Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 12 г. Чебоксары» разработана в соответствии с требованиями федерального г...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью дисциплины является углубление теоретических знаний, касающихся актуальных научных проблем теории и практики уголовного права, практических нав...полностью>>
'Документ'
Профиль "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" отличается от многих других профилей подготовки специалистов своей широкой профессиональной на...полностью>>
'Программа'
Цель обучения по данной дисциплине – ознакомить студентов с сущностью, категориями и принципами организации информационных систем, рассмотреть назнач...полностью>>

Лекции «Управленческий анализ в торговле 2009 г.»

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 3. Объекты, методы, и задачи управленческого анализа, его место в системе экономического анализа предпринимательской деятельности.

3.1. Управленческий анализ как вид экономического анализа

3.2. Содержание управленческого анализа

3.3. Объект управленческого анализа

3.4. Методы управленческого анализа.

    1. Управленческий анализ как вид экономического анализа.

Итак, реализация аналитической функции в управленческом учете возложена на управленческий анализ, являющийся одним из видов экономического анализа. Вопрос о содержании управленческого анализа, его месте в системе экономического анализа остается до настоящего времени мало исследованным. Одним из признаков, по которому классифицируется экономический анализ, является управленческий признак. Процесс управления в зависимости от времени принятия решений подразделяется на три этапа: предварительное управление (планирование), оперативное управление, заключительное (контрольное) управление. На этапе предварительного управления (проводят перспективный (прогнозный) анализ, на этапе оперативного управления — оперативный анализ и на заключительном этапе управления — текущий (ретроспективный) анализ.

В свою очередь экономический анализ в зависимости от того, кому предназначаются результаты анализа подразделяется на внешний (финансовый), и внутренний (управленческий). Основной задачей внешнего (финансового) анализа является оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования коммерческой организации в целом. Его основной недостаток заключается в отсутствии| оперативности. Он не позволяет руководителям тотчас оцените достигнутые результаты, рассчитать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений. Задачи оперативного использования полученной информации в управленческих целях решает внутренний (управленческий) анализ.

Однако нацеленность экономического анализа на «внутреннее потребление» служит необходимым, но не достаточным условием для определения его как управленческого. В годы плановой экономики функции современного управленческого учета во многом реализовывались системой оперативного учета. Он в свою очередь составлял основу для проведения оперативного анализа, являвшегося по своему содержанию также внутренним. Бабаев Но для эффективного управления производственной деятельностью, определения перспектив дальнейшего развития предприятия необходимо полное единство экономического и оперативного анализа. Задачи оперативного анализа состояли в том, чтобы, получая ежедневно сведения о хозяйственных процессах, о движении тех или иных материальных ценностей немедленно анализировать их, выявлять наиболее существенные отклонения от запланированных показателей и давать им оценку с точки зрения влияния на ожидаемое выполнение плановых и директивных заданий. Таким образом, нацеленность на оценку результатов деятельности отдельных подразделений предприятия, охват коротких промежутков времени составляют важнейшую особенность оперативного анализа.

Также важнейшей отличительной особенностью этого вида анализа является направленность на прошлое. Это связано с тем, что хотя он проводится сразу после обработки производственной информации за истекшие сутки, но, тем не менее, проводится анализ уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности.

Это предопределялось условиями хозяйствования в плановой экономике, когда деятельность предприятия оценивалась исключительно с позиций выполнения народнохозяйственного плана, а производственный процесс осуществлялся в экономически стабильной среде: в условиях заранее заданных предприятию ассортимента выпускаемой продукции, количества изделий каждого типа и их цен, определенных поставщиков и покупателей.

Но для управления затратами и финансовыми результатами в рыночных условиях эта информация является необходимой, но не достаточной. Менеджменту современных организаций необходим экономический анализ не только для выбора оптимальных управленческих решений в настоящем, но и для разработки сценариев будущего экономического развития. Например, выгодно ли введение того или другого нового предмета торговли, расширение предприятия, открытие филиала, расходование больших средств на рекламу. Таким образом, экономический анализ должен быть направлен не только в прошлое, но он также должен носить и перспективный характер. Интересно, что этим свойством учет и анализ наделялись еще в 30-е годы прошлого столетия.

В современных организациях подобные задачи могут быть реализованы в системе управленческого анализа — внутреннего экономического анализа, нацеленного на оценку как прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации.

3.2. Содержание управленческого анализа.

Содержание управленческого анализа заключается в его функциях. Решаемые в рамках этих функций задачи зависят от вида управленческого анализа.

Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего экономического анализа — ретроспективный, оперативный и перспективный.

Содержание внутреннего ретроспективного управленческого анализа заключается в определении эффективности производственно-хозяйственной деятельности путём сопоставления затрат и результатов по различным объектам учёта и в различных временных интервалах.

Содержание оперативного управленческого анализа заключается, во-первых, в оперативной оценке краткосрочных изменений в состоянии объекта с тем, чтобы показать, насколько фактическое положение дел отличается от желаемого; во-вторых, в выявлении возможностей доведения фактического состояния объекта до желаемого.

Содержание внутреннего перспективного управленческого анализа заключается в подготовке информации, полезной для принятия решений, направленных в будущее.

Два первых направления (ретроспективный и оперативный анализ) были свойственны внутреннему анализу в условиях плановой экономики. Переход российских организаций на рыночные условия хозяйствования вызывает необходимость проведения перспективного анализа, переводит внутренний анализ в новое качество, доводя его до уровня управленческого анализа.

3.3. Объект управленческого анализа.

Как мы уже говорили объектом управленческого анализа ресурсы и результаты деятельности предприятия.

Виды ресурсов и результаты деятельности предприятия зависят от функционирования сегментов предпринимательской деятельности.

Сегмент является основной информационной единицей управленческого учета, выделяемой для получения отчетной и прогнозной информации. Следовательно, от того, каким образом будет решен вопрос о сегментации бизнеса, зависит последующее функционирование всей системы управленческого учета, в том числе и успешность проведения управленческого анализа. Говоря иначе, выбранный организацией подход к сегментации бизнеса скажется на функционировании всей системы управленческого учета и на том, насколько качественной и пригодной для целей управления окажется информация собранная в системе управленческого анализа. В этой связи вопрос о сущности сегментов, порядке их формирования, классификации для целей проведения управленческого анализа заслуживает особого внимания.

Сегментацию бизнеса можно проводить двух координатах —информационных и организационных сегментов бизнеса. Информационные сегменты отличаются чрезвычайным разнообразием, их природа определяется индивидуальными особенностями, стратегией организации. Выделение информационных сегментов зависит например от особенностей технологического процесса (передел 1, передел 2; заказ 1, заказ 2 и т.п.), от каналов реализации (опт, розница, дистрибьюция и т.п.)

Возможны и другие подходы к выделению.

При подходе к сегментации бизнеса зависящем от технологических особенностей производственного процесса Так, в отраслях с поточным производством в качестве информационных сегментов можно выделить переделы, (например, в текстильной промышленности это ткачество, прядение, отделка; в метрическом производстве — производство чугуна, стали, проката и т.д.). заказы могут выступать в роли информационных сегментов на промышленных предприятиях с серийным производством (в полиграфической, обувной, швейной промышленности и т.д.), в строительстве, научно-исследовательских организациях. Для проектных учреждений информационными сегментами являются отдельные проекты.

Примером выделения в качестве информационных сегментов продукции, предназначенной отдельным классам покупателей, может стать любое производство товаров народного потребления.

Выделение организационных сегментов осуществляется при сегментации организации по центрам ответственности (затрат, доходов, прибыли, инвестиций). Таким образом, в любой предпринимательской деятельное» сегмент может позиционироваться по крайней мере по двум признакам —информационному и организационному. Третий признак сегментации определяет место структурного подразделения в системе сегментарной отчетности организации. Согласно ему, сегменты могут подразделяться на внешние (по которым организация обязана представлять внешнюю отчетность) и внутренние.

Структуризация бизнеса на центры ответственности, в отличие отделения его на информационные сегменты, является типовой для всех организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, размеров и организационной формы.

3.4. Методы управленческого анализа.

Методы управленческого анализа чрезвычайно разнообразны, что объясняется широким .спектром стоящих перед ним задач.

Ретроспективный анализ осуществляется посредством сравнения фактических результатов с бюджетными и выявления причин возникших отклонений.

В рамках краткосрочного перспективного анализа исследуются прогнозное соотношение прибыли, затрат и объемов продаж, доходы и расходы будущих периодов, анализируется поведение приростных, релевантных показателей и т.д. Особое значение при этом имеет информация, собранная системе «директ-костинг». Она позволяет планировать маржинальный доход (сумму покрытия) по отдельным видам продукции, заказам, направлениям деятельности, организации в целом и оценивать его потенциальную способность к покрытию постоянных расходов организации.

Результаты краткосрочного управленческого анализа позволяют ответить на многие вопросы, интересующие руководство организации, например:

— Какая продукция (работы, услуги) наиболее рентабельна, а потому более предпочтительна для коммерческой деятельности?

— Как повлияют изменения в ценовой политике организации на объемы продаж и в конечном счете — на финансовые результаты деятельности сегмента?

— Какая минимальная деловая активность позволит сегменту избежать убытков?

- Какие убытки ожидают организацию в случае неполной загрузки производственных мощностей?

Решение многих задач управленческого анализа возможны лишь при использовании методов:

  • экономико-математического моделирования;

  • методы статистики;

  • экономического анализа;

  • экономико-математические методы;

  • построения имитационных моделей и систем, позволяющих прогнозировать финансовые результаты в условиях неопределенности и риска.

Возможности применения статистических методов для целей прогнозирования, глубоко проработанные российскими учеными, давно и успешно используются в хозяйственной практике отечественных предприятий. В условиях антикризисного управления производственно-хозяйственной деятельностью организаций особую актуальность приобретает параметрический анализ, содержание и возможности которого также глубоко проработаны отечественными учеными.

С развитием информационных технологий все более востребованными становятся разнообразные интеллектуальные системы, позволяющие, например, анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, оценивать ее финансовое состояние, осуществлять экспертизу инвестиционных проектов, управлять бизнес-процессами (закупок, реализации и т.д.), моделировать их.

Развитие информационных технологий позволяет воспользоваться для целей проведения управленческого анализа результатами исследований в области построения имитационных моделей, способных решать слабоструктурируемые задачи. Имитационное моделирование предоставляет возможность экспериментировать с производственно-финансовыми процессами (существующими или предполагаемыми) в тех случаях, когда делать это на реальном объекте либо невозможно, либо не целесообразно, а именно:

    • описать поведение системы;

    • построить теории и гипотезы, которые могут объяснить наблюдаемое поведение;

    • использовать эти теории для предсказания будущего поведения системы, т.е. тех воздействий, которые могут быть вызваны изменениями в системе или изменениями способов ее функционирования.

Имитационное моделирование в значительной степени опирается на теории вычислительных систем, математику, теорию вероятностей и статистику. В процессе построения имитационной модели вместе с тем могут применятся регрессионный и корреляционный виды анализа. Имеющиеся в этой области научные результаты также необходимо использовать в системе управленческого учета.

Результаты стратегического анализа оказывают серьезное воздействие на будущее положение организации, а потому нуждаются в глубоком предварительном исследовании перспектив деятельности организации в соответствующей экономически среде. Приемы и методы краткосрочного прогнозного анализа, основанные, прежде всего на разделении издержек на постоянные и переменные, теряют свою силу в длительной перспективе. Это связано с тем, что расширение временного периода планирования (масштабной базы) вносит существенные коррективы в поведение затрат. Издержки, постоянные в краткосрочном периоде, в более удаленной перспективе оказываются переменными, и наоборот.

Стратегический управленческий анализ основан на иных, отличных от рассмотренных ранее, подходах и принципах: принимаются во внимание различные факторы, обусловленные состоянием внешней среды (внеучетные источники информации): рынки товаров и .услуг, процентные ставки и котировки валют, устанавливаемые государственными и коммерческими организациями, экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д. Серьезное место в стратегическом анализе отводится учету дополнительных расходов на повышение качества и временному фактору как источникам дополнительного преимущества в конкурентной борьбе. Цель стратегического анализа будет достигнута лишь в том случае, когда основанные на нем долгосрочные управленческие решения позволят добиться адекватности между требованиями внешней среды и возможностями организации.

В странах с рыночной экономикой, отличающейся более стабильной, чем в России, внешней экономической средой, все большее значение приобретают приемы стратегического учета и анализа: функциональный учет затрат (ABC), система «таргет-костинг» (ТС), стратегическое управление затратами (SCM), а также анализ, основанный на концепции стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Исключительная значимость этого вида управленческого анализа, его перспективность для развивающейся рыночной экономики обусловливает необходимость создания методики его проведения, учитывающей специфику российских условий хозяйствования.

Таким образом, все многообразие рассмотренных выше методов, интегрируясь в единую систему, позволяет эффективно решать стоящие перед управленческим анализом задачи — как ретроспективного, текущего, так и прогнозного характера. Изменениям, происходящим в предпринимательской деятельности, должны сопутствовать адекватные изменения в системе методов, используемых управленческим анализом.

Вышеизложенное позволяет определить управленческий анализ как раздел экономического анализа и составную часть управленческого учета, основной целью которых является изучение прошлой, текущей, а главное — будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной тактики. Управленческий анализ как самостоятельный элемент управленческого учета оптимизирует соотношение «расходы—доходы» на этапе предварительного управления деятельностью сегментов бизнеса.

Лекция 4. Информационное обеспечение управленческого анализа.

4.1. Значение, формирование, и классификация информационного обеспечения.

4.2. Аналитичность информационного обеспечения.

4.3. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа.

4.4. Информационные технологии в организации управленческого анализа.

4.5. Стандартизация, типизация, унификация в информационном обеспечении.

4.1. Значение, формирование, и классификация информационного обеспечения.

Анализ любого из вопросов хозяйственной деятельности предприятия должен проводиться в несколько этапов: 1) разработка плана и методики анализа, уточнение объектов и ответственных исполнителей; 2) сбор и оценка информации; 3) уточнение методики и приемов анализа; 4) обработка информации и решение поставленных аналитических задач; 5) формулировка выводов и предложений.

Таким образом, сбор и оценка информации являются одним из важных этапов анализа, предопределяющих правильность его выводов, а, следовательно, обоснованность принятия управленческих решений. Зная информацию, которая имеется и может быть получена, можно правильно выбрать приемы анализа и определить целесообразность применения той или иной методики и программы.

Для создания информационной базы анализа необходимо:

- установить объем, содержание, виды, периодичность анализа;

- определить методику решения отдельных задач, систему показателей, факторов;

- уточнить на основании принятой методики приемы решения;

- определить общую потребность в информации по задачам;

- устранить дублирование информации, изучив взаимосвязь аналитических задач;

- определить объем, содержание, периодичность, источники информации для формирования информационной базы анализа хозяйственной деятельности.

Вся необходимая информация группируется по следующим классификационным признакам:

Информацию группируют по следующим классификационным признакам:

  • в зависимости от связи с системой управления: входная и выходная;

  • по связи с управляемой системой (по месту составления) (внешняя, внутренняя);

  • по источникам формирования: первичная и производная; (это позволяет выяснить общее направление формирования информационной базы)

  • по насыщенности: достаточная, недостаточная и избыточная;

  • по объективности отражения: достоверная и недостоверная;

  • по времени образования: первичная и вторичная;

  • по характеру применения: постоянная и переменная;

  • по целевому назначению: полезная и бесполезная;

  • по времени получения и периоду использования: плановая, нормативная и оперативная.

Основным носителем экономической информации является документ. Необходимо иметь четкое представление о том, где, в какое время, в каком виде можно получить ту или иную информацию из документов. Большое значение имеет дополнительная характеристика информации по основным признакам. Например, сведения о документации по объему производства и реализации продукции приведены в табл. 1.3.

Большое значение для исследования информационной базы имеет изучение периодичности движения документов. Неритмичное их поступление создает напряженность в обработке и использовании. Составление и соблюдение графиков документооборота позволяет полнее использовать средства обработки информации, для формирования качественной информационной базы предприятия для целей анализа.

Типичными недостатками, выявленными при формировании информационной базы анализа, являются: несвоевременное оформление документов, большое количество подписей и заполняемых экземпляров, отсутствие графиков движения, а в ряде случаев — ответственных исполнителей, недостаточный удельный вес механизированной обработки.

4.2. Аналитичность информационного обеспечения

Исследование информационной базы анализа позволяет оценить степень подготовленности, доброкачественности, аналитичности исходных данных, это обеспечивает успешное решение аналитических задач. Исследование аналитичности информации позволяет получить ценный материал по совершенствованию документов, их содержанию и движению.

Большое значение для создания полноценной информационной базы экономического анализа имеет исследование степени аналитичности информации. Под аналитичностью информации понимается ее адекватность требованиям, задачам экономического анализа.

Аналитичность информации оценивается качественно и количественно по следующим критериям:

  • полнота охвата необходимых для анализа сведения (степень обеспеченности информацией);

  • универсальность, т.е. иметь возможность получения производных показателей;

  • степень повторяемости аналогичных показателей в разных формах отчетности;

  • степень взаимного соответствия различных видов информации;

  • сопоставимость, т.е. иметь возможность ее использования без дополнительной обработки;

  • степень достоверности (логической и математической);

  • степень своевременности получения;

  • ритмичность движения информационных потоков;

  • гибкость как возможность своевременного внесения коррективов и в то же время достаточная устойчивость к изменениям;

  • коэффициент избыточности (степень достаточности), который определяет, насколько информация удовлетворяет современным требованиям и составляет основу проведения в будущем ретроспективного анализа;

  • степень готовности к механизированной обработке;

  • трудоемкость заполнения и обработки;

  • удобство сбора;

  • степень взаимного соответствия различных видов информации (плановой, учетной и др).

Значимость отдельных показателей для характеристики аналитичности меняется в зависимости от уровня управления предприятием. Уровень аналитичности определяется в сравнимых условиях. Например, для бухгалтерской информации неотъемлемыми условиями сравнимости являются одинаковые методы, организация учета, сопоставимые методы обработки информации.

Качество информационного обеспечения управленческих решений определяется уровнем аналитичности информации.

Он более полно выявляется при сопоставлениях, при этом за базу сравнения могут быть приняты:

а) уровень аналитичности информации родственных предприятий;

б) оптимальный (нормативный) уровень, определяемый расчетным путем;

в) уровень аналитичности различных блоков информации (себестоимость, объем производства и др.) по одному и тому же уровню иерархии;

г) уровень аналитичности разных показателей внутри одного блока.

Уровень аналитичности можно характеризовать как качественно, так и количественно.

Методика расчета количественных показателей аналитичности информации заключается в следующем.

1. Полнота охвата рассчитывается как отношение суммы показателей, имеющихся в действующей отчетности, к необходимым для проведения анализа. При этом полнота охвата зависит во многом от методики анализа. Следует выяснить не только полноту обеспеченности аналитической задачи информацией, но и количество неиспользуемой информации, а также причины, по которым она не используется: поступает поздно; аналитик не знает о ней; не нужна. Часть этих задач решается уже на первом этапе исследования информационного массива при изучении назначения и движения документов. Полнота охвата тесно связана с показателями универсальности и гибкости, т.е. способности к трансформации первичных показателей.

Гибкость показателей во многом зависит от соотношения первичной и производной информации, так как малейшие изменения в первичном показателе влекут отклонения в производных.

2. Степень повторяемости показателей в различных формах документов рассчитывается как отношение количества повторений одноименных показателей к количеству рассматриваемых документов.

3. Степень готовности к механизированной обработке зависит от состояния самого документа, степени его подготовленности - унификации, типизации, сложности расчетных операций, предусмотренных в нем.

Изучение аналитичности информации дает богатый материал для совершенствования информационной базы анализа.

Система экономической информации, опираясь на сложившуюся на предприятиях систему документации, активно выдвигает свои требования. Предприятие должно иметь сведения об имеющейся и необходимой информации по каждому вопросу анализа с учетом его вида (предварительный, последующий, оперативный).

Установлено, что последующий анализ в наибольшей степени обеспечен информацией с более высоким уровнем аналитичности.

4.3. Роль торговой статистики в организационном обеспечении управленческого анализа

Любое коммерческое предприятие при планировании объемов деятельности полагается на ожидаемый спрос покупателей на его продукцию. Спрос — категория чрезвычайно гибкая и чувствительная к изменению социально-экономических условий. Эластичность спроса • зависимости от воздействия ряда факторов открывает объективную возможность его регулирования и научного предсказания развития и прогнозирования.

Основная цель изучения покупательского спроса заключается в том, чтобы сделать научно обоснованные и надежные выводы о его развитии на предстоящий период, т.е. дать прогноз спроса, который может быть использован в планировании производства и торговли.

В решении проблемы изучения и прогнозирования покупательского спроса важную роль играет торговая статистика, методы которой дают возможность выявлять и моделировать закономерности спроса, обеспечить надежную информационную базу, как для планирования, так и для последующего анализа деятельности предприятия.

К основным вопросам статистического изучения и прогнозирования спроса относятся:

• сбор разносторонней статистической информации, прямо или косвенно характеризующей уровень, объем и структуру спроса, а также совокупность факторов, влияющих на спрос;

• характеристика торговой конъюнктуры;

• определение уровня и структуры покупательного спроса;

• изучение и моделирование тенденций и закономерностей покупательского спроса;

• выявление диспропорций спроса и предложения, неудовлетворительного спроса;

• изучение емкости и насыщенности товарного рынка;

• изучение социальных различий покупательского спроса;

• прогнозирование спроса и его структуры;

• составление прогнозных балансов спроса и предложения.

Таким образом, торговая статистика, занимаясь сбором и обработкой полной и объективной информации, исследованием тенденций и закономерностей товарного обращения, дает возможность менеджерам направлять и регулировать процесс удовлетворения потребностей населения, обеспечить базу для разработки программы производства и реализации товаров и обосновать планы денежного обращения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Москва 2009 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Управленческий анализ в торговле» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой 1 по дисциплине по образования
  2. Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (1)

    Программа
    Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческий анализ» для специальности: 050508 Учет и аудит Астана,2009

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс является путеводителем для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Управленческий анализ». В нем раскрываются принципы анализа, базовые понятия, термины.
  4. Отчет о работе Омского института (филиала) ргтэу за 2009 2010 учебный год

    Публичный отчет
    При некотором уменьшении набора (по всем формам обучения) на специальности «Финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных,
  5. Лекция по управленческому учету

    Лекция
    1. Проблемы планирования. Начиная со времен ведения натурального хозяйства, каждый хозяин приступал к выполнению любых действий по заготовке продуктов питания, пошиву одежды, строительству или ремонту жилья, предварительно оценив

Другие похожие документы..