Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нині з’явилося багато нових програм, концепцій, різних методик, що стосуються дошкільного виховання, переважно запозичених зі світового досвіду. Одна...полностью>>
'Документ'
В третий том настоящего издания Сочинений Лейбница включены работы, посвященные вопросам теории познания, методологии, логики и общей теории науки. Э...полностью>>
'Документ'
Сведения о недвижимом имуществе, закрепленном за автономном учреждением, переданном в аренду (наименование объекта, адрес, дата и номер договора аренд...полностью>>
'Документ'
В данной брошюре представлены материалы из опыта работы педагогического коллектива детского сада №3 г. Рассказово по организации работы по социально-...полностью>>

Т. В. Харлампьева критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рис. 5.Распределение студентов по уровням сформированности критического мышления. Итоговый срез

Таблица 11.

Критическое значение χ2для степени свободы 3-1

Уровень значимости

χ2 критическое

0,01

9,2103

0,05

5,9915

Таблица 12.

Значение χ2 для сравниваемых групп

Группа

КГ-1

КГ-2

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ-1

 

0,0294

10,58584

9,277884

КГ-2

 

 

8,693202

7,656396

ЭГ-1

 

 

 

0,117551

ЭГ-2

 

 

 

 

Из таблицы 12 видно, что полученные значения критерия χ2 больше критического только при сравнении КГ-1 и КГ-2 с ЭГ-1 и ЭГ-2, где была внедрена разработанная модель. На основании этого можно считать, что с достоверностью 95% достижение уровней сформированности критического мышления, рассматриваемого нами в контексте информационно-психологической безопасности, в экспериментальных и контрольных группах обусловлены не случайными факторами, а влиянием реализованного комплекса педагогических условий: соответствия функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления; сочетание индивидуального и коллективного характера процесса обучения; использование критически насыщенной и критически корректной учебной информации. Различия в контрольных и экспериментальных группах являются статистически значимыми, что позволяет полагать, что уровень сформированности критического мышления как средства защиты от негативных информационных воздействий в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных.

Cравнительный анализ трех проведенных контрольных срезов позволяет сделать вывод о том, что наиболее значимые изменения в экспериментальных группах произошли после освоения курса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества», однако тенденции данных изменений в экспериментальных группах начинают прослеживаться уже после освоения курса «Социальная психология». В контрольных группах подобной тенденции не наблюдается. В результате итогового среза данные тенденции в экспериментальных группах перерастают в статистически значимые различия.

Существующие различия между контрольными и экспериментальными группами не могут быть случайными, так как на начало опытно-поисковой работы различия в группах были незначительны. Использованные нами статистические методы при обработке результатов опытно-поисковой работы позволили установить наличие статистически значимого влияния выявленного комплекса педагогических условий на рост числа студентов с высоким и средним уровнями сформированности критического мышления как средства защиты от негативных информационных воздействий.

Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий в образовательном процессе экспериментальных групп (соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления; сочетание индивидуального и коллективного характера процесса обучения; использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала) , произошли статистически значимые изменения в уровне сформированности у студентов критического мышления как средства их защиты от негативных информационных воздействий. Сравнение полученных результатов с результатами контрольных групп позволяет констатировать, что без реализации выявленных педагогических условий подобные результаты получены не будут.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Проведенная опытно-поисковая работа позволила решить поставленные задачи и получить следующие результаты.

  1. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали низкий уровень сформированности критического мышления как средства защиты от негативных информационных воздействий у большинства студентов контрольных и экспериментальных групп.

  2. Проведенная опытно-поисковая работа показала, что для формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий эффективным является следующий комплекс педагогических условий:

  • соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления;

  • сочетание индивидуального и коллективного характера процесса обучения.

  • использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала.

В результате реализация данного комплекса педагогических условий в образовательном процессе экспериментальных групп было установлено наличие статистически значимого роста числа студентов с высоким и средним уровнями сформированности критического мышления как средства защиты от негативных информационных воздействий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема информационно-психологической безопасности в России стала остро осознаваться совсем недавно, в связи с процессами становления информационно общества. Опыт в исследовании путей, способов и средств обеспечения информационно-психологической безопасности в рамках педагогической науки немногочислен. При этом во всех рассмотренных работах авторов, занимающихся исследованием проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности, находит отражение понимания того, что одним из средств защиты личности является критическое мышление. Однако сам механизм реализации защитной функции критического мышления не нашел своего отражения в работах ученых.

Обоснование критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий, описание механизма реализации его защитной функции позволило сформулировать понятие критического мышления как специфического вида мыслительной деятельности, результатом которого является выявление негативных информационных воздействий в текстах, посредством логики, рефлексии, диалога, интерпретации, опоры на знания классификаций информационных воздействий, приводящий в действие защитные установки личности. Побудительной силой реализации защитной функции критического мышления является потребность субъекта в информационно-психологической безопасности, а значимую роль в создании условий мыслительной деятельности играют социально – культурные факторы, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности субъекта мышления.

Необходимость формирования критического мышления студентов как средства защиты их личности от негативных информационных воздействий требует целенаправленного педагогического воздействия на структурно-функциональные свойства критического мышления субъекта. Методологической основой, позволяющей организовать данный процесс, является системный подход, а также методология гуманистической педагогики, включающая единство личностного, деятельностного и диалогического подходов.

Процесс формирования критического мышления осуществляется согласно модели формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности, которая включает взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, технологический, критериально-оценочный, педагогических условий.

Эффективность функционирования модели зависит от педагогических условий, входящих в состав модели и обеспечивающий ее реализацию: соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления; сочетание индивидуального и коллективного характера обучения; использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала.

Разработанная методика реализации первого педагогического условия предусматривает:

1) определение задач дисциплин «Психология и педагогика», «Социальная психология» с точки зрения их использования для формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий; включение в содержание дисциплин знаний, способствующих формированию свойств критического мышления студентов, а также определение соответствующих данной задаче форм и методов организации процесса обучения.

2) разработку и реализацию в образовательном процессе спецкурса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества» и программно-дидактического обеспечения, включающего обновленные программы дисциплин «Психология и педагогика» и «Социальная психология», задания, упражнения, темы дискуссий, учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов.

Методика реализации второго педагогического условия предполагает, с одной стороны, индивидуализацию процесса обучения, которая осуществлялась за счет проведения диагностики (позволившей разделить студентов на три группы по показателю уровня сформированности критического мышления студента как средства их защиты от негативных информационных воздействий: низкий, средний, высокий); ориентации в процессе обучения на индивидуальную информационную среду студента посредством учебно-методического обеспечения самостоятельной работы. С другой стороны, методика предусматривает реализацию коллективного характера процесса обучения, который осуществлялся с использованием различных форм и методов обучения: дискуссий, игр, тренинговых упражнений. Сочетание индивидуального и коллективного характера обучения также обеспечивается с помощью личностно-ориентированного стиля общения между педагогом и студентом. Диалог, с одной стороны, лежит в основе личностно-ориентированного стиля общения между студентами и преподавателем и способствует индивидуализации процесса обучения, с другой стороны, - является основанием коллективного характера обучения, основанного на взаимодействии.

Методика реализации третьего педагогического условия – использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала – предусматривает применение различных форм учебного процесса: лекций, дискуссий, научно-исследовательских работ студентов. В рамках лекционных занятий должен быть произведен отбор и конструирование содержания лекционных занятий согласно критериям критической корректности и критической насыщенности. Кроме того, ориентация на использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала осуществляется также во внеаудиторной работе. Для этого целесообразна организация дискуссионных клубов по актуальным проблемам информационно-психологической безопасности, что способствует обсуждению тем с различных позиций, жизненного и профессионального опыта и др. Использование дискуссионной формы организации процесса обучения в рамках внеаудиторной работы позволяет обеспечить критическую насыщенность материала. Дискуссионная форма организации процесса обучения также изначально предполагает следование критериям критической корректности, обусловленное правилами ведения дискуссии. В процессе дискуссий преподаватель как организатор должен следить за соответствием ее содержания критериям критической корректности, корректировать ее процесс, требовать дополнительных аргументов, указывал на неправомерность обобщений, логические и содержательные противоречия и т.д., иначе говоря - обеспечивать соблюдение критериев критической корректности в рамках дискуссий. Во внеаудиторной работе необходимо осуществлять научно-исследовательскую работу студентов, которая изначально предполагает, что в ее основе лежит неразрешенное противоречие, требующее разностороннего анализа, многоаспектного рассмотрения, владения историческими знаниями в изучаемой области и т.д. Данная форма организации учебного процесса приводит к получению студентами информации, отвечающей критериям критической насыщенности и критической корректности.

Проведенное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы, вынесенной в название настоящей монографии. Его перспективы заключается в дальнейшем развитии педагогической теории формирования критического мышления будущих специалистов в системе профессионального образования и проектировании целостной педагогической системы, направленной на обеспечение информационной безопасности будущих специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абасов, З.А. Инновационность в образовании и подготовка учителей [Текст] / З.А. Абасов // Alma mater. – М., 2001. - № 4. – С.7-9.

  2. Алексеева, И.Ю. Критическое мышление как фактор информационной безопасности / И.Ю. Алексеева. ‒ [Электронный ресурс]: http:// /index09.shtml.

  3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. ‒ Минск: Университетское, 1990. – 559с.

  4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс
    для творческого саморазвития. 3-е изд. [Текст] / В.И. Андреев.
    Казань: Центр инновационных технологий, 
    2004. – 608 с. 

  5. Аносов, В.Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности [Текст] / В.Д. Аносов, А.В. Брушлинский, В.Е. Лепский // Проблемы информационно-психологической безопасности. ‒ М.: Институт психологии РАН, 1996. ‒ С. 7‒11.

  6. Антонов, А.Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства [Текст] / А.Б. Антонов, В.Г. Балашов. ‒ М., 1997. ‒ 436 с.

  7. Архангельский, С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента [Текст] / С.И. Архангельский, В.И. Махеев, С.А. Машников. ‒ М.: Знание, 1974. – 48 с.

  8. Архангельский, С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе [Текст] / С.И. Архангельский. ‒ М.: Высшая школа, 1974. ‒ 384 с.

  9. Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе [Текст] / С.И. Архангельский. ‒ М.: Высшая школа, 1976. ‒ 200 с.

  10. Астахова, Л.В. Библиография как научный феномен [Текст]: монография / Л.В. Астахова. – М.: МГУК, 1997. – 338 с.

  11. Астахова, Л.В Формирование критического мышления студентов вуза в контексте информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л.В. Астахова // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития региона: сборник научных трудов. ‒ Челябинск: НОУЧИЭП им. М.В.Ладошина, 2008. – С. 377-386.

  12. Астахова, Л.В. Формирование технологии обеспечения информационно-психологической безопасности будущих специалистов в рамках изучения психологических дисциплин [Текст] / Л.В.Астахова, Т.В. Харлампьева // Экономика. Информатика. Безопасность: сборник научных трудов региональной научно-практической конференции, 29 апреля 2005г. / Науч. ред.: В.А. Киселева, Л.В. Астахова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 148.‒ 150.

  13. Астахова, Л.В. Информационно-психологические угрозы безопасности [Текст] / Л.В. Астахова // Мир без границ – война без фронтов?: монография / ЮУрГУ. – Челябинск, 2002. – С. 5 – 26.

  14. Астахова, Л.В. Герменевтика как методологический стандарт обеспечения информационно-психологической безопасности личности в гуманитарном образовании [Текст] / Л.В. Астахова // Новые университеты: роль информационных технологий в становлении гуманитарного образования: сб. науч. тр. Регион. научн.-практ. Конф. 22-23 мая 2003 года/ ЮУрГУ, Институт «Открытое общество (Фонд Сороса) Россия». – Челябинск, 2003. – С. 15 – 26.

  15. Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении [Текст] / Г.А. Атанов. ‒ Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. ‒ 160 с.

  16. Афанасьев, В.Г. Основы философских знаний [Текст] / Афанасьев В.Г. ‒ М.: Мысль, 1978. ‒ 335 с.

  17. Бабаева, Ю.Д. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления. ‒ Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева [Текст] / Ю.Д. Баева, А.Е. Войскунский, О.К. Тихомиров и др. ‒ М.: Смысл, 1999 ‒ С. 191 ‒ 234.

  18. Бабанский, Ю. К. Оптимизация познавательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. ‒ 192 с.

  19. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. ‒ М., 1989.

  20. Балл, Г.А. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение [Текст] / Г.А. Балл, М.С. Бургин // Вопросы психологии, 1994. ‒ №4. ‒ С. 56 ‒ 60.

  21. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» [Текст] / Ф.В. Бассин // Вопросы философии, 1969. – № 2. ‒ С.118 – 125.

  22. Байрамов, А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: дис. … докт.пед.наук [Текст] / А.С. Байрамов. ‒ Баку, 1968. ‒560с.

  23. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / С. Г. Бочаров. ‒ М.: Искусство, 1979. ‒ 424 с.

  24. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / B.C. Безрукова. ‒ Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. ‒ 344 с.

  25. Безносюк, Е.В. Рост влияния информационных технологий на психику человека. Проблемы и последствия для развития общества [Текст] / Е.В. Безносюк, А.И. Кучинов // Материалы практического семинара Комитета Государственной Думы РФ. по проблемам безопасности. – М.: Государственная Дума РФ., 02 апреля 2003 г.

  26. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 1989. ‒ 192 с.

  27. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст]: монография / В.А. Беликов. – М.: Владос, 2004. – 357 с.

  28. Библер, B.C. Мышление как творчество [Текст] / В.С. Библер. ‒ М., 1975. ‒ 325 с.

  29. Бизенков, Г.И. О формировании и развитии критичности и самокритичности у учащихся старших классов средней школы: автореф. …канд.пед.наук [Текст] / Г.И. Бизенков. ‒ М., 1953. ‒ 16 с.

  30. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст] / А. Бине. - СПб: Союз, 1998. ‒ 430 с.

  31. Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности [Текст] / Л.И. Божович // Психология формирования и развития личности. – М., 1981.

  32. Большой Российский энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 1888 с.

  33. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская, Г.А. Бермус // Педагогика. ‒ 1996. ‒ №5. ‒ С. 72-80.

  34. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориен-тированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. –1997. – № 4. – С. 11‒17.

  35. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. ‒ Ростов- на-Дону, 1999. ‒ 560 с.

  36. Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей [Текст] / Г.Г. Боскарева, Л.И. Божович, Л.В. Благонадежная // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 298.

  37. Братко, А. А. Моделирование психической деятельности [Текст] / А.А. Братко. ‒ М.: Мысль, 1969. ‒ 384 с.

  38. Братусь Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. ‒ М., 1988. ‒ 301 с.

  39. Брушлинский, А.В. Мышление и общение (анализ через синтез в процессе диалогического решения задач) [Текст] / А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов. - 2-е изд., дораб. ‒ Самара: Самар. дом печати, 1999. ‒ 124 с.

  40. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 96 с.

  41. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А.А. Бударный // Советская педагогика. – М., 1965. ‒ №7 – С.18 ‒ 20.

  42. Буева, Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме [Текст] / Л.П. Буева // Философия образования. ‒ М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. ‒ С. 79 ‒ 90.                   

  43. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. ‒ М.: Мысль, 1978. ‒ 325 с.

  44. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст] / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос.: учеб.-метод. пособие. ‒ М.: Мирос, 2002. – 176 с.

  45. Бутузов, И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников [Текст] / И.Т. Бутузов. – М.: Просвещение, 1968. ‒ 265 с.

  46. Векслер, С.И. Обнаружение и опровержение ошибок как средство развития критичности мышления [Текст] / С.И. Векслер // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. ‒ М., 1970. ‒ С. 18.

  47. Веников, В.А. Теория подобия и моделирования [Текст] / В.А. Веников, Г.В. Веников. ‒ М.: Высшая школа, 1984. ‒ 439 с.

  48. Водзинский, Д.И Основы педагогики [Текст] / Д.И. Водзинский, А.А. Гримоть. ‒ Минск., 1998. ‒ 103 с.

  49. Волков, Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки / Е.Н. Волков. - [Электронный ресурс]: // /critical_think/ Volkov_E_Critical_think_principles_introduction.html.

  50. Волков, П.П. Информационное моделирование эмоциональных состояний [Текст] / П.П. Волков, В.Н. Оксень. – Минск: Высш. школа, 1978. – 127 с.

  51. Войскунский, А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области) [Текст] / А.Е. Войкунский, Г.М. Зараковский, В.М. Розин, Г.Л. Смолян. – М.: Институт системного анализа РАН, 1997. – 52 с.

  52. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. ‒ 5-е изд., испр. ‒ М.: Лабиринт, 1999. ‒ 351 с.

  53. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. – М.: Педагогика. – 1991. – 480 с.

  54. Гальперин, П.Я.Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина. – М.,1968. – 279 с.

  55. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / П.Я. Гальперин. – М: Книжный дом "Университет"; Высшая школа, 2002. – 336 с.

  56. Гладкова, А.Н. Проект «Чтение и письмо для развития критического мышления» в Нижегородской области [Текст] / А.Н. Гладкова, В.В. Марико // Педобразование, 2002. ‒ №1. ‒ С. 57 ‒ 58.

  57. Гладкова, А.Н. Российский проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо для высшей школы»: региональный компонент [Текст]: материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Нижегородского института развития образования, 28-29 октября 2003 г. – Нижегородск: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. ‒ С. 145 ‒ 148.

  58. Гончаров, Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского [Текст] / Н.К. Гончаров. ‒ М.: Педагогика, 1974 ‒ 270 с.

  59. Готт, В.С. Категории современной науки [Текст] / В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.

  60. Горшкова, В.В. Педагогика диалога: инновационные образовательные технологии [Текст] / В.В. Горшкова. – Комсомольск-на-Амуре: КГПИ, 1997. ‒ 129 с.

  61. Горшкова, В.В. Проблема субъекта в педагогике [Текст] / В.В. Горшкова. – Л.: ЛГПИ, 1991. ‒ 102 с.

  62. Грачев, Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита [Текст] / Г.В. Грачев. – М.: ПЕРСЭ, 2003. ‒ 304 с.

  63. Грачев, Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. Грачев, И. Мельник. - [Электронный ресурс]: // /iphras/library/manipul.html.

  64. Гримоть, А.А. Педагогический профессионализм [Текст] / А.А. Гримоть, П.П. Шоцкий. – Минск., 1996.

  65. Гриняев, С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию [Текст] / С.Н. Гриняев. – М.: СИНТЕГ, 1999. – 232 с.

  66. Гузман, Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач [Текст] / Р.Я. Гузман // Вопросы психологии, 1980. ‒ № 3. ‒ С. 133 ‒ 136.

  67. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Педагогика. ‒ 2003. ‒ №4. ‒ С.21 ‒ 26.

  68. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. ‒ 2004. ‒ №4. ‒ С.46 ‒ 60.

  69. Деркач, А.А. Психология безопасности: пособие для слушателей и аспирантов [Текст] / А.А. Деркач, М.Ф. Секач. ‒ М.: Изд-во "Народный учитель", 2002. ‒ 708 с.

  70. .Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 [Электронный ресурс]: //www.rg.ru/oficial/doc/min-and-vedom/mim-bezop/doctr.shtm.

  71. Доценко, Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия: дис. ... канд.психол.н. [Текст] / Е.Л. Доценко. – М.: МГУ, 1994. ‒ 165 с.

  72. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита [Текст] / Е.Л. Доценко. – СПб.: Речь, 2004. ‒ 304 с.

  73. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д.Дьюи / Перевод с англ. Н.М. Никольской. ‒ М.: Лабиринт, 1999. ‒ 189 с.

  74. Журин, А.А. Медиаобразование школьников на уроках химии [Текст] / А.А. Журин. – М.: Изд-во Российской Академии образования, 2004. – 184 с.

  75. Загашев, И.О. Развитие критического мышления: на пути к повышению качества образования [Текст] / И.О. Загашев // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: 8–ая ежегодная всероссийская научно-методическая межвузовская конференция: тезисы докладов. 23-24 октября 2003 г. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 224 с.

  76. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек. – СПб.: Скифия, 2003. – 284 с.

  77. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – СПб.: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

  78. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

  79. Зазнобина, Л.C. Живая жизнь и "виртуальная реальность" [Текст]: проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования / Л.C. Зазнобина // Народное образование. - 1996. - № 9. - C. 17 - 21.

  80. Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами [Текст] / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. ‒ 1998. ‒ № 3. ‒ C. 26 ‒ 34.

  81. Заир – Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие для учителя / С.И. Заир – Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004 – 175 с.

  82. Закирова, И.Б. Индивидуализация самостоятельной работы как средство умственного    воспитания    учащихся   (IV-VIII классы): автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.Б. Закирова. ‒ М., 1973.

  83. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2000. ‒ № 3. – С. 90 ‒ 120.

  84. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста [Текст]: науч. методич. пособ. / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1999. – 164 с.

  85. 3ейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] / Б.В. Зейгарник, А.С. Спиваковский. ‒ М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. ‒ 576 с.

  86. Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Д. Зиглер, Л. Хьелл / перевод С. Меленевской и Д. Викторовой. ‒ СПб.: «Питер», 2000. ‒ 608 с.

  87. Иванова, Е.А. Особенности критического отношения к себе учащихся 5-7 классов: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / Е.А. Иванова. ‒ М., 1955. ‒ 16 с.

  88. Иванова, Е.А. Формируя критическое мышление [Текст] / Е.А. Иванова. // Школьная библиотека, 2000. ‒ № 3. ‒ C. 21 ‒ 23.

  89. Имакаев, В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / В.Р. Имакаев: ‒ М., 1997. – 154 с.

  90. Информационная война и мир [Текст] / И.Н. Панарин, Л.Г. Панарина. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003. ‒ 382 с.

  91. Информация & дезинформация [Текст] / Г.Г.Почепцов. – Киев: Эльга: Ника-Центр, 2001. – 251 с.

  92. Исаев, И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

  93. Каплунович, Т.А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов: дис. … д-ра пед. наук [Текст] / Т.А. Каплунович. ‒ Великий Новгород, 2002. – 397 с.

  94. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В.А. Караковский. – М.: Творч. педагогика, 1993.– 80 с.

  95. Кара-Мурза, С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием [Текст]: Серия: Тропы практического разума / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2002. – 288 с.

  96. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема [Текст] / А.А. Кирсанов. ‒ Казань, 1982.

  97. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации (1998г.) [Электронный ресурс]: // http://www.rg.ru/2004/10/07/konzepciya-it-doc.html.

  98. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. – М., 2002. – 56 с.

  99. Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы [Текст] / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Академия, 2001. ‒ 136 с.

  100. Коржуев, А.В. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования [Текст] / А.В. Коржуев, В.А. Попков, А.В. Рязанова. – М.: МГУ, 2001. – 168 с.

  101. Кочергин, А. Н. Моделирование мышления [Текст] / А.Н. Кочергин. ‒ М.: Наука, 1969.

  102. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования [Текст] / А.И. Кочетов. - Минск.: ред. журнала «Адукацыя і выхаванне», 1996. ‒ 312 с.

  103. Краевский, В.В. Методология педагогики: уч. пос. для вузов [Текст] / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2006. – 400с.

  104. Крофорд, А. Стандарты проекта «Развитие критического мышления чрез чтение и письмо» для преподавателей [Текст] / С. Мэтьюз, А. Крофорд, Г. Фирсов // Перемена, 2001. ‒ №3. – С. 35 ‒ 39.

  105. Крысько, В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) [Текст] / В.Г. Крысько / Под общ. ред. А.Е. Тараса.  Минск: Харвест, 1999. – 448 с.

  106. Куликов, В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования [Текст] / В.Н. Куликов // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия: межвузовский сб. – Иваново, 1982. ‒ С. 6 ‒ 23.

  107. Куликов, В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия [Текст] / В.Н. Куликов // Прикладные проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1983. ‒ С. 158 ‒ 172.

  108. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. ‒ М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

  109. Лепский, В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности [Текст] / В.Е. Лепский // Дипломатический ежегодник – 2002: сборник статей колл. авторов. ‒ М.: Научная книга, 2003. ‒ С. 233 ‒ 248.

  110. Лефевр, В. Рефлексия [Текст] / В.Лефевр. – М.: «Когнито-центр», 2003. – 496 с.

  111. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление / Г.Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии. ‒ Вып. III. / Отв. ред. В.В. Петухов. ‒ [Электронный ресурс]: // /University/Faculties/Fib/PiBG/creative.html.

  112. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А.И.Липкина, Л.А.Рыбак. ‒ М., Просвещение , 1985. – 145 с.

  113. Липский, И.А. Социальная педагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития [Текст] / И.А. Липский// Социальная работа, 1995. ‒ № 1/7. ‒ С.53 ‒ 58.

  114. Ломов, Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы  социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – С.106 –123.

  115. Мальц, Л.А. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / Л.А. Мальц. ‒ Казань, 2002. ‒ 21 с.

  116. Марико, В.В. Реализация проекта РКМЧП на Нижегородской площадке [Текст] / В.В. Марико, А.Н. Гладкова, Т.В. Учуватова // Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века: материалы конференции. ‒ Н.Новгород: «Арабеск», 2001. – С. 181 ‒ 195.

  117. Матвеева, Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника [Текст] / Т.М. Матвеева // Ученик в обновляющейся школе. ‒ М., 2002. ‒ C.83 ‒ 89.

  118. Мастерман, Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика [Текст] / Л.Мастерман // Перспективы. Вопросы образования. – 1984. ‒ № 2. – С. 37 ‒ 48.

  119. Махмутов, М.И. Об индивидуализации обучения [Текст] / Махмутов М.И. // Народное образование. – М., 1964. ‒ №2.

  120. Менчинская, Н. А. Проблема учения и умственного развития школьников [Текст] / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. ‒ 218 с.

  121. Мерзликина, Н.И. Учебные тексты как средство формирования критического мышления студентов: дис. … канд. пед. наук [Текст] / Н.И. Мерзликина. ‒ М., 2007. – 141 с.

  122. Мередит К., Пособие «Как учатся дети: свод основ» [Текст] / К.Меридит, Дж. Стил, Ч. Темпл. – М.: Изд-во ин-та «Открытое общество», 1997.

  123. Минкина, Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческого курса): дис. …канд. пед. наук [Текст] / Ф.Ф. Минкина. ‒ Казань, 2000 – 166 с.

  124. Моделирование как метод научного исследования [Текст] / Б.А. Глинский, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. ‒ М.: Моск. ун-т, 1965. ‒ 248 с.

  125. Мороченкова, И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: дис. …канд.пед.наук [Текст] / И.А. Мороченкова. ‒ Оренбург, 2004 – 181с.

  126. Мурашкина, С.В. Способы и приемы информационно-психологического воздействия на психику человека [Текст] / С.В. Мурашкина // Информационный сборник по зарубежным странам и армиям.  М.: ГУ ГШ, 1998 ‒ № 5 ‒ 116 с.

  127. Низамов, Р. А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельно­сти студентов [Текст] / Р.А. Низамов. ‒ Казань, 1975. – 302 с.

  128. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. – М.: МАНПО, 2006. – 154с.

  129. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д.А. Новиков. – М.: МЗ – Пресс, 2004. – 67 с.

  130. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. АН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 939 с.

  131. Околелов, О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития [Текст] / О.П. Околелов // Высшее образование в Рос­сии. ‒ 1994. ‒ № 2. ‒ С. 45 ‒ 50.

  132. Орлов, О.С. Образование в развивающейся школе [Текст] / О.С. Орлов: монография / Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2001. – 200 с.

  133. Панарин, И.Н. Информационно-психологическое обеспечение безопасности государства в XXI веке [Текст] / И.Н.Панарин // Материалы Международной конференции «Информационные технологии, безопасность и разрешение конфликтов».  М.: Центр политических и международных исследований (ЦПМИ), 1998; [Электронный ресурс]: /cpis/win/konfer/98_04/panarin.htm.

  134. Панарин, И.Н. Информационная война и выборы [Текст] / И.Н.Панарин: монография. – М.: Городец, 2003. ‒ 416 с.

  135. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / М.В. Буланова-Топоркова: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 512 с.

  136. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж.Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. ‒ 527 с.

  137. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособ. [Текст] / Р.С. Пионова. – Минск: Высш. шк., 2005. ‒ 303 с.

  138. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов. ‒ М.: Высшая школа, 1984. ‒ 174с.

  139. Поварин, С.И. О теории и практике спора [Текст] / С.И. Поварин. – СПб.: Лань, 1996. – 160 с.

  140. Полонский, В.М. Словарь по образованию в педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 448 с.

  141. Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики [Текст] / С.Д. Поляков. ‒ М.: Новая школа, 1993. ‒ 64 с.

  142. Попков, В.А. Критический стиль мышления в профессиональном самостановлении преподавателя высшей школы: дис. … д-ра пед. наук [Текст] / В.А. Попков. ‒ Москва, 2002 ‒ 319 с.

  143. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический  аспект [Текст] / Н.Ю. Посталюк. – Казань: Изд-во КГУ, 1989. – 204 с.

  144. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] / Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах. – 672 с.

  145. Проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» [Электронный ресурс]: // /publications/zip/68/lopatin.htm

  146. Психология и безопасность организаций [Текст] / Под ред. В. Брушлинского, В.Е. Лепского. – М.: Институт психологии РАН, 1997. – 104 с.

  147. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] / Е.С. Рабунский. ‒ М.: Педагогика, 1975. ‒ 184 с.

  148. Решетникова, С.Ю. Информационно-психологическая безопасность личности (контуры проблемы) [Текст] / С.Ю. Решетникова, Г.Л. Смолян // Проблемы информационно-психологической безопасности: сборник статей и материалов конференции. – М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1996. – С. 18 ‒ 26.

  149. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике [Текст] / П. Рикер. – М.: Медиум, 1995. – 416 с.

  150. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика [Текст] / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – Мытищи: МГПУ, 1996. ‒ 140 с.

  151. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

  152. Рубцов, В.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) [Текст] / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – C. 61 ‒ 68.

  153. Саяпина, Н.Н. Формирование критического мышления у будущих учителей посредством проблемно-педагогических ситуаций / Н.Н. Саяпина, Н.В. Саяпин. - [Электронный ресурс]: /congress/participants/p17.html.

  154. Светенко, Т.В. Учебный проект в школе [Текст]: кн. для учителей / Т.В. Светенко. ‒ Псков: ПГПИ, 2000. ‒ 26 с.

  155. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. ‒ М.: Народное образование, 1998. ‒ 256 с.

  156. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения [Текст] / И.М. Сеченов. – М.: Учпедгиз, 1947. – 275 с.

  157. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию [Текст] / Е.В. Сидоренко – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

  158. Синицын, Д.С. Психолого-педагогические условия обучения информационно-психологической безопасности подростков: дис. …канд. пед. наук [Текст] / Д.С. Синицын. ‒ СПб., 2005 – 168 с.

  159. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998 ‒ 800 с.

  160. Современный словарь иностранных слов [Текст]: ок. 20 000 слов / ред. Комарова Л.Н. [и др.]. – 4-е изд. – М. : Рус. яз., 2001. – 742 с.

  161. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.

  162. Степанов, Е.Н. Моделирование воспитательной системы школы [Текст] / Е.Н. Степанов // Классный руководитель, 1998. ‒ № 1. ‒ С. 10 ‒ 19.

  163. Столбникова, Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования: на материале рекламы: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.А. Столбникова. ‒ Ростов н/Д, 2005.

  164. Стойков, И.Д. Анализ защитных проявлений личности: дисс. ...канд. психол. наук [Текст] / И.Д. Стойков. – М., 1986. – 160 с.

  165. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 [Электронный ресурс]: // /2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.

  166. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г. [Текст] – М.: Минобразования науки РФ, 2003. – 38 с.

  167. Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность [Текст] / Ч.Темпл // Перемена, 2005. ‒ № 2. ‒ С.15 ‒ 20.

  168. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий: избр. работы [Текст] / Б.М. Теплов. ‒ М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. ‒ 536 с.

  169. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. ‒ М.: Академия, 2005. ‒ 288 с.

  170. Томильцев, А.В. Моделирование ‒ ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.В. Томильцев. ‒ Екатеринбург, 1997. ‒ 170 c.

  171. Тягло, А.В. Критическое мышление: проблемы мирового образования XXI века [Текст] / А.В.Тягло, Т.С.Воропай. – Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999. – 285 с.

  172. Уемов, А.И. Логические основы метода моделирования [Текст] / А.И. Уемов. – М.: Мысль, 1971. – 311 с.

  173. Унт, Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / Н.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 190с.

  174. Ухтомский, А.А. Доминанта [Текст] / А.А. Ухтомский. ‒ М.: Наука, 1966. ‒ 272 с.

  175. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А.В. Федоров. ‒ Ростов: Изд-во ЦВВР, 2002. ‒ 708 с.

  176. Федоров, А.В. Медиаобразование в зарубежных странах [Текст] / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - 238 с.

  177. Федоров, А.В. Медиаобразование будущих педагогов [Текст] / А.В. Федоров. ‒ Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. ‒ 314 c.

  178. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.

  179. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Гардарики, 2002. ‒ 517 с.

  180. Харлампьева, Т.В. Психология и педагогика [Текст]: учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов для специальностей «Социальная работа», «Документоведение и документационное обеспечение управления» и «Организация и технология защиты информации» / Т.В. Харлампьева. ‒ Челябинск, 2008. ‒ 48 с.

  181. Харлампьева, Т.В. Социальная психология [Текст]: учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов для специальностей «Социальная работа» и «Организация и технология защиты информации» / Т.В. Харлампьева. ‒ Челябинск, 2008. ‒ 24 с.

  182. Харлампьева, Т.В. Информационно-психологическая безопасность личности и общества [Текст]: учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов для специальностей «Социальная работа» и «Организация и технология защиты информации» / Т.В. Харлампьева. ‒ Челябинск, 2008. – 24 с.

  183. Хохлова, Л.В. Развитие критического мышления в процессе обучения философии: дис. …канд. пед. наук [Текст] / Л.В. Хохлова. ‒ Екатеринбург, 2003 – 158 с.

  184. Чалдини, Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини – СПб.: «Питер», 2000. – 272 с.

  185. Чамата, П.Ф. Вопросы самосознания в советской психологии [Текст] / П.Ф. Чамата // Психологическая наука в СССР: Сб. статей / Ред.коллегия: Б.Г.Ананьев и др. ‒ М.: АПН РСФСР, 1960. ‒ Т.2. ‒ 656 с.

  186. Чуриков, И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной активности: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / И.А. Чуриков. ‒ Казань, 1973. ‒ 19 с.

  187. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А.В. Шариков. ‒ М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990. ‒ 65 с.

  188. Шеннон, Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука [Текст] / Р.Шенон. ‒ М.: Мир, 1978. ‒ 418 с.

  189. Шилков, Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности [Текст] / Ю.М. Шилков. ‒ СПб.: СПбГУ, 1992. ‒ 183 с.

  190. Шиянов, Е.Н. Развитие личности средствами психологической практики [Текст] / Е.Н. Шиянов, С.В. Недбаева // Педагогика. ‒ 2003. ‒ № 4. ‒ С. 16 ‒ 21.

  191. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 1999. – 288 с.

  192. Штерн, В. Монография о душевном развитии ребенка [Текст] / В. Штерн. ‒ СПб., 1911. ‒ 147 с.

  193. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф. – Л.: Наука, 1969. ‒ 301 с.

  194. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

  195. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. ‒ М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

  196. Якиманская, И.С. Предмет анализа – субъектный опыт [Текст] / И.С. Якиманская, И. Рыжухина // Директор школы. – 1999. – № 8. – с.53.

  197. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И.С.Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 31 ‒ 42.

  198. Яковлева, Н.М. Дидактические условия развития познавательной активности студентов педагогического университета в совместной учебной деятельности (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис. …канд.пед.наук [Текст] / Н.М. Яковлева. ‒ Ульяновск, 2002. ‒ 24 с.

  199. Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education [Text] / L.Masterman. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publishers, pp.15 ‒ 68.

  200. Masterman, L. (1998). Principles of Media Education/ L.Masterman. // /mnet/eng/med/class/support/mediacy/edec/masterman.htm.

  201. Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America [Text] / L.M.Semali. ‒ New York – London: Falmer Press, 243 p.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник статей молодых ученых Таганрог, 2009 удк 316. 77: 001. 8 Ббк 74. 580. М 42 isbn 978-5-87976-583-0

    Сборник статей
    «Медиаобразование и медиакомпетентность»: всероссийская научная школа для молодежи. Сб. статей молодых ученых / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог.
  2. Предисловие дорогие коллеги!

    Документ
    10 лет назад, когда мы, члены вновь созданной кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета, открывали в Челябинске абсолютно новые образовательные направления, связанные со сферой информационной
  3. Кто есть кто в медиаобразовании России

    Документ
    Доктор психологических наук, профессор. Культуролог, киновед, политический деятель (в конце 1980-х – начале 1990-х был депутатом Верховного Совета СССР).
  4. Агафонова Юлия Ананьевна Род. 23 октября 1967 Окончила Московский государственный педагогический университет (1990) и факультет журналистики Академии Н. Нестеровой (2001). Победитель конкурс

    Конкурс
    Окончила Таганрогский государственный педагогический институт (1983). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В течение 27 лет работает учителем русского языка и литературы высшей категории в школе № 22 Таганрога.
  5. Мы живем в мире мифов и стереотипов, не замечая подчас, что они уже устарели и стали тормозить развитие той или иной деятельности

    Документ
    Мы живем в мире мифов и стереотипов, не замечая подчас, что они уже устарели и стали тормозить развитие той или иной деятельности. На рубеже ХХ-ХХI веков это произошло с деятельностью по обеспечению информационной безопасности (ДОИБ),

Другие похожие документы..