Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Статья рассматривает практические аспекты разработки и совершенствования системы управления предприятием, включающие построение стратегической карты ...полностью>>
'Рабочая программа'
Данная рабочая программа по литературе в 5-ом классе составлена на основе программы Министерства образования РФ «Программа литературного образования....полностью>>
'Документ'
Англия 20 век. Преступник, совершивший, абсурдно жестокое, кровавое, американизированое преступление, должен быть пойман и наказан зо это вдвойне. Пуа...полностью>>
'Документ'
Отпущенное нам небольшое количество часов согласно учебных планов на изучение русского языка не дает возможности «погрузить» учащихся в предмет. Но в...полностью>>

Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 15 (22) «Безопасность библиотечных фондов» Петрозаводск 2005

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Библиотечная Ассоциация Республики Карелия

Национальная библиотека Республики Карелия

Библиотечный вестник Карелии

Выпуск 15 (22)

«Безопасность библиотечных фондов»

Петрозаводск

2005

УДК 02

ББК 78.34(2Р-6К)

Б 595

Печатается по решению редакционного совета Национальной библиотеки
Республики Карелия и Секретариата Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

Ответственный редактор:

Лапичкова В. П., зам. директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

Редколлегия:

Куликова М. М., гл. библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия

Ларина О. А., ведущий методист отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия

Терпугова Т. В., зав. справочно-информационным отделом Национальной библиотеки Республики Карелия

Кипнис Н. И., зав. сектором редких книг Национальной библиотеки Республики Карелия

Ответственный за выпуск:

Шалагина М. В., зав. редакционно-издательским центром Национальной библиотеки Республики Карелия

Составитель:

Фекличева Н. Ю., гл. библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия


Б 595

Библиотечный вестник Карелии. Вып. 15 (22). Безопасность библиотечных фондов / Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; Нац. б-ка Респ. Карелия ; [отв. ред. В. П. Лапичкова ; редкол.: М. М. Куликова, О. А. Ларина, Т. В. Терпугова, Н. И. Кипнис ; отв. за выпуск: М. В. Шалагина ; сост. Н. Ю. Фекличева]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2005. – 189 с.

В 15-й выпуск вестника «Безопасность библиотечных фондов» вошли законодательные и нормативно-правовые акты, дающие представление о государственной политике в деле обеспечения безопасности культурных ценностей и библиотечных фондов как их составной части. Материалы республиканского семинара «Безопасность библиотечных фондов» (20–23 апреля 2004 г.) познакомят с состоянием безопасности учреждений культуры РК, задачами в осуществлении безопасности библиотечных учреждений и вопросами формирования концепции безопасности библиотек. В сборник также включены дополнительные материалы, призванные помочь библиотечным работникам выработать единые принципы в решении проблем безопасности библиотечных фондов.

УДК 02

ББК 78.34(2Р-6К)

©

©

Библиотечная Ассоциация

Республики Карелия, 2005

Национальная библиотека Республики Карелия, 2005

От составителя

Фонды публичных библиотек – информационный ресурс, который, кроме научной, культурной и исторической ценности, представляет огромную материальную ценность. Однако, в последнее время ряд факторов создает реальную опасность для библиотек как хранилищ культурного наследия нации. Среди них:

  • сложная социально экономическая ситуация в стране;

  • нехватка финансовых средств и нестабильное финансирование библиотек;

  • возрастающие угрозы стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • ухудшение экологической обстановки;

  • терроризм;

  • высокий уровень преступности;

  • несанкционированный доступ к информации и др.

Таким образом, проблема обеспечения безопасности библиотек выходит за рамки внутрибиблиотечной политики, требует к себе внимания властей всех уровней. Одной
из важнейших государственных задач в реализации культурной политики становится создание безопасных условий для функционирования библиотек и хранения и исполь-зования фондов.

Утверждая «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации», Президент В. В. Путин определил в качестве главной ее составляющей – сохранение информационных ресурсов, в первую очередь ценных и редких документов, хранящихся в фондах библиотек. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ также рассматривает проблему обеспечения безопасности библиотек как приоритетную. Так, подпрограмма «Безопасность библиотек и библиотечных фондов» вошла составной частью в «Национальную программу сохранения библиотечных фондов».

Данный выпуск вестника включает «Доктрину информационной безопасности Рос-сийской Федерации» и другие правовые и нормативные акты, определяющие векторы государственной политики в области обеспечения безопасности культурных ценностей России и Республики Карелия.

Одним из важнейших направлений государственной политики как в Российской Федерации, так и в Республике Карелия, является сохранение культурного наследия.
К одной из главных проблем в этом направлении относится обеспечение безопасности музейных и библиотечных фондов. Показателем признания республиканскими органа-ми власти важности решения этих проблем стало утверждение в 1997 году Постановлением Правительства РК программы «Безопасность библиотечных фондов Республики Карелия на 1998–2000 годы»1, в 1998 году – принятие Постановления Правительства РК «О мерах по обеспечению безопасности культурных ценностей в Республике Карелия»2.

Профессиональная компетентность сотрудников библиотек – важная составляющая в развитии библиотечного дела в республике в целом и в таком частном вопросе, как обеспечение безопасности библиотечных фондов. Осознавая этот факт, Национальная библиотека Республики Карелия, как методический центр для общедоступных (публичных) библиотек РК, ведет планомерную и систематическую работу по повышению квалификации библиотечных работников. Вопросы безопасности библиотечных фондов тесно связаны с проблемами сохранения библиотечных фондов, поэтому прошедший 20–23 апреля 2004 года под эгидой Министерства культуры и по связям с общественностью РК и Библиотечной Ассоциации Республики Карелия республиканский обучающий семинар «Безопасность библиотечных фондов» стал логическим продолжением серии семинаров по вопросам обеспечения сохранности библиотечных фондов. Спектр вопросов, обсуждаемых на семинаре, был достаточно широк: от общих – состояние безопасности учреждений культуры РК, деятельность вневедомственной охраны по защите культурных ценностей, противопожарная безопасность объектов культуры, информационная безопасность в современных условиях, до частных – проблемы в осуществлении безопасности библиотечных учреждений и формирование концепции безопасности библиотек. Материалы семинара, итоговый документ, содержащий в себе перечень первоочередных мер в обеспечении безопасности библиотек, публикуются в этом вестнике. По просьбам директоров ЦБС республики, высказанным во время проведения семинара, также публикуется «План действий Национальной библиотеки Республики Карелия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Во время семинара Комиссия в составе группы специалистов из Центра безопас-ности культурных ценностей Дирекции Музейного фонда Российской Федерации Мини-стерства культуры Российской Федерации провела обследование состояния безопасности Национальной библиотеки Республики Карелия, библиотеки-филиала № 11
МУ «ЦБС» г. Петрозаводска и Центральной районной библиотеки пос. Шуя Прионежского района РК.

В повышении квалификации библиотечных работников важны не только те знания, которые получают слушатели, но и возможность и умение применить их на практике.
С целью определения продуктивности и эффективности семинаров по вопросам сохра-нения и безопасности библиотечных фондов, прошедших в 2000–2004 гг., НБ РК про-вела экспресс-анкетирование, итоги которого также публикуются на страницах этого сборника.

Составители вестника выражают благодарность всем, кто предоставил свои мате-риалы и участвовал в его составлении. Материалы республиканского семинара «Безопасность библиотечных фондов» публикуются в авторской редакции.

Официальная информация


Российская Федерация

Республика Карелия

З А К О Н

РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

О внесении изменений в Закон Республики Карелия
«О культуре»

Принят Законодательным Собранием 16 декабря 2004 года

Статья 1

Внести в Закон Республики Карелия от 24 января 1995 года № 31-ЗРК «О культуре» (Собрание законодательства Республики Карелия, 1995, № 2, ст. 294; 2002, № 4, ст. 380) следующие изменения:

  1. абзац второй статьи 4 изложить в следующей редакции:

«сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

  1. в абзаце четвертом части второй статьи 22 слово «карел» исключить;

  2. статью 27 изложить в следующей редакции:

«Статья 27. Государственная охрана объектов культурного наследия расположенных на территории Республики Карелия, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

  1. в разделе VII:

  1. в наименовании слово «Компетенция» заменить словом «Полномочия», слова «и органов местного самоуправления» исключить;

  2. статью 29 изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Полномочия Законодательного Собрания Республики Карелия
и органов исполнительной власти Республики Карелия в области культуры

    1. К полночиям Законодательного Собрания Республики Карелия в области культуры относятся:

  1. законодательное регулирование в области культуры;

  2. установление республиканских социальных и финансовых нормативов
    в области культуры;

  3. утверждение республиканских целевых программ о сохранении и раз-витии сферы культуры;

  4. утверждение объемов средств, направляемых на финансирование отрасли культуры из бюджета Республики Карелия;

  5. осуществление иных полномочий в области культуры в соответствии
    с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Республики Карелия и законами Республики Карелия.

2. К полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия
в области культуры относятся:

1) участие в проведении единой федеральной государственной политики
в области культуры на территории Республики Карелия и выработка республиканской политики в сфере культуры;

2) создание условий для сохранения, возрождения, развития народных художественных промыслов и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям;

3) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и государственный контроль за их сохранением;

4) разработка и реализация:

– законодательных актов Республики Карелия в области культуры;

– республиканских социальных и финансовых нормативов в области культуры;

– республиканских целевых программ о сохранении и развитии сферы куль-туры;

      1. принятие нормативных правовых актов в области культуры в соответствии с федеральными законами и законами Республики Карелия;

      2. заключение и реализация соглашений в области культуры с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными общественными организациями зарубежных стран и международными организациями в порядке, установленном законодательством Россиийской Федерации;

      3. создание, реорганизация и ликвидация республиканских государственных учреждений культуры;

      4. формирование государственных заказов в области культуры;

      5. информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности;

      6. ведение статистического учета в области культуры;

      7. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников культуры;

      8. контроль за исполнением законодательства Республики Карелия
        о культуре;

      9. осуществление иных полномочий в сфере культуры в соответствии
        с федеральными законами, Конституцией Республики Карелия, законами Республики Карелия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.»;

с. статью 30 признать утратившей силу;

5. статью 35 изложить в следующей редакции:

«Статья 35. Финансирование культуры и культурной деятельности.

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Республике Карелия является государственное финансирование.

За счет средств бюджета Республики Карелия осуществляется финансирование:

  1. республиканских целевых программ в сфере культуры;

  2. мероприятий по организации и поддержке республиканских учреждений культуры;

  3. мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия республиканского значения;

  4. мероприятий по организации библиотечного обслуживания населения библиоте-ками Республики Карелия;

  5. мероприятий по созданию и поддержке музеев Республики Карелия;

  6. других мероприятий, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области культуры, осуществляемых в соответствии с федеральным законодательством, Конституцией Республики Карелия, настоящим Законом и иными законами Республики Карелия.»

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 4 и 5 статьи 1 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 ян-варя 2005 года.

Глава

Республики Карелия С. Л. Катанандов

г. Петрозаводск

27 декабря 2004 года

№ 837 ЗРК

Утверждаю

Президент Российской Федерации

9 сентября 2000 г. № Пр-1895

ДОКТРИНА

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Извлечения

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет со-бой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина служит основой для:

  • формирования государственной политики в области обеспечения информацион-ной безопасности Российской Федерации;

  • подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, науч-но-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

  • разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Россий-ской Федерации применительно к информационной сфере.

I. Информационная безопасность Российской Федерации

1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью ин-формационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит
от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состоя-ние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации консти-туционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интере-сов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

  • повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;

  • усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-техничес-кого и духовного потенциала Российской Федерации;

  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

  • обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную
    и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

  • укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

  • гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

  • не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

  • обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

  • укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

  • интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в инфор-мационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Для достижения этого требуется:

  • развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;

  • развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

  • развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств
    и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

  • обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в ин-формационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкци-онированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В этих целях необходимо:

  • повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего, безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

  • интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;

  • обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

  • расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодей-ствия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац б-ка Респ. Карелия; [отв ред и сост.: Лапичкова В. П.]

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В. П.]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2007.
  2. Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 16 (23) Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность Петрозаводск 2005

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 16 (23). Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; Нац.
  3. Республики Карелия Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 19 (26) Библиотеки Карелии в 2005 году Петрозаводск 2006

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 19 (26). Библиотеки Карелии в 2005 году / Нац. б-ка Респ. Карелия ; Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В.
  4. Библиотечный вестник Карелии (5)

    Документ
    Худякова Т. А., гл. библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия, руководитель Центра профессионального развития библиотечных работников Карелии при НБ РК
  5. Библиотечный вестник Карелии (2)

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 12 (19): «Это едино и свято: Родина – Память – Язык» (Работа библиотек по сохранению исторических, национальных традиций и культурного своеобразия Республики Карелия) / Библ.

Другие похожие документы..