Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
с.114 чит, перевод. с.100, -словн. упр 4(а) с. 105 (С.П.) Іноземна мова (французька мова) «Политич. система Франции» выучить текст в тетради выучить ...полностью>>
'Документ'
Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением от 3 июня 2011 г. N966-р назначил заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Ол...полностью>>
'Документ'
Концепция преподавания иностранных языков в ГУ ВШЭ отражает общие задачи обучения, заключающейся в реализации образовательных программ, соответствующ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана на кафедре «Оптико-электронные приборы научных исследований...полностью>>

Публичный доклад о состоянии и развитии муниципальной системы образования города Сургута в 2008 году Введение

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Публичный доклад о состоянии и развитии муниципальной системы образования города Сургута в 2008 году

Введение

Обеспечение условий для удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном и доступном образовании – стратегическая цель развития муниципальной системы образования, неизменный приоритет социальной политики Администрации города. Эта стратегия соответствует региональной и федеральной политике.

Положительная динамика результатов развития муниципальной системы образования города Сургута в 2008 году – основа перехода на новый уровень качества образования.

Инновационный характер управления позволяет эффективно аккумулировать имеющиеся ресурсы муниципальной образовательной системы на решение стратегических задач, повысить качество и доступность образования, сформировать целостную систему, обеспечивающую развитие единого образовательного пространства, внедрять современные технологии управления.

Формируется система оценки качества и востребованности услуг с участием потребителей, развивается вариативность образовательных услуг, обновляются механизмы финансирования образовательных учреждений, вводится новая система оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающая качество и результативность их деятельности. Существенно возросла активность и роль гражданских общественных институтов в управлении образованием через деятельность Управляющих и Попечительских советов образовательных учреждений, Совета директоров школ, Коллегии департамента образования, Общегородского родительского собрания, Муниципального Совета по развитию образования и др.

В публичном докладе о состоянии и развитии муниципальной системы образования Сургута информация представлена в динамике за последние три года и в сравнении с показателями Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также с сопоставимыми муниципальными образованиями округа – городами Нижневартовск и Нефтеюганск.

В докладе рассматриваются ключевые вопросы состояния и развития образования города:

  • доступность образования;

  • качество предоставляемого дошкольного, общего и дополнительного образования,

  • условия получения образования;

  • соответствие предоставляемых образовательных услуг запросам потребителей.

Предлагаемый доклад адресован общественности города, родителям, руководителям и педагогическим работникам образовательных учреждений, всем заинтересованным лицам. Публичный доклад представлен на официальном сайте Администрации города

Цели и задачи муниципальной системы образования

Город Сургут, являясь самым крупным муниципальным образованием округа, занимает по многим позициям ведущее место в округе. По численности населения (2008 г. - 296,3 тыс. человек) Сургут – первый в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и второй в Тюменской области. Сургуту в округе отведена роль опорного города – центра, обладающего высоким уровнем социально-экономического потенциала.

Сургут имеет позитивный имидж в регионе, в России и за рубежом, привлекателен своим динамичным развитием, уровнем благоустроенности и комфортности.

Демографическая ситуация в городе характеризуется высоким естественным приростом населения и активными миграционными процессами.

Население Сургута состоит более чем из 100 национальностей – русские (69,9 %), украинцы и белорусы (10,8 %), татары и башкиры (7,5 %), народы Северного Кавказа и Средней Азии (4,7 %). Представители коренных народов Севера – ханты, манси, ненцы составляют менее 1 %.

В возрастной структуре населения в 2008 году доля трудоспособного населения – 72,8 %, детей – 18,3 %, лиц пожилого возраста – 8,9 %. Только за последний год нагрузка на трудоспособное население детьми и пожилыми увеличилась на 12,6 %. Уровень безработицы в Сургуте – один из самых низких среди муниципальных образований округа.

Стабильность – основной фактор в развитии муниципального образования. Улучшение социально-ориентированных показателей, рост благосостояния населения, динамичное развитие экономики – главные итоги развития города в 2008 году.

Сфера образования в городе функционирует и развивается в соответствии с запросами потребителей образовательных услуг и приоритетами образовательной политики. За последние годы произошли позитивные изменения:

  • сохранена, развивается и оптимизируется сеть муниципальных образовательных учреждений;

  • создаются условия для выравнивания доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста, вариативности профильного обучения, развития спектра образовательных услуг в области специального коррекционного образования;

  • повышается качество обучения;

  • усилились воспитательные функции образования;

  • расширен спектр образовательных услуг и образовательных программ для обучающихся и воспитанников, в том числе дополнительного образования детей;

  • внедряются модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих новые образовательные программы для максимального удовлетворения запросов детей (общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования). Программы профильного обучения совместно реализуются общеобразовательными учреждениями и учреждениями профессионального образования;

  • создаются условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей в области науки, техники, искусства и спорта;

  • осуществляется укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений, создана информационная образовательная сеть;

  • улучшена кадровая обеспеченность образовательных учреждений, вырос профессионализм педагогических и управленческих кадров;

  • повышен уровень социальной поддержки участников образовательного процесса.

Количественные значения показателей, которые подтверждают положительную динамику изменений в системе образования, приведены в последующих разделах публичного доклада.

Новой движущей силой для качественных преобразований в системе образования города, стимулом для инновационного прорыва стал приоритетный национальный проект «Образование».

В конкурсных мероприятиях приоритетного национального проекта «Образование» за три года приняли участие более 90 % муниципальных образовательных учреждений. Образовательные учреждения получили 222 гранта на общую сумму более 70 млн. руб., в том числе 15 грантов Президента Российской Федерации, 78 грантов Губернатора ХМАО – Югры, 129 грантов Главы города Сургута. Средства грантов направлены на модернизацию материально – технической базы учреждений, приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, повышение квалификации педагогических работников.

86 % педагогов и 96 % родителей учащихся по результатам социологического опроса позитивно оценивают итоги реализации национального проекта «Образование» в Сургуте, 84 % опрошенных считают, что участие в конкурсах обеспечивает улучшение качества образования.

Вместе с тем, в сфере образования существует ряд серьезных проблем:

- неравномерность развития демографической ситуации и, как следствие, необходимость постоянно оптимизировать сеть и штаты образовательных учреждений. За последние десять лет численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях города в целом снизилась, при этом наблюдается рост числа детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста (1–4 классы). К 2013–2014 учебному году численность обучающихся достигнет уровня 2003–2004 учебного года – более 40 тыс. человек. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях города обучаются более 32,5 тыс. детей;

- недостаточная сеть дошкольных образовательных учреждений. Охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием за период 2005–2007 годы снизился с 66,5 % до 56,6 %, уровень доступности услуги дошкольного образования – с 48,7 % до 45,9 % соответственно;

- относительно низкий уровень здоровья детей, рост потребности в услугах специального коррекционного образования. По результатам углубленных медицинских осмотров в 2007 году только 9,7 % дошкольников отнесено к первой группе здоровья (здоровые дети), 84,3 % – имеют функциональные расстройства, 6 % – с хроническими формами болезней. Среди школьников 10,9 % имеют первую группу здоровья, 73,3 % – дети с функциональными расстройствами, 15,8 % – с хроническими формами заболеваний;

- моральный и физический износ зданий образовательных учреждений опережает темпы их капитального ремонта, обновления и реконструкции. Муниципальные образовательные учреждения размещаются в 86 типовых и 21 приспособленных зданиях, 5 учреждений дополнительного образования не имеют собственных зданий. Срок эксплуатации зданий в среднем составляет 22,7 лет, техническое состояние характеризуется высокой степенью изношенности. Комплексный капитальный ремонт по сроку эксплуатации более 25 лет требуется 30-ти зданиям (28 %), по фактическому физическому износу – 8-ми зданиям (7 %), реконструкция или усиление отдельных элементов конструкций в связи с аварийным состоянием – одному зданию. 25 % обучающихся в общеобразовательных учреждениях и 50 % воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях находятся в зданиях учреждений, требующих капитального ремонта, имеются не устранённые предписания государственных надзорных органов, предъявляемые к состоянию учреждений;

- несоответствие материально-технической базы большинства учреждений современным требованиям организации образовательного процесса, в том числе в области информатизации образования. В большинстве образовательных учреждений требуется полная или частичная замена школьной мебели в соответствии с предписаниями контрольных и надзорных органов и требованиями по охране труда, замена устаревшего торгово-технологического и прачечного оборудования. Уровень оснащенности учреждений учебным оборудованием не соответствует современным условиям организации образовательного процесса, дополнительное оснащение необходимо для 350 учебных кабинетов. Обеспеченность учебниками и учебно-методическими пособиями в общеобразовательных учреждениях составила 10,3 учебников на 1 обучающегося при средней норме обеспеченности по округу – 13 учебников на 1 обучающегося (80 % от нормы). Показатель численности обучающихся на один компьютер (с учетом только современной техники) улучшился и составил в 2007 году 27 обучающихся на один компьютер (2005 год – 42), практически все муниципальные образовательные учреждения обеспечены доступом к сети Интернет, но к Интернету на скорости 256–512 кбит/с не подключено ни одно образовательное учреждение;

- недостаточное использование воспитательного потенциала образовательного процесса. Сохраняется доля подростков, уклоняющихся от обучения без уважительной причины (0,4 %), учащихся старшей ступени, не продолживших обучение и не трудоустроившихся, не решена в полной мере проблема детской преступности и правонарушений;

- недостаточная территориальная доступность дополнительного образования детей. Более 80 % микрорайонов города не имеют учреждений дополнительного образования, оказывающих услугу бесплатно;

Для решения большинства проблем (приведение условий обучения в соответствие с изменяющимися требованиями к оснащению и организации учебного процесса, обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, расширение сети дошкольных учреждений) необходимы значительные финансовые средства. Тем не менее, ряд проблем можно решить, используя новые управленческие механизмы.

Приоритеты образовательной политики на муниципальном уровне, основные задачи и система мероприятий по их решению закреплены в Основных направлениях развития муниципальной системы образования в городе Сургуте на 2007–2010 годы и Программе по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Сургуте на 2008–2010 годы. В управлении муниципальной системой образования с 1999 года реализуется программно – целевой принцип, поэтому для реализации каждой поставленной задачи разрабатываются проекты.

Задачи

Проекты

- повышение качества и доступности дошкольного образования, внедрение моделей предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста

«Повышение качества и доступности дошкольного образования», «Развитие предшкольного предшкольного образования в образовательных учреждениях города Сургута»

- повышение качества и доступности общего и дополнительного образования, в том числе для детей мигрантов, дальнейшая профилизация старшей ступени профильного обучения

«Индивидуальная образовательная траектория старшеклассника», «Школа социальной адаптации детей мигрантов»

- сохранение и укрепление здоровья детей и подростков

«Школа - территория здоровья»

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»

- развитие системы гражданско-патриотического воспитания, повышение значимости воспитательной функции образования

«Я – Сургут – Югра – Россия»

- обеспечение комплексной безопасности объектов образования, укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений

«Комплексная безопасность образовательного учреждения»

- развитие информационной образовательной среды, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебную, исследовательскую деятельность обучающихся

«Образовательный потенциал информационных технологий»

- повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров

«Педагогические кадры»

- внедрение новых моделей и механизмов управления образовательными учреждениями, способствующих повышению результативности деятельности и открытости сферы образования, развитие институтов общественного участия в образовании

«Муниципальная система оценки качества образования»

Решение поставленных задач возможно при условии объединения усилий власти (Дума города, Администрация города), руководителей образовательных учреждений и педагогов, родителей, учащихся и широкой общественности.

Доступность образования

Система образования города представлена учреждениями различных типов и видов, разной ведомственной принадлежности, позволяющими осваивать жителям города дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное образование, во всех предусмотренных Законом «Об образовании» формах.

В системе образования города – дошкольные учреждения, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, средние специальные учебные заведения, вузы, учреждения дополнительного профессионального образования взрослых (схема 1). Возможности, предоставляемые сложившейся сетью образовательных учреждений, и охват детей и молодежи образованием разного уровня приведены на схеме 2.

За последние три года достигнуты позитивные результаты в обеспечении сохранности контингента детей в образовательных учреждениях: отсутствуют случаи отчисления («отсева») учащихся до получения ими основного общего образования. Охват основным образование составил в 2008 году 98,4 %. Более 70 % выпускников после окончания 9 классов продолжают обучение в старшей школе, 27 % – поступают в учреждения профессионального образования. В связи с установлением обязательности общего образования ведется работа по выявлению и определению в образовательные учреждения учащихся 16–18 лет, не получивших среднего (полного) общего образования и не обучающихся в настоящее время. После окончания 11 классов почти 90 % выпускников поступают в вузы, 6 % – продолжают обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Схема 1. Сеть образовательных учреждений города Сургута, 2008 год

Схема 2. Охват образованием населения, Сургут, 2008 год



Доступность дошкольного образования

Обеспечение доступного и качественного образования – важная задача для любой образовательной системы, решение которой позволяет в значительной мере выравнивать стартовые возможности для различных категорий детей.

В последние годы в связи с ростом рождаемости, стремлением женщин выстраивать карьеру и работать в общественном производстве, потребности населения в услугах дошкольного образования возрастают.

П
оказатель доли детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, от общего числа детей дошкольного возраста (охват дошкольным образованием) сохраняется в Сургуте на неудовлетворительном уровне. С 2005 по 2008 годы значение данного показателя сократилось с 66,5 % до 54,3 %. В Нижневартовске показатель охвата дошкольным образованием за последние три года стабилен и составил в 2008 году 67,3 %, в Нефтеюганске показатель ниже, чем в Сургуте.

Ситуация с доступностью дошкольного образования усложняется еще и тем, что несмотря на принятые правительством ХМАО – Югры меры по улучшению охраны материнства и детства, позволяющие матерям воспитывать детей в семье (как показывают результаты социологических исследований) до 4-х лет, 97 % родителей предпочитают отдавать детей в группы с 12-часовым пребыванием, а в группы с гибким режимом пребывания (на 1–4 часа) – лишь 3 % родителей. Кроме того, родители готовы определять своих детей в дошкольные учреждения значительно раньше - уже с 1,5 лет.

За последние три года наблюдается увеличение очередности на получение места в дошкольном образовательном учреждении. По состоянию на 01.01.2009 года численность детей дошкольного возраста составила 28 220 человек, в том числе посещающих дошкольные учреждения – 11 792 человек. Общая очередность на получение места в дошкольном образовательном учреждении составила 14 217 человек, без учета детей от 0 до 1,5 лет – 10 398 человек. В 2008 году в детские сады выдано 2 950 путевок. В настоящее время воспользоваться услугами дошкольного образования не имеют возм
ожности 45,2 % детей.

В связи с имеющимися проблемами состояния здоровья у дошкольников многие родители предпочитают отдавать детей в группы, где организовано 5-тиразовое усиленное питание и предусмотрен комплекс лечебно-профилактических, физкультурно-оздоровительных, коррекционно-педагогических мероприятий. Существующая сеть таких групп, а на сегодня их 120 (для сравнения: в 2004 году – 87), нуждается в ежегодной корректировке с учетом потребностей населения. С этой целью создан банк данных детей, которые нуждаются в разных видах услуг (медицинских, психологических, педагогических, социальных).

При сложившийся демографической ситуации можно ожидать увеличения численности детей дошкольного возраста от рождения до 7 лет, поэтому проблема дефицита мест не решится без планомерного строительства дошкольных образовательных учреждений, развития альтернативных форм дошкольного образования, возврата в систему дошкольного образования зданий бывших детских садов.

В соответствии с уточненной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в Сургуте в 2009–2011 годах планируется построить 12 детских садов на 2 900 мест.

Муниципалитетом осуществляется деятельность по возврату в систему дошкольного образования города зданий бывших детских садов, используемых не по прямому назначению. В 2009 году планируется вернуть в систему дошкольного образования здания бывших детских садов «Огонек» (205 мест), «Умка» (100 мест), в 2010 году - открыть дополнительные дошкольные группы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида II категории № 78 «Ивушка».

Одним из приоритетов, обозначенных Правительством РФ, является повышение охвата дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста.

В Сургуте открываются группы кратковременного пребывания детей, используются имеющиеся мощности общеобразовательных учреждений для открытия дошкольных групп, создаются учреждения нового вида «школа – сад». Так, в 2008 году услугу дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях получали более 650 детей, в группах кратковременного пребывания детей – 281 ребенок.

С 2007 года реализуется проект департамента образования «Развитие предшкольного образования в образовательных учреждениях города Сургута в 2007–2010 гг.» – победитель конкурса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры муниципальных проектов по внедрению ассоциативных сетевых форм взаимодействия общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений.

Для создания учреждений нового вида «школа – сад» в 2008 году реорганизована начальная школа № 42 в форме присоединения детского сада № 16 «Ласточка», начата реорганизация еще 4-х школ по присоединению к ним дошкольных учреждений. В 2009 году планируется завершить процедуру реорганизации восьми школ в форме присоединения к ним восьми дошкольных образовательных учреждений.

П
ринятые меры привели к тому, что охват дошкольным образованием детей 5–6 лет (89,3 %) в городе существенно превышает показатель охвата дошкольным образованием детей 1–6 лет (54,3 %), а также превышает значение соответствующих показателей сопоставимых территорий.

В условиях недостаточной доступности дошкольного образования в связи с растущими запросами потребителей, расширяется спектр платных образовательных услуг – за последние три года численность детей дошкольного возраста, охваченных платными услугами, выросла в 2 раза, количество муниципальных дошкольных учреждений, оказывающих платные услуги, – в 3 раза. В 2008 году 15 дошкольных учреждений оказывали платные дополнительные образовательные услуги для всех желающих – более 1 300 детей.

В
2008 году показатель средней наполняемости групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составил 20,8 человек, что практически соответствует нормативной – 20 человек. В сложившихся условиях возрастания очередности на получение места в дошкольном образовательном учреждении (очередность на 01.01.2008 года составила 11 519 человек, на 01.01.2009 года – 14 217 человек) значение показателя увеличится в 2011 году до 23,4.

Доступность общего и дополнительного образования

Общее образование доступно для всех граждан, проживающих на территории Сургута. Охват основным общим образованием (5–9 кл.) детей в возрасте 11–15 лет составляет 98,4 %, средним (полным) общим образованием (10–11 кл.) в численности населения 16–17 лет в общеобразовательных учреждениях – 71,4 %. Более 27 % подростков получают среднее (полное) общее образование в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В общеобразовательных учреждениях обучение организовано по очной, очно-заочной формам, в форме экстерната, семейного образования. Внедряется дистанционное обучение и обучение на основе индивидуальных учебных планов.

В муниципальной системе образования создаются условия для дифференцированного обучения детей с разными образовательными потребностями, интересами и возможностями.

При поступлении в школу родители могут выбирать любое общеобразовательное учреждение, при этом гарантирована возможность поступления ребенка в школу, близлежащую к дому.

Р
ебенку, подростку обеспечена возможность для индивидуального развития по программам повышенного уровня. В гимназиях, лицеях, средних школах с углубленным изучением отдельных предметов города обучаются 32,3% учащихся, в Нижневартовске – 17,4 %, в Нефтеюганске – 9,5 %. Показатель по Сургуту в два раза превышает средний показатель по России и по ХМАО – Югре, сопоставимым территориям. Стабильность показателя на протяжении последних лет подтверждает соответствие системы образовательных учреждений повышенного уровня запросам потребителей.

На старшей ступени общего образования обеспечивается вариативность программ в соответствии с образовательными возможностями и намерениями школьников по продолжению образования в учреждениях профессионального образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования города Нижневартовска в 2010 году

    Доклад
    Четвертый городской форум «Образование – обществу» в очередной раз дает нам всем возможность объединить усилия всего городского сообщества в решении актуальных проблем в сфере образования.
  2. Публичный доклад подготовлен департаментом образования администрации города Нижневартовска с целью обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования

    Доклад
    Публичный доклад подготовлен департаментом образования администрации города Нижневартовска с целью обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования.
  3. Утвердить отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год (приложение). Решение вступает в силу со дня его подписания

    Публичный отчет
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического
  4. Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год

    Публичный отчет
    Приложение 3. Перечень важнейших муниципальных правовых актов города Новосибирска, необходимых для реализации плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
  5. Программа место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение «Дворец искусств»

    Программа
    IV городской форум «Образование – обществу» является очень важной инициативой. С каждым годом он приобретает всё большее значение, способствуя консолидации усилий всего городского сообщества вокруг актуальных проблем в сфере образования.

Другие похожие документы..