Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М...полностью>>
'Документ'
Социально-экономическое развитие Новичихинского района за 2009 год характеризуется небольшим снижением индекса промышленного производства, инвестиций...полностью>>
'Урок'
Учитель: О жизни древних египтян мы узнаем по вещественным и письменным источникам. Среди письменных источников до нас дошли сочи­нения греческого уч...полностью>>
'Лекция'
Разные критерии. (Напр., Агацци: наука = «теория об опредеелнной области объектов», а не просто набор суждений о них. Предполагается теоретический ана...полностью>>

Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. В зависимости от формы обложения:

а) прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимае­мые в процессе приобретения материальных благ, определяе­мые размером объекта обложения и уплачиваемые производи­телем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.). Прямые налоги подразделяются на:

— личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учи­тывающие финансовую состоятельность плательщика (напри­мер, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (до­ход) организаций);

— реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных нало­гов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (на­пример, налог на вмененный доход, налог на операции с цен­ными бумагами, земельный налог);

б) косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в про­цессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уп­лачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стои­мость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являю-

3 - 10264 Крохина

50

Раздел I. Теоретические основы налогового права

щийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика — один из основ­ных при разграничении налогов на прямые и косвенные.

3. По территориальному уровню:

а) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в дей­ствие федеральным органом представительной власти — Госу­дарственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Фе­дерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны уста­навливаться непосредственно1 НК РФ (например, налог на до­ходы от капитала, экологический налог, акцизы);

б) налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательны­ми) органами государственной власти субъектов РФ и обяза­тельные к уплате только на территории соответствующего субъ­екта РФ (например, налог на имущество организаций, транс­портный налог, налог на недвижимость);

в) местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соот­ветствующего муниципального образования (например, земель­ный налог, налог на рекламу, налог на наследование или даре­ние).

4. В зависимости от канала поступления:

а) государственные — налоги, полностью зачисляемые в го­сударственные бюджеты;

б) местные —- налоги, полностью зачисляемые в муници­пальные бюджеты;

в) пропорциональные — налоги, распределяемые между бюд­жетами различных уровней по определенным квотам;

г) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.

5. В зависимости от характера использования:

а) налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они

Глава 2. Понятие и роль налогов

51

расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взи­маемых в Российской Федерации;

б) целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предна­значенные для финансирования конкретно-определенных ме­роприятий (например, земельный налог). ^ ,

6. В зависимости от периодичности взимания:

а) разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение опре­деленного периода при совершении конкретных действий (на­пример, налог на наследование или дарение);

б) регулярные — налоги, взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы фи­зических лиц, налог на имущество организаций и др.).

Перечисленные критерии классификации налогов не явля­ются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юри­дической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литера­туре налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.

§ 5. Правовой механизм налога и его элементы

Налоговые правоотношения содержат собственную специ­фику, не свойственную иным правовым институтам, которая заключается в наличии особых оснований и особого механизма лишения прав собственности налогоплательщиков. Наличие механизмов, допускающих в ряде случаев внесудебное лишение (ограничение) права частной собственности, требует создания особых гарантий соблюдения прав налогоплательщиков. По­добные гарантии осуществляются за счет наличия особого ме­ханизма определения суммы, подлежащей внесению в бюджет в качестве налога. Подобное возможно в силу наличия особой структуры налоговой обязанности, особого состава налога1.

1 Об особенностях доктринального и законодательного подходов к определению элементов юридического состава налога см. подробнее: Зло-бин Н. Н. Налог как правовая категория: Монография. М., 2003. С. 113.

I

52

Раздел I. Теоретические основы налогового права

Правовое регулирование обязательных налоговых платежей определяется особенностями компетенции органов государст­венной власти и управления по их установлению, изменению и отмене, а также четким закреплением всех элементов, характе­ризующих налог как целостный совершенный механизм. Зако­нодательные акты по отдельным налогам и сборам отличаются относительно стабильной, традиционной структурой. В качест­ве составных частей ее выступают элементы правового меха­низма налога или сбора. При этом необходимо исходить из то­го, что регулирование правового механизма налога осуществля­ется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налого­вой обязанности. Налоговым кодексом РФ закрепляются эти основания. Так, в ст. 17 определено, что налог считается уста­новленным лишь в том случае, когда определены налогопла­тельщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте за­конодательства о налогах и сборах могут также предусматри­ваться налоговые льготы и основания для их использования на­логоплательщиком.

В данном случае сформирован определенный алгоритм по­строения специальных законодательных актов, которыми регу­лируется уплата соответствующих налогов и сборов. Неустанов­ление или неопределение законом хотя бы одного из элементов юридического состава налога будет означать отсутствие налого­вой обязанности, поскольку сложный юридический состав ее возникновения не зафиксирован правовыми нормами.

Юридические элементы налога имеют унифицированную структуру, особый порядок расположения статей. Вместе с тем иногда в законе о налоге присутствует какая-либо специальная норма (бюджетное возмещение, особый порядок и перечень вычетов, льготы и т. д.), которую невозможно применить по другим налогам.

Глава 2. Понятие и роль налогов

53

Система элементов правового механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные эле­менты включают две группы.

1. Основные элементы определяют фундаментальные, сущ­ностные характеристики налога, формирующие основное пред­ставление о содержании налогового механизма. Отсутствие ка­кого-либо из основных элементов правового механШма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и дела­ет налоговый механизм неопределенным.

К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся:

а) плательщик налога или сбора;

б) объект налогообложения;

в) ставка налога или сбора.

2. Дополнительные элементы правового механизма налога детализируют специфику конкретного платежа, создают завер­шенную и полную систему налогового механизма. Следует учи­тывать, что дополнительные элементы так же обязательны, как и основные, и не имеют факультативного характера. Цельный правовой механизм налога возможен только как совокупность основных и дополнительных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополнительных элементов не позволит законода­тельно закрепить отдельный налог или сбор. Совокупность до­полнительных элементов правового механизма налога доста­точно многообразна (в зависимости от степени детализации на­логового механизма). Однако эта совокупность состоит из двух подгрупп:

1) дополнительные элементы правового механизма налога, де­тализирующие основные или связанные с ними (предмет, база,! единица налогообложения — категории, прямо зависящие от объекта налогообложения);

2) дополнительные элементы правового механизма налога, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, мето­ды, сроки и способы уплаты налога; бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).

Таким образом, к дополнительным элементам правового ме­ханизма налога относятся:

а) налоговые льготы;

б) предмет, база, единица налогообложения;

54

Раздел I. Теоретические основы налогового права

в) источник уплаты налога;

г) методы, сроки и способы уплаты налога;

д) особенности налогового режима;

е) бюджет или фонд поступления налога (сбора);

ж) особенности налоговой отчетности.

Как основные, так и дополнительные элементы носят обяза­тельный характер, без которого невозможно закрепление соот­ветствующего налогового механизма. Дополнительность эле­мента подчеркивает не его необязательность, а особенности ре­гулирования (возможность делегирования компетенции и т. д.). Невозможно представить себе налог, который никуда не посту­пает. Поэтому еще раз хотелось бы обозначить акцент обяза­тельности дополнительных элементов правового механизма на­лога.

Иначе обстоит дело с факультативными элементами. В от­дельных случаях специфика налога требует выделения в его ме­ханизме особенных элементов, характерных исключительно для данного налога. Например, ведение специальных кадастров по имущественным налогам; специфических реестров; бандероль­ный способ уплаты и т. д. Подобные элементы и составляют группу факультативных, которые могут быть задействованы в налоговом механизме, а могут и не использоваться.

Одним из основных элементов правового механизма нало­га выступает объект налогообложения. Объектом налогообло­жения может выступать имущество, прибыль, доход, стои­мость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимо­стную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообло­жения. Однако НК РФ прямо не устанавливает, что каждый объект налогообложения может облагаться только одним нало­гом.

Объект налогообложения должен присутствовать у собствен­ника или лица, уплачивающего соответствующий налог. НК РФ обязательно должны быть установлены конкретные формы юридической связи между объектом налогообложения и

Глава 2. Понятие и роль налогов

55

лицом, обязанным уплачивать причитающиеся с этого объекта налоги. Например, лицо может получать заработную плату и, следовательно, уплачивать с ее размера налог на доходы физи­ческих лиц; банк может осуществлять операции с векселями или облигациями и уплачивать налог на операции с ценными бумагами.

т т -ж*1' ••

Наличие у лица какого-либо объекта налогообложения оз­начает возникновение налоговой обязанности.

Налоговая база — это стоимостная или физическая характе­ристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бух­галтерского учета и (или) на основе иных документально под­твержденных данных об объектах, подлежащих налогообложе­нию или связанных с налогообложением.

Налоговый период — календарный год или иной период вре­мени, применяемый к отдельным налогам, по окончании ко­торого определяется налоговая база и исчисляется сумма нало­га, подлежащая уплате. Относительно некоторых налогов на­логовый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые плате­жи. Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательст­вом о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При ее ус­тановлении законодатель обязан соблюдать принципы эконо­мической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога (ст. 3 НК РФ).

Выделяются ставки твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обло­жения.

Порядок исчисления налога представляет собой процессуаль­ное действие, согласно которому налогоплательщик самостоя­тельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налого­вый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случа­ях, прямо предусмотренных налоговым законодательством,

56

Раздел I. Теоретические основы налогового права

обязанность по исчислению суммы налога может быть возло­жена на налоговый орган или налогового агента.

Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответст­вии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной денежной форме. Относительно федеральных налогов и сборов порядок уплаты определяется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов приоритет имеют со­ответствующие региональные законы или решения органов ме­стного самоуправления.

В практике налоговой деятельности применяются три спо­соба уплаты налогов: кадастровый; у источника; по деклара­ции.

Кадастровый способ носит исторический характер и приме­няется при слабом развитии правового механизма налогового регулирования. При этом способе устанавливается средняя до­ходность объекта обложения по внешним признакам. Сущест­вуют поземельный, подомовой, промысловый и другие кадаст­ры. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки взносов.

Второй способ — у источника — означает уплату налога до получения налогоплательщиком дохода. Таким способом упла­чивается налог на доходы физических лиц, исчисляемый и удерживаемый бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход налогоплательщику. Это обычное автомати­ческое удержание, осуществляемое безналичным способом.

Способ уплаты налога по декларации предполагает перечис­ление налога после получения дохода владельцем. Данный спо­соб возник с развитием личных доходов. Он предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т. е. официального заявления о получаемых им доходах. Нало­говые органы на этой основе рассчитывают налог и присылают (вручают) налогоплательщику извещение о его уплате.

Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам при­знаются определенные преимущества, предоставляемые отдель­ным категориям налогоплательщиков. Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот,

Глава 2. Понятие и роль налогов

57

согласно которому льготы по налогам могут быть в качестве возможности:

а) не уплачивать налог или сбор;

б) уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем уста­новленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ. ^iy

Налоговые льготы могут устанавливаться только законода­тельством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналого­вых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преиму­щества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.

Одним из критериев установления налоговых льгот выступа­ет исключение индивидуального характера, т. е. отсутствие от­дельного порядка или отдельных условий налогообложения конкретно-определенных лица или организации.

В практике налогообложения возможно применение сле­дующих налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты. Изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов. Скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Под налоговым кредитом понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки. Налоговый кредит можно подразделить на следующие виды: снижение ставки налога, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога, за­мена уплаты налога натуральным исполнением.

Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы яв­ляются правом, а не обязанностью налогоплательщика. Это оз­начает, что в ряде случаев налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговых льгот на законном основании, равно как и приостановить их использование на один или не­сколько налоговых периодов. Однако слабо проработанный за­конодательством механизм переноса льгот на будущие налого­вые периоды не позволяет в полной мере использовать налого­вые льготы в качестве действенного правового регулятора общественных отношений.

Таким образом, правовой механизм налога и его элементы, зафиксированные ст. 17 НК РФ, отражают конституционный принцип уплаты законно установленных налогов (ст. 57 Кон­ституции РФ).

58

Раздел I. Теоретические основы налогового права

Глава 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

§ 1. Понятие системы налогов и сборов

Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на терри­тории Российской Федерации.

В настоящее время налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов. Согласно ст. 12—15 НК РФ в систему налогов и сборов входят: федеральные, ре­гиональные и местные налоги и сборы, а также государствен­ные и таможенные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам1.

Ранее Закон РСФСР от 27 марта 1991 г. «Об основах налого­вой системы Российской Федерации»2 оперировал понятием «налоговая система», которая определялась как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (да­лее — налоги), взимаемых в установленном порядке» (ст. 2), т. е. фактически все обязательные платежи в бюджеты и вне­бюджетные фонды включались в налоговую систему. Придание всем указанным платежам налогового характера основывалось на отсутствии различий в понимании налога, сбора, пошлины, а также других платежей, которые одинаково рассматривались как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными акта­ми» (ст. 2). Налоговые платежи, по сути, включали как непо­средственно налоговые доходы, так и неналоговые доходы. Та­ким образом, Закон устанавливал понимание налоговой систе-

1 Статья 13 НК РФ относит к федеральным налогам и сборам взно­сы в государственные социальные внебюджетные фонды. Однако в со­ответствии с гл. 24 НК РФ установлен единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств на государственное пенси­онное и социальное обеспечение (страхование), а также медицинскую помощь и выступающий, по сути, аналогом взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

2 Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст. 527.

Глава 3. Правовые основы системы налогов и сборов

59

мы в широком смысле, объединяя в ней всю совокупность бюджетных доходов.

Нормативное разграничение налоговых и неналоговых пла­тежей было закреплено в БК РФ, принятом 31 июля 1998 г. Так, Кодекс содержит ст. 41 «Виды доходов бюджетов», в ко­торой закреплено положение о том, что доходы бюджетов об­разуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым до­ходам отнесены предусмотренные налоговым законодательст­вом Российской Федерации федеральные, региональные и ме­стные налоги и сборы, а также пени и штрафы (п. 2 ст. 41). Отсылка к налоговому законодательству РФ влечет необходи­мость обращения к НК РФ с целью определения сущности платежей, входящих в налоговые доходы бюджета. Это особо подчеркивает важность параллельного развития налоговой и бюджетной отраслей законодательства, несогласованность ко­торых может затруднять решение вопроса об элементном со­ставе налоговой системы. НК РФ определяет штраф как де­нежное взыскание, являющееся налоговой санкцией (ст. 114), а пеней признает денежную сумму, которую налогоплатель­щик, плательщик сборов или налоговый агент должны выпла­тить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сбо­ров, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в бо­лее поздние, чем установлено законодательством о налогах и сборах, сроки (ст. 75). Более того, ст. 282 БК РФ наложение штрафа и начисление пени называет в числе мер, применяе­мых к нарушителям бюджетного законодательства. Понятие налога и сбора содержит ст. 8 НК РФ, которая определяет их в качестве обязательных платежей. Это свидетельствует о том, что в настоящее время термином «налоговые платежи» охва­тываются только два вида обязательных бюджетных плате­жей — налоги и сборы. Таким образом, в узком смысле нало­говая система представляет собой систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Налоговая система понимается как целостное единство вхо­дящих в нее налогов и сборов. Специфика налоговой системы заключается в особенностях каждого из составляющих ее эле-

60

Раздел I. Теоретические основы налогового права

ментов •— налогов и сборов, а также в характере взаимосвязи между ними. Отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом — с внешней социально-экономической средой. Налоговая систе­ма РФ имеет трехуровневое построение со следующим эле­ментным составом: верхний уровень — федеральные налоги и сборы; средний — региональные налоги и сборы; нижний — местные налоги и сборы.

Для России как федеративного государства наиболее важны взаимосвязи налогов и сборов по уровням управления, по­скольку налоговая система призвана обеспечивать сбалансиро­ванность федеральной, региональной и местной властей по­средством наделения их налоговой компетенцией.

Иерархическая трехуровневая система налогов и сборов должна предусматривать четкое разделение компетенции орга­нов власти каждого уровня в налоговых отношениях. Однако именно в федеративном государстве система налогов и сборов потенциально содержит противоречие, которое заключается в проблеме разделения налоговой базы и прав по собиранию на­логов и сборов на своей территории между Федерацией и ее субъектами.

Существует три принципиально различных подхода к разде­лению налоговых поступлений (компетенций) между уровнями. При первом подходе каждый уровень — федеральный, регио­нальный и местный — имеет собственные («непересекающие­ся») налоги, которые вводятся соответствующими органами власти и полностью поступают в соответствующие бюджеты. Второй подход предусматривает соединение в одном налоге ставок, устанавливаемых органами власти и управления различ­ных уровней (как правило, при введении вышестоящими орга­нами определенных предельных ставок). При третьем подходе поступления от одних и тех же общегосударственных налогов распределяются в определенной пропорции между уровнями бюджетной системы. В мировой практике, как правило, в чис­том виде ни один из вариантов не применяется, а используются комбинации нескольких форм.

Налоговая система РФ складывается под влиянием разных социально-политических, экономических и финансовых усло-

Глава 3. Правовые основы системы налогов и сборов

61

вий. В каждом государстве существуют свои виды налоговых систем, поскольку они складывались под воздействием различ­ных влияний. Иногда налоговые системы существенно отлича­ются друг от друга по набору налогов, их структуре, ставкам, налоговой базе, налоговым льготам и т. д.

Наиболее отличающейся от налоговой системы РФ является налоговая система США, поскольку развитие налоговой сферы здесь базируется на принципе полной налоговой автономии штатов. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и реализуют свою налоговую политику, при этом виды и разме­ры налогов и пороговые суммы налогообложения в тех или иных штатах значительно различаются между собой. США яв­ляются примером формирования практически самостоятель­ных налоговых систем федерального и регионального уровней. В истории развития российской налоговой системы существо­вал период, когда субъекты Федерации обладали безграничной налоговой самостоятельностью1, что привело к введению в субъектах Федерации дополнительных, сверх предусмотренных в Законе РФ об основах налоговой системы налогов. По сути, введение огромного неконтролируемого количества дополни­тельных налогов свидетельствовало об отсутствии единой на­логовой системы государства и существовании множества авто­номно функционирующих региональных налоговых систем. Субъекты Федерации не смогли разумно использовать налого­вые полномочия, что привело впоследствии к их существенно­му ограничению. Основной причиной этого являлось недоста­точно четкое нормативно-правовое регулирование налоговых отношений в государстве.

Налоговая система — это взаимосвязанная совокупность на­логов и сборов, сложившихся в данном государстве под воздей-

1 Пункт 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О формиро­вании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоот­ношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» (Российская газета. 1994. 6 янв.) устанавливал, что дополнительные налоги и сборы в субъектах Федерации, не предусмотренные законо­дательством Российской Федерации, могут вводиться решениями ор­ганов государственной власти субъектов Федерации.

62

Раздел I. Теоретические основы налогового права

Глава 3. Правовые основы системы налогов и сборов

63

ствием социально-политических, экономических и финансовых условий.

Налоговую систему государства характеризуют экономиче­ские и политико-правовые показатели. К числу важнейших экономических показателей системы налогов и сборов относят­ся соотношение прямого и косвенного налогообложения, уро­вень налогообложения (налоговый гнет), динамика налоговых платежей и др. Основные политико-правовые показатели нало­говой системы составляют соотношение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в налоговой сфере, приоритеты налогово-правовой политики и др.

Универсальным'показателем налоговой системы государст­ва, генерирующим в себе все остальные ее характеристики, яв­ляются принципы, на которых строится система налогов и сбо­ров в государстве.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образцы заданий для вкр по финансовому праву

    Документ
    В главе 1 необходимо раскрыть следующие понятия: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, банковская деятельность, банковские операции, иностранный банк, Центральный банк.
  2. Программа курса российское налоговое право (Общая часть) для студентов заочного отделения (на базе высшего образования)

    Программа курса
    Рекомендовано в печать решением кафедры конституционного права и прав человека юридического факультета Казанского государственного университета от « 10 » апреля 2007 г.
  3. Н. С. Тимофеев Муниципальное право России: учебник

    Учебник
    В учебнике освещаются современная организация местного самоуправления в Российской Федерации, развитие российского законодательства и практики в данной сфере, а также состояние муниципального права как одной из юридических наук.
  4. Учебно-методический комплекс петрозаводск 2011 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студента, виды учебных занятий по реализации учебного процесса, руководство самостоятельной
  5. Рабочая программа дисциплины дс. 01. 06 «Налоговое право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности юриспруденция

Другие похожие документы..