Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
- Конкурс «Мини-мисс Беллиданс– Европа» проводится с целью популяризации и развития восточного танца, ознакомления общественности с красотой и тенденц...полностью>>
'Программа'
(эксфолиация, омолаживание, улучшение цвета, увлажнение и подтягивание кожи рук и ног, замедление роста кутикулы, укрепление ногтей, удаление мозолей...полностью>>
'Документ'
При вступлении в КПМО мы предполагали возможные риски, основным из них является боязнь педагогического коллектива инновационных преобразований. Чтобы...полностью>>
'Сценарий'
Совместная работа: подготовка атрибутов к предстоящим соревнованиям, Олимпийский флаг с разноцветными кольцами, Олимпийский “огонь”, медали, дипломы, ...полностью>>

Э. С. Ярмусик «24» декабря 2009 г. Методические указания

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

истории и социологии

____________/ Э.С. Ярмусик

«24» декабря 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по подготовке, оформлению и защите курсовой (дипломной) работы

на факультете истории и социологии ГрГУ им. Я.Купалы

1. Цели и задачи выполнения курсовой (дипломной) работы

Выполнение курсовой (дипломной) работы является важным этапом обучения студентов на факультете истории и социологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Основной целью курсовой (дипломной) работы является выработка профессиональных навыков научного исследования. В качестве основных задач, поставленных перед студентом при написании курсовой (дипломной) работы, можно выделить следующие:

— закрепление и углубление теоретических и практических знаний и применение их для решения конкретных задач;

— знакомство с методологией и методами проведения научных исследований;

— приобретение навыков работы с различными типами источников, усвоение принципов их научного анализа и обобщения, внешней и внутренней критики, методов извлечения, осмысления, использования возможно полной и объективной информации, содержащейся в них;

— формирование навыков самостоятельного решения актуальных научных и практических задач;

— овладение приемами логичного, ясного и убедительного изложения в письменной форме своих мыслей;

— формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований и направленности на практическое освоение результатов научной деятельности;

— выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы (в том числе научной) в условиях современного развития науки и общества.

В результате написания курсовой (дипломной) работы студент должен уметь:

— самостоятельно работать с источниками и литературой;

— формулировать цель, задачи работы, выводы, обосновывать актуальность выбранной темы, структуру работы;

— делать научно обоснованные выводы на основании изученного материала;

— владеть методами ведения исследования;

— четко и последовательно излагать свои мысли в письменном виде, пользоваться научной терминологией;

— оформлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.

Желательно, чтобы тема дипломной работы была связана с темами курсовых работ, написанными в предыдущие годы. Таким образом, студент, по сути, работает над дипломной работой в течение нескольких лет и имеет возможность более глубоко изучить избранную тему и максимально решить поставленные задачи.

Курсовая работа, даже на 1-м курсе, должна представлять собой исследование научного характера, включающее в себя авторскую инициативу. Качество курсовой работы зависит от индивидуальных способностей и степени подготовленности студента, его умения тщательно и систематически работать над источниками, определяется быстротой, с которой студент усваивает новые приемы работы, степенью глубины восприятия студентом научной литературы.

Курсовая (дипломная) работа не должна представлять собой компиляцию, т.е. сводку различных данных, взятых из монографий, учебников и др. В работе должен быть проведен анализ, исследование всего доступного материала, относящегося к данной теме и содержащегося в рекомендованных источниках, разумеется, с учетом уже сложившихся в науке концепций и взглядов, которые высказаны в соответствующей научно-исследовательской литературе.

Дипломная работа является квалификационной работой выпускника. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» защита дипломной работы, осуществляемая на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), является формой итоговой аттестации и проводится в целях завершающей проверки степени освоения выпускниками учебных планов по специальностям и учебных программ по изучаемым учебным дисциплинам и определения возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации и выдачи документов о высшем образовании.

2. Этапы выполнения курсовой (дипломной) работы

Процесс выполнения курсовой (дипломной) работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, перечень которых (в порядке выполнения) представлен ниже:

— выбор темы, ее согласование с назначенным научным руководителем и утверждение в установленном порядке;

— формирование структуры работы, ее согласование с научным руководителем;

— сбор, анализ и обобщение источниковых и исследовательских материалов по выбранной теме;

— формулирование основных выводов по результатам проведенной самостоятельной исследовательской работы;

— подготовка письменного проекта курсовой (дипломной) работы и его представление руководителю;

— доработка первого варианта курсовой (дипломной) работы с учетом замечаний руководителя;

— чистовое оформление курсовой (дипломной) работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений;

для дипломной работы (дополнительно):

— представление дипломной работы для предзащиты на заседании кафедры;

— подготовка доклада или презентации для защиты дипломной работы на заседании Государственной экзаменационной комиссии;

— направление дипломной работы на рецензирование;

— оперативное устранение выявленных недостатков;

— получение допуска к защите дипломной работы от заведующего кафедрой.

Студент в период написания работы совместно с научным руководителем должен:

— составить план исследования и календарный план работы на весь период с определением последовательности выполнения отдельных этапов;

— систематически работать над источниками и литературой;

— постоянно поддерживать связь с научным руководителем и делать устные отчеты о ходе работы и получать необходимую консультацию;

— по мере написания отдельных глав представлять их научному руководителю, исправлять и дополнять работу в соответствии с полученными замечаниями.

3. Подготовка к написанию курсовой (дипломной) работы.

Работа над курсовой (дипломной) работой начинается с поиска источников и литературы по теме. Их следует подбирать по двум основным разделам: источники (как опубликованные, так и не опубликованные), на основе которых будет написана данная работа, и исследования (монографии и научные статьи), в которых в той или иной степени исследована данная тема.

При составлении библиографического списка студент может обращаться к ресурсам сети Интернет. Подбор источников и литературы продолжается в течение всего времени работы над темой. Поэтому, не ожидая, пока список литературы будет окончательно составлен, следует приступить к работе.

В начале работы над курсовым (дипломным) проектом прежде всего необходимо уяснить себе место изучаемого вопроса в современной науке. Для этого следует ознакомиться с соответствующими разделами учебников, с другой учебной литературой и общими работами по тому периоду, к которому относится тема курсовой или дипломной работы. Это позволит получить общее представление о проблематике темы, степени ее изученности, месте и значении в науке вообще и в истории изучения данного вопроса, в частности.

Изучая литературу по теме, обязательно следует уяснить, какие вопросы темы курсовой или дипломной работы уже получили в науке исчерпывающее разрешение, какие только поставлены или разрешены лишь частично, а какие даже не затрагивались. Студенту также важно определить те вопросы, которые даже в новейшей литературе решены, по его мнению, односторонне, с неверных позиций или недостаточно полно. Это должно быть обязательно отражено в историографическом обзоре, который дается во введении работы. Однако высказываемые замечания и критика должны быть аргументированными, доказательными и научно корректными. Они должны базироваться на анализе совокупности всех фактов, которыми располагает историография. В любой теме, независимо от ее объема и характера, лишь всестороннее и полное выявление документов, обращение к уже проведенным исследованиям позволят представить исторические события в их подлинной связи и значении.

При написании работы студент должен строго придерживаться хронологических рамок темы и четко определить круг важнейших вопросов, которые следует рассмотреть. Это необходимо сделать, чтобы не уклониться от основного содержания, не увлечься рассмотрением второстепенных проблем, а тем более вопросов, не относящихся к избранной теме.

При изучении источников и литературы следует систематически делать выписки. Большие разделы монографий, имеющие прямое отношение к теме курсовой работы, целесообразно кратко законспектировать, обратив особое внимание на доказательства, к которым прибегает автор. Доказательства эти могут быть выражены в виде цифр, дат, названий, ссылок на конкретные источники, литературу и т. п.

В выписках рекомендуется указывать фамилию и инициалы автора, точное название его работы, а также выходные данные и страницу, с которой взята информация. Собственные мысли и соображения, возникшие в процессе изучения источников и литературы, рекомендуется записывать, помечая их условными знаками (лучше всего своими инициалами).

Кроме того, по каждой изученной при работе над темой книге полезно записывать информацию, характеризующую данную книгу. При этом следует накапливать сведения об авторе, данные об издании книги и т. п., имеющиеся в редакционном предисловии. Подобные сведения будут полезны при написании историографического обзора.

При определенных навыках работы с персональным компьютером рекомендуется создание баз данных. Это особенно актуально для тех студентов, которые для решения поставленных научных задач оперируют однотипными данными, материалами статистики.

4. Структура курсовой (дипломной) работы

В ходе работы над темой у студента постепенно складывается план, который для курсового (дипломного) проекта в структурном отношении должен включать следующие элементы:

1) титульный лист (Приложение 1 – 2);

2) оглавление (Приложение 3);

3) список условных обозначений, символов, терминов, использованных сокращений (при необходимости);

4) основная часть (введение, главы, заключение);

5) список использованных источников и литературы;

6) приложения (при необходимости).

4.1. Введение курсовой (дипломной) работы

Наличие развернутого введения – обязательное требование к курсовой (дипломной) работе. Во введении необходимо четко и ясно обосновать тему, показать ее значение и научную актуальность, определить место рассматриваемой темы в истории того периода, к которому она относится, или в общеисторическом процессе.

Во введении следует сформулировать цель и поставить конкретные задачи исследования, определить хронологические и географические рамки исследования и аргументировать правомерность их выбора.

Не следует формулировать цель как «Исследование...», «Изучение...», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. Рекомендуется использовать такие глаголы, как «определить», «выявить», «обосновать», «разработать» и т. п. Цель должна соответствовать названию курсовой (дипломной) работы, а задачи – названиям глав (пунктов).

Далее во введении указывается объект – та часть реального мира, которая познается, исследуется, и предмет исследования – конкретно изучаемая студентом часть объекта.

Во введении курсовой работы по историческим специальностям студентов 1-го курса дневной формы обучения и студентов 2-го курса заочной формы обучения (а в последующих курсовых и дипломной – в самостоятельной главе «Историография и источники») дается характеристика историографии исследуемой проблемы и источниковой базы.

Во введении курсовой работы по специальности «Социология» студентов 1-го курса дневной формы обучения и студентов 2-го курса заочной формы обучения (а в последующих курсовых и дипломной – в самостоятельной главе «Теоретико-методологические основания исследования») дается характеристика научной литературы по теме и источниковой базы.

Для дипломной работы обязательным является описание во введении методов, использованных автором при проведении исследования. В дипломной работе должны приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию, а также оценка научной новизны исследования.

Указывается, на каких научных конференциях, симпозиумах, докладывались результаты исследований, включенные в дипломную работу. В случае наличия у студента по теме дипломной работы опубликованных статей, тезисов и т. д., во введении может быть указана опубликованность результатов исследования.

В завершении введения приводится описание структуры и объема работы (указывается, из каких структурных элементов состоит работа: введение, количество глав, пунктов, их краткая характеристика, заключение, список использованных источников с указанием количества наименований, а также объем работы в страницах и др.).

По своему объему введение может, как правило, занимать от 3 до 7 страниц.

4.2. Первая глава курсовой (дипломной работы)

Первая глава курсовой (дипломной работы) студентов исторических специальностей называется «Истоиография и источники». В дипломной работе по специальности «Социология» первая глава называется «Теоретико-методологические основания исследования».

Содержание данной главы ни в коем случае нельзя заимствовать из соответствующих разделов учебников и монографий. Она должна быть написана студентом самостоятельно и должна содержать личные суждения и оценки использованных в курсовом (дипломном) проекте источников и литературы.

Традиционно, эта глава вызывает наибольшие затруднения у студентов. Однако именно качественно выполненный историографический и источниковедческий анализ свидетельствует о профессионализме его автора, и от этого во многом зависят уровень и достоинства самой работы.

В историографическом обзоре следует дать анализ и оценку изученной научной литературы, имеющей отношение к исследуемой теме, показать, насколько полно, всесторонне, аргументировано, объективно освещены в ней отдельные вопросы и тема в целом, указав при этом, чем каждая монография или статья важны для осмысления избранной темы. В историографическом обзоре следует определить степень разработанности и изученности темы курсовой (дипломной) работы в характеризуемых исследованиях. Историографический обзор следует делать по хронологическому принципу, т.е. начинать с рассмотрения ранее изданных работ, переходя затем к характеристике более поздних публикаций.

Студент должен давать характеристику только самостоятельно им изученных исследований, не ограничиваясь лишь их описанием, а разбирая основные положения, достоинства и недостатки отдельных сторон рассматриваемых трудов, непосредственно связанных с темой его курсовой (дипломной) работы.

Важно также, чтобы студент, касаясь многоплановых работ, не ограничивался их общей характеристикой, а выделил и всесторонне оценил именно те разделы, которые имеют непосредственное отношение к теме курсовой (дипломной) работы, показывая, что сделано для ее изучения, какие проблемы остаются спорными или малоизученными. При этом необходимо ясно выражать и аргументировать собственное мнение по спорным вопросам, равно как и давать свою оценку (применительно к теме) использованных книг или статей.

В конце обзора использованной литературы главы следует подвести итоги, дать свою оценку степени разработанности темы в изученной научно-исследовательской литературе.

Далее в первой главе дается характеристика источниковой базы курсовой (дипломной) работы. Прежде всего, студент должен сгруппировать источники по их типам и видам. В зависимости от формулировки темы работы группы источников могут быть весьма разнообразными (законодательные акты; делопроизводственная документация; программные документы политических, общественных, научных организаций и партий; статистические материалы; эпистолярные памятники и мемуарная литература; публицистика и др.).

Далее следует дать внешнюю и внутреннюю характеристики использованных источников. Внешняя характеристика предполагает сообщение описательных сведений об источниках: место, время, исторические условия появления источника, обстоятельства его публикации. При внутренней характеристике источника определяются его назначение и характер, структура, степень достоверности содержащихся в нем данных, его особенности. Следует также указать, какие вопросы темы данный документ позволяет осветить.

Этот раздел введения должен быть завершен общей оценкой источниковой обеспеченности темы.

В дипломной работе по специальности «Социология» в первой главе излагаются теоретико-методологические основания исследования, где студент должен:

— представить все известные методологические подходы и концепции по исследуемой теме;

— проанализировать научную литературу и источники, обращая особое внимание на монографии и статьи в периодических изданиях последних лет;

— изложить суть и результаты известных социологических исследований, проведенных социологами по данной теме;

— дать критический анализ научно-методологических оснований и оценку теоретической и эмпирической разработанности темы.

Структура дипломной работы по специальности «Социология», имеющая прикладной характер, предусматривает в первой главе кроме характеристики теоретико-методологических основ, литературных источников и результатов известных социологических исследований, изложение собственного методического аппарата: программы, выборки и инструментария исследования, критический обзор выводов и практических рекомендаций ранее проведенных социологами исследований, суть и значимость выводов и рекомендаций по теме дипломной работы.

4.3. Основная часть курсовой (дипломной) работы

Основная часть курсовой (дипломной) работы, естественно, наибольшая по объему. Она должна занимать примерно 2/3 работы. В ней излагается суть проблемы, определяется авторская позиция. Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, которые должны иметь свое название, определяемое содержанием.

Весь порядок изложения материала в работе должен быть подчинен цели исследования. Разделение материала на главы, разделы, подразделы, а также их последовательность должны быть логически оправданными. Названия глав определяются содержанием. В названии должна отражаться проблема, решаемая в данной главе. Структура глав должна быть относительно пропорциональной по объему. Каждую главу курсовой (дипломной) работы следует завершать краткими выводами.

Понятно, что именно в основной части раскрывается тема, а потому важны характер и объем фактического материала, привлекаемого как в качестве аргумента, так и для иллюстраций отдельных положений, выдвигаемых автором. Описание разных сторон исследуемых проблем, процессов должно быть конкретным. Студенту необходимо проявить умение последовательного изложения событий при одновременном их анализе. Следует отдавать предпочтение главным, решающим фактам, а не мелким деталям, для чего важна предварительно проведенная классификация материала. После изложения конкретного вопроса в конце каждой главы необходим краткий вывод.

4.4. Заключение курсовой (дипломной) работы

Курсовое (дипломное) исследование завершается заключением, в котором подводятся итоги изучения, излагаются выводы, к которым пришел автор в ходе работы. Заключение должно быть кратким, содержать четкие формулировки, выводы, органически вытекающие из рассматриваемого конкретного материала и логически связанные с основным содержанием курсовой или дипломной работы, поставленными во введении задачами. Нет необходимости формулировать выводы шире, чем того требует рассматриваемая тема, и приводить положения, которые не подтверждены в работе конкретным историческим материалом. В заключении не следует повторять то, о чем речь шла в основной части, равно как и приводить новый фактический материал. Объем заключения должен составлять 2 – 3 страницы.

5. Требования к изложению и оформлению курсовой (дипломной) работ

Общими требованиями к курсовой (дипломной) работе являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов. Курсовая (дипломная) работа может быть выполнена на белорусском или русском языках.

Однако анализ дипломных работ многих студентов свидетельствует о том, что вышеназванные требования очень часто не соблюдаются. Наиболее распространенными ошибками во многих дипломных работах являются:

— бессистемность изложения материала;

— слабость доказательств и неубедительность выводов;

— злоупотребление цитатами и выдержками из книг в ущерб изложению самостоятельных рассуждений и взглядов самого автора;

— расплывчатость заключения;

— несоответствие содержания работы ее теме;

— наличие опечаток;

— нарушение правил оформления, цитирования, составления библиографических описаний и библиографического списка.

В связи с этим в данном положении особое внимание уделено важнейшим оформительским требованиям. Прежде всего, это касается изложения результатов исследования, цитирования, ссылок, сносок, составления библиографического описания документов и библиографического списка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План работы факультета истории и социологии на 2010 год Рекомендован к утверждению

    Документ
    Объединение деятель-ности кафедр и факультета в осущес-твлении методического сопровождения учебного процесса, изучение, обобщение и интеграция положительного опыта реализации образовательных программ.
  2. Бюллетень новых поступлений октябрь 2009 года

    Бюллетень
    Войцеховский, А. И. Будет ли найден Ноев ковчег? / А. И. Войцеховский. - Москва : Знание, 2009. - 144 с. : ил. - (Знак вопроса ; № 1). - Содерж.: Будет ли найдет Ноев ковчег? (оконч.
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.

Другие похожие документы..