Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Дисциплина «Предпринимательское право РК» является дисциплиной по выбору, которая логически дополняет ряд других дисциплин. Углубленное освоение данн...полностью>>
'Рабочая программа'
Определение и способы задания функции. График. Четная, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная функция. Сложная функция. Понятие обратной фу...полностью>>
'Закон'
Естественный язык (ЕЯ) представляет знаковую систему, отражающую жизненный опыт человека и его взаимодействия с окружением в форме, приспособленной дл...полностью>>
'Документ'
Писарев С.А., д-р техн. наук, канд. экон. наук, проф., зав. каф. “Стрелковое оружие”, руководитель института стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова, ...полностью>>

Готовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации (далее Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1997 г

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минтранса России

от 17.июля 2008 г. 108

Федеральные авиационные правила

«Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации

Российской Федерации»

I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее - Воздушный кодекс), Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации)*, Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. № 136/42/51**, стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения:

физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию, обеспечение и выполнение полетов гражданских воздушных судов;

экипажами воздушных судов и соответствующими подразделениями государственной и экспериментальной авиации в случае выполнения ими коммерческих воздушных перевозок;

экипажами воздушных судов независимо от их национальной и ведомственной принадлежности при полетах по воздушным трассам, местным воздушным линиям, установленным для гражданских воздушных судов маршрутам, включая маршруты зональной навигации, а также в районах гражданских аэродромов и районах выполнения авиационных работ;

экипажами гражданских воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если законы страны по использованию его воздушного пространства и пребывания в ней не требуют иного.

1.3. При осуществлении полетов, связанных со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, специальных полетов особой государственной важности руководителям авиационных предприятий разрешается допускать отступления от требований, изложенных в настоящих Правилах.

1.4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

абсолютная высота принятия решения (DA) или относительная высота принятия решения (DH)установленная абсолютная или относительная высота при точном заходе на посадку или заходе на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку. Абсолютная высота принятия решения (DА) отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения (DН) - от превышения порога ВПП. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму «абсолютная/относительная высота принятия решения» и сокращение «DA/H»;

авиационная безопасность – состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации;

авиация общего назначения - гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ;

авиационное предприятие юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ;

авиационные работы работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи.

авиационный персонал лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство), осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию (управлению) воздушного движения;

аэродром участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

аэродром временный – неклассифицированный аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенные периоды, не имеющий стационарных аэродромных сооружений и оборудования, но подлежащий учету в установленном порядке;

аэродром горный аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря;

аэродром запасной – аэродром, предназначенный для посадки воздушного судна в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета;

аэродромная зона воздушное пространство установленных размеров, предусмотренное для целей навигации и полетных заданий;

аэродром назначения аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена планом полета или заданием на полет. Аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки;

аэродром совместного базирования аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации;

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации;

аэродром совместного использования аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме;

аэродромный узел (аэроузел) административно-функциональное объединение близко расположенных аэродромов, организация и выполнение полетов с которых требует согласования и координирования;

аэронавигационная информация – сведения (аэронавигационные данные) об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства, средствах светотехнического и радиотехнического обеспечения, необходимые для организации и выполнения полетов;

аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов – обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее организацию и обслуживание (управление) воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание, предоставляемое на всех этапах полета воздушного судна и осуществляемое на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

аэронавигационный запас топлива – топливо, сверх расчетного количества топлива, необходимого для выполнения полета от взлета до посадки согласно плану, являющееся частью достаточного запаса топлива для полета;

Рассчитывается на случай отклонения от плана полета, в том числе возможного ухода на запасной аэродром и не может быть меньше значения, предусмотренного РЛЭ или эквивалентного ему документа;

аэропорт – комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенных для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющих для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников;

аэростат – летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

барометрическая высота – показания барометрического высотомера с учетом инструментальных и аэродинамических погрешностей;

безопасная высота полета минимально допустимая высота полета воздушного судна, гарантирующая от столкновения с земной (водной) поверхностью или с препятствиями на ней:

безопасность полетов – состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;

боковая полоса безопасности – там, где это предусмотрено, специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к боковой границе взлетно-посадочной полосы (далее – ВПП), предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях за ее пределы воздушных судов при взлете, посадке и рулении;

болтанка – беспорядочные перемещения воздушного судна при полете в турбулентной атмосфере (умеренная болтанка – при приросте перегрузки до + 1,0g, сильная + 1,0g и более; в посадочной конфигурации умеренная + 0,3 – 0,4g; сильная – более + 0,4g);

бортовая система предупреждения столкновений (БСПС) - авиационная система, функционирующая независимо от наземного оборудования и использующая сигналы радиоответчика вторичного обзорного радиолокатора, предназначенная для предупреждения пилота о возможных столкновениях со встречными летательными аппаратами, имеющими работающий радиоответчик вторичного обзорного радиолокатора;

бортовое пилотажно-навигационное оборудование совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также систем отображения информации на борту воздушного судна, предназначенных для обеспечения решения задач пилотирования воздушного судна и воздушной навигации;

бортовой самописец любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения профилактических мероприятий и расследования авиационного происшествия/инцидента;

векторение обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указания определенных курсов на основе использования системы наблюдения ОВД;

вертодром участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов;

вертолет – воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

взлет этап полета с момента начала ускоренного движения воздушного судна с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленных высоты и скорости полета применительно к конкретному воздушному судну;

взлет аэростата движение аэростата в воздухе, при котором происходит увеличение высоты его полета;

взлетная дистанция вертолета – расстояние по горизонтали, проходимое вертолетом от точки старта, высоты зависания при вертикальном взлете или точки начала разбега, до точки, в которой несущий винт вертолета перешел на режим косой обдувки и вертолет выполнил набор не менее высоты 10,7 м (35 футов) над рельефом местности по курсу взлета;

взлетная дистанция самолета – расстояние по горизонтали, проходимое самолетом от точки старта до точки, над которой самолет набирает высоту не менее 10,7 м (35 футов) и скорость не менее безопасной скорости взлета;

взлетно-посадочная полоса (ВПП) – часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов;

видимость (дальность видимости) – максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты;

видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП (RVR) – максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры;

видимость метеорологическая (дальность метеорологической видимости) – горизонтальная видимость, определяемая метеорологической службой с помощью технических средств или визуально по ориентирам видимости;

визуальные метеорологические условия – метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, высоты нижней границы облаков и расстояния до облаков, при которых полет выполняется по правилам визуальных полетов;

визуальный заход на посадку – заход на посадку, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;

воздушная трасса (ВТ) – установленная для полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации, и диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;

воздушное движение – движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;

воздушное судно летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;

легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.

сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания;

воздушное судно нарушитель – воздушное судно (летательный аппарат) гражданина или юридического лица, допустившего нарушение использования воздушного пространства Российской Федерации;

воздушное судно, потерпевшее бедствие – воздушное судно, которое получило при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение, либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

воздушное судно, пропавшее без вести – воздушное судно, поиск которого официально прекращен, и не было установлено местонахождение судна или его обломков;

воздушное судно, терпящее бедствие – воздушное судно, оказавшееся в условиях, когда ему или находящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа;

временный режим – временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на срок до трех суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

вспомогательный районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ВРЦ ЕС ОрВД) – оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для обслуживания (управления) воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своем районе ЕС ОрВД;

вынужденная посадка – посадка на аэродроме, кроме посадки на запасном аэродроме, или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану;

высота абсолютная – высота, определяемая относительно уровня моря, выбранного за начало отсчета;

высота истинная высота, определяемая от точки на земной (водной) поверхности, расположенной непосредственно под объектом измерения, до этого объекта;

высота относительная – высота, определяемая от выбранного уровня до объекта, относительно которого производится измерение;

высота рельефа – абсолютная высота рельефа местности;

высота полета – общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;

высота нижней границы облаков (ВНГО) - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков;

высота перехода – высота, устанавливаемая для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе высоты;

высота принятия решения (ВПР) – высота, установленная для точных заходов на посадку или заходов на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки;

главный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации – оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию (далее – ГЦ ЕС ОрВД);

глиссада – сформированная техническим средством заданная или выдерживаемая пилотом траектория снижения на конечном участке захода на посадку;

государство регистрации – государство, в реестр которого занесено воздушное судно;

государство эксплуатанта – государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности - постоянное место пребывания эксплуатанта;

градиент набора/снижения – тангенс угла наклона траектории набора/снижения, выраженный в процентах;

гражданская авиация – авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики;

давление атмосферное стандартное (QNE) – установленное значение давления 1013,25 мбар (760 мм рт.ст. или 29,92 дюймов рт.ст.);

давление на аэродроме, вертодроме, в пункте:

QFE – атмосферное давление на уровне рабочего порога ВПП;

QNH – атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере, при установке которого на шкале давления барометрического высотомера барометрическая высота аэродрома, вертодрома, пункта совпадает с его абсолютной высотой;

дирижабль – аэростат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости, дальности и продолжительности полета;

диспетчерское разрешение – разрешение, выдаваемое органом ОВД экипажу воздушного судна при его запросе, действовать в соответствии с условиями, установленными органом ОВД;

диспетчерское указание – указание органа ОВД, предписывающее командиру воздушного судна выполнить конкретное действие;

документ аэронавигационной информации – документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для аэронавигации, утвержденный и изданный в установленном порядке;

зависимые параллельные заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий соседних ВПП;

задание на полет – бланк установленной формы на выполнение полета (полетов) гражданского воздушного судна, предусматривающий обязательные разделы и графы и оформляемый в установленном в гражданской авиации порядке;

запас высоты над препятствием – минимальное расстояние по вертикали от воздушного судна до горизонтальной поверхности, проходящей через наивысшую точку препятствия, учитываемого в установленных границах;

запретная зона – часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;

заход на посадку по правилам визуальных полетов – этап полета, на котором выполняется процедура захода на посадку с соблюдением правил визуальных полетов;

заход на посадку по радиолокатору (РСП) – заход на посадку (до ВПР), выполняемый под руководством диспетчера радиолокационного контроля;

зона ограничения - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства ограничено соответствующими условиями;

зона ожидания воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому;

зональная навигация – метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой заданной траектории в пределах зоны действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств или их комбинации;

зональный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации – оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своей зоне ЕС ОрВД (далее – ЗЦ ЕС ОрВД);

извещение для авиационного персонала (NОТАМ)извещение, содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, имеющее важное значение для авиационного персонала, задействованного в организации, обеспечении и выполнении полета, рассылаемое средствами электросвязи;

изолированный аэродром – аэродром назначения, который для данного типа воздушного судна не имеет запасного аэродрома, а аэродром вылета выбрать в качестве запасного невозможно;

инженерно-авиационное обеспечение полетов - комплекс организационных мероприятий по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов, их обслуживанию, соблюдению правил летной и технической эксплуатации, а также обеспечение контроля их выполнения;

использование воздушного пространства – деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства;

классификация воздушного пространства – деление воздушного пространства на классы в зависимости от правил полетов воздушных судов, эшелонирования воздушных судов, наличия двусторонней связи и ограничений по скорости полета, разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства, а также вида предоставляемого обслуживания (управления) воздушного движения;

командир воздушного судна лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа;

коммерческая гражданская авиация - гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ;

конечный этап захода на посадку – та часть схемы захода на посадку по приборам, которая начинается в установленной контрольной точке (или точке) конечного этапа захода на посадку, или при отсутствии такой точки:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. М. Бринчук экологическое право учебник

    Учебник
    Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стан­дартом по экологическому праву для высших учебных заведений по специальнос­ти «Юриспруденция», и программой курса экологического права для юридичес­ких вузов, одобренной
  2. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов Издание четвертое, исправленное и дополненное

    Учебник
    Учебник базируется на программах ряда ведущих юридических вузов, которые со­ответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В нем учтены Конституция России, федеральные конституционные законы о судах и другие норматив­ные акты.
  3. №2: Муниципальное право как наука и учебная

    Литература
    Муниципально-правовые отношения и их субъекты 1 1.3 Методы муниципально-правового регулирования 1 1.
  4. А. Т. Смирнов Б. И. Мишин В. А. Васенев основы безопасности жизнедеятельности учебник (1)

    Учебник
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений
  5. В. И. Фомичев Международная торговля 2-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    В учебнике рассматривается одна из важнейших форм меж­дународных экономических отношений — международная тор­говля товарами и услугами в различных ее аспектах: теория, географическая и товарная структура, внешнеторговая и меж­дународная

Другие похожие документы..