Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
КОМПЛЕКСНА ПРОГРАМАзахисту сільських населених пунктів і сільськогосподарських угідь від шкідливої дії вод на період до 2010 року та прогноз до 2020 ...полностью>>
'Учебник'
В настоящем учебнике в систематизированном виде изложены наиболее ак­туальные вопросы рыночного ценообразования на современном этапе разви­тия эконом...полностью>>
'Документ'
Данный ресурсный проект школьной библиотеки направлен на развитие краеведческого библиотечного фонда, создание фонда медиаресурсов по краеведению, ра...полностью>>
'Диссертация'
Актуальность темы исследования. Сегодня государство в России перестало расцениваться как носитель всех тех акциденций, которые выводят его понимание ...полностью>>

Утверждена (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждена

Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике

(протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Стратегия

развития науки и инноваций в Российской Федерации

на период до 2015 года

Москва, 2006

Оглавление

Паспорт Стратегии

3

1. Описание системной проблемы

8

    1. Текущая ситуация

    2. Главная системная проблема и цель реализации Стратегии

    3. Обоснование уровня решения системной проблемы

    4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

    5. Критерии и индикаторы решения системной проблемы

8

13

14

15

15

2. Выбор направления решения системной проблемы

17

2.1. Инерционный сценарий

2.2. Активный сценарий

17

19

3. Распределение ответственности по реализации Стратегии

25

4. Решаемые задачи

30

    4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства

    4.2. Создание эффективной национальной инновационной системы

    4.3 Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок

    4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций

30

33

39

42

5. Этапы и сроки реализации Стратегии

52

6. Финансирование Стратегии в области развития науки и инноваций

60

7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации

69

ПРИЛОЖЕНИЯ

70

Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах

70

Приложение 2. Целевые показатели и их обоснование

72

Приложение 3. Совершенствование системы статистических показателей инновационного развития

82

Приложение 4. Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии

84

Приложение 5. Реформирование законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности

106

Приложение 6. Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок

110

Приложение 7. Перспективный облик государственного сектора науки

123

Паспорт Стратегии

  1. Наименование Стратегии

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

  1. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии

протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 24;

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.
№ МФ-П13-4480;

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № МФ-П13-40пр;

выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. ПП-48-1

  1. Разработчик Стратегии

Министерство образования и науки Российской Федерации

  1. Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией

Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

  1. Цель Стратегии

Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

  1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы

Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.

Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:

1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.

2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г.

3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и 5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к 2016 г. до 30%).

4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.

5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.

6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. – до 15%, к 2016 г. – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. – до 12%, к 2016 г. – до 15%).

  1. Задачи Стратегии

  1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

  2. Создание эффективной национальной инновационной системы.

  3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.

  4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.

  1. Сроки и этапы реализации Стратегии

2006-2015 гг.

Первый этап: 2006-2007 годы;

второй этап: 2008-2010 годы;

третий этап: 2011-2015 годы.

  1. Перечень целевых программ и основных
    мероприятий

Реализация действующих федеральных программ:

  • федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. (в редакции, постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №540);

  • федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг.;

  • федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.

Разработка и реализация новых программ1:

  • федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы;

  • федеральная целевая программа «Трансфер двойных технологий»;

  • ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня»;

  • ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы;

  • ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»;

  • ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы»;

  • федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям:

      • развитие российской авиатехники;

      • освоение и использование космического пространства;

      • развитие российской отрасли ИТ;

      • развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг;

      • разработка и производство оптоэлектронных устройств;

      • развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения;

      • разработка и производство высокотехнологичных материалов.

Осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности:

  • Российского фонда фундаментальных исследований;

  • Российского гуманитарного научного фонда;

  • Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

  • Российского фонда технологического развития.

Основные комплексы мероприятий:

  • осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;

  • совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок;

  • поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;

  • содействие интеграции науки и образования;

  • реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок;

  • активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;

  • развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

  • обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии;

  • поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;

  • развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.);
  • содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии;

  • подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;

  • стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции;

  • стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР;

  • содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров;

  • системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе;

  • развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития;

  • формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.

  1. Объемы и источники финансирования Стратегии на 2006-2015 (в ценах текущих лет)

4052,5 млрд. рублей, из них:

2688,3 млрд. рублей – средства федерального бюджета;

257,1 млрд. рублей – средства бюджетов субъектов Российской Федерации2;

1107,1 млрд. рублей – средства из внебюджетных источников3.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. №24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. №МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. №Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране «экономики, основанной на знании» и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.

  1. Описание системной проблемы

    1. Текущая ситуация

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.

Место России в мировых инновационных процессах4 пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.

Формирование Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года требует адекватного анализа текущей ситуации, которому и посвящен настоящий раздел.

Положение в научной сфере

Динамика финансирования российской науки с начала 1990-х годов характеризуется резким спадом. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2004 г. 196,0 млрд. рублей (43% в постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования и разработки в 2004 г. равнялась 1,17% (в 1990 г. - 2,03%). Если в 1990 г. по величине данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия, Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в 12 раз меньше, чем в Германии.

Основной причиной утечки кадров и сокращения материально-технических средств в науке является недостаток финансирования этой сферы.

Основным источником финансирования науки в текущий период являются средства бюджета. В 2004 г. доля бюджетного финансирования в целом по науке составляла 59,6%, что несколько выше в сравнении с показателем 1998 г. (52,2%), по государственному сектору науки, соответственно, - 77,7% и 74,3%, по сектору высшего образования – 58,6% и 64,5%.

Структура и состав кадров науки за период экономических реформ также претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 1990-2004 гг. снизилась на 56,8 % (с 1943,4 тыс. человек до 839,3 тыс. человек). Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса – исследователи (на 59,6% за 1990-2004 гг.) и техники (на 70,2%); численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4%, хозяйственного – на 29,0%.

Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России, по данным опроса Левада-Центра в 2003 г., профессия ученого является престижной в оценках только 9% жителей страны. В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002 г. профессия ученого была самой престижной - 51% населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% - престижной.

Остается невостребованным высокий кадровый потенциал вузовской науки. Численность профессорско-преподавательского состава российских вузов с учеными степенями в 2004 году составляла 184 354 человека, в том числе 35 769 докторов наук и 148 585 кандидатов наук. Штатная численность научных работников вузов составляла около 26 тысяч человек.

Следует отметить, что общая численность исследователей России с учеными степенями (без профессорско-преподавательского состава) составляла в 2004 году 99 910 человек, в том числе 23 102 доктора наук и 76 808 кандидатов наук.

В то же время объем финансирования научных исследований в вузах, выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя из штатной численности научных работников в секторе высшего образования и составляет в 2006 году менее 4% от расходов федерального бюджета на гражданскую науку. На практике, в проведении научных исследований в высшей школе участвует почти весь профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений (свыше 300 тысяч человек).

Фактически не снижается интенсивность «утечки мозгов» из России. По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 гг. за рубеж уехали более 20 тыс. ученых и около 30 тыс. работают за границей по временным контрактам. Хотя это составляет около 5-6% кадровой численности научного потенциала страны, уехавшие являются, как правило, наиболее конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном возрастном интервале. Главной причиной для подавляющего большинства (90 %) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда ученых на родине. В начале 2005 г. средняя начисленная заработная плата в сфере науки и научного обслуживания составляла 8725 руб. (около $300), что примерно в 3-4 раза ниже, чем пороговая величина, которая смогла бы, по оценкам, остановить процесс миграции научных кадров из России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждена (9)

    Документ
    Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
  2. Утверждено (31)

    Документ
    1. Общие положения 1.1 Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.
  3. Утверждено (60)

    Документ
    4) определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, порядок выплаты вознаграждений и компенсаций членам Совета директоров Общества;
  4. Утверждены (1)

    Статья
    Правила землепользования и застройки (далее – Правила) являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, разработанным в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской
  5. Утверждено (1)

    Документ
    1.1. Настоящее Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Научно-производственный комплекс «Суперметалл» имени Е.И. Рытвина» (далее – Положение) распространяется на отношения (процедуры) по приобретению любых

Другие похожие документы..