Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Абонент может оплачивать услуги связи, приобретая и активируя Телефонные карты абонента «Билайн», Единые карты оплаты или с помощью Универсальной ...полностью>>
'Рассказ'
Организаторы: ИД «АСТ-ПРЕСС», МГУ имени М.В. Ломоносова (Научно-просветительский проект «Наука и мир»), ИД «Наука и жизнь», ИД «Здоровье», социальная...полностью>>
'Документ'
 Международные экономические отношения — система хозяй­ственных связей между национальными экономиками отдельных стран и их субъектами хозяйствования...полностью>>
'Документ'
В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамили...полностью>>

Описание реализации программы инновационного развития муниципального общеобразовательного учреждения Ембаевская средняя общеобразовательная школа

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Описание реализации программы

инновационного развития муниципального общеобразовательного учреждения

Ембаевская средняя общеобразовательная школа

Формирование информационной культуры учащихся

в условиях сельской школы

на 2007-2011годы

Многое изменилось в системе общего среднего образования за последние годы. В частности, другими стали образовательные стандарты, значительно возросли требования к уровню подготовки выпускников. Прежде всего, это связано с современными информационно-коммуникационными технологиями, компьютерной техникой, которая существенно расширяет познавательные возможности человека.

В последнее время актуальной становится новая категория культуры – информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Овладение технологией работы с информацией является неотъемлемым условием успешной социальной адаптации сельского школьника к жизни в информационном обществе. Поэтому появилась острая проблема необходимости формирования информационной культуры учащихся в условиях сельской школы.

Необходимость изучения данной проблемы в рамках общеобразовательного учреждения обусловлена рядом противоречий:

  • между большим объемом учебно-информационного материала и недостаточностью системы учебно-методического обеспечения учебного процесса в сельской школе;

  • между имеющимися возможностями образовательного процесса сельской школы по формированию информационной культуры учащихся и недостаточным их использованием в педагогической практике для решения задач по ее формированию;

  • между традиционными методиками преподавания предметов гуманитарного цикла и не использованием дидактических возможностей данных предметов по формированию информационной культуры сельских школьников.

Следовательно, проблема формирования информационной культуры субъектов учебно-воспитательного процесса заключается в выявлении возможностей учебных предметов и способов по формированию информационной культуры на основе использования современных педагогических технологий.

Реализация рассматриваемой проблемы становится возможной, если:

  • заменить авторитарную систему обучения педагогикой толерантности, субъектно-объектных отношений между учителем и учеником – субъект-субъектными;

  • построить обучение и воспитание каждого ребенка на основе учета его индивидуальных способностей, а значит использовать в качестве основных стимулов обучения интерес ребенка, удовлетворение его потребности в познании и самопознании;

  • интегрировать учебную и внеучебную деятельности через расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, усиление влияния учебной деятельности на нравственное и социальное становление ребенка; через усиление интеллектуального, познавательного характера внеучебной работы.

В стратегических документах отмечается роль информационной культуры как условия для успешной адаптации человека в современном информационном обществе, психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Под информационной культурой личности мы понимаем системную характеристику человека, позволяющую ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода информации, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании, и включающем грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в поведении и социально-информационной активности.

Опираясь на структуру информационной культуры, предложенной Н.Б. Зиновьевой, для нашего исследования мы отобрали следующие компоненты информационной культуры: коммуникативный; лексический; читательский; интеллектуальный, под которыми понимаем следующее:

коммуникативный компонент (культура общения) – система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения;

лексический компонент (культура письма и речи)- степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением её нормативности, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им;

читательский компонент (культура чтения) – комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.), бережно обращаться с произведениями печати;

интеллектуальный компонент (культура мышления) – степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, пользоваться этими выводами на практике.

Все элементы информационной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. Выбор выше перечисленных компонентов информационной культуры объясняется тем, что, во-первых, они являются ведущими компонентами информационной культуры (по Н.Б. Зиновьевой); во - вторых, именно эти компоненты создают основу для развития других составляющих информационной культуры; в третьих, существует некоторая ограниченность возможностей сельского социума в обеспечении компьютерными средствами.

Деятельность школы в этом направлении мы видим в создании условий формирования информационной культуры в образовательном процессе сельской школы. К ним относятся: возможности гуманитарных дисциплин, мотивация сельских школьников, диагностика исходного уровня информационной культуры, а также принципы и этапы процесса формирования информационной культуры. При этом учитываются целевые установки образования: ориентация на личность, её индивидуальные особенности и возможности, целостности образовательного процесса, вариативности, разноуровневости, разнопрофильности образования, субъектности позиции учащихся в учебно-познавательной и другой деятельности.

Формирование информационной культуры школьников в условиях сельской школы средствами гуманитарных дисциплин потребовало выявления их возможностей, которые представлены на рис.1.


Чтобы успешно вести обучение, учитель должен представлять себе основные характеристики обучаемого – его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.

Психологическую формулу успешного обучения можно охарактеризовать М + 4П + С, где М - мотивация, 1П-прием (или поиск) информации, 2П - понять информацию, 3П - помнить, 4П- применять информацию, С- систематичность занятий. Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели обучения.

Познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; это открывает возможности для ее формирования посредством специально организованных дидактических воздействий.

Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы учителя. При формировании у школьников специфической мотивации, которая проявляется в решении мыслительных задач, в работе с информационными массивами, рекомендуется исходить из того, что знания и умения, подлежащие усвоению, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате выполнения определенных действий.

Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу ощущения и восприятие и только затем опознание, запоминание, осмысление.

Совершенно необходимым, хотя и не достаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, не искаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, мы не всегда помним об этом и учитываем акустику или остроту зрения школьников.

Например, американские ученые установили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28%), правый нижний (23%) и левый нижний углы (16%) (см. рис. 2).

28%

33%

16%

23%


Рис.2. Расположение информации по степени запоминания

Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице, цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят логическим путем и 52% - образным.

Российская система образования преимущественно строится на запоминании различных фактов, концепций, то следует позаимствовать из американской системы направленность на анализ, критический разбор информации и выработку учащимися собственных выводов, что особенно важно при формировании информационной культуры школьников.

Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития и мышления учеников.

Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:

- обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии;

- соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров кабинета, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;

- полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием;

-учитывать возможность прямого управления восприятия;

-в умеренных пределах разнообразить изложение, использовать приемы поддержания и возвращения внимания;

-учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастет;

-уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;

-использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;

-вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления.

Важным моментом при рассмотрении условий формирования информационной культуры является диагностика исходного уровня информационной культуры школьников.

Выше мы рассмотрели структуру информационной культуры и определили её компонентный состав, что позволило нам подобрать методики и методические приемы для определения исходного уровня информационной культуры школьников и диагностирования отдельных её компонентов (таблица 1).

Табл. 1. Методики и методические приемы по диагностированию исходного уровня информационной культуры школьников

Компоненты информационной культуры

Методики и методические приемы

1.

Коммуникативный

Потребность в общении. Анкетирование (опросник сост. на кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина). Выявление уровня потребности общения у школьников.

Выявление и оценка коммуникативных и организационных склонностей старшеклассников. Лист вопросов.

2.

Лексический

Методика Эббингауза. Тест на заполнение пропущенных слов и фраз.

3.

Читательский

Изучение читательских интересов старшеклассников (авт. Т. Журина)

4.

Интеллектуальный

Внимание

Память

Словесно-логическое мышление

Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT), предложен Р. Кэттелом, предназначен для измерения уровня интеллектуального развития (для 9-11 кл.)

Методика Лобзина по изучению объема и точности внимания человека.

Методика Н.Б. Берхина по запоминанию двух рядов слов.

Тест Л.Д. Столяренко, предназначен для определения уровня логичности мышления по умозаключениям.



Используя вышеперечисленные методики, мы определили исходный уровень информационной культуры школьников. Полученные результаты диагностирования оправдались, уровень информационной культуры школьников значительно низкий. Следовательно, учитывая результаты, полученные в ходе диагностирования исходного уровня информационной культуры школьников, мы должны построить образовательный процесс (совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом) таким образом, чтобы он был направлен на формирование информационной культуры учащихся в условиях сельской школы.

Таким образом, определилась достаточно целостная и многогранная миссия школы информационной культуры субъектов образовательного процесса – всячески поддерживать и развивать детей, выявлять и стимулировать проявление их индивидуально-личностного и творческого потенциала и учебно-познавательных возможностей, создавать условия для формирования информационной культуры, роста индивидуальных психологических ресурсов школьников, расширяя возможности выстраивания учеником собственной образовательной траектории в соответствии с интересами, способностями, намерениями на основе внедрения образовательных технологий в процесс обучения на всех его ступенях, организации предпрофильного и профильного обучения школьников, развития школы как центра воспитательной, досуговой работы на селе.

Охарактеризуем кратко особенности организации, содержания и технологий обучения, которые приобрела школа вследствие нововведений.

Системообразующим компонентом в деятельности школы будет учебная, заключающаяся в создании информационно-образовательной среды школы на основе интеграции современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий (Проект № 1 Формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса в условиях сельской школы). Основными направлениями учебной деятельности в образовательном процессе школы являются:

  • инструментальное (модернизация материально-технической базы школы, пополнение библиотечного фонда и эффективная работа школьных библиотекарей);

  • кадровое обеспечение.

Кадровое обеспечение предполагает разработку системы обучения педагогических работников использованию информационно-коммуникационных технологий, их интеграции с образовательными технологиями в учебной и внеучебной деятельности с целью повышения качества обучения.

В учебном плане школы сопряжены с одной стороны, предметы базисного и школьного компонентов, с другой предметы естественнонаучные и гуманитарные с усилением удельного веса дидактических возможностей последних. Решающую роль в формировании информационной культуры учащихся в условиях сельской школы в силу объективных и субъективных причин играют гуманитарные науки. Чем глубже и шире они изучаются, тем больше предпосылок появится для формирования информационной культуры личности, для её нравственного становления, ее самосознания. Усиление внимания к информационной культуре личности в сельской школе влечет за собой необходимость учета возможностей гуманитарных предметов, подбор форм и методов обучения, направленных на формирование информационной культуры.

Форма обучения – это способ организации учебного процесса. Она отражает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, порядком его осуществления (И.Ф.Харламов).

Для формирования информационной культуры школьников в образовательном процессе сельской школы мы использовали следующие формы организации обучения: урок-экскурсию, информационный час, читательскую конференцию.

Остановимся на некоторых формах обучения более подробно.

На уроках литературы, истории и краеведения учащиеся ведут краеведческую работу: составляют наиболее интересные биографии селян, записывают легенды, обычаи земляков, собирают материал для музея. Весь этот материал представляется и обсуждается на конференциях и фестивалях, экскурсиях и походах. Например, учащиеся старших классов подготовили и провели урок-экскурсию в музее на тему: «Из истории села Ембаево» на немецком языке. Они сами выступали в роли экскурсоводов, переводчиков и в конце организовали викторину. Более подробно в своих выступлениях они остановились на известном представителе сибирских татар, оставивший заметный след в истории развития науки и культуры своего народа Нигматулле Карымшакове.

Одной из форм организации обучения, направленной на формирование информационной культуры учащихся на наш взгляд является информационный час. Главное назначение информационного часа – формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района, своего села. Информационный час помогает учащимся применить полученные на уроках истории и граждановедения знания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящие в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения.

Следующей формой формирования информационной культуры является читательская конференция.

Читательские конференции учащихся в сегодняшней школе незаслуженно забыты или используются крайне редко. Ведь не редко педагоги-предметники, говоря об учебных достижениях учащихся по учебным предметам, жалуются на то, что учащиеся не умеют и не хотят читать. К большому сожалению, этому способствует и научно-технический прогресс. Слушание музыки, многочасовые сидение у телевизора, компьютерные игры – все это приводит к тому, что чтение книг становится скучным и неинтересным.

Мы приводим результаты опроса, проведенного в нашей школе. Учащимся было предложено ответить на следующий вопрос:

Чему из ниже перечисленного вы отдаете предпочтение: чтению книг, общению с компьютером, просмотру телепередач, слушанию музыки, интеллектуальным играм в компьютерном клубе?

В опросе участвовало 180 учащихся. Результаты опроса вполне можно было предположить: чтению книг предпочтение лишь 18 учащихся из 180. Это очень тревожный симптом, который должен послужить серьезным поводом для того, чтобы вернуть ребятам разного возраста интерес к чтению.

Основная цель читательских конференций – развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.

Читательские конференции способствуют развитию интеллектуальных умений, кругозора учащихся, познавательного интереса, повышению уровня информационной культуры школьников.

Форма обучения неразрывно связана с соответствующими ей методами. Любой метод характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса и выступает как способ организации педагогической и учебной деятельности учителя и учащихся при формировании информационной культуры школьников.

Связующее звено между обучающим и обучаемыми – информация. Логично было бы предложить способ передачи (восприятия) учебного содержания должен послужить основанием для классификации методов обучения. В учебном процессе информация фиксируется и передается в 3 формах: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Сообразно этому мы предлагаем выделить четыре группы методов обучения: визуальные, аудиальные, кинестические и полимодальные[149.С.23.].

Аудиальные методы обучения представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу. Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальностей, а также жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на уроке целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключенная в их словах, будет более полно воспринята «одногруппниками».

Данный метод часто используется на уроках гуманитарного цикла, рассмотрим на примере урока литературы.

Тема: «Пословицы и поговорки».

Цель урока: показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок; научить пользоваться пословицами и поговорками в речи.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания:

- Что такое пословица? (Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.)

  • Какие пословицы о пословицах вы помните? («Пословица век не сломится», «Пень не околица, глупая речь не пословица», «Пословица – всем делам помощница» и др.)

  • Какие ещё пословицы знаете?

2.Слово учителя. Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы 11-12 вв.: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и др. Но самым известным, труд которого считается непревзойденным, является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Он заявлял: «В образованном и просвещенном обществе пословиц нет: попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков». Больше тридцати лет Даль по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8
  2. Программа 59 ой студенческой научной конференции г. Тюмень, 2008 содержание

    Программа
    Халитулина А.Р. (143 гр.) Семантико-этимологические особенности тюркских по происхождению фамилий в русском семейном именослове. (Науч. рук. – д.ф.н. Фролов Н.
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  4. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  5. «Теология в системе научного знания и образования»

    Книга
    Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. – М.: Изд. Общественной палаты Российской Федерации, 2008.

Другие похожие документы..