Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизн...полностью>>
'Документ'
Отшельник Ян – бывший академик, маршал и премьер-министр Поднебесья, ныне пенсионер Всеподнебесного значения, отшельничает, клон тибетского отшельник...полностью>>
'Литература'
Неоценимую роль в воспитании человека, бережно относящегося к миру природы, играет художественная литература. По мнению исследователя осетинской лите...полностью>>
'Документ'
«Научно-популярная библиотека. Выпуск 19. Проф. А.И. Китайгородский. Кристаллы»: Государственное издательство технико-теоретической литературы; Москв...полностью>>

Рабочая учебная программа дисциплины согласовано декан факультета управления (1)

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Кафедра государственного и муниципального управления

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ Н. А. Мамаев

«___» ______________2008 г.

Теория управления

Рабочая учебная программа дисциплины

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета управления

_____________В.П. Максимов

«___» _______________2008 г.

Челябинск 2008

Утверждена на заседании кафедры государственного и муниципального управления

Протокол № 2 от 18 сентября 2008 г.

Зав. кафедрой _____________ Л.А.Кузнецова

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление

Составитель Т.А. Коркина, к.э.н., доцент

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Форма обучения

Очная

Заочная

на базе среднего

на базе высшего

Общая трудоемкость дисциплины

150

150

150

Аудиторные занятия – всего

68

16

8

в том числе:

лекции

51

16

8

практические занятия

17

0

0

Самостоятельная работа студента

82

134

142

Отчетностьэкзамен

Цели и задачи

Цель дисциплины – подготовка студентов к участию в деятельности по обеспечению эффективного управления организацией, к совершенствованию управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития на основе формирования понимания сущности и содержания теории управления.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить с эволюцией теории управления и методологией управления;

  • ознакомить с методами планирования деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, технологиями инновационной деятельности в области управления.

  • научить студентов использовать знания по теории управления в стандартных и нестандартных ситуациях.

Программа дисциплины «Теория управления» составлена на основании требований федерального компонента цикла ОПД.Ф.07 Государственного образовательного стандарта по специальности 061000 (080504) «Государственное и муниципальное управление».

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий и задания на самостоятельную проработку.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Настоящая дисциплина входит в состав федерального компонента обще профессиональных дисциплин (ОПД.Ф.07) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061000 (080504) – Государственное и муниципальное управление и является обязательной для изучения студентами, обучающимися по данной специальности.

В результате освоения данной дисциплины выпускник должен:

а) иметь представление

  • о сущности и содержании теории управления;

  • об эволюцию управленческой мысли;

  • о моделях управления;

б) знать:

  • содержание новой управленческой парадигмы, подходы к управлению, функции, методологию и методы управления;

  • законы, закономерности и принципы управления;

  • основные функции управления социально–экономическими процессами;

  • технологии управления, прогрессивные подходы к принятию управленческих решений;

в) уметь:

  • выбирать эффективные методы коммуникаций и способы мотиваций;

  • использовать модели для принятия управленческих решений;

  • исследовать системы управления;

  • использовать технологии управления в условиях неопределенности и риска;

г) иметь навыки:

  • типизации методов управления, выделения субъектов и объектов управления;

  • формирования коммуникаций;

  • функционального анализа.

Распределение часов по темам и видам учебных занятий

Тема

Количество часов

Очное/заочное обучение

Лекции

Практ. занятия

Самостоят. работа

  1. Сущность и содержание теории управления

6/2

2/0

6/14

  1. Эволюция управленческой мысли

6/2

2/0

6/14

  1. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние

17/4

4/0

8/16

  1. Методология разработки управленческого решения

6/2

2/0

8/14

  1. Эффективность управления

4/2

2/0

8/14

  1. Коммуникации в процессе управления

4/2

2/0

8/14

  1. Технологии управления

8/2

3/0

8/18

Курсовая работа

30

Итого

51/16

17/0

82/134

Содержание разделов дисциплины

  1. Сущность и содержание теории управления1

    1. Основы теории управления

Деятельность человека и потребность в управлении. Цели и функции теории управления. Подходы, существующие в понимании сути управления.

    1. Предмет и метод теории управления

Предмет теории управления. Содержание понятия «теория управления» и ее основные категории. Общенаучные методы теории управления. Структура и этапы развития теории управления.

  1. Эволюция управленческой мысли

    1. Эволюция менеджмента в рамках различных социально – экономических формаций

Управленческие революции и их основные достижения. Основные направления управленческой мысли, заложенные А. Смитом, Ф. Тейлором, Г. Фордом, А. Файолем, Д. Макгрегором.

    1. Модель управления как форма эволюции управленческой мысли.

Понятие модели управления. Классификация моделей по различным признакам. Базовые зарубежные модели управления и их краткая характеристика. Российские традиции, закладываемые в модель управления. Формирование новой управленческой парадигмы управления. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.

  1. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние

    1. Сущность управления

Понятие «управления». Структурно – содержательный и процессуально – содержательный аспекты. Внутренняя и внешняя среда в управлении. Организационные формы и структуры управления.

    1. Методология и методы управления

Методология управления и ее компоненты: парадигма, концепции, приоритет, цель, подход, критерии, альтернативность, методы. Методы управленческого воздействия и механизм управления. Классификация методов управления по различным признакам. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента.

    1. Законы, закономерности и принципы управления

Понятие законов управления. Закономерности в управлении, их краткая характеристика.

Принципы управления – сущность, порядок формирования. Эволюция принципов управления. Концепция российского менеджмента и основные принципы управления.

    1. Основные функции управления.

Понятие функций управления, их место в управленческой процессе. Функциональное разделение управленческого труда. Характеристика результатов исследования функций управления М.Х. Мескона, А. Файоля. Современные взгляды на сущность функций управления.

Характеристика основных функций управления: прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

    1. Характеристика основных подходов в управлении

Управление как процесс. Количественный подход. Сущность системного подхода и системного анализа в управлении. Исследование систем управления и их проектирование. Ситуационный и маркетинговый подходы в управлении

  1. Методология разработки управленческого решения.

    1. Решения в процессе управления

Понятие управленческого решения как важнейшего типа управленческой и организационной деятельности. Модели и методы принятия решений.

    1. Организация процесса разработки управленческого решения.

Целевая ориентация управленческих решений. Анализ альтернатив действий.

  1. Эффективность управления

    1. Понятие, сущность и содержание эффективности управления. Критерии и показатели эффективности управления. Качество жизни граждан как основная цель общественного развития и главный критерий эффективности социального управления. Условия и факторы результативной работы менеджера. Затраты на управление.

  1. Коммуникации в процессе управления

    1. Сущность коммуникационного процесса. Элементы процесса коммуникации. Этапы коммуникаций. Основные виды коммуникаций. Модели социальной коммуникации. Барьеры в межличностных коммуникациях и пути их преодоления. Организационные коммуникации. Барьеры в организационных коммуникациях и пути их преодоления. Культура делового общения.

  1. Технологии управления

    1. Основы кадровой политики и управления персоналом.

Понятие и основные аспекты кадровой политики. Технологии набора, отбора, приема, обучения персонала. Активизация человеческого ресурса. Культура, социальная ответственность и этика менеджера. Сущность лидерства. Стиль руководителя. Государственная служба, специфические требования к государственному аппарату и его работникам.

    1. Технология управления нововведениями

Понятие нововведение и инновации в управлении, основные принципы и этапы организации управленческих инноваций.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Бурганова, Л.А. Теория управления: учеб. пособие/ Л.А. Бурганова. – М.: ИНФРА-М, 2007.

  2. Глушенко, Е. В. Теория управления/ Е. В. Глушенко. – М.: Вестник, 1997.

  3. Грагидан, В. Д. Теория управления: учебное пособие /В. Д. Грагидан. – М.: Гардарика, 2004.

  4. 2 Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 1998.

  5. Современное управление. Энцикл. справ., в 2 ч. – М., 1997.

  6. *Тихонравов, Ю.В. Теория управления: учебный курс/ Ю.В. Тихонравов. – М.: Вестник, 1997

  7. *Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебное пособие для вузов/ В. И.Кнорринг. – М., 1999.

  8. Мухин, В. И. Основы теории управления: учебник/ В. И. Мухин. – М.: Экзамен, 2002.

  9. Парахина, В. Н. Основы теории управления/ В. Н.Парахина. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  10. *Парахина, В. Н. Практикум по теории управления/ В. Н.Парахина. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  11. Васильев Ю.В. Практикум по теории управления: учебное пособие/ Ю.В. Васильев, В.Н. Парахина, Л.И. Ушвицкий. – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.

  12. Гапоненко, А. Л. Теория управления: учебник/ А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М: РАГС, 2003.

  13. Уколов, В.Ф. Теория управления: учебник/ В.Ф.Уколов, А. М. Масс, И. К. Быстряков. –М.: Экономика, 2004.

Дополнительная литература

  1. Викторов, Н.И. Системный подход к повышению эффективности производства/ Н.И.Викторов, В.И. Подлесных. – Л.: Лениздат , 1988.

  2. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения/Г. Форд. – М: Финансы и статистика, 1989.

  3. Грейсон, Дж. К. МЛ. Американский менеджмент на пороге 21 века/ Дж. К. МЛ. Грейсон, Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.

  4. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в 21 веке: учеб. пособие / Питер Ф. Друкер, пер с англ. – М.: Вильямс, 2000.

  5. Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента учеб. пособие / Питер Ф. Друкер, пер с англ. – М.: Вильямс, 2000.

  6. *Журавлев, П. В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера/ П. В.Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю.Г. Одегов. – М.: «Экзамен», 2000.

  7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие для вузов/ Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000.

  8. Оголева, Л. Н. Инновационный менеджмент/Л. Н. Оголева. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  9. Кочергин, Е. А. Основы государственного и управленческого контроля/ Е. А. Кочергин. – М., 2000.

  10. Коротков, Э. М. Концепция российского менеджмента/ Э. М. Коротков. – М.: ДЭКА, 2004

  11. *Кричевский, Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе/ Р. Л. Кричевский. – М.: Дело, 1993.

  12. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие/ А. И. Кравченко. – М.: 2000.

  13. Оучи, У. Методы организации производства: японский и американский подходы/ У. Оучи – М.: Наука, 1993.

  14. Панкрухин, A. П. Маркетинг: учебник/ A. П. Панкрухин. – М., 2002.

  15. Пешрова, М. Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии/ М. Н. Пешрова. – Казань, 2000.

  16. Морозова Т. Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  17. *Прохоров, А. П. Русская модель управления/ А. П. Прохоров – М.: ЗАО журнала «Эксперт», 2002.

  18. Пшенников, В.В. Японский менеджмент: 27 уроков для нас/ В.В. Пшенников. – М.: Наука, 1997.

  19. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент/ Э.А.Уткин. – М., 2001.

  20. Файоль, А. Управление – это наука и искусство/ А. Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. – М., 1992.

  21. Эмерсон, Г. Двенадцать принципов производительности/Г.Эмерсон. – М.: Бизнес-информ, 1997.

  22. Якокка, Л. Карьера менеджера/ Л. Якокка. Пер с англ. – М.: Прогресс, 1991.

Разделы дисциплины, выносимые на самостоятельное изучение

  1. Сущность и содержание теории управления

    1. Основы теории управления

Деятельность человека и потребность в управлении. Цели и функции теории управления.

    1. Предмет и метод теории управления

Общенаучные методы теории управления. Структура и этапы развития теории управления.

  1. Эволюция управленческой мысли

    1. Эволюция менеджмента в рамках различных социально – экономических формаций

Управленческие революции и их основные достижения. Основные направления управленческой мысли, заложенные А. Смитом, Ф. Тейлором, Г. Фордом, А. Файолем, Д. Макгрегором. (частично)

    1. Модель управления как форма эволюции управленческой мысли.

Базовые зарубежные модели управления и их краткая характеристика. Российские традиции, закладываемые в модель управления. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.

  1. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние

    1. Сущность управления

Внутренняя и внешняя среда в управлении. Организационные формы и структуры управления.

    1. Методология и методы управления

Методы управленческого воздействия и механизм управления. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента.

    1. Законы, закономерности и принципы управления

Закономерности в управлении, их краткая характеристика.

Эволюция принципов управления. Концепция российского менеджмента и основные принципы управления.

    1. Основные функции управления.

Функциональное разделение управленческого труда. Характеристика результатов исследования функций управления М.Х. Мескона, А. Файоля. Современные взгляды на сущность функций управления.

Характеристика основных функций управления: прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, контроль.(частично)

    1. Характеристика основных подходов в управлении

Управление как процесс. Сущность системного подхода и системного анализа в управлении. Исследование систем управления и их проектирование. Ситуационный и маркетинговый подходы в управлении(частично).

  1. Методология разработки управленческого решения.

    1. Решения в процессе управления

Модели и методы принятия решений.

    1. Организация процесса разработки управленческого решения.

Целевая ориентация управленческих решений. Анализ альтернатив действий.

  1. Эффективность управления

    1. Критерии и показатели эффективности управления. Качество жизни граждан как основная цель общественного развития и главный критерий эффективности социального управления. Условия и факторы результативной работы менеджера. Затраты на управление.

  1. Коммуникации в процессе управления

    1. Сущность коммуникационного процесса. Элементы процесса коммуникации. Этапы коммуникаций. Основные виды коммуникаций. Модели социальной коммуникации. Барьеры в межличностных коммуникациях и пути их преодоления. Организационные коммуникации. Барьеры в организационных коммуникациях и пути их преодоления. Культура делового общения.

  1. Технологии управления

    1. Основы кадровой политики и управления персоналом.

Технологии набора, отбора, приема, обучения персонала. Активизация человеческого ресурса. Культура, социальная ответственность и этика менеджера. Сущность лидерства. Стиль руководителя. Государственная служба, специфические требования к государственному аппарату и его работникам.

    1. Технология управления нововведениями

Понятие нововведение и инновации в управлении, основные принципы и этапы организации управленческих инноваций (частично).

Вопросы для подготовки к экзамену
  1. Понятие категории «управление» - структурно содержательный и процессуально – содержательный аспект.

  2. Содержание понятия «теория управления», цели, функции, предмет и метод науки.

  3. Основные категории теории управления и их краткая характеристика.

  4. Этапы становления теории управления.

  5. Характеристика управленческих революций.

  6. Научные основы управления, заложенные Ф. Тейлором.

  7. Роль Г. Файоля развитие теории управления.

  8. Школа поведенческих отношений Д. Макгрегора.

  9. Характеристика основных научных подходов в управлении.

  10. Современная управленческая парадигма и ее краткая характеристика.

  11. Понятие моделей управления, их структура, классификация.

  12. Зарубежные модели управления и их краткая характеристика.

  13. Истоки и проблемы формирования российской модели управления.

  14. Функциональное разделение управленческого труда.

  15. Возникновение функций управления, характеристика функций А. Файоля.

  16. Современный взгляд на состав и содержание функций управления.

  17. Прогнозирование как функция управления, виды прогнозных расчетов.

  18. Планирование как функция управления, типы планов и их краткая характеристика.

  19. Организация как функция управления, ее содержание, принципы, уровни управления.

  20. Координация как функция управления, формы и средства осуществления.

  21. Регулирование как функция управления, методы осуществления.

  22. Мотивация как функция управления: сущность, типы, этапы, формы.

  23. Характеристика первоначальных теорий мотивации и их значение для теории управления.

  24. Характеристика содержательных теорий мотиваций.

  25. Характеристика процессуальных теорий мотивации.

  26. Характеристика комплексной, процессуальной теории Портера – Лоулера.

  27. Контроль как функция управления: понятие, необходимость, содержание.

  28. Контроль как функция управления в органах управления и тенденции развития.

  29. Сущность методологии управления: парадигма, концепция, приоритет.

  30. Сущность методологии управления: ориентиры, цели, подходы.

  31. Сущность методологии управления: критерии, альтернативы.

  32. Методы управления и их классификация.

  33. Административные методы управления.

  34. Экономические методы управления.

  35. Социально – психологические методы управления.

  36. Понятие законов в управлении.

  37. Понятие закономерности в управлении.

  38. Принципы управления и их характеристика.

  39. Понятие и основные аспекты кадровой политики.

  40. Кадровые технологии в управлении: набор, отбор, прием, обучение персонала.

  41. Управление инновациями в управлении.

  42. Системный и ситуационный подходы в управлении.

  43. Маркетинговый подход в управлении.

  44. Роль руководителя в коммуникации.

  45. Сущность лидерства.

  46. Технология управления нововведениями.

  47. Понятие, сущность и содержание эффективности управления.

  48. Критерии и показатели эффективности управления.

  49. Условия и факторы результативной работы менеджера.

  50. Затраты на управление.

  51. Решения в процессе управления.

  52. Организация процесса разработки управленческого решения.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Изучению настоящей дисциплины должно предшествовать получение знаний студентами по дисциплинам основной образовательной программы: математике, основам экономической теории, истории.

Учебный процесс очной формы обучения включает лекционные занятия, в основу которых положено обсуждение проблем, практические занятия с разбором конкретных ситуаций из отечественной и зарубежной практики, а также самостоятельную работу по освоению и закреплению теоретического материала, подготовке курсовой работы.

Студенты, успешно освоившие предлагаемую программу, могут их использовать при освоении дисциплин управленческого цикла и в процессе руководства хозяйственными и социальными организациями.

Теория управления

Рабочая учебная программа дисциплины

Составитель: Коркина Татьяна Александровна

Редактор Марчевская Т.Г.

Подписано в печать 29.01.09. Формат 6084 1/16.

Бумага газетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 0,7. Уч.-изд. л. 0,8.

Тираж 50 экз. Заказ 182.

Бесплатно

ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

454021 ул. Бр. Кашириных 129

Издательство Челябинского государственного университета

454021 Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 57б


1 Курсивом выделены дидактические единицы Государственного образовательного стандарта

2Данные учебники и пособия, имеются в библиотеке ЧелГУ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая учебная программа дисциплины согласовано декан факультета управления (2)

    Рабочая учебная программа
    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление»
  2. Рабочая учебная программа дисциплины согласовано: Декан факультета управления (1)

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина «Корпоративное управление» предполагает изучение основ комплекса структурных, финансовых, производственно-хозяйственных и правовых элементов для сокращения/оптимизации трансакционных издержек и повышения эффективности системы
  3. Рабочая учебная программа дисциплины согласовано: Декан факультета управления (3)

    Рабочая учебная программа
    Цель дисциплины - изучение конституционных принципов и способов участия граждан в осуществлении местного самоуправления, деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, форм взаимодействия органов местного самоуправления
  4. Рабочая учебная программа дисциплины согласовано: Декан факультета управления (4)

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина «Управление собственностью» относится к блоку СД.Р. – дисциплины специализации. Национально-региональный компонент Ее содержательная часть направлена на изучение содержания процесса управления собственностью, что предполагает
  5. Рабочая учебная программа дисциплины согласовано: Декан факультета управления (5)

    Рабочая учебная программа
    Поскольку маркетинг основан на интегрировании разнообразных понятий и методов, то для лучшего понимания содержания дисциплины желательно предварительное знакомство с учебными дисциплинами, освещающими вопросы менеджмента, управления

Другие похожие документы..