Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Белок Hsp70 является индуцибельным представителем семейства белков теплового шока БТШ70 или Hsp70. HSP необходимы клетке во всех процессах ее жизнедея...полностью>>
'Документ'
3. Уточнена формулировка задания С1. 4. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К , подсчет слов в соч...полностью>>
'Семинар'
История Христианской Церкви занимается изучением прошлого в жизни Церкви и изложением его в систематическом порядке. Предметом науки истории Русской ...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Мы, наверное, не ошибемся, если скажем о чувствах, которые испытывает преподаватель перед тем, как начать разговор по предмету, которого не было в шк...полностью>>

Центр социально-психологической помощи несовершеннолетним Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Центр социально-психологической помощи несовершеннолетним

Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования


Часть 1

Составитель: Белокрылова Т.С.

г. Советский, 2004 год

Агрессивность

Психокоррекционная работа с агрессивными детьми

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.:Генезис, 2000

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психо­логическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное дест­руктивное поведение, противоречащее нормам и прави­лам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отри­цательные переживания, состояние напряженности, стра­ха, подавленности и т.п.)».

Причины появления агрессии у детей могут быть са­мыми разными. Возникновению агрессивных качеств способ­ствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, ког­да ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутству­ют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое вли­яние оказывает характер наказаний, которые обычно при­меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляю­щие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, разви­вая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, ко­торая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем изве­стно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро на­чинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действо­вать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзы­вает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его аг­рессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, сто­ящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожале­нию, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Вот как описывает Н.Л.Кряжева поведение этих де­тей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего доби­вается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насто­рожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрес­сивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их…

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточ­но богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как выявить агрессивного ребенка

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддер­жке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «при­клеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не состав­ляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разрабо­таны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.

  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

  3. Часто отказывается выполнять правила.

  4. Часто специально раздражает людей.

  5. Часто винит других в своих ошибках.

  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

  7. Часто завистлив, мстителен.

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ре­бенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей. (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно стара­ется отплатить тем же.

  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

  7. Он не прочь подразнить животных.

  8. Переспорить его трудно.

  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то пло­хое, шокирующее

окружающих.

  1. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

  2. Часто не по возрасту ворчлив.

  3. Воспринимает себя как самостоятельного и решитель­ного.

  4. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

  1. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, же­лание найти виноватых.

  1. Легко ссорится, вступает в драку.

  1. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

  1. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

  2. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

  3. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утвер­ждение оценивается в 1 балл

Высокая агрессивность -- 15 — 20 баллов.

Средняя агрессивность — 7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

Мы приводим данные критерии для того, чтобы вос­питатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в даль­нейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

Как помочь агрессивному ребенку

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и тол­каются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелатель­ное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как посту­пить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар до­вольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием отклик­нутся на предложение, и наше общение с ними станет бо­лее эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодей­ствия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей прием­лемым способам выражения гнева.

  1. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

  1. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочув­ствию, сопереживанию

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что прояв­ление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабуш­ки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким об­разом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвер­нувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не подда­димся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой и крика­ми. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно­сосудистым заболеваниям. К. Изард (1999) публикует кли­нические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических рас­стройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический ар­трит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гиперто­ния и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и ку­саться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными спо­собами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в ре­зультате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вер­бальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в кото­рой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безус­ловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомен­дует В.Оклендер. В своей книге «Окна в мир ребенка» (М., 1997) она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольно­го возраста (6 — 7 лет) обычно испытывают облегчение.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое «вольное» общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых зрителей». В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуации, ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет чести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше «зреть» и охватит большее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру « Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а пе­дагогу — беспрепятственно провести занятие может так на­зываемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба "Крик"» и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик об­ратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом ос­тавляют содержимое «Мешочка» учителю на память.

В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множе­ство способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничива­ются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физичес­кой агрессией.

Воспитатель или учитель, видя, что дети «распетуши­лись» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные сорев­нования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчи­ки могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глу­бины конфликта. По завершении соревнований лучше все­го провести групповое обсуждение, во время которого каж­дый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не все­гда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подуш­ки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального - мышечного напряжения, если мы научим детей пользо­ваться ими в экстремальных ситуациях.

Понятно, что в классе во время урока ребенок не мо­жет пинать консервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик может завести, например, «Листок гнева» (см. ниже)

Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудови­ще с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

Однако чаще всего конфликтные ситуации возника­ют на переменах. Тогда с детьми можно проводить группо­вые игры, (некоторые из них описаны в разделе «Как иг­рать с агрессивными детьми»). Ну, а в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надув­ные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие.

Правда, многие взрослые не хотят, чтобы их дети иг­рали с пистолетами, ружьями и саблями, даже игрушечны­ми. Некоторые мамы не покупают сыновьям оружия вовсе, а воспитатели запрещают приносить его в группу. Взрос­лым кажется, что игры с оружием провоцируют детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявле­нию жестокости. Однако ни для кого не секрет, что даже если у мальчиков нет пистолетов и автоматов, большинство из них все равно будет играть в войну, используя вместо игру­шечного оружия линейки, палки, клюшки, теннисные ракет­ки. Образ воина-мужчины, живущий в воображении каждого мальчишки, невозможен без украшающего его оружия. По­этому из века в век, из года в год, наши дети (и не всегда это только мальчики) играют в войну. И кто знает, может быть, это и есть безобидный способ выплеснуть свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно запретный плод осо­бенно сладок. Настойчиво запрещая игры с оружием, мы тем самым способствуем возбуждению интереса к этому виду игры. Ну, а тем родителям, которые все-таки выступают против пистолетов, автоматов, штыков, можно посоветовать: пусть попробуют предложить ребенку достойную альтерна­тиву. Вдруг получится! Тем более, что существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ре­бятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.

Небольшие бассейны с водой, размещенные в груп­пе детского сада, - настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

  1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шари­ки, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

  1. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыги­вает» из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Мы рассмотрели первое направление в работе с аг­рессивными детьми, которое условно можно назвать «ра­бота с гневом». Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявле­ния различных форм агрессивного поведения.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глуби­не души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрес­сивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональ­ных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М.И.Чистяковой (1990), упражнения и игры, разра­ботанные Н.Л.Кряжевой (1997), а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных со­стояний.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания

    Автореферат
    Защита состоится 21 апреля 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.05 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, Москва, ул.
  2. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ
    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.
  3. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

    Документ
    Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Савин Г.И. (руководитель коллектива), Кисина Т.С., Гусева М.И., Зыкова В.Е.
  4. Рабочая книга по профилактике вич-инфекции и наркозависимости. От составителей

    Книга
    Приоритетная цель программ пропаганды здорового образа жизни среди молодежи заключается в том, чтобы добиться роста уровня информированности местного сообщества молодых людей в области профилактики ВИЧ-инфекции, инфекций, передаваемых
  5. 1 февраля 2011 года Конференция прошла при поддержке Уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка

    Реферат
    Социальные катаклизмы, переживаемые нашим обществом во всех сферах жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Другие похожие документы..