Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до Закону України "Про захист прав споживачів" та постанови Кабінету Міністрів України від 15.06.2006 N 833 "Про затверджен...полностью>>
'Решение'
отбора бизнес-проектов по Программе модернизации производства и государственной поддержки предприятий обрабатывающей промышленности Ульяновской област...полностью>>
'Демонстрационный контрольно-измерительный матери'
Представленный контрольно-измерительный материал является демонстрационным вариантом вступительной экзаменационной работы по литературе в ТОГОУ СПО «...полностью>>
'Документ'
В целях реализации Концепции политики Правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2004 - 2010 годы, утвержденной постан...полностью>>

10) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (10)

Научно-аналитический журнал

Тюмень

2009

Б

БК 70

А38

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (10) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2009. 212 с.

В Академическом вестнике представлены результаты научных исследований трансформации социально-экономического пространства: проблемы и перспективы на современном этапе развития России, Западно-Сибирского региона и стран СНГ.

Журнал адресован учёным, преподавателям, практическим работникам, аспирантам и студентам вузов.

Редакционная коллегия:

В. Г. Новиков, доктор социологических наук (гл. редактор);

Н. А. Костко, доктор социологических наук;

К. Г. Барбакова, доктор философских наук;

С. М. Казанцева, доктор экономических наук;

Т. А. Кольцова, кандидат экономических наук;

Т. А. Иванычева, кандидат экономических наук;

А. Г. Полякова, кандидат экономических наук.

ISBN 978-5-94221-124-0

© «ТГАМЭУП», 2009



T
yumen Region State Institute of Higher Education

«TYUMEN STATE ACADEMY OF WORLD ECONOMICS,

MANAGEMENT AND LAW»

Academic Bulletin No. 4 (10)

Scientific and analytical journal

Tyumen

2009





ББК 70

А 38

Academic Bulletin No. 4 (10) [Text]: scientific and analytical journal (published since 2007). Tyumen: «Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law» (“TSAWEML”), 2009. – 212 p.

Results of scientific investigations of transformation in the social and economic sphere are introduced in Academic Bulletin: they include current problems and perspectives of Russia, West Siberian Region and CIS.

The journal is addressed to scientists, teachers, practitioners, postgraduates and university students.

Editorial board:

V. G. Novikov, Doctor of Sociology (chief editor);

N. A. Kostko, Doctor of Sociology;

K. G. Barbakova, Doctor of Philosophy;

S. M. Kazantseva, Doctor of Economics;

T. A. Koltsova, Candidate of Economics;

T. A. Ivanycheva, Candidate of Economics;

A. G. Polyakova, Candidate of Economics.

ISBN 978-5-94221-124-0

© “TSAWEML”, 2009





Д. Л. Пономарев

АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Аннотация: в статье производится анализ существующих инструментов стимулирования устойчивого развития регионов. Выявляются их основные преимущества и недостатки с позиции возможности практического применения и степени эффективности. Предлагается вариант комплексного использования инструментов в процессе обеспечения устойчивости региональных систем.

Ключевые слова: устойчивое развитие, регион, методы управления устойчивым развитием региона.

В разгар мирового финансового кризиса у России есть великолепные шансы войти в пятерку ведущих экономик мира. Очевидно, что нынешняя мировая финансовая система, в основе которой находится необеспеченный доллар США, более существовать не может. И чем раньше это поймет руководство мировых экономик, тем лучше для них самих. Если рассматривать экономику России и ее регионов, то она в данный момент уязвима. И уязвимость эта заключается в том, что основной доход страна получает за счет экспорта нефти, котировки которой находятся в обратной зависимости от курса доллара США. Именно в американской валюте пока измеряется ценность данного вида сырья. Казалось бы, при колоссальных долларовых вливаниях, валюта США должна обесцениваться.

Однако, будучи международной расчетной и резервной валютой, спрос на нее остается высоким. В настоящее время спрос на доллары растет, а цены на нефть падают. США удалось сделать зависимым от состояния своей экономики весь мир. Если эта тенденция продолжится, российский бюджет вскоре станет дефицитным. Тем не менее, в одиночку России изменить мировую финансовую систему не удастся. Поэтому необходимо найти альтернативную защиту, которая видится, во-первых, в диверсификации экономики, во-вторых, в ее переходе на рельсы устойчивого развития. Россия в настоящий момент накопила для этого достаточно ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных.

Для достижения поставленных целей, необходимо разработать конкретную модель, которая станет инструментом планирования развития и сделает процесс развития управляемым. Как уже было определено ранее, основа устойчивого развития заключается в единстве трех составляющих: экономики, экологии и социума. Поэтому модель должна учитывать все эти элементы.

Прежде всего, необходимо остановиться на экономической стороне устойчивого развития регионов. Для этого рассмотрим более узкое понятие – экономический рост. Для того чтобы он был, во-первых, совокупные доходы хозяйствующих субъектов региона должны превышать расходы, во-вторых, темпы роста доходов должны быть больше темпов роста затрат. То есть должны выполняться следующие уравнения:

(1)

(2)

где – совокупные доходы; – совокупные расходы; – темпы роста совокупных доходов;

– темпы роста совокупных расходов.

Однако данная система уравнений удовлетворяет исключительно экономическую составляющую устойчивого развития регионов. В процессе хозяйственной деятельности, общество неизбежно наносит ущерб окружающей среде. Растущий в результате уровень загрязнения воды и воздуха представляет опасность для здоровья населения [1, с. 62]. Поэтому учет экологического фактора является необходимым. Ряд специалистов в области устойчивого развития предлагают произвести экологизацию национальных счетов. А.Г. Гранберг и В.И. Данилов-Данильян считают, что в систему счетов должны быть включены показатели, отражающие изменение качества окружающей среды под воздействием антропогенного загрязнения и природоохранных мероприятий [2, с. 210]. К решению проблемы устойчивого развития можно подойти и с точки зрения денежно-кредитных отношений. Для этого необходимо обратиться к показателю экологического долга, а точнее к его структуре. Экологический долг, как предмет денежно-кредитных отношений между обществом и природой, состоит из основной части и капитализирующихся процентов.

Для того чтобы экономический рост был в принципе возможен, обществу необходимо взять кредит у природы, которая жертвует собственным экологическим состоянием. Причем, величина кредита должна иметь четкие лимиты, в рамках которых природа будет способна самовосстанавливаться. Получив кредит, общество инвестирует средства в развитие экономики, выплачивая проценты по долгу. Именно эти проценты целесообразно ввести в систему, чтобы экологизировать экономический рост. Поскольку проценты капитализируются, то абсолютная величина выплат будет расти, если регулярно их не производить. Следовательно, темпы роста доходов должны превышать не только темпы роста стандартных затрат на использование основных факторов производства, но и темпы роста процентов по экологическому долгу. Таким образом, система уравнений примет следующий вид:

(3)

(4)

где ПЭД – проценты по экологическому долгу;

– темпы роста процентов по экологическому долгу.

Однако стоит отметить, что в современных реалиях субъекты хозяйственной деятельности заинтересованы, прежде всего, в максимизации прибыли. Поэтому проблема сохранения экологической устойчивости региона для них не стоит в числе приоритетных и процесс ухудшения условий жизни будущих поколений заботит далеко не всех. Это, в свою очередь, нарушает принципы устойчивого развития. Соответственно, необходимо участие органов, которые призваны заставить хозяйствующие субъекты соблюдать эти принципы. Данными органами должны стать государственные структуры на федеральном уровне и региональные органы власти.

В международной практике существует несколько методов, которые могут заставить участников экономической деятельности соблюдать принципы устойчивого развития и учитывать интересы будущих поколений в удовлетворении потребностей, как-то: 1) директивные; 2) финансовые; 3) рыночные.

Инструментом директивного метода является прямой контроль, который подразумевает надзор органов власти различных уровней за соблюдением определенных заранее стандартов качества окружающей среды хозяйствующими субъектами.

Данный метод, подразумевающий возможность полного запрета хозяйственной деятельности, наносящий убыток экологии, активно применяется в ряде европейских стран и США [3, с. 182]. Его преимущества проявляются в кризисных ситуациях, когда дальнейшее загрязнение может привести к деградации природной оболочки.

Среди недостатков метода можно выделить необходимость выстраивания специального механизма надзора за многочисленными предприятиями, что способствует бюрократизации общества, а также факт того, что хозяйствующий субъект остается немотивированным на экологизацию производства.

Более либеральным является финансовый метод, инструментами которого служат налоги на загрязнение и субсидирование производств, на которых используются программы очистки загрязненной среды.

Говоря о налогах, можно выделить систему налогообложения, учитывающую объем загрязнения и систему, в которой данный учет отсутствует. Рассмотрим различие данных систем. При фиксированной величине налоговых выплат хозяйствующий субъект, также как и при использовании директивного метода, не будет заинтересован в самостоятельной очистке окружающей среды или переходе на использование более безопасного для экологии оборудования, поскольку будет считать достаточным перевод средств в бюджет государства или региона, которые в свою очередь будут самостоятельно занимаются процессом устранения последствий загрязнения. Соответственно услуги по обезвреживанию предприятия получают бесплатно. Более того, предприятия будут использовать имеющиеся мощности по максимуму, чтобы за счет произведенной сверх нормы продукции покрыть совершенные в бюджет отчисления. Следовательно, увеличится интенсивность загрязнения, что не будет способствовать выполнению принципов устойчивого развития. Стоит отметить, что перечисленных средств, на которые государство или регион должны осуществить природоохранные мероприятия, может не хватить ввиду отсутствия лимитов на загрязнение.

На рисунке 1 представлена двухмерная система координат, где по оси абсцисс отмечен объем загрязнений (V), по оси ординат – плата за загрязнения (P). В данной системе изображены кривые спроса (ED) и предложения (ES) услуг по элиминации загрязнения. Поскольку услуги по обезвреживанию предоставляются бесплатно, то линия предложения будет совпадать с осью абсцисс. Соответственно и пересекаться кривые спроса и предложения будут в точке А, находящейся на оси абсцисс, что свидетельствует о максимально возможном объеме загрязнений и нулевых затратах предприятия на устранение негативных последствий.

Рис. 1. Графики спроса и предложения услуг по устранению загрязнений
при фиксированной величине налоговых выплат

Более приемлемой является система налогообложения, при которой процесс загрязнения четко регулируется. В этом случае функция предложения услуг принимает вид наклонной. Проведя перпендикуляр к оси абсцисс от точки пересечения кривых спроса и предложения, можно определить объем загрязнения. Как видно на рисунке 2, этот объем меньше максимального, поскольку предприятие, будучи заинтересованным в сокращении налогового бремени, начинает регулировать процесс образования отходов, используя вторичное сырье и внедряя в производство малоотходные технологии. Главная трудность, с которой могут столкнуться специалисты, используя данный метод, заключается в количественном определении степени загрязнения ввиду отсутствия измерительных приборов.

Рис. 2. Графики спроса и предложения услуг по устранению загрязнений
при мобильной величине налоговых выплат

Альтернативой налогообложению является практика субсидирования производств, на которых применяются механизмы фильтрации и очистки. Основное отличие налогов от субсидий заключается в том, что первые являются формой взыскания, а вторые – формой вознаграждения. Вознаграждение, в свою очередь, может быть выражено в виде оплаты стоимости очистного оборудования или в виде премии за снижение выбросов ниже определенного в качестве базового уровня.

Субсидирование предприятий с целью покупки оборудования по очистке будет иметь эффект, лишь, когда их руководство будет заинтересовано в защите экосистемы. Однако на практике подобное случается крайне редко, свидетельством чего являются загрязненные реки и озера, у акватории которых расположены заводы и фабрики. В качестве характерного примера можно привести целлюлозно-бумажный завод, ставший головной болью для байкальских экологов. Таким образом, использование данного вида субсидий вряд ли будет эффективным.

Иная ситуация, когда субсидии принимают форму вознаграждения за снижение выбросов ниже базового уровня. В этом случае хозяйствующий субъект становится финансово заинтересованным в чистоте региона. Ведь чем больше объем выбросов и дальше удаление от базового уровня в сторону роста, тем меньший размер дотации получит предприятие.

Соотнося налоги и субсидии, можно отметить, что, несмотря на высокую либеральность государственных дотаций, использование механизмов системы налогообложения будет иметь более позитивный эффект. Если субсидии способствуют расширению вредных производств и, как следствие, увеличивают суммарный объем выбросов, то налоги, напротив, ведут к сокращению подобных производств и суммарных выбросов. Как видно из рисунка 3, субсидия приводит к снижению затрат хозяйствующего субъекта, что способствует расширению объемов выпуска продукции. Соответственно кривая предложения услуг по обезвреживанию сдвигается вправо вниз . Более того, низкие издержки вызывают интерес к отрасли со стороны предпринимателей, которые начинают вводить в эксплуатацию свои производства, повышая суммарный объем загрязнений. Налоги же, стимулируя использование очистных механизмов, повышают затраты предприятия. В результате происходит сдвиг кривой предложения услуг по обезвреживанию отходов влево вверх, приводя к сокращению суммарных выбросов .

Рис. 3. Влияние налогов и субсидий на величину загрязнений

Наибольший интерес в процессе экологизации экономической деятельности в целях перехода экономики на путь устойчивого развития вызывает рыночный метод, инструментом которого является разрешения на выбросы. Суть данного метода заключается в том, что каждому хозяйствующему субъекту выделяется определенный лимит допустимого загрязнения, выход за рамки которого предполагает серьезный штраф. Другими словами, предприятия получают разрешения на загрязнения. Причем, они могут воспользоваться предоставленной возможностью самостоятельно в полном объеме или перепродать полученное разрешение другому субъекту экономической деятельности.

Если какое либо предприятие находится в процессе расширения производства, угроза окружающей среде растет. Однако хозяйствующий субъект обязан осуществлять свою деятельность в рамках выданных ему разрешений на загрязнения. Поэтому его руководство может обратиться к компаниям, у которых объем загрязнений ниже, чем того допускают разрешения, и выкупить оставшуюся неиспользованной долю разрешения по цене, которая определяется спросом и предложением. Таким образом, на рынке возникает конкуренция, которая стимулирует развитие региона.

Одним из главных преимуществ данного метода по сравнению с системой налогов и субсидий заключается в том, что лимиты загрязнения заранее четко определены. В случае применения налогов и субсидий объем загрязнения зависит от налоговой ставки или величины субсидий. Однако вероятность того, что объемы загрязнений могут превысить критическую планку, остается. Когда же заранее определена общая величина допустимых выбросов, подобная вероятность исчезает.

Недостатком данного метода является то, что разрешения на выбросы предоставляются, во-первых, в равных лимитах вне зависимости от размера предприятий, а во-вторых, на безвозмездной основе. Для того чтобы подход сделать более эффективным, можно вместо обыкновенной раздачи разрешений использовать механизм аукционной торговли, когда с помощью моделей планирования состояния окружающей среды определяется максимально допустимый объем выбросов на конкретный период времени для конкретного региона и происходит реализация долей выделенного объема на основе выставления конкурентных заявок.

Таким образом, весь объем (или его часть) будет распределен между хозяйствующими субъектами, заинтересованными в развитии производства, а не в спекуляциях, которые заключаются в перепродаже того, что, по сути, было получено бесплатно. Основная трудность, с которой можно столкнуться, применяя обозначенный метод на современном этапе, заключается в создании рыночной инфраструктуры его реализации. Ведь для того, чтобы провести аукцион, необходима система институтов, занимающихся замером объема допустимых загрязнений, стандартизацией, лицензированием, консультационными и финансовыми услугами и т.д.

Подводя итог, стоит отметить, что рассмотренные методы управления устойчивым развитием можно использовать как в отдельности, так и в синтезе. Так, прежде всего, целесообразно четко определить предельно допустимый объем загрязнений для определенной территории на конкретный период. Затем создать условия для проведения аукционной торговли разрешениями на выброс для хозяйствующих субъектов, осуществляя строгий контроль за соблюдением выделенных лимитов. В случае выявления нарушений использовать систему санкций. Параллельно с этим можно применять программы субсидирования предприятий, занимающихся экологизацией собственного производства. Главное, чтобы выполнялась задача мотивации участников рынка к соблюдению принципов устойчивого развития.

Литература

  1. Девяткин С.В. О подходе к управлению региональным устойчивым развитием // Устойчивое развитие: наука и практика. 2003. №1. С. 59-64.

  2. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий / Е.В. Рюмина – М.: Наука, 2000. 326 с.

  3. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Под. ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Цикановой и Е.С. Шопхоевой – М.: Экономика, 2002. 414 с.

А. А. Первушин

СТРАХОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ

Аннотация: в статье рассмотрены возможные типы валютных рисков, возникающих у такого институционального инвестора, как банк, и исследуются вероятные методы управления валютными рисками, на основе которых выводится зависимость валютного курса от финансового результата. На базе этого выявляются направления защиты от валютных рисков.

Ключевые слова: валютный риск, институциональные инвесторы, валютный курс.

Под институциональными инвесторами принято понимать кредитно-финансовые институты, ос-

новной целью которых является инвестирование собственных средств или средств других лиц, кото-

рыми они владеют в качестве доверенного лица. Одним из представителей таких инвесторов явля-

ется банк.

В данной статье в основу пути активизации деятельности такого институционального инвестора, как банк, положена идея страхования валютных рисков, которая, при ее правильном воплощении, позволит выиграть банку «дополнительную» сумму денежных средств.

Глобализация – тенденция, когда страны усиленно взаимодействуют между собой – прочно окутала мир. В эпоху повсеместного увеличения открытости экономик стран значение валютных операций обретает особое значение. Одним из наиболее важных показателей, характеризующим эти операции, является валютный курс. Актуальность исследования обуславливается тем, что в условиях настоящего мирового финансового кризиса значения одних валют могут сильно измениться по отношению к другим. Все это означает резко возросшие валютные риски для всех агентов, которые так или иначе связаны с валютой.

Применяя методы системного анализа, было выявлено, что банки подвергаются трем типам рисков: коммерческим (невозможностью или нежеланием должника рассчитаться по своим обязательствам), конверсионным (валютным убыткам по конкретным операциям) и бухгалтерским (переоценке активов и пассивов зарубежных подразделений).

С помощью логического анализа было выяснено, что среди возможных методов управления валютными рисками – отказ от риска, разделение риска, аутсорсинг риска и снижение частоты ущерба – единственно возможным методом управления является последний.

Для выявления зависимости валютного курса от финансового результата была построена регрессионная модель, содержащая как результативный признак – финансовый результат, как признаки-факторы – валютный курс доллара США к российскому рублю, значение процентного дохода по предоставленным кредитам негосударственным коммерческим организациям и значение процентных расходов по полученным кредитам от кредитных организаций (что обусловлено важностью последних двух статей для функционирования банка).

Эмпирической базой для исследования послужили бухгалтерские формы отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках» тюменского отделения банка ВТБ за статистически значимый промежуток времени. Используя регрессионный анализ, было установлено, что увеличение валютного курса USD/RUR на 1 рубль повысит прибыль банка на 389221,2 рубля, что составляет 2,95% от чистой прибыли, и наоборот.

Поскольку валютный курс оказывает на финансовый результат такое значительное влияние, необходимо было узнать его прогнозное значение, для чего был использован технический анализ, т.е. анализ временных рядов. Однако, в условиях кризиса, и, учитывая полученный невысокий коэффициент дискриминации, о нахождении реальных значений курса не идет речи. Главная цель в настоящих условиях – определить верную тенденцию изменения обменного курса в краткосрочной перспективе.

На фоне ослабляющегося рубля целесообразно спрогнозировать финансовый результат банка, учитывая прогноз факторов (с помощью анализа временных рядов), перечисленных в регрессионном уравнении. При этом получим снижение финансового результата банка. Такое снижение происходит, главным образом, из-за растущих расходов банка. Как инструмент снижения валютных рисков – уменьшение данных расходов.

Для целей защиты от валютных рисков банков, известны следующие направления:

  1. Структурная балансировка резервов путем достижения равновесия между притоком валюты от экспортных сделок и оттоком для финансирования импорта.

  2. Включение в контракт с клиентами мультивалютной оговорки, которая предполагает возможность пересмотра валюты платежа.

  3. Манипулирование сроками платежа (некоторое опережение или задержка платежей, осуществляемые главным образом со стороны банка).

  4. Образование совместных с клиентами страховых фондов, сочетающих спекулятивные цели со страхователем.

Ситуационный анализ позволил выявить, что все эти методы эффективны за исключением включения в контракт с клиентами мультивалютной оговорки (при условии, что валютой платежа является американский доллар, и при полученных прогнозах его динамики).

Таким образом, применяя методы страхования валютных рисков, институциональные инвесторы могут рассчитывать на высвобождение дополнительных средств, позволяющих активнее развиваться в регионе.

Литература

  1. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник / Под общ. ред. В.М. Крашенинникова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 399 с.

  2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.

  3. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 160 с.

  4. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 344 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (12) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010 – 168 с.
  2. 8) [Текст]: научно-аналитический журнал серия «Право» (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (8) [Текст]: научно-аналитический журнал серия «Право» (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2009.
  3. 9) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 (9) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2009.
  4. 11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010.
  5. [Текст]: научно-аналити-ческий журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 (13) – серия «Право» [Текст]: научно-аналити-ческий журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010.

Другие похожие документы..