Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
о проведении 4-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Технологии и оборудова...полностью>>
'Документ'
Маркетинговые исследования рынка и потребительского спро­са, в конечном счете, направлены на получение более ясного от­вета на вопрос: какие именно т...полностью>>
'Документ'
3. Миссия ООП: подготовка квалифицированных специалистов в области техники и технологии, способных реализовать свои знания, умения, ком-петенции при ...полностью>>
'Программа дисциплины'
2. Требования к студентам: Преподавание дисциплины целесообразно осуществлять после того, как будут прослушаны следующие курсы: «Общий менеджмент», «...полностью>>

Примерное тематическое планирование для 6 класса

Главная > Тематическое планирование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ РОССИИ

Калининградская область:

История края

Материалы для учителя

Калининград

2006

Авторы-составители:

Е.Ч. Жук, М.В. Ильина, к.и.н., доц. Н.Ю. Никулина (руководитель авторского коллектива)

Авторские разработки конспектов уроков предоставили:

к.п.н. Н.И. Ворновская, Ю.С. Грекова, А.А. Лебедкина,

А.В. Майстер, к.и.н. Н.А. Строганова

Под редакцией док. ист. наук,

проф. Ю.В.Костяшова

И

История западной России. Калининградская область: История края: Материалы для учителя. – Калининград, 2006. - 140 с.

В издании представлены авторские методические материалы, разработанные в соответствии с экспериментальной Программой курса истории края для общеобразовательной школы. Приведены примерные тематические планы уроков для 6-х -11-х классов, а также авторские разработки отдельных уроков и внеклассных мероприятий по истории края. Даны темы исследовательских и проектных работ, выполняемых учащимися в процессе изучения курса.

© Авторы, 2006

Содержание

Введение

4

Раздел I. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УРОКОВ …...

6

Примерное тематическое планирование для 6 класса….

6

Примерное тематическое планирование для 7 класса….

10

Примерное тематическое планирование для 8 класса….

16

Примерное тематическое планирование для 9 класса….

24

Примерное тематическое планирование для 10 класса..

34

Примерное тематическое планирование для 11 класса..

42

Раздел II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (Уроки и внеклассные мероприятия)………….

52

Ильина М.В. Вводный урок………………………………

52

Ильина М.В. Урок «Эхо Грюнвальда»…………………..

57

Жук Е.Ч., Лебедкина А.А. «История и культура нашего края: путе­шест­вие в прошлое, настоящее и будущее» (интел­лектуаль­ный турнир)……………………………...

64

Ворновская Н.И. Урок-экскурсия «Путешествие вглубь веков с загадочным алатырь-камнем»…………………..

77

Грекова Ю.С. Экскурсия «Следы средневековья в моем городе»…………………………………………………….

88

Майстер А.В. Урок «Восточно-Прусская операция в годы Первой мировой войны…………………………….

93

Строганова Н.А. Урок «Становление Калининградской области»……………………………………………………

110

Костяшов Ю.В., Никулина Н.Ю. Урок «Заселение Калинин­град­ской области» …………………………………

121

Костяшов Ю.В. Урок «Историческая топонимика Калининград­ской области»………………………………….

129

Темы проектных и исследовательских работ…………..

138

ВВЕДЕНИЕ

С 2006-2007 учебного года в рамках реализации регионального компонента содержания образования проводится эксперимент по внедрению в учебный процесс общеобразовательных школ области курса «История западной России. Калининградская область: История края». Проект осуществляется Министерством образования Калинин­градской области, Российским государственным университетом имени Иммануила Канта и педагогическими коллективами экспериментальных школ. Для реализации проекта предполагается разработать учебно-методический комплекс, который бы включал учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию и пособие для учителя.

К новому учебному году уже выпущена часть пособия для учителей1. Дополнением учебно-методического комплекса являются Материалы для учителя, подготовлены группой авторов в инициативном порядке. Материалы соответствуют Программе общего образования по истории края, разработанной в рамках эксперимента2.

В Материалы включены примерные тематические планы уроков для основного, среднего (полного) общего образования, составленные с учетом того, что переход к полномасштабному и систематическому изучению курса будет происходить в течение нескольких лет. Обучение в 2006-2007 учебном году одновременно начинается в 6-11 классах из расчета 35 учебных часов в год, по одному часу в неделю. В рамках эксперимента предусмотрен переходный период для учащихся 7- 9 и 11 классов, которые будут изучать курс в сокращенном виде. Особенности переходного периода отражены в примерном планировании.

Помимо поурочного планирования, в издание включены авторские разработки отдельных уроков и внеклассных мероприятий по наиболее интересным и актуальным проблемам истории края, а также темы исследовательских и проектных работ, выполняемых учащимися в процессе изучения курса.

Данная публикация является предварительной. Все предложенные материалы отражают точку зрения авторов, не являются обязательными и открыты для предложений, изменений и дополнений. Предложения можно присылать по почте (236040 Калининград, ул. А. Невского, 14, Институт современных образовательных технологий, Наталье Юрьевне Никулиной) или по электронному адресу: nikulina@albertina.ru

После обсуждения и доработки будет опубликован новый вариант пособия.

РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УРОКОВ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ РОССИИ. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ» НА 2006–2007 УЧЕБНЫЙ ГОД

(предложения авторов)

Примерное тематическое планирование

для 6 класса – 35 часов

п\п

Тема урока

Содержание урока, основные вопросы

Структура урока, формы деятельности

Тема 1. Введение в курс – 4 часа

1-2

Наш край на карте России

1. Понятие «краеведение».

2. Наш край на карте России.

3. Наши соседи.

4. Место и роль истории края в истории России.

1. Вводное тестирование.

2. Работа с текстом учебника, ознакомление с его содержанием.

3. Работа с политической и исторической картами.

4. Беседа с элементами дискуссии. Обсуждение темы в малых группах.

5. Знакомство с основными понятиями. «Мо­зговой штурм».

3-4

Как мы изучаем историю края?

1. Периодизация ис­тории края. Особен­но­сти истории региона.

2. Источники истории края: архео­ло­ги­­ческие, этнографи­ческие, письменные.

3. Топонимика, геральдика, нумиз­ма­ти­ка, генеалогия – науки-помощницы

  1. Лекция учителя.

2. Лабораторно-практи­ческая работа с учебными текс­тами, историческими источниками, рисунками и фотографиями.

3. Работа в малых группах.

4. Итоговое тестирование.

Тема 2. Древнейшая и древняя история края – 10 часов

5-6

Древнейшие жите­ли края

1. Геологический и природно-клима­ти­чес­кий облик края.

2. Появление человека на территории края.

3. Этногенез балтов.

4. Хозяйство и материальная культура древнейших жителей. Появление индо­европейцев.

1. Рассказ учителя. Постановка проблемы.

2. Работа с исторической картой, понятийным аппаратом.

3. Работа с текстом учебника.

4. Заполнение таблицы.

7

Первые сведения о

«Янтарном крае»

1. Античная традиция описания Юго-Восточной Прибалтики. Эстии.

2. Янтарный путь.

3. Местное население и Великое пере­се­­ление народов. Викинги на терри­тории края.

1. Вводная беседа. Рассмотрение основных по­нятий.

2. Работа с историчес­кими документами и истори­чес­кой картой.

3. Работа в малых группах. Выполнение творческих заданий.

8 -10

Пруссы в конце I – начале II тыс. н. э.

1. Территория рас­­селения и границы.

2. Хозяйство. Быт. Управление.

3. Религиозные ве­рования.

4. Пруссы и их соседи – Древняя Русь, Польша, ви­кинги.

1. Работа с понятийным аппаратом. Вводная лекция учителя.

2. Работа в малых группах.

3. Сообщения учеников.

4. Ролевая игра «На ярмарке в прусском поселке» («Под священным дубом»).

11-14

По следам прош­лого

1. Этапы работы археологов. На рас­копе и в научной лаборатории.

2. Хранение, реставрация и рекон­струк­ция находок.

3. Археологичес­кие раскопки на тер­ри­то­рии области.

1. Работа с понятийным аппаратом. Вводная лек­ция учителя.

2. Работа в малых группах.

3. Экскурсия в историко-художественный музей.

4. Итоговое тестирование.

Тема 3. Средневековье в Юго-Восточной Прибалтике – 18 часов

15

“Крестом и мечом"

1. Христианизация Прибалтики. Орден Меченосцев.

2. Пруссы и Польша.

3. Миссия св. Адаль­берта.

1. Рассказ учителя.

2. Работа с текстом, заполнение таблицы.

3. Сообщения учащихся.

16-17

Покорение прус­сов крестоносцами

1. Тевтонский ор­ден: создание, стру­к­тура, политика.

2. Завоевание Орденом прусских зе­мель.

1. Рассказ учителя.

2. Работа с текстом, заполнение таблицы.

3. Сообщения ученков.

4. Итоговое обсуждение. Составление синквейнов.

18-19

Основание Кениг­сберга

1. Король Оттокар II – основатель города.

2. История города: от древности до наших дней. 750-летие Калининграда.

3. Следы прошлого в современном Калининграде.

1. Работа в малых группах.

2. Подготовка сообщений и творческих работ.

3. Выполнение проектного задания: «Экскурсия по историческим местам нашего города».

20-21

Государство Тев­тонского ордена

1. Территория, на­селение, управление.

2. Сельское хозяйство, ремесла, торгов­ля.

3. Ганзейский союз. Торговые связи с Россией.

1. Лекция учителя.

2. Лабораторно-практи­че­­с­кая работа с учебными тек­ста­ми, историческими источниками и иллюстрациями.

3. Работа в малых группах.

22-25

Путешествие в сре­д­невековый город

1. Королевский за­мок: история возве­дения, назначение, судьба.

2. Средневековые замки на территории края: современное состояние, проблемы реставрации и использования.

3. Кафедральный собор – символ Кениг­сберга и Калининграда. Возрож­дение Собора.

1. Вводная беседа. Анализ информации.

2. Работа в малых группах. Выполнение творческих заданий.

3. Сообщения учащихся. Отчеты о работе групп, изучавших состояние памятников истории и культуры в Калининградской области.

4. Экскурсия.

26

Отношения Орде­на с соседними государствами

1. Взаимоотношения Ордена с соседя­ми: Русью, Польшей, Литвой.

2. Войны Ордена с Польшей и Литвой

1. Лекция учителя.

2. Лабораторно-практи­че­­ская работа с учебными текс­тами, исторически­ми источниками и картой.

3. Работа в малых группах.

27

Эхо

Грюнвальда

1. Ход Грюнваль­дской битвы.

2. Причины поражения Ордена.

3. Значение победы польско-ли­тов­ско­го войска.

1. Вводная беседа учителя.

2. Работа с иллюстрациями, исторической картой.

3. Заполнение таблицы.

4. Составление синквейна.

28-29

Московские послы в

Кенигсберге

1. Первые контакты Ордена с Москов­ской Русью.

2. Союзный договор 1517 г.

3. Война Ордена с Польшей.

1. Вводная беседа.

2. Работа с документами, текстом в малых группах.

3. Творческое задание «Прием московских послов в замке Кенигсберга».

30

Кризис

государ­ст­ва Тевтонского ордена.

1. Альбрехт Бранденбургский.

2. Конфликт сосло­вий.

3. Причины ликвидации Орденского государства.

1. Вводная беседа учителя.

2. Сообщения учащихся.

3. Работа с историческими документами и картой.

4. Обсуждение.

31-32

Знатоки истории

1. Памятники истории и культуры на­ше­го края и России периода средне­ве­ковья.

2. Выдающиеся личности в истории края и России.

1. Викторина. Выполнение творческих заданий.

2. Ролевая игра «Конкурс капитанов»

3. Работа в малых группах.

4. Итоговое тестирование

33-35

Резерв – 3 часа

Примерное тематическое планирование

для 7 класса – 35 часов

п\п

Тема урока

Содержание урока, основные вопросы

Структура урока, формы деятельности

Тема 1. Введение в курс – 3 часа

1

Наш край на карте России

1. Понятие «краеведение».

2. Наш край на карте России.

3. Наши соседи

4. Место и роль истории края в истории России.

1. Вводное тестирование.

2. Работа с текстом учебника, ознакомление с его содержанием.

3. Работа с политической и исторической картами.

4. Беседа с элементами дискуссии. Обсуждение темы в малых группах.

5. Знакомство с основными понятиями. «Мо­з­­говой штурм».

2-3

Как мы изучаем историю края?

1. Периодизация ис­тории края. Особенности истории региона.

2. Источники истории края: археоло­ги­ческие, этнографические, письмен­ные.

3. Топонимика, геральдика, нумизма­тика, генеалогия – науки-помощницы.

1. Лекция учителя.

2. Лабораторно-практи­ческая работа с учебными текс­та­ми, историческими источниками, иллюстрациями и фотографиями.

3. Работа в малых группах.

4. Итоговое тестирование.

Тема 2. Древнейшая и древняя история края – 6 часов

4

Древнейшие жите­ли края.

1. Геологический и природно-клима­тический облик края.

2. Хозяйство и материальная культура древнейших жи­телей. Появление индо­европейцев.

1. Рассказ учителя. Постановка проблемы.

2. Работа с исторической картой, понятийным аппара­том.

3. Работа с текстом учебника.

4. Заполнение таблицы.

5

Первые сведения о «Янтарном крае»

1. Античная традиция описания Юго-Восточной Прибалтики. Эстии.

2. Янтарный путь.

1. Вводная беседа. Рассмотрение основных по­нятий.

2. Работа с историческими документами и исто­ри­ческой картой.

3. Работа в малых группах. Выполнение творческих заданий.

6-7

Пруссы в конце I – начале II тыс. н. э.

1. Территория расселения и границы.

2. Хозяйство. Быт. Управление.

3. Религиозные верования.

4. Пруссы и их соседи – Древняя Русь, Польша, викинги.

1. Работа с понятийным аппаратом. Вводная лекция учителя.

2. Работа в малых группах.

3. Сообщения учащихся.

4. Анализ исторических источников.

8-9

По следам прошлого

1. Археологические раскопки на тер­ритории области.

1. Работа с понятийным аппаратом. Вводная беседа учителя.

2. Экскурсия в историко-художественный музей.

3. Итоговое тестирование.

Тема 3. Средневековье в Юго-Восточной Прибалтике – 11 часов

10

“Крестом и мечом"

1. Миссия св. Адальберта.

2. Христианизация При­балтики. Орден Меченосцев.

3. Пруссы и Польша.

1. Рассказ учителя.

2. Работа с текстом, заполнение таблицы.

3. Сообщения учащихся.

11-12

Война Ордена и пруссов

1. Тевтонский орден: создание, стру­к­тура, политика.

2. Завоевание Орденом прусских зе­мель.

1. Рассказ учителя.

2. Работа с текстом, заполнение таблицы.

3. Сообщения учащихся.

4. Итоговое обсуждение. Составление синквейнов.

13-14

Основание Кенигсберга

1. Король Оттокар II – основатель города.

2. История города: от древности до наших дней. 750-летие Калининграда.

3. Следы прошлого в современном Калининграде.

1. Работа в малых группах.

2. Подготовка сообщений и творческих работ.

3. Выполнение проектного задания: «Экскурсия по историческим местам нашего города».

15

Государство Тев­тонского ордена

1. Территория, население, управление.

2. Сельское хозяйство, ремесла, тор­гов­ля.

3. Ганзейский союз. Торговые связи с Россией.

1. Лекция учителя.

2. Лабораторно-практи­ческая работа с учебными текс­тами, историческими источниками и иллю­страциями.

3. Работа в малых группах.

16-17

Путешествие в сред­неве­ко­вый город

1. Королевский замок: история возве­дения, назначение, судьба.

2. Средневековые замки на территории края: современное состояние, проблемы реставрации и использования.

3. Кафедральный со­бор – символ Кениг­сберга и Калининграда. Возрождение Собора.

1. Вводная беседа. Анализ информации.

2. Работа в малых группах. Выполнение творческих заданий.

3. Сообщения учащихся. Отчеты о работе групп, изучав­ших состояние памятников истории и культуры в Калининградской области.

4. Экскурсия.

18-19

Отношения Орде­на с соседними государствами

1. Взаимоотношения Ордена с соседями: Русью, Польшей, Литвой.

2. Войны Ордена с Польшей и Литвой

3. Московские послы в Кенигсберге.

1. Лекция учителя.

2. Лабораторно-практи­ческая работа с учебными текс­тами, историческими источниками и картой.

3. Работа в малых группах.

20

Кризис государ­ст­ва Тевтонского ор­де­на.

1. Альбрехт Бранденбургский – исто­ри­ческий портрет.

2. Конфликт сословий.

3. Причины ликвидации Орденского государства.

1. Вводная беседа учителя.

2. Сообщения учащихся.

3. Работа с историческими документами и картой.

4. Обсуждение, обобщение и повторение.

Тема 4. Новая история края – 12 часов

21

Герцогство Пруссия

1. Создание герцогства Пруссия.

2. Реформы герцога Альбрехта.

1. Вводная беседа учителя, тестирование.

2. Работа в малых группах с историческими ис­точни­ками и текстом.

3. Заполнение таблицы.

22-23

Культура и про­све­щение в Прус­ском герцогстве

1. Развитие образования, искусства. Серебряная библиотека.

2. Основание Кенигсбергского универ­ситета.

3. История Альбертины. Российский го­су­дарственный университет им. Канта.

1. Вводная беседа учителя.

2. Проведение межпредметных связей, актуализация имеющихся знаний.

3. Сообщения учащихся.

4. Экскурсия в музей РГУ им. И. Канта

24

Наследие Альбрехта

1. Судьба герцогства после Альбрехта.

2. Бранденбургско-Прусское государ­ст­во и его место в европейской политике XVII века.

3. Балтийский вопрос во взаимо­от­но­ше­ниях России и Пруссии в XVII веке.

1. Вводная беседа учителя.

2. Работа с историческими документами и картой.

3. Проведение межпредметных связей, актуализация имеющихся знаний из курса истории России и новой истории.

25

Великое посоль­ст­во Петра I 1697 г.

1. Петр I в Кенигсберге и Пиллау.

2. Договор 1697 г.

3. Калининградский культурный центр «Великое посольство» в Королевских воротах.

1. Вводная беседа.

2. Лабораторно-практи­ческая работа с учебными текстами, историческими источниками и картой.

3. Работа в малых группах.

4. Экскурсия.

26

Королевство Пруссия

1. Первые прусские короли.

2. Дипломатические контакты России и Пруссии в годы Северной войны.

1. Вводная беседа.

2. Работа с историческими документами и картой.

3. Проведение межпредметных связей, актуализация имеющихся знаний из курса истории России.

27

Тайна Янтарной комнаты

1. Судьба Янтарной комнаты.

2. Утрата и проблемы поиска и вос­создания Янтарной комнаты.

1. Сообщения учащихся.

2. Анализ информации СМИ.

3. Итоговая дискуссия.

28

Восточная Прус­сия – провинция России

1. Семилетняя война: причины и характер.

2. Ход военных действий на территории Восточной Пруссии.

3. Кенигсберг – провинция Российской империи. Российские губернаторы Пруссии.

4. Итоги Семилетней войны.

1. Вводная беседа.

2. Работа с историческими документами и картой.

3. Проведение межпредметных связей, актуализация имеющихся знаний из курса истории России.

4. Сообщения учащихся.

5. Итоговое обсуждение.

29

Деятели русской культуры и науки в Кенигсберге

1. Кенигсберг глазами А.Т. Болотова, Н.М. Карамзина, Е. Дашковой.

2. Русские студенты в Кенигсбергском университете.

1. Работа с историческим текстом.

2. Сообщения учащихся.

3. Анализ информации, обсуждение.

4. Опережающее задание.

30-31

Знаменитые земляки

1. Выдающиеся просветители Восточ­ной Пруссии. И.Г. Гердер, И. Гаман, Э.Т.А. Гофман.

2. Жизнь и деятельность И. Канта

1. Вводная беседа учителя.

2. Работа в малых группах.

3. Сообщения учащихся.

4. Экскурсия в музей И. Канта.

32-33

Знатоки истории

1. Памятники истории и культуры нашего края и России периода средне­ве­ковья и нового времени.

2. Выдающиеся личности в истории края и России.

1. Викторина. Выполнение творческих заданий.

2. Ролевая игра «Конкурс капитанов»

3. Работа в малых группах.

4. Итоговое тестирование.

34-35

Резерв – 2 часа

Примерное тематическое планирование



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематическое планирование: математика,1 класс

    Тематическое планирование
    Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество).
  2. Примерное тематическое планирование уроков музыки в I iv классах (1ч в неделю, всего 135 ч)

    Тематическое планирование
    Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — ис­полнитель — слушатель. Песни, тан­цы и марши — основа многообраз­ных жизненно-музыкальных впечат­лений детей.
  3. Тематическое планирование по истории Классы

    Тематическое планирование
    - Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта . Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы.
  4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Трудовое обучение»

    Календарно-тематическое планирование
    К началу 2009/2010 учебного года Министерством образования Республики Беларусь утверждено примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Трудовое обучение» для V—ІХ классов.
  5. Тематическое планирование учебного материала структурировано в соответствии с программами предмета «Трудовое обучение. Технический труд» для учащихся 5-9 класс

    Тематическое планирование
    Примерное тематическое планирование учебного материала структурировано в соответствии с программами предмета «Трудовое обучение. Технический труд» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с русским (белорусским) языком обучения.

Другие похожие документы..