Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Необходимым условием осуществления медико-социальной помощи является взаимодействие с социально ориентированным населением. Социально ориентированное...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 города Нижний Тагил - одно из старейших образовательных учреждений...полностью>>
'Документ'
Издательство «ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ» в течение длительного времени осуществляет выпуск книг серии «Библиотекарь и время. XXI век». Издания носят практиче...полностью>>
'Сказка'
Серебряным годом называют люди тот год, когда с приходом зимы весь Мир укрывает снежное одеяло, когда замерзают самые теплые моря, когда воздух звени...полностью>>

«Современные направления в математическом развитии дошкольников»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Компьютерные среды в математическом развитии

дошкольников

Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников

Тот факт, что на смену индустриальному веку пришел информационный, — объективная реальность. Сегодня материальные и духовные ценности во многом опреде­ляются средствами информатизации. Информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При этом концепту­альный уровень формирования информационной куль­туры в России весьма высок — это теории деятельнос­ти, амплификации развития, многоаспектный комплекс тренинговых теорий.

Положение о том, что компьютер несет в себе новые игровые и обучающие возможности не только для сту­дентов и школьников, но и для детей дошкольного воз­раста, не является в настоящее время спорным. В США, Великобритании, Франции, Бельгии уже создаются и апробируются государственные проекты введения ком­пьютеров в начальной школе и дошкольных учрежде­ниях. Работы зарубежных и отечественных исследова­телей подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).

Широкое применение ПК с целью обучения и вос­питания детей стало возможным с появлением совре­менных мультимедийных компьютеров, которые рабо­тают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видеофиль­мы).

Одними из первых идею использования в дошколь­ном учреждении России компьютерно-игрового комп­лекса на базе компьютеров БК-0010, связанных в ло­кальную сеть с ДВК-2, выдвинули Е.В. Заворыгина,

С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др. (1987). Его создание опи­ралось на научные разработки проекта информатизации образования под руководством академика В.Г. Разумовского. Основные иссле­дования по данному проекту применительно к дошкольной сфере сводились к следующим положениям:

  • компьютерные игры не заменяют обычные, компьютерные игрушки не заменяют «предметные», но могут и должны стать важным звеном в общей системе дидактических развивающих средств ДОУ;

  • опора на способность дошкольников к замещению при ис­пользовании компьютера значительно расширяет диапазон раз­вивающих игр;

  • «диалог» с ПК не должен трансформироваться в диалог с «персоной», т.е. процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности является опосредованным и подчиняется следующей логике: компь­ютер — ребенок — цель.

Реализации целей информатизации дошкольного уровня образова­ния в России посвящен и проект «Пилотный детский сад», функци­онирующий с 1991 г. Он направлен на получение комплекса науко­емких программно-методических средств, адресованных дошкольникам 4—7 лет для освоения компьютерной грамотности. Одно из приори­тетных направлений проекта — обеспечение преемственности в ис­пользовании компьютеров в детском саду и школе.

Наиболее важными целями информатизации дошкольного уров­ня образования в России можно считать:

  • повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных техно­логий;

  • определение эргономических и медико-биологических требо­ваний к организации и использованию компьютерных ком­плексов в детском саду;

  • создание для дошкольников системы развивающих компью­терных игр;

— разработка методики применения игровых компьютерных
программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.

В настоящее время в России в НИИ дошкольного воспитания в целях амплификации (амплификация психического развития— использование потенциала возможностей развития пси­хики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания) детского развития разрабатываются теоре­тические основы применения научных информационных технологий (НИТ) в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Уже созда­ны несколько серий программ для дошкольников, которые услов­но, в зависимости от педагогической направленности, можно разде­лить на следующие группы:

обучающие — имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;

развивающие — побуждают детей к творческим самостоя­тельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;

диагностические — позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию вос­приятия, памяти, воображения, мышления. Исследователи Г.А Андри­анова, В.П. Арсентьева, Е.А. Боброва, О.В. Пастюк, Д.В. Самарин, А.В. Хуторской и другие считают компьютерные среды важным инст­рументом детского творчества, средством развития логического мыш­ления у детей; ученые СП. Иванов, Р. Николов, В.В. Селиванов, Б. Хантер — инструментом для изучения влияния компьютерного обу­чения на развитие умственных способностей детей, средством обучения и развития, учитывающим психологию ребенка с целью формиро­вания основ логико-схематического и алгоритмического мышления. Большинство современных компьютерных сред — мультимедий­ные. В процессе их освоения развивается интеллект человека, так как упор делается на исследовательскую деятельность — попробовать проверить, уточнить, сделать выводы, скорректировать действия в соответствии с текущей ситуацией. Полилоговые (полилоговые (формы обучения) — предполагают возможность общать­ся неограниченному числу участников (например, чаты)) компьютер­ные среды приучают к этому довольно быстро, а успех в освоении дидактических игровых программ в дошкольном возрасте позво­ляет детям эффективно освоить прикладные программы в школе.

Формирование положительного эмоционального отношения к компьютеру как естественному атрибуту окружающей среды, по­зволяющему людям решать различные проблемы жизнедеятельно­сти, может дать педагогам хорошую возможность для реализации на практике принципов дифференциации и индивидуализации вос­питания и обучения, ненасилия над личностью и развития творческой индивидуальности ребенка.

Поэтому при использовании развивающей компьютерной сре­ды важно формировать взгляд на ПК как на одно из многочисленных средств умственного развития, овладение навыками работы с ко­торым не только интересно, но и полезно. При этом следует отме­тить, что обучение компьютерной грамотности должно осуществ­ляться в процессе развития познавательных способностей детей в психически комфортной тренингово-игровой форме.

Естественно-научное основание данного вывода составляют, концепции И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бех­терева о красоте человеческого организма, силе его мозговых и эмо­циональных структур, динамизме психических функций, способности выдерживать нагрузки и постоянно развиваться.

Интерпретируя данные положения, представители гуманистичес­кой психологии А. Адлер, К и Ш. Бюлеры, К Роджерс, А. Маслоу и другие определили понятие «психическое здоровье» как врожденный вкус к жизни, радостное мироощущение, развитость функций органов, стремление ко всему позитивному, справедливому, живому и светлому. Английский педагог, философ и психолог Дж. Хэдфильд считает, что, кроме врожденных или приобретенных физических несовершенств, психическое нездоровье и сопутствующие ему физиологические из­менения провоцируют эмоциональное расстройство. Отечественные ученые Ш А Амонашвили, В А Петровский, И.С. Якиманская и другие подчеркивают, что нарушение гармонии личности и даже опасность этого нарушения вызывает психологический дискомфорт, эмоцио­нальный срыв, диссонанс мыслей и чувств, рассогласованность функ­ций, т.е. ведет к психическому дискомфорту.

Таким образом, использование компьютерных сред является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возмож­ности решения следующих задач:

  • развитие психофизических функций, обеспечивающих готов­ность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

  • обогащение кругозора;

  • помощь в освоении социальной роли;

  • формирование учебной мотивации;

  • развитие личностных компонентов познавательной деятель­ности (познавательная активность, самостоятельность, про­извольность);

  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуаль­ных умений (практическая и логическая сериация и класси­фикация);

—организация благоприятной предметной и социальной среды.
В дошкольном возрасте решение многих типов интеллектуальных задач происходит посредством образов, способствующих пониманию условий задачи, соотнесению их с реальностью и контролю за реа­листичностью решения. На основе образного мышления у детей фор­мируются первые схематические и обобщенные представления о су­ществующих взаимосвязях и отношениях, что лежит в основе разви­тия логического мышления. Однако черты обобщенности остаются об­разными и опираются на реальные действия с предметами и их заме­стителями. Компьютерные среды учитывают эти закономерности, амплифицируя процесс обучения дошкольников построению и исполь­зованию предметных и графических моделей. Это благотворно сказывается, прежде всего, на качестве математического развития ребенка. Наиболее эффективной выступает следующая типология и струк­тура занятий по формированию математических представлений детей в детском саду, раскрывающая смысл принципов амплификации и развивающего обучения на основе использования компьютерных сред (табл. 2).

Таблица 2 Амплификация и развитие детей на занятиях по формированию математических представлений с использованием компьютерных сред

( в таблице полужирным шрифтом выделены этапы занятия, на которых исполь­зование компьютерных сред амплифицирует Математическое развитие дошкольника, светлым курсивом — на которых использование компьютерных сред обеспечивает зону ближайшего математического развития ребенка, полужирным курсивом — этапы, на которых происходит сочетание двух целеполагающих названий)

Тип/ цель занятия

Структура

1

2

I. Изучение и первичное закрепление новых матема­тических представлений. Цель: восприятие и первич­ное осознание новых мате­матических представлений, их объяснение

1. Мотивация.

2. Актуализация опорных представлений.

3. Восприятие.

4. Осмысление и первичное запоминание.

5. Проверка усвоения.

6. Закрепление.

7. Анализ

8. Итог.

II. Закрепление полученных

математических представлений и выработка умении и способов действии. Цель: вторичное закрепле­ние математических пред­ставлений

  1. Мотивация.

  2. Актуализация ведущих представлений и спо­собов действий.

  3. Восприятие образцов применения пред­ставлений и способов действий.

  1. Самостоятельная работа репродуктивного и творческого типов.

  2. Контроль воспитателя.

  3. Коррекция.

7. Итог

III. Комплексное примене­ние математических пред­ставлений и способов дей­ствий.

Цель: выработка умений практически использовать имеющиеся математические представления

  1. Мотивация.

  2. Актуализация комплекса представлений.

  3. Образец комплексного применения представ­лений.

  1. Самостоятельное применение представлений.

  2. Самоконтроль.

  3. Контроль воспитателя.

  1. Коррекция.

  2. Итог

IV. Обобщение и система­тизация математических представлений и способов действий.

Цель: системное усвоение математических представ­лений, понятий и способов действий

  1. Мотивация.

  2. Систематизация — выделение главных связей

в полученных представлениях.

  1. Обобщение представлений в понятиях.

  2. Установление внутрипредметных и межпредметных связей.

  1. Самоконтроль.

  2. Контроль воспитателя.

  3. Коррекция.

  4. Итог

V Занятие по проверке, оценке, коррекции матема­тических представлении, понятий и способов дейст­вий. Цель: определение уровня

овладения математически­ми закономерностями и способами действии

  1. Мотивация.

  2. Самостоятельное выполнение индивидуаль­ных заданий воспитателя.

  3. Самоконтроль.

  1. Контроль и качественная оценка воспитателя.

  2. Индивидуальная коррекция математиче­ских представлений.

6.Рефлексия (осознание детьми способов по­
знания и усвоения математических закономер­
ностей, причин допущенных ошибок)

Итак, компьютерная среда для дошкольников — это совокуп­ность специально разработанных валеологически обоснованных иг­ровых компьютерных программ, которые учитывают закономерности психофизиологического развития детей и на их основе позволяют с позиции системного подхода спроектировать амплифицирующую и развивающую технологическую игру в соответствии с поставлен­ными дидактическими и воспитательными задачами в контексте усвоения основ информационной культуры.

Развивающий потенциал компьютерной среды «Планета чисел для малышей» (Разработана компанией Byka Entertainment по производству электронных образовательных продуктов, 2003)

Использование развивающих компьютерных сред в процессе занятий с дошкольниками — одно из важнейших современных направлений формирования математических представлений детей.

Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» представ­ляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчи­танную на детей 3—7 лет. Как продукт мультипликации, программа содержит несколько персонажей и несложный сюжет: мальчик Райан и девочка Бетти находят в игровой комнате волшебную книгу, которая переносит их на Планету чисел. На экране монитора по­является красочная картинка — главное меню. Здесь ребенок может сам или с помощью взрослого написать свое имя, выбрать парт­нера по путешествию (девочку Бетти или мальчика Райана), а также ту игру, которая соответствует его возрасту (для 3—4 или 5—6 лет).

Далее ребенок может начать путешествие, нажав на ОК. Перед ним откроется план-карта, на которой он должен выбрать то ме­сто, куда хочет отправиться (Дом чисел, Бассейн, Джунгли, Берлога, Цветник, Фруктовый сад). Помогает ему в путешествии Волшебная Цифра — она разговаривает с ребенком, объясняет задания, хва­лит его за верное решение той или иной задачи.

Любое место на карте, выбранное дошкольником, — математи­ческая игра (точнее, набор игровых логико-математических задач), цель которой правильно выполнить 10 заданий и получить приз.

Так, попав в Дом чисел, малышу предстоит сосчитать выбега­ющих на крыльцо дикобразов (кукурузные початки) и выбрать правильный ответ из трех предложенных (счет до 10).

Если ребенок выбрал Бассейн, ему необходимо выполнить дру­гое задание: определить, на каком из листов лилии сидит больше или меньше лягушек (улиток), предварительно внимательно вы­слушав вопрос Волшебной Цифры.

В Джунглях нужно сыграть роль судьи на соревновании жуков и определить, который из «спортсменов» прополз выше (дальше) остальных.

Посетив Берлогу, игрок должен найти того медведя, который одет иначе, чем другие (или помочь одеться братьям-медвежатам оди­наково); в Цветнике — найти бабочку (цветок), отличающуюся от других по цвету; в Фруктовом саду — фрукт, соответствующий описанию Волшебной Цифры (как усложнение — разложить фрукты по величине в порядке возрастания или убывания).

Таким образом, интерактивная игра «Планета чисел для малышей» соответствует дидактическим задачам, выдвинутым традиционными и инновационными программами по математическому развитию детей.

Остановимся подробнее на одной ее отличительной особеннос­ти — наличии игровых занимательных задач логико-математичес­кого содержания. Они способствуют развитию внимания и сообра­зительности детей, а игровые связующие персонажи предостерегают ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Методическое построение сюжета «Планеты чисел для малышей» предполагает, что новые задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, на­ходить ответ, используя уже имеющиеся знания.

С целью учета преобладающего типа репрезентативной системы ребенка (аудиал, визуал, кинестетик) программой предусмотрены моменты многократного вербального повторения заданий по выбору игрока, возможности комфортного по времени наблюдения видео­ряда, а также указания по перцептивному обследованию предметного сопровождения условий учебных математических заданий.

Чтобы развивающая компьютерная среда увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, преподнесением ПК как друга и советчика, взрослый вовлекает их в совместную деятельность, представляя ее важной и значимой. В то же время он организует математическое развитие с помощью компьютера так, чтобы помогать детям преодолеть затруднения, одобряет и авансирует их достижения, поощряет за правильно выполненное задание, обсуждает причины ошибок и помогает их преодолевать без отрицательной эмоциональной реакции.

Отметим еще одну важную особенность «Планеты чисел для малышей» — способствование глубокому усвоению математических представлений. Диалог с ПК, виртуально организованный через персонажей-посредников, а реально — через прием «оживления» компьютера, позволяет сделать деятельность ребенка активной и осмысленной, в которую он охотно и добровольно включается, а новый приобретенный опыт — личным достоянием, так как его можно свободно применять в измененных условиях компьютерных математических задач.

Перенос усвоенного опыта в другие ситуации многоаспектного сюжета «Планеты чисел для малышей» осуществляется ребенком в соответствии с его собственным желанием и является важным по­казателем развития творческой инициативы. Кроме того, многие задания учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает их воображение, развивает творческие возможности и способности.

Игровое преподнесение математических задач «Планеты чисел для малышей» — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, необходимых для полноцен­ного умственного воспитания дошкольников. Задания на развитие внимания, памяти, мышления, речи открывают широкие возмож­ности для формирования познавательных процессов, поскольку ребенок выполняет не прямые, а опосредованные компьютерным персонажем-советчиком требования педагога и активно действует, приобретая необходимые математические представления. Таким образом, создается связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

Любая математическая задача «Планеты чисел для малышей» по-своему способствует развитию внимания, памяти, мышления. Напри­мер, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, высказать свою мысль и т.д.). При этом он выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. В процессе решения задач на установле­ние связи между предметами (запомнить, чтобы пригодилось через некоторое время) активно развивается память. В задачах на разви­тие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые воз­можные действия учат ребенка передавать свою мысль движением (активизация мелкой моторики посредством мыши) и в связной речи.

Характерная особенность задач логико-математического содер­жания «Планеты чисел для малышей» — наличие в каждой из них двух начал: одно несет развлекательность, другое требует серьез­ности, мобилизации усилий; их соотношение определяет характер игровой ситуации. Дошкольник всегда стремится к чему-то необыч­ному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малы­шей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку в основном начало и конец занятий по сюжету.

Еще одна особенность виртуальной «Планеты чисел для малы­шей» состоит в том, что обучающая математическая задача составляет саму суть игры (в то время, как в реальной обстановке она выступает лишь условием реализации игрового замысла) и вы­зывает у ребенка интерес к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать призна­ние и уважение компьютерных персонажей, воспитателя, сверст­ников.

Игровые ситуации в математических задачах рассматриваемой компьютерной среды разнообразны: различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами по представлению), детское лото (цветовое, геометрическое), загадывание и разгадывание зага­док математического содержания и т.д. Они требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения со­средоточиться, чтобы найти верное решение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Математического развития

    Документ
    Допущено Учебно-методйческим объединением п0 направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений,
  2. План Современное состояние теории и технологии математического развития детей

    Литература
    Основные идеи: научные направления теории и методики математического развития детей, познавательно-творческие способности, проблемно-игровые технологии, математическое развитие, математически-развивающая среда.
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 11. 03 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Целью является освоение студентами теоретических основ и современных подходов процесса математического развития детей раннего и дошкольного возраста, а именно:
  4. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста измерению объемов сыпучих и жидких веществ с помощью условной меры. Формирование представлений старших дошкольников о массе и способах ее измерения

    Документ
    Современные дидактические средства математического развития дошкольников: значение и место в образовательном процессе (на примере развивающих игр, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика математического развития» Специальность

    Рабочая программа
    Программа по дисциплине «Методика математического развития дошкольников» составлена в соответствии с государственными стандартами к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование».

Другие похожие документы..