Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Туры рассчитаны на: клиентов, предпочитающих путешествия в коллективе по четко продуманным и отработанным маршрутам, которые позволяют увидеть самое и...полностью>>
'Доклад'
Предложение о разработке совместной конвенции Совета Европы/ЮНЕСКО было сделано Генеральным секретарем Совета Европы в письме от 30 октября 1992 г. на...полностью>>
'Документ'
5-6 сентября 2011 года Институт экономических стратегий совместно с Российским новым университетом по заказу Министерства образования и науки Российс...полностью>>
'Регламент'
предоставления государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями опто...полностью>>

М. К. Аммосова Факультет психологии Кафедра культурологии рабочая программа

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова

Факультет психологии

Кафедра культурологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по КУРСУ

«ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»

Специальность – 020400 «Психология»

ЯКУТСК – 2004

Выдержки из рабочей программы:

ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Факультет: Психологии

Специальность: психология

Дисциплина: Этика и эстетика

Курс: 1

Семестр: 2

Лекции: 18

Практические занятия: 20

СРС: 30

Форма контроля: Зачет

Б) ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ГСЭ. Ф. 07.

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 020400 – Психология.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2. настоящего ГОС.

Специалист отвечает следующим требованиям:

  1. знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  2. знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

  3. владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

  4. имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимых для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

  5. владеет общественной и частной методиками профессиональной сфере.

Г) ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ КУРСА

Принципы построения курса:

  • Данный курс разработан для студентов 1 курса ОП ФЯФК в соответствии с Государственным образовательным стандартом;

  • Курс ориентирован на реализацию цели гуманитаризации образования и гуманизации общества;

  • Курс отвечает задачам формирования у студентов гуманистического мировоззрения, высоких нравственных качеств и эстетического сознания, как необходимых компонентов высокообразованной, творческой, целостной личности;

  • Явления материальной и духовной деятельности рассмотрены в контексте конкретно-исторического времени;

На современном этапе социокультурного развития актуальными становятся проблемы гуманизации общества, одухотворения личности. По этой причине при подготовке современного специалиста большое внимание уделяется не только на формирование специальных, профессиональных знаний и умений, но и на эстетическое и нравственное, духовное и душевное развитие личности.

Этика – философская наука о морали. Предметом исследования этики является философский анализ природы, сущности, структуры и функций морали, нравственные отношения, их специфика, закономерности возникновения и развития, их современное состояние и тенденция развития. Этика разрабатывает научно-этические представления общества о нравственности, которые усваиваются людьми и оказывают обратное влияние на состояние и развитие морали.

В общем комплексе наук о человеке у эстетики свое незаменимое ничем место. Чувственно-ценностная природа эстетического знания, ее критериальный характер в отношении ведущихся культурных и художественных поисков дают основание относиться к эстетике как к «специфической аксиологии культуры», как к ее «самосознанию», имеющему самое прямое отношение к формированию культурно-ценностных эталонов и приоритетов.

Как учебная дисциплина Этика и эстетика служат общим целям гуманитаризации образования. Усвоение этических и эстетических знаний способно пробуждать у людей их творческие миропреобразующие возможности.

Цели курса:

Основная цель обучения достигается путем решения ряда учебных задач. Студент после прохождения курса должен:

  1. Иметь преставление:

    1. о значении Основ этики и эстетики как культурологической дисциплины;

    2. о природе этической и эстетической культуры общества и личности и механизмах овладения ими;

    3. о нравственной жизни и эстетическом сознании личности;

    4. о многообразии моральных качеств личности и основных сферах эстетического отношения и деятельности

    5. об основах понимания искусства и этапах процесса художественного творчества.

2. Знать:

    1. происхождение и смысл терминов курса;

    2. основные категории курса;

    3. историю развития этической и эстетической мысли;

    4. предмет, цели и задачи курса.

3.Уметь:

3.1.оценивать достижения этической и эстетической культуры на основе исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт этического и эстетического освоения культуры;

3.2. выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся этического и эстетически-ценностного отношения к историческому прошлому, сегодняшним реалиям и будущему;

3.3. осмысливать идеалы общества и формировать свои адекватные системы этических и эстетических взглядов;

3.4. дать моральную и эстетическую оценку и характеристику себе и другой личности;

3.5. разбираться в проблемах этического подхода и художественного восприятия явлений духовной культуры, искусства и действительности

3.6. прорабатывать различные первоисточники и приобретать необходимые для культурного образования знания.

Д) Вопросы к зачету:

    1. Предмет и задачи этики.

    2. Методологические основания историко-этического исследования.

    3. Мораль.

    4. Происхождение морали. История нравственных отношений.

    5. Абсолютное в морали. Воплощение абсолюта.

    6. Свойства, структура, функции морали.

    7. Нравственная жизнь личности.

    8. Смысл жизни.

    9. Свобода. Свобода и необходимость. Нравственная свобода.

    10. Счастье.

    11. Дружба.

    12. Любовь.

    13. Вера. Этический смысл религиозной веры.

    14. Народная нравственность. Специфика национальных образцов нравственности.

    15. Национальное и общечеловеческое в морали.

    16. Нравственные коллизии ХХ века. Проблема нравственного прогресса человечества.

    17. Предмет, цели и задачи эстетики.

    18. Поиск новой методологической парадигмы в эстетике.

    19. Основные этапы развития эстетической мысли.

    20. Трагическое и комическое.

    21. Возвышенное и низменное.

    22. Прекрасное и безобразное.

    23. Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве.

    24. Эстетическое сознание и его структура

    25. Исторические формы и типы эстетического сознания.

    26. Эстетика природы.

    27. Эстетические начала трудовой деятельности.

    28. Эстетика быта и человеческих отношений.

    29. Понятие искусства. Отличие искусства от науки.

    30. Специфика объекта искусства.

    31. Предмет искусства и процесс художественного творчества.

    32. Виды искусства.

    33. Художественный образ как структура искусства.

    34. Восприятие произведений искусства как сотворчество.

Е) Литература

Обязательная литература

1. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. – Минск. – 2000.

2. Попов Б. Н. Этика. – М.: Академия. – 1999.

3. Гусейнов А. А. Введение в этику. – М. – 1985.

4. Эстетика. / под ред.Радугина А.А. – М.: Центр. – 2000.

5. Борев Ю. Эстетика. – М. – 1988.

  1. Кривцун О. Эстетика. – М. – 1998.

  2. Борев Ю. Введение в эстетику. – М. – 1965.

8. Попов Б. Н. Основы понимания искусства. – Якутск – 2001.

9. Попов Б. Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. – М. – 1986.

10. Бербешкина З. А. Совесть как этическая категория. – М. – 1986.

Дополнительная литература

1. Проблемы истории этики. (Методологические вопросы истории этики). – Вильнюс. – 1985.

2. Киссель М. А., Эдмин М. В. Этика Гегеля. – Л. – 1966.

3. Этика Канта и современность. – Рига. – 1989.

4. Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. – М. – 1989.

5. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М. – 1989.

6. Бердяев Н. А. Судьба России. – М. – 1990.

7. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. – М. – 1974.

8. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. – М. – 1988.

9. Валеев Д. Ж.. Происхождение морали. – Саратов. – 1981.

10. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. – М. – 1990.

11.Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация.// Природа. – 1988. №11. – С. 57-65.

12. Смертная казнь: за и против. – М. – 1989.

13. Дробницкий О. Г. Понятие морали. – М. – 1974.

14. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. – М. – 1984.

15. Франк С. Л. Смысл жизни. – М. – 1994.

16. Моральный выбор. М. – 1980.

17. Иванов В. Г. История этики древнего мира. – Л. – 1980.

18. Иванов В. Г. История этики средних веков. – Л. – 1984.

19. Иванов В. Г. Очерки этической мысли в России конца ХХ1Х – начала ХХ вв. – М. – 1985.

20. Монтень М. Опыты. – М. – 1980.

21. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М. – 1990.

22. Камю А. Бунтующий человек. – М. – 1990.

  1. Фромм Э. Искусство любить. – М. – 1990.

  2. Швейцер А. Культура и этика. – М. – 1973.

  3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. – 1991.

  4. Белинский В. Г. Опыт системы нравственной философии. Собр. Соч. – т. 1. – М. – 1976.

  5. Каган М. С. Мир общения. – М. – 1988.

  6. Этическая мысль. М. – 1991.

  7. Скрипник А. П. Моральное зло. – М. – 1992.

  8. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. – М. – 1978.

  9. Соловьев Вл. Общий смысл искусства. Соч.в 2-х т. – М. – 1988.

  10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М. – 1986.

  11. Ванслов В. В. Проблема прекрасного. – М. – 1957.

  12. Калантар А. Л. Красота истины: об эстетическом начале научного познания. – Ереван. – 1980.

  13. Толстой Л. Н. Что такое искусство? – М. –1985.

  14. Щетинин М. П. Объять необъятное. – М. – 1986.

  15. Новикова Л. И. Эстетика окружающей среды и повседневной жизни. – М. – 1983.

  16. Воробей Ю. Д. Диалектика художественного творчества. – М. – 1984.

  17. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. – М. – 1990.

  18. Зись А. Я. Виды искусства. – М. – 1979.

  19. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: очерк эстетической аксиологии. – М. – 1994.

  20. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М. – 1973.

  21. Попов Б. Н. О красоте человеческих отношений. – Якутск. – 1983.

  22. Попов Б. Н. Человек живет среди людей. – Якутск. – 1979.

  23. Попов Б. Н. Разговор о сокровенном. – М. – 2000.

Реквизиты автора:

Попов Борис Николаевич – д.филос.н., профессор, заведующий кафедры культурологии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. К. Аммосова Факультет якутской филологии и культуры Кафедра культурологии рабочая программа (1)

    Рабочая программа
    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.
  2. Рабочая программа по курсу: «Культурология» Для специальности: 022300 Безопасность жизнедеятельности

    Рабочая программа
    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.
  3. Рабочая программа курса "английский язык"

    Рабочая программа курса
    1.1. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
  4. Рабочая программа по курсу "Мировая художественная культура" Для государственный университетов

    Рабочая программа
    Настоящий курс разработан для студентов ПИ в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Курс "мировая художественная культура" является составной частью системы гуманитарных курсов госстандарта и присутвует
  5. Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции

    Документ
    Психология сегодня [Текст]: Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева; ГОУ ВПО «Рос.

Другие похожие документы..