Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История ...полностью>>
'Рассказ'
Самое яркое впечатление на Неделе русского языка и литературы – литературная гостиная. Звучали красивые стихи, рассказы, отрывки из сочинений. Демонс...полностью>>
'Рабочая программа'
– сформировать у обучающихся представления о современных методах и подходах к синтезу нанокомпозитных систем и характерных особенностях коллоидной сис...полностью>>
'Доклад'
Настоящий Доклад подготовлен на основе материалов мероприятий, проведенных в Общественной палате Российской Федерации, анализа обращений граждан в Об...полностью>>

Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс введение в научно-исследовательскую

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УМК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Благовещенск 2010

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

О.А. Луценко

ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов»

(Блок ОПД. В 02) по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Благовещенск 2010

ББК 74.580.268 р 30

Л 86

Луценко О. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов: учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» (блок ОПД. В 02) для студентов, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

/сост.: О. А. Луценко – Благовещенск: БГПУ, 2010. – 89с.

В учебно-методическом комплексе раскрыты основные вопросы дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов», раскрывающие сущность и специфику педагогических исследований студентов в вузе; особенности конструирования методологического аппарата педагогического исследования; подбора комплекса методов и методик проведения исследования, вопросы оформления научно-педагогического текста, материалы по процедуре и этикету защиты курсовой и дипломной работы; а также вопросы для самооценки уровня подготовленности к проведению научно-педагогического исследования в вузе и школе. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очных и заочных отделений учреждений высшего профессионального образования, начинающих работать над курсовыми и дипломными исследованиями, преподавателей, руководящих научной работой студентов, аспирантов.

Рецензенты:

© Луценко О.А., 2010

© Благовещенский государственный

педагогический университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ» 5

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 13

2. 1. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. 13

2. 3. Выбор и формулировка темы научного исследования. 17

2. 4. Конструирование методологических характеристик педагогического исследования. 19

2. 5. Гипотеза психолого-педагогического исследования. 23

2. 6. Информационное обеспечение исследования 25

2. 9. Сравнительно-педагогические и историко-педагогические исследования. 31

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 33

5. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 43

5.1. Примеры тестовых заданий по спецкурсу «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» 43

5.2. Темы рефератов 49

5.3. Итоговый контроль знаний студентов 50

5.4. Примерная тематика дипломных и курсовых работ по спецкурсу «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» 54

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ 56

7. ГЛОССАРИЙ 57

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 70

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УМК

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

ГОУ ВПО БГПУ

_________________ Ю.В. Малиновский

« 7 » сентября 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

(Блок ОПД. В 02) по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Принята

на заседании кафедры педагогики

(протокол № 12 от « 28 » июня 2010 г.)

Зав. кафедрой _____________ Карнаух Н.В.

« 28 » июня 2010 г.

Благовещенск 2010

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

Пояснительная записка

Учебным планом педагогического вуза предусмотрено написание студентами 3 курса психолого-педагогического факультета курсовой работы по педагогике. У большинства студентов это первая исследовательская работа такого уровня, что естественно вызывает много трудностей при её исполнении. Несмотря на то, что студенты, обучаются в вузе уже не первый год, у многих из них слабо развита готовность к самостоятельной познавательной деятельности. Приступая к написанию курсовой работы, студенты испытывают трудности при работе с литературой, при выделении методологических параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи), затрудняются выделять главное, составить план к работе, выстроить логику и подачу материала.

Руководство курсовыми и дипломными исследованиями осуществляется научными руководителями как индивидуальная работа со студентами. При всех ее достоинствах, такая работа страдает и определенными недостатками. Во-первых, она отнимает у студентов, и особенно у преподавателей, слишком много времени. Во-вторых, преобладание индивидуальной работы препятствует осуществлению единых требований к научным работам студентов. В-третьих, собственно учебно-научная деятельность начинается чаще всего с первой курсовой работы (V семестр), т.е. достаточно поздно для того, чтобы сформировать прочные знания, умения и навыки в области научно-педагогического исследования.

Эти соображения привели нас к мысли о разработке предлагаемого спецкурса, который изучается студентами превентивно, т.е. до начала индивидуального курсового проектирования и должен способствовать повышению исследовательской компетентности студентов.

Программа спецкурса «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» рассчитана на 72 часа, из них 20 часов – лекции, 16 часов – семинарские и практические занятия, 36 часов – самостоятельная работа студентов.

Содержание спецкурса изучается в ходе лекций, семинарских и практических занятий. Однако так как спецкурс носит больше практическую направленность, поэтому особое значение приобретают практические занятия, во время которых выполняются специальные упражнения, направленные на развитие методологической рефлексии, логического и абстрактно-теоретического мышления.

Подобного же типа упражнения разрабатываются для уточнения взаимоотношений между темой и объектом, объектом и предметом, целями и задачами, целями, предметом и гипотезой, этапами и задачами исследования. Такие упражнения развивают, прежде всего, абстрактно-логическое и теоретическое мышление, способность к методологической рефлексии.

Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий.

Уделяется внимание развитию речи: студентам предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.

С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, принципами составления библиографии и т.п. организуется работа студентов в библиотеке.

Предлагаемый спецкурс «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» имеет целью подготовить студентов, прежде всего, к таким жанрам учебно-научной работы, как курсовое и дипломное сочинение. Однако думается, что студент, глубоко освоивший методологию, технологию, методы, технику учебно-научного педагогического исследования, приложивший эти знаний к курсовой или дипломной работе, сумеет грамотно, профессионально выполнять исследовательскую педагогическую работу и в своей профессиональной педагогической деятельности.

Обратим также внимание пользователей на приложение, материалы которого помогут студентам, аспирантам, учителям-исследователям провести самооценку уровней готовности к научно-педагогическому исследованию.

Цель спецкурса: развитие исследовательской компетентности студентов посредством освоения ими методов научного познания и умений научно-исследовательской деятельности.

Задачи спецкурса:

  • По окончании изучения спецкурса «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» студенты должны знать:

- основы методологии исследовательской деятельности;

- структуру и правила оформления исследовательской работы;

  • По окончании изучения спецкурса «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» студенты должны уметь:

- формулировать тему научно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность;

- составлять индивидуальный план научно-исследовательской работы;

- определять цель и задачи научно-исследовательской работы;

- формулировать гипотезу научно-исследовательской работы;

- работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам научного исследования;

- оформлять теоретические и экспериментальные результаты научно-исследовательской работы;

- рецензировать чужую научно-исследовательскую работу.

  • По окончании изучения спецкурса «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» студенты должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, закономерность, индукция, концепция, метод, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования, рецензия на исследовательскую работу, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

  • Спецкурс «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» на решение ряда воспитательных задач:

- формирование личности студента с высоким уровнем профессиональной и духовной культуры, творческим мышлением, толерантным сознанием, активной жизненной позицией;

- формирование высококлассных и конкурентоспособных специалистов, ориентированных на лидерство в своей профессиональной сфере.

Учебно-тематический план

(в условиях стационара на ППФ)

№ п/п

Название разделов, темы

Трудоемкость

Всего аудит

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.

8

4

4

4

2.

Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.

20

10

6

4

10

3.

Структура научно-педагогического исследования.

8

4

4

4

4.

Методы научно-педагогического исследования.

12

6

4

2

6

5.

Методика проведения научно-педагогического исследования.

8

4

4

4

6.

Истолкование, апробация и оформление результатов исследования.

16

8

8

8

Всего:

72

36

22

14

36

Учебно-тематический план

(в условиях заочного обучения на ППФ)

№ п/п

Название разделов, темы

Трудоемкость

Всего аудит

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.

8

2

2

6

2.

Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.

20

4

2

2

16

3.

Структура научно-педагогического исследования.

8

2

2

6

4.

Методы научно-педагогического исследования.

12

12

5.

Методика проведения научно-педагогического исследования.

10

10

6.

Истолкование, апробация и оформление результатов исследования.

14

14

Всего:

72

8

6

2

64

Содержание



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы моу «Гимназия №1» за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Приведенный выше анализ научно-методического сопровождения Программы развития гимназии позволяет определить следующие задачи на 2011-2012 учебный год. 6
  2. Тема и задачи образовательного учреждения. 3

    Документ
    В 2009-2010 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования, через здоровьесберегающие технологии, как основополагающий фактор социального развития общества».
  3. Публичный доклад об итогах деятельности (2)

    Доклад
    В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования, как основополагающий фактор социального развития общества».
  4. Методическое письмо Опреподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

    Методическое письмо
    О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введенияфедерального компонента государственного стандарта общего образования
  5. Приказ №205 от 29. 08. 2011г. План учебно-воспитательной работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4 г. Туймазы

    Документ
    В ноябре 1977 года наша школа приняла первых учеников. Сегодня к нам приходят получать знания около тысячи юных туймазинцев, и это не только дети, живущие в микрорайоне школы, но и «гости» из других районов города.

Другие похожие документы..