Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С 24 декабря 2010 года вступили в силу «Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разд...полностью>>
'Документ'
Детям, как и божьим цветам нужны и нежно греющее солнце, то есть любовь, нежность, ласка родителей, но вместе с тем – влага – наставления и вразумлени...полностью>>
'Документ'
Книга, которую вы держите в руках, замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня и, без преувеличения, оч...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципального образования Новокубанский район административных регл...полностью>>

Программа по учебному предмету "Литература" для 5-х классов

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Администрация г. Котовска Тамбовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 1»

г. Котовска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована методическим советом

муниципального общеобразовательного учреждения

«муниципальная основная общеобразовательная школа № 1»

Протокол № 1 от 27.08.2009г.

“Утверждаю»

Директор______________ Попова С.Л.

Приказ №135 от 31.09.2010г.

Управляющий Советом МОУ «ООШ № 1»

Протокол № 2 от 28.08.2009 г.

Рабочая программа

по учебному предмету "Литература"

для 5-х классов

(базовый уровень)

На 2009-2013 годы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
по программе Г.С. Меркина, С.А. Занина, В.А.Чалмаева
Программа 5-11 класс
5 КЛАСС

Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Количество учебных часов
В год – 102 ч., из них на
развитие речи – 4ч.;
внеклассное чтение: 8 ч.
В неделю – 3 ч.

Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе.
Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
Программа позволяет учитывает различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 в., знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.
Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе .
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся,
помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;
• (культуроведческий подход);
• "Возможные виды внеурочной деятельности"(деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).
Реализация программы предполагает достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
• воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
• выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение и сопоставление;
• умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезиса, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
• обогащение словарного запаса;
• владение монологической и диалогической речью.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. (1 час)
Мифология (4 часа)
УНТ (4 часа)
Древнерусская литература (1 час)
Эзоп. Лафонтен. (2 ч.)
Литература XVIIIв.(2 ч.)
Литература XIX в. (27 часов)
И. А. Крылов (3 часа).
А. С. Пушкин (5 часов).
М.Ю. Лермонтов (4 часа).
Н.В. Гоголь (4 часа).
И С. Тургенев (6 часов).
Н.А. Некрасов (3 часа).
А.П. Чехов (2 часа).
Литература XX в. (11 часов)
С.А. Есенин (3 часа).
П.П. Бажов. (1 час)
А. П. Платонов (2 часа).
Н.Н. Носов (1 час)
Е.И. Носов (2 часа.
В.Ф. Боков (1 час)
Н.М. Рубцов (1 час)
Зарубежная литература (16 ч.).
М. Твен (3 часа)
Д. Дефо (3 часа)
Дж. Лондон (2 часа).
X. К. Андерсен (4 часа).
Ж. Ронни (2 часа)
А Линдгрен (2 часа).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол.

часов

Теория литературы и историко-литературные сведения

Развитие речи

Межпредметные связи

1

Введение

1

Писатель. Читатель. Художественная и учебная книга.

Устные монологические высказывания.

Особенности работы с учебной хрестоматией.

2

Вн/чтение. Книга, о которой хочется рассказать.

2

Тема. Идея. Сюжет. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащихся

Краткий пересказ

Книга в иллюстрациях художников.

3

Миф и мифология. Античный миф. Мифологические рассказы о происхождении мира и богов. «рождение Зевса», «Олимп»

1

Миф. Мифологический сюжет, мифологический персонаж.

Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа.

Образ Зевсе в античной скульптуре (Фидий, Зевс Олимпийский)

4

Р/р. Устное словесное рисование персонажей мифологического рассказа.

1

Миф, мифологический сюжет, мифологический персонаж.

Словесное рисование

Мифологические персонажи в античном искусстве.

5

Гомер «Одиссей на острове циклопов»

1

Мифологический персонаж, мифологический сюжет, сюжет мифа.

Словесное рисование

«Ослепление Полифема» (рисунок на вазе)

6

Р/р. Подробный пересказ самого занимательного эпизода (по произведению Гомера «Одиссея» . «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

1

Сюжет мифа, мифологический герой.

Подробный пересказ

К.Батюшков. «Судьба Одиссея»

7

Вн/чтение. Мифологические рассказы о богах и героях. «Посейдон и божества моря», «Артемида», «Афина-Паллада», «Пан», «Немейский лев» (первый подвиг Геракла), «Персей спасает Андромеду»

1

Мифологический рассказ, мифологический герой

Различные виды пересказа

Образ Посейдона в античной статуе (Посейдон с мыса Атемисион). Леохар. «Артемида с ланью. М.А. Врубель. «Пан»

8

Славянский миф. «Рождение мира» Представление древних славян о возникновении Вселенной, богов и земли

1

Миф. Способы бытования славянских мифов

Построение ответов на вопросы учебника

Славянский идол

9

Вн/чт. В мире славянской мифологии

2

Миф, мифологический персонаж, мифологический сюжет

Составление комментариев к словарю мифологических персонажей. Художественный пересказ легенд и преданий Вологодского края.

Слова и выражения, связанные со славянской мифологией своим происхождением. Мифологические персонажи в произведениях А.С.Пушкин «Домовому», Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

10

Устное народное творчество, его основные виды.

1

Развитие представлений о видах устного народного творчества

Работа со словарем, составление словарной статьи, конкурс «Кто больше знает пословиц?» подбор к зарубежной пословице аналогичных русских

Книжная выставка, оформление книги.

11

Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

1

Сказка, типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отражение в волшебной сказке народных представлений о добре и зле.

Построение устных высказываний.

Сказка в иллюстрациях И.Билибина.

12

Нравственная проблематика волшебной сказки «Царевна-лягушка». Сюжет. Сказочные образы.

2

Сказка, построение сказки (присказки, зачин, концовка, обращения, повторы) постоянные эпитеты, гиперболы.

Построение устных высказываний, участие в диалоге.

Мультфильмы по мотивам сказки

13

Р/р. Сказывание сказки.

1

Сказка: повторы, эпитеты, гиперболы, народное представление о героическом.

Подробный пересказ эпизода.

Сказка в исполнении мастеров художественного слова

14

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

1

Бытовая сказка; сюжет и реальная основа бытовой сказки; своеобразие лексики бытовой сказки; выражение в бытовой сказке национальных черт характера

Краткий пересказ; чтение по ролям.

15

Вн/чт. В мире русской народной сказки

2

Сказка, виды сказок, изобразительно-выразительные средства; особенности сказочных героев; сказочный запрет

Аргументация своей точки зрения, создание устного связного рассказа о любимой сказке, ответы на вопросы викторины.

Сказка в живописи, музыке, кино.

16

Р/р. Сочинение сказки

1

Сказка, построение сказки; постоянные эпитеты, повторы, гиперболы, волшебство, сказочные герои, тема, идея.

Выбор вида сказки; составление сказки; придумывание зачина, концовки, введение изобразительно-выразительных средств.

17

Понятие о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян, «Кий», Дань Хазарам») Нравственная позиция автора.

2

Понятие о древнерусской литературе, летопись. Патриотический пафос древнерусской литературы. Позиция автора, мотивы повести.

Пересказ статьи «О древнерусской литературе»

Книга. Рукописная книга. Книга печатная. Памятник Кириллу и Мефодию (Скульптор В.Я.Клыков)

18

Р\р. Подробный пересказ текстов древнерусской литературы.

1

Летопись. Патриотический пафос. Нравственная позиция.

Подробный пересказ фрагментов летописи с использованием старинных слов и выражений.

Фрагменты «Повести временных лет» в использовании мастеров художественного слова.

19

Вн/чт. В мире древнерусской литературы (Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем. А.Никитин «Хождение за три моря» и др.

1

Древнерусская литература, жанры, летопись, житие, хождение. Патриотический и поучительный пафос древнерусской литературы. Утверждение нравственных идеалов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста.

Сюжет древнерусской литературы в иллюстрациях художников.

20

Басни народов мира. Эзоп. Ж. де Лафонтен. Раскрытие характера персонажей в баснях.

1

Басня. «Эзопов язык». Сюжет. Композиция.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Работа с иллюстрациями художников к басням.

21

Р/р. Письменный ответ на вопрос: «В чем сходство и различие басен Эзопа и Лафонтена?»

1

Басня. «Эзопов язык», сюжет, композиция, моральный вывод.

Составление плана, письменный ответ на вопрос по плану

22

Русская басня. Понятие о басне.

1

Басня, басня и миф, мораль, олицетворение, аллегория.

Рассказ о баснях по плану.

Русская басня в исполнении мастеров художественного слова.

23

Басня «Ворона и Лисица» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова.

1

Краткие сведения о писателях. «Бродячие сюжеты» в баснях, способы реализации одного и того же сюжета.

Составление плана статей учебника о писателях.

24

М.В.Ломоносов. Своеобразие басен М.В.Ломоносова.»Случились вместе два астронома в пиру»

1

Краткие сведения о писателе. Своеобразие пафоса басен (комические басни и поучительные элементы), связь басни с научной деятельностью писателя.

Выразительное чтение, ответы на вопросы. Рассуждения по поводу прочитанной басни.

Роль Ломоносова в развитии науки и русского языка.

25

И.А.Крылов. тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха». Образный мир басен.

2

Краткие сведения о писателе, отношение И.А.Крылова к книге, тематика басен, басенный сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира.

Конкурс на лучшее чтение или чтение по ролям

Иллюстрации художников к басням И.А.Крылова.

26

Конкурс на лучшее инсценирование басен И.А.Крылова

2

Басня, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Инсценирование басни, отзыв на инсценировку

Театр (костюмы, декорации)

27

А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Пушкин и книги. Анализ стихотворения «Няне»

1

Биография, жизненный путь, творческий путь. Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

Составление плана статьи учебника, тезисов, воспоминаний, выразительное чтение

Портреты поэта, отца, матери, няни

28

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Литературная и народная сказка. Герои и персонажи. Отношение автора к героям

2

Литературная сказка и ее отличие от фольклорной. Гуманистическая направленность сказки.

Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы.

Сказка Пушкина в иллюстрациях художников и в кино

29

Рассказ о герое «сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Литературная сказка, литературный портрет, пейзаж, ритм.

Устный рассказ о герое «Сказки…»

Литературный и живописный портрет

30

Р/р. Конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина

1

Литературная сказка, портрет, герой, персонаж.

Инсценирование или чтение по ролям фрагментов сказок

Сказки А.С.Пушкина в музыке, кино, изобразительном искусстве.

31

А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

Ритм, рифма, эпитеты

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Народные сказки, вдохновившие поэта на создание поэмы

32

Образ природы в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимнее утро»

1

Пейзаж, художественный образ, лирический персонаж, интонация, эпитет, композиция, образ зимы и образ красавицы.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Сопоставление трактовок стихотворения в исполнении актеров А.Шварца и Е.Тиме

33

В художественном мире стихотворения А.С.Пушкина «Бесы»

1

Тема, лирический персонаж, пейзаж, повторы, роль диалога, настроение

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

34

Р/р. Письменный анализ стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

Тема, лирический персонаж, диалог, ритм, рифма, композиция.

Составление плана анализа стихотворения, создание текста сочинения

Интерпретация стихотворений в музыке, живописи, художественном чтении

35

Вн/чт. Час поэзии. «Поэзия 19 века о родной природе»

1

Пейзажная лирика, сравнения, эпитеты, риторические фигуры, образ природы, система художественных образов

Подбор к данным словосочетаниям сочетаний слов из текста стихотворений.

Подбор иллюстраций к книге стихотворений

36

Детские годы М.Ю.Лермонтова

1

Влияние событий русской истории на творчество Лермонтова, интерес поэта к проблемам народа

Чтение по ролям фрагмента из романа М.И.Сизовой «Из пламя и света»

М.Ю.Лермонтов и его семья в портретах художников

37

Стихотворение Лермонтова «Бородино». Исторический контекст стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова

2

Новое понимание человека в его связях с национальной историей.

Выразительное чтение наизусть, письменные и устные ответы на вопросы учителя.

Работа с иллюстрациями к стихотворению, материалами о Бородинской панораме Москвы.

38

Составление кадров и титров к рисованному диафильму по стихотворению Лермонтова «Бородино»

1

Историзм литературы, патриотические мотивы.

Подбор цитат для титров рисованного диафильма, рассказ о замысле кадров диафильма.

Иллюстрация

39

Вн/чт. Стихотворение Пушкина «Узник» и Лермонтова «Пленный рыцарь»

1

Лирика. Тема. Идея, композиция, система образов, лирические герои

Выразительное чтение наизусть, письменные и устные ответы на вопросы учителя

Стихотворения в иллюстрациях художников

40

Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя

1

Формирование представлений о национальной самобытности раннего творчества Гоголя, интерес к культуре народа. фантастика

Подготовка устного рассказа по плану

Гоголь в портретах художников

41

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» тема и сюжет повести

1

Повесть, тема, сюжет

Пересказ сюжета повести

Выставка «Различные издания повести Гоголя».

42

Система персонажей повести «Ночь перед Рождеством».

1

Мифологические мотивы, фольклорные мотивы, система персонажей.

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование

Иллюстрации к повести, экранизация повести.

43

Р/р. Рассказ о герое повести. Роль портрета в характеристике героя.

1

Герой, персонаж, портрет, речевая характеристика, авторское отношение к герою

Составление плана рассказа о герое

Литературный и живописный портрет

44

В мире гоголевского слова

2

Комичный эпизод, пейзаж, средства художественной выразительности, колорит народной речи

Ответы на вопросы учителя, помогающие увидеть неповторимость гоголевского слова

Иллюстрации к повести

45

Р/р.Заметка в газету. «Этот удивительный и неожиданный талант Гоголя»

1

Форма и содержание литературного произведения, язык художественного произведения, изобразительно-выразиетльные средства

Написание заметки в газету.

46

Вн/чт. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Моя любимая повесть.

1

Цикл повестей

Устное высказывание о произведении

Повести Гоголя в киноискусстве

47

И.С.Тургенев. Детские годы. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя.

1

Творческая биография писателя.

Составление вопросов к вступительной статье учебника

Усадебный дом в Спасском.(гравюра Рашевского)

48

И.С.Тургенев «Муму». Тематика и социальная проблематика

1

Автобиографическая основа

Краткий выборочный пересказ эпизодов

Рисунки учащихся.

49

Центральные и второстепенные образы в рассказе. Образ Герасима. Смысл названия повести

2

Тема произведения. Центральные образы. Смысл названия.

Сопоставление персонажей. Ответы на вопросы учебника. Рассказ по плану.

50

Р/р. Сочинение на тему «Эпизод в рассказе «Муму», который произвел на меня сильное впечатление»

1

Место эпизода в произведении. Приемы создания образа

Устный анализ эпизода.

Своеобразие лексики

51

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»

1

Стихотворение в прозе, детали в характеристике образа

Ответы на вопросы, выявляющее понимание текста.

52

Р/р. В мире тургеневского слова. Стихотворение в прозе «Русский язык»

1

Язык художественного произведения, роль литературы в формировании русского языка

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника.

53

Вн/чт. И.С.Тургенев «Бежин луг»

1

Тема, идея, образ, персонаж, пейзаж.

Характеристика образов. Роль пейзажа в произведении. Конкурс на лучший вопрос.

Иллюстрации к произведению Тургенева

54

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта

1

Жизненный и творческий путь поэта

Пересказ вступительной статьи учебника, подготовка страниц устного журнала.

55

Тема крестьянской жизни в стихотворении Некрасова «Орина, мать солдатская»

1

Тема. Основная мысль, фольклорные элементы в художественном произведении, эпиграф.

Выразительное чтение, работа со словами.

56

Р/р. В мире некрасовского слова.

1

Афоризмы, диалогическая речь, роль пауз в стихотворении

Составление словарика из слов, указывающих на сострадание к солдату и матери

57

Отношение автора к героям в стихотворении «Забытая деревня»

1

Отношение автора к героям

Ответы на вопросы учителя, выявляющие отношение автора к героям

58

Тема детства в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети»

1

Строфа. Эпитет сравнение. Повествователь и автор композиции. Общественный и гуманистический пафос.

Выразительное чтение, ответы на вопросы учителя, подбор заглавий к частям стихотворения.

59

Л.Н.Толстой. сведения о писателе. Толстой и Ясная Поляна

1

Общественная позиция писателя, нравственные искания.

Комментарий к выставке о Толстом

Писатель в изображении русских художников

60

Творческая история создания рассказа «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета.

2

Творческая история, сюжет, развитие представлений о повести.

Комментированное чтение.

Конкурс рисунков учащихся

61

Жилин и Костылин. Две жизненные позиции. Речевая характеристика персонажа

1

Образ-персонаж, речевая характеристика

Конкурс на лучший вопрос по повести

62

Р/р. Сочинение на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»

1

Человек в ситуации нравственного выбора

Обучение построению письменного высказывания.

63

Проблематика рассказа Толстого «Кавказский пленник». Отношение писателя к событиям

1

Развитие понятий: проблематика, отношение автора к событиям

Участие в дискуссии

64

А.П.Чехов. детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни Чехова

1

Личность писателя

Рассказ о детских годах писателя

65

А.П.Чехов «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций

1

Тема, жанровое своеобразие, юмористическая ситуация, ирония, деталь, антитеза, метафора, градация,

Чтение по ролям, пересказ юмористического произведения

Рисунки учащихся

66

Отзыв на инсценировку рассказа

1

Отзыв, рассказ, деталь, речевая характеристика

Инсценирование рассказа творческой группой, написание отзыва.

Язык театра

67

Вн/чт. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» жанровое своеобразие рассказа

1

Жанр, тема, юмористическая ситуация, деталь

Чтение по ролям, ответы на вопросы учителя.

68

А.А.Блок». Летний вечер». Художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом…»

1

Образная система, антитеза

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение

69

Л.Н.Андреев «Петька на даче». Нравственная проблематика рассказа

2

Тематика, нравственная проблематика, финал, художественная деталь

Краткий и выборочный пересказ, составление вопросов

70

Роль эпизода в создании образа героя.

1

Образ-персонаж, роль эпизода, художественная деталь

Устное высказывание о роли эпизода в характеристике образа

71

И.А.Бунин. детские годы писателя. Книга в жизни поэта. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…»

2

Жизненный и творческий путь писателя, тема, приемы реализации, второй план стихотворения

Ответы на вопросы учебника

72

И.А.Бунин «В деревне». Характеристика образа-персонажа

1

Эпитеты. Сравнения, метафоры

Рассказ о впечатлениях мальчика

73

Вн/чт. В художественном мире стихотворений Бунина.

1

Тема и приемы ее реализации

Выразительное чтение

74

А.И.Куприн. Детские впечатления и их отражение в произведениях писателя. «Детский сад»

2

Рассказ, характеристика персонажа, портрет героя

Отзыв об эпизоде.

Рисунки учащихся

75

Р/р. Пересказ от другого лица

1

Рассказ, сюжет, рассказчик, автор

Пересказ с изменением лица рассказчика

76

Вн/чт. Куприн. «Чудесный доктор»

1

Рассказ, сюжет, характеристика персонажа

Комментированное чтение.

77

С.А.Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове художественный мир произведений Есенина

1

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

Работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями

78

В мире художественного слова Есенина. Единство человека и природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

Художественный образ, художественный мотив, звукообраз.

Ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста стихотворений

79

А.П.Платонов. Рассказ «Никита»

1

Краткие биографические сведения о писателе, рассказ, сюжет, финал рассказа

Выразительное чтение, рассказ о жизни и судьбе родителей Никиты, рассказ о писателе

Рисунки учащихся

80

Мир глазами ребенка в рассказе Платонова «Никита»

1

Рассказ, образ-персонаж, фантастика.

Составление словаря для характеристики предметов и явлений

81

Р/р. Художественный пересказ рассказа Платонова «Никита»

1

Рассказ, сюжет, изобразительно-выразительные средства

Художественный пересказ

82

Вн/чт. Тайна заглавия художественного текста. (А.Платонов «Неизвестный цветок», Н.Рубцов «Зеленые цветы»)

1

Заглавие, тема, проблематика, авторская позиция

Устное словесное рисование

Иллюстрации учащихся к произведениям

83

П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке

2

Сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования. Афоризм, приемы создания художественного образа

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, чтение по ролям.

Иллюстрации к сказу

84

Н.С.Лесков. «Левша» Человек труда в сказке

2

Сказ (развитие понятия), приемы создания образа-персонажа

Чтение по ролям. Рассказ о герое.

85

Е.Н.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас»

1

Юмористическое и лирическое начало в рассказе

Краткий пересказ, письменный ответ на вопрос. Инсценированное чтение

86

Вн/чт. Е.Н.Носов «Варька»

1

Тема, сюжет, композиция.

Комментарий и аннотация к выставке книг писателя

87

Ю.В.Сотник «Гадюка»

1

Краткие сведения о писателе, диалог, система образов.

Чтение в лицах, сравнительная характеристика

Иллюстрации к рассказу художника Медведева

88

Р/р. Сочинение рассказа о забавном случае

1

Рассказ, сюжет, композиция.

Сочинение рассказа

89

Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок»

1

Краткие сведения о писателе, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

Выразительное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта, устное словесное рисование

90

Вн/чт. М.М.Пришвин «Моя родина»

1

Тема, идея, сюжет. Авторская позиция.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, выявляющие понимание авторской позиции

91

Вн/чт. В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

1

Тема. Идея. Сюжет. Художественный образ

Пересказ эпизода, ответы на вопросы

92

А.Т.Твардовский «Станция Починок»

1

Эпитет, метафора, лирический герой.

Выразительное чтение, рассказ о детстве поэта

93

Р/р. Поэзия и проза 20 века о родной природе.

2

Эпитет, метафора, лирический герой.

Подбор заголовка к разделу

94

Д.Дефо. «Робинзон Крузо. Характеристика персонажей

2

Притча, приключенческий роман, роман воспитание, путешествие.

Различные виды пересказа

Иллюстрации к произведению

95

Р/р. Изложение с элементами сочинения

1

Рассуждение, идея произведения.

Написание изложения с элементами сочинения.

96

Х.К.Андерсен.»Снежная королева» комментированное чтение.

4

Волшебная сказка, авторский замысел и способы его реализации

Ответы на вопросы учителя в процессе чтения произведения

Иллюстрация к сказке

97

Проблематика сказки «Снежная королева»

1

Проблематика

Участие в дискуссии

98

Р/р. Письменный отзыв об эпизоде.

1

Роль эпизода в произведении

Письменный отзыв

99

Вн/чт. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Сказка, сюжет, художественный образ, рассказ о писателе

Пересказ сказки

100

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» Комментированное чтение

3

Краткие сведения о писателе, автобиографические мотивы, юмор, приключения

Различные виды чтения и пересказа

Работа с иллюстрациями

101

Р/Р. Письменный отзыв о герое произведения М.Твена

1

Образ-персонаж, средства создания образа

Письменный отзыв о герое

102

Ж.Рони-Старший. «Борьба за огонь». Человек и природа в доисторическом мире.

2

Краткие сведения о писателе, повесть

Составление плана характеристики героя.

103

Д.Лондон «Сказание о Кише». Портрет героя

2

Краткие сведения о писателе, рассказ

Различные виды пересказа, портрет героя

104

Р.Бредбери «Все лето в один день» основные мотивы произведения

2

Краткие сведения о писателе, фантастика и реальность, земное и космическое

Цитатный план, различные виды пересказа

105

Вн/чт. Р.Бредбери. тьма и свет в рассказе «Улыбка»

2

фантастика и реальность, сюжет и проблематика

Ответы на вопросы

«Джоконда» Л. Да Винчи, выставка книг.

106

Р/р. Обобщающий урок «Встреча в литературной гостиной

2

Сюжет, герой, проблема.

Инсценированное художественное чтение

Литературное произведение в кино

107

Вн/чт. Рекомендации книг для летнего чтения

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по учебному предмету "Литература" для 6-х классов

    Программа
    Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных
  2. Программа по учебному предмету "Литература" для 7-х классов

    Программа
    Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
  3. Программа по учебному предмету "Литература" для 8-х классов

    Программа
    Рабочая программа составлена на основе программы по литературе 5-9 классы (базовый уровень), полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (утвержденному приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004г.
  4. Рабочая программа учебного предмета «литература» для 8-ых классов

    Рабочая программа
    Рабочая программа по литературе для 8-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе
  5. Рабочая программа по учебному предмету «История» для 7 класса на 2010-2011 учебный год. Составитель: Штауб Ирина

    Урок
    -соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

Другие похожие документы..