Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальність теми. У сучасній правовій науці та юридичній практиці недостатньо приділяється уваги науковим прогнозам розвитку нотаріату на майбутні п...полностью>>
'Сказка'
Выявить основные особенности мира русской народной сказки, дать общую характеристику положительным и отрицательным героям русской народной сказки, по...полностью>>
'Документ'
Методика сбора беспозвоночных. Методы сбора наземных беспозвоночных: ручной сбор, ловля сачком, специальные методы. Сбор вредителей по внешним и внут...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми. Становлення України як повноправної європейської держави неможливе без ефективного розвитку національної економіки. Одним із пріор...полностью>>

Методика обучения иностранным языкам как наука

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра русской филологии

Направление 031100. 68 – Лингвистика (магистратура)

Учебно-методические материалы

по дисциплине

Теория и практика преподавания русского языка как иностранного

Автор-разработчик:

д. филол.н, проф. Крапивник Л.Ф.

Хабаровск

Лекции

Лекция 1. Методика обучения иностранным языкам как наука

1) Словосочетание «методика обучения ИЯ» имеет несколько значений. Так называется:

- педагогическая наука, теория обучения той или иной дисциплине;

- теоретический курс, учебная дисциплина;

- совокупность форм, методов и приемов работы учителя, т.е. «технология» профессионально-практической деятельности преподавателя.

Применительно к обучению неродному языку методика обучения ИЯ - это наука, исследующая цели, содержание, методы, средства, организационные формы обучения, а также способы учения и воспитания на материале изучаемого языка.

Методика обучения ИЯ имеет признаки, присущие любой науке, а также особенности, обусловленные сущностью предмета этой науки – иностранного языка.

2) Принято разграничивать общую методику, частную методику и специальную методику.

Общая методика обучения ИЯ занимается изучением общих закономерностей процесса обучения языку независимо от условий обучения (конкретного языка).

Частная методика обучения ИЯ исследует закономерности и особенности процесса обучения языку применительно к конкретным условиям и контингенту обучения.

Специальная методика обучения ИЯ исследует особенности обучения конкретному виду речевой деятельности, аспекту языка либо компоненту систему обучения.

3) К базисным категориям методики обучения ИЯ относятся следующие:

цели обучения, задачи обучения, содержание обучения, принципы обучения, методы обучения, приемы обучения, способы обучения, средства обучения, формы обучения, профили обучения, подходы к обучению.

Анализ этих категорий составляет содержание раздела курса методики «Теоретические основы обучения ИЯ»

Лекция 2. Базисные категории методики обучения иностранным языкам

и методики преподавания русского языка как иностранного

Базисные категории методики - это исходные положения методики преподавания ИЯ. В своей совокупности они образуют систему обучения языку ИЯ и находятся друг к другу в определенной иерархической зависимости.

1). Цель обучения – это заранее планируемый результат деятельности по обучению ИЯ. Цель обучения оказывает влияние на выбор содержания обучения и достигается при помощи наборов приемов, методов и средств обучения.

Задачи обучения – это конкретные реализации целей обучения в конкретных условиях обучения. Задачи обучения являются отражением целей обучения.

2). Содержание обучения – совокупность того, что учащийся должен освоить в процессе обучения ИЯ. В структуре содержания обучения выделяются:

- средства обучения, т.е. комплекс приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя и учащегося в процессе обучения ИЯ (ученики, учебные пособия и др.)

- знания, навыки и умения, необходимые для владения ИЯ.

Знания по ИЯ включают в себя знание системы языка и правил, как этой системой пользоваться.

Навыки – это действия и операции, достигшие уровня автоматизма. Главные признаки навыка – отсутствие поэлементного сознания и безошибочность.

Умения – это способность осознанно совершать действия не только в привычных , но и в изменяющихся условиях, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Главные признаки умения – осознанность, самостоятельность, продуктивность (способность находить наиболее эффективные решения).

3). Приемы обучения – это конкретные действия и операции преподавателя, элементарные методические поступки, направленные на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия. Прием – это наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя. Он является начальной ступенью в иерархии базисных понятий методики: прием – способ – метод обучения.

Способы обучения – это группа приемов, направленных на решение учебных задач.

Методы обучения – это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей обучения.

4). Принципы обучения – исходные методические положения, отражающие закономерности обучения ИЯ. Принципы обучения определяют требования к базисным компонентам процесса обучения ИЯ – целям, содержанию, формам и методам обучения.

Подходы к обучению – это определенная точка зрения на сущность ИЯ как предмета обучения. В подходах к обучению отражаются принципы обучения. Подходы к обучению определяют стратегию (общий план) обучения иностранному языку и реализуются в приемах, способах и методах обучения ИЯ.

5). Формы обучения – определенным образом организованная совместная деятельность преподавателя и учащихся (например, лекция, практическое занятие и т.п.).

Профиль обучения – тип подготовки учащихся по определенной дисциплине (подготовительный, филологический, магистратура и т.п.)

Лекция 3. Понятие об аспектах языка и видах речевой деятельности в методике

обучения иностранным языкам.

В современной методике преподавания ИЯ четко разграничивают 3 объекта изучения – язык, речь, речевую деятельность.

Язык - это система средств выражения мыслей, чувств и т.д. Язык представляет собой систему фонетических, лексических и грамматических средств выражения. Поэтому при изучении иностранного языка обязательно изучаются различные аспекты языка – фонетика, лексика, грамматика.

Речь - это способ формирования и формулирования мыслей посредством языка в процессе общения. Речь – это исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком. Речь может быть устная и письменная, монологическая и диалогическая, внутренняя и внешняя. При обучении иностранному языку изучаются различные способы формирования и формулирования мыслей – и монологическая речь, и диалогическая речь, и устная речь, и письменная речь.

Речевая деятельность - это процесс порождения и восприятия речи (т.е. процесс передачи и приема речевых сообщений). В методике преподавания иностранных языков принято разграничивать продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности.

Продуктивные виды речевой деятельности – это процессы, связанные с порождением речи. К ним относятся говорение (т.е. порождение устной речи) и письмо (т.е. порождение письменной речи).

Рецептивные виды речевой деятельности – это процессы, связанные с восприятием речи. К ним относятся слушание (т.е. восприятие устной речи) и чтение (т.е. восприятие письменной речи).

Современная методика обучения иностранным языкам рекомендует одновременное обучение всем видам речевой деятельности – и продуктивным, и рецептивным. Такое взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности должно осуществляться на основе общего языкового материала и с помощью специальных упражнений.

Лекция 4. Методы обучения в методике преподавания иностранных языков

I. Метод как способ деятельности преподавателя

Методы обучения – это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей обучения.

Методы обучения объединяются в две взаимосвязанные группы:

- методы преподавания (показ, объяснение, организация тренировки, организация практики, коррекция, оценка);

- методы учения (ознакомление, осмысление, участие в тренировке, практика, самоконтроль, самооценка).

Для методики преподавания ИЯ ведущими считаются следующие методы обучения: показ, объяснение, практика.

Методы обучения можно классифицировать по разным признакам:

а) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка, упражнения, работа с книгой, экскурсии, использование средств наглядности);

б) по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе, т.е. по степени самостоятельности учащихся в учебном процессе (активные и пассивные);

в) по характеру работы учащихся (устные и письменные, классные и домашние, индивидуальные и коллективные).

В настоящее время наибольшее распространение получила классификация методов обучения, основанная на деятельностном подходе к обучению. В рамках данного подхода выделяются:

- методы, обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные);

- методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (познавательные игры, учебные дискуссии, проблемные ситуации и др.);

- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и т.п.).

II. Метод как направление в обучении ИЯ

В методике преподавания ИЯ понятие «метод обучения» используется также в значении направление в обучении, т.е. как определенная модель обучения, ведущий способ реализации целей, задач и содержания обучения языку.

Каждому такому направлению обучения ИЯ присущи:

- конкретная теоретическая база (лингвистические, педагогические и психологические теоретические положения);

- направленность на достижение определенной цели;

- ведущая идея, определяющая стратегию обучения, т.е. пути и способы достижения цели обучения;

- независимость от условий и этапа обучения.

В качестве основного признака, позволяющего классифицировать направления (или методы-модели) обучения, используется подход к обучению, который определяет специфику данного направления обучения (т.е. метода-модели). В частности, учитывается, что предполагает данный подход:

- интуитивное или сознательное овладение языком;

- опору на родной язык или ее исключение;

- параллельное или последовательное овладение видами речевой деятельности (говорением, чтением, аудированием, письмом).

Исходя из этого в методике преподавания ИЯ выделяются следующие направления в обучении:

- прямые (натуральный, аудиовизуальный, аудиолингвальный);

- сознательные (переводно-грамматический, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный, программированный);

- интенсивные (суггестопедический, метод активизации, эмоцтонально-смысловой, ритмопедия, гипнопедия),

- комбинированные (коммуникативный, активный, репродуктивно-креативный).

Лекция 5. Прямые методы обучения иностранным языкам

Прямые методы обучения – это группа методов обучения ИЯ, ориентированных на создание непосредственных (прямых) ассоциаций между словами или грамматическими формами и соответствующими им понятиями, минуя родной язык. Их объединяют следующие методические принципы:

- наглядность;

- интуитивность (исключение сознательности);

- исключение родного языка.

Натуральный метод обучения получил распространение с середины ХIХ века. Он воссоздает естественный путь овладения ребенком речью на родном языке (в частности, почти полное исключение грамматической информации). Его главная цель – развитие устной речи. Из преподавания исключается родной язык и перевод. Значение языковых фактов раскрывается с помощью наглядности, контекста или толкования. Новый материал вводится только устно. При закреплении материала используется подражание учителю, аналогия. Основная форма работы – диалог. Широко применяются игры, имитирующие реальные условия общения.

Несмотря на недостатки этого метода, интерес к нему возродился в середине ХХ века, когда появились его модификации - аудиовизуальный и аудиолингвальный методы.

Аудиовизуальный метод обучения – это обучение посредством интенсивного использования средств зрительной и слуховой наглядности. Эти средства используются как основные при объяснении и закреплении (активизации) учебного материала.

Это метод обучения предполагает:

- преимущественно устную форму обучения;

- ограниченность лексико-грамматического материала;

- ориентацию на обиходно-бытовую сферу общения;

- сжатые сроки обучения.

Основная единица обучения – предложение (фраза). Материал вводится путем устного опережения (сначала слушание и говорение, потом чтение и письмо). Родной язык полностью исключается или используется в качестве средства контроля. Языковой материал вводится в форме диалогов и представляет собой, в основном, разговорные клише (т.е. стандартные образцы словоупотребления и типовые модели речевого поведения) .

Данный метод обучения получил широкое распространение во второй половине ХХ века после выхода аудиовизуального курса «голоса и образы Франции». В России широко известны такие аудиовизуальные курсы, как «Русский язык – 1,2,3» (1972-1973 гг.), «Русский язык в диалогах» (1988 г.).

Аудиолингвальный метод обучения – это обучение с использованием слухового канала восприятия, которое предполагает многократное прослушивание и повторение за диктором образцов предложений (т.е на занятиях активно используется лингафонная техника).

Это метод обучения предполагает:

- устное опережение;

- направленность на формирование речевых навыков;

- упражнения типа дрилл (многократное повторение образцов);

- небольшой объем объяснений;

- широкое использование страноведческой информации.

Лекция 6. Сознательные методы обучения иностранным языкам

Сознательные методы обучения - это группа методов обучения ИЯ, ориентированных на осознание учащимися языковых фактов и способов их применения в речевой деятельности. Ведущим методическим принципом этих методов является принцип сознательности.

Сознательно-сопоставительный метод обучения – это обучение на основе сопоставления изучаемого языка с родным языком. Этот метод считается ведущим методом обучения иностранным языкам в российской средней и высшей школе.

Он предполагает:

- осознание значения языковых явлений;

- осознание способов применения языковых явлений в речевой деятельности;

- опору на родной язык.

Сознательно-практический метод обучения – это обучение, соединяющее в себе сознательное и практическое обучение. Это метод ориентирован:

- на осознание языковых форм, необходимых для общения;

- на активную речевую практику на иностранном языке;

- на учет родного языка учащихся.

Это ведущий метод обучения иностранным языкам в вузах России. Его название было предложено в 60-е гг. советским психологом и методистом Б.В. Беляевым.

В рамках данного метода выделяются:

а) три цели обучения – практическая (развитие умений в разных видах речевой деятельности), образовательная (расширение знаний, например, страноведческих), воспитательная (развитие всех сторон личности, в частности, мышления и памяти);

б) три объекта обучения – язык (лингвистическая информация о языке как системе), речь (практическое использование лингвистической информации), речевая деятельность (творческое текстопорождение).

Основные принципы обучения в рамках данного метода:

- преодоление интерференции (т.е. отрицательного воздействия родного языка);

- обучение на синтаксической основе (т.е. минимальная единица обучения - предложение);

- минимизация языковых средств (т.е. ориентация на активный словарный запас;

- концентризм в подаче лексико-грамматического материала (т.е. подача грамматического материала циклами в зависимости от этапа обучения);

- функциональность учебного материала (т.е. усвоение значения языковых единиц вместе с их функциями в речи).

- параллельное обучение всем видам речевой деятельности;

- организация обучения в последовательности – от знаний к навыкам и умениям.

Программированные методы обучения ИЯ

Программированный метод обучения (программированное обучение) – это обучение, построенное на принципах управления познавательной деятельностью учащихся.

Его основные признаки:

- использование специальных (программированных) учебников и технических средств (персональных компьютеров);

- наличие поддающейся измерению цели учебной работы;

- наличие алгоритма достижения этой цели;

- расчлененность изучаемого материала и учебных действий на небольшие порции (шаги);

- возможность получения информации о правильности выполнения каждого шага;

- возможность осуществления оперативного контроля и помощи со стороны преподавателя.

Основные понятия программированного обучения:

а) алгоритм учебной работы – строго регламентированная система действий, выполнение которых ведет к решению поставленной задачи;

б) программированный учебник – учебник, который ориентирован на управление учебной деятельностью и состоит из нескольких частей, т.е. шагов, выполняющих обучающие функции - информационную (введение материала), операционную (задания на самостоятельное выполнение), контрольную (проверка правильности выполнения задания), указательную (разъяснения в случае ошибки).

Достоинства этого метода:

- самостоятельное приобретение навыков и умений;

- пошаговое предъявление учебной информации;

- пошаговое формирование речевых умений;

- возможность оперативного пошагового контроля;

- возможность дистанционного обучения.

Недостатки этого метода:

- однообразный характер продвижения по программе;

- преобладание тренировочных упражнений;

- не используется такая эффективная форма коррекции ошибок, как разъяснение причины ошибок;

- ограниченное количество упражнений творческого характера (в связи со сложностью организации их проверки).

Основная трудность, связанная с организацией программированного обучения – это трудоемкость процесса организации материала в программированных учебниках.

Лекция 7. Интенсивные методы обучения иностранным языкам

Интенсивные методы обучения – это группа методов обучения ИЯ, которые опираются на психологические резервы личности учащегося, неиспользуемые в обычном обучении.

Для них характерны:

- коллективные формы работы,

- использование суггестивных средств воздействия.

Суггестивные средства обучения – это средства, основанные на внушении (от лат. Suggestion - `внушение, намек`), которое способствует непроизвольному усвоению учебного материала. К ним относятся:

- авторитет (воздействие принуждением, основанное на доверии к преподавателю и на его признании),

- инфантилизация (от лат. Infantilis - `детский`) – создание обстановки взаимного доверия, освобождение от напряжения и скованности,

- двуплановость поведения – опора на сознательные и подсознательные процессы при создании мотивации (за счет опоры на эмоции),

- интонация и ритм - эмоционально-эстетическое воздействие за счет использования интонации (т.е. качественного изменения длительности и длительности звуков) и ритма (т.е. повторяемости одних и тех же элементов),

- концертная псевдопассивность – состояние активного восприятия, которое возникает в процессе прослушивания музыкальных фрагментов (на занятиях по языку используется с целью активизации запоминания учебного материала).

От традиционных методов интенсивные методы отличаются тем, что используют особые способы организации и проведения занятий:

- различные формы педагогического общения,

- создание благоприятного социально-психологического климата в группе,

- создание адекватной учебной мотивации,

- снятие психологических барьеров при усвоении учебного материала,

- снятие психологических барьеров при речевом общении.

Эти методы направлены на овладение устной речью в сжатые сроки при ежедневной концентрации учебных часов. Они продуктивны в условиях краткосрочного обучения.

Суггестопедический метод обучения разработал в 60-е гг. болгарский педагог Г. Лозанов. Этот метод отличается:

- повышенной интеллектуальной активностью учащихся за счет снижения чувства утомляемости,

- активизацией резервной памяти и непроизвольного запоминания,

- повышенным вниманием к овладению речевой деятельностью (т.е. речевыми навыками и умениями) и меньшим вниманием к усвоению фонетической и грамматической информации,

- интенсификацией учебного процесса (т.е. большим объемом учебного материала за единицу времени),

- краткосрочностью обучения.

Эмоционально-смысловой метод обучения предложил и разработал И.Ю. Шехтер. Этот метод предусматривает:

- ролевые игры,

- систему коммуникативных заданий, направленных на владение языком как средством общения.

На базе этого метода разработаны циклы занятий по обучению языку специальности: В задачу первого цикла входит развитие речи в типичных ситуациях общения. К концу первого цикла учащиеся могут читать учебные тексты по специальности объемом 1200-1400 лексических единиц. Второй цикл обучает монологическому высказыванию в условиях. .делового общения. При этом изучаются грамматика, основы перевода, основы письменной речи. В рамках третьего цикла происходит усвоение устной и письменной речи на текстах, связанных с профессиональной деятельностью учащихся.

Ритмопедия – метод обучения, предусматривающих создание оптимальных условий для работы механизмов памяти. Был разработан в Кишиневском университете.

Данный метод предполагает ввод, закрепление и активизацию учебного материала с использованием ритмостимуляции (т.е. воздействия на учащегося ритмическими звуковыми, световыми и цветовыми сигналами). Ритмостимуляция способствует созданию благоприятных условий для прочного запоминания большого объема учебного материала (при использовании ритмопедии оно превышает обычные нормы в 2-3 раза).

Таким образом, ритмопедия – это метод обучения ИЯ, направленный на активизацию сознания и подсознания. Он сочетает логическое восприятие информации (т.е. ее представление в языковой форме) и эмоциональное воздействие (за счет музыкального фона, затемнения, световых эффектов, голоса диктора). Этот метод рекомендуется в качестве вспомогательного метода обучения при необходимости ввести большой объем информации, требующей запоминания

Гипнопедия – метод обучения путем ввода и закрепления информации в памяти во время естественного сна. Первые попытки его применения относятся к 1923 г. (Д. Финней, США). Начиная с 50-х гг. проводились исследования по проблеме восприятия и запоминая во время сна. Однако выводы исследователей крайне противоречивы. Многие методисты отрицают этот метод, т.к. считают, что без обратной связи не может быть обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука

    Документ
    1. Роль и место методики в системе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка. Объект и предмет методики, её задачи. Основные закономерности методики обучения иностранным языкам: закономерности смежных наук, преобразуемые
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 05303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
  4. Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному языку для специальности: 033200. 00 (05033. 00) Иностранный язык с дополнительной специальностью

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его особенностей к самопознанию и самообучению.
  5. Методика преподавания иностранного языка (английский язык)

    Документ
    Кафедра теории и практики английского языка Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» (заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Л.

Другие похожие документы..