Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В Выпускной Квалификационной Работе рассмотрена структура векселей и практика их обращения, вексельное кредитование в коммерческом банке, схема приме...полностью>>
'Рабочая программа'
Данная методика введена для студентов 3 курса на основе учебного плана высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культ...полностью>>
'Программа'
Данная программа позволит закрепить устойчивый интерес ваших детей к исследовательской деятельности, расширит сферу математических знаний, поможет по...полностью>>
'Документ'
Бужиков Р.П., Бужикова Р.І. Дидактичні особливості інноваційно-комунікаційних та Інтернет-технологій Вища освіта України у контексті інтеграції до ...полностью>>

Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в северо-кавказском регионе в конце XVIII xix ВВ

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

БЕКОЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ В КОНЦЕ XVIII – XIX ВВ.

Специальность: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание

ученой степени доктора педагогических наук

Владикавказ 2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Хатаев Еристау Елканович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бабаян Анжела Владиславовна,

Филиал ФГОУ ВПО «Северо-

Кавказская академия государственной

службы» в г. Пятигорске;

доктор педагогических наук, профессор

Малашихина Ирина Анатольевна,

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»;

доктор педагогических наук, профессор

Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич,

ГОУ ВПО «Чеченский государственный

университет»;

доктор педагогических наук, профессор

Ведущая организация: Учреждение РАО «Институт инновационной

деятельности в образовании»

Защита состоится 15 апреля 2011 г. в_______часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова по адресу: 362025, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, аудитория 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им К.Л. Хетагурова

Автореферат разослан «____»_____________2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

к.п.н., доцент Н.М. Мкртычева

  1. Общая характеристика диссертации

Актуальность и постановка проблемы исследования. Социально-экономическая нестабильность сегодняшнего дня делает особенно востребованным поиск средств, с помощью которых кризис духовно-гуманистической парадигмы был бы преодолен. Для этого необходимо объективно оценить историко-педагогические процессы, происходившие в прошлом. Подобный подход должен помочь в преодолении некоторых стереотипов, нормализовать ситуацию с учётом творческого наследия классиков отечественной педагогики и российских просветителей кавказских этносов.

Деятельность российской научной интеллигенции по созданию образовательной инфраструктуры у нерусских народов, составлению алфавитов, азбук, книг для чтения, изданию газет, журналов и сборников сведений о кавказских горцах, открытию для них светских школ имеет непреходящее значение для воспроизведения целостной картины развития школы, просветительской мысли и общественно-педагогического движения в России. Исследователи российской политики конца XVIIIXIX столетий подчёркивают, что освоение Кавказа шло параллельно с зарождением и становлением научного кавказоведения, происходило тесное взаимодействие кавказской администрации с ведущими научными учреждениями империи. Изучением Кавказа занимались российские исследователи, многие из которых были членами Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества (КОИРГО) – А.П. Берже, Н.И. Воронов, М.Р. Завадский, Л.П. Загурский, Л.Г. Лопатинский, Д.С. Старосельский, П.К. Услар, А.А. Шифнер. Их научные интересы тесно переплетались с интересами и конкретными задачами государственной политики России, в том числе и в сфере образования. Результаты их изысканий адресовались не только профессионалам, но и широкому кругу российской общественности, представителям всех северокавказских этносов. В процесс исследования они вовлекали талантливых представителей местной интеллигенции, а полученные выводы и результаты становились основой для эффективного управления системой просвещения местного населения.

Модернизация традиционных горских обществ, вызванная присоединением Кавказа к Российской империи, отразилась на взглядах и характере деятельности горских просветителей, получивших образование в высших и средних учебных заведениях России и испытавших на себе положительное влияние передовой русской и мировой культур.

Описание быта народов Кавказа в российской науке конца XVIII — XIX вв. было достаточно противоречивым. Для некоторых представителей так называемого дворянско-буржуазного направления в историографии (Н.Ф. Дубровин, Ф.И. Леонтович, Л.Лилов и др.) было характерно чрезмерное подчёркивание негативных сторон набеговой практики, изображение горцев «хищниками» и грабителями. Демократически настроенные представители передовой русской культуры, науки и общественной мысли вслед за В.Г. Белинским, А.С. Грибоедовым, М.Ю. Лермонтовым, А.С. Пушкиным, начиная с первой половины XIX столетия, в романтико-поэтической форме знакомили российского читателя с образованными горцами. Эту традицию продолжили учёные П.Г. Бутков, И.А. Гюльденштедт, Г.Ю. Клапрот, М.М. Ковалевский, А.М. Шёгрен, писатели и педагоги Л.Н. Модзалевский, Я.М. Неверов, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и многие др. Руководствуясь гуманными целями, они предприняли ряд практических шагов по развитию культуры и школы народов Северного Кавказа, что способствовало сближению северокавказских горцев с Россией.

А.П. Берже, Н.И. Воронов, Л.Г. Лопатинский, В.Ф. Миллер, Д.Д. Семёнов, П.К. Услар, проживавшие в крае десятилетиями, занимались исследованиями нравов, культуры и фольклора многочисленных и разноконфессиональных кавказских этносов. Российские учёные разрабатывали для них письменность, боролись за открытие светских школ, справедливо считая, что для формирования единой цивилизации очень важна символическая система письменности, графема (кириллица). Они хорошо понимали, что единая письменная традиция – основа модернизации жизни кавказских этносов, их образования, новой цивилизации; алфавит на русской графической основе, названный «кавказским», стал «краеугольным камнем» европеизации региона.

Для современного исследователя проблем развития педагогической мысли на Кавказе большое значение имеют собственно просветительско-педагогические, историко-этнографические и лингвистические труды учёных-кавказоведов конца XVIII — начала ХХ веков. В это время появились исследования кавказоведов И.Ф. Бларамберга, С.М. Броневского, П.Г. Буткова, И.А. Гюльденштедта, Г.Ю.Клапрота, М.М. Ковалевского, Л.Г. Лопатинского, Ф.И. Леонтовича, Л.Я. Люлье, В.Ф. Миллера, П.С. Палласа, А.М. Шёгрена. В советский период их работы анализировались, исходя из принципа революционной целесообразности, в ущерб национальной и религиозно-просветительской традиции.

По инициативе российских исследователей (Н.И. Воронова, Л.Г. Лопатинского, К.П. Яновского) в течение десятилетий в крае издавались «Сборник сведений о кавказских горцах», «Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества», «Записки Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества», циркуляры Кавказского учебного округа. В периодической печати появлялись статьи чиновников кавказской администрации и учителей Е.Баранова, С.Ф. Грушевского, Е.И. Козубского, И.С. Костемеревского, М.В. Краснова, Е.Д. Максимова, Н.Ю Решетина и многих других. Большой вклад в развитие педагогической мысли России внёсли Л.Н. Модзалевский и К.П. Яновский, в своих исследованиях они обобщили многолетний педагогический опыт, полученный на Кавказе.

Попытку проанализировать научно-лингвистическую деятельность П.К. Услара и Л.Г. Лопатинского сделал в конце 20-х годов XX столетия П.Н. Черняев; позднее, в 30-е – 40-е годы, была высказана мысль, согласно которой образовательная политика России на Кавказе являлась колонизаторской (А.Я. Габеев «Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740 – 1917 гг.)», 1942 г., П.И. Симонов «Горские школы», 1937 г.). В более поздних исследованиях наблюдалась тенденция к переосмыслению понятий «русификация» и «колонизация», характеристика итогов российской образовательной политики на Кавказе была признана положительной (М.М. Блиев, Г.Ш. Каймаразов, Т.Х. Кумыков, В.В. Смиренин, Н.А. Смирнов, М.С. Тотоев, А.В. Фадеев).

В 60-е – 70-е годы XX столетия присоединение Кавказа к России в большинстве работ переосмысливалось и расценивалось как явление прогрессивное, изучались российско-кавказские культурные связи, развитие российского кавказоведения (Л.М. Васильева, П. Копачев, А.И. Свистунова, Г.И. Цибиров); появились обобщающие исторические работы, в которых рассматривались проблемы просвещения горцев: «История Кабарды с древнейших времен до наших дней», «История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции», «История Дагестана», «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в.», «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.», «История народов Северного Кавказа (конец XVIII — 1917 г.)». В работе мы также использовали фундаментальные труды учёных, работающих в области истории отечественной педагогики А.В.Бабаян, Б.М.Бим-Бада, Р.С. Бозиева, О.Г. Грохольской, Г.Б. Корнетова, А.А. Магометова, А.Ф. Меняева, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, А.В. Райцева, Н.Б.Ромаевой, Е.Г. Силяевой, Б.К. Тебиева, З.Б. Цаллаговой, Е.Н. Шиянова, Д.И. Фельдштейна, Е.Е. Хатаева.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность российской интеллигенции рассматривались в советский период А.С. Гаджиевым, Н.В. Зикеевым, И.П. Лейберовым, В.Д. Магометовой, Х.С. Черджиевым и др. Лингвистические изыскания российских учёных были проанализированы филологами-языковедами Д.Г. Бекоевым, А.А. Магометовым, М.В. Беляевым, А.А. Бокаревым, З.М. Габуниа, Т.А. Гуриевым, А.С. Чикобава, исследователями Н.П. Гриценко, Р.А. Губахановой, Г.Ш. Каймаразовым изучались их исторические воззрения. Однако обращение к данной проблеме носило фрагментарный характер и деятельность российской научной интеллигенции по созданию светских школ не была представлена как целостный историко-педагогический процесс.

В начале 90-х годов XX столетия в историографии изменились подходы ко многим проблемам, в частности, были подвергнуты критике чрезмерно политизированные характеристики наследия прошлого. В конце XX века продолжалось исследование вопросов становления и развития просвещения на Кавказе, определялся вклад российских и горских учёных и педагогов в развитие системы образования (Л.С. Гатагова, В.К. Кочисов, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, С.Р. Чеджемов; в начале ХХI в. были изданы монографии С.А. Айларовой, Э.М-Г. Зульпукаровой, В.И. Стрелова и др.). В данных работах основное внимание уделялось воззрениям северокавказских просветителей на проблемы просвещения горцев, вклад российских учёных в данный процесс практически не рассматривался. В последние годы эти вопросы стали предметом специального исследования З.А. Газзаевой, Р.Ф. Дзерановой, Л.Т. Калаевой, Л.Б. Кусовой, И.Е. Хатаева, они изучали отдельные аспекты просветительской деятельности некоторых российских учёных-кавказоведов.

В целом анализ литературы по данной проблеме показал, что до сих пор не издано ни одной работы, посвященной комплексному исследованию просветительско-педагогических воззрений российских учёных, их взглядов на горский фольклор и его воспитательное значение, не раскрыто значение их творческого содружества с северокавказскими просветителями по созданию письменности, открытию школ для детей горцев.

Актуальность настоящего исследования обусловлена его значимостью и недостаточной изученностью, необходимостью системного историко-педагогического анализа проблемы, отсутствием монографических исследований об особенностях влияния российских учёных на просветительство и педагогическую работу кавказоведов в крае. Совместная деятельность представителей российской науки, связавших свою судьбу с Кавказом, и северокавказских просветителей до сих пор не становилась предметом специального изучения, хотя русские учёные сыграли главную роль в деле просвещения горских народов. Отсутствует также систематизация их педагогических воззрений, не выявлены особенности взглядов представителей научной интеллигенции на воспитание, образование и обучение разных народов Северо-Кавказского региона, находящихся на различных этапах социально-экономического развития.

С учётом вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы ведущие идеи, условия формирования и роль научной и педагогической деятельности российской интеллигенции в просвещении горцев на Северном Кавказе? Эта идея послужила основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе в конце XVIII – XIX вв.».

Цель исследования — теоретически обосновать основные принципы государственной политики России на Кавказе после добровольного вхождения в состав Российской империи народов, его населяющих; выявить роль российской интеллигенции в становлении и развитии системы просвещения в регионе; проанализировать особенности просветительской деятельности и научно-педагогических воззрений передовых представителей русской науки (её гуманистическую и демократическую направленность); в противовес сложившемуся в отечественной историографии (в 50-е – 80-е годы XX в.) превратному толкованию политики России как колонизаторской и русификаторской, ущемляющей права горцев в области культуры и образования, встречающейся и в современных исследованиях, показать её цивилизаторский характер (вторая половина XIX в.). Обосновать значимость и перспективность впервые предложенной российскими педагогами системы организации обучения в Северо-Кавказском регионе, в том числе билингвального, развивающего, вариативного, выявить особенности воззрений представителей научной интеллигенции на многокомпонентный процесс обучения и воспитания в национальных школах региона в конце XVIII – XIX вв.

Объект исследования — история педагогики и образования России, школа и просветительско-педагогический процесс в Северо-Кавказском регионе в конце XVIII – XIX вв.

Предмет исследования — научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения российской научной интеллигенции в регионе (Н.И. Воронова, Л.Г. Лопатинского, Л.Н. Модзалевского, П.К. Услара, К.П. Яновского и др.).

Задачи исследования вытекают из объекта, предмета и цели диссертационной работы и заключаются в следующем:

- выявить и проанализировать вклад представителей российской науки и культуры в развитие просветительско-педагогической мысли и становление системы обучения народов Северо-Кавказского региона после его вхождения в состав России;

- определить и реконструировать этапы жизненного и творческого пути российских учёных-кавказоведов и педагогов, способствовавших становлению новой модели образования, предлагающей не простое параллельное сосуществование различных культур, а их взаимодействие и взаимовлияние в общем цивилизационном процессе, рассмотреть деятельность российских учёных-кавказоведов и педагогов как составную часть общероссийского общественно-педагогического движения. Подобный подход к организации образовательной деятельности в крае способствовал тому, что Кавказский учебный округ во второй половине XIX века был признан одним из ведущих центров педагогической мысли России;

- выявить содержание и специфику просветительско-педагогических воззрений российской интеллигенции, представители которой в своей деятельности, опираясь на интегративную сущность многокомпонентного процесса воспитания и обучения, учитывали особенности кавказских педагогических традиций;

- привлекая новые материалы, расширить круг персоналий и показать, что российские учёные-кавказоведы и педагоги, изучив проблемы региона, разработали научно-педагогические основы образования и просвещения горских народов в условиях модернизации северокавказского социума, впервые ввели этноориентированные формы учебной работы;

- раскрыть разносторонний характер деятельности учёных России, её просветительский, научно-педагогический и практический аспекты;

- показать отношение российской интеллигенции к устному народному творчеству народов Северо-Кавказского региона как средству образования;

- обосновать роль российских учёных в генезисе и развитии горского просветительства, становлении взглядов горской интеллигенции на проблемы культуры и образования соотечественников; показать плодотворное сотрудничество российских учёных и педагогов с горскими просветителями в процессе создания письменности, издания газет и сборников научных трудов;

- раскрыть особенности и в сравнительно-историческом плане показать значение проектов российской научной интеллигенции по распространению грамотности среди горцев, созданию школ для народов Северного Кавказа, определению содержания образования, принципов и методов параллельного (билингвального) обучения родному и русскому языкам с учётом полиэтнической образовательной среды и национальных особенностей горцев.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и образования, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли народов России. В процессе исследования научно-просветительской и педагогической деятельности представителей российской научно-педагогической интеллигенции мы придерживались принципа историзма, требующего рассмотрения каждого положения в исторической связи с другими событиями и явлениями конкретной исторической эпохи.

В ходе исследования применялся комплекс общенаучных (исторический и абстрактно-логический, научной объективности, системных подхода и анализа), специально-научных (общепедагогические и общеисторические, историко-сравнительный и историко-системный), конкретно-проблемных и историко-биографических методов. Историко-сравнительный и историко-системный методы позволили изучить и сопоставить отдельные факты, произвести научный анализ и систематизацию региональных документов, архивных материалов, первоисточников, периодической печати Северного Кавказа, по-новому обозначить проблемы комплексного исследования влияния российской интеллигенции на развитие системы образования в регионе.

На основе историко-биографического метода проводился историко-генетический анализ творческих биографий, трудов известных и малоизвестных учёных, педагогов, публицистов и просветителей конца XVIII – XIX столетий, современных авторов по истории отечественного образования, кавказоведения и педагогической мысли Кавказа и России.

Конкретно-проблемный метод был необходим для проведения теоретического, сравнительно-сопоставительного, историко-генетического анализов, обобщения и интерпретации историко-этнографических, историко-педагогических, литературных и фольклорных источников. Абстрактно-логический метод помог выявить, обобщить и конкретизировать основные положения и выводы по теме исследования.

В социокультурном контексте рассмотрена проблема народного просвещения и адаптации северокавказских этносов к изменяющимся политическим, экономическим, социальным и культурным условиям жизни в крае. На основе принципа научной объективности был освещен характер взаимовлияния модернизационных процессов и традиционных стереотипов, проанализированы организационные условия, идейные основы, научное содержание и практическая значимость исследовательской и просветительской деятельности российских учёных в Северо-Кавказском регионе. Изучение различных источников по проблеме исследования позволило реконструировать основные факты, этапы жизни и деятельности российских учёных, раскрыть идейные основы и содержание их научных воззрений, определить способы их применения.

Источниковую базу исследования составили документы по истории образования, неопубликованные рукописи публицистического и научного характера, материалы творческих биографий представителей российской интеллигенции, периодические издания, на страницах которых публиковались статьи, освещающие широкий спектр вопросов по образованию и культуре. Архивные материалы, обнаруженные в Центральном Государственном историческом архиве Республики Грузия (фонды 416 – Кавказская археографическая комиссия, 422 – Канцелярия попечителя Кавказского учебного округа, 423 – Канцелярия главного инспектора учебных заведений на Кавказе и за Кавказом, 1087 – Штаб Кавказского военного округа), помогли дать объективную характеристику образовательной политике России в крае, просветительским взглядам П.К. Услара, выявить новые факты его творческой биографии. Это, например, небольшая по объёму рукопись статьи «Записка о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев». В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия – Алания (фонды 11 – Терское областное управление, 12 – Канцелярия начальника Терской области, 13 – Владикавказское реальное училище, 147 – Владикавказское окружное отделение Епархиального училищного совета) также находятся документы, освещающие процесс развития системы просвещения на Кавказе.

В Научном архиве Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО – А (фонды 4 – Этнография, 19 – Литература и др.) имеется копия частично изданной работы П.К. Услара «Заметки о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев». В Российском государственном Военно-историческом архиве (Военно-учёный архив (ВУА), Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики, Государственном архиве Ставропольского края (фонд 73 – Ставропольская первая мужская гимназия.), Государственном архиве Краснодарского края интерес для нас представляют материалы, которые свидетельствуют о своеобразии просветительской политики Российской империи в регионе, отражают особенности воззрений российской интеллигенции (Н.И. Воронова, Л.Г. Лопатинского и др.) на образование и социокультурные проблемы общества. Использование в работе данных архивных материалов позволило проанализировать вклад представителей российской науки и культуры в становление и развитие образования в Северо-Кавказском регионе, выявить основные этапы научно-просветительской работы российских кавказоведов, осветить некоторые аспекты их деятельности.

Большое значение для нашего исследования имеют научные труды (диссертации, монографии), материалы сборников, научно-практических конференций, Интернет-ресурсов. Был произведён анализ законодательных и нормативных документов России, касающихся проблем просвещения; отчетов наместника Кавказского и главнокомандующего Кавказской армией; актов, собранных Кавказской Археографической комиссией; рапортов представителей кавказской администрации; отчетов, протоколов и материалов заседаний Распорядительного комитета Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества; обзоров деятельности Кавказского учебного округа, циркулярных предложений и отчётов попечителя Кавказского учебного округа.

В диссертационном исследовании тщательно изучались научные работы авторов советского и постсоветского периодов, позволившие выявить и проследить этапы становления просветительско-педагогических взглядов деятелей русской науки. Ведущие тенденции развития просветительства в Северо-Кавказском регионе помогли определить труды русских и горских учёных, публицистов, работы дореволюционных авторов и исследователей конца XVIII – XIX столетий, фольклорные публикации, историко-этнографические статьи, без анализа которых невозможно представить развитие просветительско-педагогической мысли российской интеллигенции в регионе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений в нб согу за 01. 01. 05. 05 2011 г

    Бюллетень
    Акивис,Макс Айзикович.Тензорное исчисление : учеб.пособие / Акивис,Макс Айзикович ; В.В.Гольдберг. - Изд.3-е,перераб. - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 304с. - Библиогр.
  2. Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности международная научная конференция

    Документ
    Проведена в Саратов, 14-19 сентября 2004 г. совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев, Международным союзом немецкой культуры.
  3. Научно-просветительская деятельность российских учёных – членов Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества

    Документ
    The article tells us about the instructive work of members of Caucasian Department Emperor Russian Geographic Society, formed in 1850. Famous Caucasian scientists worked in the department; scientific activity of A.
  4. История Северного Кавказа в печатных изданиях. Библиографический справочник

    Справочник
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  5. Б. Х. Гошокова к проблеме профессионального самоопределения студентов-психологов

    Документ
    L.I.TRIUS CULTURAL AND EVERYDAY LIFE INTERACTION BETWEEN CAUCASIONS, COSSACKS AND RUSSIAN MIGRANTS IN THE NORTHERN CAUCASUS (THE END OF XVIII-XIX CENTURIES)

Другие похожие документы..