Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В связи с возникающими вопросами о порядке уплаты налога на прибыль организаций Федеральная налоговая служба обращает внимание налогоплательщиков на ...полностью>>
'Литература'
Образ дедушки Крылова возникает в детском воображении, как близкий и родной, чем-то напоминающий рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляетс...полностью>>
'Семинар'
«Особо одаренные дети должны пользоваться приспособленными к их нуждам условиями образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возм...полностью>>
'Документ'
Каждая эпоха обогащает язык новыми словами. В периоды наибольшей актив­ности общественно-политической и культурной жизни нации приток новых слов особ...полностью>>

Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «отечественная культура» для студентов заочной формы обучения всех специальностей Москва 2005

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

Москва - 2005

УДК 008 (47) (073)

6Н1

Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «Отечественная культура» / Сост.: Н.Ю. Паудяль, Л.В. Филиндаш

Составители:

Н.Ю. Паудяль

Л.В. Филиндаш

Ответственный редактор

заведующий кафедрой культурологии и менеджмента в культуре

доктор философских наук, профессор

Диденко В.Д.

Обсуждена

на заседании кафедры культурологии и менеджмента в культуре

6.06.05 г. протокол № 10

Обсуждена и одобрена

на заседании методического совета Института управления

и предпринимательства в социальной сфере

22. 06. 05. протокол № 7

Обсуждена и одобрена

на Совете по гуманитарному образованию

20.06. 05. протокол № 11

@Государственный университет управления, 2005

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дисциплина «Отечественная культура» читается всем студентам заочной формы обучения.

Дисциплина «Отечественная культура» призвана дать целостное представление о сложном и противоречивом процессе развития отечественной культуры. В ходе изучения дисциплины студенты должны познакомиться с культурно-историческими ценностями, закономерностями функционирования, самобытностью культуры России, ее местом в системе мировой культуры и цивилизации.

Изучение дисциплины «Отечественная культура» предоставляет студенту универсальную возможность понять место и значение других дисциплин в общем историко-культурном развитии России. С другой стороны, изучение данной дисциплины самым непосредственным образом опирается на знания и аналитические навыки, прививаемые другими учебными дисциплинами.

В результате студенты должны уметь оценивать достижения культуры, приобрести опыт освоения культуры, быть способны к диалогу как к способу отношения к культуре и обществу. Изучение данной дисциплины должно способствовать углублению гуманистической подготовки студентов университета, систематизации специальных историко-культурных знаний по предмету «Отечественная культура» и воспитанию национального самосознания.

Культура России отражает тенденции политического, экономического и социального развития государства, в связи с чем ее изучение приобретает особую актуальность для студентов всех специальностей.

Проблемы периодизации и определения границ понятия «отечественная культура» не имеют сегодня общепринятых трактовок, поэтому предлагаемый вариант - один из возможных.

Особенности русской культуры, драматизм ее развития во многом обусловлены характером исторического бытия русского народа, поэтому отечественная культура должна рассматриваться в единстве с историческими процессами.

Ввиду значительного объема изучаемого материала, сложности проблем отечественной культуры, небольшого количества отводимых на дисциплину учебных часов и необходимости в результате изучения получить целостное знание, предполагается серьезная самостоятельная работа. Обширный список литературы поможет Вам успешно освоить дисциплину, узнать много интересного об отечественной культуре в процессе дальнейшего самообразования. Данная программа должна помочь студентам заочного отделения сориентироваться в понимании как теоретических проблем, так и в изучении многообразного конкретного материала. Учебным планом предусмотрено написание реферата, который выносится в качестве первого вопроса на зачет. Второй вопрос будет предложен преподавателем из тем «Программы», согласно разделу 5. Зачет является рубежной формой контроля в изучении данной дисциплины.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО СРОКАМ ОБУЧЕНИЯ, ТЕМАМ

И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Наименование раздела, темы

Объем работы студентов (час.)

Всего

часов

Срок обучения

3,5 года

4 года

6 лет

Аудиторные

Са-

мост.

Аудиторные

Са-мост.

Аудиторные

Са-мост.

Лекц

Конс

Лекц

Конс

Лекц

Конс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. Особенности отечественной культуры и языческая Русь.

Тема 1.Отечественная культура – особый тип культуры

1

1

1/1

1

Тема 2. Языческая куль-тура древних славян (II/1 тыс.л. до н.э.–X в.н.э)

1

1

1/1

1

Раздел 2. Культура Древней Руси.

Тема 3. Христианизация восточных славян и ее значение для культуры

2

2

2/2

2

Тема 4. Культура Киев-ской Руси (X- XI вв.)

2

2

2/2

2

Тема 5. Отечественная культура периода разд-робленности(XII–XIIIвв.)

2

2

2/2

2

Тема 6. Отечественная культура периода тата-ро-монгольского наше-ствия (1238 г. – 1480г.)

2

2

2/2

2

Тема 7. Отечественная культура эпохи Москов-ского царства (XV–XVII в)

4

2

2/2

2

Раздел 3. Культура России Нового времени.

Тема 8 Русская культура эпохи Просвещения (XVIII в.)

4

3

4/2

4

Тема 9. Культура России «Золотого века» (XIX в.)

4

3

4/2

4

Тема 10. Отечественная культура серебряного века (к.XIX – н.XX вв.)

4

2

2/2

2

Раздел 4. Отечественная культура ХХ века.

Тема 11. Культура России советского периода (1917 -1991 гг.)

2

2

2/2

2

Тема 12. Отечественная культура постсоветского периода(1991– наст. вр.)

2

2

2/2

2

Всего часов на освоение учебного материала

30

2

4

24

2/6

2

26/

22

2

2

26

Формы контроля: промежуточный — контрольное задание

итоговый — зачет

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА:
  1. Захарова Е.Н. Особенности российской цивилизации: между Западом и Востоком. – М., 2002.

  2. Жуковский С.Т. Россия в истории мировой цивилизации IX - XX вв. – М., 2000.

  3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М.,1997.

  4. Культурология: история и теория культуры: Учебное пособие (под ред. Т. Кузнецовой). – М., 1996. (Раздел IV. История русской культуры).

  5. Лифшиц Мих. Очерки русской культуры. Из неизданного. – М., 1995.

  6. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. - М.,1997.

  7. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX - XX вв. (учебное пособие). – М., 1996.

4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Отечественная культура – особый тип культуры.

Понятие культуры и национальной культуры. Культура как хранилище национального духа. Состояние культуры – показатель нравственного здоровья нации. Общеславянские корни русской культуры.

Русский язык и его роль в формировании русской культуры.

Многообразие историко-культурных источников для изучения русской культуры – археологические, письменные, музыкальные, материальные, палеолингвистические, памятники художественной культуры, язык и др. Множественность подходов к периодизации русской культуры: ориентация на а) периоды развития государственности; б) фазы социально - экономического развития; в) периоды гражданской истории; г) смену литературно- художественных стилей.

Отечественная культура: общественный аспект. Два типа европейской культуры: Восток и Запад. Общие корни и генезис европейской культуры: христианство, греко-римское наследие, индоевропейские корни.

Идея «православие – самодержавие – народность» и ее культурное наполнение. Нравственное и эстетическое значение православия. Монашество (аскеза, старчество, юродство) и монастыри как культурные центры. Государство и церковь: альянсы и конфликты, противоборство и взаимовлияние. Своеобразие православия и русского самодержавия по сравнению с католицизмом и западноевропейским абсолютизмом. Истоки русского самодержавия: византийские, монголо-татарские, варяжско-норманнские, национально-русские. Сакрализация государства и личности монарха; становление авторитаризма как гаранта общественного порядка: Иван Грозный, Петр I, Николай I. Роль авторитарно-государственного, самодержавного начала в советской культуре, «культ личности». Апелляция к народу и народности как стабилизирующему фактору снятия противоречий между авторитаризмом и стихийной религиозной демократией - «соборностью». Противоречия народного менталитета: покорность – бунт, милосердие – жестокость и др.

Роль природных (ландшафтных, климатических, хозяйственных), геополитических и этнических условий при анализе отечественной культуры. Безграничность российского пространства как ландшафтный фактор, предопределивший деспотический характер государства (освящен церковью) и экстенсивный путь развития России. Мессианство и миссианство в русской культуре.

Евразийский характер русской культуры. Столкновение двух цивилизационных векторов (Запада и Востока) и бинарный тип культуры: непредсказуемость русской истории, катастрофичность ее саморазвития, высокая степень выживаемости и самосохранения в кризисных ситуациях.

Органичность и противоречивость русско-европейских контактов. Проблема реформаторства для русской культуры. Паневропейская унификация русской культуры в императорский период и реакция на этот процесс. Особенность диахромии Россия–Запад в советское время. «Железный занавес» как культурологическая проблема. Будущее российской культуры в мировом аспекте.

Русское культурно-историческое время. Специфика русского культурно - исторического опыта. Дискретный характер истории русской культуры. Смена культурно-исторических парадигм в рамках единой цивилизации как способ преодоления противоречий социокультурного и цивилизационного развития России. Менталитет русской культуры. Понятие о национально - культурном менталитете.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа, контрольные задания и тематика курсовых проектов по учебной дисциплине «мировая экономика» для студентов заочной формы обучения всех специальностей

    Программа
    Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана в полном соответствии с утвержденным и введенным в 2 г. Министерством образования Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  2. Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине концепции современного естествознания для студентов заочной формы обучения всех специальностей, кроме

    Программа
    Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Концепции современного естествознания»/Сост.: С.Х.Карпенков: ГУУ. – М., 2004. – 53 с.
  3. Программа и контрольные задания по учебной дисциплине

    Программа
    Этика является одной из фундаментальных гуманитарных наук. Среди «вечных вопросов», волнующих мысль и душу человека, центральное место занимают проблемы морали и нравственного поведения, счастья и смысла жизни, смерти и бессмертия,
  4. Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «исследование систем управления» для студентов заочной формы обучения всех спец., кроме

    Программа
    Цель курса – развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов в области менеджмента. Дисциплина предполагает воспитание и развитие творческих подходов к работе, стремления к поиску новых форм организации управления,
  5. Методические указания по изучению курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех специальностей Вологда

    Методические указания
    Культурология: Методические указания по изучению курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех специальностей. – Вологда: ВоГТУ, 2007.

Другие похожие документы..