Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Винахід відноситься до способу і системи цифрової дистрибуції, а саме до індивідуального підходу в підборі і формуванні цифрового контенту на стороні...полностью>>
'Документ'
Управління — складний і динамічний процес, керова­ний і здійснюваний людьми для досягнення поставленої мети. Після того як встановлено цілі управлінн...полностью>>
'Документ'
Великий Галіфакс – це історична столиця провінції Нова Шотландія. Його населення складає понад 380  чоловік. Близько 40% усіх мешканців Нової Шотланд...полностью>>
'Программа дисциплины'
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины «Статистический анализ данных» для направления 080500.62 «Мене...полностью>>

«Современные направления в математическом развитии дошкольников»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общий вид таблицы-фантограммы

Универсальные показатели

Конкретные показатели

Приемы изменения показателей

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

И

Зу

Зк

10у

10к '

Ну

11к

Универсальные показатели, важнейшие для значительной груп­пы множеств. Для упражнений исследователь советовал брать сле­дующие универсальные показатели: 1у — вещество (химический состав, физическое состояние); 2у — микроструктура (подсистема объекта из рассматриваемого множества); Зу — объект; 4у — надструктура (система, в которую входит объект из рассматриваемо­го множества); 5у — направление развития; 6у — воспроизведение; 7у — энергопитание; 8у — способ передвижения; 9у — сфера рас­пространения; 10у — уровень организации и управления;11у — цель, назначение.

Наш опыт показывает, что для занятий с дошкольниками до­статочно взять, например: 2у, Зу, 4у, 5у, 8у, 10у.

Приемы изменения показателей могут быть различными: А — увеличить, уменьшить; Б — объединить, разъединить; В — заменить данное свойство «анти свойством»; Г — ускорить, замедлить; Д — сместить во времени вперед, назад; Е — изменить зависимость «свойства — время» или «структура — время»; Ж — отделить фун­кцию от объекта; 3 — заменить связь между объектами и средой (включая замену среды); И — изменить количественный пока­затель (константу).

Для работы со старшими дошкольниками и младшими школь­никами достаточно взять приемы А, Б, В, Г и Ж.

Фантограмма задает алгоритм придумывания.

  1. Выбрать множество М, конкретизировать универсальные по­казатели для М.

  2. Записать конкретные показатели (колонку 1к—11 к) для дан­ного множества.

Пример — множество «Животные»: 1кбелки, коллоидный раствор; 2к — клетка; Зк — организм; 4к — колонии, стаи, сообще­ства и т.д.; 5к — от клетки к организму; 6к — самовоспроизведе­ние; 7к — окисление пищи; 8к — плавание, ползание, летание, ходьба, бег; 9к — почва, поверхность суши, вода, тропосфера; 10к — от клетки до элементарного разумного уровня; 11к — участие в биологичес­ком круговороте в пределах одной планеты.

  1. Выбрать клетку, соответствующую какому-либо одному пока­зателю и одному изменению. Предположим, мы взяли Зк—А, т.е. «организм — увеличение». В простейшем случае: мелкое животное стало большим.

  2. Рассмотреть изменения показателя в зависимости от выбранного приема: представить себе объект и мысленно его увеличивать — размером с гору, континент или океан, планету и т.д.

  3. Из полученных на предыдущем шаге вариантов выбрать один. Например, организм размером с гору.

6. Определить для выбранного объекта другие показатели 1к-11к. Например: наш организм размером с гору. Как он растет? Чем питается? Как передвигается? Где живет? При рассмотрении этих вопросов можно использовать операции А—И (за вычетом той, которая уже была применена).

Животное-гора — как оно, например, питается? Используем операцию Ж: отделим свойство от объекта. Животное маленькое, а обладает свойством большого. Оно становится то большим, то маленьким. Расширяется... как газ. Газообразное животное. В неаг­рессивном состоянии — жидкое или твердое. Лежит на лужайке. А если надо захватить добычу, животное испаряется, становится раз­мером с гору и захватывает добычу...

Если взять иные показатели и изменения, для того же множества получится другой, не менее интересный объект.

При использовании фантограмм в развитии логического мыш­ления детей важно помнить следующие правила:

  • нельзя сразу выполнять несколько упражнений;

  • останавливаться на полпути, недодумывать;

  • выбирать то одну клетку таблицы, то другую;

  • размышлять надо последовательно и упорно, так как отдачу дает сам процесс обдумывания, а не конечный результат.

Педагогу желательно вести запись основных этапов размышле­ний детей.

Использование логических ТРИЗ-упражнений

Для математического развития детей применяются следующие

типы ТРИЗ-упражнений:

«Поиск общих признаков»: взять два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, и найти для них как можно больше общих признаков.

«Поиск аналогов»: назвать объект и как можно больше его ана­логов, сходных с ним по различным существенным признакам.

«Третий лишний»: взять три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; найти в первом и втором (или первом и третьем или втором и третьем) объектах такие общие признаки, которых нет в третьем (или втором или первом) «лишнем» объекте.

«Поиск противоположного объекта»: назвать объект и как можно больше объектов, ему противоположных.

Алгоритм выполнения ТРИЗ-упражнений (авторская версия Л.И. Шрагиной).

  1. Назвать для каждого объекта: его основную функцию как системы; существенные и несущественные признаки; дополнитель­ные функции, употребление его значения в переносном смысле; подсистемы (если есть); надсистемы (возможные).

  2. Выполнять упражнение согласно его смыслу, пользуясь выяв­ленными в п. 1 данными.

Приведем пример выполнения упражнения «Поиск общих при­знаков» — для объектов «четыре» и «трапеция».

Основная функция объекта «четыре» как системы — обозначение количества, объекта «трапеция» — обозначение определенного класса геометрических фигур.

Существенные признаки объекта «четыре»: состоит из четырех единиц и двух меньших чисел (1 и 3 или 2 и 2); объекта «трапеция»: две противоположные стороны параллельны, две другие — нет. Несущественные признаки объекта «четыре»: похож на букву ч, имеет в названии букву т и т.д.; объекта «трапеция»: имеет в названии букву т, похож на крышу дома или автобус и др.

Дополнительные функции, которые может выполнять объект «че­тыре», — украшать одежду, быть составной частью числа, указыва­ющего размер обуви, и др.; объект «трапеция» — входить в состав орнамента на одежде, быть подставкой под кофе и др.

Подсистемы для объекта «четыре» — четыре единицы, гласные и согласные буквы, входящие в слово «четыре»; для объекта «трапе­ция» — четыре стороны, четыре вершины, гласные и согласные буквы, входящие в слово «трапеция».

Надсистемы для объекта «четыре» — десяток, сотня, математичес­кие абстракции; для объекта «трапеция» — четырехугольники, математические абстракции.

Итак, общие признаки найдены на всех выделенных в алгорит­ме выполнения упражнения «Поиск общих признаков» уровнях.

Использование логических ТРИЗ-упражнений значительно по­вышает организованность и целенаправленность мыслительных про­цессов детей, дает им навыки функционально-системного анализа, который является эффективным в любых видах деятельности.

Использование специальных ТРИЗ-игр

В целях математического развития детей рекомендуется проводить игры типа «Хорошо — плохо», «Что во что входит», «Фокусировка», «Выбери троих» и т.д. и игры, составленные педагогом с исполь­зованием элементов ТРИЗ на основе известных детям сюжетов. Проанализируем суть ТРИЗ-технологии в данных играх.

«Хорошо — плохо». Берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и назы­вается как можно больше положительных и отрицательных его сторон.

Например, в качестве объекта выбирается треугольник. Положи­тельные ассоциации детей — похож на крышу дома, устойчивый; отрицательные —не катается, колется.

«Что во что входит». Педагог задает 3 объекта, находящиеся в связи «надсистема — система — подсистема»; дети выявляют и обосновывают эту связь. Затем добавляются еще объекты, показы­вающие относительность понятий «надсистема», «система», «под­система».

Например, заданы объекты — единица, десяток, сотня; добав­ляется надсистема — тысяча, подсистема — доли.

«Фокусировка». Педагог задает фокальные (фокальный — фокусный, относящийся к фокусу; фокальные объекты — выделенные из общего ряда) объекты (от 1 до 3) и предмет усовершенствования; игроки переносят признаки и их значения с фокальных объектов на предмет, требующий усовершен­ствования, т.е. происходит акцентирование свойств произвольных объектов на предмете усовершенствования.

Например, выбран фокальный объект — слон, предмет усовершен­ствования — конфета. Слон — большой, серый, хороший, сильный (полезный), значит идеальная конфета — большая, хорошая (вкус­ная), полезная.

«Выбери троих». Из трех случайных слов нужно выбрать два и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

Например, названы слова: «круг», «четыре», «маленький»; дети предполагают, что в игре могут использоваться 4 маленьких кру­га как тарелки для кукол или колеса у машинки.

«Точка зрения» (автор — И.Л. Викентьев). Детей делят на груп­пы (по 2—4 человека), которые получают задание описать извест­ную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участ­ников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отлича­ющие его от других объектов и определяющие специфическую точку зрения на события.

Например, составить рассказ от имени числа пять как части таб­лицы сложения, изучаемой в среднем дошкольном возрасте.

«Данет». Педагог загадывает какой-то «секрет», дети его раз­гадывают. Для этого задают вопросы в такой форме, чтобы педа­гог мог ответить «да» или «нет» (разрешается отвечать также «да», «нет», «и да и нет», «это не существенно», «об этом нет информации»),

Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети зада­ют вопрос: это число четное? При любом ответе второй вопрос будет такой: число больше двух? Если число нечетное и больше двух, задается последний вопрос: это 3? «Секрет» разгадан.

«Маленькие человечки». Выбранное заранее явление или предмет представляется состоящим из множества маленьких человечков, которые могут думать, производить действия, вести себя по-раз­ному. У человечков разные характеры и привычки, они подчиня­ются разным командам. Игра позволяет детям увидеть и почув­ствовать природные явления, характер взаимодействия предме­тов-систем и их элементов, особенно, если на место человечков они поставят самих себя (Пример использования ТРИЗ-игры «Маленькие человечки» на занятии по математическому развитию дошкольников дан в приложении).

Указанные игры (примеры игр, составленных с использованием элементов ТРИЗ на ос­нове известных сказочных сюжетов, даны в приложении) адаптированы для образовательных целей ме­тодами ТРИЗ и носят многофункциональный характер:

  • вырабатывают навыки понимания ребенком новой ситуации;

  • умение тщательно анализировать ресурсы объектов игр;

  • способность отделять свойства объекта от его носителя и пе­реносить их на себя или другой объект.

Организация рефлексии детской деятельности

Рефлексия требует от всех субъектов процесса математическо­го развития ребенка выбора некоторого списка унифицированных межсферовых критериев. Одним из возможных списков можно счи­тать уровни творчества, впервые охарактеризованные в ТРИЗе:

  • изменение в части системы;

  • одной из частей системы;

  • всей системы;

  • создание новой системы;

  • построение принципа создания новых систем.

С помощью данного списка критериев педагогу и детям легко определить качественную характеристику деятельности в следую­щем спектре:

  • репродуктивная;

  • компиляционная;

  • процедурная;

  • целостная;

  • вариативная;

  • конструктивная;

  • новаторская.

Итак, рассмотренные нами возможности ТРИЗ-направления в математическом развитии доступны и интересны дошкольнику. Оставаясь едиными по форме, упражнения, игры, алгоритмы ТРИЗ наполняются содержанием различной степени сложности в за­висимости от особенностей детей и возможностей педагога.

Использовать рассмотренные элементы ТРИЗ можно в различ­ной игровой форме:

  • как интеллектуальная разминка;

  • проверка на усвоение математических понятий и терминов;

  • для работы с основными понятиями и темами элементарной математики;

  • для совершенствования психических процессов, обеспечива­ющих успешное математическое развитие ребенка.

На первом этапе элементы ТРИЗ осуществляются в форме игры без строгого соблюдения правил их выполнения; на втором — в зависимости от «умственного возраста» ребенка вводятся основные понятия системного анализа и логических операций мышления; на третьем — при выполнении заданий разной степени сложности акцент делается на процессе получения результата и его оценке.

Результатом ТРИЗ-направления в математическом развитии ребенка является постепенная выработка навыков в применении системного подхода.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Математического развития

    Документ
    Допущено Учебно-методйческим объединением п0 направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений,
  2. План Современное состояние теории и технологии математического развития детей

    Литература
    Основные идеи: научные направления теории и методики математического развития детей, познавательно-творческие способности, проблемно-игровые технологии, математическое развитие, математически-развивающая среда.
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 11. 03 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Целью является освоение студентами теоретических основ и современных подходов процесса математического развития детей раннего и дошкольного возраста, а именно:
  4. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста измерению объемов сыпучих и жидких веществ с помощью условной меры. Формирование представлений старших дошкольников о массе и способах ее измерения

    Документ
    Современные дидактические средства математического развития дошкольников: значение и место в образовательном процессе (на примере развивающих игр, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика математического развития» Специальность

    Рабочая программа
    Программа по дисциплине «Методика математического развития дошкольников» составлена в соответствии с государственными стандартами к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование».

Другие похожие документы..