Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Сайентология ­ — зло; ее техника и приемы — зло; их применение на практике — серьезная опасность для общества с медицинской, нравственной и социально...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Цель дисциплины – ознакомить студентов с основами архитектуры и с основными решениями экологичных природоохранных зданий и сооружений, с расчетом и ко...полностью>>
'Реферат'
Глава 1ПРИНЦИПЫ НОРМИРОВАНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ1.1 Нормирование теплоизоляции стен жилых зданий1.2 Характеристика жилищног...полностью>>
'Литература'
Зависимость — нестабильное состояние бытия, отмеченное навязчивым побуждением отрицать то, кто Вы есть и кем были, ради некоего нового и экстатическо...полностью>>

Секция Культура, образование и музейное дело (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Секция 2. Культура, образование и музейное дело

Ю.В. Белов, г. Суздаль

Русский характер: А.В. Суворов и В.М. Шукшин

Что такое Шукша, объяснил писатель и кинорежиссер, фамилия которого явно взяла от нее свой исток, – Шукшин, Василий Макарович. С ударением на первом слоге, как у Пушкина. Не знал он только и не догадывался даже, что его далекие предки в 1776 году …сдались на милость выдающегося русского полководца Александра Васильевича Суворова. Что за бред? – подумает читатель. Какая связь может быть между В.М. Шукшиным и А.В. Суворовым, ведь они жили в разные эпохи и род деятельности у них был разным? Связь прямая - А.В. Суворов и В.М Шукшин занимались многогранной «неутомимой деятельностью» и были патриотами земли Русской. У них был общий национальный характер. Впрочем, давайте сопоставим эти две личности, поищем их исторические и духовные корни.

А.В. Суворов родился в 1729 году (по сведениям Мемориального музея Суворова в С.-Петербурге), а В.М.Шукшин – ровно 200 лет спустя (1929). Будущий полководец рано остался без матери, а кинорежиссер и писатель – без отца, который в возрасте 21 года был арестован Бийским ОГПУ, обвинен в участии в контрреволюционной организации и расстрелян 1. Сильные волевые натуры, Суворов и Шукшин с детства имели страсть к чтению и самообразованию, всего добивались упорным и настойчивым трудом. Всего, имеется в виду побед. По выражению А.В. Суворова, они не были «паркетными генералами», любили и уважали простого человека, любили все живое: животных, птиц или деревья, природу.

Александр Васильевич сажал рощи в своих имениях: Ундоле Владимирского уезда, Кистыши Суздальского уезда Владимирской губернии, Кончанском Боровичского уезда Новгородской губернии; в местах, где проходила его служба (Новая Ладога), в зимнее время в домах устраивал для птиц «рощи», а весной приказывал выпускать на волю. Слывя чудаком, при встрече с собакой говорил ей «гав-гав!», а кошке – «мяу!». А вспомните героя В.М. Шукшина Егора Прокудина, который ласково разговаривает с березками! А известная фотография, на которой режиссер запечатлен сидящим на корточках перед собакой – на съёмочной площадке! Любовь ко всему живому восходит к язычеству, русской религии.

С А.В. Суворовым Василия Макаровича роднит и то, что они оба берегли время – Шукшин за свои 45 успел сделать очень много: в кинематографе и литературе. Суворовским девизом вообще было “спешить делать добро”. Александр Васильевич называл время “драгоценнейшим сокровищем”.

Суворов и Шукшин интересовались историей: первый военной (в первую очередь), а второй – историей государства Российского. Он даже преподавал её непродолжительное время в своем родном селе Сростки, будучи одновременно директором вечерней школы. Хотя диплома о высшем образовании еще не имел – только аттестат зрелости, который он получил, сдав экзамены экстерном. Получение аттестата в автобиографии В.М. Шукшин назвал своим «маленьким подвигом». Преподавательская работа Василию Шукшину нравилась. По свидетельству его младшей сестры Натальи: «Вася приходил из школы с настроением, с горящими глазами, с улыбкой и даже с каким-то пижонством» 2. Но однажды случился казус. Однажды Шукшин заявился домой помрачневшим. «Что случилось, Вася?» – спросила его сестра. «Понимаешь, я рассказывал о полководце Суворове, я даже готовился в библиотеке к уроку, а на последней парте мужик заснул, да так крепко, что всхрапнул, – сказал Вася. - Всем было смешно, а мне обидно – значит, не интересно» 3.

Сестра и мать стали успокаивать молодого учителя истории. В самом деле, этот молодой мужик за день наломался на скотном дворе да на морозе, пришел домой, быстренько поужинал, а потом – в вечернюю школу, за парту. А рядом печка, глаза слипаются. «Ему ли до твоего Суворова! – говорила Таля, как называл брат сестру. – Нет, уж ты на это не обижайся. Это тебе не мальчики и девочки, а взрослые люди, работяги»4.

Василий с этими убедительными доводами согласился. Летом 1954 г. в возрасте 25 лет он поехал в Москву - поступать в историко-архивный институт. И тут неожиданно в его жизнь и судьбу вмешался кинорежиссер и земляк (родом из Сибири) И.А. Пырьев, после встречи с которым В. Шукшин сдал документы, потом экзамены и был принят во Всесоюзный институт кинематографии (ВГИК). И стал режиссером, киноактером и сценаристом. Увлечение историей не ушло из жизни талантливого русского человека – об этом красноречиво свидетельствуют киносценарий, а потом и исторический роман «Я пришел дать вам волю», о Степане Разине. XVII век! Немало пришлось В. Шукшину перелопатить документов и книг в архивах и библиотеках, а также в подготовительный период работы над фильмом “Степан Разин” (1970).

В своем романе «Я пришел дать вам волю» В.М. Шукшин рассказывает о «патриархе», который на базарах за раз «выпивал ведро медовухи и маслом заедал», удивляя «народ честной». Но самое интересное и важное для автора и читателя, откуда родом этот бывалый человек. Он говорит Степану Разину, что вновь оказался в родных местах. «Там вон в Волгу-то, справа, Сура вливается, - признается «патриарх», - а в Суру – малая речушка Шукша… Там и деревня моя была, тоже Шукша» 5.

Василий Макарович интуитивно чувствовал, что его фамилия происходит от названия этой речушки. Шукнуть это негромко сказать, окликнуть, прогнать или искать себе место (шукать). Деревня тоже получила название от реки.

Любопытно, что впервые в «научный оборот» название Шукша ввел … А.В. Суворов. В 1786 году он представил в московское депутатское собрание подробную записку о своем происхождении и службе с просьбой, на основании её, внести его имя в четвертую часть дворянской родословной книги. В этой записке генерал-поручик сообщает, какие деревни он получил в наследство после смерти отца, тоже генерала, и в первую очередь называет – Шукшу! Суворов пишет: «По кончине его, в (1)775 году, получил я в наследство родовые и иныя, им приобретенныя деревни: Пензенского наместничества, Мокшанской округи, в селе Никольском, Новая Шукша тожъ, в сельце Скрябине и деревне Рудаковке, по нынешней четвертой ревизии мужеска пола двести сорок семь, женска двести двадцать душ» 6. Василий Иванович Суворов был рачительным, даже скуповатым, хозяином, как известно. После него кроме недвижимости остались деньги. Поэтому А.В. Суворов в феврале 1776 года «на оставшие по его экономии и иные деньги купил разные части к прежде реченным, и другие поместья Пензенской, Мокшанской округи, в селе Никольском, Новой Шукше тожъ, и сельце Скрябине, деревне Рудаковке» – у вдовы своего дяди лейб-гвардии капитан-поручика А.И.Суворова, а также отставного поручика М.А. Суворова и бригадира Ф.А. Суворова 7.

Неважно сколько душ купил А.В. Суворов, важно то, что он купил их у своих родственников. Шукша принадлежала Суворовым Новая. «Старая» – тоже. Еще в начале XVIII в. в Пензенском уезде за генеральным писарем Преображенского полка И.Г. Суворовым (дедом полководца) числились земли на речке Шукше, и он при случае старался увеличить свои землевладения путем покупки или обмена 8. Земли на Шукше переходили из рук в руки. В 60-х годах XVIII в. обычным явлением стало бегство крестьян из имений своих помещиков, усиливались волнения крестьянские в Поволжье, происходили порой трагические события. Казанский губернатор Квашнин-Самарин доносил в Петербург «о появившейся по Суре-реке разбойнической вооруженной шайке, которая в Пензенском уезде разбила и разграбила винокуренный завод княгини Голицыной в селе Таском, людей била смертно; выжгла и разграбила село Шукшу», принадлежавшее той же княгине. Жителей Шукши разбойники даже «перепытали и пережгли» 9. Донесение о жестоком разбойничестве рассматривали в Сенате обер-секретарь Ермолаев и сенатор Василий Иванович Суворов, отец А.В.Суворова 10. Не он ли возрождал село из пепла, дав ему именование Новой Шукши? Не исключена возможность, что среди суворовских крестьян были Шукшины – далекие предки нашего современника В.М. Шукшина.

Во всяком случае, именно он поведал нам грустную историю об исходе шукшинцев из села, которое он ошибочно назвал деревней. «Она разошлась, деревня-то. – рассказывает В.Шукшин устами вышеназванного «патриарха». - …на Покров, случилось – погорели мы. Да так погорели, что ни одной избы целой не осталось… Разошлись по свету куда глаза глядят. Мне-то что – подпоясался да пошел. А с семьями-то – вот горе-то. Ажник в Сибирь двинулись которые…» 11

Предки В.М. Шукшина по отцовской линии и по материнской тоже «двинулись» в Сибирь, и оказались в селе Сростки. Алтайский писатель В.Ф. Гришаев нашел в архиве документы о П.П. Шукшине, который в 1867 году переселился сюда из Самарской губернии. У него в анкете Всероссийской сельскохозяйственной и городской переписи 1916-1917 годов значатся: сын Леонтий – 35 лет, внук Макар – 4 лет 12. Последний в 1929 году стал отцом Василия Шукшина.

Конечно, Самарская губерния это не Пензенская губерния, но по территории той и другой протекает великая русская река Волга, в которую «вливается» Сура, а в Суру – «малая речушка Шукша». Эти реки на протяжении веков питали плодородную землю. Мокшанский уезд имел почву исключительно черноземную. Инородцев даже в начале XX в. было очень мало (полтора процента татар). Мокшанский уезд до отмены крепостного права в 1861 году был «самым дворянским в Пензенской губернии» 13. Среди помещиков были князья Италийские графы Суворовы-Рымникские.

Им принадлежали село Шукша и несколько деревень. Сгоревшая Шукша возродилась, получив название Новая Шукша. Потом это было село Никольское. На рубеже XIX-XX вв. село на берегу Шукши называлось Маровкой с населением до 700 человек. В селе находились овчинное, синильное и сапожное заведения и волостное правление. До революционных событий 1917 г. Маровка была известна тем, что в конце XVIII в. была вотчиной великого полководца А.В. Суворова, который трижды приезжал сюда “в эпоху своей славы”. В 1791 году он присутствовал на закладке каменной церкви, вместо деревянной, которая была перевезена сюда по ходатайству отца Суворова из сельца Скрябина 14.

До пожара 1864 г. сохранялся в Маровке домик, в котором останавливался знаменитый полководец, с его кроватью и очень простой обстановкой. Во второй половине XIX столетия Маровка принадлежала внуку Суворова князю Италийскому графу Константину Аркадьевичу Суворову-Рымникскому (1809-1878), владевшему 3200 десятинами земли, а потом перешло к В.В. Молоствову, потомку по женской линии 15. В связи с 100-летней годовщиной смерти полководца (1900) намечалась установка памятника ему в Маровке, само же село Маровка была переименована в Суворовское. Маровка (Суворовское) – так оно значилось на картах Пензенской губернии в начале XX столетия 16.

После революции 1917 г., когда власть в России захватили большевики, история великой державы была объявлена «ненавистным прошлым». Имя А.В. Суворова на 20 лет оказалось в «опале», гораздо дольше, чем при императоре Павле I, преданным забвению. Только военная угроза заставила И.В. Сталина и вождей ВКП(б) “реабилирировать” “мужественный образ наших великих предков”, в том числе Александра Суворова.

В 1956 году полностью был реабилитирован (посмертно) и отец В.М. Шукшина. В это время его сын Василий учился на режиссерском факультете ВГИКа. Его сестра Наталья училась в одном из Новосибирских институтов, жила на квартире. Иногда Василий проездом заезжал к ней на несколько часов. Размашистыми шагами брат ходил по залу со сжатыми кулаками, вспоминает она, и говорил: “Я – Стенька Разин!” 17

Наталья Макаровна удивлялась: ведь Разин – бунтарь. “А я и есть бунтарь, я ищу правду на земле” – говорил Василий Шукшин 18. Он, как и А.В. Суворов, доброе своё имя “заключал” в нравственности, правде и служении Отечеству. Вот Шукшинский завет нам: “Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку19.

Примечания: 1 Шукшин В. Надеюсь и верую. М. 1999. С.420. 2 Там же. С.439. 3 Там же. С.440. 4 Там же. С.440. 5 Шукшин В. Я пришел дать вам волю. М., 1983. С.321. 6 “Исторический вестник”, май 1900. С.491. 7 Там же. С.492. 8 ГАИО. Ф. 291. Оп. 1. Д. 771. Л. 12об. 9 Соловьев С.М. Сочинения. Кн.XIV. М., 1994. С.18. 10 Там же. 11 Шукшин В. Я пришел дать вам волю. М., 1983. С.321. 12 Вечерний звон. 2004 г., № 5, 22 июля 13 Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Том II. С.-П. 1902. С.503. 14 Там же. С. 350-351. 15 Там же. 16 Там же. 17 Шукшин В. Надеюсь и верую. М., 1999. С. 441. 18 Там же. 19 Вечерний звон. 2004 г., №5, 22 июля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Секция Культура, образование и музейное дело (2)

    Документ
    Каждый эпизод лаконичного, но емкого и многозначного муромского жития требует специального исследования2. Настоящее посвящено заключительному моменту, представляющему Февронию за шитьем «воздуха».
  2. Секция Культура, образование и музейное дело (3)

    Документ
    По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. была образована Владимирская губернская земская управа 1. По реформе 1864 г.
  3. Культура. Образование. Право

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  4. Программа организаторы конференции: Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

    Программа
    Васютина Михаила Зиновьевича, зам. председателя правительства Республики Марий Эл, министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
  5. Рабочая программа по дисциплине «правовое обеспечение творческой и организационно-управленческой деятельности в сфере культуры» Для специальности: культурология

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования (второго поколения) по дисциплине «Правовое обеспечение творческой и организационно-управленческой

Другие похожие документы..