Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 28 марта 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.02 по защите диссертации на соискание ученой степени к...полностью>>
'Документ'
Цель предлагаемого учебного пособия — изложение теоретических и экспериментальных осно­ваний психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, ...полностью>>
'Программа курса'
Программу курса разработали к.полит.н., доц. кафедры сравнительной политологии Мелешкина Е.Ю., к.полит.н., ст. преп. кафедры политической теории Тимоф...полностью>>
'Презентация'
Случалось ли Вам выступать перед аудиторией? Что Вы при этом испытывали? Наблюдали ли Вы за выступлениями других людей? Что Вы испытывали, когда выст...полностью>>

Утверждена (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Распределение ответственности по реализации Стратегии

Координатором реализации Стратегии является Минобрнауки России. Минобрнауки России обеспечивает формирование Стратегии в области развития науки и инноваций как системы мер по развитию среды генерации знаний, формированию инновационной инфраструктуры, нормативному стимулированию инноваций и осуществлению прикладных НИОКР на направлениях, перспективных для технологического использования в широком спектре секторов экономики.

Минобрнауки России несет ответственность за сбалансированность принимаемой нормативной базы и предложений по изменению законодательства, отвечает за реализацию программ (в формате ФЦП или других форматах), включая:

развитие сектора исследований и разработок в интересах превращения его в относительно самостоятельную отрасль, реализующую полученные результаты на глобальном рынке знаний;

развитие инновационной инфраструктуры, стимулирующей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, прежде всего, путем стимулирования создания технологических инновационных компаний, стимулирования технологического аутсорсинга во всех отраслях промышленности;

совершенствование организации и содержания технического образования на базе сближения (интеграции) с сектором исследований и разработок и сращиванием с инновационной инфраструктурой.

Минпромэнерго России, МПР России, Мининформсвязи России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, Росатом, Роскосмос организуют выполнение мероприятий по стимулированию технологической модернизации соответствующих отраслей экономики.

Российская академия наук, отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, министерства и ведомства в сфере своей компетенции обеспечивают формирование и реализацию приоритетных направлений фундаментальных исследований, участвуют в создании национальной инновационной системы. РАН также участвует в координации всех фундаментальных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Минэкономразвития России совместно с Минфином России осуществляют ресурсное обеспечение реализации Стратегии, формирование институтов развития, выполняющих кредитные программы технологического переоснащения, во взаимодействии с перечисленными выше отраслевыми ведомствами.

Ведомственные стратегии и федеральные целевые программы развития формируются упомянутыми выше федеральными органами исполнительной власти, а также академиями наук, имеющими государственный статус, в части технологического развития на основе положений настоящей Стратегии. Также формируются региональные стратегии и программы, направленные на развитие научно-технического и инновационного потенциала.

Организационно Минобрнауки России (и находящиеся в его ведении федеральные службы и федеральные агентства) осуществляет реализацию следующих основных задач в рамках Стратегии:

организует и проводит работу по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации;

обеспечивает сбор и доведение до научного и делового сообщества согласованных объемов информации обо всех научно-исследовательских работах, финансируемых из федерального бюджета всеми федеральными ведомствами, в том числе всеми государственными агентствами. Ведет учет НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, а также крупными компаниями-монополистами, контролируемыми государством. Ведет реестр результатов научно-технической деятельности, учет их использования организациями, которым переданы права по распоряжению ими;

организует межведомственное обсуждение результатов, технологического уровня и перспектив развития научно-исследовательских и технологических программ;

разрабатывает предложения по координации научно-исследовательских проектов различных ведомств, в том числе РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус. Организует работу межведомственной рабочей группы (комиссии) по научно-исследовательским и технологическим программам;

организует и обеспечивает бюджетное софинансирование создания инновационной инфраструктуры;

осуществляет формирование и реализацию базовой ФЦП, обеспечивающей доведение фундаментальных разработок до практического (коммерческого) применения в экономике, в том числе в других ФЦП технологического профиля;

разрабатывает предложения по использованию результатов ранее выполненных НИОКР и по организации новых для реализации всех ФЦП технологического профиля и ведомственных технологических программ;

участвует в подготовке прогнозов технологического развития;

участвует в экспертизе результатов НИОКР в ФЦП технологического профиля. Организует мероприятия по стимулированию трансфера технологий между ФЦП, а также из ФЦП в различные сектора экономики8.

Координация в сфере НИОКР, в том числе в сфере НИОКР военного и двойного назначения, осуществляется Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (утверждена приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2004 г. № 111). Рабочим органом этой Комиссии является Минобрнауки России. Ежегодно не позднее 1 февраля ведомства, РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, представляют в Комиссию информацию о результатах работ в сфере науки и развития технологий за предыдущий год и о своих перспективных планах. Не позднее 1 марта каждого года указанная Комиссия готовит доклад о результатах развития науки и технологий в предыдущем году, в том числе о выполнении ФЦП технологического профиля и рекомендации по повышению эффективности в сфере науки и развития технологий.

Доклад и Рекомендации представляются на обсуждение и утверждение в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. По результатам обсуждения Доклада на Совете рекомендации дорабатываются. Рекомендации утверждаются на Совете не позднее 15 апреля и должны использоваться ведомствами и государственными академиями при формировании бюджета на следующий год. Рекомендации в отношении закрытых военных технологий утверждаются отдельным документом.

Ежегодно не позднее 1 мая ведомства, РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, представляют в Комиссию информацию о планах в сфере НИОКР на следующий год. До 15 июня Комиссия организует межведомственные обсуждения по координации указанных планов и принимает на своем заседании Рекомендации по корректировке планов в сфере НИОКР на следующий год. В рамках координации деятельности заинтересованных министерств, ведомств, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике подготавливает согласованные предложения в Правительство Российской Федерации по направлениям и объемам финансирования в сфере фундаментальных научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения. Это позволит скоординировать деятельность субъектов бюджетного планирования.

Для осуществления координации при планировании научных исследований и разработок гражданского и двойного назначения Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике формирует рабочую группу с участием представителей Минобрнауки России, Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, на которой рассматриваются предложения как по взаимосогласованному подходу по организации таких научных исследований и разработок, так и по дальнейшему их введению в хозяйственный оборот.

Ведомства, РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, руководствуются решениями Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике при корректировке своих планов и программ.

Кроме того, Комиссия готовит рекомендации по реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития в рамках действующих и планируемых ФЦП, ведомственных программ, программ и планов работ РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус.

Минобрнауки России совместно с заинтересованные федеральными органами исполнительной власти РАН, академиями наук, имеющими государственный статус, организует и проводит работу по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации.

Корректировка приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации направлена на уточнение ориентиров развития отечественного научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, исходя из национальных интересов России и тенденций мирового научного, технологического и инновационного развития, соответствующих решений Президента Российской Федерации, с учетом необходимости формирования экономики знания, среднесрочных задач социально-экономического развития страны, Основами военно-технической политики Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и важнейших государственных программ и проектов.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации задают общий вектор научно-технического развития страны и представляют собой те области реального сектора экономики России, в которых применение новых технологий и техники может принести наибольший совокупный эффект. Одним из важнейших критериев выбора критических технологий Российской Федерации должна стать их реализуемость и востребованность отечественной экономикой. Данные документы формируются с учетом формулируемых научным сообществом приоритетов науки и техники и привлечением представителей как государства и научного сообщества, так и представители бизнеса. Работа строится во взаимодействии с Советом при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. В целях повышения эффективности фундаментальной науки формируется и корректируется перспективный план фундаментальных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники на период до 2025 года.

Указанные выше документы в устанавливаемом порядке представляются в Правительство Российской Федерации. Корректировка приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации осуществляется соответствующими решениями Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Основные вопросы по формированию и корректировке системы приоритетов научно-технологического развития приведены в Приложении 6.

Планы и результаты реализации настоящей Стратегии должны учитываться при анализе возможностей российской науки и инновационной системы при разработке промышленной политики и отраслевых Стратегий (программ) технологического профиля. Указанные Стратегии (программы) должны предусматривать максимально эффективное использование потенциала отечественного сектора исследований и разработок и инновационной инфраструктуры. Требования по повышению инновационной активности в экономике, обеспечению конкурентоспособности российских компаний на глобальном высокотехнологическом рынке, использованию и развитию потенциала российского сектора исследований и разработок должны предусматриваться в рамках показателей отраслевых Стратегий и деятельности соответствующих ведомств. Минобрнауки разрабатывает предложения по номенклатуре и значения соответствующих показателей развития научной и инновационной деятельности на этапе межведомственного согласования проектов отраслевых Стратегий, ФЦП и других плановых документов ведомств, касающихся данной сферы.

Федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России»9 на 2007-2012 годы призвана обеспечить комплексность и целенаправленность реализации Стратегии, развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Поручение Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. №Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Правительством Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7) программно-целевым методом, объединить усилия государства, частного бизнеса и научного сообщества по обеспечению перехода Российской Федерации на инновационный путь развития. Программа должна обеспечить ускоренное формирование научно-технической базы и реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации, не дублирующих тематику НИОКР иных секторальных федеральных целевых программ технологического профиля. Основной целью Программы является развитие и реализация научно-технического потенциала Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Данная Программа рассматривается как логическое развитие в 2007-2012 годах ряда основных направлений ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», реализация которой завершается в 2006 году.

Федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы разрабатывается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 года 1993-р (п. 8).

Также на реализацию Стратегии направлены следующие ведомственные целевые программы:

«Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы, формируемая с целью поддержки и развития исследовательской деятельности научных коллективов высших учебных заведений. Главный распорядитель средств федерального бюджета – Федеральное агентство по науке и инновациям;

«Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы», формируемая с целью повышения эффективного вовлечения в научную деятельность имеющейся в распоряжение отечественной науки экспериментальной и приборной базы в составе уникального научного оборудования на основе коллективных форм использования этой базы. Главный распорядитель средств федерального бюджета – Федеральное агентство по науке и инновациям;

Целевая программа РАН «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня», разработка которой основана на принципах проектного финансирования, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности.

Формирование ведомственных целевых программ осуществляется в соответствии с бюджетным Посланием Президента Российской Федерации В.В Путина. Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2005 году», в котором указано на усиление использования программно-целевого метода. Данный подход полностью согласуется с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах», одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249.

4. Решаемые задачи

4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства

Подзадачи:

(1) создание эффективной системы расширенного воспроизводства знаний (среды «генерации знаний») на основе приоритетного развития фундаментальных исследований:

концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях;

реформирование государственного сектора фундаментальной науки и образования;

позиционирование российских научных организаций в международных программах;

обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов;

обеспечение развития (поддержки) среды для расширенного воспроизводства знаний.

(2) повышение результативности сектора исследований и разработок, его интеграция в глобальную экономику в интересах преобразования в ключевой сегмент инновационной экономики:

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечне критических технологий Российской Федерации, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке;

реформирование государственного сектора отраслевой науки;

позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;

использование потенциала сектора образования.

Ключевые проблемы

    • Отсутствует реальный приоритет в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной науки - базового компонента национальной инновационной системы; в то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса ни на внутреннем, ни на глобальном рынках.

    • Преимущественно сметное (подушевое) финансирование в сочетании с недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на проведение научных исследований, приводит к сохранению проблемы внутренней и внешней утечки лучших научных кадров, повышает риск деградации отечественной науки. В сочетании с неразвитостью механизмов мониторинга деятельности научных организаций и проектов в сфере фундаментальных исследований это приводит к усилению проблемы недостаточной результативности научных исследований.

    • Размытые и чрезмерно широкие направления проведения прикладных исследований, множественность научных организаций, ориентированных на государственную поддержку, приводят к распылению бюджетных средств и ограничению возможностей воспроизводства на уровне научных организаций; целый ряд областей знаний (экспериментальная физика, микроэлектроника и другие) вышли на такой уровень развития, что исследования в этих областях требуют высокого уровня консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Ресурсы на проведение научных исследований распределены по различным ведомствам, при этом актуальна проблема консолидации ресурсов государства при реализации крупных научно-технических программ.

    • Устаревшее научное оборудование и испытательная база ограничивают реализацию существующего кадрового научного потенциала и привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.

    • Интеграция сектора исследований и разработок в глобальную экономику носит ситуативный характер и не в достаточной мере подчинена задачам активного позиционирования на мировых рынках.

    • Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие - научные результаты не капитализируются в сфере образования, а в проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты.

    • Качественное российское образование и соответствующий довольно высокий потенциал оплаты труда выпускников в бизнес-секторе, а также в организациях науки за рубежом вступает в разрыв с низким фактическим уровнем оплаты труда в российском секторе науки, что приводит к дефициту молодых ученых.

Основные меры

1. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации

    1. Концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях

Развитие системы определения и реализации прорывных научных направлений, формирование приоритетов в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества.

Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок.

Увеличение расходов на фундаментальную науку, как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами.

Расширение проектного финансирования научных исследований, смещение акцентов с финансирования организаций на финансирование научных проектов, разработка крупных долгосрочных научно-технических программ по ограниченному числу направлений.

1.2. Концентрация ресурсов в рамках Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора ИР на мировом рынке.

Определение конкретных направлений проведения исследований, исходя из трех основных задач: (1) обеспечение позиционирования сектора исследований в глобальной экономике, в международных научных программах; (2) обеспечение национальной безопасности; (3) обеспечение формирования и развития целостных научно-технологических «коридоров» в российской экономике.

Выбор и анализ приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, формирование Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, их поддержка с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

2. Реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок

Формирование системы мониторинга и оценки результативности научных организаций, активизация процессов реструктуризации сектора исследований и разработок.

Совершенствование системы государственных научных центров Российской Федерации, стимулирование процессов формирования и развития «центров превосходства»10.

Создание крупных научно-исследовательских центров («национальных лабораторий»).

Реализация мер по инвентаризации и регистрации прав научных организаций на результаты интеллектуальной деятельности, расширение поддержки процессов патентования в государственных научных и образовательных организациях.

Создание правовых условий для развития сектора некоммерческих научных организаций; развитие системы предоставления институциональных грантов, направленной на финансирование научных проектов коллективов ученых с последующим созданием некоммерческой научной организации.

Реформирование государственного сектора науки в интересах повышения его результативности, в частности, оптимизация организационно-правовых форм научных организаций. Принципы реформирования учитывают особенности организаций сферы фундаментальной науки и организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и технологических разработках.

Развитие системы мер государственной поддержки наукоградов.

Реформирование системы управления государственным сектором науки.

3. Позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике

Выбор и согласование с партнерами в рамках СНГ приоритетных направлений научного взаимодействия.

Развитие международных академических ассоциаций, в частности в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.

Содействие практической реализации инициатив в сфере развития науки «Большой восьмерки», в частности, в рамках осуществления Эвианского Плана действий «Наука и техника в целях развития».

Формирование концепции общего пространства науки и образования Россия - ЕС и перспективного плана действий ее реализации, разработка гармонизированной нормативно-правовой базы.

Проведение консультаций с ЕС по отработке новых, более выгодных для России форм и механизмов взаимодействия с ЕС в рамках 7-й Рамочной программы, рассчитанной на 2007-2013 годы.

Расширение практики государственного софинансирования реализации донорских научных программ, формирование «треугольника международного сотрудничества»: зарубежные доноры – Минобрнауки России – российские доноры.

Поддержка проведения в России международных научных форумов и конференций.

Проведение информационной кампании по продвижению достижений и возможностей российского сектора исследований и разработок в зарубежных СМИ.

Обучение научному администрированию с использованием российского и зарубежного опыта, механизмам привлечения средств для проведения исследований из различных международных научных фондов.

Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности сектора исследований и международного престижа российской науки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждена (9)

    Документ
    Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
  2. Утверждено (31)

    Документ
    1. Общие положения 1.1 Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.
  3. Утверждено (60)

    Документ
    4) определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, порядок выплаты вознаграждений и компенсаций членам Совета директоров Общества;
  4. Утверждены (1)

    Статья
    Правила землепользования и застройки (далее – Правила) являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, разработанным в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской
  5. Утверждено (1)

    Документ
    1.1. Настоящее Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Научно-производственный комплекс «Суперметалл» имени Е.И. Рытвина» (далее – Положение) распространяется на отношения (процедуры) по приобретению любых

Другие похожие документы..