Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
 Осенью 1909 года в редакцию недавно созданного журнала «Аполлон» в Петербурге на имя главного редактора Сергея Маковского стали приходить письма на ...полностью>>
'Документ'
Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга,...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
9.Основные категории социальной педагогики: социальное воспитание, социализация, социальная помощь, социальная защита, социально-педагогическая деятел...полностью>>
'Урок'
Основанием церковного года являются христианские праздники и памятные даты Церковной истории. На чем основан церковный календарь Лютеранской Церкви, и...полностью>>

Утверждена (1)

Главная > Рабочая программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНА

решение педсовета

протокол № 1

от 30.08.2011 года

Председатель педсовета

________ Н.И. Лобацкая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

научное общество

« Я - исследователь»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся: 6,5 - 11лет

Составитель: Ткачёва О.П.

2011

  1. Пояснительная записка.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Программа “ Я- исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы УМК «Гармония», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи курса «Введение в исследовательскую деятельность»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности; развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; основам оформления работ.

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;

  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Место «Исследовательской деятельности » в учебном плане.

Программа « Я- исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №33 станицы Архангельской на исследовательскую деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, по 34 часа – во 2-4 классах.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

Проблема исследования – как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной теме, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

При работе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов исследования учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации исследовательской деятельности.

Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые исследования. Индивидуальные проекты исследования также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

В первом классе работа над проектом исследования по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии - подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс

Учебно – тематический план

№п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего часов

Теоретические

Практические

1 год обучения

1

Что такое исследование?

1

1

Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод.

Овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность.

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.

Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

2

Как задавать вопросы?

2

1

1

3

Как выбрать тему исследования?

2

1

1

4

Учимся выбирать дополнительную литературу

3

1

2

5

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

1

1

6

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

2

1

1

7

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы

4

2

2

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.

1

1

9

Обоснованный выбор способа выполнения задания.

2

1

1

10

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

2

1

1

11

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

1

1

12

Методика проведения самостоятельных исследований.

2

1

1

13

Коллективная игра-исследование.

1

1

14

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

4

4

15

Выставки творческих работ. Анализ исследовательской деятельности.

3

3

Итого:

33

12

21

2 год обучения

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

1

2

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

1

1

3

Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования.

4

1

3

4

Учимся выделять гипотезы.

2

1

1

5

Организация исследования (практические занятия.)

4

4

6

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

4

1

3

7

Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди».

5

1

4

8

Что такое эксперимент?

2

2

9

Сбор материала для исследования.

4

1

3

10

Обобщение полученных данных. Как подготовить сообщение и результат исследования.

2

2

11

Индивидуальная консультация.

2

2

12

Подведение итогов. Защита.

2

2

Итого:

34

9

25

3 год обучения

1

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами.

3

1

2

2

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

1

3

Какими могут быть исследования?

2

1

1

4

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

2

5

Планирование работы.

2

2

6

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

3

1

2

7

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

2

8

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

2

9

Анализ прочитанной литературы.

3

3

10

Исследование объектов.

2

2

11

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2

1

1

12

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

1

1

13

Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы.

3

1

2

14

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

3

15

Мини- конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности.

2

2

Итого:

34

8

26

4 год обучения

1

ЗУНы необходимые в исследовательской работе. Культура мышления.

3

1

2

2

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

5

2

3

3

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

2

4

Предмет и объект исследования.

1

1

5

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

3

3

6

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала .

2

2

7

Наблюдение и экспериментирование .

2

2

8

Техника экспериментирования.

2

1

1

9

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

2

1

1

10

Правильное мышление и логика.

2

1

1

11

Обработка и анализ всех полученных данных.

2

1

1

12

Что такое парадоксы .

2

1

13

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации .

3

3

14

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите . Защита исследования перед одноклассниками .

2

2

15

Выступление на школьной научно-практической конференции.

1

1

16

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

1

Итого:

34

8

26

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Что такое исследование? - 1ч



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждена (2)

    Документ
    Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
  2. Утверждена (9)

    Документ
    Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
  3. Утверждено (31)

    Документ
    1. Общие положения 1.1 Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.
  4. Утверждено (60)

    Документ
    4) определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, порядок выплаты вознаграждений и компенсаций членам Совета директоров Общества;
  5. Утверждены (1)

    Статья
    Правила землепользования и застройки (далее – Правила) являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, разработанным в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской
  6. Утверждено (1)

    Документ
    1.1. Настоящее Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Научно-производственный комплекс «Суперметалл» имени Е.И. Рытвина» (далее – Положение) распространяется на отношения (процедуры) по приобретению любых

Другие похожие документы..