Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
виховувати любов до Батьківщини, почуття патріотизму, громадську відповідальність та активну громадську позицію, почуття гордості за славетну історії...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и приз...полностью>>
'Документ'
Гитлер, Адольф (Hitler), (1889-1945), политический деятель Германии, в 1933-45 фюрер (вождь) и канцлер Третьего рейха. Выходец из крестьянской семьи,...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 13 ноября 2010 г. в 14 ч на заседаниидиссертационного совета Д 212.214.05 при Самарском государственном экономическом ун...полностью>>

Социон: первое знакомство

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЦИОН:

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Ваше образование, объясните

течение звезд и прочие планеты!

Александр ГРИН

Психология — знание, без которого человеку не обойтись. В том числе и деловому человеку. По двум причинам.

Во-первых, она помогает делать дело. Эффективно управлять. Договариваться с партнерами. Получать максимальный результат.

Во-вторых, и самый прагматичный коммерсант же­лает обеспечить себе высокое качество жизни — в работе и вне ее.

Спору нет, “Мерседес"— это праздник, который всегда с тобой. Но есть еще одна ценность: красота человеческих отношений. Создать ее труднее, а разбить легче, чем “Мерседес”. И счастлив только тот, кто поз­нал эту красоту. А остальные богатые — плачут.

Это очевидно многим. Даже при нашем “диком” капитализме.

А кому не интересно сотрудничество с инофирма­ми? И вот, как никогда остро, ощущаем мы недостат­ки своего английского и... скажем так, культуры че­ловеческого общения.

Ага, на курсах секретарей знают точное определе­ние: “Деловая этика”. Или еще, так: “Психология ус­пеха”. Кто сегодня скажет, что это “смешной” пред­мет? Секретарь должен быть этичным. По крайней мере, в деловой обстановке.

Погоди, скажет умудренный жизнью босс. Можно не учиться, да иметь подход к людям. А иного, сколь­ко ни учи...

Не учиться — оно, конечно, можно. Да только кое-чему научиться нужно.

А с умудренным читателем (даже если он и не босс) мы согласны; большинство настоящих психоло­гов — это не те, что с дипломом психолога. Правда, точно так же клан настоящих психологов не совпа­дает с кланом боссов.

Во все времена находились талантливые люди, ко­торые предвосхищали научные положения психологии.

Вот, например, как характеризует своего героя со­чинитель детективов Гордон Макгил:

“Его представления о человеческой природе были смутными, он не разбирался в мотивах поведения того или иного человека, постоянно удивляясь, как по-разному реагируют люди на определенные явле­ния. Но вот уловить суть какой-нибудь проблемы он мот за считанные секунды”.

Да это прямая иллюстрация Юнга1.

Но вернемся к этике,

Автор позабыл марксистско-ленинское определе­ние этики, сам же он определяет ее как систему от­ношений человека к основополагающим жизненным ценностям, прежде всего — к другим людям.

Едина ли этика? Нет: критерии нравственности могут быть различными в разных этических системах. Есть этика буддистская и мусульманская, крес­тьянская, мещанская и так далее.

Единственно правильной этикой автор видит христианскую мораль, ибо она есть выражение эти­ки Творца.

Не секрет, что многие люди не могут (или не хо­тят, так как полагают, что это ослабит их позиции) разделить по-настоящему такие, к примеру, положе­ния христианской этики, как “люби врага своего”. Чтобы облегчить себе жизнь, они придумали своды формальных законов, правил поведения, которые по­лучили название — “этикет”,

Любой согласится, что большинство правил этике­та лишено здравого смысла, и тем не менее люди со слабым природным чувством нравственности горой стоят за их соблюдение.

Например, обманывать делового партнера неэтич­но, но этикет это допускает — при условии, что вы обманываете “вежливо”.

Проницательные англичане зафиксировали эту ситу­ацию в иронической формуле: “Хорошая мина при пло­хой игре”. Кстати, и сами англичане придают до стран­ного много внимания, к примеру, ритуалу трапезы...

Но ведь часто происходит и наоборот: чистые в эти­ческом смысле побуждения человека выражаются в нес­колько корявой форме, и этикет их не принимает.

Да пусть человек держит ложку, как хочет! Пусть даже льет соус на скатерть! Лишь бы человек был хороший...

Американские психологи Джон Гордон и Ричард Бэндлер свидетельствуют:

“В Калифорнии каждая группа психотерапевтов имеет свою этику (по нашей терминологии этикет. — О.С.). Например, чтобы быть хорошим коммуникато­ром, вы должны одеваться, как рабочий фермы”.

Так что же изучают на курсах наши секретари?..

В идеале психологическое образование (по край­ней мере, для непсихологов) должно представлять собой компактную и целостную систему психологи­ческих знаний, которая заключала бы в себе и глу­бокую идейную (этическую) основу и — одновре­менно — служила бы действенной психотехникой, т.е. имела аппарат, естественно приспособленный к решению практических задач реальной жизни.

В общем-то, любое направление в психологии — будь то психоанализ или, например, модное сейчас на Западе нейролингвистическое программирование — в той или иной мере претендует на эти качества, Однако истинную революцию с точки зрения как этики, так и психотехники, произвела возникшая в конце 1970-х и окончательно сформировавшаяся в начале 90-х годов новая психологическая наука — соционика.

Датой рождения соционики принято считать 1978 год, когда появилась работа А.Аугустинавичюте2 «Ду­альная природа человека».

Сама Аушра Аугустинавичюте дает следующее оп­ределение: «Соционика — наука о соционе, соционной природе человека и соционной структуре общества».

Что же это за материя такая — социон? Вот с этим нам и предстоит разобраться в данной главе.

Социон есть совокупность шестнадцати типов чело­века, называемых соционическими типами. Таким обра­зом, соционика относится к типологическим наукам, она классифицирует людей по соционическим типам.

Теперь следует уточнить понятие «соционический тип». Но прежде поговорим о типологиях вообще.

Читателю известно деление человечества по двум типам: мужчина и женщина. Класс в данном случае носит название “пол”. Вряд ли у кого-либо вызовут сомнения естественность и правомерность такой клас­сификации.

Любой человек может быть отнесен к одному из полов, и никаких иных полов в природе не сущест­вует. Бывают, конечно, различные патологические “промежуточные” случаи, но даже в этих случаях всегда определяется истинный, “основной” пол.

Существует множество других типологий челове­ка. Безусловно-естественными могут считаться расово-национальное деление, возрастное и т.д. Введение таких классификаций имеет смысл только с опреде­ленной точки зрения. Так, детям 14 лет не следует смотреть эротические фильмы, однако билет в трам­вае им нужен такой же, как и взрослым.

Можно придумать, например, такую интересную классификацию: блондинки с серыми глазами и блон­динки с карими глазами. Здесь вопрос, много ли про­ку в такой типологии, выдвигается на первый план. Впрочем, может быть, сероглазые блондинки как раз отличаются от кареглазых каким-то значимым психо­логическим качеством.

До сих пор речь шла о классификациях, правомоч­ность которых оспаривать невозможно.

Существует еще уйма надуманных, зато наукооб­разных типологий. Классический пример — теория четырех темпераментов. Читатель, конечно, знаком с ней: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты смешиваются в че­ловеке в любых пропорциях.

В отличие от типологии по цвету глаз, теорию темпераментов можно бесконечно опровергать и до­казывать, что и делают уже много веков ее сторон­ники и противники.

Суть проблемы все же, по-видимому, в том, нас­колько полезна данная научная типология, что дает она для понимания природы человека и объяснения его реального поведения.

Теоретический аппарат соционики тоже, в принци­пе, можно подвергать сомнениям. На то он теорети­ческий аппарат. Недоверие, однако, сменяется настоящим восхищением, когда вы убеждаетесь, сколь за­мечательно соционика “работает”, т.е. описывает кон­кретные жизненные ситуации.

Итак, что же такое соционический тип?

Сразу оговоримся: соционический тип — довольно тонкая материя. Пожалуй, правильнее всего будет опре­делить его как информационное устройство человека.

В каждом из нас от рождения встроена информа­ционная “машинка”, или способ восприятия, отраже­ния (переработки) и продуцирования информации. А информация, как известно, — всеобъемлющее понятие, включающее в себя любые слова, суждения, умозаклю­чения, действия, поступки людей плюс все остальное, что только есть вокруг нас. Вся наша жизнь, по сути, — это сплошная работа с информацией, и каждый че­ловек имеет для этой работы свой инструмент.

Соционика мимоходом дает ответ на интересней­ший вопрос: одинаково ли люди видят мир? Оказы­вается, все-таки нет.

Если даже два недальтоника смотрят на красную книгу, они, конечно, могут сойтись во мнении, что это книга и что она красная, однако дальнейший ход мыслей будет у них похожим лишь в том случае, если эти люди информационно устроены одинаково.

Соционический тип не следует понимать только как способ организации психики человека. Социо­нический тип проявляется в индивидууме очень мощно, по всем возможным каналам. Это и особен­ности конституции (строения тела), и характерные черты лица, стиль разговора и манера двигаться (моторика). У людей одного типа схож вокал (т.е характеристики голоса: тембр, интонации), им свой­ственна склонность к одним и тем же болезням, И многое, многое другое.

Но, разумеется, люди одного соционического типа идентичны далеко не во всем.

Важно, что соционная природа человека если и имеет более короткую историю, чем половая приро­да, то не намного.

Вскоре после того, как Господь создал Адама и Еву, Он сотворил и шестнадцать соционических ти­пов. Возможно, это произошло одновременно с раз­делением народов при Вавилонском столпотворении Автор склонен считать, что данную библейскую прит­чу следует трактовать именно в том смысле, что Тво­рец смешал информационные языки. До этого, по-видимому, люди были информационно универсальны, что и дало им повод возомнить себя богоравными.

Но даже суровому материалисту-прагматику дол­жно быть очевидно, что соционический тип имеет надполовую и надрасовую природу.

Это значит, например, что мужчина и женщина одного соционического типа ближе по человеческой сущности, чем две женщины разных типов. Славянин и негр одного типа похожи больше, чем два индейца. Не по внешности, а по своему внутреннему складу.

Однако, такая ситуация не отменяет половых и расовых особенностей. Нет, эти особенности имеют столь же глубокую природу и существенную значи­мость, как и соционический тип. Но в этом-то никого убеждать не нужно...

Стереотипы половых ролей настолько закоснели (мужчина — силач, добытчик; женщина — предмет обхаживания), что один психолог опубликовал, к при­меру, такой совет: “Подарите своему мужу на день рождения большую хозяйственную сумку, ведь драка в очередях соответствует его природным наклоннос­тям...” Психолог этот — разумеется, дама. И именно такие вот дамы возмущаются, когда им на день рож­дения дарят кастрюлю.

Соционика не только расставляет все по местам, но и делает это высоко гуманистично. Недаром мы говорили, что она — новая этика.

Соционика считает естественным делом для тонко чувствующего мужчины писать стихи или воспиты­вать детей, для умной и волевой женщины — руко­водить предприятием или летать в космос. И к этой справедливости многим еще предстоит привыкать.

Соционическим типом человек обладает с момен­та рождения. А может быть, еще в утробе матери (на этот счет исследований пока не проводилось).

Все данные указывают на то, что соционический тип заключен в генотипе.

К 2000 году ученые обещают полностью расшиф­ровать геном человека. Наверняка, среди множества других, они опишут и ген соционического типа.

Всего соционических типов, как уже упоминалось, существует шестнадцать. Почему именно шестнадцать, ни больше ни меньше? Откуда взялось это число?

На такой вопрос можно ответить с двух точек зре­ния. Во-первых, шестнадцать типов возникают в те­оретическом построении аппарата соционики (см. Ап­пендикс Б). Во-вторых, сам по себе этот факт еще ничего не значил бы (мало ли каких теорий можно настроить'), если бы не обнаружилось, что каждый живой конкретный человек может быть иденти­фицирован с одним и только одним из шестнад­цати типов, составляющих социон.

Вот этот-то факт, по-научному называемый пря­мым экспериментальным подтверждением теорети­ческой модели, и говорит прямо и однозначно о том, что соционическая модель чрезвычайно удачна. Еще бы: теория “угадала” существование в природе шес­тнадцати типов человека!

Так что, если хотите, 16 — это одна из мировых констант, и нет здесь никакой мистики: знает же на­ука другие мировые константы, такие как скорость света в вакууме или масса покоя протона.

Мы подошли к черте, у которой пора обозначить соционические типы, дать им имена. Вот они:

Названия выбраны с таким расчетом, чтобы они отражали существенные и специфические черты, при­сущие каждому данному типу.

Так, мы предпочли название “Плановик” назва­нию “Прагматик”, ибо прагматиками являются также Дизайнер и некоторые другие типы, поэтому обозначение “Прагматик” не удовлетворяет требованию спе­цифичности. В то же время, имя “Плановик” точнее отвечает сущности данного соционического типа.

Еще одно важное замечание: названия типов сле­дует понимать с максимальной общностью.

Так, Механик — это не только превосходный ча­совых дел мастер или автослесарь, он — механик во всем, даже в отношениях с людьми.

Плановик — это не просто работник бухгалтерии ЖЭКа, но человек, который постоянно планирует, просчитывает, прогнозирует.

Массовик может ассоциироваться, в первую оче­редь, с массовиком-затейником, но это также человек, чья стихия — стечение народа, бурная активность, он стремится концентрировать на себе внимание, распо­ряжаться людьми. Заметим, что имя “Распорядитель” было бы менее удачным, поскольку страсть распоря­жаться характерна и для некоторых других социони­ческих типов.

Психолога, даже если он собирает на заводе теле­визоры или работает в математическом институте, больше всего занимают человеческие глубины.

Оператор — это не обязательно телефонистка. Это человек, который умеет безупречно выполнять работу, отыскивать в любом процессе оптимальную технологи­ческую цепочку. Здесь нелишне вспомнить, что до ок­тябрьского переворота хирург назывался оператором.

Читатель, конечно, обратил внимание на то, что социон мы разбили на четыре группы, по четыре типа в каждой. Эти группы называются квадры, и каждой квадре присвоена буква греческого алфави­та:

В чем смысл такого деления социона? Дело в том, что квадра представляет собой некую целостность: для всех типов одной квадры общими являются определенные ценности, которые задают психологическую атмосферу, свойственную данной квадре. Эта атмосфера явственно ощущается в груп­пе, где присутствуют члены лишь одной из квадр.

В следующей таблице представлено описание квадровых особенностей:

Квадра

Характеристика

Главная ценность

Императив общения

Эйфористы

Наслаждение

Независимость

Организаторы

Иерархия

Строгость

Активисты

Борьба

Конкурент­ность

Гуманисты

Согласие

Доброжела­тельность

Императив — значит основополагающий принцип общения, принятый в квадре.

Читатель легко может представить себе, что про­изойдет, если укомплектовать, к примеру Активиста­ми — духовную семинарию, а Гуманистами — бри­гаду рэкетиров.

А между тем, в жизни часто именно так и делается.

Изучайте Соционику, господа!

ВИРТУОЗ НА СВОЕМ МЕСТЕ

Бог хочет, чтобы ни одни человек

не жил в этом мире без работы.

Но не менее очевидно и то, что Он хочет,

чтобы каждый был счастлив в своей работе.

Джон РАСКИН

Однажды, в 1992 году, консалтинговая фирма, воз­главляемая автором, поместила в газетах рек­ламное объявление:

АНСАМБЛЬ СОЛИСТОВ — ИДЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВАШЕЙ ФИРМЫ.

Оптимизация структуры персонала по принципу:

КАЖДЫЙ СОТРУДНИК — ВИРТУОЗ НА СВОЕМ МЕСТЕ, СОГЛАСОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОТЕНЦИРУЕТ ДЕЛОВОЙ УСПЕХ!

Отклик был ошеломляющий. Позвонил всего один клиент — девушка. Она спросила; “Уточните, какие солисты вам нужны? Вокалисты?”

Заметим: до 1 апреля оставалось полгода.

Подозревая, что дружное недоуменное молчание предпринимателей было вызвано отнюдь не тем, что их фирмы давно пришли к идеальному состоянию, а скорее нулевой осведомленностью о возможностях со­ционики в деловой сфере, мы и решили написать эту книгу. В целях разъяснения упомянутой рекламы...

Проблема № 1 для каждого руководителя — это его кадры, его команда. Вряд ли отыщется такой босс, который стал бы это оспаривать.

Да, доход, да, результат, но и сам этот результат создается теми, кто трудится рядом с вами плечом к плечу.

Нужно быть, извините, в высшей степени недале­ким человеком, чтобы недооценивать значение лич­ностных качеств работников и взаимоотношений внут­ри фирмы. Даже у коммунистических начальников хватало ума выдвигать на первый план “человечес­кий фактор”.

Встречается такая позиция: вот, мол, разбогатеем, встанем на ноги, тогда сможем себе позволить занять­ся психологией. Сейчас, мол, не до этого...

Так с людей, если хотите знать, дело начинается, кадровый вопрос — это первый вопрос, который должна решить фирма, особенно если она еще не встала на ноги.

Можно, конечно, “выжимать” из людей результат, закрывая глаза на бесконечное кипение интриг, кон­фликтов в коллективе, хроническое неудовлетворение сотрудников, превратившихся в невротиков. Такой стиль “руководства”, надо сказать, весьма распрост­ранен на нынешней стадии нашего доморощенного капитализма.

Но ничто в этом мире не сходит с рук даром: люди не выдерживают дикой атмосферы, царящей в такой фирме, и уходят, даже невзирая на высокую зарплату.

Удручающая текучесть кадров является бичом такого горе-руководителя. Если еще учесть, что прежде дру­гих уходят самые ценные сотрудники...

Долго ли будет процветать такая фирма?

Отбирать людей сугубо по деловым качествам — тоже неверно. Психологические аспекты значимы в не меньшей степени, чем даже профессиональный опыт того или иного сотрудника.

Автор уверен, что это станет очевидным для каж­дого, кто дочитает до конца нашу книгу.

И еще одну вещь поймет вдумчивый читатель: соционический менеджмент — такая же серьезная и сложная наука, как, например, менеджмент финансо­вый. Или даже сложнее. А значит — по плечу только профессионалу (и то, между прочим, не каждому).

Поэтому трижды заблуждается тот “мудрый” босс, с которым мы уже имели честь познакомиться в пре­дыдущей главе: руководящее кресло, в его понимании, отождествляется с данными незаурядного психолога.

Действительно, ему, как начальнику, над людьми власть имущему, в какой-то мере подвластна судьба подчиненных. Но вряд ли (ой, вряд ли!) ему открыты тонкие механизмы, определяющие то, что происхо­дит в таком непростом мире человеческих личностей и взаимоотношений.

В выигрыше всегда оказывается босс, обладающий достаточно высокой культурой для того, чтобы подходить к работе с людьми, во-первых, со всей серьезностью, а во-вторых — научно грамотно. Как это давно делается в цивилизованных странах.

При подборе новых работников в американских фирмах используется метод психологического анализа, для чего от кандидата требуют; анкету; заявление, написанное от ру­ки; фотографии (анфас и в профиль).

Специалисты кадровых служб подвергают фотографии анализу с помощью физиогномических таблиц. Анкета и заявление кандидата на должность подвергаются прежде всего графологическому анализу.

Анкета содержит 140 вопросов, ответы на которые ана­лизируются не столько по их содержанию, сколько со сто­роны стиля и характера изложения, где непроизвольно про­являются особенности личности кандидата.

В итоге под благовидным предлогом предприниматели отказывают до 60% претендентов.3

Гуманна ли такая процедура? Ответ однозначен: да.

Гуманизм заключается в том, что 20% отобранных попадают в нормальные условия работы, и именно эти люди действительно нужны фирме. Соответству­ющим образом будут строиться и отношения между работниками и администрацией.

А остальные, те, которых на все лады проанали­зировали и затем “забраковали”? Им, конечно, нем­ножко обидно, но не очень. Каждый из них получает письменный отказ в исключительно вежливой форме, в котором обязательно подчеркивается; “Вы не дол­жны комплексовать по поводу недостатка у Вас ка­ких-либо способностей. Просто был очень большой конкурс претендентов, и мы были поставлены перед необходимостью выбора...”

Было бы хуже, и для человека и для фирмы, если бы сотрудника, “не вписывающегося” в существую­щую структуру, пожалели, или приняли “по блату”, или как-то еще (отечественные бизнесмены знают уйму исконно-посконных способов, не знают только единственно правильного: научного).

Вот одна из главных причин того, что наша эко­номика по сей день ковыляет на костылях, а также того, что на подавляющем большинстве предприятий чуть ли не весь персонал пребывает на грани психи­ческого срыва.

В большинстве зарубежных компаний каждый кандидат подвергается всестороннему анализу. Широко развита сеть специальных оценочных центров. При приеме на работу меньше внимания уделяется формальным знаниям, а боль­ше человеческим и деловым качествам кандидата.

Не обязательно искать бухгалтера суперопытного, пусть это будет способный молодой человек, имею­щий, конечно, соответствующее образование и прак­тический опыт, но главное — обладающий высоким общим культурно-интеллектуальным уровнем, стрем­лением к профессиональному самообразованию... И еще, добавляет соционика, складом личности, кото­рый гарантирует быстрое достижение вершин в дан­ной области4 и возможность результативного взаимо­действия с остальными членами команды. Не правда ли, весомое добавление?

Забегая вперед, скажем: соционические аспекты зна­чимы настолько, что “перевешивают” вес остальное.

На Западе соционики еще не знают. Мы имеем огромную фору!

Итак, чем же характеризуется, с точки зрения со­ционики, тот или иной склад личности и каковы про­фессиональные рекомендации для него?

Подробно исследуем этот вопрос для всех шест­надцати соционических типов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Я и все остальные Начала соционики (2004 г.) Что лучше жить с завязанными глазами, или отчет

    Публичный отчет
    Что лучше - жить с завязанными глазами, или отчетливо видеть, что происходит вокруг? Что практичнее - принимать решения вслепую, или делать осознанный выбор? Известные специалисты в области прикладной соционики помогут вам по-новому
  2. Екатерина Сергеевна Филатова Личность в зеркале соционики

    Документ
    Соционика посвящена той структуре психики человека, которая не меняется на протяжении всей жизни, а также проблемам психологической совместимости людей.
  3. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. 1994

    Реферат
    Работа известного нидерландского философа Рудольфа Анкерсмита, представляет собой собрание эссе, написанных в разное время и выстроенных в единую логическую линию размышлений, показывает обстоятельства возникновения, источники и эволюцию
  4. Функция общих законов в истории

    Закон
    1. Достаточно широко распространено мнение, что история в отличие от так называемых физических наук, занимается скорее описанием конкретных явлений прошлого, чем поиском общих законов, которые могут управлять этими событиями.
  5. Вера Израилевна Стратиевская Как сделать, чтобы мы не расставались руководство (1)

    Руководство
    Эта книга — руководство по поиску спутника жизни не по рекомендациям в популярных журналах, не по многочисленным гороскопам, а с позиций соционной природы человека.

Другие похожие документы..