Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
На протяжении многих веков казахскому народу приходилось бороться за независимость и суверенитет. Благодаря своим лучшим качествам, умению сплотиться...полностью>>
'Рабочая программа'
1.1. Дидактические единицы по ГОС – представлены разделами, темами и понятиями , с помощью которых определяется основное содержание дисциплины (при о...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Раздел 9. Философско-мировоззренческие предпосылки и логико-методологические основания общественного прогресса и социальной устойчивости, развития ли...полностью>>
'Доклад'
Школа участвует в инновационной деятельности, используются образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные, в образовательно-вос...полностью>>

Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Глава 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

§ 1. Развитие налогообложения в России

Финансовое устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существующие в этот период податные отношения имели еще достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономи­ческих факторов происходит их постепенная трансформация.

В развитии податных отношений Древней Руси выделяют не­сколько этапов. К первому этапу относится формирование инсти­тута податей славянских племен. Податные отношения этого пе­риода были случайными, несистемными, поэтому не носили в полном смысле этого слова финансового характера. Второй этап связан с формированием простейших податных форм, где склады­ваются важнейшие черты налогов — определенная, стабильная форма платежа и его закрепления, обязательность и систематич­ность, определенные гарантии. Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся разделением податей на ордынские и местные (внутренние). Четвертый этап — с момента падения мон­голо-татарского ига до утверждения централизованного самодер­жавного государства — является периодом существования транс­формирующихся податных форм, по окончании которого в Рос­сии уже существуют государственные подати1.

1 См.: Кучерявенко Н. П. Курс налогового права: В 6 т. Т. 1: Генезис налогового регулирования. Харьков, 2002. С. 358—359.

• 2 Раздел I. Теоретические основы налогового права

Первым и основным источником доходов княжеской казны была дань, которая изначально выступала своеобразной кон­трибуцией, налагаемой князем на подвластные племена для по­крытия единственного государственного расхода — удовлетво­рения потребностей князя и дружины. Развитие государствен­ного аппарата впоследствии привело к формированию новых потребностей, что предопределяло установление новых повин­ностей или податей. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»). Существовало два способа ее взимания: 1) «по­возом» (когда дань привозилась князю в Киев) и 2) «полюдьем» (когда сбор дани осуществлял сам князь или княжеские дружи­ны). С течением времени дань утратила значение контрибуции и приобрела форму платы с имущества и доходов. В период Зо­лотой Орды (XIII в.) дань взималась в пользу монголо-та­тарских ханов («выход»). В XIV—XV вв. свободное население платило не только ордынскую дань, но и дань (как государст­венная подать), которая направлялась в княжескую казну. Дань как государственная подать приобрела самостоятельное значе­ние, когда была прекращена уплата «ордынского выхода» (1480г.).

Помимо дани население Древней Руси платило оброк, кото­рый на начальных этапах формирования древнерусской финан­совой системы означал доход с государственных имуществ и регалий, а впоследствии трансформировался в податный пла­теж.

Важным источником доходов княжеской казны являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы: «тор­говый» (за право торговли); «корчмиты» (сборы с корчмы и по­стоялого двора); «гостиная дань» (за провоз товаров); «перевоз» (за перевоз товаров и людей через водную преграду). Население Древней Руси выполняло также различные виды работ, среди которых — строительство мостов и городских укреплений, по­ставка лошадей и др.

После монголо-татарского нашествия основной податью стал выход ордынский, который контролировался баскаками (специально назначенными чиновниками) и бесерменами (от­купившими это право богатыми восточными купцами), а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Глава 1. История развития налогообложения 3

В 1480 г. при Иване III фактически заново начала создавать­ся древнерусская система налогообложения. В период царство­вания Ивана III вводятся новые прямые и косвенные налоги и сборы, происходит упорядочение налоговых платежей в госу­дарстве. Основными государственными налогами в конце XV — начале XVI в. были: прямые налоги — деньги с чегшрсошных крестьян и посадских людей; ямские деньги; пищальные день­ги; сборы на городовое и засечное дело; стрелецкая подать и др. Определению размера прямых налогов служило сошное письмо, являющееся, по сути, прообразом налоговой деклара­ции. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — сохи. Размер сохи не был унифицирован и зависел от социального статуса землевладельца и от возмож­ности крестьян платить налоги государству. В городском обло­жении она представляла собой финансовую единицу, выражав­шую величину капитала, с которого уплачивались проценты в виде подати. Однако посошное обложение обладало определен­ными недостатками, которые проявлялись в отсутствии объек­тивного критерия для определения доходности земель, а также в невозможности учета текущих изменений количества пла­тельщиков податей и объектов обложения. Происходящее в этот период развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей, уплачивае­мых местным населением.

До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена Золотой Орды), откупщики (в ос­новном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киев­ская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государ­ства формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов: Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, со­бирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины за скрепление актов государ­ственной печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и монастырских земель. Кроме того, от­дельные функции в области налогообложения выполняли Стре­лецкий, Посольский, Ямской приказы.

4 Раздел I. Теоретические основы налогового права

Таким образом, в Российском государстве фактически от­сутствовала стройная система управления финансами, а суще­ствующая была сложна и запутанна. В целях упрощения этой системы в 1655 г. был создан Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволило определить структуру государственного бюджета того периода.

В 1678—1680 гг. с целью упрощения сложной системы нало­гообложения проводится налоговая реформа, в результате осу­ществления которой отменяются многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение заменяется подворным. Заме­на посошного обложения подворным позволила расширить ко­личество плательщиков податей за счет включения слоев насе­ления, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложе­ние, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, т. е. общая сумма налоговых поступлений от каждой террито­рии в доход казны определялась централизованно, а крестьян­ская община и посад раскладывали подати между дворами.

В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней фео­дальной раздробленности и укрепление централизованного го­сударства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения сис­темы налогообложения. Нормативное регулирование налогов появляется в специальных актах органов центральной государ­ственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила на­логообложения, не применявшиеся ранее. Так, 7 февраля 1646 г. был издан царский указ, предусматривающий замену множества прямых налогов одним косвенным — налогом на соль; царский указ от 5 сентября 1679 г. устанавливал подвор­ную подать вместо стрелецких, полоняничных, ямских, пи­щальных денег и некоторых других.

Период правления Петра I (1672—1725) сыграл особую роль в становлении и развитии налоговых отношений Российского государства. Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа

Глава 1. История развития налогообложения 5

формирования доходов государственного бюджета. Как отмеча­ет Д. Г. Черник, ранее существующая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникнове­ния и возрастания потребностей казны без учета реального экономического положения государства. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необ­ходимые условия укрепления финансового положен™'. Основ­ная черта налоговой системы XVIII в. — преобладание косвен­ных налогов (их доля составляла 42% от доходов казны) над на­логами прямыми.

При Петре I в сфере налогообложения произошли радикаль­ные преобразования. Для пополнения казны увеличивались ставки уже существующих налогов, а также вводились различные новые сборы, численность которых достигла трех-четырех десят­ков. Были введены военные налоги: «драгунские деньги» (взима­лось по 25 копеек с крестьянского двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

Новые виды налогообложения создавали и разрабатывали специальные государственные люди — прибыльщики. По их инициативе были введены гербовый сбор, хомутейный (налог на клеймение хомутов), с печей (трубный), пчельный (с вла­дельцев пасек), мельничный и другие налоги и сборы, введено удвоенное обложение податями староверов.

Осуществляется переход от подворного налогообложения к подушной подати, что было вызвано возникновением способа уклонения от налогов (дворы стали объединяться). Единицей обложения стала ревизская (мужская) душа. Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских сказках). Величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн это должно было обеспечить казне 4,1 млн руб.2

Однако подушное обложение имело недостатки: во-первых, при разной платежеспособности населения в различающихся

1 См.: Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М., 1997. С. 21-22.

2 См.: Коломиец А. Г. Финансовые реформы русских царей: От Ива­на Грозного до Александра Освободителя. М., 2001. С. 135.

по своим географическим и хозяйственным условиям районах единый размер податного оклада плательщика означал наруше­ние принципа равенства уплаты, провозглашенного самим же Петром I; во-вторых, ревизская душа не всегда отражала реаль­ную платежеспособную единицу, поскольку включала умерших между ревизиями, увечных, стариков, младенцев, беглых.

При Петре I существенные изменения претерпела вся систе­ма финансового управления. Большое значение имело создание Правительствующего сената, учрежденного 22 февраля 1711 г., поскольку никакие налоги и сборы не вводились без его согла­сия. В течение всего XVIII в. Сенат являлся высшей наблюда­тельной инстанцией за финансовыми учреждениями. Учрежда­ются финансовые коллегии: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Они представляли собой государ­ственные органы отраслевого управления, за которыми закреп­лялись определенные полномочия. Главным органом финансо­вого управления была Камер-коллегия. В ее ведении находилась доходная часть бюджета. Основным видом деятельности явля­лось пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Камер-коллегия получала сведения о сборах налогов, разрабатывала проекты по налогообложению, могла самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросами расходных статей бюджета ведала Штатс-контор-коллегия. На Ревизион-коллегию возлагались функции финан­сового контроля,. Следует отметить, что другие, неспециализи­рованные, коллегии также выполняли функции по финансово­му управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия при­нимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала тамо­женными сборами и таможенными тарифами.

После смерти Петра I (1725 г.) финансы в России постепен­но начали приходить в упадок. Лишь во времена правления Екатерины II (1762—1796 гг.) создаются важные предпосылки последующего перехода к более рациональным методам веде­ния финансового хозяйства и построения финансовой админи­страции, т. е. закладываются основы административных и фи­нансовых реформ первой половины XIX столетия. При Екате­рине II совершенствуется управление государственными финансами, проводится реорганизация государственного аппа-

Глава 1. История развития налогообложения 7

рата. Деятельность коллегий, особенно финансовых, оказыва­ется неэффективной, что обусловливает необходимость исполь­зования принципа централизованного управления. В результате в 1780—1781 гг. учреждаются Экспедиция доходов, Экспедиция расходов, Экспедиция ревизии счетов, Экспедиция взыскания недоимок, недоборов и начетов. В губерниях создающгказна-чейские палаты, которые сохраняются в России до XX в.

В XIX в. происходит нормативно-правовое оформление сис­темы земских сборов и повинностей. Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанав­ливало, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений. Сметы повинностей состав­ляются специальным губернским присутствием в составе губер­натора, вице-губернатора, губернского предводителя дворянст­ва и депутатов от городского общества и утверждаются дворян­ским собранием совместно с депутатами от купечества. Сборы вносятся в казначейства, но не смешиваются с другими госу­дарственными доходами. «Положение», однако, не касалось на­туральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квар­тирной и прочих воинских и гражданских), а также не опреде­ляло предметы денежных земских повинностей, что обусловило разработку дополнительных нормативно-правовых актов. Но­вые правила о земских повинностях были введены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее су­щественное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основной была подушная подать (которая от­меняется сначала для мещан, а затем и для всего населения), замененная в 1863 г. налогом с недвижимого имущества. Объ­ектом налогообложения являлись дома и все другие виды не­движимого имущества, приносящего доход. Обложению нало­гом подлежало имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, ма­газины, огороды.

При этом сохраняется важная роль в системе государствен­ных доходов питейного и таможенного сборов, соляного налога

8

Раздел I. Теоретические основы налогового права

(в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866 г.), акциза на керосин (1872 г.), акциза на табак. В 1875 г. в рос­сийском бюджете появляется государственный поземельный налог наравне с другими налогами реального характера (подо-мовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложе­ния дифференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (По­дольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма по­земельного налога устанавливалась централизованно для губерний, а затем распределялась между уездами и плательщи­ками.

В 1882 г. возникает обложение наследств и дарений; с 1885 г. взимается налог на доходы с денежных капиталов, уплачивае­мый в размере 5% от полученных доходов; в 1893 г. появился квартирный налог в качестве весьма неудачного суррогата подо­ходного налога. Законом от 8 июня 1898 г. реформируется про­мысловое обложение. Дореволюционный промысловый налог состоял из двух частей: основного промыслового налога или па­тентного сбора и дополнительного налога или дополнительных сборов. Патентная система была введена в 1863 г. Положением о пошлинах за право торговли и других промыслов. Она заклю­чалась в установлении права правительства взимать налог путем продажи разрешений на занятие торгово-промышленной дея­тельностью. Претерпев неоднократные изменения и найдя отра­жение в промысловом налоге, эта система сохранилась вплоть до революции и затем вновь возродилась в период нэпа. Допол­нительный промысловый налог стал взиматься с предприятий, обязанных публичной отчетностью (т. е. публиковавших свой финансовый отчет в печати), в виде налога с капитала и про­центного сбора с прибыли, а с предприятий, не обязанных пуб­личной отчетностью, — в виде раскладочного сбора и процент­ного сбора с прибыли.

В 1802 г. согласно Манифесту «Об учреждении мини­стерств» было создано Министерство финансов, занявшее веду­щее место в системе центральных органов финансового управ­ления в XIX в. Оно представляло собой государственное учреж­дение, в компетенцию которого входили исключительно вопросы финансов, т. е. являлось органом специальной финан­совой компетенции. В его компетенцию входило ведение всех государственных доходов, в том числе и система налогообложе-

Глава 1. История развития налогообложения 9

ния. В связи с выполнением этой функции Министерство фи­нансов устанавливало суммы поступлений для различных нало­гов. На него возлагалась также обязанность разрешать все спорные вопросы по налогообложению. При этом споры могли возникнуть в форме претензий как со стороны налогоплатель­щика к государственным органам, так и между различиями го­сударственными учреждениями, подведомственными Мини­стерству финансов. Министерство должно было оказывать по­мощь нижестоящим финансовым органам. Первоначально оно состояло из четырех департаментов: государственных иму-ществ, горных и соляных дел, внешней торговли, разных пода­тей и сборов. В 1817 г. было учреждено отделение для питейно­го сбора — акциза на право торговли спиртными напитками; в 1819 г. образовался департамент мануфактур и внутренней тор­говли; в 1821 г. — департамент государственного казначейства.

Несмотря на образование министерств продолжали функ­ционировать и коллегии. Юридически они вошли в состав ми­нистерств в качестве подразделений (та же Берг-коллегия), но фактически четкий порядок взаимоотношений между колле­гиями и министерствами отсутствовал.

В начале XX в. структуру основных налоговых доходов бюд­жетов составляли: прямые налоги — поземельный налог, подо-мовой, или квартирный, налог, промысловый налог, подоход­ный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги — различные виды акцизов (табачный, сахарный, соля­ной, нефтяной, спичечный налоги и др.). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью на­логов и сборов и не имела определенного принципа формиро­вания. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развитием капиталистических отношений су­ществовали и феодальные отношения с присущими им форма­ми обложения (оброк, подымный налог), а также несовершен­ная система взимания налогов и сборов.

Налогообложение советского периода имело ярко выражен­ный классовый характер. Так, система прямого обложения (по­доходный налог и налог на прирост прибылей), наряду с фис­кальной, решала задачу подрыва экономического благосостоя­ния имущих классов, а по сути подрыва экономики всей

страны, так как государственного сектора как такового еще не

было.

После революции 1917 г. до перехода к нэпу налоговая по­литика реализуется по двум основным направлениям: отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых форм обложения, выполняющих чисто революционные задачи. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликви­дации поземельного налога (30 октября 1918 г.) и всех бывших земских и городских поземельных сборов (3 декабря 1918 г.); национализация промышленности — к отмене промыслового налога (28 декабря 1918 г.); были упразднены налоги с город­ских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с де­нежных капиталов (13 сентября 1918 г.).

В условиях натурализации хозяйственных отношений при одновременном резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег произошло значительное снижение финан­совой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме1. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой на­лог2.

В начале 20-х гг. создана новая налоговая система государ­ства, что было связано с переходом к нэпу. В 1921 г. был введен промысловый налог, являющийся денежным налогом, что сви­детельствовало о возрождении опыта дореволюционного нало­гообложения. Промысловым налогом облагались частные тор­говые и промышленные предприятия, а также граад^ле, имев­шие доходы от занятий промыслами. Он представлял собой сложную конструкцию (аналог дореволюционной), состоящую из двух частей: патентного и уравнительного сборов. При взи­мании патентного сбора осуществлялась регистрация предпри­ятий в финансовых органах, что способствовало государствен­ному финансовому контролю, а равно поступлению в бюджет стабильных денежных сумм. Цена патента определялась разря­дом и местонахождением предприятия. Ставки были диффе­ренцированными: для промышленных предприятий — по

1 См.: Толкушкин А. В. История налогов в России. М., 2001. С. 200.

2 См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 17.

Глава 1. История развития налогообложения 11

12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле — по 5 разрядам и 6 поясам. Уравнительный сбор являлся основной частью про­мыслового налога и позволял усилить обложение субъектов, получающих крупные доходы. Он взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия: перво­начально уравнительный сбор определялся в размере ,&%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота.

С 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог, пла­тельщиками которого являлись проживающие в городе гражда­не и юридические лица. Поимущественное обложение затраги­вало как предметы обихода, роскоши, так и производственное оборудование частных и акционерных предприятий, запасы сы­рья, товаров. В 1924 г, подоходно-поимущественный налог был отменен и преобразован в подоходный, взимаемый в форме ос­новного — в твердых ставках, дифференцированных по груп­пам плательщиков, и дополнительного — по прогрессивной ставке от совокупности доходов, превышающих определенный размер.

Для налоговой системы России периода нэпа, так же как и для дореволюционной налоговой системы, было характерно разграничение налогообложения города и деревни. Так, в 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог, заменив­ший различного рода натуральные повинности. Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии — доход, полученный от хозяй­ства, в том числе от подсобных занятий. В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвен­ное налогообложение. В 1921 — 1923 гг. были введены акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.

К концу 1920-х гг. бессистемная экономическая и финансо­вая политика государства, а также использование прямых адми­нистративных методов управления привели к созданию гро­моздкой налоговой системы, отличающейся множественностью налогов и сборов.

В 1930—1932 гг. в СССР в результате налоговой реформы налоги стали выполнять несвойственную им роль средства по­литической борьбы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от

12 Раздел I. Теоретические основы налогового права

2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены преобразования налоговой системы государства. Изменение внутренней политики СССР, проводимые в стране индустриа­лизация и коллективизация привели к замене налоговой систе­мы административными методами изъятия прибыли, амортиза­ции имущества предприятий и административному перераспре­делению финансовых ресурсов по отраслям и территориям. В результате проведения налоговой реформы устанавливается система изъятия доходов государственных предприятий и орга­низаций в двух видах — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота объединил в себе 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и пла­тежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, консолидирова­лись в один — отчисления от прибыли. Не были унифицирова­ны и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета.

В 1930 г. происходит учреждение налоговых инспекций, яв­ляющихся структурными подразделениями районных и город­ских финансовых отделов. В компетенцию налоговых инспек­ций входило взимание налогов с населения. Налоговую регист­рацию осуществляли налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и др.).

Во время Великой Отечественной войны дополнительные потребности бюджета, помимо действующей в предвоенный период системы обязательных платежей, обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения: военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с вла­дельцев скота и др. Послевоенный период характеризовался снижением размеров обязательных платежей населения, в ре­зультате чего удельный вес налогов в доходной части государст­венного бюджета в 1946—1950-х гг. уменьшился в два раза и со­ставлял 7,7% доходов бюджета советского государства1.

1 См.: Рукавишникова И. В., Науменко А. М., Пазюкова Н. В. и др. История финансового законодательства России: Учеб. пособие. М., 2003. С. 47.

Глава 1. История развития налогообложения 13

/ В середине 1960-х гг. в СССР осуществляются преобразова­ния хозяйственной сферы, направленные на повышение эф­фективности и прибыльности работы предприятий. Одним из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, • было принятое 4 сентября 1965 г. постановление ЦК КПСС и I Совета Министров СССР «О совершенствовании пладирова-I ния и усилении экономического стимулирования промышлен-' ного производства». В области налогообложения важнейшими мероприятиями являлись изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды и фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. В результате при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчисле­ний от прибыли государственных предприятий было установле­но три платежа: плата за производственные основные и норми­руемые оборотные средства (плата за фонды), целью которой было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные платежи), направленные на изъятие излишних накоплений предприятий по сравнению со среднеот­раслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюд­жет.

В 1970—1980-е гг. 91% общих доходов государственного бюд­жета СССР составляли платежи от социалистического хозяйст­ва — налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий. Налоги с населения составляли лишь 8—9% всех доходов государственного бюджета.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка привела к реформирова­нию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение значения экономических ме­тодов управления, создание механизма реального хозяйствен­ного расчета и самофинансирования на предприятиях. Наряду с реформированием системы платежей государственных пред­приятий создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также кооперативов и предприятий с уча­стием иностранных организаций. Принимаются соответствую­щие нормативные документы, регулирующие процесс рефор­мирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О коопе-

14 Раздел I. Теоретические основы налогового права

рации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от

13 января, 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на терри­тории СССР совместных предприятий» и др. В последующие годы издается множество нормативных правовых актов по на­логообложению отдельных сфер экономической деятельности. Впоследствии они были систематизированы в Законе СССР от

14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и ор­ганизаций», установившем обязанность уплачивать налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

В 1991 г. началось формирование самостоятельной налого­вой системы Российской Федерации. В частности, были приня­ты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являл­ся принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации».

Однако созданная налоговая система обладала существен­ными недостатками, среди них: многочисленность норматив­ных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочис­ленность налогов и сборов федерального, регионального и ме­стного уровней.

В целях совершенствования налоговых отношений с середи­ны 1990-х гг. в Российской Федерации проводятся преобразо­вания системы налогообложения. Значительным шагом в со­вершенствовании налогового законодательства являлась его ко­дификация — разработка и принятие Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Современный период развития налоговых отношений в Рос­сии характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах, поиском оптимальной модели налоговой сис­темы с учетом федеративного устройства государства, реорга­низацией органов налогового управления.

Таким образом, становление и развитие системы налогооб­ложения в России проходило несколько этапов: первый этап — конец IX — первая половина XV в. (податные отноше­ния Древней Руси); второй этап — вторая половина XV — первая половина XVII в. (налоговая система периода форми-

Глава 1. История развития налогообложения

15

рования централизованного государства); третий этап — вто­рая половина XVII— XVIII в. (налоговая система периода абсо­лютной монархии); четвертый этап — XIX — начало XX в. (до 1917 г.) (налоговая система буржуазного строя); пятый этап — 1918—1990 гг. (налоговая система советского периода); шестой этап — начало 1990-х гг. — настоящее время (совре­менная налоговая система). "**"'



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образцы заданий для вкр по финансовому праву

    Документ
    В главе 1 необходимо раскрыть следующие понятия: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, банковская деятельность, банковские операции, иностранный банк, Центральный банк.
  2. Программа курса российское налоговое право (Общая часть) для студентов заочного отделения (на базе высшего образования)

    Программа курса
    Рекомендовано в печать решением кафедры конституционного права и прав человека юридического факультета Казанского государственного университета от « 10 » апреля 2007 г.
  3. Н. С. Тимофеев Муниципальное право России: учебник

    Учебник
    В учебнике освещаются современная организация местного самоуправления в Российской Федерации, развитие российского законодательства и практики в данной сфере, а также состояние муниципального права как одной из юридических наук.
  4. Учебно-методический комплекс петрозаводск 2011 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студента, виды учебных занятий по реализации учебного процесса, руководство самостоятельной
  5. Рабочая программа дисциплины дс. 01. 06 «Налоговое право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности юриспруденция

Другие похожие документы..