Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сердечно-сосудистые заболевания — бич современного мира. Ишемическая болезнь сердца является основной причиной смерти в экономически развитих странах...полностью>>
'Документ'
На виконання Закону України "Про охорону праці", на підставі рі шення редакційної комісії, створеної наказом Комітету від 16.07.1997 року №...полностью>>
'Конкурс'
1.2. II Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина» (далее - Конкурс) проводится в целях воспитания в новом поколении идей патриотизма,...полностью>>
'Публичный отчет'
В соответствии с постановлением Администрации города от 04.09.2009. №1312 «О Порядке принятия решения о разработке долгосрочных городских целевых про...полностью>>

Методы поиска идей и создания инноваций

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методы поиска идей и создания инноваций

Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

  1. Методы психологической активизации мышления.

  2. Методы систематизированного поиска.

  3. Методы направленного поиска.

Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.

Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Методы психологической активизации мышления

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

Наиболее известные методы психологической активизации:

  • Мозговой штурм

  • Обратная мозговая атака

  • Теневая мозговая атака

  • Корабельный совет

  • Метод фокальных объектов

  • Аналогии. Синектика

  • Метод "Приемы аналогий"

  • Оператор РВС

  • Конференция идей

  • Метод маленьких человечков

  • Метод гирлянд ассоциаций и метафор

  • Метод "Шесть шляп мышления"

  • Метод "Коучинг"

Методы систематизированного поиска

  • Списки контрольных вопросов

  • Морфологический анализ

  • Функциональный анализ

  • Функциональный метод проектирования Мэтчетта

  • Метод фокальных объектов

  • Метод гирлянд ассоциаций и метафор

  • Метод многократного последовательного классифицирования

  • Метод синтеза оптимальных форм

  • Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений

  • Метод "Пять почему"

Методы направленного поиска

  • Функционально-физический метод поискового конструирования Р. Коллера

  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Методы управления

  • Метод "Шесть сигм"

  • Метод "Семь инструментов управления качеством"

  • Метод "Семь основных инструментов контроля качества"

  • Метод "ABC-анализ"

  • Метод "Бережливое производство"

  • Метод "PDPC"

  • Метод "Контрольный листок"

  • Метод Дельфи

  • Метод "Диаграмма разброса"

  • Метод "Диаграмма сродства"

  • Метод "Диаграмма связей"

  • Метод "Диаграмма Парето"

  • Метод "Гистограммы"

  • Метод "Диаграмма Исикавы"

  • Метод "Контрольные карты"

  • Метод "Матрица приоритетов"

  • Метод "Модель Кано"

  • Метод "Аутсорсинг"

  • Метод "Параллельная инженерная разработка"

  • Метод "Развертывание политики"

  • Метод "Защита от ошибок"

  • Метод анализа видов и последствий отказов

  • Метод "ABC"

  • Метод "Бенчмаркинг"

  • Методы Тагути

  • Метод "Стрелочная диаграмма"

  • Метод "Стратегические карты"

Метод "Диаграмма Исикавы"

Другие названия метода: "Причинно-следственная диаграмма" ("рыбий скелет")

Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г.

Назначение метода

Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.

Цель метода

Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода

Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

План действий

В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;

  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

  • ранжирование их внутри каждого блока;

  • анализ получившейся картины.

Особенности метода

Причинно-следственная диаграмма ("рыбий скелет")

Общие правила построения

  1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.

  2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - "хребет" (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют "рыбьим скелетом").

  3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - "большие кости". Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с "хребтом".

  4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины ("большие кости"), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде "мелких костей", примыкающих к "средним", и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).

  5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.

  6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

  7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

Дополнительная информация:

  • Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.

  • Задавая при анализе каждой причины вопрос "почему?", можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).

  • Способ взглянуть на логику в направлении "почему?" состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.

Достоинства метода

Диаграмма Исикавы позволяет:

  • стимулировать творческое мышление;

  • представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода

  • Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.

  • Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Ожидаемый результат

Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.

А.М. Кузьмин

/pub/methods/metod-0019/

Обратная мозговая атака

Одной из разновидностей "мозгового штурма" является "Обратная мозговая атака". Здесь процесс поиска технических решений или бизнес идей разделен на три этапа.

На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.

Вторым и третьем этапом являются этапы обычного "мозгового штурма".

Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число изобретательских решений и бизнес идей по его совершенствованию.

Теневая мозговая атака – метод организации коллективного генерирования новых идей, являющийся разновидностью мозгового штурма (мозговой атаки) и разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей.

Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп "теневого кабинета" (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы "теневого кабинета" следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая И фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.

"Теневые" и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае "теневой кабинет" следит за ходом работы активных генераторов по видеомонитору).

При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, она может быть использована в любой аудитории.

Методы поиска новых идей и решений. Корабельный совет.

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №4, 2003.

Корабельный совет – совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности.

Другое название: "Совещание пиратов". Авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР) 1970 г.

Цель метода

Максимально использовать опыт, знания и фантазию всех без исключения участников совещания для решения проблемы.

Суть метода

Строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлений от "юнги" до "капитана": от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит главным образом от умения руководителя – "капитана" – создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

План действий
  1. Объявить участникам очередность выступлений.

  2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.

  3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей").

  4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.

  5. Критика отобранных идей (этап – "Критика идей").

  6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей").

  7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.

  8. Реализация решений.

Правила проведения совещания
  1. Высказываться по проблеме должны все.

  2. Порядок выступлений – от "юнги " до "капитана ", от младшего к старшему.

  3. Вопросы задает только "капитан".

  4. Критиковать идеи и защищать их только после команды "капитана".

  5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.

  6. Итог работы подводит "капитан"

Схема совещания

Результат

Получение новой информации и идей, необходимых для принятия решения.

Достоинства и недостатки

Легкость освоения метода и простота в обращении. Незначительные затраты времени на проведение. Предназначен для решения сравнительно простых задач. Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Источники информации:

  1. Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. - Рига: Знание, 1977.

  2. Гильде В., Штарке К.Д. Нужны идеи. - М.: Мир, 1973. ММК.

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий
  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.

  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).

  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).

  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.

  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.

  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Результат

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства
  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.

  • Нешаблонность выдвигаемых идей.

  • Универсальность метода.

Недостатки
  • Непригодность при решении сложных задач.

  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.

  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Совершенствуемый объект

Фонарик.

Случайные объекты

Очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.

  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Источники информации:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

  2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

Аналогии. Синектика

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является "Синектика" – метод решения изобретательских задач и поиска новых бизнес идей группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы.

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею.

На начальном этапе "Синектики" аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Для успешного использования аналогий в решении, как технических, так и бизнес задач требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Цель статьи показать механизмы природной реализацию интуитивного метода понимания и то, от чего зависит эффективность и адекватность понимания нового явления

    Задача
    Цель статьи - показать механизмы природной реализацию интуитивного метода понимания и то, от чего зависит эффективность и адекватность понимания нового явления.
  2. Методы разработки новой продукции товаров широкого потребления Акимова И. А. Декабрь 2003 г

    Документ
    Под продуктом понимается все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.
  3. А. П. Сорокин Управление инновациями Курс лекций

    Курс лекций
    Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
  4. Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями : теория и практика : учеб пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко

    Документ
    Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент организации»
  5. Маркетинг коммерциализации рыночных инноваций: теория и методология 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством: маркетинг

    Автореферат
    Защита состоится « 2 » марта 2011 г. в 11.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ.212.209.04 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: г.

Другие похожие документы..