Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сценарные условия разработаны на основе анализа социально-экономического развития России за предшествующий период, Основных направлений социально-экон...полностью>>
'Документ'
В последнее время заметно возрос интерес российской общественности к странам Балтии. Это объясняется во многом историческими причинами – давними связя...полностью>>
'Документ'
Учредитель – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - учебно-научн...полностью>>
'Урок'
The theme of our lesson is “Choosing a career”. We shall speak about professions, your parent’s professions, your future professions, read and listen...полностью>>

Программа дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика (микроэкономика)  для направления 080200. 62 «Логистика и управление цепями поставок» подготовки бакалавра Автор программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Правительство Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Менеджмента
отделение логистики

Программа дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика (микроэкономика)



для направления 080200.62 – «Логистика и управление цепями поставок»
подготовки бакалавра

Автор программы:

Андронова И.А. к.э.н., доц.  HYPERLINK "mailto:i.andronova@" i.andronova@

Одобрена на заседании кафедры Экономической теории «30» августа 2010 г

Зав. кафедрой С.Ф.Серегина

Рекомендована секцией УМС экономическая теория «___»____________ 20 г

Председатель  FILLIN \* MERGEFORMAT О.И.Ананьин

Утверждена УС факультета Менеджмент «___»_____________20 г.

Ученый секретарь  FILLIN \* MERGEFORMAT О.Н.Балаева ________________________ [подпись]

Москва, 2010

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Программа предназначена для обучающихся по направлению 080200.62 – «Логистика и управление цепями поставок» подготовки бакалавра. 1 курс.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

1.

Введение.

5

2

1

2

2.

Поведение потребителя на рынке благ.

21

6

4

11

3.

Цена блага и доход потребителя как основные факторы спроса

18

6

3

9

4.

Рыночный спрос. Эластичность спроса

16

4

3

9

5.

Производство

19

6

4

9

6.

Издержки.

19

6

4

9

7.

Цели деятельности фирмы в теории и на практике

16

4

3

9

8.

Рынок совершенной конкуренции

19

6

4

9

9.

Монополия.

18

6

3

9

10.

Монопольная власть фирмы и ценовая дискриминация

19

6

4

9

11.

Монополистическая конкуренция

21

6

4

11

12.

Олигополия: стратегическое поведение фирм.

27

8

6

13

13.

Рынок труда

23

6

5

12

14.

Рынок капитала

23

4

3

16

15.

Информационные проблемы рынков

26

4

3

19

Всего часов:

288

80

54

154

Базовый учебник:

Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика. Пер. с англ. – М:Дело, 2000.

Основная литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. в 2-х т., М: Финансы и статистика, 1992.

Франк Р.Х. «Микроэкономика и поведение», М.: ИНФРА-М, 2000.

Дополнительная литература:

Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров. Пер. с англ.– М.: ЮНИТИ, 1999.

Гальперин В.М.

Формы контроля знаний студентов

Освоение материала и получение положительной оценки предусматривает посещение лекций, работу на семинарах и самостоятельную работу студентов.

Проверка знаний студентов происходит следующим образом:

Первоначальная проверка знаний осуществляется на семинарских занятиях. В оценку за семинары, которую получают студенты, в конце каждого модуля, включается:

  1. Работа на семинаре

  2. Оценки за семинарские контрольные работы

  3. Посещаемость

– в конце 1-ого модуля студенты пишут первую контрольную работу (60 мин.); кроме того, преподаватель, ведущий семинарские занятия, выставляет студентам оценку за работу на семинаре;

– в конце 2-ого модуля студенты пишут вторую контрольную работу (60 мин.) и получают оценку за работу на семинаре;

– по результатам успеваемости в течение первых двух модулей и устного ответа на зачете преподаватель выставляет студентам зачет или незачет;

– в течение 3-ого модуля студенты пишут третью контрольную работу (60 мин.) и выполняют одно письменное задание в форме эссе (5-10 тыс. слов); кроме того, преподаватель, ведущий семинарские занятия, выставляет студентам оценку за работу на семинаре (эссе должно быть сдано на проверку преподавателю до 1 марта);

– в течение 4-ого модуля студенты выполняют второе письменное задание в форме эссе (5-10 тыс. слов), который должен быть сдан на проверку преподавателю до 20 апреля, и получают оценку за работу на семинаре; в конце 4-ого модуля они пишут четвертую контрольную работу(60 мин.) и сдают экзамен.

Оценки при всех формах контроля выставляются по 10-балльной системе:

1-3 балла - «неудовлетворительно»

(1 – весьма неудовлетворительно, 2 – очень плохо, 3 – плохо);

4-5 баллов - «удовлетворительно»

(4 – удовлетворительно, 5 – весьма удовлетворительно);

6-7 баллов - «хорошо»

(6 – хорошо, 7 – очень хорошо);

8-10 баллов - «отлично»

(8 – почти отлично, 9 – отлично, 10 – блестяще).

Итоговая экзаменационная оценка выставляется по совокупности баллов, полученных за 4 модуля, но с учетом коэффициентов значимости того или иного вида выполненных работ:

  • оценка за каждую контрольную работу (Ок/р);

  • оценка за эссе (Оэссе);

  • оценка за работу на семинаре в каждом модуле (Осем).

Для получения зачета в конце второго модуля студент должен иметь результат не ниже 4 баллов в виде средневзвешенной оценки:

Озач = 0,15хОсем1 + 0,15хОк/р1 + 0,15хОсем2 + 0,15хОк/р2 + 0,4хОзач

При этом зачетная оценка является блокирующей, т.е. при получении неудовлетворительной оценки на зачете студент получает «незачет», независимо от баллов, набранных по другим формам контроля.

Для получения экзамена в конце четвертого модуля студент должен иметь результат не ниже 4 баллов в виде средневзвешенной оценки:

Оэкз = 0,15хОзач + 0,1хОсем3 + 0,05хОэссе1 + 0,1хОк/р3 + 0,1хОсем4 + 0,05хОэссе2 + 0,1хОк/р4+ 0,35хОэкз

При этом экзаменационная оценка является блокирующей, т.е. при получении неудовлетворительной оценки на экзамене студент получает «неудовлетворительно», независимо от баллов, набранных по другим формам контроля.

Результат расчета любой средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа: если, например, средняя оценка студента составляет от 5,51 до 6,49, то он получает 6 баллов; если средняя оценка составляет от 6,5 до 7,49, то студент получает 7 баллов. Оценка по пятибалльной и десятибалльной шкалам выставляются в ведомость и зачетную книжку студента.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение.

Фундаментальные и прикладные экономические дисциплины. Экономическая теория в системе экономических наук. Экономические блага и экономические агенты. Микроэкономика: предмет и методы анализа. Понятие экономической модели. Позитивная и нормативная экономика.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.1. стр. 23-29

Основная литература: Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. в 2-х т., М: Финансы и статистика, 1992., гл.1, стр. 2-15.

Франк Р.Х. «Микроэкономика и поведение», М.: ИНФРА-М, 2000. гл.1, стр.2-25

Дополнительная литература: Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров. Пер. с англ.– М.: ЮНИТИ, 1999, с.11-14.

Тема 2. Поведение потребителя на рынке благ.

Полезность блага и принцип рационального поведения. Понятие количественной и порядковой теории полезности. Товарный набор потребителя как объект микроэкономического анализа.

Предположения о предпочтениях потребителя. Функция полезности. Пример: функция полезности Кобба-Дугласа. Кривые безразличия и их свойства. Предельная полезность. Предельная норма замещения двух благ в потреблении. Виды функций полезности: абсолютно взаимозаменяемые и абсолютно взаимодополняющие блага; нейтральные блага и антиблага; товары, характеризующиеся вогнутыми кривыми безразличия, квазилинейные функции полезности.

Бюджетное ограничение потребителя. Экономический смысл бюджетной линии. Факторы, обусловливающие сдвиги бюджетной линии. Ценовая политика фирм и ломаные бюджетные линии.

Максимизация полезности потребителем при заданном бюджетном ограничении: графическая иллюстрация, аналитическое решение и экономический смысл. Пример: функции спроса потребителя на блага, описываемые функцией полезности Кобба-Дугласа. Угловое решение и его экономический смысл. Оптимальный выбор в случае особых видов благ.

The case: «Маркетинговое исследование предпочтений потребителей на рынке соков в г. Набережные Челны».

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.3. стр. 78-118.

Основная литература: Хайман Д.Н., гл.3, стр. 58-92.

Франк Р., гл 3, стр. 59-91.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И., Микроэкономика. В 2-х томах, гл. 3, стр.58-92.

Тема 3. Цена блага и доход потребителя как основные факторы спроса.

Изменение спроса потребителя в результате изменения его денежного дохода. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля. Нормальные и инфериорные блага. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля для различных видов функций полезности.

Изменение спроса потребителя в результате изменения цены блага. Кривая «цена-потребление». Кривая «цена-потребление» и построение кривой спроса. Закон спроса. Кривая «цена-потребление» и построение кривой спроса для различных видов функций полезности.

Номинальный и реальный доход. Эффект дохода. Эффект замещения. Графическое представление эффекта замещения и эффекта дохода по Хиксу и Слуцкому. Особый случай: товар Гиффена, инфериорные блага, товары-субституты, товары-комплементы.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.4. стр. 119-127.

Основная литература: Хайман Д.Н., гл.4, стр. 98-114.

Франк Р., гл 4, стр. 103-124.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., гл. 3, стр.123-136.

Тема 4. Рыночный спрос. Эластичность спроса.

Рыночный спрос. Неценовые детерминанты спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Точечная и дуговая эластичность. Коэффициент эластичности спроса на товар по цене этого товара. Примеры: эластичность в случае линейной функции спроса; спрос с постоянной ценовой эластичностью. Эластичный, неэластичный спрос и выручка продавцов. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Геометрический смысл эластичности для линейной функции спроса.

Коэффициент эластичности спроса на товар по доходу потребителей: для инфериорных и нормальных (предметы роскоши и предметы первой необходимости) благ.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса; диапазон его значений для взаимозаменяемых и взаимодополняющих благ.

The case: «Анализ спроса и его эластичности на примере московского рынка бензина».

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.4. стр. 127-143.

Основная литература: Хайман Д.Н., гл.5, стр. 140-160.

Франк Р., гл 5, стр. 129-157.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., гл. 4 стр.173-193.

Хорнби У., гл.5, с.168-204.

Тема 5. Производство.

Понятие фирмы в экономической теории. Постоянные и переменные факторы производства. Периоды деятельности фирмы.

Производственный процесс в краткосрочном периоде: производственная функция от одного переменного фактора. Стадии производства. Общий и средний продукт переменного фактора. Производительность труда. Предельный продукт переменного фактора. Закон убывающей предельной производительности. Кривые общего, среднего и предельного продуктов и связь между ними.

Производственный процесс в долгосрочном периоде. Производственная функция и карта изоквант. Свойства изоквант. Предельная норма технологического замещения и предельная производительность. Возрастающая, постоянная и убывающая отдача от масштаба. Примеры: производственная функция Кобба-Дугласа, производственная функция В. Леонтьева, линейная производственная функция.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.6. стр. 199-228.

Основная литература: Хайман Д.Н., гл.6, стр. 199-223.

Франк Р., гл 9, стр. 253-279.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., гл. 7, стр.267-299.

Хорнби У., гл.6, с.221-227; гл.3, с.97-114.

Тема 6. Издержки.

Экономический подход к определению издержек и прибыли. Безвозвратные издержки.

Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие издержки. Квазипостоянные издержки. Средние издержки в краткосрочном периоде. Предельные издержки. Взаимосвязь между издержками и производительностью переменного фактора производства. Кривые краткосрочных общих, средних и предельных издержек и связь между ними.

Издержки в долгосрочном периоде. Изокосты. Минимизация издержек при заданном уровне выпуска: графическое и аналитическое решение. Задача минимизации издержек для различных видов производственных функций. Кривая роста в краткосрочном и долгосрочном периодах. Условный спрос фирмы на факторы производства. Функция долгосрочных издержек. Взаимосвязь долгосрочных издержек с отдачей от масштаба. Средние и предельные издержки долгосрочные издержки. Факторы, определяющие величину издержек в долгосрочном периоде. Графический анализ издержек в долгосрочном периоде и их взаимосвязь с краткосрочными издержками.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.7. стр. 229-279.

Основная литература: Хайман Д.Н., гл.7, стр. 236-266.

Франк Р., гл 10, стр.280-321.

Дополнительная литература: Хорнби У., гл.6, с.205-220, 228-246.

Тема 7. Цели деятельности фирмы в теории и на практике.

Максимизация прибыли как цель фирмы. Общая, средняя и предельная выручка фирмы. Условие максимизации прибыли. Средняя и предельная прибыль.

Менеджериальные теории фирмы. Мотивация управляющих: Максимизация общей выручки как цель фирмы. Максимизация темпов роста фирмы как цель ее руководителей. Максимизация расходов на штаб. Мотивация работников: Максимизация прибыли в расчете на одного работника. Максимизация полезности индивидуального собственника фирмы. The case: «Максимизация прибыли: дело ВР».

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.8. стр. 281-286.

Основная литература: Хайман Д.Н., гл.8, стр. 278-295.

Дополнительная литература: Хорнби У., гл.4, с.130-167; гл.3, с.114-122.

Тема 8. Рынок совершенной конкуренции.

Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Необходимое и достаточное условия максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде. Прекращение производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние налогов различного типа на предложение фирмы.

Краткосрочный и долгосрочный периоды с точки зрения отрасли. Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде. Закон предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Пример: линейная функция предложения. Неценовые детерминанты предложения.

Равновесие на совершенно конкурентном рынке в краткосрочном периоде. Выигрыш потребителей, выигрыш производителей и общественное благосостояние. Эффективность совершенно конкурентного рынка. Потери в общественном благосостоянии при государственном регулировании рынка: контроль над ценами, введение количественного налога или субсидии, «потолки» и «полы» цен.

Равновесие совершенно конкурентной отрасли в долгосрочном периоде. Условие равновесия совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Кривые долгосрочного предложения отраслей с возрастающими, постоянными и убывающими издержками.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.8. стр. 287-324, гл.9. стр. 326-370.

Основная литература: Хайман Д.Н., гл.9, стр. 335-342.

Франк Р. гл.11, стр.325-368.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., т.2, гл. 9, стр.30-72.

Тема 9. Монополия.

Основные признаки рынка монополии. Примеры российских монополистических рынков. Барьеры для входа в отрасль. Понятие естественной монополии. Кривая спроса на продукцию монополии. Предельная выручка и ценовая эластичность спроса. Максимизация прибыли монополистом: выбор оптимального объема выпуска. Монополистическое ценообразование. Отсутствие кривой предложения у монополиста.

Потери в общественном благосостоянии при существовании монополии. Налогообложение монополиста. Примеры: линейная функция спроса и спрос с постоянной эластичностью. Государственная политика в отношении монополий: реструктуризация и регулирование. Проблемы естественных монополий в России.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.10. стр. 375-403.

Основная литература: Хайман Д.Н., т.2, гл.10, стр. 2-32.

Франк Р. гл.12, стр.372-420.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., т.2, гл. 10, стр.75-105, 123-127.

Тема 10. Монопольная власть фирмы и ценовая дискриминация.

Понятие рыночной власти фирмы. Источники рыночной власти. Измерение рыночной власти: индекс Лернера.

Понятие ценовой дискриминации и условия, необходимые для ее осуществления. Ценовая дискриминация первой степени. Ценовая дискриминация второй степени: «просеивание» и самоотбор. Тариф из двух частей. Сегментация рынка и ценовая дискриминация третьей степени.

The case: «Ценовая дискриминация на российских рынках».

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.11. стр. 423-459.

Основная литература: Хайман Д.Н., т.2, гл.10, стр. 33-39.

Франк Р. гл.12, стр.398-405.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., т.2, гл. 10, стр.106-122.

Тема 11. Монополистическая конкуренция.

Основные признаки рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта и ее виды. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Равновесие фирмы на данном рынке в долгосрочном периоде. Сравнение монополистической и совершенной конкуренции. Издержки и выгоды монополистической конкуренции для общества.

Роль брендов и торговых марок в дифференциации продукта. Реклама и ее виды. Экономические и социальные аспекты рекламы. Примеры монополистической конкуренции на российских рынках.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.12. стр. 484-91.

Основная литература: Хайман Д.Н., т.2, гл.11, стр.44-79.

Франк Р. гл.13, стр.425-446.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., т.2, гл. 11, стр.167-239.

Тема 12.Олигополия: стратегическое поведение фирм.

Основные признаки олигополистического рынка. Концентрация продавцов на рынке. Индекс Херфиндаля – Хиршмана и индекс концентрации CR4. Примеры олигополии в России. Барьеры для входа в отрасль.

Многообразие форм олигополистического поведения. Одновременный выбор фирмами оптимального объема производства: модель Курно. Ценовая конкуренция по Бертрану. Лидерство при выборе объема производства: модель Штакельберга. Ценовое лидерство: модель доминирующей фирмы в конкурентном окружении. Модель картеля, максимизирующего прибыль. Факторы, способствующие заключению картельных соглашений. Проблема неустойчивости картеля. Пример: картель ОПЕК. Жесткость цен и ломаная кривая спроса.

The case: «Анализ структуры российского рынка банковских услуг».

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.12. стр. 491-528.

Основная литература: Хайман Д.Н., т.2, гл.11, стр.44-79.

Франк Р. гл.14 стр.449-479.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., т.2, гл. 12, стр.256-294.

Хорнби У., гл.7, с.247-284.

Тема 13. Рынок труда.

Индивидуальное предложение труда. Выбор индивида между потреблением и отдыхом. Предложение труда в отрасли. Совершенная конкуренция на рынке труда. Предложение труда с точки зрения отдельной фирмы. Предельная доходность труда в денежном выражении. Краткосрочный период: условие максимизации прибыли фирмой, использующей единственный переменный фактор (труд). Предпосылки совершенно конкурентного рынка труда. Спрос фирмы на труд. Причины изменения спроса фирмы на труд. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда. Кривые спроса на труд совершенно конкурентной фирмы и фирмы, имеющей монопольную власть на рынке готовой продукции. Спрос на труд в отрасли.

Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопсония. Положительный наклон кривой предельных издержек монопсониста на труд. Определение оптимального количества труда, нанимаемого монопсонией. Модель монопсониста, выступающего монополистом на рынке готовой продукции. Дискриминация по уровню заработной платы на рынке труда. Роль профсоюзов на рынке труда. Безработица.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл.14. стр.570-602.

Основная литература: Хайман Д.Н., т.2, гл.13, стр. 127-137.

Франк Р. гл.15, стр.483-526.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., т.2, гл. 13, стр. 310-325, гл. 14, стр.350-376.

Тема 14. Рынок капитала.

Особенности рынка капитала. Инвестиции. Зависимость ценности денег от времени: будущая стоимость сегодняшних доходов и текущая стоимость будущих доходов. Дисконтирование. Критерий чистой приведенной стоимости. Внутренняя норма отдачи.

Потребительский выбор во времени. Межвременное бюджетное ограничение потребителя. Межвременные предпочтения. Оптимальный выбор. Заемщики и кредиторы.

Спрос на услуги капитала. Максимизация прибыли фирмой, использующей два переменных фактора: труд и капитал. Функции безусловного спроса на факторы производства.

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл. 15, стр. 605-640.

Основная литература: Хайман Д.Н., т.2, гл.15, стр.203-229.

Франк Р. гл.17, стр.564-588, гл. 6, стр. 160-175.

Дополнительная литература: Гальперин В.М., т.2, гл. 13, стр. 325-348.

Хорнби У., гл.8, с.285-297.

Тема 15. Информационные проблемы рынков

Понятие риска и неопределенности по Найту. Измерение риска: дисперсия. Выбор из нескольких рисковых проектов: коэффициент вариации. Отношение субъекта к риску: нерасположенность, нейтральность, расположенность. Способы снижения риска: диверсификация, страхование, получение информации.

Асимметричная информация. Рынок «лимонов». Скрытые характеристики и неблагоприятный отбор. Пример: рынок страхования. Скрытые действия и моральный риск. Примеры морального риска на страховом и финансовом рынках. Способы снижения морального риска. Подача сигналов о качестве. Проблема «принципал-агент».

The case: «Страхование от неизлечимых болезней в России».

Базовый учебник: Пиндайк Р., гл. 5, стр. 167-198, гл. 17, стр. 681-712.

Основная литература: Франк Р. гл.6, стр.176-192, гл. 16, стр. 531-563.

Дополнительная литература: Хорнби У., гл.8, с.297-311.

1.1.1III. ЛИТЕРАТУРА

Базовый учебник:

Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика. Пер. с англ. – М:Дело, 2000.

Основная литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. в 2-х т., М: Финансы и статистика, 1992.

Франк Р.Х. «Микроэкономика и поведение», М.: ИНФРА-М, 2000.

Дополнительная литература:

Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров. Пер. с англ.– М.: ЮНИТИ, 1999.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И., Микроэкономика. В 2-х томах.

Примерные требования к написанию эссе.

Написание эссе предполагает изложение самостоятельных рассуждений по теме, выбранной студентом и связанной с тематикой курса (в данном случае микроэкономической теории).

– таблицы статистической информации, ксерокс используемых периодических статей и другие дополнительные материалы оформляются в виде приложений и не ограничиваются в объеме.

Выбор темы эссе:

– в качестве рекомендуемой темы первого эссе предлагается осуществить анализ отдельного товара, представленного на российском рынке с точек зрения потребителя и производителя;

– в качестве рекомендуемой темы второго эссе предлагается осуществить анализ отдельного рынка, на котором представлен тот товар, который был проанализирован в ходе написания первого эссе;

– в ходе анализа студент может выразить свое согласие (несогласие) с определенными выводами печатных изданий, обосновав свою точку зрения на основе теоретических положений микроэкономики, высказаться о соответствии изучаемых теоретических моделей рассматриваемой ситуации, указав на соответствие (несоответствие) определенных предпосылок, а также по возможности привести свое мнение относительно решения тех проблем, которые он обнаружил при написании работы;

Характер изложения материала:

– все приводимые суждения по возможности должны быть логически обоснованы и опираться на изучаемые микроэкономические закономерности;

– приветствуется уместное использование графиков, диаграмм и других наглядных форм представления информации;

– все стандартные микроэкономические модели считаются известными и не требуют подробного изложения в рамках работы (за исключением случаев, когда в работе требуется внести в них какие бы то ни было изменения или дополнения);

Критерии оценки:

– самостоятельность суждений;

– обоснованность высказываемых суждений;

– полнота раскрытия темы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КУРСА (для зачета)

  1. Предмет микроэкономики. Экономические модели.

  2. Предпочтения потребителя, функция полезности и кривые безразличия.

  3. Вида функций полезности

  4. Бюджетное ограничение. Выбор потребителя, максимизирующего полезность.

  5. Задача максимизации полезности для различных видов предпочтений.

  6. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля для различных видов предпочтений.

  7. Кривая «цена-потребление» и кривая индивидуального спроса.

  8. Эффект замещения и эффект дохода. Номинальный и реальный доход.

  9. Эффект замещения и эффект дохода для различных видов благ.

  10. Рыночный спрос. Эластичность спроса.

  11. Геометрический смысл эластичности.

  12. Производство в краткосрочном периоде. Средняя и предельная производительность.

  13. Закон убывающей предельной производительности.

  14. Производство в долгосрочном периоде. Изокванты. Отдача от масштаба.

  15. Виды издержек в краткосрочном периоде; их взаимосвязь.

  16. Задача минимизации издержек.

  17. Виды производственных функций.

  18. Виды издержек в долгосрочном периоде; их взаимосвязь.

  19. Экономический подход к определению издержек и прибыли. Условие максимизации прибыли.

  20. Менеджериальные теории фирмы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КУРСА (для экзамена)

  1. Предмет микроэкономики. Экономические модели.

  2. Предпочтения потребителя, функция полезности и кривые безразличия.

  3. Бюджетное ограничение. Выбор потребителя, максимизирующего полезность.

  4. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля.

  5. Кривая «цена-потребление» и кривая индивидуального спроса.

  6. Эффект замещения и эффект дохода. Номинальный и реальный доход.

  7. Рыночный спрос. Эластичность спроса.

  8. Производство в краткосрочном периоде. Средняя и предельная производительность.

  9. Производство в долгосрочном периоде. Изокванты. Отдача от масштаба.

  10. Виды издержек в краткосрочном периоде; их взаимосвязь.

  11. Виды издержек в долгосрочном периоде; их взаимосвязь.

  12. Экономический подход к определению издержек и прибыли. Условие максимизации прибыли.

  13. Менеджериальные теории фирмы.

  14. Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  15. Рыночное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эластичность предложения.

  16. Эффективность совершенно конкурентного рынка. Государственное регулирование рынка.

  17. Максимизация прибыли монополистом. Налогообложение монополии.

  18. Ценовая дискриминация и ее виды.

  19. Монопольная власть фирмы. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде.

  20. Одновременный выбор фирмами оптимального объема выпуска. Ценовая конкуренция по Бертрану.

  21. Лидерство при выборе объема производства. Ценовое лидерство.

  22. Ломаная кривая спроса. Картель

  23. Индивидуальное предложение труда. Предложение труда в отрасли.

  24. Максимизация прибыли фирмой, покупающей единственный переменный фактор на совершенно конкурентном рынке труда.

  25. Спрос на труд в отрасли; его детерминанты. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда.

  26. Монопсония. Монопольная власть на рынке труда.

  27. Дисконтирование. Чистая приведенная стоимость. Внутренняя норма отдачи.

  28. Межвременной выбор. Индивидуальное предложение сбережений.

  29. Риск. Измерение риска. Способы снижения риска.

  30. Неблагоприятный отбор. Сигналы о качестве.

  31. Моральный риск и пути его снижения.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа №1

Включает в себя темы с 1 по 4. Рассчитана на одну пару (1 час 20 минут). Состоит из 5 теоретических вопросов и 3 задач.

  1. Объясните почему для товаров Гиффена эффект дохода по модулю больше, чем эффект замены?

  2. Если спрос эластичен, то как изменяется выручка с ростом цены товара?

  3. Предпочтения потребителя между товаром Х и Y описываются функцией полезности вида . Он располагает суммой 120 у.е,.

А) Определите оптимальный набор потребителя.

Б) Запишите уравнение кривой «цена-потребление» и выведите функцию спроса на товар Y (графически и аналитически).

В) Запишите уравнение кривой «доход-потребление» и выведите кривую Энгеля на товар X (графически и аналитически).

Г) Рассчитайте значение эффектов дохода и замещения в случае роста цены товара Х на 2.

Контрольная работа №2

Включает в себя темы с 5 по 7. Рассчитана на одну пару (1 час 20 минут). Состоит из 5 теоретических вопросов и 3 задач.

  1. Дайте графическую интерпретацию издержек в краткосрочном периоде.

  2. Чему равна отдача от масштаба для производственной функции вида

  3. Производственная функция имеет вид . В краткосрочном периоде капитал фиксирован и равен 32, заработная плата равна 1, цена аренды капитала – 2. Определить уравнение и построить графики кривой долгосрочных общих издержек и кривой краткосрочных общих издержек.

Контрольная работа №3

Включает в себя темы с 8 по 11. Рассчитана на одну пару (1 час 20 минут). Состоит из 5 теоретических вопросов и 3 задач.

  1. Выведите индекс Лернера.

  2. Покажите, как изменяется общественное благосостояние при введении потоварного налога на производителей в размере t денежных единиц.

  3. Функция спроса на данный товар имеет вид , а функция предложения: .

А) Определить равновесную цену и объем, а также излишки продавца и покупателя.

Б) Продавцы получили субсидию 5 денежных единиц за каждую произведенную единицу продукции. Найдите новое равновесие, излишки потребителя и производителя, потери общества, расходы государства на субсидию. Как распределится субсидия между продавцом и покупателем?

Контрольная работа №4

Включает в себя темы с 12 по 15. Рассчитана на одну пару (1 час 20 минут). Состоит из 5 теоретических вопросов и 3 задач.

  1. Почему картели неустойчивы?

  2. Модель монопсонии на рынке труда.

  3. Функция полезности в модели межвременного выбора потребителя . Доход в текущем периоде равен 20 тысяч рублей. Доход в будущем периоде равен 40 тысяч рублей. Процентная ставка равна 10%. Найти текущие и будущие сбережения. Найти функцию текущего и будущего потребления.

Методические рекомендации Студентам

Изучение курса требует постоянной самостоятельной работы студентов. Предварительное знакомство с литературой, указанной в программе, облегчает и углубляет понимание лекций и обсуждаемых на семинарах проблем. Следующее за прослушанными лекциями и работой на семинарских занятиях обращение к соответствующим источникам помогает полнее разобраться в материале курса, выявить и ликвидировать пробелы, сформулировать вопросы к преподавателям, позволяет эффективно выполнить домашние задания и написать эссе и реферат. Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса -залог успешной работы студентов.

Рекомендации по использованию информационных технологий

Современного квалифицированного специалиста трудно представить без регулярного обращения к компьютерным технологиям. Однако Интернет и обычная библиотека – это, скорее, взаимодополняющие, а не взаимозаменяющие блага. По компьютерной сети можно ознакомиться с заголовками подавляющего большинства книг и журнальных статей, но получать сами тексты удается далеко не всегда. Кроме того, следует учитывать, что искать информацию в сети одновременно и легче, и труднее, чем в библиотеке. Если Вы ищете конкретного автора или статью с точно известным названием, то поисковая система обнаружит их очень быстро (либо быстро укажет, что в сети такой информации нет). Но при поиске литературы по определенной теме пользователя Интернета поджидают большие трудности. Чтобы отчасти упорядочить ресурсы Интернета, в сети созданы каталоги ресурсов (списки серверов) по многим (но отнюдь не по всем) темам, над которыми выросли каталоги каталогов и т.д. Лучшими поисковыми системами считаются: в русскоязычной части Интернета - «Yandex” (http://www.yandex.ru), “Aport” (http://www.aport.ru), “Rambler” (); в англоязычной части Интернета – “Altavista” (http://altavista.com), “Alltheweb” (http://alltheweb.com). Желая облегчить коллегам поиск нужной информации, люди со схожими интересами создают в своих серверах (информационных блоках) систему перекрестных ссылок для получения быстрого доступа к другим источникам близкого содержания. Чем легче найти группу единомышленников и связаться с ними, тем больше новой информации поступает на данный информационный блок.

Некоторые полезные адреса Интернета:

Библиотека Либертариума (“Moscow Libertarium Library (Russian)”) – http://libertarium.ru/library

Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы – http://www.nel.ru/analytdoc/svodka.html

Институциональная экономика: http:/l/index.html

Журнал «Вопросы экономики» - http://infomag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html

Журнал «Экономика и математические методы»

http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.html

Журнал «Проблемы теории и практики управления» http://www.ptpu.ru

Economic Journal on the Web – http://www.oswego.edu/~economic/journals.htm

Институт «Экономическая школа». Галерея экономистов. http://www.ise.spb.ru/gallerymain.html

Институт экономических проблем переходного периода – http://www.iet.ru

Центральный экономико-математический институт – http://www.cemi.rssi.ru

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации – http://wcer.park.ru

Центральный Банк Российской Федерации – http://www.cbr.ru

Московская межбанковская валютная биржа – http://micex.ru

Economic on the World Wide Web – http://eclab.ch.pdh.edu/ecwww/,

Links in Economics – http://www.unizh.ch/sts/links.html

Требования к студентам:

Приступая к изучению курса микроэкономики, студенты должны знать основные экономические категории и владеть методами экономического анализа в объеме вступительного экзамена по обществознанию. В процессе обучения на 1-м курсе студенты должны овладеть базовыми знаниями из области математического анализа, которые являются необходимыми для успешного освоения микроэкономики.

Аннотация:

«Микроэкономика» - это базовый общетеоретический курс, являющийся неотъемлемой частью широкого круга дисциплин, изучающих функционирование фирмы и рынка. Его целью является развитие экономического мышления студентов в процессе изучения основных понятий и моделей микроэкономики. Программа предназначена для учащихся 1-го курса бакалавриата факультетов менеджмента и логистики и учитывает специфику данных факультетов. Поэтому читаемый здесь курс микроэкономики рассчитан на минимальное использование математического аппарата.

Главная особенность данного курса состоит в том, что понятия и модели экономической теории рассматриваются в контексте прикладных аспектов принятия бизнес-решений. В этой связи большое внимание уделяется case-studies, относящихся не только к зарубежной, но и к российской практике.

Данный курс состоит из пятнадцати тем, охватывающих главные проблемы микроэкономического анализа: поведение потребителей благ и спрос; издержки, прибыль и предложение фирмы; совершенная и несовершенная конкуренция на рынках готовой продукции; рынки факторов производства; информационные проблемы рынка. По данному курсу читаются лекции (80 часов) и проводятся семинары (54 часа) в течение 1-4 модулей.

На лекциях будут представлены основные теоретические модели, проиллюстрированные соответствующими примерами из отечественной и зарубежной практики. Семинарские занятия включают в себя обсуждение теоретических проблем, их применимости к реальным практическим ситуациям (case-studies) и решение задач. Поскольку количество аудиторных часов является недостаточным для полноценного освоения курса микроэкономики, то студентам следует уделить большое внимание самостоятельной работе. Последняя включает в себя освоение теоретического материала с использованием учебных пособий, указанных в списке литературы; выполнение домашних заданий, предлагаемых преподавателями, ведущими семинарские занятия; написание эссе, подготовку к контрольным работам.

Учебная задача дисциплины.

В результате изучения курса студенты должны знать, как формируются спрос потребителя и рыночный спрос, предложение фирмы и рыночное предложение; как максимизируют прибыль фирмы, имеющие монопольную власть; как формируются спрос и предложение на рынках факторов производства; каковы основные информационные проблемы рынка. Студенты также должны уметь применять данные теоретические знания при решении конкретных задач и в анализе экономической деятельности фирм.

Автор программы: И.А.Андронова

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ваний рынка труда и на основе Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) по данному направлению подготовки, утвержденного 20 мая 2010 г

    Документ
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» и профилю подготовки «Экологический менеджмент» является системой учебно-методических
  2. Основной образовательной программы направления подготовки бакалавров 080200 Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент (транспорт») (2)

    Основная образовательная программа
    Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент утвержден 20 мая 2010 г.
  3. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»
  4. «тюменский государственный нефтегазовый университет» справочник абитуриента по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования Тюмень, 2011

    Справочник абитуриента
    Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы своего ребенка, решает вопросы подбора кадров для организации.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (78)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент».

Другие похожие документы..