Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Предлагаемый к рассмотрению бизнес-план разработан для обоснования производства и развития нового медицинского прибора для обработки стекла и керамик...полностью>>
'Лекция'
Валовый национальный продукт (ВНП) - это основной показатель экономического состояния общества. Он определяется как совокупная рыночная стоимость все...полностью>>
'Программа'
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов. (Северное Прич...полностью>>
'Документ'
Технический прогресс ставит все новые задачи перед материаловедением. Развитие современной техники невозможно без создания материалов с новыми, заран...полностью>>

Конституцией Российской Федерации (ст. 13, 30, 36 и др.), Гражданским кодекс

Главная > Кодекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

Конституционное право на объединение является важнейшей гарантией участия граждан в общественной и политической жизни российского государства. Одной из форм такого объединения является некоммерческая организация, представляющая собой юридическое лицо, которое может создаваться в виде потребительского кооператива, общественной или религиозной организации (объединения), учреждения, благотворительного и иного фонда, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации признаны значимым элементом гражданского общества. Как справедливо отмечено В.В. Путиным, «некоммерческие организации могли бы стать хорошими, действительно незаменимыми партнерами государства в решении наиболее острых проблем, таких, как борьба со СПИДом, наркоманией, беспризорностью, помощь в социальной реабилитации инвалидов, развитие территориального самоуправления»1.

Законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации стало формироваться лишь в 90-х гг., хотя в отдельных нормативных актах, регулирующих развитие культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты, признавался специальный статус организаций, действующих в общественных интересах в противоположность государственным или частным. В настоящее время правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций осуществляется Конституцией Российской Федерации (ст. 13, 30, 36 и др.), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) и рядом федеральных законов. Так, статусу некоммерческих организаций посвящен § 5 главы 4 ГК РФ. Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников) закреплены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, иными федеральными законами и подзаконными актами урегулированы статус и деятельность отдельных организационно-правовых форм этих организаций.

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Исходя из данного определения, главной особенностью некоммерческой организации является то, что основная цель ее деятельности не может заключаться в получении прибыли. К целям создания некоммерческих организаций, перечисленным в п. 2 ст. 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях», относятся:

– достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

– охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта;

– удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

– защита прав, законных интересов граждан и организаций;

– разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи;

– иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Другой отличительной чертой некоммерческих организаций является то, что полученная ими прибыль не распределяется между участниками. Все доходы такого объединения должны направляться непосредственно на те цели, ради которых оно создано. Наличие совокупности рассмотренных признаков позволяет отличить некоммерческие организации от прочих юридических лиц.

Таким образом, действующее законодательство не лишает некоммерческие организации возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, а лишь закрепляет определенные ограничения. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, прежде всего, должна служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях, а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации. Кроме того, она должна соответствовать уставным целям некоммерческой организации, не выходя за рамки ее уставной правоспособности.

Вместе с тем, возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности имеет неоднозначную оценку. С одной стороны, в современных условиях недостаточного финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления предпринимательская деятельность позволяет таким организациям решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Заслуживает всяческого поощрения деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих незрячих, глухих, людей с другими дефектами здоровья к общественно полезному труду, а также способствующих социальной реабилитации. С другой стороны, зачастую под вывеской некоммерческих организаций осуществляется разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи. Такая ситуация бросает тень на многие положительные инициативы.

Что же такое предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и в каких формах она может осуществляться? Четкий ответ на данный вопрос содержится в ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Предпринимательской деятельностью, служащей достижению целей, ради которых некоммерческая организация создана, признается:

− приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;

− приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

− участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Наличие у некоммерческой организации права осуществлять предпринимательскую деятельность в перечисленных случаях не меняет характер такой организации, главной целью создания которой должны оставаться общественно полезные направления. Однако, несмотря на то, что федеральным законодательством установлены конкретные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в ходе выполнения возложенных задач выявляются определенные нарушения федерального законодательства.

Следует напомнить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» одной из основных задач Минюста России является организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций. При этом Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. В нашем регионе таким территориальным органом согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 151 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - Управление). Среди основных задач Управления содержится и осуществление деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью. В рамках данного направления деятельности Управление осуществляет государственную функцию по принятию решения о государственной регистрации межрегиональных, региональных и местных некоммерческих организаций. Государственная функция по осуществлению контроля, проводимого Управлением, включает в себя проверку соответствия деятельности межрегиональных, региональных и местных некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также проверку соблюдения ими законодательства Российской Федерации. Именно при выполнении данных функций специалистами Управления выявляются нарушения предусмотренных федеральным законодательством требований.

Так, одной из проблем является установление соответствия конкретных видов предпринимательской деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями, тем видам деятельности, которые предусмотрены Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Практика показывает, что зачастую некоммерческие организации при представлении документов в Управление для государственной регистрации указывают в заявлении достаточно большое количество видов экономической деятельности (у некоторых организаций это количество достигает 15-20). В процессе проведения проверки специалистами Управления нередко обнаруживается, что указанные в представленном заявлении виды деятельности не соответствуют целям и предмету деятельности, которые заложены в учредительных документах. Например, некоммерческая организация, целью которой является развитие библиотечного дела, для ее достижения планирует осуществлять не только деятельность библиотек, но и строительную деятельность, деятельность ресторанов и кафе, розничную продажу алкогольной продукции. Руководствуясь нормами федерального законодательства, данный факт следует признать недопустимым. Учитывая, что некоммерческие организации создаются для достижения удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижения общественных благ, предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна ограничиваться теми видами деятельности, которые изложены в ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В случае, если некоммерческая организация производит товары и услуги, то их назначение должно соответствовать целям деятельности такой организации. В качестве примера можно привести производство спортивного инвентаря некоммерческой организацией, целью деятельности которой является развитие физической культуры и спорта. Предпринимательская деятельность данной организации будет признана соответствующей тем целям, для достижения которых она создана, а также непротиворечащей федеральному законодательству.

Можно привести достаточное количество других примеров выявленных Управлением несоответствий предпринимательской деятельности некоммерческих организаций тем целям, которые предусмотрены их учредительными документами, а также законодательству Российской Федерации. Так, при проведении проверки одного из некоммерческих фондов Управлением установлено, что в соответствии с уставом фонд создан для объединения усилий государственных, кооперативных, коммерческих организаций, физических лиц в деле профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в городе, а также в целях достижения социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных целей. Вместе с тем, в ходе контрольных мероприятий специалисты Управления выявили, что фонд занимается оказанием услуг по захоронению и данная деятельность, направленная лишь на систематическое получение прибыли, не имеет целью профилактику правонарушений и борьбу с преступностью в городе. По результатам проведенной проверки Управлением направлено в суд исковое заявление о ликвидации указанного фонда в связи с систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям, а также в связи с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации. Приведенные Управлением доводы признаны судом обоснованными, вследствие чего решением суда фонд признан ликвидированным.

Таким образом, исходя из приведенных выше примеров, руководителям некоммерческих организаций следует обращать внимание, прежде всего, на необходимость соблюдения уставных целей данных организации при осуществлении предпринимательской деятельности. Выполнение этого требования позволит специалистам Управления в ходе контрольных мероприятий признать предпринимательскую деятельность некоммерческих организации соответствующей федеральному законодательству.

Кроме того, участники некоммерческих организаций должны помнить о тех ограничениях, которые могут быть установлены на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Так, например, ассоциации (союзы) коммерческих организаций, являющиеся формой некоммерческой организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 121 ГК РФ). Также примерами ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций могут служить: запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), возможность для общественных фондов и благотворительных общественных объединений создавать и принимать участие только в хозяйственных обществах (ст. 118 ГК РФ).

Необходимо отметить, что в федеральном законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Исходя из данного определения право заключения публичного договора принадлежит только коммерческой организации. Некоммерческие организации в соответствии с гражданским законодательством таким правом не обладают. Подобное ограничение установлено ст. 1041 ГК РФ, в которой указано, что сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК РФ), сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). По общему правилу, доверительным управляющим может быть только коммерческая организация (п. 1 ст. 1015 ГК РФ).

Федеральным законодательством могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены, прежде всего, на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней «коммерциализации». Предпринимательская деятельность не должна стать препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

Таким образом, соблюдение некоммерческими организациями установленных федеральным законодательством требований, касающихся их предпринимательской деятельности, позволит территориальным органам Минюста России при выполнении возложенных задач признавать такую деятельность соответствующей федеральному законодательству. Положительным результатом сокращения количества отказов в регистрации некоммерческих организаций будет являться увеличение числа признанных важным элементом гражданского общества некоммерческих организаций.

Начальник отдела по делам

некоммерческих организаций

Управления Министерства юстиции

Российской Федерации по Иркутской области Н.Г. Ерохина

(документ подписан)

1 Вступительное слово на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 20 июля 2005 г. // http:// www.kremlin.ru/text/appears/2005/07/91629/shtml.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М.: 2003. Бюджетный кодекс

    Кодекс
    2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23 декабря 2004 года) Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище

    Документ
    Но, предоставляя нанимателям право пользования жилым помещением, государство возлагает на них и ряд обязанностей по соблюдению жилищных законов, заключенных договоров жилищного найма, правил пользования и сохранения жилых помещений и т.
  3. Конституция Российской Федерации (ст ст. 7, 38, 43 и др.); Уголовный кодекс

    Кодекс
    Материалы для доклада Сессии МАГ «Семейная политика в крупных городах: опыт реализации, перспективы», предоставляемые муниципальным образованием город Краснодар
  4. Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года статья

    Статья
    2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  5. Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламент

    Регламент
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламентируется развернутой системой нормативных

Другие похожие документы..