Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
в т.ч. дисциплины по выбору студента 1 57 М.1. .1 Методы, организация и проведение научных исследований 7 + Зачет М.1. . Социальные и образовательные...полностью>>
'Реферат'
Философия и литературные произведения – синтез бытия. Так ли это? Писатели-философы или это мое личное восприятие образов литературных героев? Возмож...полностью>>
'Литература'
4, 5 География Устно: § 38-39 (тему «Австралия и Океания» - закончить; подготовить к работе Английский язык Учитель Максимова Н....полностью>>

Программа элективного курса «Мифопоэтика» (для учащихся 10 11-х классов)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Л.Н. Кретова, к.ф.н., доцент каф. англ.яз. НГПУ;

Л.С. Захидова, учитель высшей категории МОУ СОШ № 43, зав. Лабораторией развития гуманитарного образования ГЦРО

Программа элективного курса «Мифопоэтика»

(для учащихся 10 - 11-х классов)

        1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Культурологические связи русской литературы начала XX века – явление, требующее тщательного и подробного рассмотрения. Во-первых, без указанных связей невозможно понимание многих образов, во-вторых, проблема преемственности и возрождения уникальных образов-символов – одна из актуальных проблем литературы, в-третьих, подобное рассмотрение позволит выйти на мифологическую картину мира, частично представленную в текстах XX века, и проследить за изменениями образов-символов в современное время.

Актуальность настоящей программы обусловлена частотностью появления мифа в русской литературе XX века и отсутствием однозначного истолкования множества мифологических образов-символов с позиций современного литературоведения.

Научное обоснование программы заключается в попытке рассмотреть мифы в системе мифологических и современных представлений, т.е. обнаружить модификацию мифологической картины мира в литературе XX века.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель элективного курса «мифопоэтика» - научить прочитывать мифологический подтекст произведений русской литературы начала 20 века, сделать процесс понимания художественного текста более доступным для учащегося, научить видеть специфику модификации мифологической картины мира в творческой деятельности личности – автора художественного текста.

Указанная цель достигается решением следующих задач:

  • обратиться к мифологическим источникам некоторых образов-символов русской литературы 20 века;

  • рассмотреть место и значимость образов-символов в текстах произведений А.И. Куприна;

  • обратиться к образам-мифологемам в повести Л.Андреева «Полет»;

  • рассмотреть семантику образов-мифологем в поэзии;

  • обозначить основные направления модификации мифологической картины мира на примере образа авиатора в русской литературе XX века.

Предлагаемый курс занимает промежуточное положение среди дисциплин филологического и культурологического циклов, рассматривается как неотъемлемая часть программных курсов русской литературы, мировой литературы и культурологии.

Программа рассчитана на 34 часа и заканчивается зачетным занятием.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Теоретические и практические занятия рассчитаны на 34 часа и представляют собой лекционно-семинарскую форму и самостоятельную работу учащихся. В ходе последних полученные знания отрабатываются на практике в виде докладов и рефератов.

4. ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Название раздела

Темы занятий

Колич. часов

Всего по разделу

Введение в дисциплину

1.Понятие «мифопоэтика» применительно к художественной литературе. Анализ работы Е. Мелетинского «Поэтика мифа»

2.Мифопоэтическая парадигма как инструмент анализа текста.

3.Типы мифопоэтических парадигм

Итого по разделу

2

2

2

6

Мифопоэтика прозы (на примере анализа текстов А.И. Куприна и Л. Андреева)

4. Языческие истоки мифов. Основные мифологемы языческих представлений о мире.

5. Греческая мифология. Миф об авиаторе в греческой мифологии (Дедал и Икар, Фаэтон).

  1. Христианская мифология. Миф о полете и способы организации пространства в христианской мифологии.

  2. Источники неомифологизма в прозе А.И. Куприна (на примере анализа очерков «Сны» и «Люди-птицы»).

  3. Мифологические модели мироустройства

  4. Неомифологическая интерпретация пространства в повести Л.Андреева «Полет»

Всего по разделу

4

2

3

2

2

2

15

Мифопоэтика поэтических текстов (на примере анализа текстов поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, ОБЕРИутов)

10.Реализация мифа о полете в текстах В. Брюсова, А. Блока и др. авторов. Способы организации пространства в художественных текстах.

11.Миф о полете в творчестве Нарбута и Каменского.

12. Мифологические модели мироустройства в стихотворении Н. Гумилева «Жираф»

  1. Модификация мифологических моделей мироустройства в творчестве Н. Заболоцкого. Способы организации пространства и времени.

  2. Зооморфные модели мира в «Столбцах» Н. Заболоцкого.

  3. Неомифологизм как универсальное явление русской литературы начала 20 века.

Итого по разделу

4

2

2

3

2

2

15

Всего

34

5. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Миф об авиаторе в романе А. Грина «Блистающий мир».

  2. Мотив полета в прозе Ю. Олеши.

  3. Модификация верха и низа в «Столбцах» Н. Заболоцкого.

  4. Диалектика мужского и женского в лирике Заболоцкого.

  5. Способы организации художественного пространства в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  6. Мифологемы в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  7. Мифологемы «названия животных» в лирике С. Есенина (Н. Гумилева, Н. Заболоцкого и др. авторов).

  8. Образ-символ собаки в русской литературе начала 20 века.

  9. Источники мифологического подтекста романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  10. Мифологическая семантика имен в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альфонсов В. Слова и краски. – М.- Л., 1966.Андреев Л. Избранное. – Л., 1984.

  2. Астрологический энциклопедический словарь – М., 1994.

  3. Афанасьев А. А. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1865-1869.

  4. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения; переводы; статьи. – М., 1980.

  5. Басовская Е. Н. Русская литература XX в. – М., 2003.

  6. Белый А. Настоящее и будущее русской литературы// Басовская Е.Н. Русская литература XX в. – М., 2003 – с. 80.

  7. Бидерман Г. Энциклопедия символов – М., 1996.

  8. Блок А. Избранные сочинения – М., 1988.

  9. Брюсов В. Ключи тайны// Собрание сочинений в 7 т. – М., 1973-1975 – Т1.

  10. Герасимова А. ОБЕРИУ (Проблема смешного) // Вопросы литературы. – 1988. - №4.

  11. Грин А. Блистающий мир. – М., 1980.

  12. Грин А. Собрание сочинений.

  13. Евзмен М. Космогония и ритуал. – М., 1993.

  14. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной – М., 1988.

  15. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. – СПб, 1995.

  16. Каменский В. Сочинения. – М., 1990.

  17. Куприн А.И. Собрание сочинений в 9т. – М., 1964. – Т.9.

  18. Ларин Б. А. 1959 Лекции по истории русского литературного языка – Л., 1959.

  19. Лотман Ю. М. Миф – имя – культура// Успенский Б. А. Труды по знаковым системам – Тарту, 1973 – Вып. VI.

  20. Лотман Ю.М. О семантическом механизме культуры// Успенский Б.А. Труды по знаковым системам – Тарту, 1971 – Вып. V.

  21. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках – М., 1996.

  22. Мароши В.В. Полет авиатора как сюжет русской литературы Серебряного века. – Новосибирск, 2005. – С.167-178.

  23. Мелетинский Е. Поэтика мифа. – М.,2000.

  24. Мещерский Н. А. 1979 Источники и состав древнерусской письменности IX-XV вв – Л., 1978.

  25. Минц З. Г. Поэтика Блока – М., 2000.

  26. Мифы народов мира: Энциклопедия В 2-х т. – М. 1991.

  27. Михайлова Л. Блистающий мир мечты и действия// А. Грин Блистающий мир. – М., 1980. – С.361-399.

  28. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре – М., 1975.

  29. Потебня А. А. Энциклопедические заметки – М., 1980.

  30. Пропп В. Я. Фольклор и действительность – М., 1976.

  31. Раппопорт Ю. А. 1979 Из истории религии древнего Хорезма – М., 1971.

  32. Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянского языка и археологии – СПб., 1910.

  33. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мирвоой культуры…М., 1993.

  34. Турков А. В мире А. Блока// Блок А. Избранные стихотворения – М., 1988 – с. 5-15.

  35. Успенский Б. А. 1982 Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточно-славянском культе Н. Мирликийского) – М., 1982.

  36. Успенский Б. А. Избранные труды – М., 1994 – т.2.

  37. Успенский Б. А. Труды по знаковым системам – Тарту, 1971. – Вып. V.

  38. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка – М., 1964-1973 – т. 1-4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  2. Программа 57-й ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «университетская наука региону»

    Программа
    2. АГИБОВА И.М., д-р пед. наук. Применение интерактивных методов обучения в процессе методической подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (89)

    Основная образовательная программа
    способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе,
  4. Бюллетень новых поступлений 2008 год (6)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  5. Программа научной сессии по итогам научно-исследовательской (2)

    Программа
    Открытие заседания Учёного совета, посвящённого итогам научно-исследовательской работы университета в 2010 году, - ректор МПГУ д.ф-м.н., академик РАН, академик РАО В.

Другие похожие документы..