Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Открытое акционерное общество «Фабрика первичной обработки шерсти «Каскад» зарегистрировано как ОАО «Фабрика ПОШ «Каскад» 05.03.2002года (ранее ООО «...полностью>>
'Рабочая программа'
Целями освоения дисциплины «Методы прикладной статистики в биофизике» являются: расширение и углубление знаний студентов по вопросам статистической об...полностью>>
'Внеклассное мероприятие'
Цель игры: создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений, развивать такие качества, как умение слушать д...полностью>>
'Методические рекомендации'
Студенты, обучающиеся по специальности «Экономика и управление на предприятии (080502) (культуры и искусства)» (полного срока обучения) при изучении ...полностью>>

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (1)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики

Факультет социологии

Кафедра гуманитарных наук

Этнические проблемы на постсоветской территории

(Этничность и национализм)

Для факультета социологии и юридического факультета

Курс 4

Автор:

старший преподаватель, Акифьева Р. Н., akifieva@

Санкт-Петербург

2011

Пояснительная записка

Курс «Этничность и национализм» (Этнические проблемы на постсоветской территории) предназначен для студентов четвертогоо курса юридического факультета и факультета социологии.

В курсе обсуждаются этнические и национальные феномены в контексты различных дисциплин, анализируются теоретические дискуссии в исторической перспективе, обсуждаются вопросы, связанные с российской спецификой изучения этих феноменов. Сквозь призму современных теорий рассматриваются этнонациональные процессы, характерные для РФ, анализируется значение идеологии в формировании тех или иных убеждений, изучается роль образования, СМИ, переписи населения в формировании этнической, региональной и национальной идентичности, особенностей социальной категоризации. Особое внимание уделяется законодательно закрепленным механизмам воздействия на этнонациональную специфику региона и/или государства.

Учебные задачи курса:

  • знакомство с основными подходами к этничности и национализму в контексте различных дисциплин;

  • изучение классических концепций этничности, идентичности, национализма, мультикультурализма, расизма, миграционных теорий, современного состояния научных дискуссий;

  • овладение теоретическими знаниями, позволяющими объяснить этнические и национальные феномены, в особенности на территории РФ (конструирование национальной и этнической идентичности, механизмы формирования ксенофобии, стратегии адаптации мигрантов, законодательная практика и последствия и т.д.);

  • освоение традиционных и оригинальных методов и методик, овладение умением модифицировать методики и создавать новый инструментарий в соответствии с предметом и целями исследования (в том числе освоение методов анализа "языка вражды", знакомство с дискурс-анализом текстов).

Самостоятельная работа студентов включает в себя чтения обязательной и дополнительной литературы, написания итогового эссе, а также выполнение ряда письменных и устных заданий.

Семинарские занятия состоят из обсуждения прочитанной литературы, выступлений с докладами, участия в дискуссиях, обсуждения проделанной самостоятельной работы, выполнения практических заданий: знакомства с дискурсивным анализом для изучения "национальной идеи", участия в тренинге межкультурной коммуникации, освоения метода изучения толерантности текстов.

Формы контроля:

  • текущий контроль включает написание 1 эссе, выступление с докладами на семинарах, выполнение практических работ и домашних заданий.

  • итоговый контроль проводится в форме зачета.

Итоговая оценка за курс складывается из следующих составляющих:

30% - работа на семинарах, выполнение промежуточных заданий

30% - эссе

40% - зачет

Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале. 1-3 балла - "незачет", 4-10 баллов - "зачет".

Содержание лекций и семинарских занятий

Тема 1. Введение. Этничность: попытка определения. Современное состояние этносоциологии в России.

Введение в курс: структура курса, основные понятия. Что такое "этничность" и "этническая группа"? Этнические группы и социальные границы Ф. Барта. Современные подходы к этничности. Традиция и современность (Сталин, Бромлей, Гумилев). Последователи советской традиции и основные оппоненты (Тишков, Малахов, Дробижева, Солдатова, Сикевич). Этнология, социология, психология, история, демография, политология: специфика дисциплин.

Большой вклад в пересмотр теоретического осмысления того, что представляет собой этнические группы и как их необходимо изучать, внес норвежский антрополог Фредрик Барт. В 1967 году в Университете Бергена в Норвегии состоялся симпозиум, на котором группа скандинавских специалистов по социальной антропологии обсудила приемлемые способы изучения этнических групп и представила результаты своих исследований. В 1969 году по результатам симпозиума вышел в свет сборник статей, включающий в себя уже ставшее классическим "Введение", в котором Ф. Барт изложил основные положения нового научного подхода к изучению этнических групп. Согласно этому подходу для того, чтобы понять, что представляет собой этническая группа, необходимо изучать не "объективные", устойчивые культурные особенности, которыми эта группа обладает, а особенности, на основании которых человек воспринимается членами группы как представитель данной или другой группы, т.е. те особенности, которые приписываются и воспринимаются людьми в качестве критериев членства в этой группе. Так, например, представители одной этнической группы в качестве основных признаков членства могут признавать такие сигналы и знаки, как одежда, язык, жилища и т.д., а представители другой группы большое значение будут придавать системе ценностей, например, нормам нравственности и стандартам оценки поведения. Главными понятиями в определении этнической группы становятся не культура (культурные признаки), а социальные границы и этническая идентичность. Важным, таким образом, для описания этнической группы является не конкретный набор культурных особенностей, якобы свойственный всем или большинству ее представителей, а те особенности, которые являются важными для идентификации другого индивида как члена своей или другой группы. Вот как пишет об этом Ф. Барт: "Неважно, насколько члены группы отличаются своим внешним поведением, - если они утверждают, что принадлежат к категории А в противоположность другой, сходной категории В, они хотят, чтобы их воспринимали как А, а не как В и чтобы их поведение интерпретировалось и оценивалось как поведение А, а не как поведение В; иными словами, они декларируют свою принадлежность культуре этнической группы А. […] С такой точки зрения в фокус исследовательского внимания попадает этническая граница, определяющая группу, а не культурный инвентарь, который она в себе заключает1". Причем одни культурные признаки будут использоваться в качестве характеристик, позволяющих идентифицировать индивида как члена своей или чужой группы, а другие будут игнорироваться. Кроме того, набор избранных характеристик, определяющий этнические границы, может изменяться в различных ситуациях и с течением времени. Задача исследователя заключается в определении тех признаков, которые сами люди считают значимыми, и воспринимают в качестве маркеров, сигнализирующих о принадлежности к своей или другой группе.

В качестве примера, иллюстрирующего ценность многих положений этого новаторского для своего времени подхода, были разобраны результаты двух исследований, представленных на симпозиуме и вошедших в состав сборника: Гуннар Холанд «Экономические факторы в этнических процессах» и Ян-Петтер Блум «Этническая и культурная дифференциация».

Семинар.

Основная литература:

Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С.216 - 232.

Блум Ян-Петтер. Этническая и культурная дифференциация. // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. / Под ред. Ф. Барта. М.: Новое издательство, 2006. C.91 - 103.

Eriksen T. Ethnicity. / Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. London: Pluto Press, 1993 (second, expanded edition 2002), URL: http://folk.uio.no/geirthe/Ethnicity.html#Chapter1

Рекомендованная литература:

Барт Ф. Введение. // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. / Под ред. Ф. Барта. М.: Новое издательство, 2006. С.9 - 48.

Беккер Ф. Этничность и миграция: критическое прочтение понятия этничности в миграционных исследованиях. // Ab Imperio. 2001. №3. С.67 - 94.

Контрольные вопросы и задания:

  • Опишите, в чем заключается критика Ф. Барта современных для того времени подходов к изучению этнических групп, в чем специфика альтернативного подхода, предложенного Ф. Бартом, что, согласно Ф. Барту, лежит в основе культурного/ этнического многообразия.

  • Проанализируйте, с какой целью В. Малахов приводит пример из работы Абнера Коэна, что он иллюстрирует2?

  • Охарактеризуйте основные проблемы этноцентристского подхода к этничности.

  • Сравните понятия «этничность», «нация», «раса» и «класс».

  • Придумайте вопросы, которые позволили бы узнать об этнической идентичности информанта, социальных границах групп - кто является для него "своим", а кто "чужим", какие признаки являются значимыми в описании человека как "своего".

  • Заполните таблицу:

Основные тезисы

Сильные и слабые стороны

Субъективизм Ф. Барта

Объективизм А. Коэна

Теория «символического конструктивизма» П. Бурдье

Термины

Определения

Социальные (этнические) границы

разделяемые членами группы критерии принадлежности к этой группе и способы сигнализирования о включенности в эту или иную группу

Примордиальный подход к этническим группам и нациям

взгляд на этнические группы (и нации) как на отдельные культурные единицы, которые остаются относительно неизменными за счет преемственности или наследования определенного набора объективных признаков от поколения к поколению

Этническая идентичность

разделяемое индивидами представление о принадлежности к группе, вера в культурное сходство членов данной группы или в миф об общем происхождении и истории

Этноцентризм

подход, согласно которому категория «этнос» и его производные представляют собой основную детерминанту социального действия3

Тема 2-3. Нации и национализм.

Традиции в определение термина: "нация" как политическое сообщество (Э. Ренан) и этнокультурное сообщество (И. Гердер, И. Сталин). Теории национализма: примордиализм (Э. Смит), функционализм (К. Дойч, Э. Геллнер), неомарксизм (Т. Нэйрн, М. Хрох), конструктивизм (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум). Современное состояние дискуссии: характерные черты. Новые исследования (Дж. Хатчинс, Дж. Армстронг, Р. Брубэйкер, М. Биллиг). Этничность и национализм (Ф. Барт, Т. Эриксен, К. Вердери).

Долгое время изучение этнических групп и наций осуществлялось в рамках различных практически непересекающихся исследовательских традиций – этнические феномены преимущественно изучались социологами и антропологами, тогда как национализм и феномен нации попадали в фокус внимания политологов и историков4. В исследованиях наций и национализма основные изменения в теоретических представлениях приходятся на 80-е годы XX века и связаны, в первую очередь, с работами Эрнеста Геллнера "Нации и национализм" (1983) и Бенедикта Андерсона "Воображаемые сообщества" (1983)5. Несмотря на то, что эти исследователи по-разному определяют нацию и национализм и с разных позиций объясняют предпосылки формирования национальных государств, важным сходством является признание обоими исследователями того, что нации появляются в определенный исторический период, а не являются результатом развития этносов, как представляли себе сторонники премордиализма, и признание роли элит в формировании наций. Б. Андерсон определяет нацию как воображенное политическое сообщество, которое воображается "как что-то неизменно ограниченное, но в то же время суверенное. Оно воображенное, поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности"6. Это определение до сих пор не потеряло своей актуальности и метафора воображаемого сообщества применяется не только к сообществу нации, но и к другим сообществам, члены которых могут формировать представление о его границах и включать в него людей, с которыми никогда не встречались и о которых не слышали. В настоящее время исследователи не рассматривают нацию как общность с четкими границами. Известный современный исследователь национализма Роджерс Брубейкер предлагает не задаваться вопросом, что такое нация7. С точки зрения современных научных представлений такой вопрос малоинформативен. Он задается вопросом, с какой целью используют понятие нации и кто за этим стоит, т.е. как нация используется на практике как особый политический термин, который призван сплотить население по каким-то признакам. Например, националисты могут обращаться к индивидам, потенциально принадлежащим к нации, изменяя их идентичность, формируя представления о принадлежности к конкретной нации взамен существующих представлений о, например, принадлежности к определенной религиозной или региональной группе. Уже ставший классическим пример конструирования национальной идентичности описан в известной книге «Изобретение традиций», название которой тоже стало метафоричным. В статье Хью Тревор-Роупера описывается, как шотландские джентлмены с целью формирования шотландского национализма выдали элемент рабочей одежды – юбку, придуманную английским предпринимателем, за традиционную шотландскую одежду, а ирландскую литературу – за традиционную шотландскую литературу8. Надо отметить, что они добились больших успехов в формировании национальной шотландской идентичности. Р. Брубейкер призывает не принимать национализм и национальное государство за материальные сущности. Нация одновременно способна приобщать к группе людей, обладающих определенными признаками, и исключать из состава этой группы людей, не обладающих этими признаками.

На сегодняшний день этничность и национализм уже не изучаются в разных исследовательских традициях. Напротив, ученые признают сходство этих категорий - и этничность и национализм, в первую очередь, являются двумя родственными формами социальной идеологии, которые призваны сформировать представления о мире, состоящем из культурных однородных групп, в первом случае - этнических, во втором - наций. Норвежский антрополог Томас Эриксен определяет национализм и этничность как идеологии, которые подчеркивают культурное сходство их "приверженцев" и выстраивают границы по отношению к Другим – тем, кто начинает восприниматься как представители другой (чужой) общности9. Первостепенную роль в формировании национальных и этнических границ играют элиты, преследующие свои интересы. Известный британский ученый Энтони Смит пишет о признании большинством современных исследователей национализма социальной природы всех коллективных идентичностей, что означает "понимание нации как культурного конструкта, выкованного и спроектированного различными элитами с целью удовлетворения определенных нужд или специфических интересов"10. Через несколько лет Ф. Барт также дополнил свою концепцию признанием роли элиты в создании и поддержании этнических различий.

Основное отличие между национализмом и этничностью лежит в их отношении к государству. С точки зрения националистов политические границы должны совпадать с культурными границами, т.е. в соответствии с националистическими идеями нация представляет собой политическое культурное однородное сообщество, тогда как многие этнические группы не претендуют на обладание собственным государством. Но в тот момент, когда политические лидеры этнического движения выступают с подобными заявлениями, т.е. провозглашают необходимость совпадения государственных и этнических или культурных границ, этническое движение становится националистическим11.

Семинар. Нации и национализм: современное состояние дискуссии.

Основная литература:

Брубейкер Р. Именем нации: размышления о национализме и патриотизме. // Ab Imperio. 2006. №2. С.59 - 79.

Вердери К. Куда идут "нация" и "национализм"? // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С.297 - 307.

Понарин Э.Д., Мухаметшина С.Н. Национальные проблемы на постсоветской территории. СПб: Европейский университет, 2001. С.2 – 20.

Рекомендованная литература:

Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С.134 - 174.

Контрольные вопросы и задания:

  • Проанализируйте, как определяют нацию и национализм К. Вердери и Р. Брубейкер, в чем сходства и различия подходов.

  • Как соотносятся понятия «нация», «гендер», «раса», «класс» с точки зрения К. Вердери?

  • Р. Брубейкер описывает, каким образом работают притязания на статус нации в различных обстоятельствах. Приведите примеры, упомянутые в его работе.

  • Опишите, в чем заключается критика национальных государств и национальной идентичности. Какова позиция Р. Брубейкера?

  • Укажите, в чем отличие идеологии национализма от этничности.

  • Заполните таблицу:

Персоналии

Определение нации

Нация в обыденном словоупотреблении

_____________________

Этническая традиция определения нации

Политическая традиция определения нации

  • Перечислите и охарактеризуйте основные подходы к национальным проблемам, заполнив таблицу:

Подходы

Основные характеристики

Персоналии

Функционалистские подходы

Конструктивистские и марксистские подходы

Примордиальные и социобиологические подходы

Инструментальные и институциональные подходы

Термины

Определения

Идеология

система верований и убеждений, обосновывающая и оправдывающая определенного типа практику, и побуждающая людей к действию в соответствии с этими верованиями и убеждениями12.

Национализм

Представляет собой систему идей и практик, целью которой является обоснование и удержание власти, посредством конструирования и закрепления представлений о коллективной общности - нации, объединяющей население того или иного региона или страны вне зависимости от систем стратификации или других структур деления общества.

доминирование одной группы над другой. Близко к понятию «ксенофобия» - предвзятому отношению к людям на основании их мнимой или реальной групповой принадлежности.

Семинар. Классические теории национализма (1).

Основная литература:

Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. С.62 - 96.

Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С.58 - 71, 79 - 86.

Геллнер Э. Пришествия национализма. Мифы нации и класса. // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С.146 - 185.

Контрольные вопросы и задания:

  • Охарактеризуйте структурно-функциональный метод.

  • Как определяет национализм Э. Геллнер?

  • Выделите основные критические замечания к концепции Э. Геллнера, перечисленные в работах В. Малахова и Э. Смита (письменно). Задание необходимо подготовить в группах по три-четыре человека.

  • Сравните подходы Э. Геллнера и К. Дойча. Что позволяет отнести эти подходы к теориям национализма, разработанных с использованием функционалистской методологии?

  • Опишите различия между двумя типами обществ, заполнив таблицу:

Агро-письменное общество

Индустриальное общество

Социальная стратификация

Коммуникация в обществе

Социальная и географическая мобильность

Высокая и низкая культура

Эгалитаризм/элитаризм

Семинар. Классические теории национализма (2).

Основная литература:

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. (Введение – обязательно).

Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. С.245-265.

Рекомендованная литература:

Биллиг М. Нации и языки. // ЛОГОС. 2005.Вып. 4 (49). С.44 - 71.

Джозеф Д. Язык и национальная идентичность. // ЛОГОС. 2005. Вып.4 (49). С.4 - 33.

Занятия строится на основе обсуждения концепции Б. Андерсона и докладов студентов:

Доклад №1:

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С.71 - 88.

Доклад №2:

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С.133 - 159.

Контрольные вопросы и задания:

  • Как определяет нацию и национализм Б. Андерсон?

  • Перечислите основные понятия, которые он использует в своей теории, дайте определения (письменно, в группах по три-четыре человека). Опишите основные положения теории.

  • Выделите основные критические замечания, обозначенные Э. Смитом (письменно, в группах по три-четыре человека).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Пояснительная записка
    Учебный курс «Бренд-технологии» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественостью».
  2. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Курсовая
    Реклама вошла в нашу жизнь и заняла в ней твёрдую нишу. Она окружает нас на улице, в печатных изданиях, в средствах массовой информации и интернете. Хотим мы этого или нет, реклама влияет на наше восприятие и на выбор при приобретении товара или услуг.
  3. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (4)

    Курсовая
    Актуальность исследования. В современном обществе постоянно происходят всевозможные социальные изменения, которые не могут не отразиться в образах, транслируемых средствами массовой коммуникации.
  4. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Курсовая
    Мы переживаем креативный бум. Повсеместно ведутся поиски новых идей и нетрадиционных решений. Сейчас на полосах газет и журналов можно встретить объявление о вакансии, как «креативщик», «креативный копирайтер» или «креативный дизайнер».
  5. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (2)

    Пояснительная записка
    Учебный курс «Основы монтажа» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Другие похожие документы..