Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Жизнь Павла Николаевича Милюкова, особенно зрелая ее пора, была целиком поглощена политикой. Он являлся основателем и неизменным лидером партии кадето...полностью>>
'Диплом'
По окончании обучения слушателям выдается Диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, дающий право ведения профессиональной де...полностью>>
'Закон'
Положення підпункту 2 пункту 3 розділу IV визнано таким, що не відповідає Конституції України в частині віднесення до юрисдикції Конституційного Суду ...полностью>>
'Урок'
АПК - совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке с/х продукции и доведении ее до потребителя. Главная з...полностью>>

Методическое пособие по курсу педагогики имеет цель оказать помощь студентам в овладении данной наукой. Пособие включает разделы курса педагогики, контрольные вопросы для самопроверки,

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Методическое пособие по курсу педагогики имеет цель - оказать помощь студентам в овладении данной наукой. Пособие включает разделы курса педагогики, контрольные вопросы для самопроверки, которые одновременно являются тематикой контрольных работ и выносятся на зачет и экзамен, списки литературы, рекомендованной для каждого раздела.

Методическая разработка может быть использована студентами всех форм обучения в качестве пособия по организации самостоятельной работы.

Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания раскрываются с учетом исторического опыта и достижений современной педагогической науки. Рассматриваются принципы организации педагогического процесса, задачи, формы и методы деятельности педагога и учащихся. Изучение педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, дающее знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействующее становлению мировоззрения.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Понятие «педагогика» образовано от соединения греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. «Пайдагосом» или педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу. Занятия проводили чаще всего тоже рабы. Постепенно слово «педагогика» стало использоваться в более широком плане как искусство «вести ребенка по жизни», т.е. обучать его, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Такое понимание педагогики сохранилось до середины XX века. Но в процессы обучения и воспитания вовлечены не только дети, но и взрослые люди (в частности, различные формы обучения предполагают охват многих возрастных групп).

Определение педагогики можно сформулировать следующим образом: педагогика - это наука о воспитании, обучении и развитии человека на всех возрастных этапах его жизни. Задачей педагогики является накопление и систематизация научных знаний о воспитании и образовании человека. Теория дает педагогам - практикам профессиональные знания об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, вооружает умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его

эффективность. Новые технологии обучения, образования и воспитания тоже требуют теоретического обоснования, являясь результатом обобщения опыта многих поколений педагогов, отражением достигнутого уровня развития общества.

Предметом педагогики как науки можно назвать педагогическую деятельность, осуществляемую в учебно-воспитательных учреждениях.

Источники развития педагогики разнообразны: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, педагогические и психологические труды; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов - новаторов.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, в-третьих, передать его следующему поколению. Отсюда выводится еще одно определение педагогики как науки, изучающей закономерности передачи старшим поколением и активного освоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда.

Цель педагогики - разработка и обоснование системы образования и воспитания человека.

Как любая наука, педагогика имеет свой категориальный аппарат. К числу наиболее широких по объему понятий относятся: развитие, образование, воспитание, обучение.

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности.

Развитие личности предполагает образование. Образование - это процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение. Обучение - это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется его образование.

Воспитание в специальном узком педагогическом смысле есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

Воспитание в широком смысле - процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитательной работы.

Педагогика как наука подразделяется на ряд научных отраслей:

- общая педагогика;

- возрастная педагогика;

- военная педагогика;

- профессиональная педагогика;

- специальная педагогика;

- социальная педагогика;

- история педагогики и т.д.

Каждая из отраслей в свою очередь подразделяется на отдельные направления или разделы. Совокупность всех отраслей и разделов образует единую систему педагогических наук.

Педагогика в своем развитии тесно связана с философией, этикой, психологией, социологией, гигиеной, историей и опирается на их закономерности.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что изучает педагогика?

2. Как произошло название науки педагогики?

3. Каковы задачи педагогики?

4. Какие категории педагогики вы знаете?

5. Что называется обучением?

6. Что такое образование?

7. Что такое развитие личности?

8. Что значит воспитание в узком и широком смысле?

9. Каковы основные «ветви» системы педагогических наук?

10.Какое значение имеют связи педагогики с другими науками?

\

Литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М. 1990.

2. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М. 1990.

3. Подласый И.П. Педагогика. М. 1996.

ОБЗОР МИРОВОЙ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком, но, как целенаправленный процесс, воспитание берет начало с периода разделения труда. С этого времени воспитание становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувство верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон). Наибольшее распространение получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Оно было долгим и дорогим. Обучать своих сыновей могли только знатные чиновники и богатые рабовладельцы.

Своего расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская. Образование в спартанском государстве было привилегией рабовладельцев. Главной была общественная система воспитания. Дети учились чтению, письму, счету, много занимались военно-физической подготовкой, получали музыкальное воспитание. Особо ценилось умение метко и кратко отвечать на заданные вопросы. Некоторые принципы спартанского воспитания сохранились до сих пор.

Более полной и развитой была афинская система воспитания. До семи лет дети воспитывались дома. Мальчики с семи лет обучались в частных и платных школах. Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оно отличалось очень высокой платой, но и полным презрением к физическому труду, который был уделом рабов. Риторская школа Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. Его

главный научный труд «Наставление в ораторском искусстве» - это педагогика современного Квинтилиану образования. Поэтому научная педагогика ведет свою историю именно с этой работы.

Начиная с У века и до ХУ1 века - период, называемый средневековьем. В сфере образования и воспитания - это эпоха господства церкви. В странах Востока школа в содержании образования и в методах преподавания отражала господствующие религиозные идеологию и мировоззрение и служила интересам церковных и светских феодалов. В Западной Европе монополия церкви на образование видна из перечня школ: приходские, монастырские, соборные или кафедральные. Во всех этих школах дети обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению молитв.

Развитие ремесел и торговли привело к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Обучение ремеслу осуществлялось либо в семьях ремесленников, либо в процессе цехового ученичества. В платных школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность. Интересы феодалов обслуживала рыцарская система воспитания. Основу этой системы составляли «семь рыцарских добродетелей». Для рыцарской системы воспитания характерно презрение ко всем видам труда, ценились только сила и ловкость, а также умение ими распоряжаться.

В эпоху Возрождения (ХУ - ХУ 1 в.в.) развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали интерес к античному культурному наследию. В образовании это нашло отражение в процессе его гуманитаризации и отказе от суровой палочной дисциплины.

Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям. В этих целях стала широко использоваться наглядность всех видов: игры, экскурсии, уроки среди природы; господствующей становится организация занятий, побуждающая школьников учиться с увлечением.

Под влиянием идей эпохи Возрождения сложилось мировоззрение чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. В трактате «Великая дидактика» им рассмотрены вопросы обучения, умственного, физического, эстетического воспитания, школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания.

Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, Коменс кий провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Первым из педагогов он последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. Признавая равенство людей от природы, право каждого на образование, Коменский указывал и на наличие индивидуальных задатков.

XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования. Новая педагогическая мысль базировалась на данных экспериментальных исследований. Очевидна роль светского, естественнонаучного образования. Среди мыслителей этого периода можно назвать Ф. Бэкона, В. Ратке, Р. Декарта.

Представители эпохи Просвещения в Западной Европе и Америке сходились в критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, стремились приблизить школу и педагогику к меняющимся социальным условиям, учитывать природу человека.

В Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали законодатели Т. Джефферсон, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, видевшие в просвещении путь к преобразованию общества.

В Англии педагогические идеи были развиты Дж. Мильтоном, Дж. Локком, Т. Лейном, Дж. Пристли. Они разрабатывали проекты демократической системы образования, выдвинули идею бесплатного всеобщего образования.

Дж. Локк в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» рассмотрел коренные вопросы педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о цели, задачах и содержании образования, о методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления.

Немецкие педагоги во главе с И. Фихте выступили с рядом проектов, которые должны были способствовать объединению и обновлению Германии.

Создания единой светской школы, общественно-полезного обучения требовали теоретики национального воспитания Ф. Вольф, В. Гумбольдт, X. Зальцман, И. Кампе.

Они выдвинули идеи независимости школы от государства, свободы совести и отмены обязательного религиозного обучения, реорганизации традиционной школы.

Важнейшее значение для развития образования в Европе имели реформы школы и университета, разработанные и примененные практически Гумбольдтом и Фихте.

Одной из сторон деятельности представителей французского Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования. Эта эпоха представлена такими выдающимися мыслителями, как Ш. Монтескье, Д. Дидро, К. Гельвеции, Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах,

Д. Аламбер. Французское Просвещение дало миру «Энциклопедию» - свод знаний эпохи, имевшей просветительский педагогический смысл. Этот труд предназначался для воспитания в духе новых идеалов. Энциклопедисты стремились формировать человека в полезном для общества направлении,

развивать способности каждого. Общая идея - заменить догматическое, оторванное от жизни образование воспитанием нового человека.

Французские просветители возлагали большие надежды на общественное образование. Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности.

Среди деятелей французского Просвещения выделяется Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он хотел устранить социальную несправедливость путем воспитания.

Главный педагогический труд Ж.-Ж. Руссо - «Эмиль, или о воспитании». Здесь он критикует существующую практику организованного воспитания, излагая в духе теории естественного права проект воспитания нового человека.

Средством нового воспитания является свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры, без вредных влияний общества.

На ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Задача воспитания - привести их в гармонию, ориентируя на самостоятельное накопление жизненного опыта.

Под естественным воспитанием Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. При естественном воспитании нет ограничений, слепого повиновения, а, следовательно, и наказаний.

Составной частью концепции являются идеи «отрицательного» воспитания.

Особое место Руссо отводил физическому воспитанию, разработал методику и рекомендации.

Идеи о трудовом воспитании и обучении имели новаторский характер.

В «Эмиле» сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого.

Педагогическая теория Руссо была необычна и радикальна для своего времени.

Эпоха Нового времени связана с творчеством педагогов, называемых классиками науки о воспитании и образовании. В первую очередь к ним относятся И. Песталоцци, И. Гербарт, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Г. Спенсер

В это время завершается образование классической педагогики. В педагогике Запада происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и других наук о человеке и его воспитании. Изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания.

В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как создатель народной школы. Им первым была предпринята

попытка соединить обучение с производственной деятельностью. Он организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение.

При определении основ образования Песталоцци предлагал опираться на знание психологии.

Воспитание он рассматривал как многообразный социальный процесс и утверждал, что, «как обстоятельства формируют человека, так и человек формирует обстоятельства».

Песталоцци разработал метод элементарного образования, заключающийся в пробуждении задатков способностей, которые заложены в каждом ребенке. Песталоцци разложил педагогический процесс на простейшие элементы, которые предлагал сделать первоосновой для разностороннего развития личности.

Метод элементарного образования - это определенная система развития способностей и система упражнений.

Большое значение Песталоцци придавал подготовке учителей. Им был создан институт, объединяющий среднюю школу и педагогическое учебное заведение.

Фридрих Фребель (1782 - 1852) в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия. В основном педагогическом сочинении «Воспитание человека» Фребель подчеркивал, что воспитание должно выявить и развить в человеке творческие задатки. Им были сформулированы законы воспитания.

Центр педагогической системы Фребеля - теория игры.

Иоганн Гербарт (1746 - 1841) - один из выдающихся педагогов, известен и как философ, и психолог. По Гербарту, педагогика опирается на практическую философию, т.е. этику и психологию. Таким образом намечаются цели и способы их осуществления.

Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением личности и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

Управление создает предпосылки для воспитания. Системы приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, наказание, включение в деятельность.

Гербарту принадлежит разработка идеи воспитывающего обучения, задача которого - развитие всестороннего интереса. Обучение Гербарт делил на преподавание и учение. Учебный процесс представлен им в виде формальных ступеней.

Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главным он считал аналитический метод.

Нравственное воспитание должно формировать волю и характер человека. Гербарт дает рекомендации по воспитанию и практические способы.

Система Гербарта определила дальнейшее развитие западной педагогики.

Фридрих Дистервег (1790 - 1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы.

Основной труд «Руководство к образованию немецких учителей» опирался на взаимосвязанные принципы обучения и воспитания -природосообразность и культуросообразность. Дистервег предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной культуры: внешней, внутренней и общественной.

В обучении Дистервег отдавал предпочтение индуктивному методу. Дистервег сформулировал дидактические правила, написал множество учебных пособий для учителей.

Итак, в XIX веке в странах Западной Европы и США происходило становление национальных систем школьного образования. Были осуществлены крупные реформы, заложены законодательные основы новой школы.

Контрольные -вопросы для самопроверки

1. Когда и почему появились первые школы и профессионалы-педагоги?

2. Цели воспитания в первобытнообщинном обществе.

3. Цели и содержание спартанской и афинской систем образования.

4. Характерные черты средневекового воспитания и обучения.

5. Что такое «рыцарское воспитание»9

6. Особенности воспитания в эпоху Возрождения.

7. Педагогическая концепция Я. Коменского.

8. Педагогические идеи Просвещения в Германии, Англии, СИТА

9. Эволюция педагогических идей французского Просвещения.

10.Теория Ж.-Ж. Руссо.

11 .Дайте общую оценку особенностей развития педагогики и школы на Западе в эпоху Нового времени.

12.Проанализируйте теорию элементарного образования И. Песталоцци.

13.Принцип природосообразности в разных педагогических концепциях.

14.Идеи И. Гербарта о ступенях обучения.

15.Теория игры Ф. Фребеля.

Литература

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М. 1998.

2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М. 1963.

3. История педагогики. М. 1995.

4. Педагогическое наследие. М. 1987.

5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М. 1988.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. М. 1988.

7. Пряникова ВТ. Рыбкин З.И. История образования и педагогической мысли. М. 1995.

8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М. 1981.

9. Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и Нового времени. М. 1991.

Педагогика и школа в истории России

В VI - IX в.в. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей Киев.

Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания.

Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, породил нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

Дети воспитывались в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени.

В дохристианской Руси педагогические воззрения были тесно связаны с языческими анимистическими представлениями о природе. В воспитание вплетались заговоры, заклинания, магия.

Воспитание было процессом включения в определенные виды деятельности. Особую роль играли сложившиеся ритуалы. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать общественно-важные и полезные качества.

Особую роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. Важной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни, труда. Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно.

Народная педагогика вводила подрастающее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий.

Цементирующей силой славянства являлась прежде всего языковая общность. Обучение языку оказывалось одним из главных способов осознания этического единства славянского средневекового мира.

Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII - IX в.в., когда возник новый письменный язык - славянский. Он предназначался для «книжного учения».

Образование и воспитание оказались важным способом самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за национальную независимость.

Огромную роль в развитии воспитания и образования сыграли христианство и раскол на православие и католицизм.

Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния.

Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со своим алфавитом.

Проблемы познания и обучения разрабатывались древнерусскими мыслителями К. Туровским, В. Мономахом, К. Смолятичем, К. Новгородским.

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить в семье элементарное образование. В семьи бояр приглашались домашние учителя -священники. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ было вызвано потребностями духовенства и увеличением числа грамотных людей.

Первая школа книжного учения открылась при князе Владимире в 988 году. Это предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли.

На протяжении периода X - XIII в.в. школы возникли во многих городах: Киеве, Новгороде, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Галиче и др. На княжеских, церковных и монастырских подворьях создавались училища.

Система начального обучения в Древней Руси выглядела как определенные формы общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты.

На протяжении X - XI в.в. письменность проникла во все слои населения Руси. По уровню образования Киевская Русь не уступала Европе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогика и психология высшей школы

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного
  2. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов направления 521100 «Социальная работа» Центра дистанционного образования

    Рабочая программа
    Методы и технология социальной работы: Рабочая программа, метод. указ. и контр. задания для студентов спец. 521100 «Социальная работа» ЦДО. / Сост. И.Б.
  3. Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» по специальности 021100 «Юриспруденция» факультет

    Учебно-методический комплекс
    Отечественная история как научная дисциплина изучает общественно-политические процессы и движения, развитие политических и социальных систем и государственных структур, исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей,
  4.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  5. Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации призваны оказать помощь ПЦК и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки, ее структурном содержании и оформлении.

Другие похожие документы..