Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Региональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ школьников «Служение Отечеству: события и имена» проводится в рам...полностью>>
'Диплом'
АССА (Тhе Аssociation оf Сhartered Сеrtified Ассоuntants - Ассоциация присяжних сертифицированных бухгалтеров) наибольшая в мире организация професси...полностью>>
'Документ'
XIV межрегиональная межвузовская учебно-методическая конференция «Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе» 23 апре...полностью>>
'Доклад'
Ритм современной жизни требует от человека постоянной активности. Отовсюду звучат призывы, побуждающие нас к действию: «съешь чупа-чупс», «купи мобил...полностью>>

Разработка урока с использованием икт номинация: физика и математика, химия, биология, информатика

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ»

НОМИНАЦИЯ: физика и математика, химия, биология, информатика.

ПРЕДМЕТ: биология 6 класс. Урок составлен на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Живой организм», автор Н.И.Сонин.

ТЕМА УРОКА: «Опорные системы животных».

Урок составлен учителем биологии муниципального общеобразовательного учреждения лицея №23 г. Сочи Краснодарского края Зобиной Ольгой Ильиничной.

План – конспект проведения урока.

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: «Опорные системы животных».

Предполагаемое время занятия 2 часа (в лицее №23 возможно, учитывая естественно математический профиль)

Используемый УМК: Н.И. Сонин.

Цель урока: сформировать представление об опорной системе животных организмов и ее значение в их жизни; показать изменение и усложнение опорных систем животных в ходе эволюции; продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать, анализировать, работать с различными источниками информации.

Задачи урока:

  • Иметь представление об опорных системах живых организмов.

  • Знать роль опорных систем в жизнедеятельности разных организмов.

  • Знать особенности строения внутреннего скелета и его функции у позвоночных животных

  • Иметь представление о развитии опорных систем животных в процессе эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Место мультимедийной разработки в учебном занятии: разработка используется в ходе всего урока (проверка домашнего задания, объяснение нового материала, лабораторная работа, задание на дом)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: по типу познавательной деятельности (классификация Лернера И.А., Скаткина М.Н.)

  • Информационно – рецептивный (учащиеся воспринимают и осмысливают новые знания, фиксируют их в своей памяти)

  • Репродуктивный (учащиеся сознательно усваивают новые знания понимают и запоминают)

  • Частично – поисковый (учащиеся сравнивают, анализируют и делают выводы)

Программное обеспечение: Операционная система Microsoft Windows XP (или выше), Microsoft Office XP (или выше), Macromedia Flash Player 8.0(или выше), поддержка видео – файлов WMV.

Источник информации: Н.И. Сонин, И.А. Акперова «Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений»;

Н.И. Сонин «Живой организм» учебник; Н.И. Сонин «Живой организм» методическое пособие к учебнику; электронное учебное издание «Биология 6» живой организм мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.

Ход урока:

1.Проверка знаний учащихся о значении опорных систем у растений.

Для проверки домашнего задания демонстрируются слайды № 5,6

  • С целью проверки знаний учащимся предлагается заполнить схему, с последующим фронтальным опросом.

Скелет растений (механическая ткань – клетки с толстыми, прочными оболочками)

Корень

Волокна сосредоточены в центре, повышают сопротивление на разрыв.

Лист

Волокна в составе жилок поддерживают клетки основной ткани листа, придают листу определенную форму

Стебель

Волокна луба и древесины образуют подобие цилиндра, обеспечивают прочность на изгиб


  • Вопрос: Значение опорных систем у животных?

  • Ответ: защита от повреждений, поддержание формы тела, каркас устойчивый к сжатию, опора для внутренних органов, крепление для мышц.

2. Объяснение нового материала.

Ознакомить учащихся задачами и целями урока. Слайд №3

Рассказ учителя: Любой живой организм, будь то растение или животное, представляет собой целостную единую систему, где все взаимосвязано.

Взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем в ходе обмена веществ мы доказали на прошлых уроках. Но помимо этих систем органов в организме тех, же позвоночных животных есть и другие системы. Одна из них система опоры и движения. Опорные системы или скелеты образованы чрезвычайно многообразно. В ходе эволюции они совершенствовались и усложнялись. Учитель демонстрирует слайды №5,6.

Различают два основных типа скелета: наружный и внутренний. Одноклеточные организмы имеют как внутренний, так и наружный скелеты. Объяснение материала с демонстрацией слайдов № 7,8,9.

С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы их роста. Слайды №10,11

  • Вопрос: Что такое линька?

  • Ответ: Линька это процесс смены старого панциря на новый хитиновый покров. Происходит у членистоногих.

  • Вопрос: Какое значение в жизни речного рака имеет линька?

  • Ответ: Когда происходит смены хитинового покрова, животное растет и новый панцирь больше предыдущего. Во время линьки животное беззащитно и вынуждено прятаться.

Дополнение учителя: в первые годы жизни, рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 – 20 лет и достигают величины 20 – 25 см.

  • Вопрос: Как происходит рост моллюсков?

  • Ответ: В отличии от членистоногих, моллюски по мере роста достраивают раковины.

  • Вопрос: Используя материалы слайда и используя текст учебника на стр.93. сравните состав скелета членистоногих и состав раковины моллюсков.

  • Ответ: Скелет членистоногих состоит из хитина и минеральных солей, поэтому он прочный и легкий. За счет этого членистоногие ведут подвижный образ жизни. У моллюсков раковина прочная и тяжелая состоит из извести и рогоподобного вещества, которые защищают животное от хищников, но тяжести раковины они ведут неподвижный и малоподвижный образ жизни.

Рассказ учителя: Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет. Слайд №12.

Первые позвоночные животные, такие как рыбы, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно – хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы – костный. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая дифференциация костей скелета и уменьшение его массы. Слайд № 13,14.

У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Объяснение с демонстрацией слайда №15.

Актуализация знаний. Учитель задает проблемный вопрос. В чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета?

  • Ответ: наружный скелет дает большую защиту, чем внутренний, но вместе с тем малую подвижность организма, что сказывается на жизнедеятельности организма и его обменных процессах.

Рассказ учителя. Скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет позвоночных животных. Демонстрация слайда №16 с объяснением материала о строении скелета позвоночных животных. Скелет позвоночных образован костями, сухожильями и связками.

Актуализация знаний. Учитель задает проблемный вопрос. Какими типами тканей образованы кости, связки и сухожилья.

  • Ответ: кости состоят из соединительной костной ткани. Связки и сухожилья из соединительной волокнистой ткани.

Учитель демонстрирует слайд №17 и 18 рассказывает о типах соединения костей. После объяснения материала учащиеся самостоятельно заполняют таблицу из слайда №19. С последующим фронтальным опросом

Соединения костей скелета

Голова

(Тип соединения)

Туловище

(Тип соединения, какой тканью образовано?)

Конечности

(Тип соединения)

Какая функция?

Какая функция?

Какая функция?

Активизация внимания. Информация к размышлению.

  • Кость прочнее бетона и гранита

  • В течение года у человека дважды происходит замена вещества входящего в состав костей.

  • Большая берцовая кость человека способна выдержать нагрузку до 1,8 тонн, что в 25-30 раз превышает массу тела.

Для того что бы выяснить какими свойствами должна обладать кость, нужно установить зависимость этих свойств от химического состава кости, мы проведем демонстрационную лабораторную работу «Строение и свойство кости» слайд №20

3. Лабораторная работа

«Строение и свойства костей»

  • Цель: изучить свойства костей и установить зависимость этих свойств от химического состава костей.

  • Оборудование: образцы костей птицы: натуральные, выдержанные в кислоте, прокаленные.

Вопросы в начале лабораторной работы

  • Можно ли кость назвать живой структурой?

  • Ответ: можно, т.к кость состоит из живых клеток и тканей.

  • Какие химические вещества входят в состав живых организмов?

  • Ответ: органические и неорганические.

    • Какими свойствами должна обладать кость?

    • Ответ: прочностью, упругостью Слайд №21.

Ход работы. Слайд №22

  1. Рассмотрите кости животных (см.рис.95 учебника).

  2. Рассмотрите и зарисуйте образец костной ткани, охарактеризуйте ее.

  3. Зарисуйте кость и обозначьте ее составные части.

Учащиеся работают с учебником и мультимедийными слайдами №23,24.

Рассматривают и зарисовывают строение трубчатой кости и микроскопическое строение кости

Учитель демонстрирует три бедренных кости птицы: натуральную, вымоченную в кислоте и прокаленную.

  1. Рассмотрите и зарисуйте образцы костей:

  • Натуральной (охарактеризуйте ее)

  • Выдержанной в растворе кислоты (охарактеризуйте ее)

  • Прокаленной (охарактеризуйте ее).

После выполнения лабораторной работы учащиеся делают вывод о химическом составе кости и его влияние на свойство кости

Учитель предлагает прочитать текст. слайд №25 (2 минуты).

Свойство кости определяется ее химическим составом. В состав кости входят органические и неорганические вещества.

Органические вещества придают кости гибкость и упругость (если кость выдержать в растворе кислоты).

Неорганические вещества делают кость твердой. Если прокалить кость на огне (вспомните какие вещества при этом сгорят), она станет хрупкой – рассыплется на мелкие, но очень твердые части.

С возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, а количество неорганических возрастает.

Работа в парах с текстом слайд №26(3 минуты). После окончания работы учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга.

Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

Твердость кости придают…………вещества, а упругость………………. С возрастом количество органических веществ в костях…………. Поэтому искривления позвоночника обычно формируются в ……….. возрасте, а переломы чаще бывают у……………..

3. Обобщение и закрепление пройденного материала.

Обобщение проводят в форме индивидуальной работы с текстом учебника на стр.92-93. заполняют таблицу.

Вопросы для сравнения

Раковины моллюсков

Панцирь рака (краба)

Кости позвоночных

Тип скелета

Из каких веществ состоит

Какими свойствами обладают

Могут ли расти и в какие периоды жизни.

Преимущества (по сравнению с другими)

Недостатки

(по сравнению с другими)

4. Рефлексивно-оценочный этап: Преподаватель подводит итог и оценивает работу учеников на уроке.

5.Домашнее задание. Стр. 92-97. Проверка таблицы. Творческое задание: подготовить мультимедийный доклад по одной из следующих тем:

  • Многообразие скелетов у простейших.

  • Как происходит линька у членистоногих.

  • Опорные структуры растений и их применение в архитектуре и строительстве.

  • Скелеты простейших в живописи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Суслова Ирина Викторовна Учитель химии урок

    Урок
    Воспитательные задачи урока : продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием, формирование умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы, обогатить их представления об общем, особенном и
  2. Рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе Гартвих Лариса Васильевна

    Документ
    В рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ, разработан ряд учебных материалов нового поколения, которые растиражированы в
  3. Е. А. Балахнина Управление внедрением икт в учебный процесс гимназии 6 > Л. И. Захарова Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования в гимназии №8 г. Перми 7

    Документ
    Информационные технологии в образовании. Сборник тезисов II городской конференции «ИТО – Пермь 2008»: Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г.
  4. Итоги межмуниципального конкурса «Лучшая методическая разработка с использованием икт»

    Конкурс
    Ежова Жанна Евгеньевна учитель английского языка МОУ "Средняя школа № 1 " г. Балаково Саратовской области "Твое здоровье зависит от тебя?" 4.
  5. Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

    Методические рекомендации
    Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет

Другие похожие документы..