Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
– разработка календарного плана пересмотра устаревших и заниженных норм, а также разовые и дополнительные работы, связанные с отклонениями от техноло...полностью>>
'Документ'
1 Для статистичного аналізу цін та реалізації сільгосппродуктів в місті здійснюється обстеження ринків за вибірковим колом, на яких враховується кіль...полностью>>
'Доклад'
Настоящий доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления записи актов гражданского состояния Тамбовской области разработан в со...полностью>>
'Документ'
О состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации и Северо – Западном межрегиональном территориальном управлении воздушного...полностью>>

Джим коллинз от хорошего к великому (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 1. ХОРОШЕЕ - ВРАГ ВЕЛИКОГО

Почему умирать так тяжело,

так это из-за неудовлетворенного любопытства.

Берил Маркхем.

На запад, вслед за ночью.

 

"That's what makes death so hard -

unsatisfied curiosity".

Beryl Markham,

West with the Night.1

 

Хорошее - враг великого.

И это одна из основных причин,

почему у нас так мало чего-то по-настоящему великого.

 

У нас нет выдающихся школ, в основном потому, что у нас есть шко­лы хорошие. У нас нет великого правительства, в основном потому, что у нас есть хорошее правительство. Немногие люди живут замечательной жизнью, потому что так легко жить просто хорошо. Подавляющее боль­шинство компаний никогда не становятся великими именно потому, что подавляющее большинство из них становятся вполне хорошими, и это их основная проблема.

Для меня это стало очевидным в 1996 за ужином с группой специа­листов по вопросам управления, собравшихся обсудить методы оценки эффективности деятельности организаций. Билл Миихан, глава Сан-Франциского офиса McKinsey & Company[1], наклонился ко мне и сказал доверительно: «Знаете, Джим, нам в McKinsey очень нравится ваша кни­га «Построенные навечно»[2]. Вы и ваш соавтор написали прекрасный, но, к сожалению, совершенно бесполезный труд».

Заинтригованный, я попросил его объяснить.

«Компании, о которых вы написали, всегда были по большой части выдающимися, - сказал он, - у них не было необходимости осуществ­лять переход от хорошего к великому. Их создатели, такие как Дэвид Паккард и Джордж Мерк, предопределили «великий» характер этих ком­паний с самого начала. Но что вы поделаете с теми, кто, прожив полжиз­ни, в одно прекрасное утро вдруг понимает, что создал просто хорошую компанию, но никак не великую?»

Теперь я понимаю, что, сказав «бесполезный», Миихан несколько преувеличивал, добиваясь желаемого эффекта но, по сути, он был прав -по-настоящему великие компании по большей части всегда были тако­выми. И подавляющее большинство хороших компаний оставались именно таковыми - просто хорошими, но не великими. Замечание Миихана, на самом деле, оказалось ценным подарком, поскольку стало тем семенем, из которого вырос вопрос, послуживший основой этой книги, а именно, «может ли хорошая компания стать великой и, если да, то как?». Или болезнь быть «просто хорошей компанией» неизлечима?

Спустя пять лет после того судьбоносного ужина мы можем сказать без всякого сомнения - переход от хорошего к великому действительно (здесь и далее курсив автора) возможен, и нам удалось немало узнать о факторах и условиях, которые необходимы для его осуществления. Что­бы достойно ответить на вызов Билла, моя исследовательская группа и я начали пятилетнее исследование - настоящее путешествие, с целью по­нять механизмы перехода от «хорошего» к «великому».

Концепция проекта схематично показана на графике 1.А.[3] Мы выб­рали именно те компании, которым удалось осуществить переход от хо­роших результатов к выдающимся и сохранять эти высокие результаты в течение, по крайней мере, 15 лет. Мы сравнили показатели деятельно­сти этих компаний с показателями группы тщательно отобранных ком­паний, которым не удалось осуществить подобного перехода или уда­лось, но они не смогли удержаться на этом уровне.[4] Затем мы проанали­зировали те факторы, которые позволили компаниям перейти из разряда «хороших» в разряд «великих» и стали определяющими для их долго­срочного успеха.[5] (См. Таблицу «Проект «От хорошего к великому».)

Те компании, которым удалось перейти из разряда «хороших» в раз­ряд «великих», согласно нашей классификации, и которые мы включи­ли в данное исследование, добились исключительных результатов - сред­няя доходность по акциям этих компаний в течение 15 лет после их преобразования в 6,9 раз выше, чем средний показатель по рынку.2 Срав­ните этот показатель с результатами General Electric (компания, которая в конце XX века, как многие утверждают, имела лучший состав высшего руководства в США), чья доходность по акциям за 15 лет с 1985 по 2000 превысила средний показатель по рынку только в 2,8 раза.3 Более того, если бы вы инвестировали $1 в общий фонд компаний, перешедших из разряда «хороших» в разряд «великих» в 1965, предполагая, что до этого момента доходность по этим акциям была равна средней по рынку, и одновременно инвестировали бы $1 в фонд, который включал бы все акции на рынке[6], ваша инвестиция в компании, осуществившие пе­реход, 1 января 2000 года увеличилась бы в 471 раз, инвестиция в акции всех компаний на рынке увеличилась бы лишь в 56 раз.

Это замечательный результат, но он становится еще более замеча­тельным, если учесть тот факт, что этого добились компании, которые прежде ничем замечательным не отличались. Приведем всего один при­мер: компания Walgreens. Более сорока лет Walgreens ничем особенным не выделялась, ее показатели были более или менее сопоставимы со сред­ними показателями по рынку. Но в 1975, вдруг откуда ни возьмись -хлоп! - акции Walgreens начинают карабкаться выше... и выше... и выше... и выше и продолжают карабкаться по сей день. С 31 декабря 1975 до 1 января 2000 доллар, инвестированный в Walgreens, бил доллар, инвестированный в суперзвезду высоких технологий Intel в два раза, General Electric - почти в пять раз, Coca-Cola - почти в восемь раз и средний показатель по рынку (включая взлет акций биржи NASDAQ в конце 1999) - более, чем в пятнадцать раз.[7]

 

Показывает средний коэффициент, который для каждой компании =1 на момент трансформации

 

График 1. В

Совокупный возврат на инвестиции $1,

Примечание:

1. $1,который был поровну поделен между компаниями в каждой группе, 1 января 1965.

2. Доходность по акциям компаний до момента трансформации была принята равной 1.

3. Совокупная стоимость каждого фонда на 1 января 2000.

4. Реинвестирование динидснтов с поправкой на дробление.

 

Как же удалось компании, которая так долго ничем особенным не отличалась, превратиться в предприятие, чьи показатели превзошли показатели компаний с лучшими в мире управленческими структурами и менеджерами? И почему Walgreens была способна совершить этот пе­реход, в то время как другие компании в этой же самой отрасли, имея те же самые возможности и ресурсы, как, скажем, Eckerd, не смогли его осу­ществить? Один только этот пример показывает, на чем было сфокуси­ровано наше исследование.

Наше пятилетнее исследование принесло немало интересных резуль­татов, многие из которых оказались довольно неожиданными и вхо­дят в противоречие с расхожим мнением; но особенно один вывод является, на наш взгляд, совершенно исключительным: мы глубоко убеждены, что практически любая организация может кардинально улучшить результаты своей деятельности и, возможно, даже стать великой, если она будет последовательно претворять в жизнь идеи и концепции, открытые в ходе нашего исследования.

Эта книга не о Walgreens как таковой и не о какой-нибудь другой отдельно взятой компании из нашего исследования. Мы искали ответы на вопрос - может ли хорошая компания стать великой компанией и, если да, то как? Ответы непреложные, универсальные, которые могут быть использованы любой организацией.

Эта книга призвана научить читателя тому, чему научились мы сами. Заключительная часть этой главы - рассказ о нашем путешествии, о ме­тодах исследования и некоторых основных выводах. Во второй главе мы с головой погрузимся в анализ основных результатов исследования, начиная с самого провокационного - руководство 5 уровня.

Бесстрашная любознательность

Люди часто спрашивают: «Что заставляет вас заниматься такими грандиозными исследовательскими проектами?» Хороший вопрос. От­вет один - любознательность. Для меня нет ничего более волнующего, чем, столкнувшись с вопросом, на который я не знаю ответа, начать дли­тельный поиск этого самого ответа. Самое замечательное - это взойти на борт судна и, подобно Льюису и Кларку,[8] отправиться на Запад, ска­зав себе: «Мы не знаем, что найдем, когда доберемся туда, но мы обяза­тельно расскажем, что мы видели, когда вернемся». Вот краткая история одной Одиссеи, движимой любопытством.

Первый этап: Поиск

Задавшись вопросом, я начал подбирать группу для исследования. (Когда я говорю «мы», это относится к нашей группе. В общей сложнос­ти, двадцать один человек работал на разных стадиях проекта, в среднем, в каждый отдельный момент от четырех до шести человек.)

Нашей первой задачей было определить компании, чьи показатели позволили бы отнести их к разряду «великих», как показано на графике

1.А. Для этого мы предприняли «смертельный» шестимесячный поход в глубины финансового анализа, разыскивая компании, чьи показатели удовлетворяли бы следующим критериям: совокупная доходность по акциям на уровне или ниже среднего показателя по рынку в течение J 5 лет до момента преобразования; затем, совокупная доходность по акци­ям как минимум в три раза выше, чем средний показатель по рынку в течение 15 лет после преобразования. Мы выбрали временной интервал в 15 лет, потому что он исключает чистое везение (вам не может просто везти в течение 15 лет) или благоприятные периоды на рынке. Это так­же превышает средний срок пребывания на посту генеральных дирек­торов компаний (таким образом, нам удалось отделить выдающиеся ком­пании от компаний, которым просто случилось иметь выдающихся ру­ководителей). Мы поставили условием трехкратное превышение среднего показателя по рынку, поскольку это выше, чем средний показа­тель компаний, которые было принято считать великими. Для сравне­ния, взаимный фонд, включающий «королевские» акции компаний, ко­торые приведены ниже, с 1985 до 2000 превзошел средний показатель по рынку только в 2,5 раза, в него вошли бы: ЗМ, Boeing, Coca-Cola, General Electric, Hewlett-Packard, Intel, Johnson & Johnson, Merck, Motorola, Pepsi, Procter & Gamble, Wall-Mart и Walt Disney. Неплохой соперник, чтобы помериться силами.

Мы тщательно изучили и просеяли исходные компании, которые входили в список Fortune 500[9] с 1965 по 1999, и определили 11 компа­ний, которые осуществили переход от хороших показателей к выдаю­щимся. (Детальное описание самого исследования в приложении 1.А.) Однако следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, компании должны были продемонстрировать переход от хороших по­казателей к великим независимо от отрасли, в которой они работали. Если отрасль как таковая переживала период стремительного развития и деятельность большинства компаний в ней характеризовалась исклю­чительно высокими результатами, мы исключали эти компании из ис­следования. Во-вторых, мы долго спорили, нужно ли использовать дру­гие критерии для анализа деятельности компаний помимо доходности по акциям, например, вклад компаний в увеличение общественного бла­госостояния или доходы сотрудников. Мы все-таки склонились к тому, чтобы ограничить критерии отбора единственным показателем, посколь­ку едва ли удалось бы выработать объективные критерии анализа и срав­нения на основе других факторов. В последней главе будет рассмотрен вопрос о связи между основополагающими принципами, направляю щими деятельность корпораций, и их долгосрочным успехом, хотя фокус всего исследования, в основном, направлен на вопрос - как превратить хорошую организацию в организацию, последовательно и в течение дли­тельного времени добивающуюся исключительных результатов.

Таблица 1.1: Примеры перехода от хороших результатов к выдающимся

Компании

Результаты в течение 15 лет с момента трансформации[10]

Годы

(15-летний интервал)

Abbott

В 3,98 раз выше, чем средний показатель по рынку

1974-1989

Circuit City

18,50

1982-1997

Fannie Мае

7,56

1984-1999

Gillette

7,39

1980-1995

Kimberly-Clark

3,42

1972-1987

Kroger

4,17

1973-1988

Nucor

5,16

1975-1990

Philip Morris

7,06

1964-1979

Pitney Bowes

7,16

1973-1988

Wal greens

7,34

1975-1990

Wells Fargo

3,99

1983-1998

Сначала мы были очень удивлены, когда увидели компании, попав­шие в список. Кто бы мог подумать, что Fannie Мае превзойдет такие компании, как General Electric и Coca-Cola? Или что Walgreens опередит Intel?[11] Этот неожиданный список компаний - более странную комби­нацию трудно было бы представить - сразу преподал нам очень важный урок. Превратить хорошую компанию в великую можно в самой небла­гоприятной ситуации. Это был первый из многих сюрпризов, заставив­ших нас переосмыслить свои представления о корпоративном «величии».

Второй этап: С кем сравнивать?

Далее мы сделали, возможно, самый важный шаг во всем исследова­нии: мы произвели сравнительный анализ деятельности компаний, ко­торые перешли от хорошего к великому, с деятельностью компаний кон­трольной группы. Главным для нас было не то, что есть общего у компаний, осуществивших переход от хороших результатов к выдающимся, а то, что у этих компаний есть общего, что отличает их от компаний, кото­рым такой переход осуществить не удалось. Приведем следующий при­мер. Представьте, что вы пытаетесь установить, что позволяет спортсме­нам завоевывать золотые медали на Олимпиаде. Если вы будете изучать только золотых медалистов, то обнаружите, что у них у всех есть тренеры. Но если вы включите в свое исследование тех, кто принимал участие в Олимпиаде, но не получил медалей, обнаружится, что у них тоже были тренеры! Главный вопрос: что систематически отличает золотых меда­листов от тех, кто никогда не завоевывает медалей?

Таблица 1.2: Компании, вошедшие в исследование

Осуществившие переход от хороших результатов к выдающимся

Прямое сравнение

Несостоявшиеся великие

Abbott

Upjohn

Burroughs

Circuit City

Silo

Chrysler

Fannie Мае

Great Western

Harris

Gillette

Warner-Lambert

Hasbro

Kimberly-Clark

Scott Paper

Rubbermaid

Kroger

A&P

Teledyne

Nucor

Bethlehem Steel

 

Philip Morris

RJ Reynolds

 

Pitney Bowes

Addressograph

 

Walgreens

Eckerd

 

Wells Fargo

Bank of America

 

Мы выбрали две группы компаний для сравнения. Первая группа состоит из компаний прямого сравнения. Это предприятия той же от­расли, что и компании, осуществившие переход из разряда «хороших» в разряд «великих», и имевшие сопоставимые возможности и ресурсы в то же самое время, но, тем не менее, не сумевшие добиться коренного улучшения своей деятельности. (Детальное описание процесса отбора приведено в Приложении 1.В.) Вторая группа состоит из «несостояв­шихся великих компаний» - то есть компаний, которые осуществили переход от хороших показателей к выдающимся, но не смогли удержать высокие показатели. Мы использовали эти компании для рассмотрения вопросов, связанных с удержанием высоких показателей в долгосроч­ной перспективе. (См. Приложение 1.С). В окончательный список во­шли 28 компаний: 11 компаний, добившихся выдающихся результатов, 11 компаний прямого сравнения и 6 компаний, которые не смогли удер­жать высокие показатели - «несостоявшиеся великие компании».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Джим коллинз от хорошего к великому (2)

    Документ
      Заканчивая работу над рукописью, я решил пробежаться по марш­руту, который пролегал по крутым и скалистым склонам каньона Эльдо­радо Спрингз, на юге от моего дома в Боулдере, Колорадо.
  2. Джим коллинз от хорошего к великому (3)

    Документ
    Заканчивая работу над рукописью, я решил пробежаться по марш­руту, который пролегал по крутым и скалистым склонам каньона Эльдо­радо Спрингз, на юге от моего дома в Боулдере, Колорадо.
  3. Джим коллинз от хорошего к великому (4)

    Документ
      Заканчивая работу над рукописью, я решил пробежаться по марш­руту, который пролегал по крутым и скалистым склонам каньона Эльдо­радо Спрингз, на юге от моего дома в Боулдере, Колорадо.
  4. Рукописью, я решил пробежаться по маршруту, который пролегал по крутым и скалистым склонам каньона Эльдорадо Спрингз, на юге от моего дома в Боулдере, Колорадо

    Документ
    Заканчивая работу над рукописью, я решил пробежаться по маршруту, который пролегал по крутым и скалистым склонам каньона Эльдорадо Спрингз, на юге от моего дома в Боулдере, Колорадо.
  5. Члены исследовательской группы    5

    Документ
    Заканчивая работу над рукописью, я решил пробежаться по марш­руту, который пролегал по крутым и скалистым склонам каньона Эльдо­радо Спрингз, на юге от моего дома в Боулдере, Колорадо.

Другие похожие документы..