Автореферат'
Тема настоящей работы — «Скульптура Великобритании 1945—2  гг. Проблемы теории и практики пластических концепций». В истории Великобритании (Соединен...полностью>>

Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет социологии

Программа дисциплины

«Социальная и экономическая антропология»

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра

Автор: доцент, к.и.н. А.А. Сусоколов

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Социология» экономической социологии

Председатель Зав. кафедрой

Девятко И.Ф. Радаев В.В.

«_____» __________________ 2006 г. «31» октября 2006 г

Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Иванченко Г.В.

« ____» ___________________2006 г.

Москва, 2006

Автор программы: Сусоколов Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент.

Требования к студентам: Знания в объеме университетского курса «Общая социология» и «Экономическая социология», умение работать с тестами и самостоятельно писать эссе и рефераты.

Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

1. Знать, каким образом влияли особенности культуры на развитие экономических отношений в различных обществах в исторической ретроспективе и как влияют в настоящее время.

2. Иметь представление об историческом происхождении элементов культуры различных народов, влияющих на поведение их представителей в сфере экономики.

3. Ознакомиться с историей развития идей в социальной и экономической антропологии, а также в смежных дисциплинах, имеющих непосредственное отношение к данной дисциплине.

4. Иметь навыки рациональной оценки культурных процессов, влияющих на экономические и другие деловые отношения в различных обществах (прежде всего в Российском обществе).

5. Знать основные подходы к учету культурных особенностей различных народов в практике делового межкультурного общения.

Тематический план учебной дисциплины.

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

Тема 1

Основные понятия

12

2

-

10

Тема 2

Хозяйств. Системы преполитарных обществ

14

3

2

9

Тема 3 Многообразие

Аграрных обществ

14

4

2

8

Тема 4

Особенности культуры города

14

4

2

8

Тема 5. Процессы глобализации

12

2

2

8

Тема 6. Типология культур

14

4

2

8

Тема 7.

Экономика и религия

14

4

2

8

Тема 8. История идей

14

4

2

8

Итого:

108

27

14

67

Базовый учебник

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006.

Формы контроля знаний студентов:

  1. Формализованное и полуформализованное текущее тестирование по каждой теме, включающих как формальные тесты, так и мини-эссе.

  2. Промежуточная контрольная работа.

  3. Дополнительное эссе и доклады.

  4. Письменный экзамен (тесты и эссе)

Система контроля знаний

Итоговая оценка складывается из 4 составляющих:

  1. Оценка по текущим тестам, которые проводятся

на каждом семинаре по теме семинара. 40%

2. Оценка за промежуточную контрольную работу 20%

3. Оценка за итоговый экзамен 40%

  1. Бонусы за доклады и эссе.

Эссе, а тем более доклады, не являются обязательными.

Бонусы могут иметь положительное и отрицательное

значение и достигать ±10% от итога по пп. 1-3.

Кроме того, в распоряжении руководителя семинаров имеется еще 5 бонусных баллов, которые выставляются в конце за активность в работе семинаров.

Максимальная сумма по итогам:

текущих тестов – 80 баллов.

промежуточной контрольной - 40 баллов

итогового экзамена - 80 баллов

Итого: 200

Оценка выставляется как сумма баллов, набранных в ходе всех форм контроля, деленная на 200. Например, 56+32+47 = 135, что соответствует 67% от 200 и позволяет получить оценку 6 («хорошо»).

За каждое эссе или каждый доклад студент дополнительно может получить до 10 баллов, но при этом к знаменателю прибавляется 5 баллов. Допустим, тот же студент сделал отличный доклад и написал такое же эссе, получив за них по 9 баллов. При этом числитель его увеличился на 18 баллов, а знаменатель – на 10. Его итоговая оценка составит 153: 210 = 0,73, или 7 («хорошо»).

Неудачный доклад или плагиат в эссе понижает общую оценку. Неявка на доклад, либо доказанный плагиат в эссе ведут к потере 10 баллов из общей суммы.

В пограничных случаях (например, если студенту не хватает 1-2 баллов для получения более высокой оценки) по желанию студента проводится устное собеседование.

Шкала соотнесения рейтинга и десятибалльной оценки

Десятибалльная оценка

Пятибалльная система

Рейтинг

10

отлично

95-100%

9

отлично

90-94%

8

отлично

85-89%

7

хорошо

75-84%

6

хорошо

65-74%

5

удовлетворительно

55-64%

4

удовлетворительно

45-54%

3

неудовлетворительно

30-44%

2

неудовлетворительно

20-29%

1

неудовлетворительно

менее 20%

Оценка качества освоения курса осуществляется с помощью системы тестов по всем темам курса (всего около 500 тестов), которые периодически обновляются и дополняются.

Критерии оценки эссе и докладов.

Эссе представляет собой самостоятельно подготовленный текст аналитического характера, раскрывающий одну из тем курса, объемом 8-15 страниц. Оценка не зависит от объема текста. Продолжительность доклада должна составлять 15-20 минут, что соответствует примерно 7-10 страницам текста.

При оценке эссе и докладов учитываются следующие критерии:

  1. Соответствие содержанию курса.

  2. Проблемный характер.

  3. Адекватная структура.

  4. Разнообразие использованной литературы.

  5. Характер презентации.

Соответствие содержанию курса.

По первому критерию положительно оценивается соответствие доклада (эссе) проблемам, рассматриваемым в курсе. При этом не обязательно выражать согласие с позицией преподавателя. Критика даже приветствуется. Противоположный полюс выражается тем, что докладчик (автор) излагает положения, не имеющие прямого отношения к основным темам курса, в основном пересказывает вспомогательные тексты. Баллы за такое эссе (доклад) не начисляются.

Проблемный характер.

Предлагаемые темы докладов и эссе сформулированы так, чтобы ориентировать студентов не на изложение какого-либо источника, а на анализ проблемы. Для раскрытия любой проблемы (научной или практической) необходимо сформулировать четкий вопрос. Допускается (и даже приветствуется) самостоятельная формулировка темы доклада (эссе), если она соответствует теме курса.

Адекватная структура.

Проблемный характер сообщения поддерживается соответствующей его структурой. Доклад (эссе) должно содержать следующие элементы:

  1. Постановка проблемы (вопроса)

  2. Различные точки зрения, встречающиеся в литературе (если таковые имеются).

  3. Характеристика объекта, на примере которого рассматривается проблема: где проживает данный народ или расположена субкультура; к какому периоду относится представленный материал, основные занятия населения и общая характеристика культуры.

  4. Изложение результатов.

  5. Основные выводы – ответ на вопрос, поставленный в п.1

Использованная литература.

Доклад, представляющий собой пересказ одного источника или реферат, поданный в качестве эссе, не могут получить положительную оценку. Заимствование чужого текста приводит к санкциям (уменьшению суммарного балла студента). Для высокой положительной оценки, как по докладу, так и по эссе, необходимо максимально использовать литературу, предложенную преподавателем, причем не только к данному разделу, но и к другим разделам, в частности, сочетать теоретическую и фактологическую литературу. Большим плюсом является привлечение дополнительных источников.

Характер презентации.

Для оценки доклада большое значение имеет качество презентации. В частности, обязательным требованием является подготовка и распространение тезисов (объем 1-2 страницы), которые должны быть вывешены на ящике за 1-2 дня до семинара и розданы во время семинара в количестве из расчета как минимум 1 экземпляр на 2 человек.

Кроме того, оценивается эмоциональная окраска и визуальное оформление доклада (графики, иллюстрации).

Кроме того, дополнительными бонусами поощряется активность на семинарах, прежде всего, участие в дискуссии.

Содержание программы

Тема 1. Введение. Предмет и объект социальной и экономической антропологии. Основные понятия. Важность учета культурных особенностей для понимания специфики экономического развития общества. Соотношение между социальной и экономической антропологией и другими дисциплинами: экономической наукой, социологией, психологией. Определение культуры. Основные свойства культуры. Типология форм распределения и обмена.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. Введение, 1.Основные понятия.

Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб., «Петербургское Востоковедение», 1999. С. 10-15

Дополнительная литература

  1. Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М..1997. с. 7-12

  2. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию: Пер. с англ. СПб.1998 с.38-67

  3. Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры: Пер. с англ...// Антология исследований культуры. Т.1.,СПб.1997 с. 49-56

  4. Малиновский Б. Функциональный анализ. : Пер. с англ...// Антология исследований культуры. Т.1.,СПб.1997 с.681-702

  5. Triandis H.(1994) Culture and social behavior. N.Y. p.149-151

Тема 2. Хозяйственные системы и социальная организация преполитарных обществ. Принципы типологии доиндустриальных обществ. Антропогеоценоз. Расселение, демографический рост и дефицит ресурсов как факторы развития общества. Экстенсивные и интенсивные культуры. Дуальная организация. Формы обмена и распределения, их связь с социальной структурой. Инерция культуры (традиция) как фактор развития в доиндустриальных обществах.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. 2. Хозяйственные системы преполитарных обществ.

Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени Пер. с англ. – СПб.: «Алетейа», 2002.Глава 4. Общества и экономические системы, с.55-68.

Дополнительная литература

  1. Малиновский Б. Преступление и обычай в обществе дикарей. Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии //Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры / Пер. с англ. – М., Российская политическая энциклопедия. 2004

  2. Мендра А. Основы социологии: учебное пособие для вузов: Пер. с фр. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1998., с.191-214

  3. Мердок Дж.П. Социальная структура / Пер. с англ. А.В.Коротаева. – М., ОГИ, 2003

  4. Серошевский Вл. Якуты. М.1994 с. 91

  5. Эванс- Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М. Наука. 1985.

  6. Семенов Ю.И. Экономическая этнология. М.1994 с. 541-571

Тема 3. Многообразие хозяйственных систем и социальной организации развитых аграрных (политарных) обществ.

Основные факторы, влияющие на особенности экономической культуры и социальной структуры в различных обществах. Экстенсивные культуры: русская община. Интенсивные культуры: европейское крестьянство; китайская сельская община. Основные занятия и технологии. Обмен и распределение. Социальная структура, формы социального контроля, взаимопомощь. Организация семьи и домохозяйства. Роль государства в функционировании сельских сообществ. Общие черты и национальные различия, их историческая обусловленность. Влияние исторических особенностей сельской общины на судьбы общества в условиях индустриального развития.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. 3. Становление и развитие экономических отношений в политарных аграрных обществах.

Дополнительная литература

  1. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII– XX вв.): Пер. с нем., М. 1997, с.10-71

  2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., Прогресс, 1992 с.

  3. Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история.: Пер. с фр. .// THESIS, ВЕСНА 1993, Т.1, вып. 2

с. 159-173

  1. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., Российская политическая энциклопедия, 2001. Ч. 1, очерк восьмой; Ч. 2, глава III.

  2. Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб., Изд-во "Дмитрий Буланин", 2000 ,т. 1, с. 45-65; т.2,с.305-317

  3. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа: Пер. с кит. М.1989 с.123-138

  4. С.Хок. Крепостное право и социальный контроль в России : село Петровское Тамбовской губернии: Пер. с англ. М.1993, с. 90-147

Тема 4. Экономическая культура городов в аграрных обществах. Региональные и национальные особенности формирования экономической культуры городского населения. Исторические особенности российских городов по сравнению с европейскими и китайскими городами. Особенности сословной системы трех аграрных цивилизаций. Цеховая культура России, Европы и Китая. Роль государства в развитии городов. Влияние исторических особенностей формирования городского населения на современную экономическую и деловую культуру.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. 4. Экономическая культура городов в аграрных обществах. с.165-191

Дополнительная литература

  1. Барышников М.Н. История делового мира России. М., Ас­пект-Пресс, 1994.

  2. Вебер М. Город / Вебер М. История хозяйства. Город. / Пер. с нем. – М.: «КАНОН – пресс – Ц». 2001.

  3. Вебер М. История хозяйства / Вебер М. История хозяйства. Город. / Пер. с нем. – М.: «КАНОН – пресс – Ц». 2001

  4. Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. – М., ТЕРРА; Издательский дом «Экономическая газета», 1996

  5. Гессе-Вартег Э. Особенности китайских городов. Мандарины. Тайные общества в Китае. Учено-литературные испытания.// Все о Китае, Серия «Цивилизации»Т.2

  6. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Цент­ральной Европе (конец XVIII - XX вв.). М., ВЛАДОС, 1997. с.103-143

  7. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М., Прогресс – Академия, 1995

  8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., Прогресс, 1992, с . 70-80

  9. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001

  10. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., Российская политическая энциклопедия, 2001. Часть первая, очерк восьмой; Часть вторая, глава III.

  11. Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб. Изд-во "Дмитрий Буланин", 2000 ,т. 1, гл. 6 – 7(с. 487-509)

  12. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени/ Пер. с англ. – СПб.: Алетейа, 2002, главы 4,5.

  13. Сусоколов А.А. Русский этнос в XX веке. Кризис экстенсив­ной модели развития. Мир России., 1994. N 2.

  14. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в но­вой исторической науке. М., Интерпракс, 1995.

Тема 5. Процессы глобализации и проблема сохранения этнокультурного многообразия мира. Основные черты процесса глобализации в оценках разных авторов. Глобальное моделирование – доклады Римскому клубу. Различные подходы к устойчивости этнических общностей в современном мире. Факторы, способствующие сохранению роли территориальных и этнических общностей в условиях глобализации. Этнос как основной механизм сохранения традиций – миф или реальность? Этнос и социальные сети. Этнос и передача информации в обществе – синхронные и диахронные потоки. Мезоструктура как основной механизм, обеспечивающий устойчивость этноса. Типология этнических общностей. Исторические особенности российского суперэтноса и русского этноса. Феномен этнического предпринимательства, дискуссия вокруг данного термина.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. 5. Глобализация и этнокультурное многообразие мира. С. 192-235

Дополнительная литература

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебник для вузов. М., Наука, 1999

  2. Бек У. Что такое глобализация?/ Пер. с нем. – М.: Прогресс –

Традиция, 2001

  1. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения//Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Пер. с англ. Составитель и научный редактор В.В. Радаев. – Российская политическая энциклопедия., М., 2004

  2. Гидденс Э. Социология. Учебник для вузов/ Пер. с англ. - М., Электори­ал УРСС., 1999.

  3. Джереффи Г. Международное хозяйство и экономическое развитие//Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Пер. с англ. Составитель и научный редактор В.В. Радаев. – Российская политическая энциклопедия, М., 2004

  4. Димаджио П. Культура и хозяйство//Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Пер. с англ. Составитель и научный редактор В.В. Радаев. – Российская политическая энциклопедия., М., 2004

  5. Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь. Перевод с немецкого. М., Адир-пресс, 2004

  6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. – М.: ГУ-ВШЭ,2000 с. 152-154; 157-164; 414-422

  7. Мартин Г.-П., Шуман Г. Западня глобализации: атака на процветание и дкмократию: Пер. с нем.,с. 5-45, 242-248.

  8. Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с англ. - М., Прогресс, 1980 с.289-311

  9. Попов В.В. Три капельки воды: Заметки некитаиста о Китае. М., Дело, 2002

  10. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия// Политические исследования, 1993 № 5

  11. Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. Сборник статей. Под общей редакцией Ю.Д. Маслюкова.. - М., Издатель Н.Е.Чернышова, 2001.

  12. Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на материалах исследования азербайджанской общины С.-Петербурга). .// Неформальная экономика. Ред. Т.Шанин. М.1999с.138-155

  13. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса. .//Расы и Народы, вып. 20, М.,1990. С. 5-39

  14. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии, М., Наука, 2003

  15. Уолдингер Р., Ховард О., Уорд Р., Этнические предприниматели //Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Пер. с англ. Составитель и научный редактор В.В. Радаев. – Российская политическая энциклопедия., М., 2004

  16. Фукуяма Ф. Великий разрыв/ Пер. с англ. – ООО «Издательство АСТ», М., 2003

  17. Шрадер Х. Экономическая антропология/ Пер. с англ. - Петербургское востоковедение, СПб, 1999

  18. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций/ Пер. с англ. – ООО «Издательство АСТ», М., 2003

  19. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.,2000

  20. Brednikova O., Pachenkov O.(1999) Economic Migrants from Azerbaidjan in St. Petersburg: Problems of Adaptation and Integration // Caucasian Regional Studies, 1999 Vol. 4 # 3

  21. Jandt F.E.( 1998) Intercultural communication. An Introduction. Sage Publ., 2-nd ed.

Тема 6. Типология национальных культур и межкультурные контакты в современном мире. Основные принципы классификации культур, принятые в современной науке. Типологии Парсонса, Клакхона –Стродтбек и др. Принципы типологии деловых культур. Работы Г. Хофштеда, Р. Льюиса, Г. Триандиса и др. Их сравнительный анализ. Современные тенденции развития деловой культуры - повышение роли гуманитарных ценностей, формирование общемировой этики предпринимательства.

Особенности экономической и деловой культуры российского общества в XX веке. Проблемы межкультурного общения. Исторические особенности российского общества, повлиявшие на формирование его культуры. Экстенсивный фактор в его развитии; кризис экстенсивной модели и переход к интенсивной стратегии развития. Основные черты экономической и деловой культуры российского общества в работах современных авторов – теоретические разработки и эмпирические результаты. Перспективы эволюции экономической и деловой культуры России.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. 6. Типология национальных культур. Межкультурные контакты. С. 236-307

Дополнительная литература

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., Изд-во Моск. ун-та, 1990

  2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002

  3. Данилова Е., Тарарухина М. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда// Мониторинг общественного мнения, № 3 (65) 2003.

  4. Емельяненко Т.В. Методы межкультурных исследований ценностей Социология: методология, методы, математические модели, 1997, № 9

  5. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход: Учебное пособие. Нижний Новгород., Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003

  6. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Издательских дом Ключ, 1999. с.42-63

  7. Льюис Р. Деловые культуры: Пер. с англ.- М., «Дело»,1998 с.64-126, 315-326, 370-384

  8. Лукьянова Т.Н., Убиенных Т.Н., Эйдельман Я.Л. Культурные детерминанты отношения к труду //Россия реформирующаяся, М.,Academia., 2002

  9. Магун В.С. Динамика трудовых ценностей российского населения (по данным международных сопоставлений 1990-х гг.)// Глобализация и постсоветское общество. М., 2001

  10. Малиновский Б. Динамика культурных изменений // Избранное: Динамика культуры/ Пер. с англ. – М.., Российская политическая энциклопедия, 2004

  11. Национальная программа "Российская деловая культу­ра", М., 1997.

  12. Наумов А., Паффер Ш., Джонс Э. Этическое отношение к работе: новые парадигмы (сравнительный анализ отношения к работе в России и США) / Менеджмент. 1995. N 1.

  13. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. №3

  14. Национальная программа «Деловая культура России» М.1997, с. 49-79

  15. Попов В.В. Три капельки воды. Заметки некитаиста о Китае. – М.,Дело, 2002

  16. Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ// Социологические исследования, №5 1998, стр. 74-80

  17. Сергеев В.И.Методика изучения деловых культур Г. Хофштеда. Возможности и методологические границы применения в условиях современной России. Выпускная квалификационная работа ГУ-ВШЭ, М.,2004.

  18. Сусоколов А.А. Русский этнос в XX в. Кризис экстенсив­ной модели развития// Мир России, 1994. N 2

  19. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., Новости, 2000., с. 166-196

  20. Холл Э. Как понять иностранца без слов, М., 1995

  21. Хофстеде Г. Организационная культура: - Управление человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2002.

  22. Шкаратан О.И. Российский порядок: Вектор перемен. М., Вита-Пресс, 2004

  23. Этнопсихолингвистика / Под ред. Ю.А. Сорокина, М., Наука, 1988

  24. Яковлева Е.В.

  25. Adler N.J. (1997) International Dimensions of Organizational Behavior. South-Western College Publishing

  26. Andersen P.(1994) Explaining intercultural differences in non-verbal communication.// Intercultural communication: A reader (7th edition), L.A. Samovar, R.E. Porter (eds). Belmont, CA: WadsworthJandt F.E. Intercultural communication. An Introduction. Sage Publ., 2-nd ed.

  27. Hall E.T. Hall M. (1998)Understanding cultural differences. Yarmouth , ME: Intercultural Press

  28. Hofstede G. (1980) Culture’s consequences: international differences in world-related values/ SAGE Publcations

  29. Hofstede G., Bond M.H.( 1988) The Confucius connection: from cultural roots to economic growth// Organization Dynamics, 16 (4)

  30. Hoyer W.D., MacInnis D..J. Consumer Behavior., Boston. 1997 с.306-322

  31. Jandt F.E. Intercultural communication. An Introduction. Sage Publ., 1998, 2-nd ed. с. 213-260

  32. Kluckhohn F.R. Strodtbeck F.L. (1961) Variations in Value Orientations. Evanstone, IL: Row, Peterson

  33. Lane H.W., diStefano J.J.( 1992) International Management Behavior: From Policy to Practice, 2nd edition, Boston: PWS-Kent

  34. Schermerhorn J.R.and others.(1997) Organizational Behavior., N.Y., Boston. с.338-358

  35. Schwartz Sh. H., Sagiv L.(1995) Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values// Journal of Cross-Cultural Psychology, 1995, Vol. 26, #1

  36. Smith P., Dugan Sh., Trompenaars F.(1996) National Culture and the Values of Organizational Employees// Journal of Cross-Cultural Psychology. 1996, Vol.27 (2)

  37. Triandis H.(1994) Culture and social behavior. McGraw-Hill с.151-156

Тема 7. Влияние религиозного фактора на особенности экономической и деловой культуры. Основные факторы влияния религии на экономику. Ортодоксальные и ортопраксические религии. Ислам и иудаизм как ортопраксические религии. Основные этапы исторического развития, направления, священные тексты. Экономические отношения в классическом исламе и иудаизме, их влияние на современность.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. 7. Экономика и религия. С. 309-357

Дополнительная литература

1. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное: протестантсткая этика и дух капитализма. М., РОССПЭН, 2006. С. 213-240

  1. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков, 2-е издание, переработанное и дополненное: - М., «Логос»,1997

  2. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. М., Издательство «Анкил», 2001

  3. Даньшин А.Ю. Экономические реформы и экономическая программа исламизма// Арабский Восток: Ислам и реформы – сборник статей, М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2000

  4. Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления, М., Издательство политической литературы, 1990

  5. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. Перевод с немецкого. М., Адир-пресс, 2004

  6. Ислам/ Сост. В.В. Юрчук. Минск, «Современное слово», 2004

  7. Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация (на примере Ирана)// Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в страна Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии) – сборник статей, М., Институт востоковедения РАН, «Крафт ++», 2001

  8. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. Перевод с польского. – М., Прогресс, 1987. Часть 2, глава VI

  9. Религиозные традиции мира. Перевод с английского. М., КРОН-ПРЕСС, 1996, тт. 1,2

  10. Рывкина Р. В. Как живут евреи в России. Социологический анализ перемен. –М. «Параллели»,2005

  11. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., Институт государства и права РАН, 1997

  12. Телушкин Й. Еврейский мир. М., Мосты культуры, 1999.

  13. Солженицын А.И. Двести лет вместе: В 2 ч. М., Русский путь. 2001, 2002

  14. Торнау И. Изложение основ мусульманского законоведения. Репринтное издание с оригинала 1850 г. М-., Адир, 1991.

  15. Bonacich E. (1973)A Theory of Middlеman Minorities // American Sociological Review, 1973/ Vol. 38, No. 5

  16. Tamari Meir.(1991) Jewish business Ethics . Targum Press Inc., Michigan

Тема 8. Развитие основных идей в экономической антропологии. Школы и направления в науке. Основные проблемы экономической антропологии, их постановка на различных этапах развития науки. Причины актуальности классических исследований.

Эволюционизм и диффузионизм. Вклад марксизма в развитие идей экономической антропологии.Уникальность цивилизаций и культур. Сравнительное изучение цивилизаций: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Л.Н.Гумилев и др. Географическая школа – К.Витфогель и Л.Мечников - основные идеи. Фунционализм – Б.Малиновский, А.Р.Редклифф-Браун, Э.Дюркгейм, М.Мосс; функционалисты второго поколения. Зарождение и закат «экономической антропологии» - дискуссия между формалистами и субстантивистами. К.Поланьи, Дж.Дальтон, Р.Ферс, Р.Салинз, М.Херсковиц. Школа Анналов, ее вклад в осмысление культурной специфики экономического развития цивилизаций. Значение работ М. Вебера для понимания тенденций развития человечества. Эволюция идей экономической антропологии в условиях современного общества.

Основная литература

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL- «Русская панорама».2006. 8. Развитие идей. Зачем нужно знать историю? С. 358-413.

Дополнительная литература

  1. Александренков Э.Г. Диффузионизм в зарубежной западной эт­нографии. //Концепции зарубежной этнологии. М., Наука, 1976

  2. Андрианов Б.В. Концепция К. Витфогеля «гидравлическое общество» и новые материалы по истории ирригации// Концепции зарубежной этнологии. М., Наука, 1976

  3. Антология исследований культуры, т. 1, С-Пб., Университетская книга, 1997.

  4. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М., Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004

  5. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). М.1998

  6. Блок М. Апология истории или Ремесло историка: Пер. с франц., М., Наука, 1986

  7. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв., т.1-2, М., 1988

  8. Бутинов Н.А. Американская экономическая антропология// Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука, Л., Наука, 1979

  9. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. М.1996

  10. Вебер М. История хозяйства. Город: Пер. с нем. – М.: «КАНОН – пресс – Ц». 2001.

  11. Вебер М. Аграрная история древнего мира: Пер. с нем. – М.: «КАНОН – пресс – Ц». 2001.

  12. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи XX века. М., Наука, 2004

  13. Гидденс Э. Социология: Пер. с англ. М., Эдиториал УРСС, 1999

  14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, Л., 1989

  15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа, М., Книга, 1991

  16. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: Пер. с англ. М., Прогресс, 1988.

  17. Джонстон Р.Дж. География и географы: Пер. с англ. М., Прогресс. 1987

  18. Димаджио П. Культура и хозяйство: Пер. с англ.// Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики, М., Российская политическая энциклопедия, 2004

  19. Калиновская К.П. Традиционная экономика себеи (Уганда) в свете современных зарубежных исследований// Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука, Л., Наука, 1979

  20. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., Наука, 1998

  21. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Наука, 1999

  22. Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история.: Пер. с фр.// THESIS, ВЕСНА 1993, Т.1, вып. 2

  23. Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М., Аспект-пресс, 1998

  24. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ., М., Дело, 1998 (2-е изд.2001)

  25. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 46

  26. Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. , т. 13

  27. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. , т. 4

  28. Мендра А. Основы социологии: Пер. с фр., М., Издательский дом NOTA BENE,2000

  29. Мердок Дж. П. Социальная структура: Пер. с англ., М., ОГИ, 2003

  30. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки: Пер. с фр., М., Прогресс, Пангея, 1995

  31. Морган Л.Г. Лига Ходеносауни, или Ирокезов: Пер. с англ., М., Наука, 1983

  32. Неформальная экономика. Россия и мир. Под ред. Т.Шанина.М., Логос, 1998

  33. Никишенков А.А. Из истории английской этнографии. Критика функционализма. М.,МГУ,1986

  34. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.1994

  35. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии, М., Гаудеамус, 2003

  36. Пиннингс Й.М. Новая технология как организационное но­вовведение // Новая технология и организационные структу­ры: Пер. с англ., М., Экономика, 1990

  37. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени: Пер. с англ., СПб, Алетейя, 2002

  38. Поланьи К. Два значения термина «экономический». О вере в экономический детерминизм.: Пер. с англ. .// Неформлаьная экономика. Ред. Т.Шанин. М.1999 с. 498-513

  39. Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Книга 1.М., Наука, 1993

  40. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М., Политиздат, 1989

  41. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ., М.Прогресс,1991

  42. Токарев С.А История русской этнографии. М.1966

  43. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.1978

  44. Хаггет П. Пространственный анализ и экономическая ге­ография.. М., Прогресс. 1968

  45. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций: Пер. с англ., М., Издательство АСТ., 2003

  46. Чаянов А.В. Что такое аграрный вопрос? // Избранные произведения. М., 1989

  47. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т./ Пер. с нем. , М., Айрис-пресс, 2003

  48. Шрадер Х. Экономическая антропология: Пер. с англ., СПб. «Петербургское востоковедение», 1999

Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. М., Аспект Пресс,1996 с. 135-230.

  1. Экология человека. Основные проблемы. М., Наука, 1988

  2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. , т. 21

  3. Assesing Cultural Anthropology. Ed. by R. Borofsky . McGraw-Hill, 1994

  4. Triandis H.(1994) Culture and social behavior. McGraw-Hill

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Тема 1.

  1. Почему функциональный подход к изучению культуры, предложенный Б. Малиновским, способствовал развитию прикладных исследований культуры? Чем он принципиально отличался от подходов более ранних авторов?

  2. При составлении словарей малочисленных народов лингвисты нередко сталкиваются с трудностью, состоящей в том, что понятие, выражаемое на данном языке одним словом, приходится передавать с помощью длинной цепочки слов на европейских языках. Почему так происходит?

  3. Как известно, одним из важнейших свойств культуры является ее системность. В чем состоит это качество? Может ли обладать системностью культура какого-либо социального слоя (например, предпринимателей)?

  4. Может ли выступать в качестве символа предмет, не затронутый непосредственным физическим воздействием человека (включая воздействие с помощью инструментов)?

  5. Можно ли считать проявлением дуализма культуры тот факт, что в Европе – правостороннее движение, а в Великобритании – левостороннее, поскольку в обоих случаях используются разные нормативные системы? Можно ли на том же основании считать проявлением дуализма культуры тот факт, что, передвигаясь по улице, мы руководствуемся правилами дорожного движения, а придя на работу – правилами внутреннего распорядка предприятия (учреждения)?

  6. Реформаторы российской экономики в начале 90-х годов XX века рассчитывали на то, что система норм, ценностей, образцов поведения россиян претерпят быстрые изменения под влиянием новых экономических условий. Как показали исследования (см. раздел VI.3.3), этого не произошло. Какие свойства культуры не были учтены реформаторами?

  7. С какой целью используется функциональный анализ: для описания культуры, для изучения статистических распределений, для построения теории и т.д.? Каким подходам к изучению культуры он противостоит? Можно ли считать его единственно верным методом, заменяющим собой все остальные?

  8. Припомните основные этапы функционального анализа. Постарайтесь применить его для описания какого-либо знакомого Вам явления (например, сдачи экзаменов или распределения семейного бюджета).

  9. Чем принципиально отличается дарообмен от рыночного обмена?

  10. Известно, что различные формы обмена и распределения возникают не одновременно: некоторые из них существуют с момента возникновения человечества, а некоторые возникают лишь на достаточно поздних этапах его развития. Возможно ли существование общества, целиком базирующегося на какой-либо одной форме (например, на статусном распределении, дележе, дарообмене или рыночном обмене)?

Тема 2.

  1. Кто был участником обмена в престижной экономике родо­вого строя, что было предметом обмена?

  2. Как трактовалось "богатство" в престижной экономике родового строя? Как изменялось содержание этой категории?

  3. Каковы были основные этапы эволюции даро- и дачеобменных кругов в условиях разложения родового строя?

  4. Что такое "престижная экономика" в условиях родового строя? Каковы причины ее возникновения?

  5. Как связана престижная экономика с социальной структу­рой общества? Какие функции в обществе она выполняла?

  6. Как использовались традиционные нормы родового строя отдельными членами общества для установления отношений экс­плуатации? Кто подвергался эксплуатации в первую очередь, и почему они не протестовали?

  7. Верно ли, что основной формой дележа жизнеобеспечивающего продукта в условиях присваивающего хозяйства является свободная кон­куренция между членами родовой общины за обладание добычей?

  8. Существовало ли какое-либо разделение труда в общест­вах собирателей и охотников? Если существовало, то в чем оно состояло?

  9. Верно ли, что все без исключения общества, находящиеся на низкой ступени технологического развития (собиратели и охотники, ранние земледельцы) обязательно вырабатывают клановую (ро­довую) структуру? (Обоснуйте ответ).

  10. Верно ли, что род является, прежде всего, биологической группой – все биологические потомки старшего из живущих поколений рода принадлежат к тому же роду?

  11. Как проявлялся дуализм культуры (принцип дополнительности) в обменно-распределительных отношениях родового общества в период его разложения?

Тема 3.

  1. Какие системы севооборота преобладали в русской, европейской и китайской деревне в XVIII – XIX веках? Способы обработки земли и урожайность. Какими факторами были вызваны различия?

  2. В чем проявлялся экстенсивный характер развития российской цивилизации и как он влиял на русскую общину? Сравнить с отношениями в среде европейского и китайского крестьянства.

  3. Сравните социальную структуру российской, китайской и европейской деревни в XVIII – начале XIX века. Как она была обусловлена историческими и экологическими особенностями каждой из цивилизаций? Каким образом особенности социальной структуры зависели от системы землепользования?

  4. Сравните структуру земельных владений и механизмы перераспределения земли в российской, китайской и европейской деревне в XVIII – начале XIX века. Как они проявлялись в социальной структуре, механизмах взаимопомощи, принципах подбора брачного партнера?

  5. Какие изменения в масштабах, механизмах и социальных функциях передела земель происходили в российской деревне в конце XIX – начале XX вв.?

  6. Сравните механизмы взаимопомощи в среде российского, китайского и европейского крестьянства. Как они были связаны с социальной структурой населения и системой землепользования?

  7. Земельная собственность и принципы наследования земли в среде крестьянства в Европе, России и Китае. Что было общего и в чем состояли различия? Как влияли различия в системе земельной собственности на элементы коллективизма/индивидуализма в культуре каждой аграрной цивилизации?

  8. В какой из трех цивилизаций были наиболее развиты рыночные отношения в среде крестьянства? Обоснуйте ответ.

  9. Как повлияли особенности географического положения Китая на социальные и имущественные отношения в деревне? Сравните с Россией и Европой.

  10. Как зависело экономическое благосостояние семьи в России, Китае и Европе от ее демографического состава? Как различия в благосостоянии были связаны в разных культурах с правилами наследования земель и с системой севооборота?

Тема 4.

  1. Почему и каким образом особенности социальной структуры западного города способствовали возникновению «духа капитализма» именно в Европе, а не в Китае или в России?

  2. Почему М. Вебер считал наличие/отсутствие собственной армии важным признаком, отличавшим условия экономического развития западного и восточного города?

  3. В чем проявлялся экстенсивный характер развития российской цивилизации и как он влиял на процессы урбанизации?

  4. Как различался юридический статус российских и запад­ноевропейских городов в XV–XIX вв., его взаимосвязь с соци­альной структурой и функциями городов?

  5. В чем состояло сходство и каковы были различия в орга­низации цехов и гильдий в европейских и российских городах? Как влияли эти особенности на дальнейший ход урбанизационных процессов?

  6. Что такое «социальный характер культуры», и каким образом этот фактор повлиял на особенности процессов урбанизации в Европе, России и Китае?

  7. Можно ли считать, что российские города в начале XX века соответствовали модели развития европейских городов в Средневековье и в Новое время?

  8. Почему именно старообрядцы, несмотря на архаизм их идеологии и быта, а также преследования со стороны властей, добивались наиболее весомых успехов в торговле и промышленности в России XIX – начала XX века?

  9. Как повлияли особенности культуры (религии, идеологии) китайского общества на процессы урбанизации в Средние века?

  10. Каким образом влияли контакты с сельским населением на формирование городских культур в России? В чем состояло отличие от Европы и Китая?

Тема 5.

  1. Можно ли считать справедливым встречающееся нередко утверждение, что только с середины XX века взаимодействие между народами и цивилизациями стало важнейшим фактором исторического процесса?

  2. Совместимо ли сохранение национальных культур и цивилизаций с современными процессами глобализации? Какие факторы, вызванные к жизни самим процессом глобализации, способствуют повышению роли локальных культур, включая государства и цивилизации?

  3. Можно ли считать «Декларацию Ко» развитием «Шести целей для человечества» А. Печчеи? Обоснуйте ответ.

  4. Какие факторы способствуют устойчивости этнических общностей в процессе глобализации? Почему урбанизация и унификация определенных слоев культуры не приводят к полному исчезновению этнических общностей?

  5. Каковы принципиальные отличия этнического предпринимательства в России от аналогичного явления в США и странах Западной Европы?

  6. Можно ли согласиться с Дж. Коулменом, который рассматривал культуру как «совокупность норм, которые побуждают к действиям, не отвечающим интересам индивида, или запрещают поведение, им отвечающее»? (цит. по:6, с. 475)

  7. В чем состоит принципиальное отличие современного этапа глобализации от более ранних этапов (Римская империя, распространение ислама)?

  8. Что такое «мезоструктура этноса»? Какова ее роль в сохранении этнической общности?

  9. Как можно охарактеризовать современное состояние мезоструктуры русского этноса? Какие исторические факторы обусловили его современное состояние? Как особенности мезоструктуры влияют на экономическое поведение этноса?

Тема 6.

  1. В чем состоит принципиальное различие между типологией культур Г. Хофштеда и Э. Холла – Р. Льюиса?

  2. Как соотносятся типология культур Холла - Льюиса с типологиями Клакхона - Стродтбек и Парсонса?

  3. Благодаря какому элементу, согласно Г. Хофштеду, национальные культуры оказывают наиболее сильное влияние на культуру организаций?

  4. К какому типу культур, по классификации Холла –Льюиса, можно отнести российскую культуру? (В тексте нет прямого ответа, так что подумайте)

  5. Могут ли использоваться шкалы, разработанные Г. Хофштедом, менеджерами по персоналу, для того чтобы классифицировать сотрудников по их склонности к тому или иному типу культурных ценностей? Обоснуйте ответ.

  6. Какие исторические факторы повлияли, согласно Хофштеду, на различия в культурах Северной и Южной Европы?

  7. Каковы исторические корни европейского «индивидуализма» и китайского «коллективизма»? Как соотносится с ними характеристика российской культуры? (Используйте материалы глав 3 –4)

  8. Верно ли утверждение, что в низкоконтекстуальных культурах ситуация общения не имеет почти никакого значения, по сравнению с культурами контекстуальными?

  9. Как сказываются такие характеристики культуры, как ее гомогенность и устойчивость, на процессах межкультурного общения?

  10. Что такое «этноцентризм» и «этнический стереотип»? Как соотносятся эти понятия? Каковы перспективы возникновения в будущем мирового сообщества, полностью лишенного этноцентризма?

Тема 7.

  1. Можно ли считать, что религия является независимым фактором, определяющим экономическое поведение сообщества, наряду с культурой, экологией, технологиями?

  2. Что такое «оротопраксические религии»? Чем они отличаются от ортодоксальных? Почему принято считать, что они оказывают более сильное влияние на повседневное поведение (в том числе и экономическое), чем ортодоксальные религии?

  3. Какая из религий возникла раньше – ислам или иудаизм? Какие сходные экономические факторы способствовали их становлению? Как соотносятся их вероучения?

  4. Как проявляется социальный характер культуры во взаимодействии религии и экономики?

  1. Сравните влияния ислама и иудаизма на экономическое поведение их адептов. В чем, на Ваш взгляд, состоит причина относительно большего экономического успеха последователей иудаизма по сравнению с мусульманами в условиях глобализации?

  2. Чем различается социальная организация ислама и иудаизма? В чем состоит особенность социальной организации обеих этих религий по сравнению с католицизмом и православием?

  3. Как относятся обе религии (ислам и иудаизм) к представителям других конфессий? Каковы причины и социальные последствия их относительной изолированности для социальной и экономической жизни последователей этих религий?

  4. Какие ограничения накладывает классический мусульманский закон (Шариат) на экономическую деятельность? Каким образом современные банки и фирмы в мусульманских странах обходят эти ограничения?

  5. Что общего в трактовке греха и личной ответственности человека в христианстве и иудаизме и чем они различаются?

  6. Что общего и в чем состоят различия в организации касс взаимопомощи в традиционной китайской деревне и в иудейских общинах?

  7. Как трактуется категория «менш» в иудаизме? Социальное и экономическое значение данной категории.

Тема 8.

  1. Почему функционализм принято считать школой, а эволюционизм – направлением?

  2. Что общего во взглядах М. Вебера и О. Шпенглера на культурное многообразие мира? Чем их позиции отличаются?

  3. Верно ли, что все диффузионисты полностью отрицали возможность самостоятельного развития культур, а эволюционисты, наоборот, считали, что каждая культура развивается самостоятельно, не заимствуя элементов других культур?

  4. Чем теория общественного развития К. Маркса и Ф. Энгельса отличалась от концепций «классического» эволюционизма? Что у них было общего?

  5. Автор исследования «Китайская деревня» Фэй Сяотун (см. раздел III.3) был учеником Б. Малиновского, одного из основателей функционализма. Как именно использован функциональный анализ в данной работе?

  6. К какому направлению – субстантивизму или формализму – был ближе по своим идеям М. Вебер? Почему? Можно ли его однозначно отнести к тому или иному направлению?

  7. В чем состояли разногласия между субстантивистами и формалистами в дискуссии относительно исторической роли ближних и дальних рынков в формировании государственных и цивилизационных структур? Как связана эта дискуссия с представлениями о роли рыночных и внерыночных форм обмена в становлении национальных культур и цивилизаций?

Автор программы: Сусоколов Александр Александрович_____________________

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Маргинальность: основания социологической теории для направления 040200. 62 "Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201. 65 "Социология" подготовки специалиста

    Программа дисциплины
    Требования к студентам. Курс предназначен для студентов 3-го курса подготовки бакалавров и специалистов по направлению «Социология». Оптимальное усвоение курса предполагает наличие у студентов знаний, полученных в учебных дисциплинах
  2. Программа дисциплины «неформальная экономика» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста Автор: профессор, д c. н. С. Ю. Барсукова svbars@mail ru

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем».
  3. Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра 1 курс, модули 1-4 (3)

    Программа дисциплины
    Программа курса «Введение в социологию и история социологии» рассчитана на студентов первого курса отделения социологии. Исходный уровень знаний: студенты должны иметь общую гуманитарную подготовку на уровне 11 летней программы средней
  4. Программа дисциплины «Социология культуры» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Курс «Социология культуры» посвящен анализу культурного содержания форм социальной жизни и рассмотрению проблематики современной культурологии с точки зрения социологической теории.
  5. Программа дисциплины Профориентационный семинар (нис) для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра Автор программы: доктор социологических наук

    Программа дисциплины
    Социология – относительно молодая (по меркам многих других наук) дисциплина. Тем не менее, даже за «короткую» историю социологии в ее рамках уже накоплено большое количество материала самой различной направленности – от обсуждения

Другие похожие документы..