Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ричард Флорида, «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». М.: Классика-XXI, 2005. (Richard Florida, “The Rise of The Creative Class and How I...полностью>>
'Документ'
Фестиваль проводится Департаментом социальной политики Администрации города Кургана и муниципальным бюджетным учреждением города Кургана «Курганский ...полностью>>
'Закон'
Личность Виктора Гюго (1802-1885) поражает своей разносторонностью. Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников о...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Решение задач, стоящих перед машиностроительными предприятиями в современных рыночных условиях неразрывно связано с необходимостью проектирования и в...полностью>>

Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (1)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 378:796.07:992.4-057.875 На правах рукописи

САХАЕВ БАКЫТЖАН ТОЛЕУОВИЧ

Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена в Казахской академии спорта и туризма

Научный руководитель доктор педагогических наук Бектурганов О.Е.

Официальные оппоненты доктор педагогических наук Анаркулов Х.Ф.


кандидат педагогических наук Михайлова С.Н.

Ведущая организация Павлодарский государственный

университет им. С. Торайгырова

Защита состоится 29 марта 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу: 050022, Алматы, Абая, 83/85, факс: 8-727-292-68-05.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской академии спорта и туризма

Автореферат разослан «____» февраля 2010 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук Бектурганов О.Е.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На рубеже XXI века теория физической культуры характеризуется дальнейшим развитием в соответствии с социокультурными и гуманистически ориентированными сдвигами в жизни казахстанского общества.

На современном этапе наблюдаются кардинальные изменения исторически сложившихся социальных ролей мужчины и женщины, трансформация образов фемининности и маскулинности, формирование гендерной (gender – социально-психологический пол) культуры людей. Возникла необходимость реализации одного из основополагающих гуманистических принципов – учета социополовой принадлежности человека, который должен находить свое выражение в любом виде его деятельности. В Казахстане с декабря 2009 года вступил в силу Закон о равных правах и возможностях мужчин и женщин.

Потребность в знаниях о состоянии гендерных отношений в обществе вызвала к жизни новое научное направление – гендерные исследования, успешно развивающиеся за рубежом и в Казахстане. Происходит экстраполяция принципов общей гендерологии на другие научные дисциплины – социологию, историю, лингвистику, педагогику, культурологию и др.

Сфера физической культуры в силу своей специфики выступает особенно адекватной для осуществления гуманизации образования и гендерных исследований в попытках решения множества существующих социальных и социально-психологических проблем. Несоответствие полу гендерных ролей, избираемых женщинами в спорте, порождает конфликтные ситуации, выходящие за пределы профессиональных интересов. Принцип учета социополовой принадлежности в полной мере не координирует деятельность в области физической культуры, так как на сегодняшний день концепции реализации этого принципа до конца не разработаны. Он не осуществляется в повседневной практике.

Кроме того, отдельные исследования появляются, в основном, только в области теории спорта – M. Messner [1995], С.С. Родоманова [2007],
С.Н. Мягкова [2000], Г.П. Горская [2004], Н.А. Бондаренко [2006], И.Н. Таран [2006] или рассматривают формирование полоролевого поведения средствами физической культуры – А.Н Багина [2007], А.В. Матвеева [2008],
Л.В. Тарасенко [2007].

Необходимость воспитания гендерной культуры студентов продиктована прогрессивными тенденциями в вузовском образовании. Вуз как социальный институт продолжает настойчиво воспроизводить через образование жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию гендерных стереотипов самовосприятия и самооценки личности по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности студентов в выборе жизненного самоопределения.

Однако пока отсутствуют работы, в которых гендерные проблемы теории физической культуры рассматривались бы с учетом всех ее составляющих в аспекте междисциплинарной интеграции. В процессе изучения состояния проблемы внедрения гендерной культуры в теорию и практику физического воспитания определилась необходимость решения важной, на наш взгляд, научной задачи: определить теоретико-методологическую основу процесса организации физического воспитания студентов с учетом их гендерных особенностей.

В области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки личность практически не анализируют с гендерных позиций. Актуальной данная проблематика становится в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни в стране, а в образовании – в связи с вхождением Казахстана в Болонский процесс, Стратегией гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы (от 29.11.2005 г., №1677) и Законом РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (от 8 декабря 2009 г., № 223-IV ЗКР).

Анализ диссертационных работ и накопленный теоретико-методологический материал по проблеме управления образовательными процессами в контексте гендерной культуры указывают на отсутствие единой и целостной концепции, раскрывающей вопросы поиска оптимальных педагогических условий развития личности обучающихся с учетом их гендерных характеристик в процессе физического воспитания, отсутствие технологии организации физического воспитания на основе гуманизации образования.

В ходе исследования состояния проблемы были выявлены следующие противоречия:

  • отсутствие системного и комплексного рассмотрения проблем теории физической культуры в гендерном аспекте;

  • проблема некомпетентности педагогов высшей школы в области гендерных исследований в целом и необходимостью формирования и развития гендерной культуры субъектов в процессе физического воспитания;

  • традиционная деятельность педагога как субъекта внутривузовского управления на технологической основе и отсутствие разработанной технологии организации процесса физического воспитания на основе гуманистического подхода и воспитания гендерной культуры.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая определяется необходимостью выявления гуманистического подхода в физическом воспитании студентов на основе их гендерных особенностей.

Указанные противоречия, актуальность проблемы разработки мероприятий по гуманистическому подходу в физическом воспитании студентов на основе их гендерных особенностей определили выбор темы исследования.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов высших профессиональных учебных заведений.

Предмет исследования: технология организации физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей.

Цель исследования разработка технологии организации процесса физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей.

Гипотеза: основана на предположении о том, что если организация физического воспитания в вузе будет представлена системой педагогических условий: развитие гендерной культуры, создание ситуаций успеха, использование интегративного стиля педагогической деятельности и применение современных педагогических технологий; и педагог будет осуществлять их в системе управленческих функций: ориентационной, реабилитационной, коррекционной, стимулирующей, кооперационной, сохранения и укрепления здоровья, на технологическом уровне, то это найдет отражение в динамике развития андрогинии личности студентов.

Задачи исследования:

  1. определить социально-педагогические проблемы гуманизации гендерных отношений в сфере образования, физического воспитания и спорта студентов;

  2. выявить возрастно-половые закономерности изменения показателей физического развития и физической подготовленности студентов;

  3. раскрыть сущность и содержание организации процесса физического воспитания на основе гендерного подхода;

  4. разработать технологию организации процесса физического воспитания студентов с учетом гуманистического подхода на основе их гендерных особенностей и проверить ее результативность опытно-экспериментальным путем.

Основу методологии исследования составили:

  • гуманистический подход, который предполагает ориентацию на формирование политики равных, не зависящих от пола возможностей самореализации личности в различных сферах социальной жизни –
    Д. Зиммерманн, К. Уэст [1997];

  • концепции андрогинии – С. Бем [1999], З. Фрейд [1993], К. Юнг [1993], K. Хорни [1993]; теории гендерной социализации личности – Л.В. Попова [1996], Н.В. Ходырева [1998], К. Эрхард [2003] и др.;

  • идеи теории социальной адаптированности личности – А. Маслоу [1999];

  • идеи рефлексивного и синергетического подходов к управлению педагогическими системами – Т.И. Шамова [2001];

  • концептуальные идеи о структуре и содержании интегративного стиля педагогической деятельности – Г.М. Андреева [1997], Р. Бернс [1986],
    Р.Х. Шакуров [1990];

  • концептуальные идеи о структуре и содержании ролевой компетентности личности – П.П. Горностай [2004];

  • психологические аспекты возрастного развития личности – Э. Эриксон [1996] и др.;

  • индивидуализация физического воспитания – Л.И. Орехов [2000-2003], Е.Л. Караваева [2006-2008].

Теоретическими основами исследования являются:

  • философские и социокультурные концепции теории физической культуры – В.К. Бальсевич [1995], В.А. Пономарчук [1994], Л.И. Лубышева [1987] и др.;

  • концепции полового диморфизма в области физической культуры – Т.А. Репина [2002], С. Соха, Т. Соха [2001], женского спорта – Л.И. Лубышева [1999] и др.;

  • психологические теории сознания и деятельности – Л.С. Выготский [1983], С.Л. Рубинштейн [1973] и др.;

  • педагогические теории в области профессионального образования
    Ю.К. Бабанский [1982], В.П. Беспалько [1971], В.И. Загвязинский [1993] и др.;

  • теория автономности – Э. Дойч [1993], междисциплинарные исследования по гендерной проблематике – О.В. Воронина [1997],
    Е.А. Здравосмыслова, А.А. Темкина [1997], И.С. Клецина [2003], С. Ушакин [2001], а так же специализированные труды по гендерной проблематике в области спорта – М. Messner [1995] и др.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; анкетирование, педагогические наблюдения, антропометрические измерения, педагогические контрольные испытания, медико-биологические методы, педагогический эксперимент, методы математической статистики, психолого-педагогическая диагностика.

Научная новизна состоит в том, что впервые на материале конкретно-социологических исследований рассматриваются вопросы гендерных отношений в физическом воспитании как составляющая часть социализации личности. Кроме того, выявлены и проанализированы теоретико-методологические основания конструирования гендерных ролей, стереотипов и групп; определены особенности развития двигательных качеств с учетом комплексного изучения показателей, характеризующих психологическую и двигательную сферу личности юношей и девушек студенческого возраста; обоснована технология организации процесса физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей с позиции целостности человека; разработан алгоритм определения видов двигательной деятельности с учетом половых различий.

Теоретическая значимость работы состоит в изучении гендерных отношений как части социализации личности; в дополнении системы знаний в области физической культуры, педагогики и психологии: сведениями о мотивационной, когнитивной, эмоциональной и двигательной сферах личности юношей и девушек студенческого возраста; данными о необходимости выбора двигательной деятельности с учетом половых различий.

Практическая значимость заключается в разработке технологии организации процесса физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей, которая включает приоритетные задачи, оптимальные методы, целесообразные средства и организационно-педагогические условия их использования в учебном процессе физического воспитания. Определены возможности учета половых различий юношей и девушек в выборе двигательной активности. Результаты исследования внедрены в практику физического воспитания молодежи и могут быть использованы для дальнейших научных разработок в области социальных проблем физической культуры и спорта.

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивалась репрезентативностью выборок, использованием методов анализа, адекватных задачам и гипотезе исследования, методов математической статистики, интерпретацией полученных данных, содержательной состоятельностью разработанных анкет, тестов. Надежность исследования подтверждена многократной апробацией избранных методик на разных курсах Семипалатинского государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Психолого-педагогические основы гуманизации образования и воспитания гендерной культуры обучающихся, посредством использования ценностей физической культуры.

  2. Возрастно-половые закономерности изменения показателей физического развития и физической подготовленности студентов – как критерий эффективности развития андрогинии личности.

  3. Сущность и содержание организации процесса физического воспитания студентов с учетом гендерного подхода, включающего концептуальную модель учебного процесса в виде управленческой деятельности преподавателя.

  4. Технология организации гуманизации процесса физического воспитания студентов на основе учета их гендерных особенностей.

Технология включает:

  • содержаниедеятельность педагога по развитию гендерной культуры, использованию интегративного стиля педагогической деятельности и применение современных образовательных технологий, реализуемых в системе управленческих функций, включая сохранение и укрепление здоровья, реабилитационную, ориентационную, коррекционную, стимулирующую функцию;

  • процесс – технология управленческой деятельности педагога осуществляется как совокупность последовательных этапов: мотивационно-целевого, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного, рефлексивного, на каждом из которых осуществляется развитие андрогинии личности обучающихся.

Критерий результативности организации физического воспитания студентов с учетом гуманистического подхода на основе их гендерных особенностей в вузе является интегративным, представленным критерием эффективности – наличие и реализация системы педагогических условий для развития андрогинии личности обучающихся; критерием действенности – динамикой развития андрогинии личности обучающихся в вузе.

Личный вклад соискателя определяется тем, что разработана технология организации физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей, которая включает приоритетные задачи, оптимальные методы, целесообразные средства и организационно-педагогические условия их использования в учебном процессе физического воспитания. Определены возможности учета половых различий юношей и девушек в выборе двигательной активности. Проведена экспериментальная апробация технологии организации физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей.

База исследования. Исследование проводили преимущественно на базе Семипалатинского государственного университета им. Шакарима, на отдельных этапах – в других вузах.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы были доложены и обсуждены на международных и республиканских конференциях: III международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» (Санкт – Петербург, 19-21 апреля 2007 г.); международная научно-практическая конференция «Теория и практика физической культуры и спорта» (Алматы, 21-22 ноября 2008 г.), международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Алматы, 2009 г.), научная конференция «Образование в сфере физической культуры и спорта» (Челябинск, 23.03.2007 г.); научных семинарах и заседаниях кафедры физического воспитания СГУ им. Шакарима.

Основные научные результаты опубликованы в изданиях Республики Казахстан и России. Всего опубликовано 11 работ, в том числе 4 научные статьи в изданиях по списку Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК и 7 – в материалах международных научных конференций и конгрессов.

Результаты исследования внедрены в практику, что подтверждается актами внедрения.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, охарактеризовано её изученность в современной психолого-педагогической литературе; определены ведущая идея, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, методологические и теоретические основы; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первом разделе «Психолого-педагогические основы гуманизации образования и воспитания гендерной культуры» представлены результаты аналитического обзора психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизации процесса физического воспитания в вузе, раскрыто определение понятия «гендер», определена сущность, принципы, цель и задачи гендерного подхода в образовании, доказана необходимость гендерной дифференциации как необходимого условия в физическом воспитании и спорте.

Во второй разделе «Методология и организация исследования» дается описание методов исследования, раскрывается содержание и характеризуются основные этапы организации диссертационного исследования.

В третьем разделе «Гуманистический подход в физическом воспитании студентов на основе их гендерных особенностей» выявлены возрастные и конституциональные особенности изменения показателей их морфофункционального развития, двигательных возможностей. Обследование проводилось в несколько этапов, экспериментальные данные обрабатывали методами многомерной статистики.

Диссертация изложена на 146 страницах, включает 27 таблиц и 12 рисунков. Список использованных источников состоит их 200 наименований, в том числе 28 – иностранных авторов.

Основная часть

1 Психолого-педагогические основы гуманизации образования и воспитания гендерной культуры

Сегодня для высшей школы крайне актуальной является проблема совершенствования образования на основе гуманитаризации образовательного процесса, а также воспитание гендерной культуры студентов – будущих профессионалов своего дела. Гуманизация физического воспитания предполагает, прежде всего, целенаправленную работу по формированию нравственно оправданных ценностных ориентаций занимающихся, что создает реальные предпосылки к формированию гуманно ориентированной личности студента, отвечающей запросам социума [С.Д. Смирнов, 2005; Л.И. Лубышева, 1999; и др.].

В процессе воспитания в семье, в образовательных учреждениях, в общении с разными людьми и через средства массовой информации в сознании каждого человека конструируются гендерные нормы, определяющие правила поведения и представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина» [Ш. Берн, 2007].

Наборы норм поведения и качеств, свойственных каждому из полов, называются гендерными ролями. Отказ от гендерных норм (ролей) в некоторых странах жестоко карается. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 года до середины 1980-х годов, отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, регламентирующие их одежду и поведение [M. French, 1992]. Более чем у 20 миллионов женщин во всем мире половые органы изувечены в результате клитородэктомии и других операций, направленных на то, чтобы сохранить девственность или навсегда уничтожить возможность оргазма [Ш. Берн, 2007]. Эти гендерные нормы поддерживаются в обществе посредством социальных и культурных механизмов воздействия на человека. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы государства и властвования [В.В. Белорусова, 1975 и др.].

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов ХХ века феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата к анализу гендерной системы [И.Г. Малкина-Пых, 2004, 2005 и др.].

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода и гендерной теории. К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, предусматривающая понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход [Г.С. Абрамова, 1998 и др.].

По нашему мнению, главной задачей гуманистического подхода в вузе выступает создание условий для гендерной социализации студентов, способствующих воспитанию отношений между полами, свободных от жестких стереотипов маскулинности и феминности в традиционном смысле, что может быть залогом воспитания новой личности с высокими интенциями открытости и адаптивности во всех сферах жизни, неограниченными возможностями индивидуального жизненного выбора и самореализации личности обучающихся с андрогинным набором характеристик.

Данное понимание сущности гуманистического подхода в вузе дает возможность определить концептуальные позиции исследования: цель организации процесса физического воспитания на основе гендерных особенностей студентов – это развитие андрогинии личности или личности с андрогинным набором характеристик.

Исследованиями выявлены возрастные и конституциональные особенности изменения показателей их морфофункционального развития, двигательных возможностей. Обследование проводили в несколько этапов, экспериментальные данные обрабатывали методами многомерной статистики.

Ставя единые цели и задачи физического воспитания студенческой молодежи, необходимо дифференцировать его содержание, организацию и методику, в первую очередь, учитывая пол и возраст занимающихся.

Обследования 18-20-летних студентов (юноши – 210 человек, девушки – 250 человек) позволили выявить возрастно-половые закономерности изменения показателей физического развития и физической подготовленности у данного контингента обследуемых.

Обследования проводили по перечню показателей физического развития (ФР): длина тела (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), жизненная емкость легких (мл), динамометрия кистевая и становая (кг). Показатели длины тела студенческой молодежи с возрастом увеличиваются: у юношей за два года обучения в вузе выявлен достоверный прирост анализируемых показателей – 1,1% (Р<0,05), хотя годовые приросты данного показателя не достоверны. Возрастные изменения показателей длины тела девушек за 2-летний период составили 5% (Р<0,05).

Однако увеличение данных показателей происходит неравномерно. Так по длине тела в возрасте 18-20 лет прирост показателей незначителен и статистически недостоверен (Р>0,05), наиболее интенсивное увеличение показателя с пиками прироста отмечается на 18 и 20 лет у юношей и 19 лет у девушек (рисунок 1).

Для характеристики морфологических показателей студентов разных возрастных групп недостаточно знания только средних величин, необходимо так же учитывать и величину изменчивости признаков, которая различна в разные возрастные периоды.

Известны различные способы учета изменчивости: стандартное отклонение (S), коэффициент вариации (V). Для сравнения вариабельности различных признаков у представителей одного и того же пола и одинаковых признаков у представителей разного пола, целесообразно пользоваться величиной коэффициента вариации.

Рисунок 1 – Показатели длины тела студентов 18-20 лет

Показатели массы тела также увеличиваются с возрастом. У юношей данный показатель в возрасте 20 лет изменяется на 6% (Р>0,05) в сравнении с возрастом 18 лет. Также отмечаются несущественные годовые приросты анализируемых показателей. Наиболее интенсивное увеличение показателя отмечается на 18 и 20 лет у юношей и 19 лет у девушек (рисунок 2).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (2)

    Автореферат
    Защита состоится «29» марта 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу: 050022, г.
  2. Гендерные компоненты теории физической культуры 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 5 декабря 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 352700, республика Адыгея, г.
  3. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  5. Премию Правительства Российской Федерации, с 2000 года Министерство образования и науки среди вузов организовали конкурс

    Конкурс
    Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 175с.

Другие похожие документы..