Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Учебные и подсобные помещения школы, в основном, оборудованы в соответствии с государственными нормами и требованиями, в пределах выделенных Учредите...полностью>>
'Документ'
Одним із важливих сучасних напрямів виховання молоді є формування особистісної медіа-культури. Розвинена медіа-культура особистості передбачає переду...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Организация и техника внешнеторговых операций» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплин...полностью>>
'Конкурс'
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса «Молодые юристы – будущее России (Молодежный кадровый резерв Свердловского р...полностью>>

Совместный отчет Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (мхф) Московская Хельсинкская Группа (мхг) (1)

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Wickenburgg. 14/7, A-1080 Vienna, Austria; Tel +43-1-408 88 22; Fax 408 88 22-50

e-mail: office@ – internet:

Bank account: Bank Austria Creditanstalt, 0221-00283/00, BLZ 12 000

HONORARY CHAIRMAN

Yuri Orlov

Executive Director

Aaron Rhodes

Deputy Executive Director

Brigitte Dufour

ADVISORY BOARD (Chair)

Karl von Schwarzenberg

EXECUTIVE COMMITTEE

Holly Cartner

Bjørn Engesland

Vasilika Hysi

Krassimir Kanev

Ferenc Köszeg

PRESIDENT

Ulrich Fischer

VICE PRESIDENT

Srdjan Dizdarević

TREASURER

Stein-Ivar Aarsæther


Российская Федерация: Ситуация с правами человека марийского народа в республике Марий Эл

Исследование титульной нации в одном их этнических регионов России

­­­­­­­­­­

Февраль 2006

Совместный отчет

Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (МХФ)

Московская Хельсинкская Группа (МХГ)

Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами. В дополнении к поддержке и обеспечению сотрудничества между 44 Хельсинкскими комитетами и сотрудничающими организациями, МХФ осуществляет непосредственную работу с правозащитниками в странах, не имеющих еще таких комитетов. МХФ имеет консультативный статус при ООН и Совете Европы.

МХФ представляет своих членов и сотрудничающие комитеты в Австрии, Албании, Армении, Азербайджане, Беларуси, Болгарии, Боснии-Герцеговине, Венгрии, Грузии, Германии, Греции, Дании, Италии, Казахстане, Канаде, Кыргызстане, Косово, Латвии, Литве, Македонии, Молдове, Нидерландах, Норвегии, Польше, России, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Соединенном Королевстве Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Хорватии, Черногории, Швейцарии, Швеции, Украине, Узбекистане.

Прочие сотрудничающие организации включают Европейский Центр по правам цыган (Бухарест), Права Человека без Границ (Брюссель) и Центр помощи душевнобольным (Будапешт).

Президент: Ульрих Фишер

Вице-президент: Серджан Диздаревич

Исполнительный директор: Аарон Роудс

Заместитель исполнительного директора/юрисконсульт: Бриджит Дюфо

Главный редактор: Паула Черне-Лемпиаинен

Этот отчет был подготовлен и написан Анн-Софи Ньюман, МХФ. Исследовательская поддержка осуществлена Ириной Сергеевой, МХГ.

Отчет был переведен с английского на русский язык компанией «Linguarius», Москва и Дмитрием Маркушевским, пресс-секретарем Беларусского Хельсинкского комитета.

Международная Хельсинкская Федерация по правам человека

Викенбурггассе 14/7, А-1080, Вена, Австрия

Тел.: (+43 1) 408 88 22 Факс: (+43 1) 408 88 22 50

Электронная почта: office@ihf-hr.org

Интернет www.ihf-hr-org

Банковские реквизиты: Банк Австрия Кредитанштальт, 0221-00283/00 BLZ 11000

©2006 Международная Хельсинкская Федерация и исследовательский центр МХФ. Все права защищены.

Благодарности

Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) и Московская Хельсинкская Группа (МХГ) выражает искреннюю благодарность всем, кто согласился встретиться и обсудить вопросы с представителями двух организаций во время их ознакомительной поездки в Москву и Марий Эл в конце октября и начале ноября 2005 года. Они также выражают благодарность другим организациям, учреждениям и отдельным лицами, кто предоставил информацию и оказал помощь в составлении этого отчета.

Оглавление

Предисловие 7

Violations of Human Rights and Democracy in the Republic of Mari El in the Russian Federation,“ (P6_TA(2005)0185), 12 мая 2005 г. 7

Резюме рабочей группы 9

1. Сведения общего характера 14

2. Международные стандарты по защите прав национальных меньшинств 21

3. Анализ существующего положения марийского народа в Республике Марий Эл 31

Рекомендации 62

Предисловие

Самая крупная по занимаемой территории страна в мире – Российская Федерация, характеризуется большим этническим, лингвистическим и культурным разнообразием. Из 145 миллионов проживающих в ней граждан примерно 80% являются этническими русскими, остальные – принадлежат другим этническим группам, количество которых насчитывает более 150. Среди этих групп 13 – малочисленные народы, принадлежащие финно-угорской языковой группе. Одним из таких национальных меньшинств является народ мари. Представители народа мари проживают преимущественно в Республике Марий Эл, которая расположена в Поволжье к востоку от Москвы.

В последние годы все чаще внимание международной общественности обращается в сторону финно-угорских национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе, народа мари. В зарубежных средствах массовой информации был опубликован ряд статей, в которых сообщалось о якобы имеющих место нарушениях прав этнических марийцев, и ряд международных организаций высказали озабоченность по поводу отсутствия должной защиты мари и других финно-угорских меньшинств. Вопрос о положении представителей этих малочисленных народов в России неоднократно включался в повестку дня заседаний Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ),1 и в настоящее время одним из ее членов готовится отчет на эту тему.2 Европейский Парламент также проявляет интерес к положению финно-угорских меньшинств, и в резолюции, принятой в мае 2005 года, выражает сожаление по поводу «нарушения прав человека и демократии» в Республике Марий Эл.3 Международное обращение от имени народа мари, инициированное группой исследователей из Финляндии в начале 2005 года, было подписано тысячами людей.4

Несмотря на многочисленные сообщения о нарушениях прав марийцев в Республике Марий Эл, до сегодняшнего дня проблема ни разу не обсуждалась ни в одной из неправительственных организаций, занимающихся правами человека, ни на международном, ни на национальном уровне. Поэтому «Международная Хельсинкская Федерация по правам человека» (МХФ) в сотрудничестве с «Московской Хельсинкской группой» (МХГ) полагают необходимым заняться этим вопросом. Таким образом, целью настоящего отчета является рассмотрение существующего положения народа мари в Республике Марий Эл с позиции норм международного права в области прав человека. Авторы отчета не претендуют на исчерпывающий анализ всех аспектов положения марийцев и лишь попытались пролить свет на недавние события, которые произошли в ряде крупных областей и имели последствия с точки зрения защиты прав представителей этого малочисленного народа. В более широком смысле целью настоящего отчета является способствование развертыванию дискуссии о человеческих правах национальных меньшинств, проживающих на территории России.

Отчет в значительной степени базируется на информации, которая была получена в ходе 6-дневного визита (с 28 октября по 2 ноября 2005 года) в Республику Марий Эл и Москву представителей МХФ и МХГ, прибывших для сбора фактического материала. Во время посещения представители обеих организаций встречались с должностными лицами министерств и других правительственных учреждений, активистами гражданского общества, журналистами, академиками, преподавателями и другими членами сообщества мари в Республике Марий Эл. Из соображений безопасности имена и фамилии людей, с которыми происходили такие встречи, за исключением тех, кто занимает публичные должности, не сообщаются. Кроме информации, полученной в ходе визита, в отчете использованы дополнительные сведения, почерпнутые из разных источников, включая официальные публикации, отчеты неправительственных организаций и статьи в средствах массовой информации. Отчет отражает события по состоянию на ноябрь 2005 года.

Отчет начинается с резюме рабочей группы, в котором представлены основные результаты. Первая глава содержит сведения о народе мари как этнической группе и его истории. Во второй главе рассматриваются нормы международного права в сфере защиты прав представителей национальных меньшинств. Анализ нынешнего положения народа мари с позиций упомянутых норм международного права дается в третьей главе. В рамках анализа рассматриваются вопросы законодательного регулирования и практическая реализация прав членов национального меньшинства в республике. В конце отчета приводится ряд рекомендаций для органов власти Российской Федерации и Республики Марий Эл, а также для международного сообщества.

Проект осуществлен при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Финляндии. Тем не менее, ответственность за сведения и выводы, содержащиеся в отчете, целиком и полностью несут МХФ и МХГ.

Резюме рабочей группы

В состав Российской Федерации (РФ) входят свыше 80 субъектов, одна часть из которых образована по территориальному признаку, а другая часть – по этническому. Второй вариант существует со времен Советского Союза и используется в местах традиционного проживания национальных меньшинств. Одним из так называемых этнических регионов является Республика Марий Эл, располагающаяся в Поволжье в 860 км к востоку от Москвы. Титульной нацией Марий Эл является финно-угорский народ мари, и поэтому марийский язык имеет особый статус в этом регионе. Марийский язык является государственным наряду с русским, и республиканское законодательство обязывает местные власти защищать язык, культуру и национальную самобытность мари. Этнические марийцы составляют примерно 40% из 728000 человек, постоянно проживающих в республике, и таким образом этнические русские превосходят их по численности.

С момента избрания на пост Президента РФ в конце 1999 года Владимира Путина началось осуществление ряда реформ российской федеральной системы. Их результатом стало усиление контроля в регионах со стороны центра.5 В рамках этого процесса, в основе которого лежит, в том числе, такой важный мотив, как стремление создать более однородную федеральную структуру и способствовать формированию общероссийского национального самосознания, принимаются меры по сокращению числа федеральных субъектов, а руководящие должностные лица федерального уровня ратуют за отказ от схемы образования регионов по этническому признаку. Эти изменения создают серьезную проблему для коренного населения этнических регионов, включая марийцев, чей нынешний статус тесно связан с национальной территориальной составляющей федеральной системы.

Как регион, обделенный ресурсами и в значительной мере зависящий от федеральных субсидий, Республика Марий Эл не может должным образом противостоять нажиму со стороны федерального правительства, и перед лицом происходящей в настоящее время централизации нынешний президент республики избрал стратегию послушания. Национальные марийские лидеры опасаются, что отход от национально-территориального принципа построения федеральной системы будет представлять серьезную угрозу для будущего их народа как уникальной в культурном и языковом отношениях группы. Однако, Президент Леонид Маркелов, родившийся в Москве и состоявший в свое время в списке членов радикального правого крыла «Либерально-демократической партии», высказался в пользу отношения к Марий Эл как к любому другому региону, что фактически может быть расценено как завуалированное предложение отменить особый статус народа мари в республике. После преобразования верхней палаты Российского Парламента в постоянно действующий профессиональный законодательный орган Маркелов также надзирал за назначением в качестве представителей от республики депутатов, не имеющих отношения ни к Марий Эл, ни к населяющей ее титульной нации.

В своем очевидном стремлении еще больше подчинить себе региональные правительства администрация Путина активно вмешивается в региональные выборные кампании, и начиная с 2005 года, прямые выборы губернаторов регионов были заменены назначением из центра. Когда Леонида Маркелова впервые выбирали на должность Президента Республики Марий Эл, во втором раунде его поддержал Кремль, и в конце 2004 года он был переизбран опять-таки при активной поддержке федеральных властей. Выборы 2004 года были нечестными также еще и потому, что действующий в республике президент вовсю использовал так называемый административный ресурс для проведения собственной предвыборной кампании, и государственные служащие были принуждены голосовать за него. С введением в силу новых правил о назначении губернаторов регионов Маркелов может остаться на своем посту и после 2009 года, когда истекает срок его президентских полномочий.

Как и в других регионах Российской Федерации, демократия и правовое регулирование в Марий Эл остаются на низком уровне, и в последние несколько лет все больше и больше ограничивается свободa самовыражения. Так, в период пребывания Маркелова на посту Президента в воздухе все отчетливее пахнет репрессиями, а журналисты, политические оппоненты, активисты гражданского общества и другие деятели, несогласные с официально проводимой политикой, все чаще подвергаются преследованию, которое выражается в запугивании, арестах, уголовном преследовании, выселении и увольнении с работы. Также имеют место многочисленные акты насилия, совершаемые в отношении журналистов, выступающих с критикой, и активистов гражданского общества. Расследование таких случаев ведется вяло и без предоставления должной судебной защиты. Власти осуществляют строгий контроль информации, распространяемой через средства массовой информации, контролируемых правительством, а из независимых газет прекратили свое существование все, кроме одной. В нынешней общественной полемике безусловно доминирует президентская администрация, которая подмяла под себя, в том числе, и региональной парламент. Недавние политические события на федеральном уровне, результатом которых стал откат демократии в ряде ключевых областей, привели к усилению антидемократических тенденций в Марий Эл и других регионах.6

Среди тех, кто подвергается преследованиям в Республике Марий Эл, – активисты национального движения мари, ставящие перед собой цель защитить и способствовать реализации прав титульной нации. В отличие от своих предшественников Президент Маркелов отказывается от сотрудничества с национальным движением и вместо этого создал «карманную» марийскую оппозицию из людей, лояльных к существующей власти. Члены национального движения, занимающиеся мирной деятельностью во имя достижения этнополитических целей, в подконтрольных государству средствах массовой информации именуются националистами, стремящимися к ниспровержению существующего режима, и все отчетливее видно стремление официальных властей свернуть их деятельность. Давление на марийских активистов и других оппонентов режима еще больше усилилось после президентских выборов 2004 года, во время которых национальное движение агитировало за кандидата от большинства национальной оппозиции и после которых от лица национального движения в адрес властей Российской Федерации и международных организаций стали и продолжают поступать жалобы в растущем объеме. До настоящего времени федеральное правительство не приняло никаких эффективных мер в ответ на сообщения о преследовании оппозиционных сил в Республике Марий Эл, и, более того, к ужасу национальных марийских лидеров Президент РФ Путин наградил Маркелова за вклад в развитие «межэтнического согласия» в связи с президентскими выборами 2004 года.

Согласно заявлениям представителей президентской администрации Марий Эл, права марийцев в республике защищаются должным образом, а критика, звучащая из уст лидеров национального движения, имеет исключительно политическую подоплеку. В действительности же ситуация намного сложнее. Хотя мари не имеют собственной автономии в республике, защита их языка и культуры действительно осуществляется несколькими важными путями. Марийский язык имеет статус второго государственного языка, в государственных школах ведется обучение на языке Мари и организовано его изучение, а правительство выделяет деньги для поддержания средств массовой информации, выходящих на марийском языке, и деятельности в сфере национальной культуры. Существующий уровень защиты коренного населения в Марий Эл, несомненно, выше, чем в других российских регионах, где проживают марийцы, и по сравнению с уровнем защиты титульных наций в некоторых регионах, заселенных другими финно-угорскими народами, но, тем не менее, отстает от таких этнических регионов, как Татарстан и Башкортостан. Во многих случаях гарантии, предоставляемые законом, на практике реализуются плохо, что создает опасные бреши в действительной защите языковых и культурных прав народа мари.

Хотя марийский язык имеет официальный статус, его употребление в государственном секторе ограничено. Несмотря на то, что законом закреплено право граждан республики использовать марийский язык при обращении в официальные инстанции, данное право значительно умаляется тем фактом, что должностные лица не обязаны давать какие-либо распоряжения на этом языке. В Марий Эл, в отличие от других этнических регионов, окончание курсов по изучению титульного языка не является обязательным для всех учащихся. Власти полагают, что добровольное изучение марийского языка будет более эффективным, чем при посещении обязательных курсов. Однако члены сообщества мари обеспокоены тем, что такой подход угрожает официальному статусу марийского языка и способствует его дальнейшему изгнанию с публичной арены. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о заметном сокращении доли учащихся, посещающих курсы изучения марийского языка, после того, как в 2001 году школам были даны более широкие права относительно включения предмета изучения марийского языка в учебные планы. Высказываются также опасения по поводу возможного ухудшения программ изучения языка мари в связи с упразднением несколько лет тому назад специального подразделения в республиканском Министерстве образования, которое осуществляло надзор в этой области.

Часть проживающих в республике учащихся, являющихся этническими мари, в течение первых 4 лет учебы в школе получают образование на родном языке. В последние годы началась реализация ряда экспериментальных программ обучения на двух языках – русском и марийском. Как и во многих других этнических регионов, большинство учащихся, принадлежащих к титульной нации, изучают марийский язык только как предмет либо на специализированных курсах родного языка либо на курсах языка мари как государственного. Используемые для изучения марийского языка учебники выпущены давно и во многом устарели, что снижает эффективность усилий преподавателей, старающихся пробудить у учащихся тягу к его изучению, и есть опасения, что закрытие небольших сельских школ оказало особенно негативное влияние на программы изучения языка мари. Возможности получения высшего образования на марийском языке ограничиваются педагогическими и гуманитарными специальностями, при этом этнические марийцы имеют меньше шансов получить университетское образование, чем русские, так как они являются, в основном, выпускниками сельских школ, где образование ведется на более низком уровне, чем в городских школах.

В Республике Марий Эл правительство финансирует более десятка газет и журналов, которые выходят на языке титульной нации. Однако, тираж этих изданий относительно невелик и постепенно сокращается, отражая генеральное направление тиражирования газет в РФ. С переходом на беспроводное вещание радиопрограммы на марийском языке можно слушать теперь несколько часов в день. Однако доступ к этим программам ограничен ввиду относительно высокой стоимости приемников, работающих в коротковолновом диапазоне. В то же время в результате изменений в сетке федерального ТВ вещания сократилось число телевизионных, особенно новых, программ на марийском языке. Это вызывает особое беспокойство, особенно, если учесть то, что для большинства граждан республики телевидение является основным источником информации. Наконец, ценность правительственных средств массовой информации, выходящих и вещающих на языке мари, снижается в силу того обстоятельства, что они лишь публикуют сведения, санкционированные властями.

Все постановки в Марийском национальном театре драмы, который объединяет под одной крышей театр юного зрителя и региональный государственный театр, играются только на марийском языке. Театр составляет важную часть культурной жизни народа мари. Однако реорганизация марийских театров в 2001 году, которая вызвала бурю протестов в сообществе мари и за его пределами, по сообщениям привела к сокращению и снижению качества театральных постановок на марийском языке. Правительство Республики Марий Эл выделяет средства для поддержки других видов культурной деятельности, например, на проведение фестивалей, семинаров и других событий культурной жизни. Однако, лишь единичные проекты носят долгосрочный характер, и по мнению активистов гражданского общества эта поддержка недостаточна. Учитывая важную роль литературы в сохранении и развитии культуры национальных меньшинств, вызывает беспокойство тот факт, что ежегодно на марийском языке выходят лишь несколько книг.

Из всего вышесказанного очевидно, что в области защиты прав титульной нации в Республике Марий Эл возможны значительные улучшения. Имеется ряд важных вопросов, таких, например, как база для организации изучения языка мари, которые заслуживают публичного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Вызывает беспокойство тот факт, что власти не желают обсуждать эти проблемы и что марийские активисты, которые добиваются, чтобы власти занимались решением проблем титульной нации, подвергаются преследованиям. Еще одним фактором, осложняющим ситуацию, является недостаточное представительство этнических мари в республиканских правительственных структурах, а также ограниченная информированность коренного населения в политических вопросах и его пассивная позиция в деле отстаивания собственных прав. Повсеместное игнорирование и пассивность в отношении проблемы марийского меньшинства тесно связаны со скудостью независимой и преобладанием официально санкционированной информации в региональных средствах массовой информации, а также с крайне низким уровнем жизни большей части народа мари. Марий Эл – один из самых бедных регионов Российской Федерации, и особенно трудная ситуация складывается в сельских районах, где, в основном, и проживают этнические марийцы.

Существующие политические и социальные тенденции в Марий Эл способствуют сокращению до минимума участия марийского меньшинства в политическом процессе в республике и повышению степени уязвимости его членов в плане культурной и языковой ассимиляции. Как и другие национальные меньшинства в России, в Советскую эпоху народ мари в значительной мере ассимилировал, а в постсоветский период эффект ассимиляции даже усилился в связи с прекращением естественного прироста населения титульной нации. Судя по сообщениям в печати, в последние годы в Республике Марий Эл наблюдается ограниченное принятие социумом марийского языка, а членам сообщества мари и других меньшинств из-за своей национальной принадлежности приходится терпеть оскорбления и нападки. И то, и другое является отражением растущего этнического шовинизма и нетерпимости к национальным меньшинствам в России7. Более того, имеются сведения о том, что уже неоднократно высокие должностные лица из администрации президента республики делали снисходительные замечания в отношении титульной нации, поощряя таким образом нетерпимое отношение к ее членам и способствуя повышению их уязвимости в плане ассимиляции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Совместный отчет Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (мхф) Московская Хельсинкская Группа (мхг) (2)

    Публичный отчет
    Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами.
  2. Эта награда ежегодно присуждается Консультативной Комиссией по правам человека

    Информационный бюллетень
    В декабре 2006 года обществу «Мемориал» была присуждена премия Французской Республики «Свобода. Равенство. Братство». Эта награда ежегодно присуждается Консультативной Комиссией по правам человека.
  3. Костенко Московская Хельсинкская группа большое внимание уделяет положению с соблюдением прав человека в местах лишения свободы. В 2002 году совместно с партнерскими организациями в 89 регионах было проведено социологическое исследование

    Исследование
    Московская Хельсинкская группа большое внимание уделяет положению с соблюдением прав человека в местах лишения свободы. В 2002 году совместно с партнерскими организациями в 89 регионах было проведено социологическое исследование уголовно-исполнитель­ной
  4. Теория и практика (2)

    Документ
    В последние десятилетия в российском обществе укрепилось мнение, что основной целью деятельности государственных органов и институтов гражданского общества является обеспечение прав человека.
  5. Доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской Федерацией

    Доклад
    Непропорциональное и необоснованное использование силы и огнестрельного оружия при задержании, подавлении незаконных действий и поддержании общественного порядка 22

Другие похожие документы..