Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
з одного боку, та Статуту та договору-доручення) (повне (надалі - Зберігач), що здійснює найменування юридичної особи) діяльність на підставі Дозволу...полностью>>
'План урока'
Цели: ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умение на основе...полностью>>
'Документ'
Національний поет свого народу. До 150-річчя з дня народження І.Я.Франка: Метод.-бібліогр. матеріали /Від. культури Городоц. райдержадмін.; Городоц. Ц...полностью>>
'Закон'
10. 00 ) Цей Закон визначає правові, організаційні, соціальні засади та гарантії державної підтримки дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського п...полностью>>

«Слагаемые педагогического долголетия»

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учреждение образование

«Государственная средняя общеобразовательная школа № 7

города Витебска»

«Как продлить свой учительский век»

Цикл семинаров-практикумов для педагогов

Подготовила:

педагог – психолог,

первой категории

Шкраба Татьяна Михайловна

Стаж работы в должности 5 лет

УО «ГСОШ № 7 г. Витебска»

210013 Витебск,

Ул. Я. Колоса, 39

Тема: «Слагаемые педагогического долголетия»

Здоровье школьника может воспитать только здоровый учитель. Это прекрасно понимают у нас в школе, где разработана программа практического семинара с педагогами из цикла «Как продлить свой учительский век».

Пояснительная записка

Воспитать здорового ребенка может только духовно и физически здоровый педагог. В научно-педагогической литературе имеется не мало публикаций о специфических особенностях профессии учителя. Учеными выявлены и описаны такие эффекты, как педагогическая усталость, синдром «выгорания» и др., которые характеризуют «нездоровье» учителя.

В разработанной программе «Как продлить учительский век» подобраны материалы из разных источников, созданные врачами, психологами и педагогами приемы, методы, формы работы, способные сформировать у учителей готовность к ведению здорового образа жизни и развивать такую потребность у школьников.

Слушатели знакомятся с основами позитивного программирования жизни, основными секретами здоровьесберегающей педагогики, практикуются в освоении приемов саморегуляции организма, создании на уроке атмосферы комфортности для обучающихся, овладении психолого-педагогическогой программой воспитания.

Цель: содействие в формировании личностного и профессионального роста педагогов.

Задачи:

  • Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам здоровьесберегающих технологий

  • Оптимизация психологических условий взаимодействия педагогов

  • Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития личности

  • Научить осознавать особенности собственной эмоциональной сферы и научить управлять собой

Форма работы – групповая. Такая форма работы помогает создать оптимальныя условия для переосмысления личностных проблем участниками. Создает условия для формирования новых, более адекватных форм профессионального роста педагога.

Тематическое планирование практических семинаров

Из цикла «Как продлить свой учительский век»

№ п. п.

Тема занятий

Срок проведения

Слагаемые педагогического долголетия

ноябрь

Я умею быть счастливым человеком

январь

Стресс. Помоги себе сам

март

Я строю свою работу ил работа «строит» меня?

июнь

Практический семинар из цикла

«Как продлить свой учительский век»

Тема: «Слагаемые педагогического долголетия»

Цель: создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий

План:

  1. Вступительное слово.

  2. Слагаемые педагогического долголетия.

  3. Притча «Пророк и длинные ложки»

  4. Задание «Я - профессионал».

  5. Результаты анкеты «Обучение, развитие и саморазвитие учителей».

  6. Шуточный тест «О плохой погоде и нестиранных носках».

  7. Рефлексия.

В многочисленных педагогических училищах, педагогических институтах и университетах получают образование будущие учителя и педагоги. Они получают хорошее, надежное, академическое образование в лучших традициях педагогики. Затем выпускники вышеобозначенных заведений приходят в школы и училища и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их работа отправляет своих работников на курсы переподготовки, на курсы повышения квалификации и на всякие другие разные умные курсы и занятия. Учителя-практики посещают многочисленные семинары и лекции в институте усовершенствования работников образования и других серьёзных организациях, где их учат многому. Жаль только, что их учат быть учителями, но не учат быть успешными учителями. Их учат быть добрыми и ответственными людьми, но не обучают быть людьми оптимистичными и счастливыми. К сожалению, нигде нашего учителя не учат работать не тяжелее, а умнее. А это так ему надо, ведь, как известно, наш учитель работает много и тяжело. Нигде не обучают более экономному и более разумному режиму учительского труда, не учат, как строить отношение со своими коллегами, не преподают здоровьесберегающих технологий и основ здорового образа жизни, так необходимых современной школе. Нет, увы, этому нас, учителей, никто не учит. Всему этому и многому другому нам приходится учиться самим. Именно поэтому мы начинаем занятие из цикла «Как продлить свой учительский век». И наше первое занятие пройдет под темой «Слагаемые педагогического долголетия». (Слайд 1)

Очень часто мы слышим, друг от друга, что мы устали от своей работы, от жизни, от себя. Давайте вместе подумаем и придумаем нехитрые способы, как можно стать успешным и оптимистичным учителем и, соответственно, счастливым человеком в нашей жизни.

Вопрос к участникам. От чего же зависит наше педагогическое долголетие? Предложите ваши варианты ответа на вопрос.

Слагаемые педагогического долголетия

Профессиональное долголетие педагога определяется тремя факторами: (Слайд 2)

  • собственным поведением и уровнем самооценки,

  • постоянным самообучением и способностью усваивать новую информацию, и наконец,

  • умением справляться со стрессогенными ситуациями.

Рассмотрим данные факторы подробнее.

Первое слагаемое – поведение самого педагога. (Слайд 3)

Мы сами играем активную роль в том, как складывается наше существование в настоящем и каким будет наше будущее.

Анализируя пройденный путь, достижения и провалы, человек обнаруживает, как много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы, и т.п. и хорошо, если кризисное состояние дает ему импульс к последующему совершенствованию, построению стратегии дальнейшей жизни. Под этим мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых позволяет сделать жизнь человека наиболее эффективной. Это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществления своего уникального смысла.

Мы прошли длинный путь, преодолели много препятствий, и прежде чем отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет.

Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами.

«Пророк и длинные ложки»

(Восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье–пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

«Где ад и где рай?» - с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.

Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но им это не удалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались ещё в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутники видели в аду.

Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен гул только лёгкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Мораль сей притчи такова:

«Ад» –это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где живут – в раю или аду, - зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать.

Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

Второе слагаемое – постоянное повышение квалификации (Слайд 4)

Вторым слагаемым педагогического долголетия мы назовем постоянное повышение квалификации педагогов, создание системы непрерывного образования. При этом помимо приобретения или усовершенствования профессиональных навыков у педагога активизируется восприятие себя. Появляется способность самостоятельно определять направления самосовершенствования, готовность к дальнейшему обучению, заинтересованность в немедленном применении изучаемого, желание привнести в учебный процесс свой практический опыт.

Успех образования педагогов-профессионалов во многом зависит от умения учиться самостоятельно.

Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Так что же такое совершенство? Давайте назовем ассоциации со словом «Совершенство».

(Участники называют, например: идеал, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далёкое и др.)

(Слайд 5)

В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство – это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».

(Слайд 6)

Сейчас мы попробуем выполнить задание под названием «Я – профессионал»

Мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть несовершенные, но ярко выраженные профессиональные качества. Каждый по очереди называет 1-3 присущих ему положительных качества на первую букву своего имени.

Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник.

(Участники повторяют высказывания коллег).

Первые черты совершенного педагога у нас уже есть, раскрываем тему дальше. Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы.

Первая подгруппа – это ученики начальной школы, вторая – старшеклассники.

Музыка. Медленно.

Сядьте удобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте. Какой бы вам хотелось видеть свою учительницу?

По окончании упражнения участники в течении 5 минут обсуждают свои мысли с коллегами. Затем каждая группа формулирует и записывает на листочках 4 качества идеального, с их точки зрения, педагога.

Примеры: 1 учительница- добрая, красивая, весёлая, справедливая;

2 учительница – профессионализм (знание предмета, доступность изложения), организованность, современность, строгость. (Слайд 7). Можно выбрать качества из предложенного списка.

На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой – взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединитесь в одну группу и уже с вашей позиции предложите 4 качества совершенного педагога. Мы запишем их на доске.

(Примеры: справедливость, профессионализм, энергичность, чуткость).

Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям. Самооценивание проводится анонимно, вы подписываете только шкалы на бланках. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую ступень развития, верхняя – наивысшую. На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.

(После выполнения этого этапа задания ведущий обращает внимание на местонахождения точек самооценки и уровня притязания.)

Теперь сделаем анализ выполненной работы. Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга, то я вас поздравляю! Вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние – замечательно, вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача!

Немного раньше в школе проводилось анкетирование «Обучение, развитие и саморазвитие учителей»

Целью анкетирования было выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей. В результате обработки анкет было выявлено следующие категории учителей. (Слайд 8)

1. учителя, способные к самообразованию 62 %

2. учителя с несложившимся саморазвитием 38 %

3. учителя с остановившимся саморазвитием отсутствуют.

Какие основные стимулирующие факторы саморазвития выделили учителя. На экране они расположены в порядке уменьшения значимости. (Слайд 9)

  1. занятие самообразованием

  2. интерес к работе

  3. доверие

  4. школьная методическая работа

  5. пример и влияние коллег

Основные препятствующие факторы саморазвития (Слайд 10)

  1. недостаток времени

  2. ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

  3. собственная инерция

  4. состояние здоровья

Третье слагаемое – социальные условия (Слайд 11)

Педагогическое долголетие зависит от множества стрессогенных факторов:

  • динамизма

  • нехватки времени

  • сложности педагогических ситуаций

  • ролевая неопределенность

  • социальные оценки

  • потребности в частых интенсивных контактах

  • взаимодействие с разными социальными группами

  • психологический климат семьи

Эти факторы способствуют понижению или повышению тонуса нервной системы педагога. Перенесенные им различного рода неприятности и огорчения ведут к преждевременному педагогическому старению.

(Слайд 12)

А давайте поговорим о плохой погоде и нестиранных носках!

Попробуем перенестись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали бельё сушиться во дворе.

Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове? (Слайд 13)

  1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

  2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

  3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

  4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Выберите свой вариант ответа, который подходит вам больше всего.

Ключ

Это ситуация – прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня – это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни.

(Слайд 14)

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьёзно повлияет на ваше здоровье.

(Слайд 15)

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. вы не поддаётесь стрессу, вам удаётся сохранять позитивное видение, даже когда всё идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решать по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

(Слайд 16)

3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

(Слайд 17)

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса:100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, всё заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали всё, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков ещё раз или купите новые.

Завершение

Релаксация «Заброшенный сад»

Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.

Ведущий. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…

Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада.

Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…

А когда вы устанете, и вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните её с той, которой ваша рука еще не касалась. (3 минуты.)

А теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.

Рефлексия

Что я сейчас чувствую? Какай опыт приобрели в ходе этого занятия?

Наше занятие завершается. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет придела! Я желаю вам успехов на вашем профессиональном и жизненном пути! (Слайд 19)

Уважаемые коллеги, не надо открывать новую главу с понедельника. Откройте новую главу прямо сейчас!

Уважаемые коллеги!

В дни школьных каникул педагог-психолог школы

приглашает желающих посетить

практический семинар по теме:

«Слагаемые педагогического долголетия»,

из цикла «Как продлить свой учительский век».

Занятие состоится 28 октября в 10 часов в кабинете № 36

Педагог-психолог

Тема: «Я строю свою работу

или работа строит меня»

Цель: помочь участникам задуматься о своей профессиональной деятельности; определиться с перспективами собственного профессионального развития.

Метод: развивающая ситуация

Не многие умы гибнут от износа,

по большей части они

ржавеют от неупотребления.

Н. Боуэви

Ход работы

Вряд ли кто станет спорить с тем, что работа в школе - многогранна, необъятна и энергозатратна.

  1. Игра «Согласен, не согласен, может быть»

В разных сторонах помещения прикрепляются таблички с надписями: «Да», «Нет», «Не знаю». Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к той фразе, которую он сейчас произнесет, следующим образом: если участник согласен с произнесеннымым утверждением, он встает рядом с табличкой «Да», если не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю»

Далее участникам зачитываются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить свое отношение указанным выше способом. Ведущий может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности группы может быть предложено от 3 до 6 утверждений. Например:

  • Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней (Марк Аврелий)

  • Чтобы хорошо мыслить — надо хорошо жить (Евгений Богат)

  • Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (Владимир Даль)

  • Люди различаются на осуждающих и творящих (Николай Рерих)

  • Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать (Генри Форд)

  • Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит (Бернард Шоу)

Давайте, обратим внимание на название нашего семинара «Я строю свою работу или работа строит меня». Своей формулировкой оно побуждает задуматься о своем отношении к работе, процессам, происходящим в школе в целом, и позиции педагога в отношении этих процессов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обу­чающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки спе­циалистов в области образования (1)

    Учебное пособие
    С 43 ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2 — 512с.
  2. Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обу­чающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки спе­циалистов в области образования (2)

    Учебное пособие
    С 43 ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2 — 512с.
  3. В. М. Минияров педагогическая психология Учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности пси­хология для расширения представления о проблемах, рассматриваемых в разделах «Психология воспитания» и «Психология обучения».
  4. Д. А. Медведев представил своё видение будущего страны по различные направлениям социальной и экономической жизни. Особое внимание в своём доклад

    Доклад
    В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев представил своё видение будущего страны по различные направлениям социальной и экономической жизни.
  5. М. В. Гамезо, Л. М. Орлова

    Учебник
    Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ.

Другие похожие документы..