Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Об утверждении Инструкции по делопроизводству в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий ст...полностью>>
'Конкурс'
Краевой заочный конкурс «Космос вчера, сегодня, завтра», посвящённый Году Российской космонавтики, проводится управлением Алтайского края по образова...полностью>>
'Урок'
Выявить степень сформированности у учащихся понятия квадратичной функции, её свойств, особенностей её графика, а также графика квадратичной функции, с...полностью>>
'Регламент'
1.1. Административный регламент Министерства труда и социального развития Ульяновской области по предоставлению государственной услуги по выдаче вкла...полностью>>

Формирование умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками (на примере обучения дисциплине «Иностранный язык»)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Старостина Наталья Владимировна

Формирование умений педагогического общения

будущих учителей начальных классов со школьниками

(на примере обучения дисциплине «Иностранный язык»)

Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Пенза – 2011

Работа выполнена на кафедре педагогики Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Калашникова Светлана Станиславовна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Гагаев Павел Александрович

кандидат педагогических наук, доцент Гапеенкова Светлана Максимовна

Ведущая организация:

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Защита состоится «5» апреля 2011 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.185.01 при Пензенском государственном педагогическом университете имени В. Г. Белинского (440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, корп. 1, ауд. 234).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского.

Автореферат разослан «4» марта 2011 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета

Боликова Л.Ю.

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Происходящие изменения в системе образования РФ определяют требования, предъявляемые к современному учителю, который смог бы не просто обеспечивать трансляцию готовых знаний, умений и навыков, но и содействовать формированию личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию и развитию.

В этой связи для школы будущего наиболее востребованными становятся педагоги, обладающие такими качествами, как: профессиональная мобильность, восприимчивость к интересам школьников, открытость, толерантность. Возрастает значение умений педагогического общения учителя, так как оно является неотъемлемым элементом педагогической деятельности, инструментом воздействия на учащихся и взаимодействия с ними.

Особую значимость приобретает педагогическое общение учителя начальных классов, так как именно в младшем школьном возрасте определяются взгляды, позиции, усваиваются нормы поведения и общения учащихся. Общение учителя начальных классов с учащимися способствует развитию межличностных отношений не только между самими младшими школьниками и педагогом, но также между детьми и их родителями.

Проблеме общения и, в частности, педагогического общения всегда уделялось значительное внимание в педагогической теории и практике. Рассматриваемая нами проблема разрабатывалась в трудах известных философов, таких как: Г. С. Батищев, Л. П. Буева, М. С. Каган и др. В них характеризовалась взаимосвязь общения с деятельностью.

Значительный вклад в осмысление сущности общения внесли психологические исследования Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, С. Л. Рубинштейна и др., в которых общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности.

Основополагающими для нашего исследования являются работы, в которых рассматриваются: сущность педагогического общения (А. Б. Добрович, В. А. Кан-Калик, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, А. П. Панфилова, В. Ю. Питюков, В. С. Селиванов, Н. Д. Творогова и др.); стили педагогического общения (В. А. Кан-Калик, А. А. Лобанов, А. В. Мудрик, А. А. Реан и др.); затруднения в педагогическом общении, возникающие у учителей (С. В. Максимов, Н. Е. Щуркова, Я. А. Лупьян и др.).

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе актуализируется проблема формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов.

Понятие «умения педагогического общения» представлено в работах В. А. Кан-Калика, А. А. Леонтьева, А. К. Марковой, В. М. Целуйко и др.

Диссертационные исследования, посвященные формированию умений педагогического общения (Е. Е. Бойко, И. В. Воробьева, М. В. Игонина, А. С. Карпов, И. Л. Кашинцева и др.), а также результаты констатирующего этапа эксперимента выявляют проблему недостаточной сформированности данных умений у будущих учителей. Вследствие этого у начинающих педагогов возникают трудности в общении с детьми. Нередко они не могут наладить контакт с учениками, понять и принять внутреннюю психологическую позицию ребенка, его эмоциональное состояние, имеют трудности в речевом общении, передаче собственного эмоционального отношения к материалу.

Следует отметить, что одним из немаловажных компонентов в будущей профессиональной деятельности учителя начальных классов является обогащение его коммуникативного опыта в процессе обучения иностранному языку.

Мы согласны с И. С. Москалевой в том, что занятия по иностранному языку часто ведутся без педагогического осмысления выполняемых упражнений, без осознания значимости и возможностей данных занятий для формирования умений педагогического общения.

В ходе обучения иностранному языку будущий учитель начальных классов может освоить не только лингвострановедческие знания, но и овладеть определёнными умениями педагогического общения, которые способствуют решению важнейшей педагогической задачи – максимальной реализации продуктивного взаимодействия учителя со школьниками.

Несмотря на наличие исследований, связанных с проблемой формирования умений педагогического общения будущих учителей, можно выявить ряд противоречий между:

- ролью педагогического общения как фактора успешной деятельности учителя и недостаточной детализацией данного понятия применительно к деятельности учителя начальных классов;

- потенциальными возможностями дисциплины «Иностранный язык» для формирования умений педагогического общения и их недостаточным использованием при организации занятий со студентами.

Таким образом, существует проблема разработки и внедрения модели формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении иностранному языку. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками (на примере обучения дисциплине «Иностранный язык»)».

Объект исследования – организация обучения дисциплине «Иностранный язык» в педагогическом вузе.

Предмет исследования – формирование умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками на примере обучения дисциплине «Иностранный язык».

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык».

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык» будет эффективным, если:

- педагогическое общение осознано будущими учителями начальных классов как значимая задача, существенный аспект содержания и способ организации учебной деятельности;

- выявлен и обоснован комплекс умений педагогического общения, необходимых для учителей начальных классов;

- определены потенциальные возможности дисциплины «Иностранный язык» для формирования умений педагогического общения, реализуемые при организации обучения с будущими учителями начальных классов;

- теоретически обоснована, разработана и апробирована модель формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык»;

- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, определяющие эффективность формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками.

Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность и содержание педагогического общения учителей начальных классов со школьниками.

2. Выявить и обосновать комплекс умений педагогического общения, необходимых для учителей начальных классов.

3. Определить потенциальные возможности учебной дисциплины «Иностранный язык», реализуемые при организации обучения будущих учителей начальных классов в контексте формирования умений педагогического общения.

4. Разработать и экспериментально проверить модель формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык».

5. Выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить педагогические условия, определяющие эффективность формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками.

Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения системного подхода (К. А. Абульханова-Славская, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин и др.); личностно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); аксиологического подхода (А. А. Бодалев, В. И. Гинецинский, Ф. Н. Гоноболин, М. С. Каган, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.); использование коммуникативного подхода в обучении иностранному языку (В. А. Артемов, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов и др.); теоретические основы сущности общения (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) и педагогического общения (С. Н. Батракова, А. А. Бодалев, В. С. Грехнев, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, И. Ф. Комогорцева, В. С. Кукушин, К. М. Левитан, А. В. Мудрик, И. П. Раченко и др.); концепции формирования общепедагогических умений (О. А. Абдуллина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, В. В. Сохранов и др.); теоретические исследования умений педагогического общения (В. С. Грехнев, М. Н. Ермоленко, В. А. Кан-Калик, Е. А. Климов, К. М. Левитан, А. К. Маркова, В. А. Мижериков, В. В. Тарасов, В. М. Целуйко и др.); исследования возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Т. Г. Ивошина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Цукерман и др.); концепции гуманистического содержания ценностей педагогического процесса, определения эмоционально-ценностных отношений человека к миру (В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, М. С. Каган, К. Д. Радина, Т. Т. Щелина и др.); теория педагогического метода в целостном процессе формирования личности (В. Б. Ежеленко, В. А. Сластенин, А. М. Сидоркин и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).

Достижение поставленных цели и задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов:

Методы теоретического исследования: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования; моделирование.

Методы эмпирического познания педагогических явлений: педагогический эксперимент; анализ учебных планов, программ дисциплины «Иностранный язык»; анкетирование, интервьюирование, тестирование, метод самооценки и экспертных оценок, педагогическое наблюдение; метод сочинений-описаний.

Математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.

Экспериментальная база исследования: факультет начального и специального образования Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского, МОУ классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского г. Пензы, МОУ лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2011 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2006 – 2007 гг.) происходило изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, нормативных документов федерального уровня; осуществлялось определение объекта, предмета, цели и задач исследования, формулирование рабочей гипотезы; разрабатывалась программа исследования, определялись методы и методики исследования. Проводился констатирующий этап эксперимента со студентами-первокурсниками, разрабатывалась и апробировалась модель формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык».

На втором этапе (2007 – 2009 гг.) проводился констатирующий этап эксперимента со студентами-первокурсниками 2007-2008, 2008-2009 уч. гг. Осуществлялась реализация модели формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык». Выявлялись педагогические условия, определяющие эффективность формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками.

На третьем этапе (2009 – 2011 гг.) завершалось проведение формирующего эксперимента; проводилось обобщение и анализ результатов исследования; осуществлялось текстовое оформление материалов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

- в уточнении содержания педагогического общения учителя начальных классов со школьниками;

- в определении и обосновании комплекса умений педагогического общения, необходимых для учителей начальных классов;

- в определении потенциальных возможностей дисциплины «Иностранный язык» для формирования умений педагогического общения, реализуемых при организации обучения будущих учителей начальных классов;

- в разработке модели формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык»;

- в выявлении педагогических условий, определяющих эффективность формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке рекомендаций организационного преобразования занятий по иностранному языку в контексте формирования умений педагогического общения со школьниками;

- в реализации модели формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык»;

- в определении показателей и уровней сформированности умений педагогического общения со школьниками, направленных на изучение динамики изменений владения умениями педагогического общения будущих учителей начальных классов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных положений работы, опирающихся на системный, аксиологический и личностно-деятельностный подходы; соответствием разнообразных методов исследования его целям и задачам; организацией поэтапной экспериментальной работы и возможностью ее повторения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ПГПУ имени В. Г. Белинского, на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка учительства: история, теория, практика» (г. Пенза, 2006 г.); на Межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное образование педагога: от традиций к инновациям» (г. Пенза, 2006 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка педагогов высшей школы: история, современность, перспективы» (г. Пенза, 2007 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (г. Пенза, 2006-2009 гг.). Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикацию статей в сборнике научных трудов «Молодёжь и образование XXI века» (г. Ставрополь, 2008 г.), «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.).

Основные положения, выводы и рекомендации исследования содержатся в 14 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическое общение учителя начальных классов со школьниками – это многоаспектное педагогическое явление, которое обеспечивает результативный процесс организации взаимодействия и взаимопонимания педагога и младших школьников. Содержание и характер педагогического общения учителя начальных классов отличается высоким уровнем доверия между субъектами взаимодействия; динамичностью характера отношений; высокой степенью проявления возрастной межиндивидуальной дифференциации во взаимоотношениях. Оно влияет на психологическое состояние и характер общения ребенка со значимыми людьми (сверстниками и взрослыми).

2. Формируемый комплекс умений педагогического общения будущих учителей начальных классов определяется социальной значимостью профессии учителя; актуальными потребностями младших школьников в общении со значимыми людьми (сверстниками и взрослыми), связанными с их возрастными особенностями развития; потенциальными возможностями дисциплины «Иностранный язык». Данные умения распределены в соответствии с этапами организации педагогического общения, определёнными В.А. Кан-Каликом:

- на этапе моделирования предстоящего общения с учащимися педагог должен владеть следующими умениями: выбирать наиболее подходящий по отношению к классу и отдельным учащимся способ поведения и общения, который готовил бы их к восприятию информации; правильно планировать свою речь (то есть содержание акта общения), находить необходимые средства для коррекции этого содержания (тон, слова и т.д.);

- на этапе организации непосредственного общения с учащимися востребованы такие умения, как: умение настраивать воспитанников на общение с педагогом, привлекать внимание, интерес к изучаемому предмету; умение оптимально строить свою речь в соответствии с возрастными психологическими особенностями партнёров по общению;

- на этапе управления педагогическим общением педагог использует: умение распределять и поддерживать внимание участников взаимодействия; умение целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов;

- на этапе анализа осуществлённой системы общения и моделирования системы общения на предстоящую деятельность необходимы такие умения, как: умение анализировать поступки обучающихся, их причины; умение вносить необходимые коррективы в общение.

3. Потенциальными возможностями дисциплины «Иностранный язык» для формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов являются: реализация коммуникативного подхода, включающего личностно-ориентированное обучение, которое определяет уважительное отношение к студентам; создание положительного эмоционального настроя на занятиях; предоставление образцов речевого взаимодействия; приобретение опыта речевого партнёрства; рассмотрение обучения иностранному языку как модели процесса общения; организация занятий с учётом прагматического, когнитивного и педагогического компонентов, определяющих содержание и характер коммуникации, работу с различными видами информации; обучение технике общения, основанной на использовании аудирования и говорения (монологическая и диалогическая речь) как средств формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов.

4. Модель формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык» состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов, объединённых в следующие блоки: целевой (цель, задачи, методологические подходы и принципы формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов); содержательный (содержание программы дисциплины «Иностранный язык» и рекомендации организационного преобразования занятий по обучению данной дисциплине в контексте формирования умений педагогического общения со школьниками); операционно-деятельностный (методы, средства и организационные формы обучения) и оценочно-результативный (компоненты, показатели и уровни сформированности умений педагогического общения).

5. Педагогическими условиями, определяющими эффективность формирования умений педагогического общения со школьниками являются:

- организационное преобразование занятий со студентами с использованием методов и приёмов, направленных на изменение форм, смысла, характера деятельности и общения участников педагогического взаимодействия;

- ведущая роль преподавателя при организации субъект-субъектного взаимодействия со студентами, обеспечивающего трансляцию ценностного отношения к партнёрам по общению;

- осознание будущими учителями начальных классов значимости умений педагогического общения, стимулирующее овладение данными умениями;

- обогащение личного коммуникативного опыта студентов за счёт реализации взаимосвязи делового и дружеского межличностного общения на занятиях.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (6 параграфов), выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность избранной темы; определены объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования; представлены теоретико-методологические основы изучения проблемы; охарактеризованы этапы работы; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации работы.

Первая глава «Теоретические основы формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками» посвящена анализу проблемы формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов в научной литературе.

В ней представлены различные подходы к определению понятий «общение» и «педагогическое общение»; конкретизированы функции, виды, стили, этапы организации педагогического общения; охарактеризованы особенности педагогического общения учителя начальных классов со школьниками; определен комплекс умений педагогического общения будущих учителей начальных классов в соответствии с социальной значимостью профессии учителя, актуальными потребностями младших школьников в общении со значимыми людьми (сверстниками и взрослыми), связанными с их возрастными особенностями развития, потенциальными возможностями дисциплины «Иностранный язык», реализуемыми при организации обучения будущих учителей начальных классов; представлена модель формирования умений педагогического общения будущих учителей начальных классов со школьниками при обучении дисциплине «Иностранный язык».

Обращение к психолого-педагогическим аспектам понятия «общение» позволило изучить возможности данного вида активности как продуктивного средства развития общающихся в личностном и профессиональном планах (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.).

Анализ современного научного представления о педагогическом общении позволил отметить существование различных подходов к рассмотрению сущности данного феномена. Педагогическое общение определяется как: профессиональная культура; технология профессиональной деятельности; особый вид творчества; вид духовной деятельности (С. Н. Батракова, А. А. Бодалев, В. С. Грехнев, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, И. Ф. Комогорцева, В. С. Кукушин, К. М. Левитан, А. В. Мудрик, И. П. Раченко и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия)

    Автореферат
    Защита состоится 26 ноября 2009 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226 г.
  2. А. С. Андриенко значимые составляющие успешной организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «иностранный язык для профессиональных целей»

    Документ
    ЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ» 6
  3. Маркалова Елена Олеговна учитель информатики гоу гимназия №1512,вао под руководство

    Руководство
    Расширение практики применения новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (информационно-коммуникационные технологии, в том числе, Интернет-технологии, проектно-исследовательские, дистантные, применение интерактивного
  4. Грачева Ирина Геннадьевна-председатель шмо учителей начальных классов г. Нижний Новгород 2011 год Содержание Оглавление страницы пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного
  5. «чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (1)

    Сборник научно-методических статей
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

Другие похожие документы..